Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах




Скачать 288.46 Kb.
Дата06.01.2017
Размер288.46 Kb.
ТипМетодическая разработка
Министерство образования республики Коми

Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ

НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТВОРЧЕСТВО АННЫ АХМАТОВОЙ»

Автор: Смирнова Татьяна Николаевна

Учитель русского языка и литературы

СЫКТЫВКАР

2010 ГОД


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» поставлена задача вовлечения детей в исследовательские проекты и творческие занятия, для того, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Организация инновационного обучения должна обеспечивать формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения школьником, включать всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности и переводить учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень.

Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, проблематизировать ученика, стимулировать его к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех?

Данная работа представляет собой попытку описать авторскую технологию, включившую в себя несколько известных технологий. Инновация состоит в том, что они применяются в непривычном сочетании и обеспечивают более эффективный результат, чем по отдельности.

Я достаточно давно использую в работе технологии проектов, творческих мастерских и критического мышления. Каждая из этих технологий решает свои задачи. Так, метод проектов побуждает к самостоятельному добыванию знаний, мастерская будит чувства и формирует субъектную и мировоззренческую позицию через более глубокое изучение творчества и биографии писателя, а метод критического мышления позволяет познать не только философию автора, но и раскрыть в себе новые качества посредством погружения в текст. Сочетание этих технологий позволяет более эффективно решать весь комплекс задач, расширяя образовательное пространство, выводя его за пределы урока, то есть актуализирует собственную деятельность учащегося.

В современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. И эта важная проблема решается через данную технологию. При ее применении у обучающихся формируются и развиваются не только предметные, но и надпредметные компетенции, такие как информационная, коммуникативная, поликультурная, социальная.

Цель работы: Показать возможности применения комплекса технологий на примере изучения темы «Творчество Анны Ахматовой».

Важнейшей задачей для меня являлось создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по литературе, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания литературного образования.



Задачи:

  • создать ситуацию предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся;

  • включить обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

  • актуализировать эмоциональную сферу и эмоциональную память школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу;

  • обеспечить повышенный уровень знаний, позволяющий воспроизводить материал и применять его в новых учебных ситуациях;

  • включить механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический), механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального для перевода учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

Новизна разработки. Представленная методическая разработка является попыткой описать технологию работы над большим проектом, посвященным А.А.Ахматовой. Данная технология совмещает несколько известных методик: творческих мастерских, критического мышления, метода проектов, игровые технологии (организационно - деятельностная игра). На мастерской происходит интеграция – взаимодействие литературы с другими видами искусств: музыкой, живописью.

Этапы проекта:

  1. Урок (1 час) в начале учебного года по теме: «Серебряный век. Акмеизм. Ранняя лирика Ахматовой»;

  2. Мастерская погружения в творчество Ахматовой с элементами технологии критического мышления, с интеграцией литературы с другими видами искусств (музыка, живопись) «Любовная лирика А. Ахматовой» (2 часа);

  3. Уроки (2 часа) Организационно - деятельностная игра: применяется для решения дальнейшей деятельности и последующего развития среднесрочного проекта «Жизнь и творчество А.А.Ахматовой»

  4. Разработка проектов - сценарий, тематический сборник стихов, альбом и др. (Внеурочная деятельность)

  5. Дальнейшее развитие долгосрочного проекта «Жизнь и творчество А.А.Ахматовой» (Внеурочная деятельность с привлечением десятиклассников)

Основная часть

  1. Технология творческих мастерских

Работа над проектом началась с проведенной мною двухчасовой мастерской погружения с элементами технологии критического мышления на первых уроках по творчеству поэта. На изучение биографии и поэзии Ахматовой в программе выделено 4 часа (3 часа в профильных классах). Ученики к моменту проведения творческой мастерской были знакомы с некоторыми фактами биографии Ахматовой, ее лирикой периода акмеизма (десятые года ХХ столетия). Дальнейшее знакомство с поэзией Анны Андреевны Ахматовой я решила провести в творческой мастерской погружения и формирования ценностных ориентаций. Мастерская способствует активизации творческих способностей, помогает добраться до самого тайного в человеке, воспринимать предмет на эмоциональном уровне. А ведь только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать и познавать. Выбирая тему мастерской: «Любовная лирика Ахматовой», я руководствовалась возрастом детей, тем, что одиннадцатиклассники уже были готовы к личностному восприятию любовной лирики.

Целесообразность применения технологии в изучении данной темы обусловлена возможностью задействовать все особенности восприятия (опора и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетиков). Мастерская выступает как совокупность пространств – игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, сам встраивает собственные знания. А учитель инициирует поисковый, творческий характер деятельности учеников.

В Мастерской каждый раз происходит что-то удивительное, неожиданное, по-новому сам начинаешь воспринимать мир. Привычные для нас слова приобретают новые значения, становятся объемными, весомыми, живыми. «Почему бы не изображать слова, не орать, не дарить их?» - не спрашивает, а утверждает один из основателей «Мастерских» Пьер Колен. Не случайно многие Мастерские начинаются с игры ассоциаций, вызванных словом. Именно в мастерской, по мысли Мишеля Дюкома, идеолога «Нового образования», дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно четко, в образной форме выражать свои мысли».

Конечно, все теоретические выкладки Мастерской кажутся мертвыми по сравнению с живой работой в них. Стоит раз погрузиться в эту атмосферу - и либо сразу решаешь, что это «не твое», либо «заболеваешь» этой методикой всерьёз. Я «болею» Мастерскими уже давно и готовлюсь к ним к некому торжеству - торжеству творчества и сотрудничества с детьми.

Главным результатом проведенной мастерской стал проявившийся интерес к личности поэта, желание больше, глубже узнать и понять творчество Ахматовой. Оставшиеся два часа, отведенные изучению лирики поэта, мы решили посвятить разработке проектов для дальнейшего серьезного погружения в мир поэзии Анны Андреевны. Для этого я предложила ребятам провести организационно-деятельностную игру.




  1. Организационно-деятельностная игра

Данную технологию я решила ввести для решения дальнейшей деятельности и последующего развития среднесрочного проекта «Жизнь и творчество А.А.Ахматовой», т.е. на стадии погружения в проект, проблематизации, разработки проектного задания. Не делить самой на группы, не распределять обязанности внутри группы, не ставить самой актуальные задачи и проблемы, а дать возможность все этот проделать в ходе игры. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими (в проекте это руководитель, поисковик, аналитик, художник, компьютерный верстальщик и т.д.); б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) реальные отношения между играющими. Одна из основных характеристик ОДИ – активная, деятельностная включенность в работу всех учащихся 11 класса (коллективная мыследеятельность). Ученик делает собственную деятельность объектом своего активного воздействия: в ходе игры он изменяет, совершенствует или заново ее выстраивает. Перед проведением игры предшествовала подготовка детей, учителя. Ребятам был задан вопрос, что я хочу узнать о поэзии Ахматовой и посмотреть дополнительную литературу. Учитель готовил примерные темы и круг вопросов будущих проектов, подыскивал иллюстрированный материал к проведению игры.

Игра разбивается на три части:



Подготовительная: предполагается создание проектных групп в зависимости от заданных тем и поставленных проблем будущих проектов, заинтересованности ребят. Вывешиваются плакаты, либо выводятся на экран предполагаемые темы, круг вопросов и проблем проекта. К этой части учитель готовит материалы проектов: кроме тем, иллюстрированный материал, фактический, схемы и т.д., чтобы актуализировать детей к игровой деятельности, помочь определиться учащимся с выбором темы. На подготовительном этапе после создания групп происходит конструирование того, что будет разыграно в следующей части; отработка плана действий, самоопределение школьников. После того, как роли были распределены, учитель раздает инструктаж каждому члену группы, в котором четко определены обязанности всех в ходе этой игры. Принятие игровой роли, места, позиции требует от участников меняться, быть раскованными и ироничными к самим себе.

Фаза игрового действия. Каждая группа представляет в ролевых схемах, планах будущий проект. В этой фазе ребята в игре не только представляют свою роль (аналитика, поисковика и т.д.), но и реально оценивают свои возможности, знания, умения, осознают свое место в данном творческом проекте. Устанавливается правила взаимодействия по ходу разворачивания представления.

Аналитический разбор. Разбор позволяет уже не в игровой ситуации произвести анализ и критику исходного материала, развернуть, изменить, обогатить будущий проект. Учитель и учащиеся за счет этого могут увидеть направления и решения поставленных проблем, накопить опыт работы.

Таким образом, в ходе организационно - деятельностной игры были определены и обоснованы темы проекта, проблемы, круг вопросов, распределены роли в проектных группах. Кроме этого, учащихся еще больше заинтересовало творчество А.А.Ахматовой, на уроке-игре прозвучало много интересных, незнакомых фактов из жизни и творчества поэта. Уроки, мастерская, игра вывели учащихся на изучение поэзии Ахматовой во внеурочное время, подтолкнули их на создание долгосрочного проекта «Судьба трагическая, победоносная» (Жизнь и творчество великого русского поэта А.А.Ахматовой). О работе над проектом я расскажу в следующей главе.




  1. Критическое мышление (конструирование смысла посредством текста).

Анализируя и интерпретируя художественный текст, учитель часто навязывает один определенный смысл, существующий в литературной критике. Возникающие у учащихся различия в понимании и интерпретации текста обычно не приветствуются, поскольку расходятся с «официальной» трактовкой. Учащихся редко спрашивают о личных переживаниях в связи с произведением. Обычно учителя не стремятся направить ребенка на поиски собственной трактовки прочитанного. Учащимся надо предоставить возможность испытать особое чувство рождения собственного, глубокого личного восприятия текста. Пусть ощущают, как это восприятие развивается, пусть сравнивают его с мнениями одноклассников – причем не важно, противоречат мнения друг другу или находятся в полном согласии. Решить проблему самостоятельного восприятия произведения поможет метод критического мышления. Занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Этот принцип данной технологии я включила в один из этапов творческой мастерской «Любовная лирика А.А.Ахматовой» на стадии осмысления содержания через направляемое чтение.



  1. Технология современного проектного обучения.

Метод проектов – технология, по которой ученик выполняет в группах весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением готового программного материала.

Эта технология реально способствует формированию ученика, обладающего набором умений и навыков, к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно. Через активные формы обучения, проектировочную деятельность формируются важные ключевые компетенции, такие как социальная (способность учащихся брать ответственность решать проблемы общества), коммуникативная (владение устным и письменным общением с представителями разных слоёв населения), информационная (владение новыми технологиями, способность оценивать информацию, перерабатывать её). Сегодня ученику необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Таким образом выпускник должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности (например, моделирования, конструирования, проектирования и т. д. ), опыт эмоционально-ценностных отношений. На основе полученных знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика могут быть сформированы ключевые компетенции, приводящие к образованности и компетентности ученика в определённой сфере.

В ходе игры одна из групп одиннадцатиклассников решили разработать урок-спектакль о жизни Ахматовой. Учащимся удалось найти много материала о поэте, друзьях, семье, поэзии Ахматовой. Работа над спектаклем позволила переработать материал, связанный с жизнедеятельностью Анны Андреевны, составить сценарий. В итоге каждый ученик в составе группы выступил со своей ролью. Показ спектакля возвратил нас в атмосферу первой половины ХХ века, помог понять причину трагедии поэта, роль Ахматовой в поэзии. Ребята разделились на семь групп. Первая группа занималась поисково-информационным проектом. Главным на этом этапе стал поиск информации о жизни и творчестве А.А.Ахматовой. Итогом работы явилось создание картотеки литературно-критических статей, посвященных поэту. Вторая группа (литературоведческая) работала над исследовательским проектом «Неповторимость прекрасных слов». (Темы, мотивы, идеи творчества Ахматовой). Третья - (литературоведческая группа) разрабатывала исследовательский проект «Тема памяти в творчестве Ахматовой». Результатом стало написание реферата и создание сборника, где были собраны стихи по данной тематике. Исследовательским проектом «Таким я вижу облик Ваш и взгляд» (Поэты серебряного века об А.А.Ахматовой) занималась четвертая группа. Были собраны статьи, воспоминания, стихи об Ахматовой поэтов Серебряного века и создана картотека и сборник. К нему ребята сами написали предисловие о работе над этим проектом. В эту же картотеку и сборник вошли исследования другой группы «Акмеизм и Ахматова», которые занимались непосредственно изучением поэзии Ахматовой-акмеистки. Отдельная группа работает над проектом «Поэмы Ахматовой». Большое место в исследовании данной темы занимает поэма «Реквием». Работа над данным проектом продолжается. Ребята, свободно владеющие компьютером, заинтересовались темой проекта «Ахматова в Интернете». Они создают не только картотеку сайтов об Ахматовой, но и интернет-группу, объединяющую любителей, ценителей и знатоков поэзии Ахматовой. Работа над долгосрочным проектом «Судьба трагическая, победоносная» (Жизнь и творчество великого русского поэта А.А.Ахматовой) продолжается. Учащимися были выдвинуты еще две темы проекта: «Великая Ахматова и Великий Модильяни», «Ахматова в портретах». Во время работы над проектом у учащихся формировалась информационная компетенция: изучение различных источников информации, умение выбирать, находить информацию для разрешения конкретной проблемы, умение обрабатывать информацию, использовать её.

Практика указывает как на преимущества, так и на недостатки метода проекта в школе. С одной стороны, использование этого метода чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие научной пытливости, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность. Убедилась на практике в том, что метод проектов разрушает школьную рутину.


Заключение

Представленная методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в хорошо известные и апробированные технологии. Применение их в комплексе позволяет расширить образовательное пространство, дополнить систему уроков познавательной и творческой внеклассной деятельностью.

Осуществив этот проект, мои ученики стали более компетентными в вопросах творчества и биографии Ахматовой, осмыслили место поэзии Ахматовой в контексте русской культуры, сформировали собственное отношение к творчеству поэта и получили положительный опыт представления своей работы.

Представленные технологии, безусловно, не просты для учителя. Для их успешного применения требуется огромная подготовка и желание творить вместе с детьми. Не каждая учебная тема может быть воспринята учащимися на таком высоком уровне. И все же, применение представленных технологий позволяет повысить интерес к чтению, литературе, формирует навыки исследовательской деятельности, самостоятельности в поиске и обработке информации, повышает коммуникативную компетентность, формирует умение интегрировать знания из разных областей для решения конкретных учебных задач.



Список литературы

  1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску. // Частная школа.1997 №1

  2. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – Москва: Чистые пруды, 2006. – 4 с.

  3. Капитонов А.Н. Организационно-деятельностная игра в школе. //Школьные технологии. 2000. № 2

  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва, АРКТИ, 2005. – 19, 21 с.

  5. Степанова Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности. – Москва, Чистые пруды, 2007. 12, 16 с.

  6. Сборник материалов. Статья в сборнике «Русская филология в современном образовательном пространстве. Материалы межрегиональной научной практической конференции 8-9 ноября 2007» Смирнова Т.Н. Новые технологии в преподавании предметов филологического цикла - Сыктывкар, 2007 С.110-114

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (с элементами технологии критического мышления)

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А.А.АХМАТОВОЙ

Общедидактические цели:

- создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации;

- создать условия для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через лирический анализ содержательной стороны стихотворений Ахматовой;
- способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.
Триединые цели мастерской:

1. Образовательный аспект: анализ стихотворений А.Ахматовой; углубление изучаемой темы. Формирование аналитических навыков при работе с текстом.
2. Развивающий аспект: способствовать формированию аналитических и интеллектуальных навыков, развитию исследовательских умений учащихся. Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.
3. Воспитательный аспект: способствовать воспитанию культуры умственного труда, коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение высказывать свою точку зрения). Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности.

Данный урок - мастерская ценностных ориентаций и построения знаний, целью которой является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения, в частности стихотворений А.А.Ахматовой.



Задачи: Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.

Тип учебного занятия: обобщение и усвоение нового материала.
Форма проведения: групповая работа учащихся.
Технология: творческая мастерская формирования ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний, элемент технологии критического мышления (стадия осмысления содержании через направляемое чтение)

Оборудование

1.Тексты у каждого.

2.Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые - холодные цвета), листы бумаги.

3.Мультимедиа: компьютерная презентация по теме

4. Выставка книг А.А.Ахматовой

5. Записи стихотворений в исполнении Ахматовой;

6. Записи песен и романсов на стихи А.А.Ахматовой.

ХОД УРОКА:

Эпиграфы к мастерской:

Лишь тот был счастлив в мире этом,

Кто был любим и кто любил…

(Ратгауз)
Есть ли Счастье на свете сильнее Любви?...

(Мирра Лохвицкая)
Вступительное слово учителя:

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству Анны Андреевны Ахматовой, одного из величайших поэтов Серебряного века, представителя такого литературного течения, как акмеизм. Анна Ахматова многое пережила в своей жизни, но на всю жизнь сохранила в себе тот огонек, который позволил ей писать свои стихи, остающиеся созвучными чувствам многих поколений. Но урок у нас необычный, мы работаем в режиме мастерской.

Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее,

потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.

Творческого вдохновения всем нам!

Прежде чем перейти непосредственно к теме урока, вспомним основные правила мастерской. (1слайд презентации)



1 этап урока Индуктор (побуждаю)

Деятельность учителя: Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области каждого ученика; пробуждение личного отношения к предмету обсуждения. Индуктором служат эпиграфы к уроку: цитаты Ратгауз и Лохвицкой. (2 слайд презентации) Прочитаем эпиграфы. Какое ключевое слово является в этих высказываниях? –

(3 слайд презентации) Любовь. Все знакомое слово – любовь. На ваших столах листы бумаги, пусть каждый из вас напишет несколько слов-ассоциаций с этим словом. (1 минута), обменяйтесь своими ассоциациями с товарищами по группе.

Деятельность ученика: На листах бумаги, лежащих на столах каждый ученик пишет слова-ассоциации, связанные со словом любовь, обмениваются ими друг с другом. Создают общее групповое представление, образ об этом понятии и каждая группа афиширует свой найденный образ.

Любовь:


1 2 3

НАДЕЖДА ВОЗДУХ БАБОЧКА

СВЕТ СОЛНЦЕ ШЕПОТ

ТЕПЛО СТРАСТЬ ЯРКОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВОСТОРГ МОРЕ

ПОЛЕТ СЕМЬЯ ТРЕПЕТ

ДЫХАНИЕ КРЫЛЬЯ ГЛАЗА

Учитель: Практически все вы, ребята, связываете любовь с весной, счастьем, полетом, светом… И это понятно, вы юны, счастливы и любовь для вас – ожидание чуда.

2 этап. Вызов. Актуализация имеющихся знаний.

Деятельность учителя: Создает условие для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации. Но у нас сегодня мастерская посвящена не просто этому великому чувству – любви, а теме любви в поэзии. Вспомните поэтов и их произведения, посвященные любви.

Деятельность ученика: Актуализируют знания по содержанию изученных произведений. Называют поэтов, их стихи о любви:

.- ТРАГИЧЕСКАЯ, НЕСЧАСТНАЯ, ГУБИТЕЛЬНАЯ, НО ВЕЛИКАЯ ЛЮБОВЬ В СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф.И.ТЮТЧЕВА «ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ» (дети по памяти читают строчки или стихотворения Тютчева);

- БЕЗУМНОЕ СЧАСТЬЕ, ВОСТОРГ, РАДОСТЬ, «ЧТО НЕ ЗНАЕТ ПРЕДЕЛА» У А.ФЕТА;

- СЛУЖЕНИЕ И ПОКЛОНЕНИЕ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, ВСЕПРОЩЕНИЕ В СТИХАХ А.С.ПУШКИНА



Пробуждение интереса к теме.

Деятельность учителя: А мы заглянем в мастерскую слова Анны Андреевны Ахматовой. Как она пишет о любви, как любят ее лирические героини?

(4 слайд презентации) Тема мастерской – любовь в лирике А.А.Ахматовой На фоне фотографий Ахматовой.

Послушайте стихотворение в исполнении автора. (название произведения не оглашается). После прослушивания запишите слова, образы, ассоциации, которые вам приходят в связи с услышанным.



Деятельность ученика: После прослушивания стихотворения записывают образы-ассоциации…

- ТАЙНА, МОЛИТВА, СТРАХ, УЖАС, ТОСКА, КОЛДОВСТВО….

- НАПОИЛА ПЕЧАЛЬЮ, ВДРУГ ОНА ПРОЙДЕТ МИМО?

- ПЕЧАЛЬ, ЗАГАДКА, ТОСКА,



Учитель: Сейчас послушаем его еще раз, но уже в моем исполнении. Выписывайте из стихотворения слова, образы, метафоры, которые вам кажутся наиболее яркими.

Деятельность ученика: После прослушивания стихотворения записывают образы. Постижения текста проходит поэтапно:

3 этап Самоконструкция. Ученик создает индивидуальную гипотезу, представление, текст в связи с прослушанным.

4 этап Социоконструкция – построение этих элементов всей группой

5 этап Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, группе, обнародуется, все мнения услышаны.

- ЛЮБОВЬ – ЗМЕЙКА КЛУБКОМ, СЛАДКИЕ РЫДАНИЯ ТОСКУЮЩЕЙ СКРИПКИ, ВОРКОВАНИЕ ГОЛУБКА, МОЛИТВА СКРИПКИ, ЯРКИЙ БЛЕСК,УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО РАДОСТИ ПОКОЯ НЕ БУДЕТ…



Учитель: Ребята, я намеренно не прочитала заглавия этого стихотворения. Как бы вы его назвали? Послушаем ваши предложения.

Ученики:- «ОЖИДАНИЕ ЛЮБВИ», «КОЛДОВСТВО», «ЛЮБОВЬ»

Учитель: Это стихотворение называется «Любовь», оно одно из ранних, написала его Ахматова, когда ей было чуть больше лет, чем вам, т.е. совсем юная. И не случайно, что первая книжечка задушевных стихов А.А.Ахматовой «ВЕЧЕР» открывается данным стихотворением. Именно любовь является основным центром, который сводит к себе весь остальной мир ее поэзии. Как же дальше развивается тема любви в лирике поэта. Послушаем еще одно стихотворение в исполнении автора.

Работаем в том же режиме со стихотворением «Сжала руки под темной вуалью…»



Ученики: Афиширование ассоциаций: ПОТЕРЯ, НЕВИДИМЫЙ СВЕТ, НАДЕЖДА, БОГ, ОЖИДАНИЕ, ПЕЧАЛЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, МУКА, СМЕРТЬ, ЖУТКАЯ УЛЫБКА, ИСПОВЕДЬ.

Афиширование образов: ТЕМНАЯ ВУАЛЬ, БЛЕДНОСТЬ, ТЕРПКАЯ ПЕЧАЛЬ, ИСКРИВЛЕННЫЙ РОТ, БЕГ ЗА ЛЮБИМЫМ.

Учитель – Критики называют многие стихотворения Ахматовой миниатюрами – рассказами, у которых есть сюжетная линия. Можем ли мы назвать стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» рассказом?

Ученики доказывают, что это рассказ, в котором есть сюжет о расставании с любимым.

Учитель –Трактовка ассоциаций стихов Ахматовой проходила на слуховом (аудиальном) восприятии. Погрузитесь сейчас в мастерскую слова поэта через направляемое чтение (визуальное восприятие) (Элемент технологии критического мышления – стадия осмысления содержания)

1 группа – Песня последней встречи

2 группа – Меня покинул в новолунье…

3 группа – Сероглазый король

4 группа – Я на солнечном восходе про любовь пою…

5 группа – Помолись о нищей, о потерянной…



Деятельность ученика: На первом этапе работа с текстом проходит по тем же этапам: самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование.

На втором этапе (элемент технологии критического мышления) каждой группе раздаются вопросы и задания к конкретному стихотворению. Учащиеся читают и обдумывают стихотворение. Затем они пишут ответы - вопросы в карточках.

При работе с текстом они заполняют таблицу, используя прием критического мышления - составление маркировочной таблицы “ЗУХ”. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст, с которым работали.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Любящему человеку мир видится прекрасным и счастливым.

Тема любви у Ахматовой – одна из центральных. Любовь- обострение чувств, часто расставание, слезы, взлет и падение, смертная тоска, смертельная опасность.




Есть ли стихотворения Ахматовой, где сюжет бы заканчивался счастливой развязкой;

-Почему эти стихотворения так грустны;

-Хочу больше знать о личной жизни и переживаниях поэта;

-

-Что пишут критики о любовной лирике Ахматовой.


-В ранних стихотворениях Ахматовой почти нет стихов о счастливой любви.

-Стихотворения Ахматовой не похожи ни на одно из творчества поэтов, которых я знал.

-Я многое понял из жизни поэта и ее произведениях, они связаны со сложной эпохой предреволюционного и послереволюционного времени;

- стихотворения Ахматовой близки простому читателю своей сюжетностью, разговорной манерой, искренностью, откровенностью.

- стихотворения Ахматовой очень музыкальны




Афиширование: учащиеся представляют результаты своих наблюдений.

6 этап Разрыв – внутренний эмоциональный конфликт, побуждающий к углублению в проблему, к поиску ответов, нового знания. Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы ЗУХ и говорят о том, что они узнали на уроке.

Деятельность учителя: У каждого из вас сложилось свое отношение, восприятие, представление о любви в лирике Ахматовой. Современники и последующие поколения давали неоднозначную оценку ее творчеству, поэтому возникает потребность отдельно рассмотреть эти оценки. Прочитав выдержки, скажите, совпадают ли ваши восприятия с оценками критиков. (Создание эмоционального настроя) Но чтобы переключиться на эту работу, мы откроем еще одну грань лирики Ахматовой – музыкальность ее стихов. Послушаем романс на стихи А.Ахматовой в исполнении Вертинского «Темная дорога».

Деятельность ученика:

Работа в группах:

1 группа с выдержками из статьи И.Гурвич

2 группа – Г.Долинов

3 группа - Чудовский

4 группа - Ю.Айхенвальд

5 группа – Артюховская

Афиширование: Учащиеся представляют полученные результаты. Отвечают на вопросы, что совпало и не совпало с их представлением и мнением критиков в оценке произведений А.А.Ахматовой.

Рефлексия - отражение чувств, возникших в ходе мастерской, самоанализ. (Афиширование учащимися третьей колонки ЗУХ – Узнал)

Вернемся к нашим эпиграфам (2слайд) еще раз зачитаем высказывания Ратгауз и Лохвицкой. Можем ли мы ответить сейчас на вопрос Лохвицкой, исходя из полученных вами представлений о любви, работая в мастерской со стихами Ахматовой? (Ученики высказывают свои мнения)



Высказывания учащихся: - Несмотря на то, что в основном мы сегодня говорили о любви-разлуке, мучении, страдании, любовь – это великое чувство и счастье.

- Если бы человек не любил и не познал, что такое любовь, можно сказать: он прожил жизнь зря .Хотя у Ахматовой в стихотворениях любовь – это мучительные переживания, ее героиня счастлива , что любит, она в ожидании любви.

- Мы сегодня увидели, какое огромное место занимает любовь в поэзии Ахматовой. Если бы поэт не считала это чувство движущим, созидающим, прекрасным, разве бы она столько писала о ней.

- Я считаю, что тема любви вечная. Сколько бы о ней ни писали поэты, прозаики, эта тема будет всегда актуальна, какая бы любовь ни была.

Учитель: Однажды Герцен сказал, что женщина «загнана в любовь», как о великой несправедливости в истории человечества о том. Да, действительно, вся ранняя лирика Ахматовой «загнана в любовь». Ахматова - самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала “целую книгу женской души”. Она “вылила в искусстве” сложную историю женского характера. В России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

«Ее образы никогда не жили своей собственной жизнью, а всегда служили раскрытию лирических переживаний поэта, его радостей, скорбей и тревог. Ахматова в своих стихах, как и в жизни, была очень женственна, но в нежности ее поэтического слова выявлялась властность и энергия (К.И.Чуковский). Ахматова назвала любовь необыкновенным «пятым временем года», с помощью которого были замечены и остальные обыкновенные четыре.



16 (Предпоследний слайд) Перед нами любящая, страдающая, реже счастливая и никогда – успокоенная женщина. Ее лирическая героиня плачет и страдает, замирает от предчувствия любви или от ее потери

Закрывая работу нашей мастерской, еще раз убедимся в необыкновенной музыкальности стихов А.А.Ахматовой и послушаем песню на ее стихи и музыку Давида Тухманова «Смятение».



17 (Последний слайд) Домашнее задание: Я предлагаю дома еще раз обратиться к стихам Ахматовой, выбрать любое для анализа стихотворение и написать сочинение- эссе «После мастерской я открыл для себя…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.



ГРУППА 1

1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Обсудите своё восприятие стихотворения в


группе.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый -И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом.' Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

2. Выберите из предложенных особенностей ту, которая, на ваш взгляд, есть в этом
стихотворении. Обсудите это в группе и выразите общее мнение.

  • психологизм;

  • особая разговорная манера;

  • новеллистичность, сюжетность;

  • внутренняя музыкальность;

  • исповедальность.

3. Докажите свою точку зрения, соотнесите свою точку зрения с мнением поэта Вс.
Рожденственского:

«В художественной системе Ахматовой умело выбранная деталь, примета внешней обстановки всегда наполнена большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевное состояние героя».

ГРУППА № 2

1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Обсудите своё восприятие стихотворения в


группе.

Меня покинул в новолунье Мой друг любимый.ну так что ж! Шутил: «Канатная плясунья! Как ты до мая доживешь?»

Ему ответила, как брату, Я, не ревнуя, не ропща, Но не заменят мне утрату Четыре новые плаща.

Пусть страшен путь мой, пусть опасен, Еще страшнее путь тоски... Как мой китайский зонтик красен, Натерты мелом башмачки!

Оркестр веселое играет, И улыбаются уста. Но сердце знает, сердце знает, Что ложа пятая пуста!

2. Выберите из предложенных особенностей ту, которая, на ваш взгляд, есть в этом

стихотворении. Обсудите это в группе и выразите общее мнение.



>\

  • психологизм;

  • особая разговорная манера;

  • новеллистичность, сюжетность;

  • внутренняя музыкальность;

  • исповедальность.

3. Докажите свою точку зрения, соотнесите свою точку зрения с мнением критика В.Виноградова:

«Она (Ахматова) обратилась к помощи «диалога», как особой разновидности речи, внедрение которой в «повествование», в «монолог» могло пестро расцвечивать эмоциональную канву художественного произведения».

ГРУППА № 3

1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Обсудите своё восприятие стихотворения в


группе.

Приготовьтесь к выразительному чтению.



Сероглазый король

г Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал, Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: "Знаешь, с охоты его принесли, Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву. Такой молодой!... За ночь одну она стала седой". Трубку свою на камине нашел И на работу ночную ушел. Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: "Нет на земле твоего короля..."



2. Выберите из предложенных особенностей ту, которая, на ваш взгляд, есть в этом
стихотворении. Обсудите это в группе и выразите общее мнение.

> ^психологизм;,

> особая разговорная манера;

>• новеллистичность, сюжетность;



  • внутренняя музыкальность;

  • исповедальность.

3. Докажите свою точку зрения, соотнесите свою точку зрения с мнением современников А.Ахматовой.

«Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его'до предельной сгущённости, и вы получите стихотворение Ахматовой».

К. Чуковский

«Даже ранние её лирические миниатюры постоянно устремлены в сторону эпоса: любовное признание, крик ревности, плач об утрате всё это хочет стать новеллой, отделиться от субъекта, приобрести самостоятельную сюжетность». Е.Этк'инд

ГРУППА №4

1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Обсудите своё восприятие стихотворения в

группе.

Подготовьтесь к выразительному чтению.



Яна солнечном восходе Про любовь пою. На коленях в огороде Лебеду полю.

Вырываю и бросаю— Пусть простит меня. Вижу, девочка босая Плачет у плетня.

Страшно мне от этих воплей Голоса беды.

Всё сильнее запах тёплый Мёртвой лебеды.

Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо А со мною голос твой.

2. Выберите из предложенных особенностей ту, которая, на ваш взгляд, есть в этом
стихотворении. Обсудите это в группе и выразите общее мнение.

  • психологизм;

  • особая разговорная манера;

  • новеллистичность, сюжетность;

  • внутренняя музыкальность;

  • исповедальность.

3. Докажите свою точку зрения.

Соотнесите свою точку зрения с высказыванием поэта О.Мандельштама :



«Стихи её близки к народной песне не только по структуре, но и по существу, являясь всегда, неизменно причитаниями ».

ГРУППА №5
1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Обсудите своё восприятие стихотворения в группе.

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты, в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

Знаю: брата я не ненавидела

И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал

Каждый день и каждый час?

Или это ангел мне указывал

Свет, невидимый для нас?

2. Выберите из предложенных особенностей ту, которая, на ваш взгляд, есть в этом


стихотворении. Обсудите это в группе и выразите общее мнение.

  • психологизм;

  • особая разговорная манера;

  • новеллистичность, сюжетность; ' '

  • внутренняя музыкальность;

  • исповедальность.

3. Докажите свою точку зрения, соотнесите свою точку зрения с мнением Б. Эйхенбаума,
первого исследователя творчества А. Ахматовой:

«Поэзия - 1на границе личных признаний, на границе безответной откровенности».

1 Причитание - старинная обрядовая жалобная песня.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Цитаты из критических статей

1 группа И. Гурвич

«Часто, слишком часто любовь у Ахматовой — страдание, своеобразная антилюбовь и пытка, мучительный, вплоть до распада, излом души, болезненный, "декадентский". И лишь неизменное ощущение ценностных начал кладет грань между такими стихами. Образ такой "больной" любви у ранней Ахматовой был и образом больного предреволюционного времени 10-х годов и образом больного старого мира» (Вопросы литературы. - М., 1997, № 5)



2 группа Г.Долинов

Перед вами пройдет целый калейдоскоп переживаний любви, от первых робких намеков на нее, через целую симфонию самых тончайших нюансов нежности то тихого, безмятежного, то бурного и мятущегося счастья, ревности, задыханий и криков, бессонницы, тяжелых разочарований, обманутых порывов вплоть до самого ужасного -равнодушия и спокойствия, в котором нет ни сожаления о минувшем, ни муки, ничего, кроме холодного безразличия, словно все уже изжито и любовь ушла... Мысль о смерти становится доминирующей мелодией ее песен.

Все, все это передано всей душой, всем существом, трепещущим своими переживаниями, захваченным этим вихрем любви и страсти. Всю порывность, всю нервность, всю тревогу, всю свою напряженность вылила Анна Ахматова в этих немногих, коротеньких

3 группа Чудовский

Любовь как мимолетна, случайная встреча, вечная в своей повторяемости, в непрерывности своей мечты...Любовь, как отрава, которой живешь. «Он» - это тот, кто уходит, кто бросает и забывает. Всегда разлука, всегда непоправимое...



4 группа Ю.Айхенвальд

И про любовь свою, злополучную и неутоленную, рассказывает она миру. Очень интимен дневник ее творчества... Она явила образ женской души, которая приняла любовь как отраву, недуг и удушье. Перед нами страдалица любви. В этой жертвенной любви, которая не ликованьем и радостью, а надгробным камнем легла на жизнь, в этой любви на погосте, «всего неприметней - полынь».



5 группа Артюховская

Поэзия Анны Ахматовой вскрывает самые глубинные пласты человеческой психологии. Перед поэтом стоит задача изображения не столько самого чувства, сколько борьбы внутри него, столкновения контрастирующих мотивов. «Лирический дневник» Ахматовой - это своего рода любовно-психологическая мозаика, сложный лабиринт внутренних драм и несостоявшихся «Любовей» Нравственная борьба, сомнения, метания, поиск - все это сводится в единый противоречивый комплекс, создающий впечатление необычайной напряженности


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (на диске)

Презентация учителя к творческой мастерской

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (на диске)

Стихи в исполнении А.Ахматовой, романс «Темная дорога» в исполнении А.

Вертинского, «Смятение», муз. Тухманова

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (на диске)



Информационный проект учащихся 11 кл. «Серебряный век. Анна Андреевна

Ахматова»