Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Материалы для подготовки к единому государственному экзамену егэ-2008 русский язык




страница1/9
Дата08.07.2017
Размер1.63 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ЕГЭ-2008


РУССКИЙ ЯЗЫК

Москва


ББК 74.202.5 УДК 37.1

Авторы: Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

В книге представлены тесты, составленные по спецификации контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2007 года по русскому языку. Даны ответы для всех представленных тестов.

Сборник предназначен для самостоятельной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к единому государственному экзамену, а также в помощь преподавателям и методистам, использующим в своей работе тестовый способ контроля знаний.

ISBN 978-5-94635-307-6

© ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007

Содержание

1. Введение................................................................................................... 4

2. Как проводится ЕГЭ ............................................................................... 6

3. Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена 2007 г......................................... 11

4. Инструкция по выполнению работы................................................... 22

5. Вариант № 1 ........................................................................................... 23

6. Вариант № 2........................................................................................... 33

7. Вариант № 3...........................................................................................43

8. Вариант № 4........................................................................................... 53

9. Вариант № 5........................................................................................... 63

10. Вариант №6........................................................................................... 74

11. Вариант № 7........................................................................................... 85

12. Вариант №8........................................................................................... 96

13. Вариант №9......................................................................................... 107

14. Вариант № 10....................................................................................... 117

15. Разбор варианта № 11 ......................................................................... 127

16. Правильные ответы к вариантам по русскому языку...................... 145

17. Критерии проверки и оценки выполнения заданий

с развёрнутым ответом ....................................................................... 147

ВВЕДЕНИЕ


В 2007 году в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) участвовало 82 субъекта Российской Федерации. С 2009 г. согласно Федеральному закону № 17-ФЗ от 9.02.2007 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена» ЕГЭ вводится в штатный режим.

Смысл эксперимента состоит в совмещении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений со вступительными испытаниями при поступлении в государственные вузы России. Все действия по проведению ЕГЭ регламентируются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Оценка учебных достижений выпускников проводится стан-дартизованно — в максимально однородных условиях и с применением максимально однородных по содержанию и сложности экзаменационных материалов.

Каждый вариант экзаменационных материалов ЕГЭ содержит несколько десятков заданий, сформулированных в трех специальных формах.

Задания с выбором ответов (тип А). Каждому из таких заданий прилагаются по четыре равнопривлекательных вариантов ответов. Участник ЕГЭ должен указать один, по его мнению, верный ответ из них. В заданиях такого типа теоретически возможно случайно угадать верный ответ.

Задания с кратким ответом (тип В), который должен быть кратко сформулирован и записан в бланке ответов в виде слова или числа. Угадать при этом верный ответ практически невозможно.

Проверка ответов типа А и В осуществляется автоматизированно путем сравнения с эталоном или несколькими эталонами, которые обозначают одно и то же. Например, ответы «Иван Грозный» и «Иван IV» в тесте по истории России считаются одинаковыми.

Задания с развернутым ответом (тип С) - предлагают участнику ЕГЭ записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная контрольная работа, которая проверяется специально подготовленными экспертами.

При проведении ЕГЭ учащиеся получают тестовые задания, запечатанные в индивидуальный пакет. В каждом пакете находятся также три цветных бланка ответов. Все три бланка ответов имеют уникальную нумерацию в виде штрихкодов.

Бланк регистрации, в котором участник ЕГЭ самостоятельно записывает свои: фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта и др., а также по указанию организатора в аудитории записывает коды региона, района, школы и пр.

В бланке регистрации обязательно ставится подпись участника ЕГЭ. Бланк ответов № 1, в котором учащийся отмечает свои ответы на задания типов А и В. В этом бланке запрещено указывать сведения об участнике ЕГЭ. Бланк должен быть обязательно им подписан.

Бланк ответов № 2, в котором участник ЕГЭ записывает свои ответы на задания в свободной форме. Бланк может заполняться с обеих сторон. В бланке запрещено указывать сведения об участнике ЕГЭ.

Важной особенностью бланков ЕГЭ является их жесткая сгруппированность по три бланка из каждого индивидуального пакета. Бланки ответов сконструированы таким образом, что в запечатанном полиэтиленовом пакете видны штрихкоды всех трех бланков. Номера штрихкодов считываются сканерами и заносятся «тройками» в базу данных Федерального центра тестирования. После проведения ЕГЭ бланки ответов разного вида собираются отдельно, запечатываются в специальные доставочные пакеты и доставляются в различные пункты обработки информации.

Бланки регистрации и бланки № 1 обрабатываются автоматизированно почти без участия человека.

Объединение данных из трех видов бланков ответов производится только в Москве в Федеральном центре тестирования на основании хранящихся в базе данных номеров штрихкодов трех бланков ответов из индивидуальных пакетов. Проверка правильности ответов и выставление тестовых баллов производится также в Федеральном центре тестирования.

Результаты ЕГЭ, представленные в стобалльной шкале, выдаются выпускникам в специальных свидетельствах. Одновременно Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки издает распоряжения о соответствии оценок ЕГЭ (в стобалльной шкале) отметкам итоговой аттестации (по пятибалльной шкале) по различным предметам.

В 2007 г. результаты ЕГЭ, учитывались в качестве оценок вступительных испытаний при поступлении в большинство государственных вузов тех регионов России, в которых проводился эксперимент по ЕГЭ. Кроме этого, многие вузы других регионов добровольно принимали результаты ЕГЭ в качестве оценок вступительных испытаний.

Значимость ЕГЭ как для отдельного учащегося, так и для системы образования в целом, трудно переоценить.

Только планомерная, вдумчивая и добросовестная учеба в школе позволят выпускнику хорошо подготовиться к участию в ЕГЭ и успешно решить судьбоносную проблему при переходе на более высокий уровень обучения в вуз.

Материалы настоящего сборника составлены высококвалифицированными специалистами Федерального центра тестирования. Ознакомление и работа с ними безусловно будут полезны выпускникам, которые в 2008 г. будут участвовать в ЕГЭ.

Внедрение в практику Российского образования тестовых методов контроля знаний повысит объективность и надежность оценок учебных достижений учащихся, что безусловно приведет к повышению качества российского образования.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЕГЭ

Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к единому государственному экзамену (ЕГЭ), надо не только иметь хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе собственно процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

Задолго до начала ЕГЭ - обычно в январе-феврале соответствующего года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки России утверждает расписание ЕГЭ. Первый экзамен проводится обычно 20-22 мая, последний - 18-20 июня.

Орган управления образованием субъекта Федерации, в котором проживает выпускник, заранее объявляет перечень предметов, по которым итоговая аттестация может проводиться только в форме ЕГЭ, и перечень предметов, по которым выпускник может самостоятельно определять тип экзамена - в форме ЕГЭ или в традиционной форме.

Выпускники должны заранее определить по каким предметам они будут сдавать экзамены в форме ЕГЭ, а по каким в традиционной форме.

По каждому предмету экзамен в форме ЕГЭ можно сдавать только один раз. Полученные результаты могут учитываться при приеме в большинство вузов России. В некоторые вузы прием студентов проводится исключительно по результатам ЕГЭ.

О своем участии в ЕГЭ по выбранным предметам выпускники заранее сообщают в письменной форме администрации своей школы.

В конце апреля для будущих участников ЕГЭ почти во всех регионах России проводится пробный экзамен, который по процедуре проведения и тестам ничем не отличается от ЕГЭ, который будет проводиться в мае-июне. Результаты пробного экзамена обычно объявляются учащимся в середине мая в виде количества баллов, определенных как сумма верных ответов на задания типов А и В и количества баллов, выставленных экспертами за ответы на задания в свободной форме.

В середине мая будущие участники ЕГЭ в своих школах получат пропуска, в которых будет указан адрес назначенного им пункта проведения ЕГЭ, даты проведения экзаменов по выбранным предметам и время начала экзаменов. В пропусках могут быть написаны правила участия в ЕГЭ, приведены изображения и образцы правильно заполненных бланков ЕГЭ.

В школах учащимся объявляют порядок сбора у пункта проведения ЕГЭ (ППЭ). В случае необходимости администрация школы (муниципальный орган управления образованием) может организовать доставку учеников до ППЭ на специальном транспорте.

В день экзамена все учащиеся должны прибыть в пункт проведения ЕГЭ не позднее, чем за полчаса до его начала. Каждый учащийся должен иметь при себе паспорт, пропуск и гелевую авторучку черного цвета.

Ученики группируются во дворе ППЭ классами. Каждый класс сопровождают специально назначенные педагоги из той школы, в которой ученики обучаются. Педагоги должны оказывать помощь ученикам в затруднительных ситуациях.

Для проведения ЕГЭ в каждую аудиторию ППЭ заранее назначаются специально подготовленные организаторы. Как правило, это учителя других школ, среди которых не должно быть преподавателей-предметников по тому предмету, по которому проводится экзамен.

Организаторы выдают педагогам, сопровождающим выпускников, списки, в которых для каждого участника ЕГЭ указаны предназначенные ему номера аудитории и посадочного места. Ученики переходят к тем организаторам, которые держат в руках таблички с номерами соответствующих аудиторий.

Организаторы разводят группы учеников по аудиториям. При входе в аудитории организаторы проверяют личности выпускников, которые обязаны предъявить им свои паспорт и пропуск.

Каждый выпускник должен занять назначенное ему в аудитории место. Организаторы объясняют правила проведения экзамена и его длительность.

Руководитель ППЭ или его помощники приносят в класс доставочный пакет, в котором находятся экзаменационные материалы. Пакет показывают каждому ученику для того, чтобы они удостоверились в целостности его упаковки. Пакет публично вскрывается и из него извлекают 15 индивидуальных полиэтиленовых пакетов и три доставочных пакета для обратной отправки бланков ЕГЭ на обработку. Каждый индивидуальный пакет предназначен для отдельного участника ЕГЭ.

В пакете содержатся:

- бланки ЕГЭ (регистрационный и бланки № 1 и № 2),

- тест ЕГЭ,

- краткая инструкция по работе с тестом,

Все три бланка ЕГЭ имеют в верхней части различные штрихкоды. Тройка номеров штрихкодов из каждого индивидуального пакета перед отправлением в регионы сканируется и хранится в базе данных Федерального центра тестирования.

Только в одном бланке - регистрационном, учащийся может записать свою фамилию и паспортные данные. В остальных бланках ЕГЭ указывать какую-либо информацию об участнике ЕГЭ запрещено. Обработка бланков после проведения ЕГЭ производится в разных местах. Объединить информацию, записанную на разных бланках, возможно только с помощью тройки штрихкодов из базы данных Федерального центра тестирования. Поэтому учащимся категорически запрещено обмениваться бланками ЕГЭ. Если это случайно или специально произойдет, то собрать нужную тройку бланков такого небрежного учащегося среди десятков тысяч других бланков ЕГЭ будет практически невозможно. Результаты ЕГЭ будут утеряны со всеми печальными последствиями для нерях.

Участники ЕГЭ по указаниям организаторов заполняют бланки регистрации. После этого на доске записывается время начала и окончания экзамена. Учащиеся обращаются к тестам и начинают заполнять бланки ЕГЭ.

Тесты ЕГЭ принято называть контрольными измерительными материалами (КИМ) ЕГЭ. Количество используемых вариантов КИМ очень велико. В каждом классе на ЕГЭ практически не бывает двух одинаковых вариантов КИМ. Поэтому не следует тратить время на поиск теста-двойника. Надо внимательно читать задания своего теста и заполнять бланки ответов.

Структура предлагаемых тестов (КИМов) очень близка по форме и содержанию к тому, что представлено в этом сборнике.

Все промежуточные вычисления, рисунки и записи надо делать на бланке черновика. Если Вам понадобится дополнительный бланк черновика, то скажите об этом организатору в аудитории. Он обязан предоставить черновики в необходимом количестве. По окончании экзамена все черновики сдаются вместе с экзаменационными материалами. Использование для записей других листов бумаги на ЕГЭ запрещено.

Никакие записи в черновиках не рассматриваются при оценивании ответов учащихся.

Тестовые задания составлены таким образом, что не требуют значительных вычислений. Поэтому калькуляторами на ЕГЭ пользоваться запрещено, кроме экзаменов по химии и по физике.

При необходимости учащимся разрешается выходить в туалет.

Во время проведения ЕГЭ в ППЭ запрещено находиться посторонним людям. На каждом этаже постоянно находится не менее двух дежурных. В ППЭ должны быть организованы пункты оказания первой медицинской помощи и охраны правопорядка.

По истечении времени экзамена учащиеся должны организованно сдать экзаменационные материалы. При этом на столе организаторов должны сформироваться пять стопок материалов: регистрационные бланки, бланки № 1, № 2, тесты и черновики.

После сдачи материалов учащиеся должны вернуться на свои рабочие места.

Организаторы публично пересчитывают в каждой стопке бланки ЕГЭ и запечатывают их в доставочные пакеты для отправки на обработку. Организаторы выводят учащихся из ППЭ.

Результаты ЕГЭ поступают в школы через 9-10 дней после проведения экзамена. Оценки выставляются по 100-бальной шкале. Важно понимать, что полученный на ЕГЭ балл не является процентным выражением числа верных ответов от их максимально возможного значения. Результаты ЕГЭ рассчитываются по специальной методике, учитывающей трудности используемых заданий и частоту верных ответов на них. Величина трудности каждого задания определяется в свою очередь после того, как обработаются первичные результаты ЕГЭ.

После объявления результатов ЕГЭ по каждому экзамену Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки утверждает соответствие между оценками по 100-балльной шкале и отметками по 5-ти балльной шкале.

В конце июня в регионы поступают из Москвы свидетельства с результатами участниками ЕГЭ по каждому предмету. В школах должны заранее объявить о дате выдачи свидетельств.

К этому времени выпускники, как правило, уже получили аттестаты зрелости, во вкладыши к которым вписаны оценки итоговой аттестации по предметам. Администрация школ использует для этого поступившие в регионы протоколы с результатами ЕГЭ каждого выпускника.

Выпускники получают свидетельства с результатами ЕГЭ и предъявляют их в приемные комиссии тех вузов, в которые будут поступать.

Вузы имеют право перепроверить результаты ЕГЭ, отраженные в свидетельствах. Для этого они могут обратиться к Федеральной базе свидетельств (ФБС), в которой хранятся все результаты участников ЕГЭ. В случае расхождений результатов приоритет будут иметь данные из ФБС.

Лица, поступающие в вузы, но окончившие школу в прошлые годы, могут также принять участие в ЕГЭ. Для этого они должны обратиться в муниципальный орган управления образованием по месту жительства. Им будет назначен пункт проведения ЕГЭ.

Разумеется, все вышеописанное не может заменить полное описание инструкций и правил проведения ЕГЭ. Много вопросов здесь даже не затронуто, в том числе такой важный вопрос, как подача и рассмотрение апелляций по процедуре и результатам ЕГЭ.

Подробнее с инструктивными материалами ЕГЭ можно ознакомиться на сайтах www.rustest.ru и www.ege.edu.ru.

Надеемся, что приведенная здесь информация поможет Вам лучше представить процедуру ЕГЭ и получить в итоге более высокие результаты.

СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена 2007 г.

1. Назначение работы - оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в вузы и ссузы.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05 1998 г.).

2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

Кроме нормативных документов, учитываются также требования к подготовке выпускников основной и средней (полной) школы, представленные в рекомендованных Минобразования и науки РФ документах:

- Примерные программы основного общего образования - М.: Дрофа, 1999.

-Примерные программы среднего (полного) образования - М.: Дрофа, 1999.

3. Структура экзаменационной работы.

В работу по русскому языку включено 31 задание с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение).

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 (А1-А31) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (В1-В8) содержит задания с кратким ответом.

Часть 3 (С1) - это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

Таблица I

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

N

Части работы

Число заданий

Максима льный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Тип заданий

1

Часть 1

31

31

52%

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

8

9

15%

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

1

20

33%

Задание с разверну тым ответом




Итого

40

60

(100%)




4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»



Содержательные разделы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Фонетика и графика

1

1

1,7%

Лексика и фразеология

2

2

3,3%

Морфемика и словообразование

2

2

3,3%

Морфология

2

2

3,3%

Синтаксис

7

7

12%

Орфография

7

7

12%

Пунктуация

6

6

10%

Речь. Текст

5

5

8,2%

Речь. Языковые нормы

5

5

8,2%

Выразительность русской речи

2

3

5%

Развитие речи. Сочинение

1

20

33%

Итого

40

60

100%

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

Таблица 3

Распределение заданий по видам работы с языковым материалом

Виды работы с языковым материалом

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений

28

(А1-А28)


28

47%

Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте

11

(А29-А31, В1-В8)



12

20%

Работа над письменным монологическим высказыванием

1

(С1)


20

33%

Итого

40

60

100%

При разработке содержания экзаменационной работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе, но и, в равной мере, проверки овладения умениями, представленными в таблице 4.

Таблица 4



Перечень проверяемых умений

1

Умение проводить фонетический анализ слова.

2

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

3

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.

4

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

5

Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.

6

Умение использовать основные приемы информационной обработки текста.

7

Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.




Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

9

Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

10

Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.

11

Умение проводить лексический анализ слов.

12

Умение объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова.

13

Умения проводить орфографический анализ слова, предложения.

14

Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

15

Умение проводить пунктуационный анализ предложения.

16

Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.

17

Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.

18

Умение определять стили речи.

19

Умение определять основные способы образования слов.

20

Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

21

Умение проводить синтаксический анализ предложения.

22

Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

23

Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного.

24

Умение последовательно излагать собственные мысли.

25

Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

26

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Первая часть работы (А1-А31) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности.

Все задания второй части работы (В 1-В8) относятся к повышенному уровню сложности.

Задание С1 (сочинение) является заданием высокого уровня сложности.

Таблица 5

Распределение заданий по уровню сложности



Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам

Базовый

31

31

52%

Повышенный

8

9

15%

Высокий

1

20

33%

Итого

40

60

100%

Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За выполнение экзаменационной работы выпускник получает две отметки: в аттестат об окончании средней школы - по 5-балльной шкале и в сертификат для поступающих в вуз - по 100-балльной шкале.

За верное выполнение каждого задания 1 и 2 частей работы (кроме задания В8) выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 2 балла: задание выполнено, ошибок нет; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание третьей части работы, - 20 баллов.

7. Время выполнения работы.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Первая часть работы включает 31 задание с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части - 1-3 минуты. Ориентировочное время выполнения этой части работы - 60 минут.

Вторая часть работы включает 8 заданий. На выполнение каждого задания требуется 3-5 минут. Ориентировочное время выполнения второй части работы - 30 минут.

Рекомендуемое время выполнения третьей части работы, состоящей из одного задания с развёрнутым ответом, - 90 минут.

8. План экзаменационной работы.

Для формирования вариантов экзаменационной работы по русскому языку разработан обобщенный план экзаменационной работы, представленный в Приложении.

9. Дополнительные материалы и оборудование.

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по русскому языку не используются.

10. Условия проведения экзамена (требования к специалистам).

На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи.

Ответы на задания первой и второй частей работы автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Эксперты привлекаются лишь в тех случаях, когда возникают проблемы со считыванием ответа или его интерпретацией.

Задания с развёрнутым ответом проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2007 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.

11. Рекомендации по подготовке к экзамену.

К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

ФИПИ рекомендует также использовать пособия, имеющие гриф ФИЛИ, и пособия, подготовленные авторскими коллективами ФИПИ в рамках совместных проектов с издательствами. Информация об этих изданиях оперативно размещается на сайте www.fipi.ru в разделе «Экспертный совет ФИПИ».

12. Изменения в контрольных измерительных материалах по русскому языку 2007 года по сравнению с 2006 годом.

Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Изменено количество терминов в задании В8 (с 10 до 9). Изменены критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом (С1).

Приложение

План


экзаменационной работы ЕГЭ 2007 года по русскому языку

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А - задания с выбором ответа, В - задания .с кратким ответом, С - задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания: Б - базовый (примерный интервал выполнения задания - 60%-90%), П - повышенный (40%-60%), В - высокий (менее 40%).






Обозначение зад. в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору

Коды проверяемых умений (п.4 спецификации)

Уровень сложности задания

Макс, балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)







Часть 1













60

1

А1

Фонетический анализ слова.

1.2

1

Б

1

1

2

А2

Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).

9.1

2

Б

1

2

3

A3

Лексические нормы (употребление слова).

9.2

3

Б

1

3

4

А4

Морфологические нормы.

9.3

4

Б

1

2

5

А5

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

9.4

5

Б

1

2

6

А6

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.

9.4

5

Б

1

2

7

А7

Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.

8.1

6

Б

1

3

8

А8

Средства связи предложений в тексте.

8.2

7

Б

1

3

9

А9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

5.2

8

Б

1

1

10

.А10

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

5.14

8

Б

1

2

11

All

Морфологический анализ.

4.3

9

Б

1

2

12

A12

Лексическое значение слова.

2.1

11

Б

1

1

13

A13

Морфемный анализ слова.

3.2

12

Б

1

' 2

14

A14

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

6.8

13

Б

1

2

15

A15

Правописание корней.

6.5

14

Б

1

2

16

A16

Правописание приставок.

6.6

14

Б

1

1

17

A17

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

6.10

14

Б

1

1

18

A18

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

6.7

14

Б

1

1

19

A19

Правописание НЕ и НИ.

6.11 6.13

14

Б

1

2

20

A20

Слитное, дефисное, раздельное написание.

6.16

14

Б

1

2

21

A21

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

7.18

15

Б

1

2

22

A22

Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).

7.7

15

Б

1

2

23

A23

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

7.8

15

Б

1

2

24

А24

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения).

7.2

15

Б



2

25

А25

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

7.14

15

Б



2

26

А26

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

7.12

15

Б

>

2

27

А27

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

7.15

15

Б




2

28

А28

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

9.4

16

Б

1

3'

29

А29

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

8.1

17

Б




2

30

А30

Стили и функционально-смысловые типы речи.

8.3

18

Б




2

31

А31

Лексическое значение слова.

2.1

11

Б

1

2







Часть 2













30

32

Bl

Основные способы словообразования.

3.3

19

П

1

3

33

В2

Морфологический анализ слова.

4.3

10

П

1

3

34

ВЗ

Словосочетание.

5.1

20

П

1

3

35

В4

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

5.2

21

П




4

36

В5

Осложнённое простое предложение.

5.7

21

П

1

3

37

В6

Сложное предложение.

5.8

21

П

1

3

38

В7

Средства связи предложений в тексте.

8.2

7

П

1

4

39

В8

Речь. Анализ средств выразительности.

10.5

7

П

2

7







Часть 3













90

40

С1

Сочинение. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.

11.0 8.6

22, 23, 24, 25, 26

В

20




Всего заданий -40, из них по типу заданий: А-31, В-8, С—1; по уровню сложности: Б - 31, П-8, В-1. Максимальный первичный балл за работу - 60. Общее время выполнения работы -180 мин.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 31 задание (Al - А31). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (Bl - В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!



Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

Вариант № 1

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.