Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Матвеевская Н. С., учитель музыки




Скачать 100.86 Kb.
Дата22.04.2017
Размер100.86 Kb.
Матвеевская Н. С.,

учитель музыки;

Тишкина Г. Н.,

воспитатель,

ГБОУ ЦО № 1486 СВАО Москвы
Дизайн-проект кабинета музыкальной культуры
В нашей школе разрабатываются культурологические проекты, связанные с погружением в культуру различных периодов развития европейского и российского общества и с изучением культурно-исторических традиций. России необходимы граждане, которые любят свою страну, знают её историю, понимают и принимают проявления различных стилей в культуре и искусстве, пришедших из далёкого прошлого и вновь созданные, идентифицируют судьбу своей Родины со своей личной судьбой, организовывают вокруг себя культуронаполненное, эстетически выверенное пространство.

В процессе культуронаполнения образовательного пространства важно создать объекты, несущие познавательный и вместе с тем визуально-эстетический эффект для восприятия. Анализируя множество книжных и интернет-источников, мы решили провести целенаправленную работу по созданию дизайна кабинета музыки с использованием технологий скрапбукинга, декупажа, вертикального озеленения, декорирования стенной ниши и открытых витрин школьного шкафа. Разработка проекта помогает развивать творческие способности, научиться использовать мировой дизайнерский опыт в обычном кабинете средней школы, чувствовать себя комфортно в его пространстве. Повышает художественно-эстетическую эрудицию и погружает в музыкальную культуру.

Данная деятельность помогает развивать свои креативные и аналитические способности, ценностные ориентации; апробировать собственный творческий опыт; получить компетенции по оформлению пространства помещения, что пригодится в дальнейшей жизни; создать культурно воспитывающую среду для себя и других школьников. Также техники создания арт-объектов интересны тем, что развивают эстетический вкус, формирует навыки техники коллажирования и дизайнирования, умения располагать визуальные материалы по цвету, форме, направлению линий, тематике и единому стилю.

Кабинет музыки ГБОУ ЦО № 1486 не ремонтировался 15 лет. В 2012 году он был закреплен за 5б классом (классный руководитель и учитель музыки Матвеевская Н.С.). Тогда же проведен первый мозговой штурм по переустройству кабинета среди занимающихся в нем учеников. Принято решение: осветлить стены кабинета, оформить стенную нишу и стендовую музыкальную информацию, озеленить кабинет. Цвета для проекта выбирали по дизайнерскому цветовому кругу. По вопросу ремонта кабинета обратились к родительскому комитету класса и администрации центра образования. Выбор материала основан на тематической подборке по теме дизайн помещений, создание арт-объектов, особенностях дизайнерских стилей и содержательного материала для создания школьного кабинета.





Фото №1. Кабинет до начала проекта.
Главными задачами этой работы являются:

  • создание дизайн-проекта кабинета музыкальной культуры как культуронаполненного пространства с использованием креативных методов и технологий (создания арт-объектов в различных прикладных техниках).

  • изучение истории дизайна и интерьерных стилей школьного кабинета;

  • участие в мастер-классах по созданию авторского художественно-информационного продукта – скрапстенда;

  • участие в мастер-классах по созданию арт-объектов;

  • проведение мозговых штурмов для оперативного решения проектных задач по содержательно-эстетическому оформлению скрапстенда, арт-объектов и объектов озеленения;

  • подготовка презентации проекта.


Методы и приёмы создания арт-объектов для кабинета музыкальной культуры: изучение литературных, исторических и интернет-источников по дизайну помещений; анализ фотодокументов; обзор музейных коллекций по историческим интерьерам и интерьерам учебных кабинетов образовательных учреждений России и других стран; мозговой штурм; кластер; индивидуальные творческие задания; метод виртуального погружения в культуру.
Решение задач осуществлялось в несколько этапов:

- выбор цветовых решений для кабинета с низким уровнем освещения;

- создание арт-объектов для погружения в музыкальную культуру;

- создание объектов вертикального озеленения.


Планирование работы выглядело так:

1. Кабинет музыки выходит окнами во двор школы, чем затрудняется попадание в окна света: стены должны быть тёплого пастельного цвета (выбран сливочно-жёлтый) (фото№ 1).

2. Фото для ложного окна должно содержать большую часть неба, цвет неба на фото подбираем по дизайнерскому кругу (выбран серебристо-голубой).

3. Основа для скрапстендов должна напоминать музыкальные линии и отзываться одним из базовых цветов, используемых в кабинете (выбраны полосатая основа серо-голубого цвета с серебряными линейками, напоминающими нотные).

4. Для декупажа цветочных горшков выбрана старая нотная бумага тёмно-жёлтого цвета. Для основы цветочного арт-объекта куплена подставка под цветы в форме гитары, задняя панель выполнена из прозрачного пластика, декорированного наклейками с нотным изображением.

5. Для тонирования закупленных ранее рам под фотографии раз личных цветов выбран синий оттенок.

6. Для вертикального озеленения решено купить подставки для цветов.


Фото№2.Отремонтированный кабинет без арт-объектов. Цветовые решения приняты общим мозговым штурмом (учитель-родители-ученики)

Для создания проекта избрана тематика практического восстановления кабинета музыки ГБОУ ЦО №1486. Обращено внимание на дизайн офисных помещений эстетической направленности и создание в них креативных объектов, погружающих в музыкальную культуру.

В словаре–справочнике мы нашли следующие строчки по определению функционального потенциала помещения под кабинет.

«Кабине́т — рабочая комната, предназначенная для письменных занятий и интеллектуальной работы. Также помещение, оборудованное для проведения специальных занятий, профессиональной работы (например: кабинет руководителя, школьный кабинет, лингафонный кабинет, лечебный кабинет). Также помещение для хранения коллекций, зал или галерея, как правило, небольшие по размеру, в которых выставлена часть какой-либо коллекции.

Для того, чтобы понять, каким должен быть наш кабинет музыки, надо было проанализировать имеющиеся условия и план по его усовершенствованию.

Технически кабинет оборудован на высоком современном уровне: электропианино, интерактивная доска, ноутбук, вход в сеть интернет, структурированный аудиоматериал, видеоматериал и визуальные опоры для уроков музыки по классам, урокам, темам. Нужно было продумать дизайнерское оформление кабинета.

Оформление кабинета музыки в школе, его эстетическая и содержательная наполняющие, создаёт особую атмосферу и подготавливают школьников к восприятию учебного материала. Дизайн кабинета является визитной карточкой учителя, преподающего в нём и класса, отвечающего за него. В продумывании дизайна кабинета было важно учесть одно из основных назначений предмета музыки в школе, а именно погружение в музыкальную культуру. Так мы стали создавать кабинет музыкальной культуры, в котором бы хотелось находиться, хотелось бы слушать музыку, петь и узнавать новое о мировой художественной культуре. Посмотрев сотни изображений кабинетов музыки в России и других странах, нам захотелось, чтобы наш кабинет разительно отличался от других, чтобы даже нужные изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов выглядели интересно, стильно, в гармонии с окружающим интерьером. И самое главное, что нам предстояло это сделать своими руками.

Практические занятия по созданию дизайн-проекта кабинета были разбиты на четыре части:

- изучение содержательного и эстетического наполнения кабинета музыки;

- выбор цветовых решений для школьного кабинета с низким уровнем освещения;

- создание арт-объектов для погружения в музыкальную культуру;

- создание объектов вертикального озеленения.

Материальная подготовка для решения задач предварительно проведена родительским комитетом 6б класса и администрацией школы: был сделан косметический ремонт стен кабинета музыки, обновлены двери, половое покрытие, поставлен подвесной потолок (финансирование родительского комитета 6б класса, привлечение спонсорских средств, средства для планового ремонта школьного пространства).
Занятия разделились по темам:

Мозговой штурм в группе участников исследования. Определение направлений исследования и распределение заданий каждому участнику по сбору информации: поиск изображений офисных и школьных интерьеров, примеров озеленения пространства, цветовых фонов. Нас заинтересовали такие направления исследования:

– интерьер в истории, стили оформления школьных кабинетов;

– вертикальное озеленение;




Фото № 3. Стойки с вертикальным озеленением.
Люди недооценивают значение растений в нашей жизни, а ведь они дают нам возможность жить в гармонии с природой. Современный мир переполнен строгими геометрическими формами. Именно поэтому совершенно необходимо, чтобы рядом с нами жили живые растения. Разведение и оформление комнатных растений – это своеобразная форма обучения, позволяющая «вложить душу» и получить живой отклик.

Подбор растений для кабинета музыки одна из задач нашего проекта, которая должна была отвечать нескольким требованиям:

- невысокие и невьющиеся формы, не занимающие много места на подставках, чтобы не перекрывалась обзорность и доступ света друг другом;

- многоцветность в окраске и форме листьев. Например, листья сочных или теплых красных оттенков, листья с «крапом» дают особый изыск и динамику, оттеняют зеленые листья, предавая нам особое восприятие растений;

- использовать ниспадающие формы растений, т.к. они способствуют снятию стресса, создают вокруг уютную атмосферу.

Для посадки растений использовали цветочный универсальный грунт, который способствует хорошему развитию, росту растений. Собирая растения в группы мы использовали готовые конструкции из металла, позволяющие расположить цветочные горшки по вертикали на разных уровнях. Это создает композицию единения и гармонии конструкции подставки и ажурных разнофактурных растений в объект единения природы и музыки.

– декупаж цветочных горшков;

Фото №4. Декупаж цветочных горшков. Одевание в нотную бумагу. Работа Иванчиковой Нади, Рудич Вероники, Князевой Вики, Гавриловой Насти.

– декорирование открытых витрин школьного шкафа (перспектива);

– выбор содержательного материала для декорирования класса;

– декорирование подставки под цветы в музыкальный арт-объект;



Фото № 5. Арт-объект « Подставка под цветы с музыкальным сюжетом». Работа Кнзевой Вики.
В создании атмосферы тепла и уюта кабинета большое значение имеет то, каким образом расставлены растения. Важно буквально все: вид и размеры кашпо, гармоничное сочетание рядом стоящих растений, их аранжировка. Каждое из комнатных растений красиво само по себе, но удачно собранные в группы они дополняют друг друга. Природное многоцветие: одноцветных, разноцветных, резных и длинных листьев мы поместили в одинаковые кашпо. Такой прием помог четко обозначить группы растений, создать яркие цветовые пятна, стилизированные с интерьером помещения и создать прекрасный арт-объект с использованием очень оригинальной подставки под цветы в виде музыкального инструмента. В этом объекте мы сделали рукотворные кашпо. Используя готовые формы кашпо, мы «задрапировали» их в пожелтевшие нотные листы, что позволило сделать нетривиальный акцент с использованием живых растений, которые идеально вписываются в интерьер класса музыки.
– декорирование стенной ниши (ложное окно);


Фото № 6. Работа над фотообоями с изображением Большого театра для приклеивания в нишу. Работа Иванчиковой Нади.
– создание скрапстендов с музыкальной тематикой;


Фото № 7. Создание скрапстенда «Музыкальные инструменты». Основа контрастная (холодная – серо-голубая) обойная поверхность с рисунком, напоминающим нотные линейки. Работа Иванчиковой Нади.
– тонирование рамок под фотографии в цвет, контрастный тёплым сливочно-жёлтым стенам (в рамы планируется вставить фотографии учеников 6б класса, отвечающих за кабинет музыки со всех музыкальных и театральных мероприятий с их участием).



Фото №8. Тонирование рамок в синий цвет. Работа Сафёрова Коли и Халимбекова Магамеда.

Использованы технологии скрапбукинг (дословно книга из вырезок, декупаж (техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка), имитация объектов (ложное окно), вертикальное озеленение.

В перспективе открытые витрины школьных шкафов будут оформлены композициями с музами искусств (куклы ручного изготовления в древнегреческих костюмах со знаковыми предметами в руках). На стенах запланировано развесить фотографии 6б класса с музыкальных мероприятий.

Работая над проектом был проведён диагностический опрос, в котором 100% респондентов выразили желание принять участие в дизайне кабинетов, закреплённых за их классами. Такое же количество человек положительно высказались за большую пользу этой работы для будущей жизни, так как ремонтом и дизайном личных жилых помещений придётся заниматься всем.



Выводы:

В процессе исследования и проектирования созданы арт-объекты: ложное окно с видом на Большой театр, скрап-стенды «Музыкальные инструменты», «Портреты композиторов», арт-объект с музыкальной тематикой и вертикальным озеленением, начата работа по изготовлению кукол-муз для оформления стеклянных витрин школьного шкафа.

В общем, создана культурная среда для проведения уроков музыки и мировой художественной культуры, художественно-эстетическое пространство, в котором комфортно находиться и обучаться. В культуронаполненном пространстве хочется хорошо себя вести, быть красиво одетым, культурным, интеллигентным человеком, контролирующим свои слова и поступки.



Фото № 9. Кабинет музыкальной культуры в процессе разработки проекта.

Список используемой литературы:
1. Дональд А. Норман. Дизайн привычных вещей = The Design of Everyday Things. – М.: «Вильямс», 2006. – 384 с.

2. И. Розенсон. Основы теории дизайна. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

3. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. – СПб.: Арт-родник, 2009.

4. Демиденко Ю. Б. Интерьер в России: традиции, мода, стиль. – Аврора, 2000.

5. Дизайн, Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: «Архитектура-С», 2004.

6. Патриция Харт Мак-Миллан, Кэтерин Кайи Мак-Миллан Дизайн интерьеров для «чайников» = Home Decorating For Dummies. – М.: «Диалектика», 2007.


Интернет-источники:

  1. http://www.salon.ru/interior.plx - электронная версия журнала SALON-interior

  2. http://www.gvozdem.ru/dizayn-interyera-kabineta.htm - Дизайн интерьера своими руками

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%E7%E0%E9%ED – Дизайн (статья)

  4. http://uhouse.ru/design/new/5313-art-obekty-v-interere.html - Арт-объекты в интерьере




Каталог: izo4.poisk -> doc

  • Главными задачами этой работы являются
  • Методы и приёмы создания арт-объектов для кабинета музыкальной культуры
  • Решение задач осуществлялось в несколько этапов
  • Занятия разделились по темам