Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Материалы для зачета по дисциплине: «Литература» Москва 2016 Перечень вопросов для зачета по дисциплине «Литература»




Скачать 465.33 Kb.
Дата27.04.2017
Размер465.33 Kb.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
по дисциплине: «Литература»

Москва 2016

Перечень вопросов для зачета по дисциплине «Литература»

N

Вопрос

Компетенции

1

Раздел 1. Русская литература первой половины ХIХ века.

Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Тематика творчества А.С.Пушкина( на примере стихотворений). Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».


ОК1-8

2

Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Философские мотивы творчества М.Ю.Лермонтова.

ОК1-8

3

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.

ОК1-8

4

Раздел 2. Русская литература второй половины ХIХ века.

Жизнь и творчество А.Н.Островского. Пьеса «Гроза» (тема, история создания, характеристика героев).



ОК1-8

5

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов» (герои, проблемы).

ОК1-8

6

Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети» (тема, система образов)

ОК1-8

7

Темы творчества А.А.Фета ( жизненный путьпоэта,тематика стихотворений)

ОК1-8

8

Темы творчества Ф.И. Тютчева

(на примере стихотворений).



ОК1-8

9

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Философские темы творчества Н.А.Некрасова.

ОК1-8

10

.Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (система образов, структура поэмы, народные мотивы в поэме).

ОК1-8

11

Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова - Щедрина. «Сказки».

ОК1-8

12

Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Роман «Преступление и наказание» (история создания, система героев).

ОК1-8

13

Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

ОК1-8

14

История создания романа и система

образов романа «Война и мир».



ОК1-8

15

Жизнь и творчество А.П.Чехова.

ОК1-8

16

Художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова (рассказ «Ионыч»). Комедия «Вишневый сад» (система образов, проблематика пьесы).

ОК1-8

17

Раздел 3. Русская литература на рубеже веков.

.Жизнь и творчество И.А.Бунина (проблематика рассказов писателя).



ОК1-8

18

Жизнь и творчество А.И.Куприна (темы рассказов писателя).

ОК1-8

19

Раздел 4. Литература начала ХХ века. Поэзия начала 20 века.

Жизнь и творчество В.Я.Брюсова (примеры стихотворений).



ОК1-8

20

Жизнь и творчество Н.С.Гумилёва.

ОК1-8

21

Жизнь и творчество А.М.Горького. Художественное своеобразие рассказов А.М.Горького.

ОК1-8

22

Творчество А.А.Блока (лирика поэта, поэма «Двенадцать»).

ОК1-8

23

Раздел 5. Литература 20- х годов (обзор).

.Жизненный и творческий путь С.А.Есенина (основные темы творчества на примере стихотворений).



ОК1-8

24

Творческий путь В.В.Маяковского (на примере стихотворений).

ОК1-8

25

Раздел 6. Литература 30-х- начала 40-х годов (обзор)

Творчество М.И Цветаевой (основные темы творчества).



ОК1-8

26

Жизненный и творческий путь А.П.Платонова.

ОК1-8

27

Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» (система образов, особенности построения сюжета).

ОК1-8

28

Жизнь и творчество М.А.Шолохова. Роман – эпопея «Тихий Дон» (тема, система образов, история создания)

ОК1-8

29

Раздел 7. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Литература ВОВ и первых послевоенных лет.



ОК1-8

30

Творческий путь А.А. Ахматовой (темы творчества, поэма «Реквием»).

ОК1-8

31

Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака (тематика стихотворений, особенности романа «Доктор Живаго»).

ОК1-8

32

Жизнь и творчество А.Т. Твардовского (тема войны в творчестве поэта)

ОК1-8

33

Раздел 8. Литература 50-80-х годов (обзор).

Жизнь и творчество А.И.Солженицына («Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича»).



ОК1-8

34

Жизнь и творчество В.М.Шукшина (художественное своеобразие рассказов писателя)

ОК1-8

35

Творчество поэтов-бардов (Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий)

ОК1-8

36

Творчество Н.С. Рубцова (есенинские мотивы творчества).

ОК1-8


Тестовое задание по литературе.

Вариант I
1. Кто из русских поэтов принадлежал к направлению сентиментализ­ма?

1)Ломоносов,

2)Батюшков.

3)Пушкин

4)Карамзин,
2. О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

1)смерти Анны

2)самоубийстве Актера

3)расправе Василисы над Наташей

4)убийстве Костылева
3. Найдите метафору в стихотворении Пушкина "К Чаадаеву".

1)"Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман",

2)"Мы ждем с томленьем упованья",

3) "... на обломках самовластья напишут наши имена".

4)"…но в нас горит еще желанье "
4. О ком из героинь романа "Тихий Дон" идет речь?

Она - воплощение порыва, непосредственной жизни, протеста. Ее любовь - глубокое чувство, бросающее вызов родовым понятиям, утверждающее личную свободу человека.

1) Дарья Мелехова

2) Наталья Мелехова

3)пленная турчанка

4) Аксинья Астахова
5. Какое главное наставление дал отец Чичикову?

1)береги и копи копейку,

2)с товарищами не водись,

3)с начальством веди себя почтительно.

4)старайся угождать
6. Одной из главных особенностей есенинской поэзии является

1)подчеркнутая публицистичность

2)классицистическая строгость

3)песенный лиризм

4)агитационный характер
7 .Зачем князь Андрей идет на войну 1805 года?

1)чтобы защищать родину,

2)чтобы способствовать победе справедливого дела,

3)чтобы совершить блестящий подвиг и прославиться.

4) ему наскучило светское общество
8. Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии

1)Н.Гумилева

2)А.Ахматовой

3)А.Блока

4)В.Маяковского
9. Какие проблемы интересуют Достоевского в романе "Преступление и наказание" в первую очередь?

1)философско-психологические,

2)исторические,

3)социальные.

4)психологические
10. Почему Чехов обратился к жанрам короткого рассказа и повести?

1)потому что к его времени романная традиция уже исчерпала себя,

2)потому что его задачей было проникнуть во все "щелочки" и углы русской жизни, для чего рассказ удобнее, чем роман,

3)потому что Чехов ориентировался на традиции западноевро­пейской литературы

4)не любил большой объем

11. Первый из русских писателей, удостоенный Нобелевской премии:

1) И.Бунин.

2) М.Шолохов.

3) А.Солженицын.

4)Б.Пастернак
12 Содержание произведения — это

1)его эмоционально-смысловая сущность,

2)его сюжет,

3)его форма.

4)его композиция
13 Кто из русских поэтов принадлежал к направлению романтизма?

1)Державин,

2)Крылов,

3)Жуковский.

4)Карамзин
14. Кто автор произведений "А зори здесь тихие", "В списках не значился":

1) Б.Васильев.

2) В.Быков.

3) Ю.Бондарев.

4)Э.Казакевич
15. Кому посвящен поэтический цикл А.А. Блока "Стихи о прекрасной Даме":

1) Н.Н. Волоховой.

2) Л.Д. Менделеевой.

3) Л.А. Дельмас.

4)матери
16 Что открывается князю Андрею после ранения на поле Аустер­лица?

1)важность и нетленность вечного, воплощенного в высоком небе, и мелочность преходящего,

2)невозможность одержать победу в борьбе с Наполеоном,

3)бесконечность Божьего милосердия.

4)жалость к себе
17.Какой цвет преобладает в описании Петербурга в "Преступлении и наказании"?

1)серый,

2)черный.

3)коричневый

4)желтый,
18. Поэма А.Ахматовой "Реквием" была впервые опубликована в России:

1) в 1937 году

2) в 1947 году.

3) в 1966 году.

4) в 1987 году.
19.Почему Чехов не только не сочувствовал "маленькому" человеку, но часто сатирически высмеивал его?

1)вследствие полемики с русской классикой,

2)потому что видел в "маленьком" человеке добровольное холоп­ство и осознанную низость,

3)потому что был циником по натуре и вообще не умел жалеть человека.

4)не умел сочувствовать

20. Что такое пафос произведения?

1)его идея,

2)его основной эмоциональный тон,

3)рациональное начало в содержании произведения.

4)его содержание
21. Какова главная тема творчества Сергея Есенина?

1) Любви.

2) Природы.

3)Семьи

4) Родины.
22. Какой художественный прием использован в стихах А. Блока:

К ней прилегла в опочивальне

Ее сиделка – тишина.

1) Олицетворение.

2) Метафора.

3) Эпитет.

4)метонимия
23. Романтизм предполагает утверждение исклю­чительной личности. Какое из произведений А. М. Горького не соответствует этому положению:

1). «Старуха Изергиль».

2). «Челкаш».

3). «На дне».

4) «Макар Чудра»»
24 . В чем вы видите смысл заглавия поэмы «Мертвые души»?

1)в том, что по так называемым "ревизским сказкам" существовали "мертвые души", за которые надо было платить, как за живых

2)в том, что души самих помещиков давно омертвели,

3)в том, что живая душа русского народа оказалась в плену у казенной мертвой формы, канцелярщины, антигуманных законов.


4)в несовершенстве системы


25. Какова главная черта в характере Наташи Ростовой?

1)искренность и естественность,

2)гордость,

3)недовольство самой собой.

4)желание помочь другим
26. Окакой из своих поэм В. В. Маяковский ска­зал: «Четыре крика четырех частей».

1). «Левый марш».

2). «Хорошо!».

3) «Во весь голос»

4). «Облако в штанах».
27. Кому М. Горький в пьесе «На дне» бросает своим произведением главное обвинение:

1). Страннику Луке.

2). Социальному устройству общества.

3). Хозяевам ночлежки.

4) Обитателям ночлежки
28. Почему не состоялась попытка покаяния Раскольникова перед народом?

1)народ принял его за пьяного,

2)Раскольников еще не дошел до внутренней необходимости по­каяния,

3)форма покаяния была выбрана неудачно.

4)неудачно выбрал место и время
29. И. А. Бунин писал: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино… а машинисты в пекле, черные от угля работают... Справедливо ли это?» Только ли социальное неблагополучие в поле зрения писателя и оно ли, с его точки зрения, главная причина при общей катастрофичности жизни?

Основные проблемы творчества И. А. Бунина (исключите лишнее):

1). Любовь.

2). Память о России.

3)Ностальгия

4). Революция.
30. Что более всего не нравится Чехову в людях?

1)ограниченность и самомнение,

2)жадность,

3)глупость.

4)невежество

Тестовое задание по литературе.

Вариант II
1. Проблематика произведения — это

1)круг вопросов, затронутых в произведении,

2)главная тема произведения,

3)понимание и осмысление писателем отраженной действительно­сти.

4) содержание произведения
2. Кто автор следующих строк:

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы –

Кровавый отсвет в лицах есть.

1) Есенин.

2) Блок.

3) Гумилев.

4) Маяковский
3. Какому литературному течению начала ХХ века был близок С.Есенин:

1) Символизм.

2) Футуризм.

3) Акмеизм

4) Имажинизм
4. «Маленькая драма» в пьесе «На дне» стано­вится большой трагедией. В чем ее суть:

1). В том, что ночлежники оказались на «дне» жизни.

2). В трагическом финале пьесы (смерть Акте­ра, Анны).

3). В развенчании мифа о возможности соци­ального равенства.

4) В трагической судьбе персонажей
5. После Октябрьской революции 1917 года многие писатели покинули Россию.

Причины, заставившие Ивана Алексеевича Бунина покинуть Родину, отражены в опублико­ванном в эмиграции дневнике под заголовком:

1). «Господин из Сан-Франциско».

2). «Деревня».

3) «Антоновские яблоки»

4). «Окаянные дни».
6. Какой смысл имеет сон Раскольникова о лошадке?

1)предсказывает готовящееся преступление,

2)вводит в композицию "ложного убийцу" Миколку.

3)оказывает эмоциональное воздействие на Раскольникова,

4)передает состояние героя
7. Каким трагическим событием завершается действие пьесы М. Горького "На дне"?

  1. смертью Анны

  2. самоубийством Актера

  3. убийством Костылева

  4. расправой Василисы над Наташей


8. Какая проблематика интересует Чехова при изображении "средне­го" человека?

1)условия его жизни,

2)его взаимоотношения с другими классами и сословиями,

3)пробуждение и дальнейшее идейно-нравственное развитие обы­денного сознания.

4) внутренний конфликт
9. Кто из названных персонажей не является героем повести "Гранатовый браслет"?

1) Желтков

2) Аносов

3) Шеин

4) Назанский
10. Почему Раскольников пошел с покаянием к Соне?

1)потому что был уверен, что она его не выдаст,

2)потому что у него была потребность в женском участии,

3)потому что знал, что Соня как такая же грешница простит и не осудит его.

4)больше не к кому
11. Что такое "диалектика души" как принцип психологизма?

1) умение раскрыть противоречивость и динамику внутренней жизни героя,

2)способность показать характер героя с разных сторон,

3)умение раскрыть внутреннюю сущность, скрытую под внешней маской.

4) портретная деталь
12.Какова основная проблема, связанная у Чехова со "средним" чело­веком?

1)проблема постепенной переоценки ценностей, обретения истин­ных ценностей вместо ложных,

2)проблема бедности

3)проблема приобретения религиозных ценностей.

4) проблема вечных ценностей
13. "Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник..." Кто автор этих строк?

  1. Пушкин

  2. Некрасов

  3. М.Цветаева

  4. Есенин


14.Какой пафос господствует в чеховском изображении "маленького" человека?

1)пафос сентиментальности,

2)пафос трагизма,

3)пафос иронии.

4) героический пафос
15. Какой художественный прием использован в следующих строках стихотворения Б.Пастернака "Музыка":

Дом высился, как каланча.

По тесной улице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

1) Метафора.

2) Сравнение.

3) Олицетворение.

4) Метонимия
16. Как, по вашему мнению, смотрел Чехов на жизнь?

1)оптимистически,

2)пессимистически,

3)равнодушно.

4) по-разному
17. Какова судьба Фирса в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?

1) уезжает с Раневской за границу

2) забыт в оставленном доме

3) отвезен в больницу

4) переехал в другую усадьбу
18 Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова?

1)прямо говорит, что она неверна,

2)заставляет кого-либо из героев победить Раскольникова в тео­ретическом споре,

3)нравственно-психологическим развитием героя заставляет его убедиться в ложности теории.

4) опровергает аргументами
19. Как "работают" художественные детали в рассказах Чехова?

1)он старается поразить читателя множеством однородных дета­лей-подробностей, как Гоголь,

2)Чехов использует единичную деталь-символ,

3) оба этих принципа смешиваются.

4) не использует этот прием
20. Чем вызывается столь частый в творчестве Чехова пафос иронии?

1)расхождением между высокими словами и мелкими чувствами у его героев,

2)их неприспособленностью к жизни,

3)вредом, который они приносят окружающим.

4) комизмом ситуаций
21. Какой цикл стихотворений, книга не принадлежит Есенину?

1) Москва кабацкая

2) Персидские мотивы

3) Стихи о Прекрасной Даме

4) Анна Снегина
22. Виды пафоса — это:

1)драматический, эпический, лирический,

2) сатирический, романтический, трагический,

3)романтический и реалистический

4) эпический и лирический
23. Что является важнейшим объектом сатиры В. В. Маяковского в пьесах "Клоп", "Баня"?

1) Попытки врагов советской власти, буржуазных государств разрушить СССР.

2) Установление тоталитарной формы правления под вывеской социалистической демократии.

3) Отступления от социалистических идеалов, засилие бюрократов, приспособленцев.

4) Мещанский быт
24. Почему Раскольников не воспользовался награбленным?

1)из страха,

2)потому что понял, что с помощью этих денег нельзя сделать ни­чего доброго,

3)помня об убийстве, забыл о краже.

4) не успел
25. Какое из рассуждений относится к рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека"?

1) То тяжелое, что есть в книге, не давит, а просветляет душу. Смешное не только веселит, но и будит мысль. Добро и умиротворяет, и требует действия.

2) В любви к людям герой находит преодоление своей личной трагедии. Так решается писателем вопрос о возрождении жизни после войны, на выжженной земле.

3) Напряженные раздумья писателя о "сокровенном человеке" в этом "прекрасном и яростном мире" выражают одну из важнейших черт русского народного характера - его совестливость.

4) Защита Родины – долг каждого
26. Какая проблема увлекала Толстого в "Войне и мире" прежде всего?

1)проблема семьи,

2)индивидуальные искания личности.

3)"мысль народная",

4) роль личности в истории
27. Какое из названных произведений М. А. Булгакова впервые было напечатано в СССР в 1966 году?

1) «Дьяволиада»

2) «Мастер и Маргарита»

3) «Собачье сердце»

4) «Белая гвардия»
28. Кто автор стихотворения "Незнакомка", в котором создан пленительный образ загадочной женщины:

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

1) С. Есенин.

2) А. Блок.

3) А. Фет.

4)Н.Гумилев
29. Сюжет — это

1)основное содержание произведения,

2) последовательность событий и действий,

3)последовательность всех элементов произведения.

4) фабула произведения
30. Речь героев пьесы отражает характеры геро­ев. Кому принадлежат эти слова:

«Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него те­перь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми сила­ми тем, кто ищет истину».

1) Аня

2). Лопахин.

3). Гаев.

4) Трофимов

Тестовое задание по литературе.

Вариант III
1. Повести в романе Лермонтова «Герой нашего времени» расположены в хронологической последовательности или нет?

1)в хронологической,

2)нет,

3)частью в хронологической, частью нет.

4) в обратном порядке
2. Кто написал поэму "Возмездие":

1) А.Блок.

2) В.Маяковский.

3) С.Есенин.

4)Н.Гумилев
3 . По какому принципу строится композиция "Войны и мира"?

1) чередуются мирные и военные сцены,

2)естественное противопоставляется неестественному, доброе - злому,

3)композиция состоит из четырех томов, каждый из которых де­лится на части и главы.

4) в основе – исторические события
4. Кто из героев романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" участвует в самой первой сцене произведения, к нему обращены и последние слова эпилога?

1) Иван Бездомный

2) Мастер

3) Маргарита

4)Воланд


5. Какой прием использует В. Маяковский в стихотворении "Прозаседавшиеся"?

И вижу:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

  1. гипербола

  2. олицетворение

  3. гротеск

  4. литота


6. Некоторые герои Чехова в жизненном процессе обретают истинные ценности, а некоторые их теряют. Кого вы отнесете к первой группе?

1)доктора Старцева ("Ионыч"),

2)Гурова ("Дама с собачкой"),

3)Оленьку ("Душечка").

4) Катерина Ивановна («Ионыч»)
7. Из какого стихотворения взяты эти строки

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

1) А.С.Пушкин «Няне»

2) С.А.Есенин «Белая берёза»

3) С.А.Есенин «Письмо матери»

4)С.А.Есенин «Письмо женщине»
8"Прогрохотал гром, как будто кто-то пробежал по железной кры­ше" — какой это тип пейзажа?


1) пейзаж-описание,



2)пейзаж-впечатление.

3) пейзаж-описание

4)пейзаж-сравнение,
9. О каком своем произведении позднего периода творчества И. А. Бунин говорил: «Я тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) писал об одном и том же»:

1). «Антоновские яблоки».

2). «Жизнь Арсеньева».

3). «Темные аллеи».

4). «Господин из Сан-Франциско».
10. "Куча неприятностей" — это

1)сравнение,

2)олицетворение,

3)метафора.

4) метонимия
11. Какое из утверждений более соответствует задачам искусства, по Маяковскому:

1). «Искусство для искусства».

2). «Искусство и политика несовместимы»,

3). «Надо разбить вдребезги сказку об аполи­тичности искусства».

4). «Искусство идет на несколько шагов впе­реди своего времени».
12.Кто для Чехова является "средним" человеком?

1)типичный представитель дворянства,

2)мужик,

3)разночинец.

4) мещанин
13. К какой теме творчества С.Есенина можно отнести приведенный отрывок:

О муза, друг мой гибкий,

Ревнивица моя,

Опять под домик сыпкий

Мы вышли на поля.

Опять весенним гулом

Приветствует нас дол,

Младенцем завернула

Заря луну в подол.

1) Природа.

2) Назначение поэта и поэзии.

3) Родина.

4) Любовь
14. Психологические детали воплощают

1) внутренний мир человека,

2)социальный характер,

3)особенности поведения.

4) привычки человека
15. Что не характерно для романа-эпопеи "Тихий Дон"?

1) Изображение сложных, противоречивых характеров, борьбы страстей и помыслов.

2) Художественное изображение важнейшего этапа национальной истории.

3) Быт казачества

4) Соединение реалистических картин и условно-символических, фантастических эпизодов.
16. О каком произведении С. А. Есенина идет речь в приведенном высказывании?

Стихотворение Есенина - при всей его насыщенности "диалектикой души" - изобилует "земными" образами, выписанными ярко и сочно, афористичным языком и с редким проникновением в жизнь природы: "все пройдет, как с белых яблонь дым", "золото увяданья", "страна березового ситца" и т. п.

1) "Не бродить, не мять в кустах багряных..."

2) "Не жалею, не зову, не плачу... "

3) "Отговорила роща золотая... "

4) «В том краю, где желтая крапива»
17.Тема произведения — это

1)главная идея,

2)объект отражения,

3)конкретная описанная ситуация.

4) проблематика произведения
18. Какова цель путешествия главного героя рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско", заявленная в начале рассказа?

  1. обрести новые деловые знакомства

  2. устроить судьбу дочери

  3. вознаградить себя за долгий, упорный труд

  4. навестить родных


19. Кто из героев романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" не входит в свиту Воланда?

1) Бегемот

2) Гела

3) Фрида

4)Коровьев
20. На какую тему написаны стихотворения С.Есенина "Молотьба", "Дед", "В хате":

1) Природа.

2) Крестьянский быт.

3) Назначение поэта и поэзии.

4) Родина
21. Символ — троп, поэтический образ, выра­жающий суть какого-либо явления, в символе всегда наличествует скрытое сравнение (найди­те лишнее):

1) Аллегоричность.

2) Недосказанность.

3) Иносказание

4) Расчет на восприимчивость читателя.
22. Почему Толстому смешны претензии Наполеона, чтобы война ве­лась "по правилам"?

1)потому что Наполеон становится совсем нелепым, когда не сра­жается, а начинает переговоры,

2)потому что Наполеон просчитался, решив, что завоеванием
Москвы он победно завершит войну.


3) потому что Наполеон покидает Россию

4)потому что это нелепость — правила, чтобы убивать людей,
23. Какое слово пропущено в строфе из стихотворения А. Блока "Россия"?

Россия, ... Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

  1. юная

  2. нищая

  3. бедная

  4. милая


24. Какой смысл имеет сон Раскольникова на каторге?

1)показывает, до чего неизбежно дойдут люди, если будут следо­вать его теории,

2)символически показывает конец мира,

3)выражает болезненное состояние психики героя.

4) отражает внутреннее состояние
25. Какую роль в пьесах Чехова играют авторские ремарки?

1)обозначают место и обстоятельства действия,

2)характеризуют героев,

3)создают в пьесе определенный эмоциональный настрой.

4) описывает декорации на сцене
26. "Чайник кипит" — это

1) олицетворение,

2)метафора,

3)метонимия,

4) аллегория
27 Зачем Гоголь вводит в композицию повести "Тарас Бульба" сюжетную линию любви Андрия к полячке?

1)чтобы подчеркнуть сходство характеров Андрия и Остапа,

2)чтобы было интереснее,

3)чтобы усилить звучание идеи долга перед Родиной.

4) чтобы сделать композицию сложнее
28. Какая портретная черта характеризует княжну Марью?

1)улыбка,

2)лучистые глаза,

3)вычурная прическа

4) мимика
29.Что входит в круг истинных чеховских ценностей?

1)христианские добродетели,

2)ум, талант, любовь, свобода,

3)ценности общественно-политического характера.

4) активная жизненная позиция
30. Какая интонация преобладает в приведенном фрагменте стихотворения С.А.Есенина?

Не жалею, не зову, не плачу.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

1) Ораторско-агитационная

2) Разговорная

3) песенная

4) напевно-лирическая
Тестовое задание по литературе.

Вариант IV
1. Приверженцем какого литературного на­правления являлся А. А. Блок:

1) Акмеизма.

2) Футуризма.

3) Символизма.

4) Имажинизма
2 Зачем в романе «Преступление и наказание» нужен эпилог?

1)чтобы показать возможность возрождения героя,

2)чтобы показать, что итогом нравственного развития героя стал не отказ от себя самого (как в конце шестой главы), а отказ отложной теории,

3)чтобы показать дальнейшие судьбы героев.

4) чтобы развенчать теорию героя
3. К какому мотиву творчества А. Блока можно отнести приведенный отрывок:

«Но к цели движется поэт, Стремится, истиной влекомый, И вдруг провидит новый свет За далью, прежде незнакомой».

1). Тема Родины.

2). Интимная лирика.

3). Тема поэта и поэзии.

4) Тема любви
4. . "Лицо его как будто дверью прищемлено или мокрой тряпкой при­бито" — какой это тип портрета?

1)портретное описание,

2)портрет-сравнение,

3) портрет-реальность

4)портрет-впечатление.
5. С точки зрения толстовской философии — кто делает историю?

1)миллионы отдельных воль, действующих в одном направлении.

2) слепой случай,

3)выдающиеся личности,

4) правители и полководцы
6. Финальная сцена — своего рода подведение итогов жизни.

«Жизнь-то прошла, словно и не жил».

К кому из других героев пьесы "Вишневый сад" можно также отнести это высказывание Фирса:

1). Лопахину.

2). Раневской.

3). Трофимову.

4) Ане
7. С какой точки зрения Раскольников делил людей на два разряда?

1)богатых и бедных,

2)могущих при необходимости совершить преступление или нет,

3)православных и иноверцев.

4) помещиков и крестьян
8. Укажите стихотворение А.А.Ахматовой:

1) «Я памятник себе…»

2) «О доблестях, о подвигах, о славе…»

3) «Мне голос был. Он звал утешно…»

4) «Не жалею, не зову, не плачу»
9 Как вы определяете тему романа Лермонтова "Герой нашего времени"?

1)тема "лишнего человека",

2)тема взаимодействия незаурядной личности с "водяным обще­ством",

3)тема взаимодействия личности и судьбы.

4) тема любви


10. В чем суть драматического конфликта в пьесе А.М.Горького "На дне":

1) Борьба между двумя группами действующих лиц.

2) Столкновение лжи и правды.

3) Противоборство социальных противоречий.

4) Столкновение героев - антиподов
11 Идея произведения — это

1)то, что хотел сказать автор,

2)нравственный "урок" произведения,

3)главная обобщающая мысль произведения.

4) главная тема произведения
12. В чем вы видите особенности чеховского психологизма?

1)в умении подбором немногих деталей воссоздать настроение героев, их эмоциональный мир,

2)в умении дать развернутую картину внутреннего мира,

3)в использовании "диалектики души".

4) в легкой иронии
13. Какой сюжетно-содержательной части романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита не существует?

1) Описание нравов московской писательской организации.

2) Переосмысленное изображение событий, описанных в Евангелии.

3) Изображение фантастического путешествия героев по кругам ада, преисподней.

4) Описание быта москвичей
14. Почему во сне Раскольников убивает старуху-процентщицу, а она в это время смеется?

1)сон показывает бессмысленность преступления,

2)сон усиливает страх Раскольникова.

3) сон отражает внутренние переживания героя

4)сон дискредитирует идею героя о собственном величии,
15. Главным признаком эпоса как литературного рода является

1)изображение объективного мира,

2)изображение крупных исторических событий,

3)большой объем.

4) прозаическое произведение
16.Что дало князю Андрею общение с простыми солдатами?

1)ничего

2)понимание истинного героизма и патриотизма

3)чувство собственного превосходства.

4) обогатило жизненный опыт
17Что открывается князю Андрею перед смертью?

1)Бог,

2)понятие об истинной любви,

3) нечто высокое и прекрасное, но что именно — Толстой не говорит.

4)умение прощать


  1. Какой факт не связан с биографией М. А. Шолохова?

  1. Участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах.

  2. Был награжден Нобелевской премией за роман "Тихий Дон" в 1965 году.

  3. Завершил роман о Великой Отечественной войне "Они сражались за Родину" в 1960 году.

  4. Написал повесть «Судьба человека»


19. В чем особенности конфликта в пьесе "Вишневый сад"?

1)в ней вообще нет конфликта,

2)у каждого героя пьесы — свой конфликт с несложившейся судь­бой, с неудавшейся жизнью,

3)в пьесе борются прошлое, настоящее и будущее.

4) конфликт героев-антиподов
20. Каким свойством обладает жанр трагедии?

1)изображает великих личностей,

2)имеет малый объем.

3)написан в стихах

4)принадлежит к драматическому роду,
21. Укажите утверждение, несправедливое по отношению к роману "Тихий Дон".

1) По жанру это трагический роман-эпопея.

2) В произведении использованы исторические документы.

3) Автор активно вмешивается в действие, давая оценки и делая выводы.

4) Описывает быт и нравы казачества
22. Что вы можете сказать про образ Наполеона в "Войне и мире"?

1)это точный портрет исторического лица,

2)это исторический образ в восприятии и оценке русского писате­ля Толстого,

3)это карикатура на реального Наполеона.

4) это литературный вымысел
23. Форма художественного произведения — это

1)его структура,

2)язык произведения,

3) система приемов, с помощью которой воплощается содержание.

4) последовательность частей
24. Как бы вы определили основной конфликт романа Лермонтова
'Герой нашего времени"?


1)как конфликт героя со светским обществом,

2)как конфликт героя с самим собой,

3)как конфликт Печорина с Грушницким.

4) конфликт незаурядной личности с «водяным обществом»
25. Какую метафору применяет Толстой для изображения всенародно­
го, уникального характера войны со стороны русских?


1)"всем народом навалиться хотят",

2)"будут они (французы) лошадиное мясо жрать!".

3) «никто их не звал»

4)"дубина народной войны",
26. "Люди, как реки" — это

1)сравнение,

2)метафора,

3)метонимия.

4) олицетворение
27. Почему не удалась деятельность князя Андрея в комиссии Спе­ранского?

1)его раздражала канцелярская бестолковщина,

2)он оскорбил своего начальника и был уволен,

3)у него не было протекции.

4) увидел фальшь происходящего
28. Кто из героев пьесы А. П. Чехова "Вишневый сад" активно выступает за кардинальные изменения в имении?

  1. Гаев

  2. Фирс

  3. Лопахин

  4. Раневская


29. Кто ближе всех подошел к пониманию теории Раскольникова?

1)Свидригайлов,

2)Лужин,

3)Разумихин.

4) Соня
30. Литературные жанры — это

1)эпос, лирика, драма,

2)политический роман, социальная драма, философская элегия.

3) лирика, лирическая проза

4)роман, трагедия, эпиграмма,
Критерий оценки тестовых заданий


Процент выполненного задания

Количество правильных ответов

Оценка

91 -100%

28 - 30

Отлично

71 – 90%

22 - 27

Хорошо

55 - 70%

16 -21

Удовлетворительно

0 - 54 %

0 -15

Неудовлетворительно


Ответы к тестам


Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


4

2

3

4

1

3

3

3

1

2

1

1

3

1

2

1

4

4

2

2

4

1

3

3

1

4

2

2

4

1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


3

2

4

3

4

3

2

3

4

3

1

1

4

3

2

1

2

3

2

1

3

2

3

2

2

3

2

2

2

4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


2

1

2

1

3

2

3

4

3

3

3

3

2

1

4

2

2

3

3

2

4

4

2

1

3

3

3

2

2

4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


3

2

3

4

1

2

2

3

3

3

3

1

3

4

1

2

3

3

2

4

3

2

3

2

4

1

1

3

1

4