Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическая разработка для внеклассной работы по немецкому языку с целью развития толерантности у подростков




Скачать 327.11 Kb.
Дата26.06.2017
Размер327.11 Kb.
ТипМетодическая разработка
«Жить, несмотря ни на что…»

Методическая разработка для внеклассной работы по немецкому языку с целью развития толерантности у подростков.

(на примере биографий А.Эйнштейна, Я.Трахтенберга, В.Мессинга, В.Э.Франкла)

АВТОР: Годунова Елена Александровна, учитель немецкого языка

МОУ «средняя общеобразовательная школа №4» г.Искитима Новосибирской области.

Краткая информация о разработке


ТЕМА

«Жить, несмотря ни на что…»

Автор

Елена Годунова

Возраст учащихся

9-11 классы

Количество часов

4 часа.


СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение, ( обоснование цели, задач данной методической разработки)

2. Описание хода занятий:

-методическая разработка первого занятия;

-методическая разработка второго занятия;

-методическая разработка третьего и четвертого занятий.

3.Заключение. (анализ итогов осуществления поставленных целей и задач)

4.Приложения:

1) Биография Альберта Эйнштейна.

2)Биография Вольфа Мессинга.

3)Биография Якова Трахтенберга.

4)Биография Виктора Эмиля Франкла.

5.Библиография.

ВВЕДЕНИЕ

Автор принимает следующее определение толерантности:



«Толерантность есть реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения».

Толерантность - интегрированное качество, если оно сформировано, то проявляется во всех во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. Можно выделить межличностную, социальную, национальную толерантность и веротерпимость. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Передо мной, как учителем немецкого языка, стоит цель- через изучение немецкого языка и страноведения немецкоговорящих стран воспитывать у учащихся национальную толерантность .Этим же и обусловлен выбор именно этих персоналий, так как все они владели немецким языком, их судьбы были связаны с Германией, их достижения гениальны, что в совокупности представляет большой познавательный интерес как для учителя, так и для учащихся.



2

Воспитательная цель:

-Формировать толерантное сознание учащихся на примере биографий видных представителей еврейского народа А.Эйнштейна, Я.Трахтенберга, В.Мессинга, В.Э.Франкла;

-Воспитывать чувство патриотизма, интернационализма.

-Воспитывать способность работать в группе.

- Формировать личностное отношение школьников к событиям Холокоста, сочувствия к страданиям еврейского народа, уважения к борцам против нацизма.

Развивающая цель:

- Развивать психо-эмоциональную сферу учащихся через способность сопереживать, сочувствовать, восхищаться, гордиться



Методико-дидактические задачи:

1. Способствовать углублению знаний о Второй мировой войне

2.Ознакомить учащихся с трагическими биографиями, достижениями таких видных представителей еврейского народа как А.Эйнштейн, Я. Трахтенберг, В. Мессинг, В.Э.Франкл.

3.Ознакомить учащихся с тематической терминологией: Холокост, антисемитизм, шовинизм, фашизм.

4.Учить сопоставлять факты и события, размышлять, делать выводы, анализируя судьбы указанных людей с целью выявления сходства и различия.

3

Формы работы:

-игровой тренинг,

-беседа;


-анализ;

-выдвижение гипотез;



Социальные формы организации учащихся:

-групповая,

-индивидуальная,

-парная,


-пленум,

-фронтальная.



Планируемый результат: сдвиг установки в сторону роста общей толерантности у подростков через воспитание национальной толерантности

4

Ход занятий

1 занятие.

1.Игра «Страны»

Участники садятся в круг, у каждого из них есть по листу бумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название которой он записывает на бумаге, так, по кругу, участники «раздают» друг другу зарубежные страны. Они не должны повторяться. Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны, дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания, при количестве участников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором из 10 ассоциаций к каждой стране. Как вариант, допустима работа в группах, если количество участников больше 10.Обычно ассоциации участников являются наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной страной, например: Италия: пицца, спагетти, мафия и т.д.; Англия: вежливость, овсянка, смог…; Германия: пиво, киндершоколад, Гитлер, фашисты, … Израиль: иврит, конфликт с Палестиной, евреи….

Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций, задача участников выявить положительные и отрицательные среди названных.

На основе анализа ассоциаций участники должны прийти к выводу об опасности стереотипного подхода к оценке явлений и вещей, так как у каждой страны есть известные культурные ценности, памятники архитектуры, произведения искусства, достижения науки, граждане, которые обогатили не только историю своей страны, но и пополнили мировую сокровищницу своими творениями и подвигами.

5

2. Работа с репродукцией картины Крамского «Оскорблённый еврейский мальчик»(1874) (дана на стр.29)

Предъявляется репродукция картины без названия и указания имени автора.

Задание для учеников по группам:

1задание: описать увиденное на картине.

2задание: придумать историю о мальчике, кто он, сколько ему лет, где, с кем, когда жил, опираясь на детали картины.

3задание: ответить на вопрос - почему художник изобразил этот сюжет.



4задание: дать название картине.

Предъявление результатов работы на пленуме, обсуждение чувств, вызванных сюжетом картины, сравнение предположений учеников с реальностью - название, год написания, замысел Крамского.

Учитель подводит итог урока, сообщая, что картина отражает собой социальный конфликт, который Крамской как человек прогрессивных взглядов не мог не вскрыть. «Оскорблённый еврейский мальчик», чем могли оскорбить этого ребёнка? Да тем, что он еврей.

Приоткрыта старая дощатая калитка, на сваленных брёвнах сидит мальчик. Видимо, это место его частого уединения. Одет он чистенько, но бедно: чулочки не по размеру, прохудившиеся башмаки. Надорвано плечо на безрукавке. Может быть, он даже дрался. Грозовая туча спустилась на детское личико. Он обижен. Но разве его поза- это поза раздавленного, растоптанного мальчика. Нет! Это не раб! Но в нем злобы на обидчиков, он напряженно думает, но его вопросы скорее не к ним и не к нам, а к себе;

6

размышления над своей судьбой, своими поступками. И, может быть, в этом отразилась мудрость ребёнка и мудрость целого народа. Это Крамской спрашивает нас его глазами, его позой, его бедностью: люди, у вас есть совесть? В этом мальчике есть и истина. И добро, и красота. А в нас это есть?



3.Вопрос учителя: « Как вы думаете, что будет обсуждаться далее в ходе занятий и почему?» Варианты заносятся на доску и комментируются. Совместно приходим к выводу о том, что дальнейший разговор будет вестись о евреях и их судьбах, о странах, повлиявших на эти судьбы: Германия, Австрия, Россия, Израиль.

Домашние задание: подобрать имена известных всему миру евреев.

2 занятие.

1.На доску заносятся имена известных людей еврейского происхождения, например: Зигмунд Фрейд, Стефан Цвейг…, кратко обсуждается их достижения в своей профессии.

2.Учитель сообщает, что сегодня предстоит познакомиться с удивительными судьбами представителей еврейского народа, пережившими Холокост, который разразился через несколько десятилетий, после описанных Крамским в его картине событий. От оскорблений еврейских мальчиков перешли к уничтожению тех, кто не успел уехать…

3. Информационная справка: (дается, если в классе никто из учеников не может сам дать определение этому понятию) Холокост — систематическое истребление немецкими нацистами и их пособниками различных слоёв населения в 1933—1945 гг. В основном, жертвами Холокоста были евреи — полное уничтожение именно этой нации было целью программы «Окончательного Решения Еврейского вопроса»

7

Холокост — (древнегреческое όλος «целый, полный» καυστός, «нагретый, горючий»; ολοκαύτωμα — «всесожжение») — слово из древнегреческого перевода еврейской Библии, означающее жертвоприношение, в котором животное полностью сжигается


Отличительные черты Холокоста


  1. Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, приведшая к уничтожению 60% евреев Европы и примерно 35% еврейского населения мира.

  2. Эффективная система, предназначенная для массового уничтожения людей: были найдены многочисленные списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй мировой войны на оккупированной Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; при этом технология уничтожения совершенствовалась.

  3. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территорией, включавшей 35 европейских наций, жертвы Холокоста преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Более того, из найденных документов следует, что нацисты планировали истребить еврейство США, Великобритании и Палестины в случае завоевания этих регионов. Истребление продолжалось вплоть до вторжения на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945.

  4. Жестокие и зачастую смертельные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами Холокоста.

4.Учителем зачитываются отрывки из биографий А.Эйнштейна, В.Мессинга, Я.Трахтенберга, В.Э.Франкла. Задание для учеников - предположить, о ком идет речь.

8

-«В концлагерь он попал в вагоне для скота. В бараке, набитом заключенными-смертниками, он, пожалуй, впервые ощутил беспросветный ужас. Жизнь превратилась в сплошное ожидание смерти. Это было невыносимо. Он понимал, что наверняка спятит, если чем-то не займет свой мозг. И он стал считать: умножать, делить, складывать, возводить в степень… Постепенно вырисовывалась система, помогающая легко манипулировать числами - очень большими числами. Мало кто способен просто удержать в голове такие величины. А гениальный узник изобрел метод, позволяющий производить в уме операции, которые под силу разве что счетной машине.» ( Ответ: О Якове Трахтенберге)

-«В тот вечер, когда гитлеровские войска заняли Австрию, он делал доклад для своих коллег, врачей-психиатров, на тему "Нервозность как явление нашего времени". Тогда он и столкнулся впервые с новым режимом. Во время доклада дверь открылась, вошел человек в эсэсовской форме, встал в дверях и сказал: собрание закончено, расходитесь. Докладчик еще ничего не знал про произошедший политический переворот и не хотел прерывать свою речь; с абсолютной уверенностью в себе он зафиксировал взгляд эсэсовца и на всех нужных регистрах своего ораторского голоса сказал ему, чтобы тот остался стоять, где стоит, и забыл про все свои намерения, т.е. попросту загипнотизировал его. Таким образом, оратор благополучно закончил свое сообщение, не подозревая, что в эти минуты начинает противостоять Третьему рейху.» (Ответ: О Викторе Эмиле Франкле)

-«Наверное, он уже видел иллюстрированное издание «Альбом с портретами» в коричневой обложке, издателем которого была НСДАП — гитлеровская партия. В альбоме было помещено несколько десятков портретов противников фашистского режима. Альбом открывался его фотографией. В пояснении к ней сообщалось о его «преступных деяниях», в

9

число которых входила и теория относительности. Нацисты ненавидели его. За ним числился ряд «преступлений»: во-первых, он был неарийцем, во-вторых, антифашистом и, в-третьих, противником войн. Весной 1933 г. он вернулся в Европу, которая встретила его чудовищными известиями. Его дом разгромили гестаповцы, а имущество конфисковали. Полиция сообщила журналистам, что оно якобы предназначалось для финансовой поддержки коммунистического движения. Работы этого ученого были публично сожжены одновременно с другой «неарийской и коммунистической литературой» в сквере перед Берлинской государственной оперой. В Берлине были вывешены объявления, предлагавшие 50 тыс. марок за его голову . — Я и не подозревал, что моя голова стоит так дорого! — добродушно поделился он этой новостью со своей женой.» ( Ответ: Об Альберте Эйнштейне)



-« В сентябре 1939 армады фашистских танков клином врезались в Польшу. Сразу же начались расправы над евреями. Их сгоняли в гетто, а оттуда отправляли в лагеря смерти. Этот скорбный путь прошла вся Гура-Кальвария, включая его отца и братьев. Они погибли в газовых камерах Майданека. Самого предсказателя почитатели его таланта спрятали в Варшаве, в подвале мясной лавки. За два года до этого он на одном выступлении предсказал Гитлеру гибель, если тот направит войска на восток. Теперь "врага рейха" разыскивали гестаповцы. За его голову была обещана награда - двести тысяч рейхсмарок. Как многие восприимчивые люди, он страдал боязнью замкнутого пространства. Просидев взаперти несколько дней, он вышел на улицу - и тут же был схвачен патрулём. Он попытался внушить солдатам, что он художник (длинные волосы, испачканная мелом одежда), но получил удар прикладом в лицо и очнулся уже в тюрьме. "Ну, здравствуй, еврейский маг! - осклабился надзиратель. - В Берлине тебя уже заждались".» ( Ответ: О Вольфе Мессинге).

10

5.Выслушиваются гипотезы, они аргументируются фактами из услышанных отрывков, например, в отрывке об Эйнштейне упоминается теория относительности, на основании чего можно сделать вывод именно о нем, даются правильные ответы, в том случае, если предположения были неверны. Учитель сообщает, что последующая работа будет проходить в группах, в которых ребята будут прорабатывать материал об этих людях в выбранной ими самими последовательности. Результатом исследования станет заполненная таблица, в которой в сжатой форме будет представлена вся жизнь этих людей. В ходе совместного обсуждения выявляется важная информация, которая должна быть представлена в таблице: фамилия, имя, годы жизни, место рождения и смерти, профессия, звания, особые заслуги, место нахождения во время Холокоста.



Домашнее задание: заготовить таблицу.

3 -4 занятия.

1.Ребята выбирают для работы одну из 4х биографий, читают ее, заполняя таблицу, затем меняются материалами для чтения с другими группами, пока не будет выполнено все задание, возможно, что времени одного занятия будет недостаточно, тогда выполнение его переносится на следующий час, важно, чтобы ребята не торопились при чтении биографий и заполнении таблицы, которая в конце работы может иметь такой вид:

Фамилия, имя

Годы жизни

Место рождения и смерти

Профессия, звания

Особые заслуги

Место нахождения во время ХОЛОКОСТА

Альберт Эйнштейн

14.03.1879-

18.04.1955



Ульм, Принстон

Нобелевский лауреат, физик

Создал теорию относительности,

пацифист


С 1933 года в эмиграции в США

Вольф Григорьевич

Мессинг


10.09.1899-8.11.1974

Под Варшавой-в Москве

Заслуженный артист СССР, гипнотизёр

Купил 2 самолета для Красной армии, предсказал гибель Гитлера

1939 г в тюрьме в Варшаве, сбежал в СССР

Яков Трахтенберг

17.06.1888-1953

Одесса,

Цюрих


Инженер

Изобрел систему быстрого счета, методику обучения иностранным языкам

4 года в Освенциме и др. лагерях

Виктор Эмиль Франкл

26.03.1905-

27.04.1997



Вена, Вена

Врач-психотерапевт,

доктор философии



Создал логопедию, теорию лечения смыслом., написал 16 книг

1942-1945гг в 4х концлагерях

























2.Обсуждение итогов работы над материалами и таблицей.

Каждая группа дает информацию об одной персоналии, остальные сравнивают со своими записями, дополняют, исправляют ответы одноклассников при необходимости. Затем идет обсуждение новой информации по следующему плану:

1.Назовите самый запомнившийся эпизод из жизни этих людей.

2.Какой факт из этих биографий показался вам самым важным?

3.Что вас поразило при чтении больше всего?

11

4.Какие чувства вы испытываете, познакомившись с этими людьми?



5.Предположите, как сложилась бы судьба каждого из них, не доведись им испытать ужасы холокоста.

6.Что бы вы спросили у них, если бы вам пришлось встретиться?

7.Какие научные теории и факты заинтересовали вас?

12

Заключение.



В ходе четырёхчасовой серии внеклассных занятий по теме « Жить, несмотря ни на что…» на биографическом материале А.Эйнштейна, Я.Трахтенберга, В.Мессинга, В.Э.Франкла были достигнуты все предполагаемые цели, а именно: ребята получили возможность сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий, расширить и углубить свои знания о второй мировой войне, о Холокосте, его жертвах и героях. Материал был подобран так, что он не оставил никого из ребят равнодушным, а значит их души получили материал для раздумий, взросления и становления, он дал новый импульс для познавательного интереса, самостоятельного изучения упомянутых научных открытий, явился базой формирования ответственного, толерантного отношения ко всем живущим на земле. Готовых ответов в ходе занятий учитель не предлагал, чем способствовал развитию самостоятельности мышления, аргументации и принятия решения. Ребятам предлагался выбор в ходе выполнения заданий, что также позволяло им научиться принимать ответственность за решения на себя.

13

Приложение 1» Биография Альберта Эйнштейна»



Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в германском городе Ульме. В 10 лет поступил в гимназию в городе Мюнхене. С четырнадцатилетнего возраста вместе с родителями жил в Швейцарии. Здесь он с успехом окончил одну из прогрессивных школ, после чего его приняли без экзаменов на педагогический факультет политехникума. Там он проводил большое количество времени в лабораториях, ставя различные эксперименты. В 1900 году Эйнштейн закончил политехникум в Цюрихе. Еще в период обучения в политехникуме Эйнштейн высказывал мысли, которые противоречили классической Ньютоновской теории. Из-за этого у него возникали проблемы при устройстве на работу. В 1902 году он получает место технического эксперта в патентном бюро швейцарского города Берна и добивается определенной финансовой стабильности. Этот период времени считается одним из самых плодотворных в жизни Альберта Эйнштейна. Эйнштейн создает теорию относительности, выполняет исследования по статистической физике, теории излучения, броуновскому движению, пишет ряд научных статей. Тогда же им был открыт закон взаимосвязи массы и энергии E=MC2. Работы Эйнштейна получили широкую известность, и в 1909 году он избирается профессором в Цюрихском университете, а позже и в Немецком университете в Праге. В 1911 году Эйнштейн принял участие в первом Сольвеевском конгрессе, который был посвящен проблемам квантов. К этому времени он уже имел семью, у него было двое детей. В 1914 году Эйнштейн был приглашен преподавать в университет Берлина. В этот период своей жизни Альберт Эйнштейн завершил создание общей теории относительности, а также развил квантовую теорию излучения. В его теории свет рассматривается как поток квантов или фотонов, что позже в 1922 году нашло подтверждение в экспериментальных исследованиях американского физика А. Комптона. Эйнштейн установил и основной закон фотохимии. За открытие законов фотоэффекта и за работы в области теоретической физики Эйнштейн был удостоен в 1921 году Нобелевской премии. В 1926 году Альберта Эйнштейна избрали почетным членом Академии наук СССР. В 1932 году, после того, как к власти в Германии стали приходить фашисты, Эйнштейн был вынужден эмигрировать из страны. Сначала он жил в Бельгии, затем в Англии, но потом переехал в США, где работал в Институте перспективных исследований в городе Принстоне. После применения атомных бомб американцами в Хиросиме и Нагасаки в 1945 году Эйнштейн подписал письмо, которое составил английский общественный деятель Б.Рассел, к правительствам стран, где активно развивалось производство атомного оружия. Эйнштейн предупреждал о фатальных последствиях применения такого оружия для всего человечества. В последние годы жизни Эйнштейн работал над созданием Единой теории поля. Умер Альберт Эйнштейн 18.04. 1955 года в городе Принстон. Согласно завещанию его прах был развеян по ветру.

Приложение 2 « Биография Вольфа Григорьевича Мессинга»

Вольф Григорьевич МЕССИНГ (10.09.1899, еврейское местечко Гора-Кальвария под Варшавой - 8.11.1974 г. Москва), выдающийся экстрасенс, медиум и телепат, профессор, заслуженный артист РСФСР, человек уникальных способностей и загадочной судьбы. Родился в семье мелкого арендатора яблочного сада. Выпускник хедера, бросивший иешибот, удравший из дома в Берлин с 9-ю копейками в кармане (внушил контролеру поезда, что обрывок газеты, который он держит в руках, - законно приобретенный билет), работавший мальчиком на побегушках и в 13 лет, вышедший на сцену Берлинского "Паноптикума" с первым сеансом. В 1915 он совершил европейское турне и в Вене демонстрировал свои необычайные способности Альберту ЭЙНШТЕЙНУ и Зигмунду ФРЕЙДУ. Во время показательного сеанса, выполняя мысленное задание Фрейда, Мессинг подошёл к Эйнштейну и пинцетом выдернул из его роскошных усов три волоска. С тех пор он не раз встречался с Фрейдом. Увы, эти встречи не оставили следа ни в одной из работ венского психоаналитика. Возможно,

14

Фрейд просто отступил перед явлением, которое никак не мог объяснить. Но именно благодаря Фрейду Вольф расстался с цирком, решив: больше никаких дешевых трюков - только "психологические опыты", в которых он превзошёл всех конкурентов. Он объездил весь мир. Мессинг посетил даже Индию, где побывал у духовного лидера индусов Махатмы Ганди и многому научился у йогов. Он не только выступал со сцены, но и решал запутанные криминальные загадки. Однажды у графа Чарторыйского пропала бриллиантовая брошь, которая стоила целое состояние. Он позвал к себе Мессинга. Тот попросил провести перед ним всех обитателей замка и быстро отыскал виновника - слабоумного сына служанки. Мальчик стащил блестящую вещь и спрятал в пасти медвежьего чучела в гостиной. От награды Мессинг отказался, попросив вместо этого графа помочь в отмене закона, ущемлявшего права евреев. Чарторыйский нажал на нужные рычаги в польском сейме, и закон был отменён.



В 1937, выступая в варшавском театре, публично предсказал, что ГИТЛЕРУ грозит гибель, если он пойдет на Восток, и фюрер пообещал 200 тыс. марок за поимку прорицателя. В 1939 его арестовали в Варшаве, заточили в тюрьму, выбили 6 зубов; он усилиями воли собрал в камере всех надзирателей, усыпил их и беспрепятственно покинув застенки, бежал в СССР. Им заинтересовался СТАЛИН и дал поручение БЕРИИ проверить его способности. Мессинг по чистой бумажке получил в сбербанке крупную сумму денег; в другой раз, он вышел из здания НКВД так, что его никто и не заметил. Были и еще какие-то эксперименты, о которых можно только гадать. В августе 1941 он сидел в ресторане "Метрополь" в актерской компании. Одна миловидная актриса спросила его "когда кончится война?". Мессинг взял салфетку и что-то на ней написал. "Прочтете дома!". До сих пор у этой актрисы хранится эта реликвия. На ней написано: "8 мая 1945 года". В период войны Вольф Мессинг подарил Красной Армии 2 самолета. Кстати,

15

на одном из них летал Герой Советского Союза знаменитый ас Константин Ковалёв, ставший после войны другом Мессинга. Летчик Ковалев сбил 33 немецких аса. За эту помощь фронту Сталин поблагодарил Мессинга телеграммой, которую он всегда носил с собой и очень ею гордился. Во время войны он выступал в госпиталях, на заводах, поражая публику своими чудодейственными способностями. А в мирное время лечил людей от курения и алкоголизма и покорял другие страны. Жизнь Мессинга после войны выглядит по контрасту тихой и бедной событиями. Власти выделили ему однокомнатную квартиру в Москве, на Новопесчаной улице, где предсказатель поселился с женой Аидой Михайловной. Они встретились в Новосибирске во время войны, и Аида стала для Мессинга всем - другом, секретарём, ассистентом. С ней вечный скиталец впервые обрёл свой дом, где можно было скинуть маску и стать самим собой. Но таким его видели лишь немногочисленные друзья, как на подбор, люди незаурядные. Одному из них, Михаилу Михалкову (брату Сергея Михалкова) Мессинг объяснял: "У каждого человека есть, предположим, 20 процентов интуиции, то есть чувства самосохранения. У вас, человека воевавшего, выработалась интуиция на 100 процентов, у кого-то она на 300, а у меня - тысяча процентов!"В последние годы Мессинг тяжело болел. Он перестал выступать, боясь, что непосильный груз чужих мыслей разрушит его мозг. Однако болезнь подкралась с другой стороны - отказали сосуды на покалеченных когда-то ногах. Уезжая в больницу, он взглянул на свое фото на стене и сказал: "Ну всё, Вольф, сюда ты больше не вернёшься". Так и произошло: операция прошла успешно, но внезапно отказали почки, потом и легкие. 8 ноября 1974 Вольф Мессинг умер. Государство так и не расщедрилось на памятник чародею Страны Советов, и пятнадцать лет спустя друзья Мессинга установили его на свои средства.




16
Приложение 3 «Биография Якова Трахтенберга»
Трудно поверить, что одна из самых оригинальных и остроумных математических систем, известная под названием «система Трахтенберга», создана автором в концентрационном лагере...
Яков Трахтенберг родился 17 июня 1888 года в Одессе (Украина). Завершив среднее образование, он отправился в Санкт-Петербург и поступил в Горный институт. Окончив его с отличием, работал на судостроительном заводе. Сначала «рядовым», а потом главным инженером. Когда Россию захлестнула волна погромов, Трахтенберг уехал в Германию и поселился в Берлине. Во время Первой мировой войны он считался одним из самых выдающихся экспертов по делам России. В этот период он создал уникальный метод изучения иностранных языков, который с успехом применяется и сегодня. Во время Второй мировой войны Якова Трахтенберга вместе с другими евреями погрузили в товарные вагоны, в которых раньше возили скот. Так он попал в концентрационный лагерь «Освенцим»....Люди исчезали ежедневно. Все новые и новые жертвы, по случайному выбору, направлялись в печи крематориев. Кругом — смерть и страдания. Кормили узников плохо — еды хватало лишь на то, чтобы в их телах хоть как-то теплилась жизнь. Чтобы не сойти с ума, Трахтенберг погрузился в собственный мир, где царили порядок и логика. Его тело истощалось с каждым днем, но разум отказывался принять окончательное поражение и устремлялся в мир беспристрастных, жизнеутверждающих чисел, которые по его воле складывались в удивительные по своей красоте математические построения. Ни книг, ни бумаги, ни карандаша у него не было. Но мысль работала четко и ясно. Расчеты он производил в уме и верил, что математика развивает точность мышления. В лучшие времена, «играя» числами, Яков развлекался в нечастые периоды отдыха. Теперь, в лагере, цифры стали для него верными,

17

испытанными друзьями. Его ум, выстраивая и передвигая их, находил самые разные способы манипулирования числами. Сначала он просто занимался сложением многозначных величин. Но как запомнить тысячи чисел? Задача оказалась нелегкой, и Трахтенберг придумал элементарный в обращении, понятный каждому метод, который позволяет любому, даже ребенку, безошибочно производить простое арифметическое действие, оперируя цифрами, каждая из которых могла бы занять в карманном блокноте целую строку. Четыре нескончаемых года, проведенных в аду концентрационного лагеря, Яков каждую свободную минуту тратил на то, чтобы вернуться к придуманной им математической системе. Он разрабатывал упрощенные методы осуществления математических действий. Когда арифметика начала казаться ему слишком уж «простой», он перешел к алгебре. Каждый день и для него мог оказаться последним. Но страха он не испытывал. Разрабатывая и совершенствуя созданную им систему, Яков забывал о своей «физической оболочке» — не ощущал ни голода, ни зловония, не слышал криков, которые доносились из камеры пыток. Нечеловеческая реальность концентрационного лагеря как будто бы совсем ничего не значила для него. Единственно реальными стали упорядоченные вереницы чисел. Наступил момент, когда ему понадобились подручные материалы. Яков подбирал куски оберточной бумаги и мятые, использованные конверты. Порой его поиски увенчивались настоящей удачей — он находил выброшенные в мусор администрацией лагеря бумажные листы с текстами устаревших приказов и совершенно чистой обратной стороной. Кто-то из заключенных сделал ему поистине царский подарок — отдал огрызок чернильного карандаша. Конечно же, не без труда добытые приобретения были истинной драгоценностью и требовали использования в режиме жесткой экономии. Поэтому разработки теорий Трахтенберг по-прежнему хранил в голове, а на бумагу записывал только завершенные, сложившиеся варианты. Сегодня, те,



18

кто применяет метод Трахтенберга на практике, считают его очень удобным

и легким. Действительно, придуманные узником лагеря приемы позволяют производить промежуточные вычисления в уме, записывая на листе лишь окончательные результаты. ...В один из апрельских дней 1944-го Яков случайно узнал, что его ждет смертная казнь. Но в лагере, на его счастье, царила полная неразбериха. И вместо этого его внезапно перевели в другой лагерь, в Лейпциге. Той же весной Лейпциг нещадно бомбили. В городе началась паника и хаос. Жители Лейпцига остались без еды и отопления. Трахтенберг оказался в мрачном, тесном бараке Лейпцигского концлагеря. В тот же барак то и дело приводили все новых и новых узников. И вскоре народу в нем стало так много, что не было никаких шансов отыскать такое местечко, где можно было бы прилечь. Это право оставалось лишь за умершими, тела которых разлагались здесь же, в бараке, в течение многих дней. Заключенные были слишком слабы, чтобы рыть могилы, охранники — настолько охвачены паникой, что не настаивали на выполнении собственных приказов. В одну из черных, глухих ночей Яков решился на побег. Прополз под ограждениями из колючей проволоки и выбрался на свободу. Но куда бежать? Никаких документов у него, разумеется, не было. Первая же случайная проверка — и снова арест. Так и вышло...Однако побег из Лейпцигского лагеря все же принес ему некую пользу. По счастливому стечению обстоятельств, офицер, которому предстояло теперь решить его судьбу, знал, как выяснилось, о деятельности Трахтенберга. «Войдя в положение», он отправил Якова в трудовой лагерь в Триесте. И это было заметным улучшением жизненных условий. Его определили на работу в каменоломню. Труд — не из легких. Но погода к тому времени установилась теплая и солнечная, да и охранники здесь не мучили узников. И все же мысль о побеге прочно засела в голове Трахтенберга. Вторичный побег оказался

19

удачным. Он благополучно пересек немецкую границу и попал в Швейцарию, где его поместили в лагерь для беженцев. Постепенно силы возвращались к нему. Прошло еще какое-то время, и о том, что он пережил страшные годы неопределенности и отчаяния, внешне напоминала разве что «беспросветная» седина. Придя в себя, он усовершенствовал свою математическую систему, которая помогла ему пережить годы в аду, а теперь — готовила его к новой жизни. В 1950 году, Трахтенберг основал в Цюрихе (Швейцария) институт математики, где он обучал своему уникальному математическому методу. День проходил в занятиях с детьми — от семи до восемнадцати лет, вечерами на его уроки собирались взрослые. Математическая система Якова Трахтенберга описана в изданной в США книге для детей «Мгновенная математика». Ее автор — журналистка, корреспондент Ассошиэйтед Пресс, Анна Кутлер. Вскоре на основе изысканий Трахтенберга профессор Рудольф МакШэйн и журналист Анна Кутлер вместе составили учебник, предназначенный для учителей и учеников старших классов, а также студентов колледжей. Эта книга вышла в свет под названием «Быстрая система элементарной математики Трахтенберга». Тем временем в Цюрихе Яков, чтобы доказать, что систему может освоить каждый, начал заниматься с больным десятилетним ребенком. Его «умственную отсталость» зафиксировали врачи. В ходе этой работы выяснилось, что система имеет весьма неожиданные «побочные» свойства. Мальчик не только научился быстро производить сложнейшие вычисления, но и значительно повысил свой коэффициент умственного развития. Оказалось, что процессы, которые происходят в мозге человека, когда он делает расчеты в уме (это — один из неотъемлемых элементов системы Трахтенберга) заметно улучшают память и способность концентрироваться. Сегодня многие медики пропагандируют систему Трахтенберга, рекомендуя пожилым пациентам тренировать ум и память, чтобы предотвратить



20

нежелательные эффекты, которые возникают обычно в процессе старения.

Швейцария, известная своей деловой хваткой, давно признала уникальность и совершенство системы Трахтенберга. Его разработки широко используются в деятельности банков, больших компаний и налоговых управлений.

Яков Трахтенберг умер в 1953 году.

Приложение 4 »Биография Виктора Эмиля Франкла»

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, где уже в ту пору на квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок — прообраз Венского психоаналитического общества. Еще школьником Франкл заинтересовался идеями Фрейда, вступил с ним в личную переписку. Фрейд благоволил к юноше, по его протекции статья 19-летнего Виктора Франкла была в 1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа». Однако молодого человека в не меньшей мере интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего Вторую венскую школу психотерапии (первой по праву считалась фрейдистская). Еще не получив законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам. Этот этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном журнале индивидуальной психологии». Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В 1927 году на почве очевидных разногласий с коллегами Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Однако эти годы не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все последующее творчество Франкла: практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер — как явные и неявные оппоненты. Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания собственной — Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных

21

испытаний, прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию. Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в области клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях, опубликованных им в разных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых впоследствии выросло здание его теории — логотерапии и экзистенциального анализа. Еще в 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники. В практической сфере он с 1929 года разрабатывал технику «парадоксальной интенции» — психотерапевтического инверсионного метода, ориентированного на подкрепление опасений пациента и достижение лечебного эффекта по принципу «от противного». В 1933 году им было выполнено интересное исследование «невроза безработицы», имеющее (к сожалению!) непреходящее значение, однако упоминаемое ныне редко. Присоединение Австрии к нацистскому рейху для еврейской части населения страны (а к ней принадлежал и Франкл) означало верную гибель. Фортуна дала Франклу несколько лет отсрочки. По счастливой случайности, гестаповец, оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим пациентом и вычеркнул его из списка. В конце 1941-го года в жизни Франкла опять возник переломный момент, когда в американском консульстве ему выдали долгожданную въездную визу. Проблема была с его родителями, ее не имевшими: для них оставалась только одна реальная дорога — в концлагерь. Франкл был на распутье: или попрощаться с родителями и предоставить их судьбе, или поставить на кон свою жизнь, будущее, работу ради туманной перспективы как-то помочь, защитить родителей. Он долгое время не мог принять решение: с одной стороны, родители, которых он горячо любил, оказывались беззащитными, с другой стороны, перспектива



22

защитить их, если бы он остался, все равно была весьма слабой и неочевидной. Вопрос этот мучил его на протяжении многих недель. Как-то, будучи в этом состоянии открытости к любым метафизическим знакам, Франкл вернулся домой после прогулки и увидел на столе кусок мрамора, на котором была одна буква на иврите. Отец объяснил, что это кусок мрамора из развалин синагоги, разрушенной недавно нацистами, часть одной из заповедей, которые были высечены на ней. "А какая это заповедь?" — взволнованно спросил Франкл отца. "Чти своего отца и свою мать и пребудешь ты в покое и в мире". В этот момент Франкл принял свое решение остаться в Вене, и виза его пропала. Тогда же, в декабре 1941 г., Франкл сделал еще одну удивительную вещь для тех времен — он женился на медсестре из другого отделения его больницы, Тилли, и это была последняя еврейская свадьба в Вене в этот период Но в 1942 году про доктора Франкла вспомнили снова. Да и как было не вспомнить про заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы! Печи Освенцима и Дахау требовали топлива, и Виктору Франклу предстояло стать одним из миллионов поленьев в их адском пламени.. Со дня на день, ожидая депортации в концлагерь вместе с родителями, Франкл написал книгу "Врачевание души", первую версию своего основного труда. Он исходил из того, что если и не выживет, то, по крайней мере, его книга имеет шанс сохраниться. Несмотря на все трагические обстоятельства, его жизнь обрела определенный смысл и структуру. Через какое-то время госпиталь, в котором он работал, закрыли, и в сентябре 1942 г. Франкл вместе со всей семьей был отправлен в концлагерь. Единственное, что он взял с собой, — рукопись книги, зашитую в подкладку пальто, в надежде как-то ее сохранить. До октября 1944 г. он находился в лагере Терезиенштадт, на 70 км севернее Праги, на территории Чехии. Этот лагерь был сравнительно мягким по сравнению с другими, его тогда называли «образцовым гетто». В нем

23

отсутствовали газовые камеры, на смерть из него отправляли в другие концлагеря, у заключенных там была возможность иногда общаться между собой. В Терезиенштадте он потерял обоих родителей. Отец прожил несколько месяцев, ослабев от голода и пневмонии. Франкл подробно описывал расставание с ним. Они находились в одном лагере, но в разных бараках; режим лагеря позволял им видеться в определенные часы днем, а на ночь они расходились по своим местам. Отцу уже за 80, ему было совсем плохо, он умирал, и Франкл, как врач, знал, что ему осталось жить считанные часы. Виктору удалось каким-то образом добыть ампулу морфия, и он сделал укол отцу, чтобы облегчить его боль. После этого он задал ему три последних вопроса: — Тебе еще больно? — Нет — ответил отец. — Хочешь ли ты что-нибудь? — Нет. — Хочешь ли ты что-нибудь сказать? — Нет. — После этого Виктор поцеловал отца и ушел, зная, что на следующее утро он его в живых уже не застанет. Он всегда гордился этим, говорил, что у него было какое-то удивительное, чувство человека, выполнившего свой долг — он облегчил последние часы жизни отца, избавил его от боли, помог ему уйти в покое и с миром. Эта история прощания Франкла с отцом иллюстрирует одно из центральных положений научной концепции Франкла: важность того, что человек делает в мире что-то свое, уникальное. Он не случайно испытывал чувство, казалось бы, несовместимое с ситуацией смерти любимого отца: был осуществлен смысл того, что, он остался в Вене и не уехал в Америку, значит, это было не зря. Мать Франкла погибла в газовой камере гораздо позже, в октябре 1944 г., когда сам Франкл с женой были отправлены в Аушвиц. Это далеко не единственное из важнейших экзистенциальных переживаний, вошедших в жизнь Франкла в концлагере. Пожалуй, наиболее поразительным было следующее. Однажды Франкл на вечернем построении был направлен в эшелон, который каждое утро вез определенное количество заключенных в газовые камеры. Никто из тех, кого



24

отправляли этим утренним эшелоном, никогда не возвращался. Выбор был невелик: или броситься на проволоку под током, ограждавшую лагерь, покончить самоубийством, или попытаться бороться, использовать последние шансы. Франкл попрощался с матерью, потом с женой, после этого нужно было идти в свой сектор. Когда он шел туда, смотря на закат, он осознал, что сделал все, что, мог в своей жизни сделать, и в первый раз ощутил, что у него нет уже никаких обязательств, никакой необходимости принимать решения. Он свободен от всего, от долга, забот, и на смену мрачному чувству пришло ощущение легкости, которой он не знал раньше. Его жизнь была уже завершена, и он оказался в позиции наблюдателя, который спокойно, беспристрастно смотрит на то, что будет дальше, что принесет жизнь — от него уже ничего не зависит. Трудно описать, тем более понять, какие глубокие эмоции вызвали эти мысли, это осознание, — чувство счастья, благодарности, радости и удовлетворенности завершившейся и осуществившейся жизнью, чувство связанности со всем на свете, со всем сущим, с собой и миром.… По пути к бараку, когда Франкл попрощался со своей жизнью, ему стало уже совершенно ни к чему себя убивать. У него возник интерес: а что еще может предложить ему жизнь, он ощутил себя в позиции зрителя в кино, который интересуется, чем закончится фильм. Эта позиция, определяемая его понятием самодистанцирования, или самотстранения, как одной из базовых характеристик человека, приняла в тот момент весьма интенсивную форму, позволяя выйти за пределы самого себя, своей собственной жизни и посмотреть на все со стороны. Ничего, думал Франкл, в этот момент еще не доказано, потому что пока эшелон не пришел и не отвез меня в газовую камеру, жизнь открыта для всего, даже для самого невероятного и невозможного. На следующее утро эшелон не пришел. Это был единственный случай за всю историю лагеря, причины его неизвестны.

25

В октябре 1944 г. Франкла отправили в Аушвиц, больше известный у нас под польским названием Освенцим. Это был один из самых страшных лагерей: в нем газовые камеры работали без перерыва. Жена Франкла тоже попала в этот транспорт — добровольно. В Аушвице их разделили навсегда. Потом он узнал, что она умерла в 1945 г. уже после того, как англичане освободили заключенных — она была в таком состоянии, что долго не прожила. Довольно скоро Франкла переправили в новый лагерь Кауферинг III , филиал Дахау. В нем было немножко легче, чем в Аушвице, но не один раз Франкл буквально чудом избегал смерти. Однажды, когда он уже стоял в списках к отправке в газовую камеру, его вычеркнул главный врач концлагеря, которому он понадобился как помощник, и он действительно смог применить в этом лагере свои врачебные навыки, спасти целый ряд людей от смерти. Другой раз должны были отправить 100 человек в газовые камеры, и Франкл оказался сотым в этой группе. Произошло еще одно чудо: надзиратель — венский гангстер, у которого были счеты с одним из заключенных, спровоцировал с ним конфликт и втолкнул его в эту группу, вернув обратно сотого, чтобы цифры сошлись. Сразу по прибытию в Кауферинг III Франкл был в очень плохом состоянии, и ему спасло жизнь, что один из заключенных оказался страстным курильщиком и в первый же день обменял ему тарелку супа на сигареты. Эта тарелка супа, возможно, в очередной раз спасла ему жизнь.



Последним лагерем Франкла был другой филиал Дахау, Тюркхайм. Здесь он заболел какой-то инфекционной болезнью, разновидностью лихорадки, и был близок к смерти. Многие месяцы главной его мыслью было сохранить книгу, чтобы она пережила его и все-таки вышла. Вспомнив Авраама, который был готов пожертвовать своим единственным ребенком, он понял, что должен пожертвовать своим духовным ребенком, книгой, и попытался отказаться от своего желания ее сохранить. Что это за жизнь, подумал он, весь смысл

26

которой состоит только в том, выйдет книга, или нет. Франкл принял для себя решение пожертвовать рукописью, если можно будет как-то сохранить себя. Он уже впадал в сумеречное состояние, и чтобы сохранить бодрствующим сознание, дух, в тот момент, в явном противоречии с рациональным решением, принятым обетом и отказом от книги, он начал на листочке бумаги набрасывать стенографические знаки — проект переработки книги для нового издания. Это была победа эмоционального, иррационального, неразумного начала над разумом, которая спасла ему жизнь. Франкл справился с лихорадкой, преодолел жар и выздоровел.



. В концлагерях получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти хоть одну психологическую теорию личности, которая была бы в такой степени лично выстрадана и оплачена такой дорогой ценой. Любая попытка восстановления внутренней силы узника предполагает в качестве важнейшего условия успеха отыскание некоторой цели в будущем. Слова Ницше: «Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как» — могли бы стать девизом для любых психотерапевтических и психогигиенических усилий... Горе тому, кто не видел больше ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры. Вскоре он погибал.

Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из этого опыта, Франкл описал в книге «Психолог в концлагере», вышедшей вскоре после войны. Эта книга с 1942 по 1945 год фактически «писалась» им в уме, и одним из стимулов к выживанию было стремление ее сохранить и в конце концов опубликовать. Хотя, как признавался автор, книгу он «писал с убеждением, что она не принесет, не может принести успех и славу», из всех его книг именно эта получила наибольшую популярность.

27

После того как эта книга вышла в 1959 году на английском языке, она выдержала баснословное количество переизданий на десятках языков по всему миру, и общий ее тираж уже перевалил за 2,5 миллиона (всего им написано 16 книг, их совокупный тираж уже не поддается подсчету; на этом фоне особенно огорчительно, в сколь узком кругу Франкл популярен в нашей стране — многие практические психологи о нем даже не слышали). Конец сороковых отмечен ярчайшим всплеском творческой активности Франкла. Его книги — философские, психологические, медицинские — появляются одна за другой, среди его наиболее значительных работ (помимо названных) — «Доктор и душа», «Психотерапия и экзистенциализм», «Воля к смыслу», «Время и ответственность», «Подсознательный бог», «Психотерапия на практике». В 1946 году Франкл становится директором Венской неврологической больницы, с 1947 года начинает преподавать в Венском университете, в 1949 году получает степень доктора философии, в 1950 году возглавляет австрийское общество психотерапевтов. В 60-е годы издание его трудов на английском языке принесло ему всемирную славу, запоздало докатившуюся до наших берегов лишь к началу 90-х. Франкл дважды объехал вокруг света с лекциями о логотерапии, побывал во многих странах, в том числе и в СССР (аудитория психологов в МГУ встретила его овацией). Он умер в глубокой старости в своей родной Вене 27.04.1997г



 

 

28



29


БИБЛИОГРАФИЯ
Книги:

1.М.И.Рожков и др. «Воспитание толерантности у школьников», Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003.

2.В.В.Шоган «Технология личностно-ориентированного урока», издательство «Учитель», Ростов - на - Дону , 2003.

Статьи:

1.»Человек-компьютер» авторы Т.и С. Калиничевы, газета «Оракул» ,2003.

2. Случай" Виктора Франкла -, автор Леонтьев Дмитрий «Психологический журнал», 2005, т.26, № 2.

3.»Математическая система, созданная в Освенциме», автор Арнольд Файн, Еженедельник Jewish Press, Нью-Йорк

4.. «Мессинг: чародей Страны Советов», автор Эрлихман Вадим, журнал Гео, №10-2004

Интернет-сайты:

1.www.wikepidia.ru


30

  • (на примере биографий А.Эйнштейна, Я.Трахтенберга, В.Мессинга, В.Э.Франкла) АВТОР: Годунова Елена Александровна, учитель немецкого языка
  • СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение , ( обоснование цели, задач данной методической разработки) 2. Описание хода занятий
  • 3.Заключение . (анализ итогов осуществления поставленных целей и задач) 4.Приложения : 1) Биография Альберта Эйнштейна.
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Развивающая цель
  • Формы работы
  • Планируемый результат
  • 1 занятие. 1.Игра «Страны»
  • 2. Работа с репродукцией картины Крамского «Оскорблённый еврейский мальчик»(1874) (дана на стр.29)
  • 3.Вопрос учителя: « Как вы думаете, что будет обсуждаться далее в ходе занятий и почему»
  • Домашние задание
  • 3. Информационная справка
  • 4.Учителем зачитываются отрывки из биографий
  • 5.Выслушиваются гипотезы
  • Домашнее задание
  • 2.Обсуждение итогов работы над материалами и таблицей.