Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Методическая разработка для участия в республиканском конкурсе, посвященном творчеству А. С. Пушкина «К нему не зарастет народная тропа…»




Скачать 170.89 Kb.
Дата17.01.2017
Размер170.89 Kb.
ТипМетодическая разработка
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Таловская средняя общеобразовательная школа» Тарумовского района Республики Дагестан
Методическая разработка для участия в республиканском конкурсе, посвященном творчеству А.С. Пушкина «К нему не зарастет народная тропа…»

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса

«Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»
Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Таловская СОШ»

Жураева Ольга Геннадьевна
2015 г.

Тема: Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.

Цели урока:

Обучающие:

-вспомнить основные сведения о Пушкине, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

-закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;

- продолжить обучение декламационному чтению;



Развивающие:

-развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;

-развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;

-способствовать развитию творческого воображения;

-развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

-развивать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;



Воспитательные:

-воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;

-продолжить работу по формированию чувства патриотизма у обучающихся на материале литературного краеведения, связанного с именем А.С. Пушкина;

-воспитание эстетического вкуса у учащихся.



Оборудование:

-портрет А. С. Пушкина;

- мультимедийный проектор с экраном;

-презентация;

-музыкальное оформление: романс Метнера на слова Пушкина «Цветок» на мультимедийном компакт-диске «Очарование романса»;

-видеокассета интервью с прапраправнучкой Пушкина Г.С.Усовой;


Вступительное слово учителя.
Пушкин — «солнце русской поэзии», самая значительная фигура в русской литературе.
У каждого свой Пушкин. Читатели ищут и находят в его произведениях то, что им интересно, важно, созвучно их мыслям и настроениям. А если человек проникнет в глубинный смысл его поэзии и прозы, то сможет постичь и то, что прежде было ему недоступно.
Поэтому мы вновь и вновь возвращаемся к творчеству А. С. Пушкина.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служат строки знаменитого русского поэта Николая Рубцова О Пушкине

Словно зеркало русской стихии,


Отслужив назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая её...

Сегодня мы поговорим о Пушкине. Почему о Пушкине? Потому что сегодня мы продолжаем изучать творчество Пушкина, а ещё потому, что разговор о Пушкине – это всегда праздник. Праздник творчества, душевной чуткости, доброты, нравственности. Сегодня мы соприкоснёмся с духом русской классики – поэзией Пушкина. Пушкин приходит к нам в раннем детстве и не покидает до конца жизни. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

В этом году исполнилось 216 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми страницами биографии поэта, совершим путешествия по пушкинским местам, почитаем его стихотворения.
II. Биография А.С. Пушкина

Давайте вспомним факты биографии и творчества А. С. Пушкина.

(Рассказ учащихся сопровождается показом презентации)
Ученик 1.
Александр Сергеевич Пушкин считается великим русским писателем.

Ещё при жизни его именовали гением, а в 1820-х годах Пушкин стал считаться первым русским поэтом.

Пушкин «дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого» (И. Тургенев)

Ученик 2.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. (6 июня1799) С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. Летние месяцы 1805-1810 гг. он обычно проводил у своей бабушки, Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал), с няней Ариной Родионовной, в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода.


Ученик 3.

Шесть лет Пушкин провел в Царскосельском Лицее, открытом 19 октября 1811 г.


Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 г. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями.
Ученик 4.

После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение Также пишет политические эпиграммы и стихи "К Чаадаеву" ("Любви, надежды, тихой славы...", 1818), "Вольность" (1818).



Ученик 5.

За эпиграммы, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу. Во время этой ссылки им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».



Ученик 6.

В 1824 году Пушкин был отправлен в северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда приезжал Пущин, находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.



Ученик 7.

4 сентября 1826 года Николай 1 неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.



Ученик 8.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. Закончена сказка «О царе Салтане…»



Ученик 9.

15 мая.1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». Пушкин журнал издавал «Современник», был его редактором, общался Белинским, Гоголем, с художниками.



Ученик 10.

Осенью 1833 г. он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 г. За полтора месяца Пушкин завершает работу над "Историей Пугачева" и "Песнями западных славян", начинает работу над повестью "Пиковая дама", создает поэмы "Анджело" и "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке" и "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях", стихотворение в октавах «Осень".



Ученик 10.

В ноябре 1833 г. Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора. В1834 г. Пушкин подает в отставку. Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.



III. Дружба и друзья в жизни А.С.Пушкина

Учитель: Чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни.

Ученик: Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей. В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано” , Вельгельм Карлович Кюхельбекер - “Кюхля” , “Глиста” , сам Пушкин - “Француз” и множество других .

Ученик: Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты.»

Ученик: Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой классицистический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе, чем у декабристов. Высокая цель не должна исключить наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечеству.

Ученик: У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что он: как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час.

Пушкин ставит чувство дружбы выше общественных и государственных благ.



IV. Любовь в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Учитель: Любовь! Какое прекрасное, нежное и великое чувство! Любовью пропитана каждая строка нашего любимого поэта – Пушкина. Без нее не родилось бы ни  одно его творение. Прекрасные мысли приходили к поэту в минуты счастья и любви. Каждое произведение Пушкина мы могли бы назвать гимном этому великому чувству.

Ученик: Среди адресатов пушкинской лирики есть лицо, занимающее совершенно особое место в творчестве поэта. Ему Пушкин посвятил около тридцати стихотворений. Все они относятся к юношескому,  лицейскому периоду его жизни и связаны с именем Екатерины Павловны Бакуниной – ранней, наивной и чистой любви поэта.

Ученик: Впервые она появилась в Царском Селе в 1815 году. И произвела среди учащихся Лицея «сильное волнение». Там учился ее младший брат, и Катенька часто навещала его с маменькой. Приезжала на балы, да и так, навестить. Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы, весьма близкой ко Двору, очаровали лицеистов. И не одно мальчишеское сердечко вздрагивало лишь при  упоминании ее имени. А трое из них влюбились в неё, как говорится, по уши. Иван Пущин принялся писать Катеньке отчаянные, пылкие письма. И, жалуясь на судьбу, представлял себя лицом трагическим. Молча вздыхал по предмету своей страсти и сын бывшего директора Лицея – Ваня Малиновский. Третьим же, кто искал хотя бы нечаянной встречи с красавицей, был шестнадцатилетний Александр Пушкин.

Что значили для него эти встречи, можно судить хотя бы по дневниковой записи, сделанной им 29 ноября 1815 года.



Ученик (в роли Пушкина) :

          Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался…

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья,

Увяла прелесть наслаждения,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!…

Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг, нечаянно, встречаюсь с нею на лестнице. Сладкая минута!… Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной. Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив пять минут.

Отдаваясь жизни во всей ее полноте, поэт приходит к мысли, что новое чувство и новые жизненные впечатления оживляют, обновляют усталую душу.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты

Ученик: Двадцатилетний Пушкин встречается с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.

Исполнение учащимися бального танца под романс М.И.Глинки

Ученик: «Позволительно ли быть до того прелестною?!» - воскликнул Пушкин, увидев жену 52 –летнего генерала Керна, - весь вечер я старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но мне так и не удалось приблизиться к ней».

Учитель: Трепет влюбленного сердца, восторга перед женской красотой. Пушкин старается излить в своих искренних письмах.

Письма А.С.Пушкина – это одно из самых интересных и необычных его произведений. И как писал И.С.Тургенев, в письмах Пушкина поражает невольная красивость выражений, они бросают яркий свет на самый характер Пушкина и дают ключ ко многим событиям его жизни».

Послушаем некоторые из них.

«Я имел слабость просить у вас повеления писать к вам, а вы, по ветрености или кокетству, позволили мне это. Я знаю, что переписка не ведет ни к чему: но у меня нет силы устоять против искушения – иметь у себя хоть одно слово, написанное вашей хорошенькой рукой. Ваш приезд в Тригорское произвел на меня впечатление  гораздо живее и тягостнее, чем некогда наша встреча у Олениных. Теперь, в глуши моей печальной деревни, мне ничего не остается лучше, как перестать думать о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости, - вы должны бы сами желать мне этого; но ветреность всегда жестока и вся ваша братья, вертя как попало чужие головы, восхищается сознанием, что есть на свете душа, страдающая в честь и славу вам… Если слова ваши будут также сладки, как и ваши взгляды, тогда увы! Я постараюсь поверить им или же обмануть себя – это одно и то же…

Я снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что по-прежнему люблю вас, а подчас ненавижу, что третьего дня я рассказывал о вас ужасные вещи, что я целую ваши прекрасные ручки, и снова целую их, в ожидании больших благ, - что положение мое невыносимо, что вы божественны и пр. и  пр. и пр.»

Александр Пушкин.



Учитель: «Все это чертовски похоже на любовь, но это не любовь», - скажет потом Пушкин. Но если это не любовь, то что же тогда? Анна Керн была для поэта прекрасной женщиной, вдохновившей его на творчество. Благодаря ей он обретает уверенность.

Послушаем  прекрасное стихотворение, посвященной Анне Керн «Я помню чудное мгновенье». Оно было положено на музыку Михаилом Глинкой.

(Звучит романс)

учитель: А.С.Пушкин никогда не расставался с одним перстнем – «талисманом», который получил в подарок от Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой – от женщины, которую любил.

Ученик: «Елизавета Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Все её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё», - отмечает писатель Соллогуб.

Ученик: Когда предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» Воронцова подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке.

Ученик:  Это кольцо Пушкин бережно хранил. К нему он обращает строки:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня, во дни гоненья

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Ученик: В Михайловском Пушкин работал над третьей главой романа «Евгений Онегин», иногда к нему приходили письма от Воронцовой. На полях рукописи в минуты раздумий Пушкин рисует портрет Елизаветы Ксаверьевны. Может быть, под впечатлением писем от неё поэт пишет знаменитое письмо Татьяны.

Ученица: читает письмо Татьяны. Во время чтения звучит тихая музыка Н.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

Учитель: Говоря о любви Пушкина к женщине, которая отразилась во многих его творениях, хочется сравнить эти чувства с золотой россыпью человеческих чувств. А.Н.Островский писал: «Поэт ведет за собою публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства

Я вас любил: любовь ещё быть может

В душе моей угасла не совсем

Но пусть она вас больше не тревожит

Я не хочу печалить вас ничем.

 

Я вас любил безмолвно, безнадежно



То робостью, то ревностью томим

Я вас любил так искренне, так нежно

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

Неизвестно, какой из женщин было посвящено это стихотворение. Но главное, что именно они вдохновляли поэта на великое творчество.



Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина, которые связаны с именем Натальи Николаевны Гончаровой.

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь

Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости.

Путеводной нитью вела судьба Пушкина через все испытания к той самой единственной вершине, которая стала вершиной вдохновения в любовной лирике поэта. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года. Обратимся к некоторым подробностям.



Ученик: В одной из черновых тетрадей Пушкина есть запись: «Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, - она почти моя. Нет сомнения, предложение моё принято. Наденька, мой ангел, - она моя! Все печальные сомнения исчезли перед этой райской мыслью».

Учитель: 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны. .. Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу – жену.

В минуты радости и счастья поэт посвящает своей жене стихотворение «Мадонна».



Ученик: (читает стихотворение)

Учитель: В письмах Пушкина к одному из его близких друзей, Петру Александровичу Плетневу, мы можем найти следующие строки:

«Я женат – и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Несколько месяцев после женитьбы в Царском Селе были, вероятно, самыми безоблачными в их совместной жизни. Письма Пушкина Наталье Гончаровой искренни, полны любви и нежности. Он переписывается с ней во время ее отъезда в имении Гончаровых и во время своих поездок в Болдино, на Урал, в Москву.

Ученик: … Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица.

Ученик … Милая женка, мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не писав. Да нельзя мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж –то есть: уехал писать, так пиши же роман за романом, поэму за поэмой.

Ученик:... Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертно во всей своей мертвой неподвижности, я говорю: у меня дома есть красавица, которую когда-нибудь мы вылепим.

Ученик: … Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был без тебя несчастлив.

Ученик: 1836 г. Мы семейство умножается, - пишет Пушкин одному из своих друзей, - растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться…»

Учитель: Хотелось бы остановить это счастливое мгновенье в жизни Пушкина, оградить его от той трагедии, которая предостерегает его в следующем 1937 году. Интриги, сплетни вокруг семьи довели поэта до дуэли. К сожалению, мы не в силах повернуть историю вспять. Зло совершилось. Пушкина не стало. Дуэль Пушкина – это смерть, подвиг во имя любви, во имя чести.. Невежество, зло, коварство и зависть – это то, что противоречит всему прекрасному на земле.

Учитель: Вот уже столетиями поколение за поколением изучает творчество Пушкина, потому что его произведения учат людей быть добрыми, учат ценить всё прекрасное на земле, а главное – уметь любить, как умел любить Александр Сергеевич Пушкин. А.Островский писал: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие». И лишь добавлю, что Пушкиным не только умнеют, но становятся чище, добрее душой!

Творчеством Пушкина восхищались во все времена. Поэты всех времён посвящали стихи ему и его творчеству.



Ученик:

Посвящение

(Н. Доризо)

Все в нем Россия обрела —


Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, —
Все в нем Россия обрела.

Мороз и солнце… Строчка – ода.


Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа

Его стихами говорит.

Все в нем Россия обрела —
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.

И вечность, и короткий миг,


И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!

Все в нем Россия обрела,


Не только лишь его бессмертье, —
Есенина через столетье,
Чья грусть по-пушкински светла.

Все в нем Россия обрела, —


Свою и молодость, и зрелость,
Бунтарскую лихую смелость,
Ту, что веками в ней жила, —
Все в нем Россия обрела.
И никогда ей так не пелось!
Ученик 2.

Пушкин


Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..

(А. Ахматова)

Ученик 3.

А. С. ПУШКИНУ

Николай Языков

О ты, чья дружба мне дороже


Приветов ласковой молвы,
Милее девицы пригожей,
Святее царской головы!
Огнём стихов ознаменую
Те достохвальные края
И ту годину золотую,
Где и когда мы: ты да я,
Два сына Руси православной,
Два первенца полночных муз,
Постановили своенравно
Наш поэтический союз.
Пророк изящного, забуду ль,
Как волновалася во мне,
На самой сердца глубине,
Восторгов пламенная удаль,
Когда могущественный ром
С плодами сладостной Мессины,
С немного сахара, с вином,
Переработанный огнём,
Лился в стаканы-исполины?
Как мы, бывало, пьём да пьём,
Творим обеты нашей Гебе,
Зовём свободу в нашу Русь,
И я на вече, я на небе
И славой прадедов горжусь?
Мне утешительно доселе,
Мне весело воспоминать
Сию поэзию во хмеле,
Ума и сердца благодать.
Теперь, когда Парнаса воды
Хвостовы черпают на оды,
И простодушная Москва,
Полна святого упованья,
Приготовляет торжества
На светлый день царевенчанья,-
С челом возвышенным стою,
Перед скрижалью вдохновений,
И вольность наших наслаждений,
И берег Сороти пою!

16 августа 1826 г.

Ученик 4.

Пушкин

Анна Ахматова

Кто знает, что такое слава!


Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..

7 марта 1943 Ташкент

Ученик 5:

Пушкину

Сергей Есенин

Мечтая о могучем даре


Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.

Блондинистый, почти белесый,


В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы


Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,


И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,


Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.

1924

Ученик 6:
О Пушкине

Эдуард Багрицкий

..И Пушкин падает в голубоватый


Колючий снег. Он знает - здесь конец...
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе... Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег и скука путевая,
Возок уносится назад, назад...
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя,-
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край...
...Наемника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!
Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса
Следит - упорно, взведены ль курки,
Глядят на узкий пистолет Дантеса
Его тупые, скользкие зрачки...
И мне ли, выученному, как надо
Писать стихи и из винтовки бить,
Певца убийцам не найти награду,
За кровь пролитую не отомстить?
Я мстил за Пушкина под Перекопом,
Я Пушкина через Урал пронес,
Я с Пушкиным шатался по окопам,
Покрытый вшами, голоден и бос.
И сердце колотилось безотчетно,
И вольный пламень в сердце закипал
И в свисте пуль за песней пулеметной
Я вдохновенно Пушкина читал!
Идут года дорогой неуклонной,
Клокочет в сердце песенный порыв...
...Цветет весна - и Пушкин отомщенный
Все так же сладостно-вольнолюбив.

Ученик 7:

Пушкин жив

От бомбы дрогнули в окне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: "Ко мне!
Тут книги у меня. Тут Пушкин!"

Ему кричали: "Выходи!"


Но книг оставить не хотел он,
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошел обвал


И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.

В больнице долго он, без сил,


Лежал, как мертвый, на подушке.
И первое, что он спросил,
Придя в сознание: "А Пушкин?"

И голос друга, поспешив,


Ему ответил: "Пушкин жив".
(Вера Инбер, 1943)

V. Заключение.

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.

Свечи памяти гаснут, но строки великого поэта никогда не погаснут в наших сердцах.

Всё изучив, узнав о Пушкине так много,

Пока ведёт нас наша школьная дорога.

Пускай проходят быстротечные года,



Но с нами Пушкин остаётся навсегда!

  • Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса «Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна» Учитель русского языка и литературы
  • Вступительное слово учителя.
  • О Пушкине Словно зеркало русской стихии, Отслужив назначенье свое, Отразил он всю душу России! И погиб, отражая её...
  • III. Дружба и друзья в жизни А.С.Пушкина
  • Ученик
  • Ученик (в роли Пушкина)
  • Ученица
  • Ученик: Посвящение
  • Ученик 2. Пушкин
  • (А. Ахматова ) Ученик 3 . А. С. ПУШКИНУ
  • Ученик 4. Пушкин
  • Ученик 5: Пушкину
  • Ученик 6: О Пушкине
  • Ученик 7: Пушкин жив