Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методические рекомендации для педагогов и вожатых детских оздоровительных лагерей по работе с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении




страница1/21
Дата10.02.2017
Размер3.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной гуманитарный институт








Методические рекомендации для педагогов и вожатых

детских оздоровительных лагерей по работе с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении

Редакционно-издательский отдел МГОГИ

2013

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………
I. Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей

в каникулярный период по работе с детьми и подростками, нуждающимися

в психолого-педагогическом сопровождении
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными

возможностями здоровья …………………………………………………………….



1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот………………………...

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей, оказавшихся

в трудной жизненной ситуации……………………………………………………….



1.4. Принципы и подходы в работе педагога и психолога с детьми и подростками,

нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении …………………….


II. Картотека психологических игр, конкурсов и тренингов общения

для педагога-организатора детского оздоровительного лагеря
2.1. Тренинг общения, картотека психологических игр и сто конкурсов

для детей младшего школьного возраста……………………………..…………….



2.2. Тренинг общения, картотека психологических игр и сто конкурсов

для подростков…………………………………………………………………………..



2.3. Тренинг общения, картотека психологических игр и сто конкурсов

для старшеклассников…………………………………………………………………..


Приложения
Приложение 1. Формирование штатов летнего оздоровительного лагеря ……………

Приложение 2. Должностные обязанности сотрудников ДОЛ ………………………..

Приложение 3. Морально-этический кодекс вожатого …………………..……………

Приложение 4. Памятка о правилах обеспечения безопасности детей в ДОЛ ………..

Приложение 5. Рекомендации педагогам по оказанию первой психологической

помощи в экстренной ситуации …………………………………………

Приложение 6. Рекомендации вожатым по разрешению нестандартных ситуаций

в отряде …………………………………………………………………...

Приложение 7. Анкета «Уровень психологической комфортности»……………………

Введение
Организационное и методическое обеспечение каникулярного отдыха детей представляет собой традиционную, но актуальную задачу по той причине, что усложняется контингент оздоровительных лагерей. Сегодня педагогу приходится работать в стремительно меняющихся условиях, сталкиваться с воспитанниками и педагогическими ситуациями, которые раньше казались просто немыслимыми или встречались как исключительные. Сегодня резко возрастает расслоение, дифференцированность воспитанников детских оздоровительных лагерей, что создает особые условия и представляет собой особые трудности в организации отдыха детей и подростков. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает моделирование условий, стимулирующих процессы социализации, развития, психо-физического оздоровления, конструктивного решения внутриличностных и жизненных задач.

В данном методическом пособии нашли отражение некоторые аспекты организационного обеспечения и психолого-педагогического сопровождения трех категорий воспитанников: детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предложенные направления, пути и технологии психолого-педагогического сопровождения позволяют оптимизировать психические состояния и самоотношение, улучшить взаимоотношения между детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами, детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и их нормально развивающимися сверстниками.

Пособие содержит значительный арсенал упражнений психологических тренингов, игр и конкурсов, адекватное использование которых не только выполняет собственно рекреационную функцию, но и дает возможность создать психокоррекционную и психотерапевтическую атмосферу в детском оздоровительном лагере (ДОЛ), т.е. решать столь важные для указанных категорий воспитанников специфические психологические и педагогические задачи.

Особое внимание организаторов каникулярного отдыха детей и подростков следует обратить на приложения методического пособия, которые содержат важную информацию для решения целого ряда практических вопросов организации жизни современного детского оздоровительного лагеря.

Пособие будет полезно преподавателями высших и средних педагогических учебных заведений, занимающихся учебной подготовкой вожатых, всем организаторам каникулярного отдыха детей и подростков.
I. Методические рекомендации для вожатых детских оздоровительных лагерей в каникулярный период по работе с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21