Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


М. Е. Салтыков-Щедрин




Скачать 45.42 Kb.
Дата01.07.2017
Размер45.42 Kb.
ТипУрок
Урок литературы с использованием компьютерных технологий.

10 класс

Провела учитель русского языка и литературы

Комсомольской средней школы №2

Чамзинского района Сизова М.А.

Тема урока: М.Е.Салтыков-Щедрин.

Личность и творчество.

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина.
Цели: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие учителя, сообщение темы и целей урока. (Слайд №1-2).
II.Работа с эпиграфом к уроку.

Эпиграф: Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.



И.М.Сеченов. (Слайд №3)
III.Вступительное слово учителя:

М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С.Грибоедовым и Н.В.Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве-это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.

IV.Сообщение учащегося «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина». (Слайд№4-10).
V.Слово учителя: Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина – известного писателя второй половины XIX века – чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, очерки, рассказы, статьи, сказки. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились особенности сатиры писателя. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. В сказках великого русского сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина есть и актуальность, и политическая острота, и замечательный юмор, и красочный язык. В этих историях столько легко узнаваемых в любую эпоху персонажей! Форму литературной сказки использовали до Салтыкова-Щедрина многие. Вспомним сказки А.С. Пушкина (названия). Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются. Его сказки современные литературоведы называют “малой энциклопедией его сатиры”. (Слайд№11).

(Слайды№14-15).

VI.Словарная работа.

1.Гротеск-тип художественной образности, основанный на фантастике, схеме, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

2.Гротеск-изображение действительности в причудливом, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным.

3.Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.

4.ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. (Слайд№12-13).
VII.Работа по группам.
1 группа - “Дикий помещик” (1869).
План:
-краткий пересказ

-элементы народной сказки

-в чем отличие от сказок народных

-какие пороки обличает писатель, над чем смеется

-какие эпизоды при чтении вызвали улыбку.

Вывод: главная идея сказки – гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание. (Слайды№16-18).


2 группа - “Премудрый пескарь” (1883).
План

-краткий пересказ

-анализ (жизненная позиция старого пескаря, чему он учит)

-как вы понимаете смысл заглавия

-каково значение эпитета “премудрый”?

Историческая справка.


После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются борцами “ с изменой”.
Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.
Вывод. В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле. (Слайд№19-23).

Беседа по вопросам:

-Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными и в чем их отличие?

-Афоризмы из сказок Салтыкова-Щедрина, чему они учат? Приведите примеры афоризмов из сказок Салтыкова-Щедрина.

Общие черты сказок:

В сказках Салтыкова-Щедрина ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.

Сказки Салтыкова-Щедрина всегда аллегоричны, поострены на иносказаниях.

В сказках умело сочетая достоверное с фантастическим,писатель свободно переключает действие из мира животного в мир человеческих отношений; в результате в сказках звучит такая политическая острота, какой не было в народных сказках.

Язык сказок в основном народный. Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половиныXIX века, в эпоху становления буржуазного строя.

Обобщение.

Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом.

Домашнее задание:

История создания романа «История одного города».

Жанровые особенности романа.



Анализ текста. ( Слайд№24).