Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Международного образования и сотрудничества исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов государственного технологического униве




Скачать 13.05 Mb.
страница1/51
Дата21.07.2017
Размер13.05 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЕ

МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР



ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ»

Научное издание

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС:


РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
(КНИГА-ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Под на чной реда цией

до тора педа о ичес их на , профессора

В.И. БАЙДЕНКО

МОСКВА 2009


УДК 378:001

ББК 74.04


БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Результаты обучения и компетентностный подход (книга- приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.


ISBN 978-5-7563-0385-8
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов» с 1999 года проводит мониторинг Болонского процесса. Результаты его отражены в восьми книгах, выпущенных в 2002,

2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годах общим объемом 2040 с. или 119,3 усл. печ. листов (размещены на веб-сайте www.rc.edu.ru), двух курсах лекций, в специальном выпуске «Студенты в Болонском процессе и Болонский процесс для студентов», подготовленном для Всероссийского молодежного форума: «Я участвую в реформе образования» (2006), публикациях в центральной академической прессе и др. В изданиях можно найти предисловия научного редактора, переводы всех официальных документов Болонского процесса, материалов болонских семинаров, европейских и всемирных форумов по вопросам высшего образования, докладов Европейской ассоциации университетов «Тенденции» (Trends I, Trends II, Trends III, Trends IV, Trends V), результатов первых трех фаз знаменитого общеевропейского проекта TUNING в части определения некоторых опорных точек для придания европейской системе высшего образования определенной степени общности по отношению к некоторым общепринятым ориентирам в каждой предметной области (направлении, специальности подготовки).

Настоящее издание представляет собой серию из четырех книг (основной и трех книг- приложений), выпускаемых одновременно, сфокусированных на актуальных, по мнению исследователей, для российской высшей школы проблемах:

 Болонский процесс: 2007–2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом.

 Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-

приложение 1).

 Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (книга-

приложение 2).

 Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3).

Для обзорного ознакомления читателей с темами и проблемами, затронутыми в издаваемой серии, в каждой книге помещаются свернутые материалы содержания всех книг (только с названием

разделов на русском языке) без указания страниц. За ними следует детальное содержание конкретного издания, отражающее его полную структурно-логическую композицию (на русском

языке и на языке оригинала).

Издание адресовано профессорско-преподавательскому составу, студентам, руководителям вузов, работникам органов управления высшим образованием, объединениям работодателей.
ISBN 978-5-7563-0385-8
ББК 74.04
© В.И. Байденко, Предисловие научного редактора, научная редакция, 2009

© Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009



СОДЕРЖАНИЕ КНИГ, ВХОДЯЩИХ В СЕРИЮ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: 2007–2009 годы

Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

I. МАТЕРИАЛЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ БОЛОНСКИХ СЕМИНАРОВ (ОКТЯБРЬ 2007 Г. – ФЕВРАЛЬ 2009 Г.)

II. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС 2020 – ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ.

КОММЮНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ МИНИСТРОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Левен / Лувен-ла-Нев, 28–29 апреля 2009 г.

III. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОТМЕЧЕННЫЕ В КОММЮНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКИХ МИНИСТРОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Левен / Лувен-ла-Нев, 28–29 апреля 2009 г.

IV. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: результаты обучения и компетентностный подход

(книга-приложение 1)

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

I. МАТЕРИАЛЫ ИЗ КОММЮНИКЕ МИНИСТРОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

II. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «О ПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ». ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНСОРЦИУМ ПО АККРЕДИТАЦИИ. ЦЮРИХ 3–4 СЕНТЯБРЯ 2007 Г.

III. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА: АККРЕДИТАЦИЯ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА – РАНЖИРОВАНИЕ – РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ». БОНН 5–6 НОЯБРЯ 2007 Г.

IV. МАТЕРИАЛЫ ЕC, ОЭСР, СОВЕТА ЕВРОПЫ

V. ПРОЕКТ TUNING. ФАЗА IV.

VI. ДОКЛАДЫ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ, СИМПОЗИУМАХ, СЕМИНАРАХ

VII. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

VIII. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: европейские и национальные структуры квалификаций

(книга-приложение 2)

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

I. МАТЕРИАЛЫ ИЗ КОММЮНИКЕ МИНИСТРОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

II. ДУБЛИНСКИЕ ДЕСКРИПТОРЫ, ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИЙ

ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЕПВО) И КОММЕНТАРИИ К НИМ

III. ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

IV. КОММЕНТАРИИ О ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТИ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ СТРУКТУРЫ КВАЛИФИКАЦИЙ ДЛЯ ЕПВО

И ЕВРОПЕЙСКОЙ СТРУКТУРЫ КВАЛИФИКАЦИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

V. ПРИМЕРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР КВАЛИФИКАЦИЙ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3)

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

I. МАТЕРИАЛЫ ИЗ КОММЮНИКЕ МИНИСТРОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

II. МАТЕРИАЛЫ I ЕВРОПЕЙСКОГО ФОРУМА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

«ВНЕДРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КАЧЕСТВА В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (Избранные статьи. 23–25 ноября 2006 г. Мюнхенский Технический университет, Германия)

III. МАТЕРИАЛЫ II ЕВРОПЕЙСКОГО ФОРУМА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. «ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА: СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА». (Рим, 2007 г.)

IV. МАТЕРИАЛЫ III ЕВРОПЕЙСКОГО ФОРУМА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

«ТЕНДЕНЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА» (Избранные материалы.

20–22 ноября, 2008 г. Будапешт, Венгрия)

V. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ ПОДХОДОВ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

VI. ОПЫТ НЕКОТОРЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ АККРЕДИТАЦИОННЫХ ПРАКТИК

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА .................................................................................... 11

I. МАТЕРИАЛЫ ИЗ КОММЮНИКЕ МИНИСТРОВ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ .... 53

1.1. «Ф ОРМИРОВАНИЕ Е ВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ »

К ОММЮНИКЕ К ОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ , ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ . Б ЕРЛИН , 19 СЕНТЯБРЯ 2003 Г .

«Towards European Higher Education Area». Communiqué

of the Conference of the Ministers Responsible for Higher Education.

Berlin, September 19, 2003. .......................................................................................................53

I.2. «Е ВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ».

К ОММЮНИКЕ К ОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ , ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ . Б ЕРГЕН , 19–20 МАЯ 2005 Г .

«The European Higher Education Area - Achieving the Goals». Communique´

of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education.

Bergen, 19–20 May 2005 ...........................................................................................................54

1.3. «К Е ВРОПЕЙСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ :

ОТКЛИКАЯСЬ НА ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА ». К ОММЮНИКЕ

К ОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ , ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ . Л ОНДОН , 18 МАЯ 2007 Г .



London Communique´ «Towards the European Higher Education Area:

Responding to Challenges in a Globalised World», 18 May 2007. .........................................54
II. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ». ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНСОРЦИУМ ПО АККРЕДИТАЦИИ ЦЮРИХ 3–4 СЕНТЯБРЯ 2007 Г.

International Conference on Learning Outcomes, European Concortium for Accreditation

Zurich, Sept. 3–4 2007. EСA ................................................................................................................55

2.1. П РЧЕЛ М. (Европейская Ассоциация консерваторий (АЕС))

К ОНСЕРВАТОРИИ И ДЕСКРИПТОРЫ

Т ЕМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ ДЛЯ МУЗЫКИ «П ОЛИФОНИЯ » (ERASMUS)



Prchel M. (European Association of Conservatoires (AEC))

Conservatoires and Descriptors ERASMUS Thematic Network for Musik «Polifonia» ........55

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ : ВВЕДЕНИЕ



Learning Outcomes.....................................................................................................................60

2.2. Р ОДЖЕРС Г. (Помощник исполнительного директора Профессиональной службы Совета по аккредитации в области инженерии и технологий, США)

К АК ПРОЕКТИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Rogers G. (ABET’s associate executive director of professional services)

How to design and to assess learning outcomes in higher education ......................................67

2.3. Г ОНСАЛЕС Х. (Проректор Университета Деусто)

П РИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ

González J. (Vice-rector University of Deusto)

An Example of Implementation ....................................................................................... 8 0

2.4. Х ОЛДЖЕР Д ЕВИД К. (Бывший председатель Аккредитационного совета АВЕТ, Помощник проректора по академическим программам и декан аспирантуры Государственного университета Айовы)

АВЕТ: П РИМЕР АККРЕДИТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ США, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РЕЗУЛЬТАТ

David K. Holger (Past Chair ABET Accreditation Council, Associate Provost for Academic Programs and Graduate Dean, Iowa State)

ABET: An Example of an Outcome Oriented Accreditation System in the U.S.......................91
4

СОДЕРЖАНИЕ

2.5. Ю ЭЛЛ П ИТЕР Т. (Национальный центр систем управления высшим образованием (NCHEMS))

C ОЗДАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ КУЛЬТУР СВИДЕТЕЛЬСТВА :

ВИДЫ НА БУДУЩЕЕ ДЛЯ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ



Peter T. Ewell (National Center for Higher Education Management

Systems (NCHEMS)). Creating Authentic Academic Cultures of Evidence:

A Perspective on Learning Outcomes........................................................................................97

2.6. Х О А НЖЕЛА (Доктор философии, Глава центра развития образования,

Политехнический университет Гонконга)

К ВОПРОСУ О РЕШИТЕЛЬНОМ ПОВОРОТЕ В ОБУЧЕНИИ

У СИЛИЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТ -

ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ



Angela Ho (Ph. D, Head Educational Development Centre, The Hong Kong

Polytechnic University). Institutional Effort in Implementing Outcome-Based

Approach in Student Learning .................................................................................................101
III. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «А КТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА : АККРЕДИТАЦИЯ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА –

РАНЖИРОВАНИЕ – РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ». Б ОНН 5–6 НОЯБРЯ 2007 Г .



«Aktuеlle Themen der Qualitätssicherung und Qualitätsentwicklung:

Systemakkreditierung-Rankings-Learning Outcomes». Bonn, 5–6, November, 2007 ......................114

3.1. Б АРЦ А. (Гейдельбергский университет, Отдел обучения

и преподавания, исполняющий обязанности руководителя Центра учебного консультирования и повышения квалификации) К ЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ

Dr. Andreas Barz. (Universität Heidelberg, Dezernat Studium und Lehre (D2) Kommissarische Leitung: Zentrum r Studienberatung und Weiterbildung) Schlüsselkompetenzen und Berufsfähigkeit .............................................................................114

3.2. Б РИНКЕР Т. (Служба повышения квалификации в области дидактики высшего образования, земля Северный Рейн-Вестфалия, Билефельд) К ЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ



Dr. Tobina Brinker (Hochschuldidaktische Weiterbildung Nordrhein-Westfalen

Geschäftsstelle Bielefeld). Schlüsselkompetenzen und Berufsfähigkeit .............................120
3.3. В ОГАН Д. (Бывший директор Камбрийского института

Искусств (Великобритания))

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ

Prof. Vaughan D, (former Principal – Cumbria Institute of Arts)

Learning Outcomes and Competencies ...................................................................................129
IV. МАТЕРИАЛЫ ЕC, ОЭСР, СОВЕТА ЕВРОПЫ ....................................................................... 136

4.1. Ц ЕРВАКИС П ЕТЕР А. (руководитель Болонского центра)

П РОБЛЕМА ВВЕДЕНИЯ ОБЩЕПРИНЯТЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ Конференция ректоров Германии, Бонн/Берлин

Всеобщая конференция 2008: Результаты образования в высшем образовании:

качественные аспекты, значение и влияние. Программа по институциональному управлению в высшем образовании. ОЭСР. Париж 8–10 сентября 2008 г.



Peter A. Zervakis (Leiter des Bologna-Zentrums der HRK)

Die Problematik der Einführung allgemeingültiger Standards für die Implementierung von Lernergebnissen im Rahmen dezentraler Curriculumsentwicklung Hochschulrektorenkonferenz Deutschland. Bonn/Berlin

Contribution to the General Conference 2008: Outcomes of higher education:

quality relevance and impact. IMHE – Programme on Institutional Management

in Higher Education. OECD. Paris, 8–10 September 2008 .......................................... 136
5

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

4.2. Р АСПРОСТРАНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В Е ВРОПЕ / П РОЕКТ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ

Г ЕНЕРАЛЬНОЙ ДИРЕКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Часть 1. Сравнительный анализ и общие выводы

3. Сравнительный анализ национальных докладов:

контексты национальных реформ. The extent and impact of higher education



curricular reform across Europe. European Commission DG Education and culture

Part 1. Comparative Analysis and Executive Summary.

3. Comparative Analysis of country reports: national reform context .................................150

4.3. Б ЕРГАН С. (Совет Европы)

К ВАЛИФИКАЦИИ – В ВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПЦИЮ

Издательство Совета Европы, 2007

Часть 1. Подход к сложной реальности

Глава 3. Осмысливая сложную реальность:

специальные и общие компетенции

Sjur Bergan (Council of Europe)

Qualifications – Introduction to a concept. Council of Europe Publishing, 2007

Part 1. Approaching a complex reality

3. Making sense of complexity: specific and generic competences .....................154

4.4. О ПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ИХ ОТБОР .

Обзор, Проект ОЭСР, 2005

Definition and Selection of Competencies (DeSeCo),

OECD Project, 2005 ................................................................................................................172

4.5. П РОЕКТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ С ОВЕТА И ОБЪЕДИНЕННЫХ

В С ОВЕТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВ СТРАН - УЧАСТНИЦ

ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИХ ПРИНЦИПОВ УСТАНОВЛЕНИЯ

И ВАЛИДАЦИИ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ

Совет ЕС, Брюссель 18 мая 2004 г.



Entwurf von Schlussfolgerung des Rates und der im Rat vereinigten

Vertreter der Regierungen der Mitgliedstaaten zu gemeinsamen europäischen Grundsätzen für die Ermittlung und Validierung von nicht

formalen und informalen Lernprozessen

Rat der Europäischen Union Brüssel 18. Mai 2004 ...............................................................190

4.6. Е ВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ .

В АЛИДАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО И ИНФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В Е ВРОПЕ .

Обзор состояния на 2007 г.



Cedefop (European Centre for the Development of Vocational Training)

Validation of non-formal and informal learning in Europe. A snapshot 2007 ......................195
V. ПРОЕКТ TUNING. Ф АЗА IV : Р ЕФОРМА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ОБРЕТАЕТ ФОРМУ .

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Брюссель. 16-17 июня 2006 г.

Tuning Educational Structures in Europe. Phase 4: Curricular Reform Taking Shape:

Learning Outcomes and Competences in Higher Education. Brussels 16–17 Juni 2006 ........ 204
VI. ДОКЛАДЫ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ, СИМПОЗИУМАХ, СЕМИНАРАХ............................................. 213

6.1. Й ЕГЕР Р.С. (Центр эмпирических педагогических исследований

Университета Кобленц-Ландау)

Ф ОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ . Ф АКТЫ , ИДЕИ И ВЕРСИИ

Доклад 25.06.2003 в Диллингене

Prof. Dr. Reinhold S. Jäger (Zentrum für empirische pädagogische Forschung

Universität Koblenz-Landau) Kompetenzentwicklung. Fakten, Ideen und Versionen

Dillingen 25.06.2003 ................................................................................................................213
6

СОДЕРЖАНИЕ

6.2. Ш АПЕР Н. (университет Падерборн, Кафедра психологии труда и организации)

К ОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ( ТРУДА )

Доклад на семинаре, организованном университетом Ганновера

и Конференцией ректоров «Компетенции и формирование компетенций в педагогическом образовании»



Prof. Dr. Niclas Schaper (Universität Paderborn, Lehrstuhl für Arbeits-

und Organisationspsychologie). (Arbeits-) Psychologische Konzepte zur Modellierung und Erfassung von Kompetenzen in der Lehrerausbildung. Vortrag zum Workshop

der Universität Hannover und der Hochschulrektorenkonferenz «Kompetenzen

und Kompetenzenentwicklung in der Lehrerausbildung».......................................................218

6.3. Л ЮССО М. (Президент Университета Тур, Франция)

И ДЕНТИФИКАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ : СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ,

НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ

Доклад, семинар Агентства взаимодействия университетов (AMUE)

«Дипломы LMD в терминах компетенций и презентация Приложения к диплому». Париж, июль 2004 г.

Lussault М. (Président, Université de Tours)

L’identification des competences: un outil strategique indispensable a la construcrion des parcours de formation Présentation, Séminaire d’Agence de mutualisation

des universités et établissements (AMUE) «La déclinaison des diplômes LMD

en compétences et la présentation de l’annexe descriptive». Paris, 6 juillet 2004................229

6.4. Р ОМЕНВИЛЬ М. (профессор Департамента образования и технологии Университетских факультетов, г. Намюр, Бельгия (франкоговорящая община))

К ОМПЕТЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ :

ЦЕЛИ , ПРЕИМУЩЕСТВА , ГРАНИЦЫ

Доклад, семинар Агентства взаимодействия университетов (AMUE)

«Дипломы LMD в терминах компетенций и презентация Приложения к диплому».

Париж, июль 2004 г.



Romainville М. (Professeur, Facultés universitaires de Namur, Belgique, département éducation et technologie). L’approche par competence

dans l’enseignement universitaire: enjeux, avantage et limites. Présentation, Séminaire d’Agence de mutualisation des universities

et établissements (AMUE) «La déclinaison des diplômes LMD en compétences

et la présentation de l’annexe descriptive». Paris, 6 juillet 2004 ..............................................233

6.5. Ш ЭПЕР Х., Б РИДИС К. (Информационная система высшей школы)

К ОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ , ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ВЫВОДЫ ДЛЯ РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Отчет по проекту, август 2004 г.



Hilde Schaeper, Kolja Briedis. (HIS)

Kompetenzen von Hochschulabsolventinnen und Hochschulabsolventen, berufliche Anforderungen und Folgerungen für die Hochschulreform

HIS, Projektbericht, August 2004. ...........................................................................................237

6.6. Ш ЭПЕР Х. (Информационная система высшей школы)

К ЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ПРОФЕССИИ

О приобретении ключевых компетенций и их значении для профессиональной деятельности выпускников вузов

Специализированный вуз в Санкт-Галлене (Швейцария). 3 октября 2007 г. Dr. Hilde Schaeper (Hochschul-Informations-System)

Schlüsselkompetenzen in Studium und Beruf. Zum Erwerb von Schlüsselkompetenzen

und ihre Bedeutung für die berufliche Tätigkeit von Hochschulabsolventinnen und –

absolventen. Fachhochschule St.Gallen, 3. Oktober 2007. ..................................................289
7

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

6.7. А ДАМ С. (эксперт по Болонскому процессу, Великобритания)

Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ : СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В Е ВРОПЕ . Н ОВОЕ В ПРИМЕНЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В КОНТЕКСТЕ Б ОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Болонский семинар «Высшее образование на базе результатов обучения: опыт Шотландии». 21–22 февраля 2008 года, Университет Хериот-Уотт, Эдинбург, Шотландия

Stephen Adam (UK Bologna Expert). Learning outcomes:

current developments in Europe. Update on the issues and applications of learning outcomes associated with the Bologna Process.

Bologna Seminar: Learning outcomes based higher education:

the Scottish experience 21–22 February 2008,

at Heriot-Watt University, Edinburgh, Scotland .....................................................................298
VII. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................... 326

7.1. А РТУР Л., Б РЕННАН Й. , Д Е В ИРТ Э.

В ЫПУСКНИКИ В ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЙ : ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Arthur L., Brennan J., De Weert E.

Employer and Higher Education Perspectives on Graduates

in the Knowledge Society (2007)..............................................................................................326

7.2. С ТАНДАРТ В ЕЛИКОБРИТАНИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНОГО ДЕЛА . С ТАНДАРТ ДЛЯ Д ИПЛОМИРОВАННОГО ИНЖЕНЕРА И И НКОРПОРИРОВАННОГО ИНЖЕНЕРА

Совет по инженерному делу Великобритании, 2005 г.



Chartered Engineer and Incorporated Engineer Standard.

Engineering Council, 2005.......................................................................................................341

7.3. А ККРЕДИТАЦИЯ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Совет по инженерному делу Великобритании

Стандарт Великобритании по профессиональной компетенции в области инженерного дела (май 2004)



The Accreditation of Higher Education Programmes,

Engineering Council, 2004.......................................................................................................353

7.4. С ПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ НА СТЕПЕНЬ

Степени Бакалавра наук (BSc) по химии 2007–2008

Degree Programme Specification

BSc Degrees in Chemistry 2007–2008 ...................................................................................367

7.5. С ПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ НА СТЕПЕНЬ

Степени бакалавра наук (BSc) по химии 2003–2004

Degree Programme Specification 2003–2004

BSc Degrees in Chemistry. Imperial College London ............................................................383

7.6. С ПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ НА СТЕПЕНЬ

Степени Магистра наук (MSci) по химии 2007–2008

Degree Programme Specification 2007–2008

MSci Degrees in Chemistry .....................................................................................................393

7.7. С ПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ НА СТЕПЕНЬ

Степени Магистра наук (MSci) по химии 2003–2004

Degree Programme Specification 2003–2004

MSci Degrees in Chemistry. Imperial College London ..........................................................411

7.8. О ПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО ЭТАЛОНА И НЖЕНЕРИЯ 2006

Агентство по обеспечению качества высшего образования 2006

Subject benchmark statement. Engineering 2006 ...................................................................422
8

СОДЕРЖАНИЕ

7.9. У ОЛШ А., В ЕББ М.

П ОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

К ИНГСТОНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА , 2002



Walsh A., Webb M.

Guide to Writing Learning Outcomes. Learning and Teaching Development Unit.

Kingston University, Surrey. 2002 ...........................................................................................441

7.10. П ОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ХЭРТФОРДШИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (извлечения)

Guidelines on Learning Outcomes. University of Hertfordshire.

Centre for the Enhancement of Learning and Teaching. Academic Quality Office ..............449

7.11. П РЕДМЕТНЫЙ ЭТАЛОН ПО П СИХОЛОГИИ .

Агентство по гарантии качества, Великобритания, 2007

Subject Benchmark Statement. Psychology. QAA, London, 2007. .........................................452

7.12. П ОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ ОБЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА (аналитический материал)

Инженерная школа г. Шербура

Ecole d'Ingénieurs de Cherbourg ............................................................................................459

7.13. С ТРУКТУРА ТАКСОНОМИИ НАБЛЮДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Б ИГГСА (SOLO)

Институт развития образования и обучения. Университет Квинсленда, Австралия

Biggs´ Structure of the Observed Learning Outcome (SOLO) Taxonomy

Teaching and Educational Development Institute. University of Queensland ......................465

7.14. Ю НГКИНД В., Д ОЛЕШАЛЬ Р., М ЕРТЕНС К.

Ф ОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ

«П РОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА »

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ВУЗА Л ИППЕ И Х ЁКСТЕР , 14.03.2005

Prof. Dr. Wilfried Jungkind, Prof. Dr. Reinhard Doleschal, Ass. Phil. Claudia Mertens. Vermittlung Schlüsselqualifikationen am Beispiel

des Fachbereiches «Рroduktion und Wirtschaft» / Fachhochschule Lippe und

Höxter, 14.03.2005 ...................................................................................................................469

7.15. М АРКТ Ш. (консультант Конференции ректоров вузов

по вопросам Болонского процесса в университете Люнебурга) О БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ Л ЮНЕБУРГА По состоянию на 22.06.2006

Dr. Stephan Markt (Bologna-Berater an der Universität Lüneburg)

General Studies an der Universität Lüneburg. Stand: 22.06.2006 ........................................473

7.16. К ЕННЕДИ Д., Х АЙЛЕНД Э., Р АЙАН Н.

Н АПИСАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ : ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Реализация Болонского процесса в вашем вузе Использование результатов обучения и компетенций Declan Kennedy, Áine Hyland, Norma Ryan



Writing and Using Learning Outcomes: a Practical Guide. Implementing Bologna in your institution. Bologna Handbook. C 3.4–1

Using learning outcomes and competences BH 1 02 06 12 1 ................................................476
VIII. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ.................................................................... 503

8.1. Х АРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Вашингтонское соглашение, Сиднейское соглашение, Дублинское соглашение Форум мобильности инженеров, Форум мобильности инженеров-технологов Версия 1.1. 13 июня 2005



Graduate Attributes and Professional Competencies. 13.06.2005.

Washington Accord, Sydney Accord, Dublin Accord

Engineers Mobility Forum, Engineering Technologists Mobility Forum .............................503
9

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

8.2. П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ( ПРЕДМЕТНАЯ ) КОМПЕТЕНЦИЯ

Из Википедии, свободной энциклопедии

Fachkompetenz aus Wikipedia, der freien Enzyklopädie........................................................517

8.3. К ОМПЕТЕНЦИЯ

Из Википедии, свободной энциклопедии

Kompetenz aus Wikipedia, der freien Enzyklopädie ...............................................................520

8.4. Д ИРК В АН Д АММ

О БЩИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Dirk Van Damme

Generic academic skills versus specific academic/vocational skills ......................................523

8.5. Л ИНТЕН М., П РЮСТЕЛЬ З.

И ЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ «К ОМПЕТЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ : ПОНЯТИЕ , ПРИОБРЕТЕНИЕ , УЧЕТ , ИЗМЕРЕНИЕ »

Markus Linten, Sabine Prüstel

Auswahlbibliografie «Kompetenz in der beruflichen Bildung: Begriff, Erwerb, Erfassung, Messung» ..................................................................................................................................528

10

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА


Уже не раз отмечалось, что Болонский процесс следует рассматривать в ключе постоянного концептуального и методологического развития, постепенно- го эволюционирования от структурно-инструментальных нововведений к более системному осмыслению происходящих преобразований. Авторы доклада Евро- пейской ассоциации университетов «Trends IV»1 имели все основания сказать, что Болонские реформы представляют собой «чрезвычайно сложную социально-

культурную трансформацию, породившую собственную динамику в различных контекстах» [2, с. 74]. В другом месте международные эксперты делают вывод, что «для успеха реформ необходимо, чтобы общество лучше понимало, что теку- щий период (Болонского процесса – В.Б.) характеризуется серьезным культурным сдвигом, меняющим устоявшиеся представления о высшем образовании, и что для устойчивого осуществления реформ требуется время и поддержка. Прави- тельства должны осознать, что достижение целей нельзя обеспечить простым из- менением законодательства. Вузам в качестве основного условия успешности ре- форм необходима более широкая функциональная автономия. Расширение авто- номии означает укрепление управляющих структур, вузовского руководства и внутреннего менеджмента. Необходимо решить проблему финансирования ре- форм, а вместе с ней и более широкую проблему инвестиций в высшее образова- ние для удовлетворения потребностей развивающихся в Европе обществ знания» [2, с. 76–77].

Структурно-содержательное и концептуальное развертывание Болонского процесса привело к расширению и развитию терминологического пространства, которое позволяло бы полнее и адекватнее охарактеризовать основные понятия, тенденции, механизмы, инструментарий и подходы (например, компетенции, ре- зультаты обучения, кре´диты в формате ECTS. дескрипторы, компетентностный

1 Переводы на русский язык всех пяти докладов под общим названием «Тенденции» были опублико- ваны в рамках проводимого Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов мониторинга Болонского процесса и размещены в настоящее время на веб-сайте:www.rc.edu.ru

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
подход, студентоцентрированная направленность образовательного процесса,

трудоустраиваемость и др.).

Было бы неоправданной идеализацией говорить о полном единстве, якобы достигнутом в академических кругах, в т.ч. в странах, входящих в «болонский клуб», или даже в какой бы то ни было отдельной стране. Проблема достижения понятийного консенсуса в условиях концептуальной, методологической и инст- рументальной динамики была и еще определенное время будет оставаться весьма значимой.

На Болонском семинаре «Высшее образование на базе результатов обучения – Шотландский опыт» (Эдинбург, 21–22 февраля 2008 г.) отмечалось: «…отсутст- вие ясности и единого понимания в отношении некоторых ключевых терминов, связанных с введением результатов обучения (например, “компетенций”, “трудо- емкость”, “условная учебная нагрузка”), может препятствовать их эффективной реализации». Участники семинара рекомендовали уделить особое внимание тер- минологии на основе общего для сотрудников, студентов и других заинтересо- ванных сторон понимания того, что означают ключевые компетенции (см. мате- риалы Болонского семинара в основной книге (из выпускаемой одновременно се- рии) «Болонский процесс: 2007–2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен- ла-Невом».

В предлагаемом читателю издании мы публикуем переводы на русский язык тех материалов, которые, по нашему мнению, могли бы дать относительно кор- ректное представление о довольно богатом опыте, накопленном в ходе выполне- ния международных проектов, а также различными вузами и образовательными системами в части толкования ряда терминов и реализации новых подходов.

Структура публикуемой книги призвана отразить как эволюционирование Болонского процесса, его концептуально-методологическое наполнение и обога- щение во временном аспекте, так и оригинальные решения в масштабах отдель- ных университетов или государств.

Зарубежные источники в данной книге-приложении 1 сгруппированы по те-

матическим блокам (разделам):

Первый: выдержки из коммюнике трех конференций министров, ответст- венных за высшее образование (Берлин / 2003– Берген / 2005– Лондон / 2007), от- ражающих генезис и развитие таких важнейших для Болонского процесса пара- дигмальных установок как (2003 г.) описание квалификаций (в российском экви- валенте – направлений и специальностей подготовки) с точки зрения рабочей нагрузки, уровня (циклов, степеней, ступеней), результатов обучения (у нас спра-

ведливо этот термин интерпретируется как “результаты образования”), компетен-

12

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

ций (часть отечественного академического сообщества предпочитает термин “компетентности” или иногда говорят о формировании компетентности по освое- нию новых компетенций» [8, с. 10], или даже о «связи дисциплинарных компе- тенций с частными компетентностями, например, для учебной дисциплины “Ис- тория России”» [10, с. 3], или о рассмотрении компетентности как меры развито- сти (конкретно у инженера) в этом направлении компетенции [9, с. 85] – перечень разнообразных интерпретаций и акцентов можно было бы продолжать) и профиля (см. публикацию проф. Юргена Колера «Европейская структура квалификаций» в сборнике «Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалифи- каций» (книга-приложение 2).

Для дискуссий, проходящих в отечественной высшей школе, представляется весьма важным подчеркнуть вывод, под которым в 2003 году поставила свою подпись Российская Федерация, о необходимости разработки всеобъемлющей структуры квалификаций для Европейского пространства высшего образования.

«Внутри таких структур, – говорится в Берлинском коммюнике, – степени перво- го и второго циклов (бакалавр, магистр – В.Б.) должны иметь различную ориента- цию и профили, с тем чтобы удовлетворить все многообразие личных и академи- ческих потребностей, а также запросов рынка труда» (см. раздел I настоящего сборника).

Уже через два года в Бергене вместе с другими «болонскими странами» Рос- сия принимает упомянутую выше структуру квалификаций для Европейского пространства высшего образования, которая заключает в себе три цикла (бакалав- риат–магистратура–докторантура – В.Б.), в том числе с признанием возможностей промежуточных квалификаций, универсальные дескрипторы для цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон кре´дитов для первого и второго циклов.

В Лондонском коммюнике (2007 г.) РФ вместе с другими государствами- партнерами соглашается с тем, что «следует приложить особые усилия для устра- нения барьеров к поступлению и продвижению между циклами (уровнями, ступе- нями, степенями – В.Б.), а также для надлежащей реализации ECTS на основе ре- зультатов обучения и учебной нагрузки студентов» (курсив наш – В.Б.). Заметим вскользь, что именно в докладе Trends V, подготовленном специально для лон- донской конференции, отмечалось, к сожалению, что «единственными странами, где большинство вузов не имеют системы накопления кре´дитов, являются Греция и Россия» [3, с. 112].

Раздел II посвящается международной конференции по результатам образо-

вания, их определению и измерению (Цюрих, 3–4 сентября 2007 г.).

13

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД


Нередко (и не без оснований) представители отечественных учебно- методических объединений в сфере высшего художественно-эстетического образо- вания сетуют, что их коллеги, работающие в области инженерно-технических на- правлений, не всегда готовы учитывать особенности проектирования образователь- ных стандартов и программ, организации и методико-технологического обеспече- ния образовательного процесса в вузах искусства. Еще в 2006 году один из авторитетных представителей Президиума Координационного совета учебно- методических объединений и научно-методических советов высшей школы России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Алевтина Сергеевна Казурова [7] подвинула нас ознакомиться с позицией Европейской ассоциации консервато- рий в части применения «болонских измерений» в музыкальном образовании (European Association of Conservatoires – AEC, главный офис в Утрехте, Нидер- ланды).

В память о А.С. Казуровой был осуществлен перевод оригинального изы- скания Мартина Прчела «Консерватории и дескрипторы» (тематическая сеть для музыки «Полифония» ERASMUS) и публикации АЕС «Результаты обучения: Введение» (веб-сайт: www.aecinfo.org).

Обстоятельно проблема дескрипторов рассматривается в отдельной книге- приложении 2 «Болонский процесс: европейские и национальные структуры ква- лификаций».

Здесь мы хотели бы отметить, что авторы разработки «Learning Outcomes», на наш взгляд, сумели в рамках конструкции метапризнаков каждого уровня высшего образования (так называемых Дублинский дескрипторов) описать с по- мощью результатов обучения каждую из трех ступеней высшего музыкального образования.

Приведем пример.

Практические результаты обучения на первом уровне (бакалавриат) предъ- являют требования, что студенты по завершении обучения «должны быть способ- ны», «должны изучить и отработать», «должны владеть приемами», «должны приобрести соответствующие навыки», «должны уметь свободно распознавать»,

«должны быть знакомы» для овладения «навыками художественного выражения»;

«репертуарными навыками»; «навыками совместной деятельности (ансамбль)»;

«навыками практики и репетиций», «навыками чтения для передачи и коммуни- кации музыкальных форм, материалов и идей», «навыками чтения партитуры, достаточными для понимания музыки и беглого чтения с листа»; «слуховыми, креативными и репертуарными навыками (уметь свободно распознавать на слух,

запоминать и манипулировать музыкальным материалом)»; «вербальными навы-
14

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

ками (разумно и доступно в устной и письменной формах излагать свои мысли по поводу их музыкальной деятельности)»; «навыками публичного выступления (следование поведенческим и коммуникативным требованиям публичного высту- пления)»; «навыками импровизации»; «педагогическими навыками (там, где они требуются)».

Теоретические результаты обучения предполагают знание и понимание ре- пертуара и музыкальных материалов, знание и понимание контекста (основных событий музыкальной истории и произведения; музыкальных стилей и соответст- вующих исполнительских традиций; технологических разработок в сфере специа- лизации; финансовых, деловых и правовых аспектов музыкальной профессии).

Кроме того, выпускники первого цикла высшего образования должны про- демонстрировать общие (generic) результаты: самостоятельность (сбор, анализ и интерпретация информации; разработка идей и критическая аргументация; само- мотивация и самоуправление); психологические познания (способность к эффек- тивному использованию в различных ситуациях своих воображения, интуиции и эмоционального понимания и т.п.); критичность (критическое отношение к себе, конструктивное применение критических способностей в работе с другими и т.д.); навыки коммуникации (работа с другими в совместных проектах и мероприятиях, объединение с другими в различных культурных контекстах, представление рабо- ты в доступной форме и др.). Подчеркивается, что результаты обучения проверя- ются на соответствие общим (универсальным) компетенциям, сформулированным в проекте TUNING [4].

Теоретические и практические результаты освоения магистерских образова- тельных программ идентичны бакалаврским, но лишь с точки зрения укрупненных дескрипторов. Конкретизация каждого из них дает ясное указание всем субъектам образовательного процесса на возрастающий уровень сложности. Скажем, если в области «знания и понимания контекста» бакалавр должен знать и понимать ос- новные события музыкальной истории и произведения, ассоциирующиеся с ними, то магистр обязан знать более широкий контекст, развивая его самостоятельными способами, соответствующими специализации. Или если в области общих компе- тенций бакалавр должен продемонстрировать способность самостоятельно ре- шать различные вопросы, то для магистра устанавливается значительно более вы- сокая планка: опираясь на навыки, приобретенные на первой ступени, необходи- мо научиться самостоятельной познавательной деятельности, быть способным обобщать знания и решать сложные и широкие задачи в новых и незнакомых кон- текстах, основанные на неполной или ограниченной информации.

Профиль компетенций для третьего (докторского) цикла в аспектах практи-

ческих и теоретических результатов определяется в формате, главным образом,

исследовательских навыков.
15

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В последние годы все больше внимание академических кругов, студентов и различных заинтересованных сторон привлекает освоение результатцентриро- ванного подхода как к проектированию образовательных программ, так и к их реализации. «Оценивание входных ресурсов и процесса только устанавливает по- тенциал или возможности программы (количество курсов, что программа «охва- тывает», подготовка и квалификация профессорско-преподавательского состава, имеющееся оборудование и т.д.», – пишет Глория Роджерс. «Оценивание резуль- татов обеспечивает прямые показатели того, что было сделано с точки зрения обучения и развития индивида на основе имеющегося потенциала возможностей». В мировой вузовской практике все в большей мере осваивается проектирование и организация образовательного процесса, когда системообразующими категориями в своем единстве выступают цели (общие формулировки, описывающие карьер- ные и профессиональные успехи выпускников, к достижению которых готовит данная программа), результаты (формулировки того, что, как ожидается, будут знать и в состоянии делать студенты по завершении обучения), критерии эффек- тивности (особые, измеряемые спецификации, определяющие эффективность ра- боты, необходимую для достижения установленного результата; подтверждается данными); оценивание (процессы, которые внедряют, собирают, применяют и го- товят данные, которые могут быть использованы для оценки достижений); оценка (процесс рассмотрения итогов сбора и анализа данных и принятия решения о цен- ности полученных выводов и о предпринимаемых действиях).

Результаты обучения и компетенции (это отнюдь не единственная точка

зрения, но преобладающая) трактуются следующим образом (Хулиа Гонсалес).

Результаты обучения

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51