Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическая разработка по литературе с применением информационно-компьютерных средств Система уроков Судьба страны в поэме А. Т. Твардовского «за далью даль» 8 класс




Скачать 163.38 Kb.
Дата26.06.2017
Размер163.38 Kb.
ТипМетодическая разработка
Учебно-методическая разработка по литературе

с применением информационно-компьютерных средств

Система уроков

Судьба страны в поэме А.Т. Твардовского

«ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ»

8 класс

Апробировано на уроках литературы в 8-х классах

ОГОУ КШИ «Томский кадетский корпус»

Разработал:

Крюков Сергей Дмитриевич,

учитель русского языка и литературы




г. Томск – 2010

Слайд 1

Урок 55 (первый)
Тема: «МНЕ НУЖНО НАГЛОТАТЬСЯ ВОЗДУХА ВРЕМЕНИ».

Тип урока: урок-исследование с презентацией.

Цель: формирование компетенций учащихся:

  • учебно-познавательные: познакомиться с особенностями жанра и сюжета; разобраться в проблематике поэмы; определить роль художественных приемов.

  • ценностно-смысловые: углубить представление о личной и творческой биографии Твардовского; познакомиться с общественной деятельностью писателя; увидеть постоянный и мучительный путь Твардовского к правде; проследить утверждение писателем человеческих ценностей.

  • коммуникативные: развивать навыки выразительного чтения; формировать умение анализировать, интерпретировать, вступать в диалог; учиться давать обоснование оценки прочитанного.

  • общекультурные: раскрыть нравственный смысл поэмы; воспитывать чувство ответственности за будущее; воспитывать отрицательное отношение к нечестности, лицемерию в литературе и литературной халтуре; умение делать свой выбор.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Теория литературы: поэма, жанр, путевой дневник, лирический герой, интерпретация.

Словарная работа: пасквиль, исповедь, конъюнктурщик.

Методическое обеспечение:

  1. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. Ч. 3 / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

  2. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.

  3. План-конспект (сценарий) урока.

  4. Презентация урока.

Технологии:

  • сотрудничество «учитель – ученик»;

  • элементы критического мышления.

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся и комментарии учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа по вопросам, анализ лирического текста, элементы лекции.
Ход урока

Слайд 2


Вступление
Слайд 3


Учитель:

Я думаю, нет человека, которого не интересовала бы судьба нашей страны. Вы многое знаете об этом из предыдущих курсов по литературе и истории. А как же представлена судьба страны в поэме А.Т. Твардовского «ЗА ДАЛЬЮ – ДАЛЬ»? Что станет предметом нашего разговора исходя из темы и эпиграфа к ней?










Если уж писать о своем путешествии, то писать так, как в свое время писал «Путешествие» Радищев.

А. Твардовский.




1-ый этап урока:

объявление темы, постановка целей и задач урока
Слайд 4

I. Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку. Сообщить тему и цели урока. Создать эмоциональный фон для восприятия поэмы. Учащиеся должны проинтерпретировать эпиграф ко всей теме и к уроку.
Слайд 5










Скорее вон из кельи тесной,

И все не так, и ты хорош, –

Самообман давно известный,

Давно испытанный, а всё ж, –

Пусть трезвый опыт не перечит,

Что нам дорога – лучший быт…

А. Твардовский.




II. Слово учителя.
В прошедшем учебном году мы знакомились с биографией А.Т. Твардовского. Говорили о его жизненном и творческом пути, о замысле и значении поэмы «Василий Теркин», анализировали стихотворения «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…», «Я убит подо Ржевом». Вспомним основные вехи жизни и творчества А.Т. Твардовского.

Учащиеся называют основные этапы в жизни и творчестве А.Т. Твардовского – одной из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской литературе.
Вывод:

Первые послевоенные годы были очень трудными для Твардовского. Прошел две войны (Финскую и Великую Отечественную). Вынес нападки критиков за книгу «Родина и чужбина» в 1948 году. Пережил снятие с поста главного редактора журнала «Новый мир» в 1953 году за «неправильную линию в области литературы», «за идейно порочную» поэму «Теркин на том свете», характеризовавшуюся как «пасквиль на советскую действительность». Выдержал оскорбительное клеймо «кулацкий сынок», висевшее на нем до 1956 года. Всё это вызвало крайнюю усталость писателя.

Вся жизнь Твардовского – постоянный и мучительный путь к правде, «как ни была горька» эта правда. «Трудный мой год, – записывает поэт 20 сентября 1954 года. – Подводя грустные итоги, можно отметить, что я понес поражение «по всем трем» линиям: журнал, поэма, личное дело в райкоме. Целый этап жизни окончился решительно, и нужно начинать другой, а душевных сил мало» [3].
Слайд 6

Учитель:

Сегодня мы постараемся выяснить, как складывалась история поэмы «За далью – даль», каков был замысел поэта и его реализация, рассмотрим жанр поэмы. Для этого поговорим об авторе и проанализируем главы поэмы: «В дороге», «Две дали», «Литературный разговор», «С самим собой».


2-ой этап урока:

формирование новых знаний, умений, навыков
III. Слово учителя об истории поэмы “За далью – даль» и ее значении.
А.Т. Твардовский остро переживал наступивший творческий кризис и понимал, что преодолеть его можно только освежив поэтическую мысль, что необходимо восстановить духовные силы. Решить эту проблему, по его мнению, можно лишь отправившись в путешествие по стране. Поездки, дорогу поэт воспринимал как спасительное средство:





Изведав горькую тревогу,
В беде уверившись вполне,
Я в эту бросился дорогу,
Я знал, она поможет мне.






В период с 1948 по 1959 годы Твардовский совершил поездки на Урал, не раз отправлялся в Сибирь, на Дальний Восток, к Тихому океану. Впечатления от этих разных путешествий по стране и составили сюжетную линию «путевого дневника», послужившего основой для выхода в свет поэмы «За далью – даль».

Мысль о поэме, пришла Твардовскому в 1949 году. Поэт вспоминал: «Как-то раз при переезде через Амур возле Комсомольска-на-Амуре я впервые подумал, что мог бы написать поэму со свободным, ничем не стесненным и ничем не ограниченным сюжетом, в которую втоптал бы все свои нынешние, прежние и, возможно, будущие впечатления от поездок. Мысль эта мелькнула у меня как раз на мосту через Амур, и я даже схватил какие-то строчки, которые потом и легли в стихотворение «Мост» [12].

Много и трудно работал Твардовский над книгой, в которой видел выход из творческих затруднений. Новые дали вставали перед ним и перед советской поэзией вообще. Сложилась, наконец, долгожданная песня о послевоенном мирном труде, о светлой дали будущего Родины.
IV. Словарная работа.
Слайд 7

Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах [10].

Конъюнктурщикбеспринципный человек, действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств [10].

Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками [10].
V. Исследование текста произведения по проблеме «Духовное и творческое возрождение героя».
Глава 1. «За далью – даль».


  • Каков он, лирический герой поэмы?

  • Что мы узнаем о нем из первой главы?

  • Какое значение это имеет?

  • Откуда и куда отправляется лирический герой?

  • С какой целью он это делает?

  • Чем герой поэмы близок автору?


Чтение вслух частей поэмы. Комментирование.
Слайд 8


Вывод:

Первая глава, «За далью – даль», дала название всей поэме. Лирический герой поэмы с радостным волнением перед дальней дорогой отправляется в путешествие по стране. Он едет из Москвы на Дальний Восток, с гордостью наблюдая и оценивая трудовой подвиг народа-созидателя. Он пассажир. Все мы пассажиры в поезде времени. Только не все осознают, куда и зачем они едут. Лирический герой поэмы не просто путешественник-созерцатель, он осознает себя живым участником дел живых. С радостью и гордостью он понимает, что в том, что создается, есть и часть его жизни, жизни его отца и жизни многих, которые шли к победе и ушли в бессмертие:







Та память вынесенных мук

Жива, притихшая, в народе,

Как рана, что нет-нет – вдруг

Заговорит к дурной погоде…
Но, люди, счастье наше в том,

Что на века мы строим дом,

Свой мир живой и рукотворный.

Он всех людских надежд оплот,

Он всем людским сердцам доступен.





Слайд 9



  • Чем герой поэмы близок автору?

Чтение вслух частей поэмы. Комментирование.

Вывод:

А. Турков пишет: «За далью – даль» – «исповедь сына века»[14]. Лирический герой стремится к путешествию по стране:







И жизнь, что прожита с рожденья,

Уже как будто за чертой.

Я видел, может быть, полсвета

И вслед за веком жить спешил,

А между тем дороги этой

За столько лет не совершил.





О себе же Твардовский говорил: «Я хорошо знаю, что мне по природе моей необходима свежесть впечатлений, невыдуманность картин, ситуаций, встречи с новыми людьми. Иначе начинаю забуксовывать, и обвялые, залежавшиеся впечатления лишь раздражают, а не тянут вперед. Даже Москва мне начинает казаться провинцией, хотя я отлично понимаю, что и в ней идет большая жизнь. Но одного ума мало, и новый бросок вперед я могу совершить, если вырвусь за ее пределы» [13]. Он любил ездить по стране, однако, в некоторые места отправлялся охотнее, словно заранее ожидая от этих поездок свершения всех своих намерений и желаний. Его особенно интересовало то, что он уже знал, но хотел увидеть это в новых, неизвестных ему условиях. Писателя волновала новая, неизвестная ему русская жизнь с ее неведомыми для него проявлениями, о которых он слышал, но при этом хотел и увидеть. Имел представление, но желал убедиться в нем. Даже знал, но хотел еще больше знать.
Глава 2. «В дороге».

Из второй главы поэмы цитируем:







Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль;

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

На это раз резон особый

Их сочетать позволит мне.

И тот и тот – мне кстати оба,

И путь мой выгоден вдвойне.





Слайд 10



  • Что за «особый резон», позвавший героя в дорогу?

  • В чем суть второй главы?

  • Какую роль выполняет образ дороги в поэме?


Работа с текстом главы. Обсуждение.
Вывод:

«Особый резон», позвавший героя в дорогу. В начале главы Твардовский говорит о нем прямо, говорит как о беде: «Одна беда ему страшна». Ему – самому поэту, и все, что дальше говорится об этой беде, глубоко автобиографично:







Она придет в иную пору,

Когда он некий перевал

Преодолел, взошел на гору

И отовсюду виден стал.

Когда он шумно всеми встречен,

Самим Фадеевым отмечен,

Пшеном в избытке обеспечен,

Друзьями в классики намечен, Почти уже увековечен,

И хвать писать –

Пропал запал!





Здесь мы видим характерную для Твардовского победную усмешку, чуть ли не торжествующую самоиронию. Но, так или иначе, трудное осталось позади, работа снова началась, поэма движется и теперь можно рассказать о всем, что было пережито.
Слайд 11

«В дороге» – глава о горьких минутах творческой жизни поэта, который сравнивает себя с «тем солдатом, что от полка / Отстал случайно на походе». Это своеобразное путешествие в современность, прошлое и будущее, где дорога берет на себя функцию сюжета и является стержнем композиции произведения. Она ведет, объединяет воедино лирическое повествование:





Лиха беда – пути начало,

Запев дается тяжело,

А там, глядишь: прошло, пожалуй?

Строка к строке – ну да, пошло.

Да как пошло!

Сама дорога, –

Ты только душу ей отдай, –

Твоя надежная подмога,

Тебе несет за далью – даль.



Лирическому герою, отправившемуся в дальний путь по главной дороге страны, Родина открывает свою силу и свои богатства, золотые россыпи человеческих характеров и поэзию просторов. Великая Волга, вобравшая семь тысяч рек, Урал, «опорный край державы, ее добытчик и кузнец», необъятные края Сибири, где впору «раздаться вширь пяти Европам со всею музыкой своей», покоренные могучие реки, огни новостроек, труд народа, дали и дали до самого океана… А путешествие в далях пространства как нельзя лучше способствует путешествию во времени:







Я сердце по свету рассеять

Готов. Везде хочу воспеть.

Нужны мне разом

Юг и север,

Восток и запад,

Лес и степь…

И те края, куда я еду,

И те места, куда – нет-нет –

По зарастающему следу

Уводит память давних лет…





Так возникает произведение, удивительно емкое, масштабное, вбирающее наиболее значительные события жизни нашего государства 50-х годов [3].
Глава 6. «Литературный разговор».
Слайд 12



  • С кем ведется «литературный разговор»?

  • Что более всего волнует героя поэмы?

  • К чему призывает лирический герой?


Работа с текстом главы. Комментирование.

Слайд 13

Вывод:

Глава «Литературный разговор» занимает значительное место в поэме и имеет большое значение для понимания эстетики Твардовского. В ней приводится разговор с умным, понимающим читателем, а именно такого читателя, который все понимает, всегда ясно видел и представлял поэт. Для него он и писал с полной откровенностью ума и сердца.

Здесь эпические картины перемежаются с чисто лирическими строфами, а политическая публицистика – с сатирой. Автор полемически выступает против бюрократов, литературных конъюнктурщиков и лакировщиков, призывает к борьбе с литературной халтурой.
Глава 8. «С самим собой».
Слайд 14




Выразительное чтение фрагментов главы. Обсуждение.
Слайд 15

Вывод:

Положительный герой поэмы является «простым смертным» (он может пойти на базар за клюквой, заснуть над книжкой…). В нем проявляется живость, обаяние, естественность, все то, что характерно пассажиру поезда дальнего следования, с его дорожным «бытом и обиходом», с быстро завязывающимися разговорами в купе, с получением удовольствия от представившейся возможности дремать под мерный стук колес.

Герой откровенно и убежденно говорит о своем счастливом предназначении, о жизни, посвященной великой цели. Свои монологи он начинает словами из написанного ранее стихотворения «Нет, жизнь меня не обделила»:





Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу света и тепла < … >
Чтоб жил и был всегда с народом,

Чтоб ведал все, что станет с ним,

Не обошла тридцатым годом.

И сорок первым и иным.
И столько в сердце поместила,

Что диву даться до поры,

Какие жесткие под силу

Ему ознобы и жары.





Это признание героя выстрадано и поэтому правдиво. Чисто лирическая глава, в которой показательна мысль о том, что поэт должен «жить и быть с народом», о страхе остаться в одиночестве.

Глава отличается значительностью и глубиной мысли, чувства, возникающего у героя в воспоминаниях о собственной жизни. Здесь явно видна его автобиографичность, обнажается характер самого поэта, его отношение к жизни и поэзии, а поэзия у него неотделима от жизни. Подводится своеобразный итог жизни.


3-ий этап урока:

обобщение и систематизация знаний
VI. Стадия рефлексии.
Учитель:

  • Неужели ситуация, в которой оказывается лирический герой в начале поэмы, является уникальной?

  • Есть ли ответ на этот вопрос в следующих высказываниях героя: «Я в эту бросился дорогу…» / «и хвать писать - / Пропал запал!» / «…нам дорога – лучший быт: / Она трясет и бьет, / А лечит. / И старит нас, / А молодит».


Ответы учащихся.
Учитель:

Алексей Кондратович пишет: «мгновение – не сущий пустяк, а событие, как бы венчающее большую внутреннюю работу к приступу, началу самой работы над произведением. Работу огромную, до времени потаенную, невидимую и даже не всегда сознаваемую самим поэтом» [3].





Ответы учащихся.
4-ый этап урока: подведение итогов
Слайд 16

Комментарии учителя:

От ощущения душевного и творческого кризиса, некой убыли сил, усталости, когда поэта одолевает горькое и мучительное чувство бессилия, а то и отвращение к слову, к самой работе не застрахован ни один настоящий художник. Это становится неотвязной мукой, из которой был-таки выход. И Твардовский точно сказал о нем во второй главе поэмы:






Изведав горькую тревогу,

В беде уверившись вполне,

Я в эту бросился дорогу,

Я знал, она поможет мне.



Лирический герой «бросился в дорогу»! Он уверен, что только в ней и спасение, выход. Это не сюжетный ход поэмы, не мотив или предлог для путешествия. Ясно, что в тот момент, когда поэт писал, это происходило с ним самим. «Я в эту бросился дорогу, я знал, она поможет мне» – уже испытанный Твардовским способ выхода из кризиса, прибавки новых сил.

Твардовскому понадобилось время, прежде чем осуществить замысел нового крупного произведения, прежде чем к нему пришла уверенность: «есть тема, не выдуманная от желания писать стихи, а та, от которой деваться некуда, если не одолеть ее; есть сердце, не огражденное мелочным себялюбием от других сердец, а открыто обращенное к ним; есть, наконец, желание думать и додумывать для себя до конца, до полной уверенности то, что кажется уже достаточно обдуманным другими, готовым (готового ничего нет в области мысли), – все с самого начала проверить» [13].
Учитель:

Литературные критики по-разному относятся к жанру поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль».




  • Как вы думаете, почему автор не назвал свое произведение книгой?

Твардовский не назвал поэму «За далью – даль» книгой, как это было с «Василием Теркиным», или «лирической хроникой», как это случилось с «Домом у дороги». Подзаголовок «Из путевого дневника» значился лишь в первых публикациях поэмы, а затем был автором снят, хотя в самом ее тексте и встречаются определения «дорожная тетрадь», «дневник дорожный», «мой дневник», на страницах которого был отражен общий контур сюжета:






А сколько дел, событий, судеб,
Людских печалей и побед
Вместилось в эти десять суток,
Что обратились в десять лет.


Сам Твардовский считает свою поэму «лирической летописью этих годов».




Что горько мне, что тяжко было
И что внушало прибыль сил,
С чем жизнь справляться торопила –
Я все сюда и заносил.


В поэме «За далью – даль» нет главы «О себе», как в «Василии Теркине», однако, автор искренне поверяет читателю всю сложность своей писательской судьбы, определяет ответственность своего долга – долга художника. Не случайно его поэму называли «исповедью сына века».
5-ый этап урока:

информация о домашнем задании, выставление оценок
Слайд 17


VII. Домашнее задание:


  1. Перечитать 5, 7, 10, 11, 12 главы поэмы «За далью – даль»;

  2. Главы 3 и 4 проанализировать самостоятельно, определить стихотворный размер;

  3. Ответить на вопрос № 6 стр. 128 учебника.


Учитель:

Сегодня на уроке была проделана большая и очень важная работа. Мы побывали рассказчиками, слушателями, читателями и критиками, постарались проникнуть в духовный мир поэта.

Если же у кого-то не все получилось, не огорчайтесь. Вернитесь вновь к поэме. Это очень глубокое по отношению к теме произведение.

Читайте и перечитывайте, и вы обязательно добьетесь положительных результатов!


Слайд 18

Всем спасибо за активную работу на уроке. Дальнейших вам успехов!

  • Разработал: Крюков Сергей Дмитриевич
  • Урок 55 (первый) Тема: «МНЕ НУЖНО НАГЛОТАТЬСЯ ВОЗДУХА ВРЕМЕНИ». Тип урока
  • Материально-техническое обеспечение
  • Словарная работа
  • Технологии: сотрудничество «учитель – ученик»; элементы критического мышления. Формы работы
  • Ход урока Слайд 2 Вступление Слайд 3
  • 1-ый этап урока: объявление темы, постановка целей и задач урока Слайд 4
  • Слайд 6 Учитель
  • 2-ой этап урока: формирование новых знаний, умений, навыков III. Слово учителя об истории поэмы “За далью – даль» и ее значении.
  • IV. Словарная работа. Слайд 7
  • V. Исследование текста произведения по проблеме «Духовное и творческое возрождение героя». Глава 1. «За далью – даль».
  • Слайд 8 Вывод
  • Глава 2. «В дороге».
  • Глава 6. «Литературный разговор». Слайд 12
  • Слайд 13 Вывод
  • Глава 8. «С самим собой». Слайд 14
  • Слайд 15 Вывод
  • 3-ий этап урока: обобщение и систематизация знаний VI. Стадия рефлексии. Учитель
  • 4-ый этап урока: подведение итогов Слайд 16 Комментарии учителя
  • 5-ый этап урока: информация о домашнем задании, выставление оценок Слайд 17