Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Материалы




страница1/37
Дата29.06.2017
Размер7.94 Mb.
ТипСборник научных работ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет»



Третьи университетскиЕ
социально-гуманитарныЕ
чтениЯ 2009 года

В двух томах

Том 2

МАТЕРИАЛЫ





УДК 009(063)

ББК 94л0

Т66

Печатается по решению совета общеуниверситетских кафедр
Иркутского государственного университета в соответствии
с планом научно-исследовательских работ ИГУ

Редакционная коллегия:

А. И. Смирнов (гл. ред.), К. С. Жуков, Л. П. Зимина,


Ю. А. Зуляр (науч. ред.), Н. С. Коноплёв,
Н. С. Малова, В. В. Монжиевская, Р. Ф. Проходовская

Т
Т66
ретьи
университетские социально-гума­ни­тар­ные чтения 2009 года : материалы. В 2 т. Т. 2. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. – 567 с.

ISBN 978-5-9624-0380-9
Настоящее издание посвящено широкому аспекту изучения гуманитарных наук – истории российского государства, политологии, политической истории, а также актуальным проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений в Сибири; вопросам формирования профессионально-педагогической компетентности современного педагога; исследованию важнейших направлений в методике преподавания лингвистики и социологии в высшей школе.

Сборник научных работ адресован профессиональным исследователям, преподавателям гуманитарных дисциплин высших учебных заведений, студентам-старшекурсникам, краеведам.

УДК 09(063)

ББК 94л0
ISBN 978-5-9624-0380-9 © ГОУ ВПО «Иркутский государственный

университет», 2009



РЕГИОН В СТРАНЕ И В МИРЕ – ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПОСВЯЩАЕТСЯ 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Г. Н. НОВИКОВА

Сопредседатели: д-р ист. наук, профессор Иркутского государственного университета В. И. Дятлов; д-р ист. наук, профессор Иркутского государственного университета Ю. А. Зуляр

АЛЕКСАНДРОВ Е. Ю.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В МИРЕ, СТРАНЕ, РЕГИОНЕ, СИБИРСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ

Введение

До 2006–2007 гг. ипотечный рынок США возрастал в геометрической прогрессии. Многие иностранные государства, учитывая надежность ценных бумаг ведущих ипотечных компаний «Фреди Мак» и «Фреди Мэй», активно инвестировали в них огромные финансовые ресурсы. С 2007 г. начала резко увеличиваться доля непогашенных и просроченных кредитов. Соответственно, компании понесли огромные убытки, и резко снизилась их капитализация. Это привело осенью 2008 г. к их краху. Вслед за обрушением ипотечного рынка на ведущих мировых биржах произошли резкое снижение цен на минерально-сырьевые ресурсы и обвал ведущих мировых индексов. Кризис стал серьезно проявляться в инвестиционном и банковском сегменте. Многие ведущие банки оказались на грани банкротства. Вслед за банковской системой возникли серьезные проблемы у ведущих мировых промышленных корпораций различной отраслевой принадлежности. Соответственно резко ухудшилось финансово-кономическое положение ведущих мировых экономик. Кризис достиг гигантских размеров, и стало ясно, что основы мировой системы экономических отношений, заложенные в 1944 г. в Бреттон–Вудсе на основе идеи доминирования американского доллара, потерпела фиаско. По своим масштабам кризис может превзойти «великую депрессию» (кризис 30-х гг. XX в.). Он не достиг своей глубины и невозможно спрогнозировать развитие ситуации на ближайшую перспективу.

Экономики многих стран стали жертвами этого кризиса, в том числе и Россия. Многие экспортоориентированные сырьевые отрасли находятся в состоянии рецессии. Этот процесс вызвал резкое падение прибыли и рентабельности. Крупные национальные игроки стремятся с целью снижения издержек и сохранения предприятий оптимизировать свои расходы. Оптимизация сводится к уменьшению инвестиций, экономии производственных расходов, сокращению социальных программ и численности персонала. Многие компании опубликовали информацию о предполагаемых объемах оптимизации. Так, до конца 2009 г. РАО «РЖД» планирует сократить 39 тыс. рабочих мест, ОАО «Сбербанк» –
13,5 тыс. вакансий, ОАО «Камаз» (г. Набережные Челны) – 5 тыс. рабочих мест, ОАО «Илим Палп» – 5 тыс. чел., ОАО «Русал» –
4,5 тыс. чел. Всего 70 ведущих компаний планируют сокращение штатов на 132,5 тыс. чел. в ближайшее время1.

Кризис в России

Проблемы в реальном и финансовом секторах российской экономики привели к снижению целого ряда показателей в январе 2009 г. (рис. 1):

– индекс промышленного производства снизился (на 16 %);

грузооборот железнодорожного транспорта составил 123,4 млрд т/км и снизился на 32,2 %;

– внешнеторговый оборот 52,4 млрд долл. США и снизился на 17,3 %;

– инвестиции в основной капитал составили 354,5 млрд руб. и уменьшились на 15,5 %;

– среднемесячная заработная плата на одного работника в реальном выражении снизилась на 3,2 %.

По данным Федеральной службы занятости, официально зарегистрированных безработных 1,7 млн человек. Цены на продовольственные товары по сравнению с декабрем 2008 г. увеличились на 1,4 %, а на непродовольственные – на 0,7 %. На 01.02.2009 г. просроченная задолженность по заработной плате составила около 7 млрд руб. и увеличилась по сравнению с 01.01.2009 г. на 49 %. Из-за бюджетного недофинансирования 32,3 % невыплат приходилось на федеральный бюджет, 20,8 % – на бюджеты субъектов федерации и 46,9 % – на местные бюджеты.

Рис. 1. Изменение основных экономических и социальных показателей
в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г., в %

Планомерно кризис с федерального уровня перешел на региональный.



Кризис в Иркутской области

Кризис не только ударил по стране, но и по регионам. Иркутская область является крупнейшим промышленным центром Сибирского федерального округа. Экономическим фундаментом являются крупные промышленные предприятия, входящие в состав ведущих национальных финансово-промышленных группировок. Системообразующими региональными предприятиями являются ВСЖД, ОАО «Иркутскэнерго» и др.

В г. Иркутске расположен авиазавод (ИАПО), входящий в ОАО «Корпорация Иркут», в г. Братске, г. Шелехове и г. Тайшете – алюминиевые заводы и дочерние структуры ОАО «Русал», в
г. Братске и г. Усть-Илимске – лесопромышленные комплексы корпорации «Илим Палп», в г. Саянске – ОАО «Саянскхимпласт» корпорации «Ренова», в г. Ангарске – ОАО «АНХК» (ОАО «Роснефть») и ОАО «АЭХК» («Росатом»), в г. Железногорск-Илимский – ОАО «Коршуновский ГОК» (группа «Мечел»), в г. Байкальске – ОАО «БЦБК» («Континенталь менеджмент»), в г. Усолье-Сибирское – ООО «Усольехимпром» (ОАО «Нитол») и др.

Кризис в первую очередь затронул и отразился на деятельности экспортоориентированных предприятий. Из-за резкого падения цен на алюминий, древесину и металлическую руду возникли проблемы у ОАО «Русал», ОАО «Илим Палп», ОАО «Мечел».


В связи с падением цен и спроса на целлюлозу – на грани существования не только ОАО «БЦБК», но и г. Байкальск. Более устойчивое финансово-экономическое положение в г. Ангарске и г. Иркутске, так как основные градообразующие предприятия входят в состав ведущих государственных корпораций. В других городах характерна социальная напряженность.

В Иркутской области в январе 2009 г. было произведено (рис. 2):

  древесины – 0,9 млн куб. м, спад – 18,2 %;

- угля – 0,9 млн т, спад – 25,7 %;

- нерудные стройматериалы – 100 тыс. куб. м, спад – 46,6 %;

  целлюлозы – 122 тыс. т, спад – 21 %;

- упал объем первичной переработки нефти, спад – 8,9 %;

- выполнено строительно-монтажных работ на 1,5 млрд руб., спад – 39,6 %.


Рис. 2. Объем производства некоторых видов промышленной продукции


в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г., в %

Региональный индекс промышленного производства за первый месяц этого года – 89,3 % к уровню января прошлого года, произошло снижение на 10,7 %, а индекс потребительских цен составил 101,8 %.

Количество безработных, находящихся на официальном учете в центрах занятости, составляло в ноябре 2008 г. – 19,8 тыс. чел., а в декабре прошлого года – 24,7 тыс. чел., т. е. прирост 4,9 тыс. чел. (25 % за 1 месяц).

В консолидированный региональный бюджет поступило в 2008 г. 83,3 млрд руб., а израсходовано – 84,8 млрд руб. Дефицит – 1,57 млрд руб. Рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему страны – 9,3 млрд руб.



Кризис в г. Ангарске

Кризис также повлиял на сибирские промышленные города. Ангарск – третий по величине город Иркутской области, по численности населения и промышленному потенциалу он уступает лишь Иркутску и Братску. Ангарск расположен в 50 км от областного центра в междуречье Ангары и Китоя в таежной зоне вдоль Московского тракта. Законом Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района»


№ 105-оз от 16.12.2004 г. Ангарску присвоен статус городского поселения, и он входит в состав Ангарского муниципального образования (АМО)3.

На территории Ангарска общей площадью 295 кв. км проживает 241,1 тыс. чел., зарегистрировано 6,2 тыс. коммерческих и некоммерческих организаций различных форм собственности.

Город Ангарск – один из крупнейших индустриальных центров общероссийского значения с мощными предприятиями нефтехимического комплекса, а также с предприятиями по производству пищевых продуктов, производству пластмассовых изделий, прочих неметаллических минеральных продуктов, машин и оборудования, изделий из древесины, полиграфической деятельности, производству и распределению электроэнергии и водных ресурсов.

Преобладающим видом деятельности, определяющим экономическую структуру города, является промышленность, выпускающая 65 % товаров города и представленная 32 крупными и средними предприятиями. Наиболее значимые из них – ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» («АНХК») и ОАО «Ангарский электролизно-химический комбинат» («АЭХК»).

В 2008 г. объем отгруженных товаров и услуг составил
35,2 млрд руб., в том числе: по обрабатывающим производствам – 32,8 млрд руб., по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 2,4 млрд руб.

Сохранение объема производства на уровне 2008 г. должно быть обеспечено вводом в эксплуатацию и окончанием строительства производств:

– по выпуску пивной продукции ОАО «САН ИНБЕВ»;

- по выпуску полиэтиленовых труб ООО «Иркутский трубный завод».

В 2009 г. должно осуществляться строительство и модернизация действующей промышленной базы: филиал ОАО «САН ИНБЕВ» (350 млн руб.), «АНХК» (4,1 млрд руб.), «Ангарский завод катализаторов и органического синтеза» (62 млн руб.), «АЭХК» (1,8 млрд руб.), «Ангарский цемент» (86 млн руб.), «Восточно-Сибирский машиностроительный завод» (460 млн руб.).

Данные инвестиционные намерения могут быть не выполнены в полном объеме из-за спада:



  • потребления продукции компании «САН ИНБЕВ»;

  • объема продаж нефтепродуктов ОАО «АНХК»;

  • падением спроса на первичное и вторичное жилье;

  • уменьшения индекса физического объема производства в промышленности на 3,9 % в 2008 г.

По состоянию на 01.12.2008 г. на территории города было зарегистровано и осуществляло деятельность более 1803 малых и средних предприятий с общей численностью занятых более 15,6 тыс. чел. Субъекты данного вида экономической деятельности функционируют в различных отраслях экономики. Наибольшее количество занято: в оптовой и розничной торговле (45,8 %), в сфере недвижимости (16,4 %), в строительстве (12,7 %) и в сфере работ и сервиса (11,7 %). Снижение покупательной способности населения в основных отраслевых сферах деятельности малого и среднего бизнеса приведет к резкому снижению прибыли и выручки от реализации продукции.

Главная организационная форма поддержки развития отрасли – городская целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства на 2008–2011 гг.». Запланировано в городском бюджете на 2009 г. 2,5 млн руб. Возможно, программа будет исполнена не в полном объеме в связи с сокращением расходов и доходов бюджета на 23,5 %.

В 2009 г. планируется направить на развитие экономики и социальной сферы 13,1 млрд руб. Должны продолжиться реконструкция спортивного комплекса «Ермак», строительство образовательного комплекса и дамбы в микрорайоне Китой. Общий объем инвестиций из федерального бюджета должен составить 0,6 млрд руб. Основными застройщиками в этом году планируется ввести 59,5 тыс. кв. м жилья. В целом по виду деятельности «Строительство» предполагается выполнить объем работ в сумме 11 млрд руб. Секвестирование бюджетов разных уровней не будет способствовать выполнению намеченных планов, а сворачивание большинства ипотечных программ не позволит сдать в эксплуатацию намеченные объемы жилья.

Собственные доходы бюджета в 2009 г. планируются на уровне 846 млн руб., а расходы – 858 млн руб. Показатели будут ниже уровня прошлого года на 23 % и на 24 % соответственно. Снижение объясняется сокращением по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и сокращением субвенций из регионального и федерального бюджетов.

По состоянию на 01.01.2009 г. численность населения города 241,1 тыс. чел. По сравнению с 2008 г. численность населения в этом году снизится, по прогнозам, на 1,4 тыс. чел. В прошлом году наблюдалась положительная динамика роста рождаемости и снижения смертности, но численность умерших превышает численность родившихся. Структура населения: 15,9 % (38,4 тыс. чел.) – моложе трудоспособного возраста, 63,6 % (153,3 тыс. чел.) – трудоспособного возраста, 20,5 % (49,3 тыс. чел.) – старше трудоспособного возраста. Из-за напряженной социальной обстановки в 2009 г. возможно снижение рождаемости.

Общая численность населения, занятого в экономике города, по плану на этот год должна составить 106 тыс. чел. Официальная численность зарегистрированных безработных – 1270 человек, но финансовый кризис будет способствовать резкому росту данного показателя.

В связи с отрицательной экономической динамикой в 2009 г. предполагается уменьшение численности работающих в организациях различного правового статуса на 939 человек, в том числе в ОАО «АНХК» на 515 человек, в ОАО «АЭХК» на 250 человек.

Ориентируясь на 2008 г. в 2009 г., планируется рост доходов населения. Среднемесячная заработная плата в 2008 г. составляла 18,8 тыс. руб. В 2009 г. ориентировочно зарплата увеличится на


11 % и составит 20,8 тыс. руб. при среднедушевом доходе по Иркутскому региону 15 тыс. руб. Наблюдаются резкое снижение темпов роста показателя и тенденция накопления задолженности по выплате заработной платы на предприятиях и организациях различной отраслевой принадлежности.

Последствия кризиса:

  1. разрушение мировой экономической системы и начало формирование новой экономической политики XXI века;

  2. исчезновение старых и появление новых правил международных экономических отношений;

  3. появление новых инновационных отраслей экономики;

  4. создание новых международных рынков и экономических сообществ;

  5. появление и введение единой международной мировой валюты;

  6. реальный переход России от сырьевой экономической модели к развитию высокотехнологической;

  7. создание точек роста и заделов для будущих поколений;

  8. ускоренная реализация инфраструктурных проектов по строительству и развитию дорожной сети;

  9. напряженная социальная обстановка в крупных сибирских промышленных городах;

  10. совершенствование технологических процессов предприятий крупных сибирских промышленных городов и новый импульс развития территории.

Литература

1. Рейтинг предприятий, проводящих массовые сокращения // Труд. 2009. 11 марта. С. 7–9.

2. Социально-экономическое положение России / Федер. служба гос. статистики России [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b09_01 (дата обращения: 01.2009).

3. О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района : областной закон № 105-оз от 16 дек. 2004 г. Иркутск, 2004.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления : федер. закон № 131–ФЗ от 6 окт. 2003 г. М., 2003.

АЛФЁРОВ А. Н.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» КАК НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА
Политика – одно из наиболее употребляемых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал, что лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все. В повседневной жизни говорится о политике государства, о политике партий, о семейной политике и т. д.

Политическая сфера общества представляет собой совокупность явлений, имеющих различную природу, но непосредственно связанных с властью. К ним относятся институты, организации, идеи, программы и т. п. Сфера обеспечивает инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего общества.

С 27 августа 2008 г. в г. Иркутске начала свою работу Общественная приемная председателя партии В. В. Путина. Решение об открытии в России таких приемных было принято Президиумом Генерального совета партии «Единая Россия» 2 июля 2008 г.

Общественная приемная – это стержень и сущность социума в политической сфере, важнейшей области функционирования общества, в которой коренятся истоки политической деятельности во всем ее многообразии и развитии, реализуя политические интересы классов, других социальных групп и слоев, наций, народностей, отдельных людей посредством политических отношений, действий, поведения. Главная задача приемной – отслеживать возможности непосредственного общения лидера «Единой России» с населением, получать информацию о реальном положении дел во всех регионах, сформировать эффективный механизм общения власти партии и общества, проводить анализ социально-экономического развития региона, контролировать выполнение основных партийных проектов и программ. Если посмотреть на федеральный, региональный бюджеты, то значительные средства сегодня выделяются на развитие субъекта федерации в рамках наших партийных программ; те, которые разработаны, сопровождаются, поддерживаются партией «Единая Россия». Поэтому все, что касается анализа выполнения этих программ – это тоже функция общественной приемной председателя партии.

По своей сути приемные выполняют функции центров оперативного реагирования на процессы, происходящие в регионе, напрямую устанавливают контакты между федеральным центром и субъектом федерации. Они оказывают содействие гражданам в реализации их конституционных прав, налаживают конструктивное взаимодействие с органами государственной власти. Общественные приемные – это составная часть общефедеральной программы формирования канала прямой связи Владимира Путина и простых граждан.

До конца года партией будет создана единая система управления базой данных, и любое обращение гражданина будет находиться на контроле как и в региональной, так и в центральной приемных председателя партии в режиме реального времени. Ни одно заявление не сможет затеряться. Это накладывает большую ответственность за любое обращение, требует тщательного разбирательства по существу проблемы заявленной гражданами.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – члены фракции «Единая Россия», члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – члены партии, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации – члены депутатских объединений (фракций, групп) «Единая Россия» и депутаты представительных органов муниципальных образований – члены партии участвуют в работе общественных приемных партии и ведут личный прием граждан.

В своей деятельности общественные приемные партии руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, Уставом партии, решениями руководящих органов партии и ее структурных подразделений, настоящим Положением. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ гласит: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно».

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

За 2008 год в общественную приемную Иркутской области обратились 3545 граждан, из них 1407 с письменными обращениями и 2138 на личном приеме. Основная группа вопросов – это вопросы жилья и ЖКХ (42 %). В основном это проблемы строительства социального жилья, жилищно-коммунального хозяйства (текущий и кап. ремонт, обустройство придомовой территории и т. д.), переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и обеспечение жильем переселенцев из районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов.

31 % обращений – это вопросы соцобеспечения и соцзащиты населения. Лидируют вопросы о назначении и пересмотре размеров пенсий, о социальном обслуживании инвалидов, о порядке предоставления звания «Ветеран труда». Вопросы здравоохранения составляют 13 %. Большую группу вопросов указанной категории составляют вопросы лекарственного обеспечения, установления степени инвалидности и проведения МСЭ. 23 % обращений решены положительно, большинство обращений находятся в стадии рассмотрения на контроле.



Статистика за 1-й квартал 2009 г.

Работа с письменными обращениями граждан

Решено положительно – 97

Ответ-консультация –346

Не могут быть решены – 9



Работа с устными обращениями граждан (личный прием)

Дана консультация – 300

Решено положительно – 137

Находится на рассмотрении – 284

Всего обратились – 1173

За 2-й квартал 2009 г.

Информация о социальном статусе и возрастной категории граждан, обратившихся лично

1) пенсионеры – 360

2) работающие – 238

3) безработные – 70

4) иные (декрет) – 35

5) учащиеся, студенты – 18

1) от 50 и выше – 402

2) от 30 до 50 – 225

3) до 30 лет – 94

На базе приемной создан Координационный совет для выработки решений по общим вопросам, организована работа с общественными приемными партии в районах и городах области, проводятся тематические обсуждения проблем с привлечением руководителей общественных организаций и представителей органов власти различных уровней.

Например, уже четвертый месяц в Усть-Илимске работает общественная приемная Всероссийской партии «Единая Россия». За это время более семидесяти человек обратилось в приемную за помощью. Люди делятся наболевшим, надеются на содействие в решении их проблем. У жителей Усть-Илимска и Усть-Илимского района есть возможность напрямую обратиться по интересующим вопросам в партию «Единая Россия». Прием граждан будут вести члены фрак­ции «Единая Россия» в городской думе, депутаты-партийцы из думы района, а также члены политсовета местных отделений партии.

По словам руководителя общественных приемных в Усть-Илимске Елены Заваруевой, горожан в основном волнуют вопросы сокращений на предприятиях, вопросы, касающиеся социальной сферы и пенсионного обеспечения.

- Наша задача – привлечь к решению проблем депутатов всех уровней – членов депутатских объединений «Единой России», представителей органов государственной власти и местного самоуправления, – объясняет Елена Заваруева.

Появление такого политического института, как общественные приемные, – это важнейшая веха в формировании и развитии гражданского общества в Российской Федерации. Очень важно, когда государство и общество результативно взаимодействуют, имеют прямую и обратную связь, получают ответы путем действий на свои многочисленные проблемы. Общественные приемные отражают коренные интересы общества, и их развитие представляется весьма злободневным.



БАРСУКОВА М. Е.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

  • УДК 009(063) ББК 94 л 0 Т66
  • Т Т66 ретьи
  • РЕГИОН В СТРАНЕ И В МИРЕ – ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г. Н. НОВИКОВА Сопредседатели
  • АЛЕКСАНДРОВ Е. Ю. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В МИРЕ, СТРАНЕ, РЕГИОНЕ, СИБИРСКОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ Введение
  • Кризис в Иркутской области
  • АЛФЁРОВ А. Н. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» КАК НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА
  • Статистика за 1-й квартал 2009 г.