Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации для слушателей, обучающихся на заочной форме обучения по специальности 40. 05. 02 «Правоохранительная деятельность»




страница1/16
Дата25.06.2017
Размер4.1 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра философии

Утверждаю

Начальник кафедры философии

Нижегородской академии

МВД России

полковник полиции

___________И.А. Треушников
«__» 2016 год

Методические рекомендации

для слушателей, обучающихся на заочной форме обучения

по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность»,

специализация – административная деятельность

(узкая специализация – деятельность участкового уполномоченного полиции),

специализация – оперативно-розыскная деятельность

(узкая специализация - деятельность сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции),

специализация – оперативно-розыскная деятельность

(узкая специализация – деятельность оперуполномоченного уголовного розыска)

Составители: Треушников И.А.,

Клементьева С.В.,

Ивашевский С.Л.

Обсуждены и одобрены на заседании

кафедры философии

05 июня 2016 года. Протокол № 23

Нижний Новгород – 2016

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу слушателей. Главное в ее правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения дисциплин. Известно, что в процессе обучения в ВУЗе на заочной форме обучения удельный вес самостоятельной работы очень велик. Поэтому для слушателя крайне важно овладеть ее правильной методикой.

Мы ограничимся только краткими рекомендациями по тем видам самостоятельной работы, которые могут использоваться при изучении данного курса. К таким видам относятся:


  1. работа над лекционным материалом;

  2. работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

  3. изучение и конспектирование философских произведений;

  4. подготовка к семинарам;

  5. написание контрольных работ;

  6. подготовка к экзамену.

Вопросы для самостоятельной работы по тем темам, которые, в определенной части, орые изучаются на аудиторных занятиях рассмррарарассматриваются на аудиторных занятиях, выделены специально в данных материалах и обозначены отдельно по каждой теме. Для организации самостоятельной работы необходимо внимательно прочитать и уяснить положения рабочей программы учебной дисциплины «Философия".

Прежде всего, необходимо осмыслить лекционные материалы, так как вопросы для самостоятельной работы непосредственно с ним связаны. Следует выяснить какое место занимают проблемы, вынесенные на самостоятельное изучение, в общем контексте темы, каковы общие и особенные черты проблем рассматриваемой темы.

Следующим этапом будет работа с учебными пособиями, справочной литературой, монографиями, периодикой, хрестоматиями и оригинальными философскими текстами.

Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным постраничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов, на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях.

Все сказанное выше в равной степени относится и к работе с монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, слушатель должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, так как это в рассматриваемых в аудитории темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность “утонуть” в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление обучающегося об изученных вопросах.

Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для слушателей заключается здесь в необходимости усвоения, понимания и запоминания значимых объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения.

Подготовка к семинарскому занятию требует прежде всего чтения рекомендуемых философских и монографических работ, их реферирования, подготовка докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т. п.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Последние не следует оставлять “на потом”, так как на экзамене действует, как правило, “закон подлости”: в билетах попадается именно тот вопрос, который хуже всего знаешь. Беседа обучающегося и преподавателя может дать многое, ибо еще Платон в своей знаменитой Академии весьма активно использовал этот простой прием получения знаний. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем философии.

Необходимо особо подчеркнуть, что в ходе самостоятельной работы слушатель реализует цели и задачи курса философии, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Особое внимание необходимо уделить проблемам философского осмысления государственности и права, что отвечает специфике вуза.

Настоящие материалы призваны скоординировать действия учащихся по освоению вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение. Материалом пособия не исчерпывается необходимая для успешной сдачи экзамена информация. Темы настоящего пособия соответствуют темам курса «Философия». Для оптимизации освоения учебного материала он разбит на части и вопросы, выделенные жирным шрифтом.


Учебная литература по дисциплине:

а) основная литература:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011; 2012.

2.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2007; 2010; 2011.

б) дополнительная литература:

1.Антология мировой философской мысли: Хрестоматия: в 2 ч./ Под общ. ред. В.Б.Першина. - Н.Новгород: НА МВД России, 2002.

2.Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.: «Дашков и К», 2007.

3. Груздева В.В. Введение в философию права: Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010.

4.История философии: Учебное пособие / Под ред. С.В. Орлова. – СПб.: Питер, 2006.

5.История философии: Учебник / Под ред. Г.В. Гриненко. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2011.

6.Клементьева С.В. Методология научного познания: Учебное пособие. –Н.Новгород: НА МВД России, 2010.

7.Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005; 2006.

8.Треушников И.А. Интересные вопросы истории философии: Учебно- методическое пособие. - Н.Новгород: НА МВД России, 2003.

9.Треушников И.А. Проблема «Запад-Восток» в философии всеединства: В.Соловьев, Е.Трубецкой, С.Булгаков, П.Флоренский: Монография. – М.: Издательский дом «Городец», 2009.

10.Философия. Учебник для бакалавров / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: Юрайт, 2012.
Особое внимание следует обратить на изданные в НА МВД России хрестоматии по философии и философии права: Антология мировой философской мысли: Хрестоматия: В 2 частях / Под общ. ред. В.Б. Першина. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2002; Философия права: Хрестоматия / Отв. ред. В.В.Груздева. - Н.Новгород: НА МВД России, 2006.

Они в достаточном количестве имеются в библиотеке академии. Тексты, собранные в хрестоматиях, доступны для понимания обучающихся. Хрестоматии содержат справки о крупнейших философах и философских направлениях и школах.


Желаем успехов!

Методические материалы

для самостоятельной работы по философии
Раздел 1. Природа и сущность философского знания.
Тема 1. Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности.
Понятие мировоззрения, его структура и основные типы

Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим  вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны».Его всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы,  может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться?  Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.

Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть  как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемыобеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются  знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и идеалы.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с  человеческим родом.

На основе мифологического и религиозного мировоззрений складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.



Предмет философии, ее структура и функции.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo- люблю, sophia – мудрость, в древнерусских источниках - любомудрие). Сначала появились философы, затем слово «философ» и несколько позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, наименование «философ» впервые встречается у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Античные мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая является прерогативой богов, а удел человека – любовь к мудрости, влечение к ней. В диалоге «Пир» Платон уточняет: «Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Из богов никто не занимается философией, поскольку боги и так мудры. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды...Занимаются ею те, кто находится между богами и невеждами» (Платон, диалог «Пир», 204 а-б).

Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть мудрость. Многознание, как учил Гераклит, не прибавляет мудрости. Мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах, явлениях судить, исходя из признания их общей непреходящей основы, и в том, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в единичном, обосновать и объяснить многообразие феноменов человеческого существования. Необходимость  подобного подхода осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека. Это, так называемые, вечные философские вопросы, которые на протяжении тысячелетий сохраняют свое значение для человека и для человечества.

В отличие от мифологии, которая строит общую картину мира на уровне эмоционально-чувственного познания, философия создает взгляд на мир, ориентированный на рациональное познание, она пытается понять мир, исходя из него самого.

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе.

Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. .

– Во-вторых, проблема познания человека и  смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию  спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII–XIX вв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект».

Основной вопрос философии.

Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

Материализм исходит из того, что мир по своей природе материален, извечен, несотворен, материя – первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи (мозга), сознание, таким образом, вторично. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-либо других сил. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека лишь как природное существо, не видя в нем прежде всего общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносились человеком, что зачастую обожествлялись, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т.п.). В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне. Несмотря на всю свою ограниченность, такое материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, счастью, добру, красоте и т.д.

Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Те из них, кто полагает, что сознание существует вне и до природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель и др.). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом (мировым разумом, идеей, волей, Богом). Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.

Иную версию идеалистического решения основного вопроса философии предлагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Это субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм и др.). Субъективный идеализм акцентирует внимание на субъективной стороне жизни человека, его неоднозначном и противоречивом отношении к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека.
Таким образом, возможность различных трактовок предмета философии заключается в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в этой связи Л.Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и  рекомендовал не забывать о времени, когда было создано то или иное произведение.

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

- онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

- гносеологияраздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания  к реальности, выявляются условия  достоверности и истинности знания;

- аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

- праксеологияучение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

- антропология – философское учение о человеке;

- социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.


Роль и место философии в обществе определяется ее функциями, под которыми понимается ее воздействие на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Функции философии многоаспектны. Важнейшие из них:

- мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

- методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном  образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

- гносеологическая заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

- аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

- праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

- прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Литература:

1.Агутин А.В. Мировоззренческие идеи в уголовно-процессуальном доказывании: Монография.- М., 2004.

2.Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Философия права: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2004.

3.Библер В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) // Вопросы философии. - 1995.- № 1.

4.Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире / Пер. с англ. – Ярославль, 2001.

5.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. – М., 1986.

6.Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.

7.Касьян А.А. Философская культура как критерий образованности // Вестник высшей школы. - 1989.- № 8.1

8.Кириленко Г.Г. Самосознание и мировоззрение личности. - М., 1988.

9.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

10.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1992.

11.Мерло-Понти М. В защиту философии. - М., 1996.

12.Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. - 1993.- № 9.

13.Розин В.М. Философия и методология: традиция и современность // Вопросы философии. - 1996.- № 11.

14.Специфика и функция философского знания. - Л., 1989.

15.Стародубцева Л.В. Философия “от фонаря” // Вопросы философии. - 2003.- № 2.

16.Степанков В.Г. Логико-гносеологический анализ соотношения понятия и категории (на примере феномена “правовая позиция”) // Актуальные проблемы в области гуманитарных наук: от теории к практике. – Н. Новгород, 2003. – Вып. 4. – С. 239-260.

17.Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. - 1993.- № 9.

18.Щелкунов М.Д. Мировоззрение и общенаучное знание. – Казань.1990.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
  • Учебная литература по дисциплине: а) основная литература
  • Методические материалы для самостоятельной работы по философии Раздел 1. Природа и сущность философского знания.
  • Философское мировоззрение
  • Предмет философии, ее структура и функции.
  • Основной вопрос философии.