Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Материалы к некоторым семинарским вопросам Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри




Скачать 52.07 Kb.
Дата30.06.2017
Размер52.07 Kb.
Материалы к некоторым семинарским вопросам
Сравнение евангельской истории Христа и биографии Иешуа Га-Ноцри,

описанной в романе Мастера

Евангелие Роман Мастера


Христос, 33 года, богочеловек, Иешуа, 27 лет, бродячий философ,

родился в Вифлееме, родился в г. Гамала, у него

имел 12 учеников, в город въехал один ученик, осла нет, никто его не знает,

на осле,

распят на кресте, распят на столбе,

воскрес. умер.


Иуда повесился. Иуда убит ножом.


История богочеловека и История власти, трусости и

чуда воскрешения. человеческой слабости.

Главный герой—Иисус. Главный герой—Понтий Пилат.
Временные пласты в романе
29 год от Рождества Христова, город Ершалаим (роман Мастера о Пилате).

1929 год от Рождества Христова, город Москва (время и место земной жизни

Мастера и Маргариты).

Вечный мир иного бытия (Воланд и его свита).


Система двойников в романе

(Христос)—Иешуа—Мастер (жертва)

(отсутствует в романе)
Воланд—Пилат—Стравинский (общие функции: избавление от порока,

от душевной, нравственной или социальной болезни, сходство во внешности,

латинский язык, свита)

(Апостолы)—Л. Матвей—И. Бездомный (ученики)

(отсутствуют в романе)
Иуда—Барон Майгель—Алоизий Магарыч (предатели)

Коровьев—Афраний—Федор Васильевич (помощники)


Низа—Гелла—Наташа

(функция: заманить предателя в западню)

Банга—Кот Бегемот–Бубен

Маргарита не имеет двойника, она уникальна! Она—королева.




Мотив дома
Дом—убежище от истории, от времени, миропорядок.

Дома в романе: квартира №50, дом Мастера в Арбатском переулке, дом Грибоедова, сумасшедший дом, вечный дом истории (покой).

Мастер ищет дом, обретает и теряет его. Иван Без –дом–ный (блудный сын,

испытания меняют его).




Тема сумасшествия
Булгаков в своем романе отрицает возможность того, что человеческий разум способен постичь законы бытия. ”Мы оба сумасшедшие!”— эта фраза в разговоре Мастера и Ивана Бездомного в психиатрической больнице говорит об отказе автора и его героев от попытки что-либо в рамках романа рационально объяснять.

Иван Бездомный=Чацкий. Для Ивана реализуется ситуация "горе от ума". Его увозят из дома Грибоедова (интертекстуальные связи романа) на грузовой машине

(ср. "Карету мне, карету!").

Информация к размышлению: главный врач психиатрической больницы носит имя запрещенного во времена Булгакова композитора и дирижера Стравинского. Случайно ли автор романа дает ему такое имя? Как это обстоятельство связано с темой сумасшествия?

(Проблемная ситуация для обсуждения на уроке).
Что такое "покой»и «вечный дом "в романе?
"Ад—место, где душа очищается в меру своей совести и обретает покой". (Флоренский)

Покой—гармония (по мнению Яновской, см. статью).

"Вечный дом—часто употреблявшееся у евреев название для гробниц ".

( Из сочинения Н. К. Макковейского»Археология истории страданий Господа Иисуса Христа", цитата приводится по статье Яновской).

Покой, каким видит его в своем сне Маргарита (19 глава), —это “адское место для живого человека “, уединение в безрадостном месте.

Почему “покой, а не “свет”?
Мастер не является для Булгакова идеалом. Дарование ему света было бы слишком простым решением проблемы добра и зла, т. к. взаимосвязь этих двух этических категорий не могла быть понята Булгаковым односторонне. Биографические черты автора в образе Мастера также не позволили Булгакову наградить его светом.

Значения слова "мастер"



Мастер

  • Телефонный разговор Сталина и Пастернака: "Мастер ли Мандельштам?"

  • Масонский титул --"свободные каменщики". (Отец Булгакова, будучи профессором богословия, изучал масонство)

  • Из словаря Даля: ремесленник, особо сведущий в своем деле;

старший во всяком ремесленном заведении;

орл. учитель грамоты по церковным книгам;

влгд. , ярс. нож, рабочий ножик (ср. Иуду в романе Мастера убили ножом!)


Литературный мир в романе

Литературный мир описан в 5 главе, которая делится на две части.

В первой части иронично описана жизнь в Массолите (“говорящие “ фамилии сотрудников, названия секций и отделов литературной организации). Вторая часть представляет собой “перевернутое” описание литургии—черная месса. Литераторы оказываются апостолами Сатаны, а ресторан дома Грибоедова превращается в Ад.

Дважды описав мир московских литераторов и используя при этом разные способы характеристики, Булгаков оба раза дает этому ”мирку” отрицательную характеристику.

Слова “мастер “и “писатель “ в роман, по сути, являются антонимами.



Литературные аллюзии в романе

Сцены московских пожаров соотносятся с пожаром, описанным в романе Достоевского «Бесы». В романе Достоевского метафорические бесы совершают поджог, в романе Булгакова реальные бесы поджигают Москву, причем перед пожаром в доме Грибоедова из уст Бегемота звучит:”Достоевский бессмертен !”



Коровьев и Бегемот напоминают героев романа Гофмана “Житейские воззрения Кота Мурра” капельмейстера Иоганеса Крейслера и кота Мурра.

Эпиграф, имя героини Маргарита, ряд значимых деталей взяты из “Фауста” Гете.



Музыкальные аллюзии в романе

Редактор журнала М. А. Берлиоз носит фамилию немецкого композитора Гектора Берлиоза (1803—1869), автора “Фантастической симфонии”. Героя этого музыкального произведения казнят, и после смерти он присутствует на шабаше нечистой силы. Как известно из романа, М. А. Берлиоз повторяет путь своего “музыкального “однофамильца.

А инициалы этого героя совпадают с инициалами самого Булгакова.

Опера “Фауст” Шарля Гуно (1818—1893), как и “Фауст” Гете, имеет тоже непосредственное отношение к роману Булгакова.


Имя помощника Воланда Фагот является названием музыкального инструмента, который был изобретен средневековым монахом Афранием. В романе Коровьев-Фагот и Афраний являются двойниками (см. систему двойников).

Свобода и несвобода в романе


свобода несвобода

независимость власть и подчинение

полеты падения

творчество стереотипы, догмы

мастер писатель

одиночество, сумасшествие "люди без сюрприза"

независимость предательство

истина и любовь

жертва во имя людей

Изменившись внутренне, П. Пилат и И. Бездомный стремятся перейти из



"несвободы "в "свободу ".

  • Евангелие Роман Мастера
  • Иуда повесился. Иуда убит ножом.
  • Система двойников в романе
  • Значения слова "мастер"
  • Литературный мир в романе