Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическая записка




Скачать 89.58 Kb.
Дата28.06.2017
Размер89.58 Kb.
ТипПрограмма

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА




к программе по музыкальной литературе

детской хоровой студии «ПИОНЕРИЯ»

Общеобразовательный уровень, духовная культура наших детей должны отвечать запросам нового времени. В этой связи предмет «Музыкальная литература» занимает особо важное место в эстетическом воспитании детей.


Главные цели программы предмета «Музыкальная литература»:


  1. Воспитать общую музыкальную культуру, то есть способность понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

  2. Пробудить настоящий, глубокий интерес к музыке, развить творческие способности и фантазию детей.

  3. Развить слуховое мышление, память.

  4. Осуществить гармоническое развитие всех музыкальных способностей детей в процессе активного восприятия музыки.

  5. Достичь начального образовательного уровня освоения курса музыкальной литературы детьми в процессе комплексного обучения в ДХС «ПИОНЕРИЯ».

  6. Воспитать не просто музыканта, а, прежде всего, человека.

  7. Воспитывать чувство гордости за русскую культуру и уважение к ней.


Основные задачи программы предмета «Музыкальная литература»:
1. Содействовать развитию навыков слухового контроля у детей при прослушивании музыкального материала.

2. Научить детей различать жанры в различных видах искусства: музыке, живописи, литературе.



  1. Научить детей анализу форм и жанров музыкальных произведений.

4. Научить детей разбираться в основных направлениях и стилях в искусстве: барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм.

  1. Изучить творчество и биографии зарубежных и русских композиторов (по программе).

Программа по музыкальной литературе ДХС «ПИОНЕРИЯ» рассчитана на 7 лет обучения. Одна из важных ее особенностей состоит в том, что история развития музыкального искусства дается как часть общей культуры изучаемой эпохи и связывается воедино с развитием живописи, архитектуры, литературы, что особенно важно для расширения общего кругозора учащихся.

По сравнению со многими существующими программами, содержание данной программы значительно расширено в связи с изучением таких тем, как: история зарождения музыкальной культуры, происхождение и развитие музыкальных инструментов, возникновение различных жанров музыки. Она предоставляет возможность педагогу дать более широко сведения об эпохе, в которой жил композитор, рассказать о его окружении, его мировоззрении. Программа знакомит детей с различными направлениями и стилями в искусстве.
Основными методическими принципами, лежащими в основе данной программы, являются общие педагогические принципы:


  1. Принцип «Первичности накопления музыкальных впечатлений», которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности.

  2. Принцип «От простого - к сложному», учитывающий возрастные особенности детей.

  3. Принцип «повторности». Он дает возможность хорошо закрепить изучаемый материал (концентрический принцип).

  4. Принцип «От частного к общему», когда происходит теоретическое осмысление многих слуховых впечатлений.

Данная программа учитывает необходимость создания единой направленности работы педагогов всех специальностей студии. Поэтому преподаватель музыкальной литературы не должен замыкаться в рамках своей узкой специальности, а постоянно проникать в сферы всех музыкальных дисциплин, не отрываясь от живой музыкальной практики учащихся.

В связи с этим очень важна роль хора, как главной дисциплины в хоровой студии или школе. Наряду со своими специфическими задачами, хоровые занятия и уроки музыкальной литературы имеют и общие: воспитывать у учащихся умение слушать музыку, вырабатывать навыки слухового контроля. Поэтому не случайно данная программа по музыкальной литературе во всех классах включает много материала, связанного с хоровой музыкой, и опирается на репертуар младшего, среднего и старшего хоров «ПИОНЕРИИ».

Так, в младших классах ряд разделов программы посвящен знакомству с различными хоровыми составами, хоровыми жанрами, приемами хорового исполнения. При изучении темы «Элементы музыкального языка», жанров «Песня», «Романс», широко используется хоровой репертуар: русские народные песни (напр. «Во поле береза стояла», «В сыром бору тропина», «У меня ль во садочке», «Ах, ты степь», «У зари-то, у зореньки», «Повянь, повянь бурь-погодушка» и т.д.), песни из сборников Г.А. Струве «Пестрый колпачек», «Я хочу услышать музыку», и др.; романсы (напр. Ц. Кюи «Царскосельская статуя», Варламов – «Белеет парус одинокий», Г.А. Струве – цикл романсов на стихи А.С. Пушкина: «Храни меня мой талисман» и т.д.).

При изучении полифонии программа широко опирается на практические навыки пения двух - и трех голосия, выработанные в хоре. Особенно оживляют и обогащают уроки музыкальной литературы каноны из хорового репертуара «Пионерии». Они позволяют увидеть истоки музыкальных идей многих шедевров выдающихся композиторов, дают материал для знакомства с различными проявлениями музыкальной логики. Уже в младших классах происходит знакомство с такими жанрами хоровой музыки, как кант, духовный концерт. Особое внимание уделено значению хора в опере. Вводные уроки в старших классах обязательно предусматривают беседы о развитии хоровой музыки той или иной эпохи. В 4-5 классах происходит знакомство со сложными хоровыми жанрами: мессой, пассионами (используется материал старшего хора, напр.: Гайдн – месса B-due, Перголези – «Стабат матер», Моцарт - «Дона нобис пацем»). В 6 –м классе изучается русская духовная музыка. Программа включает темы: «Бытовая хоровая музыка петровских времен, духовная музыка Березовского, Бортнянского, Чеснокова, Рахманинова (В классе звучат произведения репертуара старшего хора. Например, кант «Радуйся, росско земле», Чесноков – «Господи три святое», Рахманинов – «Богородица, Дево, радуйся», Бортнянский – «Слава и ныне»). В 7-ом классе изучается хоровая музыка русских советских композиторов Прокофьева, Свиридова. В изучении музыкальных форм также часто используется хоровой репертуар: куплетная, 3-частная, период и даже сонатная форма (например, Корзин-концерт для детского хора a”capella).

Программа широко использует и знания, полученные учащимися в инструментальных спецклассах. Обязательно используется материал из репертуара учащихся, а также детские иллюстрации на уроках музыкальной литературы. Они очень оживляют и активизируют весь педагогический процесс и имеют большое воспитательное значение, – укрепляют веру учащихся в свои силы, стимулируют их домашнее музицирование.

Программа предусматривает также и творческие задания (напр., сочинение песен в различных народных жанрах, самостоятельные работы, связанные с анализом произведений из своего репертуара и др.).

Учащиеся должны также научиться грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, уметь рассказать о пройденных произведениях, их содержании, выразительных средствах, форме.

Распределение материала курса музыкальной литературы дано следующим образом.
1, 2 классы
Основные цели и задачи программы для учащихся 1,2 классов:


  1. Пробудить у детей интерес к музыке.

  2. Развить активное восприятие музыки.

В 1-ом классе, когда дети еще слишком малы для детального анализа музыки, программа делает акцент лишь на содержание музыкального произведения, его общий характер. Причем, педагогу надо стараться проводить параллель с произведениями литературы и живописи, как видов искусства, более доступных для их понимания. Дети слушают очень много музыки, но, учитывая их возрастные особенности, произведения эти небольшие, или даются фрагментарно. Педагогу надо помочь детям научиться рассказывать о своих впечатлениях, подбирать красочные эпитеты.



Программа 2-го года обучения посвящена детальному разбору элементов музыкального языка. В этом году слушается также много музыки, но, в основном, это произведения уже знакомые им по 1 –ому классу, что и позволяет детям более осмысленно и грамотно анализировать их. Сведения о композиторах, характеристика музыкальных произведений даются в общих чертах, без перегрузки излишними подробностями. На этом этапе важно установить тесный контакт с детьми, создать обстановку эмоционально-доверительной беседы. Всегда важно помнить, что музыка воспринимается посредством эмоций и должна вызывать живой интерес, приносить радость.
Основные требования программы к учащимся 1,2 классов:


  1. Уметь определять (почувствовать) содержание музыки. Научиться рассказывать о своих впечатлениях.

  2. Грамотно анализировать элементы музыкального языка (характер мелодии, лад и т.д.).

  3. Знать начальные краткие биографические сведения о композиторах – авторах прослушанных произведений.

  4. Знать определенный программой минимум классической музыки.


3,4 классы
Программы 3,4 классов построены по жанровому принципу.

Их основная цель – изучение и анализ вокальных и инструментальных жанров, доступных этому возрасту.
Основные задачи программы для учащихся 3, 4 классов:


  1. Научиться различать жанры в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.

  2. Знать: а) историю зарождения и пути развития русской народной песни, ее жанры, а также значения ее для развития русской классической музыки; б) историю развития хоровой музыки (виды и составы хоров); в) историю возникновения оперы, основные термины этого жанра (либретто, увертюра и т.д.).



Основные требования программы к учащимся 3, 4 классов:


  1. Знать и различать пройденные вокальные и инструментальные жанры.

  2. Знать основные термины.

  3. Уметь проанализировать форму и жанр музыкальных произведений.

  4. Знать музыкальный материал по программе (музыкальная викторина)


5,6,7 классы

Программы 5,6,7 классов имеют монографическое строение. Программа опирается на изучение творчества композиторов в хронологическом порядке. Хотя, в ряде случаев есть и отступление от этого принципа (например, творчество венских классиков изучается одновременно, что дает возможность проследить общие и отличительные черты их стилей). А изучение подряд нескольких сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена помогает лучшему усвоению сонатной формы на основе преемственности их музыки, общности жанровых особенностей. И, в то же время, есть возможность показать различие содержания, стилевых особенностей и т.д. В старших классах анализ произведений становится более детальным. Усложняется терминология. Увеличивается протяженность прослушивания музыки.



Основные цели программы для учащихся 5, 6,7классов:


  1. Сформировать комплекс знаний о творчестве зарубежных и русских композиторов.

  2. Научить определять и анализировать более сложные музыкальные формы, жанры, а также направления и стили в музыке.

  1. Воспитывать чувство гордости за русскую культуру и уважение к ней.


Основные задачи программы для учащихся 5,6,7 классов:


  1. Изучить биографии и творчество зарубежных и русских композиторов по программе.

  2. Научиться слушанию и анализу их основных музыкальных произведений (по программе).

  3. Знать основные направления и стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм, романтизм, импрессионизм.


Основные требования программы к учащимся 5, 6,7 классов:


  1. Знать биографии композиторов.

  2. Знать их основные произведения и уметь грамотно изложить свои мысли и впечатления о музыке.

  3. Уметь анализировать и сравнивать содержание, стили, особенности их музыки.

  4. Знать основные направления, стили, жанры и формы музыкальных произведений.

  5. Знать основные музыкальные термины.

  6. Знать имена и произведения выдающихся зарубежных и русских художников, писателей, поэтов, музыкантов – исполнителей.

Ниже приводится тематический план и сетка часов по курсу музыкальной литературы.







Каталог: sites -> default -> files
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Планы семинарских занятий для студентов очного обучения неисторических специальностей Челябинск 2014 ббк т3(2). я7 В676
files -> Бочарникова Наталья Викторовна Перевод названий текстов массовой культуры как инструмент лингвистического маркетинга
files -> Транскрибированный текст
files -> Биография арвинд джейн адрес: f 144 Нанакпура
files -> Ученая степень: кандидат исторических наук Другие должности: Сопредседатель Республиканской партии России Член попечительского совета «Федерации Интернет-образования»

  • Главные цели программы предмета «Музыкальная литература»
  • Основные задачи программы предмета «Музыкальная литература»
  • Основными методическими принципами, лежащими в основе данной программы, являются общие педагогические принципы
  • 1, 2 классы Основные цели и задачи программы для учащихся 1,2 классов
  • Дети слушают очень много музыки
  • Программа 2-го года обучения посвящена детальному разбору элементов музыкального языка.
  • Сведения о композиторах, характеристика музыкальных произведений даются в общих чертах, без перегрузки излишними подробностями
  • Основные требования программы к учащимся 1,2 классов
  • 3,4 классы Программы 3,4 классов построены по жанровому принципу. Их основная цель – изучение и анализ вокальных и инструментальных жанров, доступных этому возрасту.
  • Основные задачи программы для учащихся 3, 4 классов
  • Основные требования программы к учащимся 3, 4 классов
  • Основные цели программы для учащихся 5, 6,7классов
  • Основные задачи программы для учащихся 5,6,7 классов
  • Основные требования программы к учащимся 5, 6,7 классов