Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Методы проблемного обучения. Метод проектов»




Скачать 182.4 Kb.
Дата07.07.2017
Размер182.4 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.БУЙНАКСКА

СЦЕНАРИЙ
педагогического совета


« Методы проблемного обучения.

Метод проектов».


Автор Темирханова М.А.,

зам.дир. ДДТ

2010 год

Тема: « Методы проблемного обучения. Метод проектов».
Цель: способствовать творческому развитию педагогов к учебной деятельности.

Задачи:

- ознакомить педагогов с формами и методами проблемного обучения;

- подробно рассмотреть метод проектов для широкого внедрения в педагогическую практику.

Подготовительная работа:

- подготовка теоретического материала по теме;

- распределение членов коллектива на группы для проведения творческого конкурса;

- подготовка оформления- плакаты с высказываниями по теме педсовета.

Детство есть великая пора, когда кладется основание всему

будущему человеку.



Шептунов Н.В.

Воспитание – это наука, которая

обучает наших детей обходиться

без нас.



Легуве.

Ведущий. Вопрос к участникам педсовета:

- «Что отличает человека от животного?».

(сознание)

- Что же такое сознание?

(высшая форма психики, свойственная только человеку).

- Как известно, сознание формируется в процессе развития человека, приобретения им знаний. Основу сознания составляет опыт личности, знания, умения, навыки.

- Что же такое знания?

(информация об окружающем мире, зафиксированная в мозгу человека).

- Усвоенные нами системы фактов, понятий и их связей составляют индивидуальные знания человека, которые называют эрудицией, образованностью, подготовленностью.

Тест на осведомленность (эрудицию)

(отвечать быстро)

Назовите слово, наиболее точно соответствующее понятию.



(для оценки собственной эрудиции можно правильные ответы считать на пальцах)

Век история, столетие, событие, прогресс.

Прогноз погода, донесение предсказание, внушение.

Инициалы рисунок, подпись, цифры, буквы.

Идеал фантазия, будущее, совершенство, мудрость.

Миф древность, творчество, предание, наука.

Эталон копия, форма, основа, образец.

Экспорт продажа, вывоз, товар, торговля.

Биография случай, жизнеописание, книга, писатель.

Аналогия явление, случай, сходство.

Эрудиция осведомленность, информация, сообщение, открытие.

Оценка: 10 правильных ответов – вы весьма эрудированный человек. Такой тест можно проводить с учащимися в письменном виде, а для взрослых можно подобрать более сложные понятия.

Важным моментом мыслительной деятельности человека является построение ассоциативных связей. Особое значение в обучении имеют смысловые ассоциации.



- Как вы понимаете слово «ассоциация»?
Упражнение «Ассоциация»
Даются два слова, не связанные никакой явной ассоциацией. Предлагается перейти от одного слова к другому, составив цепь ассоциативно связанных слов. Например: небо – чай: небо – земля, земля – вода, вода – пить, пить – чай. Небо – книга;

Ботинок – церковь;

Мимоза – лифт;

Иголка – зубр;

Древесина - меч.

Телефон – радио

Самолет – ракета.

Оценка – сравнительная, по количеству понадобившихся вам вспомогательных слов и затраченному времени ( 6 звеньев – 2 балла; 5 зв. – 4 б.; 4 зв.- 6 б.; 3 зв. – 8 б.; 2 зв. – 10 б.).



Загадка

- Что быстрее всего на свете? (мысль)

- Что же такое мышление ?

( процесс деятельности мозга, главным образом сознания).

- Мышление осуществляется с помощью особых действий и операций над ранее полученными знаниями. Такими простейшими операциями мышления являются ассоциации, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.

- Что такое сравнение ?

( установление сходства и различия отдельных предметов путем выделения их качественных и количественных признаков).



Упражнение.

Укажите сходство и различие пар слов.

Книга – тетрадь

Линейка – транспортир

Лошадь – паровоз

Легкие – печень

Стихотворение – рассказ

Мысли мудрых людей.

Нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение.



( О.Мандельштам).

Мысль человеческая может действовать только исходя из сравнения, наблюдения, никаких других точек нет и быть, не может.



(П. Ткачев).

- Что такое анализ?

( мысленное разъединение целого на составные части).

Пример: дерево: ствол, ветви, листья, корни.

Труднее провести анализ с целью выявления скрытых качеств, закономерностей. Он включает в себя не только расчленение на части, но и сравнение их. Такой анализ называется рефлексией.



- Что такое синтез?

(объединение в одно целое нескольких частей, предметов, сборка целого из частей).

Синтез – это основа воображения и творчества.

Все эти мыслительные операции осуществляются при использовании педагогом активного или проблемного обучения.



- Что такое метод обучения?

Метод - это способ организа­ции учебно-познавательной деятельности учащегося.



Схема метода обучения


Деятель-ность педагога


Деятель-ность

уч-ся



- Что такое проблемный метод обучения?

Проблемное обучение – такая модель обучения, при которой педагогом организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания и умения и развивают общие способности, а так же исследовательскую и творческую активность.

- Какие вы знаете методы проблемного обучения?

Методы проблемного обучения: продуктивные методы - проблемное изложение материала, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

Суть проблемного изложения материала состоит в том, что сам педагог ставит проблему и сам ее решает, но при этом подсказывает путь решения. С его помощью учащиеся получают эталон научного мышления и познания.

Данную методику можно провести в форме игры «Почемучка».

Суть методики состоит в том, что педагог делает суждение, а уч-ся реагируют на него вопросом «Почему?». Педагог предлагает объяснение, а уч-ся опять задают вопрос «Почему?». Например:

Педагог. Листья зеленые.

Уч-ся. Почему?.

П. Из-за отсутствия хлорофилла.

Уч. Почему?

П. Хлорофилл помогает растениям питаться.

Уч. Почему растениям нужно питаться?

П. Не знаю. А что вы думаете об этом?

Уч. Для того, чтобы расти и развиваться.

П. Почему растения без питания не могут развиваться?

В любое время педагог и учащиеся могут поменяться ролями. Утверждения могут быть такими: «Земля вращается вокруг своей оси», «У человека две ноги», «Птицы откладывают яйца» и др.



Частично- поисковый (эвристический) метод постепенно приближает учащихся к самостоятельному решению проблем, учит выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Например: предложить учащимся ставить вопросы к картинке, тексту, карте, ситуации, построить доказательство, высказать предположение, построить план его проверки и т. д. Такие упражнения приучают учащихся мыслить логически.

- Какие операции мыслительного процесса выполняются при использовании логического мышления?

( суждение, умозаключение)



Мыслить – это значит разговаривать с самим

собой.

Э. Кант
Эту методику можно осуществить в форме «Мозговой атаки»

Мозговая атака

Цель её найти максимально возможное количество вариантов решения поставленной задачи. Схема проведения:



  1. Выберите проблему, над которой вы будете работать.

2. Дайте детям представление о целях и процедуре мозговой

атаки.


3. Разделите уч-ся на группы. Каждая выбирает секретаря для

записи результатов «мозговой атаки».

4. Начните с «разминки». Попросите каждую команду подумать,

как и что ребята могут сделать полезного в ДДТ, городе.

Секретарь должен записать все высказывания. Спустя 5 мин.

остановите работу и попросите подсчитать число пунктов в их

записях.

5. Выясните: была ли у каждого участника возможность принять

участие в обсуждении проблемы, и воздержались ли дети от

критики.


6. Объявите тему, над которой группам предстоит работать, и

время, отведенной для работы (10 мин.).

7. Попросите каждую группу поделиться своими наиболее важными идеями, наиболее интересные из которых можно обсудить всем вместе.

- Что такое исследовательский метод обучения?

Исследовательский метод учит самостоятельному осуществлению познания. Он призван во - первых, обеспечить творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов, в третьих, является условием формирования познавательного интереса, мотивации деятельности учащихся.

Исследовательские (творческие) задания представляют собой поисковые задачи, решение которых состоит из следующих этапов:

1 – наблюдение и изучение фактов и явлений;

2 – выявление непонятных явлений, выдвижение гипотез;

3 – построение плана исследования;

4 – реализация плана;

5 – принятие решения;

6 – проверка решения;

7 – выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний.

Исследовательский метод проблемного обучения обеспечивает:

1 – глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;

2 – овладение методами познания и научного мышления;

3 – овладение опытом, чертами, процедурами творческой деятельности.

Самостоятельная познавательная деятельность – это организация активной деятельности уч-ся. Эффективным методом организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся является метод проектов.

- Что представляет собой метод проектов?

Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового под контролем педагога, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Метод проектов возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи (осуществлявщего свои исследования в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности.

Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе проектирования специфический характер.

Что же такое «метод проектов»?

1. Личностно-ориентированное образование.

2. Индивидуальный подход.

3. Формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении.

4. Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений.

5. Формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.

6. Развитие познавательного интереса учащихся.

ПРОЕКТ – метод обучения (может быть использован на любом предмете, во внеклассной работе);

ПРОЕКТ (проектирование) - это содержание обучения.

ПРОЕКТ – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в рамки традиционного занятия.


В основе метода проектов лежит:

1. Креативность

2. Умение ориентироваться в информационном пространстве

3. Самостоятельно конструировать свои знания

Деятельность учащихся может быть:



- индивидуальной;

- парной;

- групповой.

Метод проектирования формирует ключевые компетенции учащегося:



- Трудовые;

- Коммуникативные;

- Социальные.

Девиз проектной деятельности: «Найди потребность и удовлетвори ее».


Творческие методы проектирования:

- аналогии,

- ассоциация,

- неологии,

- эвристическое комбинирование,

- антропотехника,

- использование передовых технологий.
Чем проект отличается от творческой работы? В проектной деятельности самое главное – обозначение проблемного поля. Выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ходе работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена проблема, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность. Это можно назвать самостоятельной, творческой работой.

Чем проект отличается от реферата? Часто путают информационный проект и реферат.

Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., информационный проект должен содержать предмет поиска, поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитическую работу, обобщение, выводы и т.д. до получения результатов, внешняя оценка рефлексия.

Как педагогически грамотно заканчивать проект? Последний шаг – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата.


На какие вопросы отвечает ученик в процессе рефлексии?

1. насколько успешно решена проблема?

2. насколько полно собрана информация?

3. насколько представленное проектное решение может быть

улучшено?

4. насколько я был успешен в процессе проектирования?


Ответ на 4-ый вопрос должен отражать ряд критических моментов:

- значимость и четкость формулировки проблемы;

- аргументация положений гипотезы;

- планирование и проведение исследования;

- успешность применения творческих методов;

- широта спектра первоначальных идей;

- достаточность проработки выбранной идеи.
Этапы работы над проектом (возможные варианты описания).

В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.



Поисковый этап.

- поиск и анализ проблемы.

- выбор темы проекта.

- планирование проектной деятельности по этапам.

- сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.



Проблема.

Это самая первая ступень в процессе выполнения творческого проекта. Без нее, вероятно, не было бы смысла вообще выполнять что-либо. Ведь что нас толкает к действию? Главная задача на этой ступени - выявить из множества проблем несколько, наиболее существенных. Результаты первой ступени записываются, и осуществляется переход ко второй.

Итак, перед учеником список выбранных проблем. Решать сразу все - очень сложно. Поэтому, на данном этапе необходимо выбрать одну. Для этого придется ответить на вопрос: проблема какой области всего важнее?
Конструкторский этап.

- поиск оптимального решения задачи проекта.

- исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.

- выбор технологии изготовления

- экономическая оценка,

- экологическая экспертиза.

- составление конструкторской и технологической документации.
Выработка идей, вариантов, альтернатив.

После составления "звездочки обдумывания" осуществить переход к исследованию "Выработка идей, вариантов, альтернатив". Для этого необходимо записать все идеи, возникшие по данной проблеме. Они могут быть записаны в виде фраз, отдельных слов, нарисованы в картинках или эскизах. Необходимо найти оптимальный, альтернативный вариант из всех идей и перейти к исследованию.


Технологический этап.

- составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

- выполнение запланированных технологических операций.

- текущий контроль качества.

- внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап.

- оценка качества выполнения проекта.

- анализ результатов выполнения проекта.

- изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа,

включение в банк проектов, публикация).
Самооценка.

Проанализировав работу, надо дать самооценку. При этом необходимо учитывать: сделано ли то, что запланировано, получился ли проект, доволен ли им автор, хочет ли что-нибудь в нем исправить. Ответив на все эти и подобные вопросы, легко оценить собственную работу.


Защита проекта (примерная схема)

1. Постановка проблемы, ее актуальность.

2. Высказывание гипотезы, аргументация ее положений.

3. Основная часть. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.

4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки.
Воспитательная цель проектирования - это реализация творческих усилий личности, развитие внутреннего мира, воспитание нового взгляда на мир, воли. Очень важно приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового начала в жизни.
Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при котором учащийся осознает не только общественную, но и личную значимость его, понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом, появляется чувство радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых и физических сил личности.
Оценка проектной деятельности, подразумевает использование как балльной, так и рейтинговой оценки. Проектная деятельность сама создает базу для разработки системы мониторинга качества образования учебного заведения, в котором она (проектная деятельность) внедряется или уже стала составной частью учебного или управленческого процесса.
Как оценивать проект?

Каковы критерии успешности педагогических усилий по реализации проектной деятельности и профильного обучения в целом?


Педагогу важно уметь находить, отбирать, систематизировать и целенаправленно использовать именно нужную информацию. В связи с этим становятся востребованными и принципиальные изменения в обучающей среде (методы, формы, приемы, режимы обучения). Поэтому целесообразно создавать и использовать новые механизмы и инструменты организации учебного процесса и способы их анализа. И одним из таких способов становится именно мониторинг.
Для осуществления мониторинга можно использовать таблицу.

Таблица может быть отправным пунктом в целенаправленном поиске профессионально значимой в проектной деятельности информации. Ее могут заполнить учителя, взявшие на себя руководство проектной деятельностью учащихся. Она отражает оценку того или иного проекта, выполненного учащимися по предлагаемым критериям, тем самым определяет задачи и перспективы проектной деятельности, дает возможность обобщить широту охвата проектной деятельностью учащихся и преподавателей.





Ф.И.О. учащегося

Название проекта

Резуль-

таты

Оценка работы педагогом

Самооценка учащегося

Участие в конкурсах


















Воспользовавшись таблицей, педагог получает возможность сравнить и проанализировать работу участников проектной деятельности и в то же время выработать систему оценки проектных работ (рациональную, объективную).


Документообеспечение проектной деятельности
Оформление и структура отчета по проектной теме
Титульный лист

Формат А4;

Наверху, по центру название образовательного учреждения;

Ниже – название проекта;

Ниже – тема;

Ниже – выполнил(а)_______;

Ниже – руководитель_______;

Ниже, в левом углу - оценка_______;

Нижняя строка город, год.
Структура отчета

1. введение (актуальность темы, причина выбора);

2. формулировка ПРОБЛЕМЫ;

3. определение ОБЪЕКТА исследования;

4. перечисление методик исследования;

5. формулировка цели;

6. формулировка задач.

7. формулировка выводов.

8. библиография

9. оформление таблиц, схем, презентация.



Резюме
Основной задачей Центра дополнительного образования является включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Эта задача может быть успешно реализована при творческом отношении к нему педагога. Успех будет зависеть от того, насколько удастся педагогу научить детей создавать свое, на основе своего внутреннего предназначения.

Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту, мы начинаем видеть то, что раньше не понимали чему не придавали значение. Но любое взаимоотношение – процесс двусторонний. Не только мы творим реальность, но и она творит нас, и вопросы к миру – это прежде всего вопросы к самим себе. Каждый из нас изначально по своей природе – исследователь.

Мы можем эту способность подавить, а можем и развить. И так важно в условиях все большей неопределенности мира развивать в наших воспитанниках способность активно самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
Библиография
1.Журнал «Народное образование» - № 3, 2000 г.

2. - № 2, 2004 г.

3. - № 8, 2008 г.

4. - № 1. 2005 г.

5. Журнал «Методист» - № 1, 2003 г.

6. «Энциклопедия современного учителя», Москва,2000г.

7. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы

технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное



образование, 1996 г.