Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» Мониторинг нарушений свободы слова в Казахстане в июне 2013 года мониторинг нарушений свободы слова фонда




страница6/9
Дата21.06.2017
Размер0.91 Mb.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации определенных сведений Июнь, 06 Амина Сарсенова, «Мой Город» (г. Уральск) 6 июня апелляционная коллегия Западно-Казахстанского областного суда отменила решение суда № 2 г. Уральска, вынесенное по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации бывшего начальника УБОП ДВД Западно-Казахстанской области Рауана Мусина к собственнику газеты «Мой Город» ТОО «Медиастарт 2012» и корреспонденту издания Анэль Кайнеденовой (псевдоним Амина Сарсенова). Напомним, 2 апреля городской суд оставил без удовлетворения требования Р. Мусина о признании не соответствующими действительности, порочащими сведения, распространенные в статье Амины Сарсеновой «Кресло замначальника ДВД ЗКО стоит 50 тысяч долларов» («Мой город», 12.12.2012 г.), публикации их опровержения и взыскании с ответчиков морального вреда в размере 3 млн. тенге. Суд Уральска пришел к выводу, что журналист не распространяла не соответствующие действительности порочащие истца сведения: негативная информация, касающаяся Р. Мусина, приведена в публикации в прямой речи С. Абдрахманова, автора обращения на блог министра внутренних дел. Это обращение издание перепечатало без изменений после того, как министр внутренних дел сообщил о проведении доследственной проверки фактов, озвученных в нем. Не согласившись с решением городского суда, Рауан Мусин обратился в Западно-Казахстанский областной суд с жалобой об отмене решения и удовлетворении его иска в полном объеме. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, апелляционная инстанция признала распространенные сведения не соответствующими действительности и вынесла постановление: иск Р. Мусина удовлетворить частично. Ответчики обязаны опубликовать опровержение порочащих сведений и выплатить истцу 50 тыс. тенге солидарно в счет возмещения морального вреда. Июнь, 06 Михаил Козачков, «Время» (г. Алматы) Апелляционная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменения решение Жетысуского районного суда Алматы от 11 апреля, согласно которому предпринимателю Даулету Басхожаеву было отказано в его исковых требованиях к газете «Время» и журналисту Михаилу Козачкову. Напомним, поводом для иска послужила статья «Ничего святого. Паломники из Таджикистана хотели попасть в Мекку через казахстанскую турфирму, но остались и без хаджа, и без денег» («Время», 13.12.2012 г.). В ней рассказывалось о неисполнении договорных обязательств Д. Басхожаевым, бывшим на тот момент директором казахстанской турфирмы «Р.А.Мина-Тур», перед турфирмой «Тадж-Тур». Д. Басхожаев, посчитав распространенные сведения не соответствующими действительности, порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию, обратился в суд, потребовав обязать ответчиков опубликовать опровержение и снять статью с сайта издания. Июнь, 10 Геннадий Бендицкий, «31 канал» (г. Алматы) Подсудимый по «хоргосскому делу» полковник КНБ Талгат Жакаев обратился в Бостандыский районный суд Алматы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к телекомпании «31 канал» и журналисту Геннадию Бендицкому. Поводом послужила программа «Час Бендицкого», вышедшая в эфире телеканала 1 февраля. Как говорится в исковом заявлении, автор и ведущий программы «распространил недостоверную, не соответствующую действительности, порочащую честь, достоинство, служебную репутацию информацию о том, что (…) сотрудники спецслужб Жакаев Т.О. И Абдрахманов И.Б., с целью уйти от ответственности, намеревались сфальсифицировать агентурные дела и тем самым легализовать свою деятельность в составе преступной группировки». Истец требует обязать ответчиков опровергнуть порочащие сведения и взыскать с них 1 тенге в счет возмещения морального вреда. По мнению Геннадия Бендицкого, высказанному интернет-изданию Forbes.kz, Талгат Жакаев подал к нему иск для того, чтобы уйти от уголовной ответственности. Журналист считает, что уже сейчас подсудимые по «хоргосскому делу» пытаются все представить как некий заговор. Геннадий считает, что в полутора тысячах томах уголовного дела по Хоргосу содержатся доказательства того, что он сообщил своим зрителям правду. Июнь, 11 Талгат Умаров, «Уральская неделя» (г. Уральск) 6 декабря 2012 г. в газете «Уральская неделя» была опубликована статья Талгата Умарова «В кафе был, полицейским звонил...». Материал был написан по письменному обращению в редакцию жительницы Уральска Даниры Шуйншкалиевой, которая рассказала о неэтичном поведении начальника Департамента казначейства по Западно-Казахстанской области Дархана Куанышева. По словам Даниры, в кафе «Гол Пас», где она работает администратором, пришел Д. Куанышев со своими спиртными напитками и, возмутившись ее замечанием, нецензурно оскорбил ее, угрожал отправить в психиатрическую больницу, затем вызвал наряд полиции и ушел. Д. Куанышев посчитал опубликованные сведения не соответствующими действительности: 13.11.2012 г., до выхода публикации, в возбуждении уголовного дела в отношении начальника департамента ей было отказано в связи с отсутствием состава преступления. Он обратился в суд № 2 г. Уральска с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к журналисту Т. Умарову, собственнику газеты ТОО «Журналистская инициатива» и жительнице Уральска Д. Шуйншкалиевой. Истец просил суд обязать ответчиков принести ему официальные извинения, взыскать с них 1,5 млн. тенге в счет возмещения морального вреда и 500 тыс. тенге за незаконное опубликование его изображения. 9 апреля судья Б. Баймагамбетова частично удовлетворила исковые требования. В счет возмещения морального вреда Д. Куанышева суд взыскал с Д. Шуйншкалиевой 300 тыс. тенге. Также за незаконное использование фотографии истца собственник издания и журналист должны выплатить Куанышеву 50 тыс. тенге. Не согласившись с этим решением, ответчики обратились с апелляционной жалобой в суд вышестоящей инстанции. 13 июня Западно-Казахстанский областной суд возбудил производство по заявлению ответчиков. Июнь, 14 Баян Култанова, ТК «Когам ТВ» (г. Кызылорда) Наталья Денисова, «Кому Что» (г. Кызылорда) 14 июня Кызылординский городской суд отказал в удовлетворении исковых требований бывшего председателя КСК «Эврика» Марата Куанышбаева к телеканалу «Когам ТВ» и газете «Кому Что» и журналистам этих изданий — Баян Култановой и Наталье Денисовой. Поводом для иска о защите чести, достоинства и деловой репутации стали материалы, вышедшие в этих СМИ в феврале. В них описывалось собрание жильцов нескольких домов по ул. Айтбаева г. Кызылорды, на котором они выразили недоверие председателю КСК Марату Куанышбаеву. М. Куанышбаев посчитал, что телеканал и газета распространили в отношении него недостоверные порочащие сведения. На суде истец заявил, что после выходов материалов все на него стали показывать пальцем и называть мошенником, что теперь он не может устроиться на работу. Он требовал от ответчиков 20 млн. тенге в счет возмещения морального вреда и публикацию опровержения, причем показывать ролик-опровержение в эфире «Когам ТВ» в течение недели по пять раз в день. В поддержку журналистов выступили жильцы домов КСК «Эврика», бывшие подчиненные Куанышбаева. Представитель компании-работодателя, откуда истец был уволен якобы из-за этих материалов, на суде показал, что М. Куанышбаев был уволен по другой причине. Июнь, 24 Стас Киселев, «Время» (г. Костанай) Сотрудник Северного отдела УВД г. Костаная Аян Шаяхметов обратился в Костанайский областной суд с жалобой на определение городского суда, вынесенное по его иску к газете «Время» и собкору издания Стасу Киселеву. Напомним, 4 мая Костанайский городской суд оставил без рассмотрения заявление А. Шаяхметова в связи с тем, что не был соблюден порядок досудебного разрешения спора и возможность применения этого порядка не была утрачена. Поводом для иска о защите чести, достоинства и деловой репутации послужила статья «Пыточное дело» («Время, 30.09.2010 г.), в которой описывались события, произошедшие с жителем Костаная И. Калиевым, у которого сотрудники полиции выбивали признательные показания. В материале была использована прямая речь участника событий и его мамы. При описании избиений А. Шаяхметов никак не упоминается. Тем не менее, полицейский посчитал, что журналист обвинил его в превышении должностных полномочий с применением насилия, и потребовал опубликовать опровержение не соответствующих действительности сведений и возместить ему моральный вред в размере 10 млн. тенге. 25 июня апелляционная коллегия областного суда оставила определение городского суда без изменения, жалобу Шаяхметова без удовлетворения. Июнь, 06 Елена Кузнецова, «Квартал» (г. Петропавловск) 11 апреля в газете «Квартал» была опубликована статья Елены Кузнецовой «Коррупционные резервы», в которой говорилось, что директор школы олимпийского резерва по велоспорту подозревается в хищении бюджетных средств. После выхода публикации в редакцию обратился директор школы олимпийского резерва по велоспорту Владимир Парахин, который заявил, что информация не соответствует действительности. На деле, по его словам, финансовые полицейские проводили проверку по поводу спортивной школы в селе Бесколь, а не в отношении школы по велоспорту, которая в Северо-Казахстанской области одна. Поэтому, несмотря на то, что журналистка не назвала в своей публикации фамилию директора школы велоспорта, все сразу подумали про Парахина и даже обращались к нему с вопросами. Кроме этого, возмущение директора вызвало то, что под заголовком «Коррупционные резервы» была опубликована фотография одного из ведущих спортсменов его школы, зачисленного в олимпийский резерв. Парахин потребовал опубликовать опровержение, в противном случае он оставил за собой право обратиться с иском в суд. Редакция требования директора школы по велоспорту выполнила: на том же месте на 1 полосе было опубликовано опровержение, кроме того, было опубликовано интервью с Парахиным о работе школы велоспорта и достижениях спортсменов. Июнь, 19 Николай Халабузарь, «Мегаполис» (г. Алматы) 10 июня в газете «Мегаполис» вышла статья Николая Халабузаря «Кто в Алматы главный» о том, что два архитектурных ведомства Алматы - управление архитектуры и градостроительства и департамент государственного архитектурного контроля и лицензирования — дали противоположные оценки одной и той же стройке. После выхода публикации Департамент архитектурно-строительного контроля с интервалом в 10 дней прислал в редакцию две претензии. Руководство департамента посчитало информацию, изложенную в статье, «недостоверной, необоснованной и не соответствующей действительности» и потребовало опровергнуть ее в следующем выпуске газеты. 8 июля в «Мегаполисе» вышла статья «Мегаполис» идет в суд. Опровержения и недоумения» с цитатами претензии департамента архитектурного контроля и комментариями журналиста к ним. Июнь, 24 Елена Кузнецова, «Квартал» (г. Петропавловск) Директор колледжа Северо-Казахстанского университета С. Мусрепов потребовал опровержение сведений, распространенных в статье Елены Кузнецовый «Бомжовый угол» в газете «Квартал». В материале рассказывалось о том, что под окнами одного из домов по улице Абая в центре Петропавловска постоянно проживают бомжи и что там устроена настоящая свалка. Недовольство руководителя учебного заведения вызвала фраза «Очевидцы говорят, что бомжовый угол облюбовали еще студенты и преподаватели близлежащего колледжа, которые прибегают сюда покурить». Название колледжа в статье не указано. Редакция выполнить требование С. Мусрепова отказалась.
1   2   3   4   5   6   7   8   9