Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия «религия как феномен общественной жизни»




страница1/5
Дата07.06.2018
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Ставропольский строительный техникум» Комиссия общих гуманитарных и социальных дисциплин Е.Н. Горбунова МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» СТАВРОПОЛЬ, 2014 РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии «Комиссия общих гуманитарных и социальных дисциплин» Протокол № 1 «29» августа 2014г. Председатель цикловой комиссии __________________Булавин Э.В. Автор-разработчик: Е.Н. Горбунова – преподаватель обществознания Рецензент: Печалова Л.В. - методист СОДЕРЖАНИЕ Методические рекомендации по проведению мероприятия……………..…4 Ход круглого стола Индуизм……………………………………………………………………………8 Ислам…………………………………………………………..……………...…17 Буддизм……………………………………………………………………..……35 Синтоизм……………..………………………………………………………..…40 Конфуцианство……………………………………………………………….…44 Даосизм………………………………………………………………………......46 Христианство……………………………………………………………………53 Иудаизм…………………………………………………………………….……65 Вопросы, обсуждаемые на круглом столе …………………………………....74 Список литературы……………………………………………………………...75 I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ Актуальность проблемы столкновения интересов молодежи на почве разногласий в религиозном вероисповедании обусловлена тем, что они подвержены постоянному влиянию со стороны окружающей среды, в процессе которого личность подвергается негативному воздействию со стороны людей, не всегда использующих положения той или иной религии в мирных целях. Личность несовершеннолетнего постоянно находится в трех основных сферах, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуговые общности, включая микросоциальное окружение подростка. Задача внеклассного мероприятия повысить образовательный уровень студентов и дать всю полноту информации о негативных последствиях нетерпимого отношения к представителям других религий. ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА Мероприятие состоит из 10 этапов: Приветствие и озвучивание проблемных зависимостей, представление приглашенных специалистов и объяснение последовательности мероприятия; Доклад студента на тему «Индуизм» (выступление сопровождается презентацией); Доклад студента на тему «Ислам» (выступление сопровождается презентацией); Доклад студента на тему «Буддизм» (выступление сопровождается презентацией); Доклад студента на тему «Синтоизм» (выступление сопровождается презентацией); Доклад студента на тему «Конфуцианство» (выступление сопровождается презентацией); Доклад студента на тему «Даосизм» (выступление сопровождается презентацией); Доклад студента на тему «Христианство» (выступление сопровождается презентацией); Доклад студента на тему «Иудаизм» (выступление сопровождается презентацией); Выступление приглашенных специалистов по озвученным вопросам. После каждого выступления студентов проходит обсуждение представленной религии по следующей схеме: - источники происхождения религии; - распространенность на современном этапе; - необходимые действия для того, чтобы не возникало конфликтов на религиозной почве. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: - создание презентаций по обсуждаемым религиям; - подбор материала для круглого стола; - подготовка докладов по 8-ми мировым религиям; - оформление писем для приглашения представителей религиозных учреждений и психолога для выступления на мероприятии; - работа над методическими рекомендациями; - оформление читального зала. ПЛАН: Проведения профилактического внеклассного мероприятия ТЕМА: «Религия как феномен общественной жизни» ФОРМА: Круглый стол. ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ: - показать методику использования информационных технологий в проведении воспитательного мероприятия в рамках дисциплины обществознание - обеспечить условия для устранения нетерпимости к представителям различных религий. ЗАДАЧИ КРУГЛОГО СТОЛА: Повышение знаний студентов о содержании мировых религий; Выработка негативного отношения к лицам нетерпимо относящимся к представителям различных религий; Выработка навыков противостояния пропагандистским действиям довлеющим со стороны окружающей среды. Продолжение закрепления имеющихся знаний по дисциплине обществознание, используя получение информации в процессе проведения круглого стола Продолжение развития способности обобщения материала по проблемам обсуждаемым на мероприятии, и оформления его в виде статьи по заданной тематике; Продолжение развития навыков ораторского мастерства в ходе публичного выступления на круглом столе; Продолжение развития у студентов способность анализировать, аргументировать и грамотно высказывать свое мнение; Формирование у студентов активную жизненную позицию, пропагандирующую уважительное отношение к представителям всех существующих религий; ПРИНЦИПЫ ПРОГРАМЫ КРУГЛОГО СТОЛА: ответственность студентов, а не педагогов (выработка ответственности студентов за вредные привычки); доверие (довериться мудрости обучающегося, его опыту); открытость (если что-то не так, об этом можно сказать любому); активность (дать возможность обучающимся заявить о своих интересах, это позволяет студенту не попасть в категорию зависимых людей). ПОКАЗАТЕЛИ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММЫ КРУГЛОГО СТОЛА Положительные показания: пропаганда уважительного отношения к представителям различных религий, среди обучающихся техникума; создание досуговой деятельности для обучающихся техникума; развитие творческого потенциала учеников техникума; проведение совместной учебно-воспитательной работы с обучающимися техникума; проведение научно-исследовательской работы по проблемам профилактики аддиктивного поведения обучающихся социально-психологической службой. ОБОРУДОВАНИЕ - ноутбук; - проектор; - экран; - презентации участников круглого стола на флеш-носителях. II. ХОД КРУГЛОГО СТОЛА Ведущий. В своем выступлении он озвучивает необходимость проведения данного мероприятия, его основные цели и задачи. Представляет приглашенных специалистов: - участники, выступающие с докладами; - представители религиозных учреждений; - психолог; - преподаватели. Затем следует представление участников круглого стола и освещение последовательности обсуждения следующих религий: «Индуизм»   Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» — персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI — XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского вайшнавизма термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев». Типология Некоторые учёные рассматривают типологию из шести основных видов индуизма, и ряда менее значительных его разновидностей. Древнейшей формой индуизма выступают народные верования, для которых характерно поклонение местным божествам и обожествлённым формам. ведийский индуизм, основанный на священных текстах индуизма, в особенности на ведийских писаниях, самым важным и древним из которых принято считать «Ригведу». ведантический индуизм базируется на Упанишадах — религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырём Ведам. Направление йоги в индуизме представлено в «Йога-сутрах» Патанджали. Дхармический индуизм проявляется в повседневном следовании определённым моральным устоям. Он широко распространён, и его отличает неопределённость в отношении принадлежности к какой-либо конкретной философской школе или течению. Бхакти, или путь «любовного преданного служения богу» в одной из его форм или аватар. Основной традицией бхакти в индуизме является вайшнавизм. Направления Учёные выделяют в современном индуизме четыре основных направления: Вайшнавизм Шиваизм Шактизм Смартизм Основная разница между данными направлениями индуизма заключается в том, какой форме бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением. Последователи монотеистической традиции вайшнавизма поклоняются Вишну и его основным аватарам, таким как Кришна и Рама, как богу в различных Его формах, или ипостасях. Г. М. Бонгард-Левин в своей монографии «Древнеиндийская цивилизация» утверждает, что «изучение индуизма как религии обычно начинают» именно с вайшнавизма, который возник раньше шиваизма и «всегда имел больше приверженцев». Шиваиты поклоняются Шиве; Шакты — Шакти, олицетворённой в женском божестве или богине-матери Дэви, тогда как смарты верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего. Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко. Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведийские огненные жертвоприношения. Также как и последователи других религий, некоторые индуисты считают свою традицию более значимой, чем остальные. Многие индуисты, однако, рассматривают другие традиции индуизма как приемлемые альтернативы своей собственной. Ереси, как таковой, в индуизме не существует. Верования Хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма: Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства. Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов. Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями. Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти, сансары. Йога в различных её направлениях. Понятие бога Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах — в форме Шивы как великого аскета-йогина, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые. Индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие бога в индуизме следующим образом: Абсолютное большинство индуистов верят в то, что дух или душа, называемая атманом, является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивида. Согласно монистическимпантеистическим богословским школам в индуизме (таким как адвайта-веданта), атман изначально неотличим от верховного духа Брахмана. Они описывают Брахман как «Единый и неделимый» и поэтому эти школы называют «монистическими». Согласно школе адвайта-веданты, целью жизни человека является осознание себя как атмана и своего единства с Брахманом. В некоторых Упанишадах утверждается, что тот, кто полностью осознаёт атман внутри себя и его единство с Брахманом, достигает мокши (освобождения). Однако большинство индуистов принадлежит к так называемым дуалистическим направлениям внутри индуизма, являющимся частью движения бхакти. Они рассматривают Брахман как безличный аспект личностного бога, которому они поклоняются в форме Вишну, Кришны, Шивы или Шакти. В традициях бхакти считается, что атман находится в постоянной зависимости от бога, а достижение мокши возможно только через любовь к богу и по милости бога. Когда бог рассматривается как Верховная Личность (а не как бесконечный безличный принцип), бога называют Ишвара («Господь»), Бхагаван («Всеблагой»), или Парамешвара («Всевышний Господь»). Исторически в индуизме также существовали философские школы, которые придерживались атеистических воззрений. Дэвы В священных писаниях индуизма описываются небесные существа, называемые дэвы (или в женском роде дэви — «светящиеся», «блистающие») что можно перевести на русский язык как «боги» или «полубоги». Дэвы являются неотъемлемой частью индуистской культуры — их изображают в искусстве, архитектуре, иконографии, они описываются в различных историях, в особенности в индийской эпической поэзии и Пуранах. В понимании большинства индуистов, дэвы являются слугами Ишвары, верховного личностного бога, которому индуисты поклоняются в одной из Его форм как своему иштадевате или «избранному идеалу»; причём этот выбор основывается как на личных предпочтениях каждого индуиста, так и на региональных и семейных традициях поклонения. Конечная цель духовной практики Конечная цель духовной практики обозначается такими терминами как «мокша», «нирвана» или «самадхи», и различными направлениями индуизма понимается по разному: Осознание своего единства с богом Осознание своих вечных взаимоотношений с богом и возвращение в Его обитель Достижения чистой любви к богу Осознание единства всего бытия Осознание своего истинного «я» Достижение совершенного умиротворения Полная свобода от материальных желаний Жизненные идеалы В классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы (жизненных долга) человека: грихастха-дхарма и санньяса-дхарма. В грихастха-дхарме, или дхарме семейного человека, присутствуют четыре основных цели, называемые пурушартхи: Дхарма — правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний Артха — материальное благосостояние и успех Кама — чувственные наслаждения Мокша — освобождение из сансары Среди четырёх пурушартх, дхарма и мокша имеют особое значение — на стадиях камы и артхи, человек должен действовать в согласии с принципами дхармы и рассматривать как конечную цель мокшу. Санньяса-дхарма, или дхарма тех, кто принял отречённый образ жизни, признаёт, но не использует каму, артху и дхарму, полностью сосредотачиваясь на мокше. Те, кто следует грихастха-дхарме, рано или поздно также достигают этой стадии. Некоторые, однако, приходят к санньяса-дхарме немедленно, независимо от того, на каком этапе они находились перед этим. В ряде индуистских текстов утверждается, что дхарма сводится к пяти обобщённым принципам: ахимса — ненасилие, сатья — правдивость, астея — неворовство, шауча — чистота, индрия-ниграха — обуздание чувств. Йога Независимо от того, какова конечная цель жизни для индуиста, существует несколько методов йоги, которые были даны мудрецами для достижения этой цели. К базовым текстам, в которых описываются различные виды йоги, относятся «Бхагавад-гита», «Йога-сутры», «Хатха-йога-прадипика», а также Упанишады. Основные разновидности йоги, следуя которым возможно достичь высшего духовного совершенства (мокши, самадхи или нирваны), это: Бхакти-йога — путь любви и преданности богу Карма-йога — путь правильных действий Раджа-йога — путь медитации Джнана-йога — путь знания или мудрости Человек может следовать одному из этих путей или нескольким, в зависимости своих наклонностей и понимания. Традиции бхакти учат тому, что для большинства людей бхакти является единственным практическим путём для достижения духовного совершенства в настоящую эпоху Кали-югу. Практика одного вида йоги не исключает возможность практиковать также и другие. Например, принято считать, что практика джнана-йоги непременно приводит к чистой любви к богу, которая является основной целью бхакти-йоги, и наоборот. Другие, практикующие глубокую медитацию (такую как в раджа-йоге) должны также прямо или косвенно следовать основным принципам карма-йоги, джнана-йоги и бхакти-йоги. Священные писания По одному из определений, индуизм основывается на «сокровищнице духовных законов, установленных разными людьми в разные времена». На протяжении многих веков священные писания индуизма передавались устно в стихотворной форме, которая, по мнению учёных, использовалась для облегчения запоминания. Только гораздо позднее они были записаны. На протяжении веков, мудрецы совершенствовали учение и расширяли канон писаний. В некоторых традициях послеведийского и современного индуизма, священные писания не толкуются буквально — бо́льшая важность придаётся этическому и метафорическому смыслу, содержащемуся в них. Большинство священных текстов написаны на санскрите. Они подразделяются на две категории шрути и смрити. Символика Индуизм имеет хорошо развитую систему символизма и иконографии, которая находит своё проявление в искусстве, архитектуре, литературе и поклонении. Символы берут своё значение из писаний и культурных традиций. Слог «Ом» (который символизирует Парабрахман) и знак свастики (олицетворяющий благополучие) в какой-то степени являются символами индуизма, тогда как другие знаки, такие как тилака, указывают на последователя определённой традиции в индуизме. Также существует много символов, которые отождествляются с теми или иными дэвами, формами или аватарами бога; к ним относятся лотос, чакра и вина. Обряды Большинство индуистов принимают участие в религиозных обрядах ежедневно, причём многие индуисты также проводят религиозные обряды у себя дома. Индуисты совершают следующие ежедневные ритуалы: Пуджа на восходе солнца после принятия омовения, или в конце дня. Данный обряд обычно совершается в семейном храме или домашнем алтаре и состоит из предложения мурти зажжённого светильника, благовоний и еды, которые после предложения считаются прасадом. Совместное чтение различных священных писаний. Киртан и бхаджан — обряды воспевания молитв, мантр и религиозных песен. Различные виды медитации, такие как чтение мантр на чётках «джапа-мала», — ритуал, который называется «джапа». По случаю таких событий, как рождение ребёнка, свадьба или похороны, проводятся целый ряд сложных религиозных ритуалов (санскары). К ним относятся такие обряды, как аннапрашана (когда ребёнку впервые дают твёрдую пищу), упанаянам (формальное начала получения образования), шраддха (проводится по умершим родственникам). В большинстве индийских семей, точное время проведения различных церемоний, в особенности таких как помолвка молодой пары, свадьба и др., определяется после консультации с астрологом. Обязательным обрядом для всех, за исключением санньяси и детей до пяти лет, является кремация тела после смерти. В ходе традиционного индуистского обряда кремации, тело заворачивают в ткань и сжигают на погребальном костре. Значительно место занимают также обряды культа предков. Паломничества и праздники Паломничество является одной из религиозных практик, характерных для индуизма. Святое место паломничества называют «тиртха» или «дхама». Наиболее популярными тиртхами в индуизме являются Аллахабад, Харидвар и Варанаси, а в вайшнавизме также и Вриндавана. Другие важные места паломничества, известные своими древними храмами: Пури — там находится один из самых больших вайшнавских храмов в мире и ежегодно проходит крупнейший вайшнавский праздник Ратха-ятра. Тирупати — там расположен вайшнавский храм Тирумала Венкатешвара — самый богатый и самый посещаемый индусский храм в мире, который называют «индуистским Ватиканом». Катра — там находится храм Вайшно-деви. В индуизме принято выделять четыре самые святые места паломничества: Пури, Рамешварам, Дварака и Бадринатх. Самый большой праздник в индуизме — это Кумбха-мела («Праздник кувшинов»). Даты праздников в индуизме, как правило, определяются индуистским календарём. Праздники в индуизме обычно проводятся в честь различных воплощений бога, и событий, связанных с ними. Многие индуистские праздники соотносятся со сменой времён года. Некоторые праздники отмечают только последователи определённого направления в индуизме или жители определённого региона Индийского субконтинента. Самые большие индуистские праздники, которые проводятся повсеместно, это Маха-Шиваратри, Наваратри, Холи, Дивали, Кришна-джанмаштами и Рама-навами. География индуизма Из всего населения Индии, которое в 2008 году составляло примерно 1,13 млрд чел., индуизм исповедуют более 900 млн чел., или более чем 80  населения. Остальная часть населения: мусульмане, сикхи, христиане, джайны, буддисты, парсы, иудеи и последователи так называемых «племенных» религий. Все они в той или иной мере взаимодействуют с индуизмом. Индуизм также является преобладающей религией в многочисленных индийских общинах за пределами Южной Азии: в Южной и Восточной Африке, Южной Америке, Вест-Индии, США, Канаде, Европе, Австралии, Новой Зеландии, на индонезийских островах Бали и Ява. Широко распространились и стали привычными такие идеи, как карма, йога и вегетарианство. 2. «Ислам» Возникновение ислама Возникновение, развитие и распространение ислама связано с историей арабов и других народов Среднего Востока, Азии и Африки. Для понимания духовных, правовых и нравственных особенностей ислама важно знакомство с доисламским периодом в Аравийском регионе. Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники – бедуины, которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». Бедуины жили большими семьями и вели кочевое (зачастую разбойничье) существование. Мекка, Медина и другие города были их торговыми и религиозными центрами. Бедуины верили во многих богов которые соотносились с небесными телами (прежде всего Солнцем и Луной) и различными состояниями человека (смерть, любовь, дружба и т.п.). Однако бедуины верили, что над всеми этими божествами есть некий творец – Аллах (Бог). У них было множество святилищ. Одно из них – святилище с «черным камнем» (предположительно метеоритом), находящееся в Мекке, – Кааба. Этому камню поклонялись как дару от богов. Кааба представляет собой постройку кубической формы, в которой во времена Магомета находились статуи 360 языческих божеств. У каждого арабского племени было собственное божество, и представители племен ежегодно приходили в Мекку, чтобы поклониться им. В среде кочевых племён и зародился ислам – будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен (около 650 года при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) свод, получивший название «Коран» («чтение»). Коран – священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Позднее был создан сборник преданий – Сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе. На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570–632 гг. Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них. Согласно преданию, когда мать Мухаммеда была беременна, ей явился ангел и сказал: «Ты носишь под сердцем повелителя этого народа, и когда он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников; и назови его Мухаммед (достохвальный)». Предание также гласит, что еврейское сообщество узнало о рождение Мухаммеда по движению звёзд, а христианское – от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями. Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (севере Ирана). Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама – реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского полуострова. Мекка имела экономически выгодное положение, т. к. была удобна для отдыха торговых караванов. Кроме того, наличие Каабы (главной языческой святыни того региона) делало Мекку религиозным центром. Магомет рано стал сиротой. Его воспитал дядя – Абу Талиб. В зрелом возрасте Магомет стал работать управляющим у одной богатой вдовы Хадиджи, ставшей впоследствии его первой женой. Семейное окружение Хадиджи оказало большое влияние на Магомета. Он любил слушать истории из Библии, усваивая их по-своему. Нередко он удалялся в пустыню для размышлений. Среди тех, кто вел духовную жизнь, существовал обычай раз в году удаляться в уединенное место. В течение ряда лет Магомет уединялся в пещере на горе Хира. В 610 году, в возрасте сорока лет, Магомет получил, по его личному свидетельству, первое откровение от ангела Джебраила. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ангел трижды повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Он вернулся домой и рассказал обо всем жене. Она поддержала мужа и укрепила его веру в пророчество. Эти события послужили началом серии откровений, которые впоследствии были собраны последователями Магомета воедино в Священной Книге мусульман, Коране, что в переводе означает «Чтение». По мере того как проповедническая деятельность Магомета ширилась, вожди его родного племени стали требовать, чтобы он воздержался от призывов к абсолютному единобожию. Они считали, что это учение угрожает их политеистической религии, а также экономическому благоденствию, поскольку паломничество племен в Каабу приносило немалую выгоду. Однако Магомет не отказался от проповеди, и количество его сторонников быстро росло. Магомет продолжал осуждать многобожие, и гонения на сторонников новой религии усилились. В итоге примерно ста мусульманским семьям пришлось бежать в город Йасриб (теперь Медина). Магомет последовал за этими семьями. Мусульмане считают год бегства Магомета в Йасриб (622 г.) началом своего календаря. Это событие известно под названием Хиджры (араб, «переселение», «уход»). В ходе удачных военных операций в 630 году Магомет и его армия практически без боя захватили Мекку. Вступив в город, Магомет своими руками уничтожил в Каабе идолов. Спустя год после того, как Мекка сдалась Магомету, он силой оружия и умелой политики сумел объединить под знаменем ислама все племена Аравийского полуострова. 631 год был отмечен триумфальным шествием ислама по Аравии. К концу года почти во всей Аравии был принят, хотя бы формально, ислам. В 632 г. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, которое окончательно утвердило новый мусульманский обряд хаджа. В произнесенной проповеди Мухаммед объявил свою пророческую миссию полностью выполненной. Умер Мухаммед, тяжело заболев, 8 июня 632 г. Итогом жизни Мухаммеда, его деятельности явилось не только создание религии мирового масштаба, но и объединение арабов, выведенных из состояния политического хаоса, вставших на путь великих завоеваний и культурного роста. Его деятельность имела основополагающее значение для последующей истории арабов. Магомет сделал следующее: провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя Вселенной и справедливого Судьи мира; объявил войну идолопоклонству своих соотечественников; организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, то есть преданных Аллаху создал войско с жесткой дисциплиной, и в результате завоевания Мекки (630 г.) и других военных действий (зачастую весьма беспощадных) добился объединения всех, ранее разъединенных, арабских племен.
  1   2   3   4   5

  • Е.Н. Горбунова МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ»
  • I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ
  • ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
  • ПЛАН
  • ПРИНЦИПЫ ПРОГРАМЫ КРУГЛОГО СТОЛА
  • ПОКАЗАТЕЛИ К ПРИМЕНЕНИЮ ПРОГРАММЫ КРУГЛОГО СТОЛА
  • ОБОРУДОВАНИЕ
  • Конечная цель духовной практики
  • Паломничества и праздники
  • 2. «Ислам» Возникновение ислама