Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


М. Ю. Лермонтов «Тучи» Мотив тоски и одиночества в стихотворении




Скачать 46.88 Kb.
Дата25.02.2018
Размер46.88 Kb.
М.Ю.Лермонтов «Тучи» Мотив тоски и одиночества в стихотворении. Цель: Познакомить учащихся со стихотворением «Тучи».Теория литературы строфа, сравнение. Дополнительные сведения по биографии. Оборудование: Слайды, иллюстрации. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Стихотворение «Утес» чтение наизусть. 2.Изложение биографии М.Ю.Лермонтова. Сообщения учащихся. отворения Лер Слайд 1Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Слайд 2-3-4-5 Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Слайд6 Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Слайд 7 Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Слайд8 Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи». Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении. Слайд 9 За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад -Кто может дополнить сообщение по биографии поэта. Слайд 10 3.Изучение нового материала. 1) Работа над стихотворением «Тучи» Чтение учителем стихотворения –наизусть. 2) Анализ стихотворения «Тучи». Слайд 11 -Какие чувства вызвало у вас это стихотворение -Как вы понимаете «Степь лазурная». -Как сравнение «цепью жемчужною» помогает нам увидеть тучи -Почему поэт называет тучки вечными странниками» (. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы)         Тучки небесные, вечные странники!     Степью лазурною, цепью жемчужною     Мчитесь вы, будто как я же изгнанники     С милого севера в сторону южную    Слайд 12 Теория литературы -На сколько частей разделено произведение -Как называется каждая часть в стихотворении -В чем вы видите смысл сравнения лирического героя с тучками Слайд 13Строфа сравнение (прием сравнения –основа для построения стихотворения) Лермонтов сравнивает себя с тучками»мчитесь вы будто как я же изгнанники», а потом противопоставляет себя им «чужды вам страсти и чужды страдания» У туч нет родины, а поэту жаль расставаться с «милым севером» с местами ,где остаются его друзья . Вывод по свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению». Слайд 14 -Что может вынудить лирического героя покинуть милый край Среди причин кроме «Судьбы решения» Лермонтов называет Все человеческие пороки: зависть, злобу, преступления, клевету. Лермонтов использует прием риторического обращения.    Кто же вас гонит: судьбы ли решение     Зависть ли тайная злоба ль открытая     Или на вас тяготит преступление     Или друзей клевета ядовитая       Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»: Слайд 15 Почему в последней строфе лирический герой противопоставляет себя тучам           Нет, вам наскучили нивы бесплодные…     Чужды вам страсти и чужды страдания;     Вечно холодные, вечно свободные,     Нет у вас родины, нет вам изгнания.       В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные». Чувство личной несвободы , чувство одиночества – вот что с особой силой звучит в финале стихотворения. Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. Слайд 16 И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта. Слайд 17-18 3) Творческое задание Слайд 19 Создайте словесную картину к произведению. 4) Домашнее задание. Слайд 20 Нарисовать иллюстрации к строфам. Выразительное чтение произведения.

  • Оборудование: Слайды, иллюстрации.