Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Любви в песнях Владимира Высоцкого 16




страница1/4
Дата17.06.2017
Размер0.7 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4


MASARYKOVA UNIVERZITA V BRNĚ

PEDAGOGICKÁ FAKULTA
KATEDRA RUSKÉHO JAZYKA A LITERATURY

Семантический анализ любовных песен русских бардов В. Высоцкого и Б. Окуджавы
Bakalářská práce

Brno 2009

Vedoucí bakalářské práce: Vypracovala: PhDr. Simona Koryčánková, Ph.D. Veronika Ukropová

Na tomto místě bych ráda poděkovala PhDr. Simoně Koryčánkové, Ph.D. za podnětné připomínky a cenné rady, které mi v průběhu tvorby této práce poskytla.

Prohlašuji, že jsem bakalářskou práci zpracovala samostatně a použila pouze prameny uvedené v poznámkách pod čarou.

…………………….

podpis


Содержание

Введение 5

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6

1 Определение понятий – авторская песня и бард 6

1.1 Авторская песня и ее отличительные черты 6

1.2 Бард 9

2 Авторская песня в России (СССР) и Чехии (Чехословакии) 9

2.1 Возникновение и развитие авторской песни в России 9

2.2 Возникновение и развитие авторской песни в Чехии 10

2.2.1 Барды и Порта 11

2.2.2 Яромир Ногавица в отношении к русским 12

бардам – Булату Окуджаве и Владимиру Высоцкому

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14

1 Биография Владимира Семeновича Высоцкого 14

1.1 Тема любви в песнях Владимира Высоцкого 16

1.2 Баллада о любви 16

1.3 Любовь к женщине в песнях В. Высоцкого 19

1.3.1 Высоцкий и Марина Влади 19

1.4 Анализ темы любви в песнях Высоцкого 25

1.5 Чувство любви через образы человеческих ощущений 26

2 Булат Шалвович Окуджава – биография 27

2.1 Булат Окуджава и тема любви в его песнях 29

2.1.1 Любовь к жизни в песнях Окуджавы 29

2.2 Чувство любви в песнях Окуджавы 30

2.3 Любовь к женщине в песнях Булата Окуджавы 34

2.4 Анализ темы любви в песнях Окуджавы 39

2.5 Мотив коня как образ любви 41

3 Выводы и сравнительный анализ темы любви в песнях 42

Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы

Библиография 46

Resumé 49

Приложения 52


Введение
Настоящая работа посвящена исследованию отдельных аспектов в творчестве российских бардов – Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. Нам представляется интересным и возможным в рамках бакалаврской работы прикоснуться к части любовной лирики поэтов. Работа имеет своей целью рассмотреть и сравнить поэтическое воплощение темы любви на примере отдельных, выбранных нами песен любовной лирики Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.

Работа состоит из двух частей – теоретической и практической. Первая глава теоретической части содержит изложение понятий „авторская песня“ и „бард“. Вторая глава данной части посвящена развитию авторской песни в бывшем СССР и в Чехословакии. В этой главе мы сочли необходимым подробнее упомянуть о Яромире Ногавице, который был в числе первых переводчиков и исполнителей песен как Владимира Высоцкого, так и Булата Окуджавы. Поэзия этих авторов служила также источником вдохновения для собственного творчества Яромира Ногaвицы.

Во второй, практической части разработан семантический анализ песен и стихотворений Высоцкого и Окуджавы. Мы делаем акцент именно на тему „чувство любви“ и „любовь к женщине“, и объясняем, как авторы тему любви понимают. Первая глава практической части посвящена Владимиру Высоцкому, вторая – Булату Окуджаве. Мы приводим отдельные факты биографии поэтов и рассматриваем, как тема любви воплощена в творчестве каждого из авторов. Третья глава посвящена сравнительному анализу и выводам об отмеченных нами основных сходных чертах и различиях в любовной лирике поэтов.

В процессе работы в качестве первоисточников были использованы Интернет-журналы, Интернет-сайты, а также доступная печатная литература. Информация об использованных источниках указана в сносках на каждой странице. В приложениях приведены все нами анализированные песни и стихотворения Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, фотографии бардов, а также список переведенных Ногавицой песен Высоцкого и Окуджавы.


I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Определение понятий – авторская песня и бард
В нашей работе, по теме „Семантический анализ любовных песен русских бардов – Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы“, в которой говорится об авторах песенных и стихотворных текстов, необходимо обратить внимание на некоторые понятия из области музыкального искусства, тесно связанные с творчеством приведенных авторов.
1.1 Авторская песня и ее отличительные черты
Авторская1 песня – современный жанр устной поэзии („поющаяся поэзия“), сформировавшийся в период с 1950 по 1960 годы в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов. «Неслучайно представителей авторской песни часто называют „бардами“, сравнивают с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, украинскими кобзарями и т. п., исходя, прежде всего, из того, что современный бард, как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего гитаре). Однако это все же внешние, и к тому же не всегда обязательные, признаки жанра.»2 Ведь собственные песни под собственный аккомпанемент поет сегодня почти каждая рок- или поп-группа и многие эстрадные певцы и певицы, чтобы попробовать свои силы в творчестве. Однако всю эту продукцию нельзя отнести к собственно авторской песне3 – фактически сам термин и был введeн (как говорят – В. Высоцким4) как раз для того, чтобы отделить еe, с одной стороны от песен, поставляемых профессиональной эстрадой (кто бы ни был их автором), а с другой – от скромных „самодеятельных“ песен, сочиняемых „по случаю“ для „своей компании, своего института“ и мало кому интересных за пределами узкого круга.5

Существо АП вовсе не в авторском праве на стихи, мелодию и исполнение, а скорее в праве на утверждение жизненной позиции с помощью авторской (т. е. самостоятельной, от греч. autos – сам) песни, и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения – слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т.п. Каждой такой песней автор как бы говорит: это – я, это – мое, сокровенное, никем не внушенное, „это – мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью“ (Б. Окуджава).6 По мнению Левина: „Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело.“ Как поет в одной песни тот же Окуджава: „каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...“7 Cовременная поющаяся поэзия – искусство глубоко интимное, даже исповедальное. Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях, они предназначались для относительно узкого круга, и прямой контакт между исполнителями и слушателями создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.8 Без сомнения такая песня, в отличие от массовой продукции, адресована далеко не всем и каждому.

Отношения между автором и слушателями здесь почти нельзя назвать концертными. Бард не изолирует себя от аудитории, он не „исполняет“ песню, не „демонстрирует“ себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию. Атмосфера взаимного доверия и взаимопонимания, которая возникает в ходе такого „разговора“, переживаемое всеми присутствующими чувство общности, сопричастия („Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались“ – песня О. Митяева) является основным признаком АП, позволяющим видеть в ней особую „форму духовного общения единомышленников“ (Б. Окуджава9).10

Обостренно-личностный характер АП, присущий ей нонконформизм, ее неангажированность, неуправляемость, а также способность объединить вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, „думающих“ людей – все это сделало ее не столько художественным, эстетическим, сколько социо-культурным явлением и предопределило ту особую роль, которую АП сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций, характерном для 50-70-х гг. АП и была порождена этим процессом, став одной из наиболее действенных форм самосознания и самовыражения „шестидесятников“ – того социально-активного поколения молодых интеллектуалов, которое в этот период вступало в жизнь. На Западе взрыв творчества „поющих поэтов“ (Жорж Брассенс, Жак Брель, Боб Дилан, Джоан Баэз, Джон Леннон и др.) совпал с ростом „антибуржуазных“ настроений, студенческими волнениями и антивоенными выступлениями 60-х гг.11

К отличительным чертам авторской песни относятся:


  • смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст

  • напевность

  • естественность

  • мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала

  • настроение доверительного общения

  • камерность исполнения

  • идеалистическая направленность12

1.2 Бард

Слово бард происходит от кельтского bardos – певец, восходит к праиндоевропейскому *gwerh – провозглашать, петь. Конкретное значение меняется в зависимости от страны и эпохи. У кельтских народов в древности бардами называли представителей одной из категорий друидов – историков и поэтов. В середине XV века слово бард из гэльского языка вошло в шотландский диалект английского языка в значении бродячий музыкант (по-видимому, с пренебрежительным оттенком).13 В современном мире можно бардом назвать такого человека, который является одновременно автором стихов, автором музыки, а также исполнителем собственных песен.


2 Авторская песня в России (СССР) и Чехии (Чехословакии)
2.1 Возникновение и развитие авторской песни в России
Побуждением для возникновения авторской песни, как отмечали многие14, явилась смерть Сталина и связанное с ней ослабление жестокости тоталитарного режима, в том числе ослабление цензуры на литературные произведения. Появилась возможность говорить и писать правду, не боясь репрессий со стороны государства (расстрелов, каторжных работ в концентрационных лагерях и т. д.), бывших до этого обычным делом. Официальное государственное искусство, в том числе песенное, молчало о многих сторонах позднее открывшейся правды. И люди начали сами писать песни и стихи об этом.15

Духовно-нравственные основы АП формировались исходя из внутренних устремлений людей, создававших АП, ориентированных на вечные ценности. В России же формирование АП самым непосредственным образом было связано, как мы уже говорили, с хрущевской „оттепелью“. „Правда, первые ростки АП, к которым можно отнести Глобус (ст. М. Львовского, муз. М. Светлова), Бригантину (ст. П. Когана, муз. Г. Лепского) и некоторые другие песни, появились в студенческой среде еще до войны, но самостоятельным жанром и значимым фактором культуры она стала лишь в конце 50-х гг. В этот период глубоких перемен и общей либерализации духовной жизни сложились благоприятные предпосылки и для возникновения АП.“16

Среди источников, на которые опиралась АП с точки зрения мызыкального отношения, стоят – бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т. п.17 В начале 1950-х большой ряд авторских песен появился среди студентов, а именно на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина. Шел активный и многосторонний поиск форм песен и жизни движения авторской песни. Авторы, исполнители и любители объединялись в клубы, ходили в турпоходы, интересовались поэзией, прозой, классической музыкой, театром, живописью, философией, историей, занимались фотографией, любительскими киносъемками, писали песни, стихи, организовывали концерты, фестивали и семинары авторской песни.18 Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х годов, с появлением магнитофона. В это время начал систематически сочинять песни Б. Окуджава. Несколько позже19 к этому процессу присоединился В. Высоцкий. Именно в творчестве этих двух авторов АП достигла вершины.

2.2 Возникновение и развитие авторской песни в Чехии
Так как по теме развитие авторской песни в Чехии не существует доступной литературы на русском языке, в следующей главе посвященной этой теме мы будем ссылаться на отрывки из книги „Brnkání na duši“ Владимира Мерты и Яна Добиаша20 в нашем переводе.

2.2.1 Барды и Порта

Между тем как в мире во второй половине 60-х гг. бардовская песня весьма распространена, в Чехии это скорее время сигналов и начал. Типичной и важной чертой авторской песни является отношение к фольклору. Однако на исполнителей авторской песни повлияло также бродяжничество, упрямство и битничество, и таким образом здесь совсем отсутствует та чешская сентиментальность, так процветающая в довоенное время. Барды 70-х и 80-х гг. возвращаются к фольклору совсем другими путями. Народная песня для них скорее инспирацией. Молодой автор, переполненный обрывками опыта, пытается дать направление собственным ощущениям. Уложить нескладную поэзию в хотя бы какие-нибудь мелодичные формы. Белый стих, главенствующий в 60-х годах, мелодии сопротивляется.

Авторы и певцы постепенно становятся самостоятельными и присоединяются к течению „бардов“, как их тогда тоже называли. Речь идет, например, о авторах, какими являются – Jiří Dědeček, Vladimír Merta, Pepa Nos, Vlastimil Třešňák, Dagmar Andrtová-Voňková и др., которые стали выступать и петь под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, чаще всего гитаре.

В то время как барды и небольшие фолковые группы собирались в пражских подвалах, севернее от Праги возник фестиваль, который на вид не имел ничего общего, а все-таки на целую фолковую сцену повлиял, наверно, сильнее всего. Фестиваль получил название „Porta“ и первый раз прошел весной 1967 года. Из года в год фестиваль передвигался с места на место и благодаря этому он принял широкие размеры. Размышляли о его разделении, прежде всего по причинам жанра.

На Порте в Чешском Крумлове в первый раз рядом с фолк-группами выступили также исполнители авторской песни. Основной задачей творчества бардов является сообщение, внутренее заявление о себе, о своем поколении, о мире, в котором живут, о неудовлетворении им и охоте его каким-нибудь образом изменить.

Заинтересованность бардами продолжается на вид вне пространства и времени. Небольшие клубы, студенческие общежития, ничтожная гласность в печати, равнодушие радио и телевидения. Сильная бардовская база формируется в Брно. У каждого нового поколения появляется необходимость во время взросления избавиться от лишней энергии, самопроизвольно выразиться в суггестивной ритмичной музыке. Здесь рок-музыка выполняет свою незаменимую роль. Но одновременно с этим молодое поколение ищет своего оратора, философа, который ей поможет находить ответы на вопросы. Ему нужны образцы, личности. И так как молодежь их вряд ли находит среди родителей или учителей, а их нет в официальной литературе, ищет их среди исполнителей авторской песни. В течение всего времени развития, авторская песня была в тесной связи с поэзией. Существует мнение, что авторская песня из поэзии родилась.

В конце 70-х гг. на севере Моравии, именно в Остраве, возник фестиваль „Folkový kolotoč“, на котором первый раз выступил также Яромир Ногавица. Основоположником и главным организатором этого фестиваля был Милан Каплан. На фестивале выступали чешские, моравские и словацкие музыканты. В 1984 году был „Folkový kolotoč“ в Остраве запрещен, поэтому он переместился в Бржецлав, где состоялся в последний раз.
2.2.2 Яромир Ногавица в отношении к русским бардам – Булату Окуджаве и Владимиру Высоцкому
Яромир Ногавица – блестящий исполнитель авторской песни или просто бард Чехии. И так как о Яромире Ногавице до сих пор не было написано много работ или монографий, мы хотели бы о нем упомянуть хотя бы с точки зрения его взаимосвязей с русскими бардами – Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой.

Именно Ногавица переводил21 и пел стихи двух больших бардов России и вдохновлялся стихами Высоцкого и Окуджавы. На вопрос: Вы поете и переводите песенки Булата Окуджавы и особенно Владимира Высоцкого. Почему именно они привлекли ваше внимание? сам Ногавица ответил: „На Окуджаве мне нравится прежде всего его эрудированное видение мира. Он с пониманием поет о жизненно важных вещах – радостных и грустных. Он никогда не осуждает. И притом это не какая-нибудь мудрость старости – он написал такую песенку уже в возрасте двадцати лет. Знание себя самого, знание человека и понимание причин действий другого, потому что он сам такой – это Окуджава. С Окуджавой я хотел бы встретиться. С Высоцким – если бы это еще было возможно – я бы встретиться боялся. Он соперник, буян, другой человек, чем я. Окуджаву я люблю потому, что он свой человек, Высоцкого я люблю потому, что он вообще не свой человек. Песни Окуджавы я способен петь в оригинале. Петь песни Высоцкого трудно, и поэтому я его перевожу и оформляю для себя, борюсь с ним...“22 (перевод V. U.)

В России песни Ногавицы популяризует актер и исполнитель Максим Кривошеев.

Нельзя не упомянуть об известном чешском переводчике песен Высоцкого и Окуджавы – Милане Дворжаке, который вместе с Верой Слунечковой переводы песен бардов также интерпретирует. Следующим чешским бардом, известным своим интересом к русским бардам, прежде всего к Окуджаве, является Йиржи Вондрак.



II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В настоящей части бакалаврской работы мы ставим своей целью провести анализ стихов и песен бардов – Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. Их песни соединены темой любви. Мы попытаемся объяснить, как авторы это чувство понимают, показав сходные черты и различия в интерпретации темы любви. В нескольких отделах мы проанализируем песни бардов, и в конце мы сравним способы выражения этой темы в творчестве авторов.

1 Биография Владимира Семeновича Высоцкого
Блестящий актер театра и кино, автор и исполнитель песен, Владимир Высоцкий, родился 25 января 1938 года в Москве. Отец Высоцкого, Семен Владимирович, и его мать, Нина Максимовна, прожили вместе около пяти лет, потом развелись и позже у каждого из них была своя семья. После пребывания в эвакуации на Урале23, Владимир вернулся в Москву, а затем в возрасте девяти лет он вместе с отцом-офицером переехал в послевоенную оккупированную Германию. С матерью он поселился после Германии в центре Москвы. 1955 год – закончив среднюю школу, Высоцкий поступил в Московский инженерно-строительный институт, но вскоре из него ушел. Впоследствии поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. На первом курсе он познакомился со студенткой Изой Жуковой, на которой женился.

1959 год – дебют в кинематографе, 1960 – 1964 годы (с небольшими перерывами) – Высоцкий работал в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, в Московском театре миниатюр. На это же время приходятся первые эпизодические роли в кино. Тогда, в шестидесятых годах, появляются и первые песни Владимира Семеновича. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы. Позже он посвятил Песню о Правде и лжи Окуджаве. В 1962 году Высоцкий познакомился с Людмилой Абрамовой, которая впоследствии стала его второй женой. Абрамова родила Высоцкому двух сыновей, Аркадия и Никиту. В мае 1964 года по настоянию родителей Высоцкий впервые ложился в больницу, лечился от алкоголизма.

1964 – 1980 годы Высоцкий работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке. В 1965 году Высоцкий начал петь со сцены. В 1967 году он увидел на экране, в фильме „Колдунья“, Марину Влади24, после чего много месяцев мечтал о встрече. Марина Влади вышла замуж за Владимира Семеновича в 1970 году. Однако Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. И все эти годы Марина пыталась замедлить „бешеный“ ритм жизни Высоцкого. После брака наступили для Марины и Владимира годы счастья и большой любви. Марина открыла Высоцкому мир и ввела актера и певца в круг европейских знаменитостей. Ему была дана возможность выезжать за рубеж. На Западе вышло несколько пластинок Высоцкого. Выступал с гастролями в Болгарии, Франции, Канаде, Германии, США. Но одновременно началась их торопливая жизнь. Высоцкий днем работал в театре, вечером сочинял стихи. Марина снималась в кино и кроме того должна была часто уезжать в Париж.

В то время ставили ему диагноз хронический алкоголизм. Марина боролась против алкоголизма своего мужа. Высоцкий тоже пытался бороться против алкоголизма, а иногда даже выдержал долгое время не пить. Однако избавиться целиком от этой „погубной привычки“ ему не удалось. В 70-е годы Высоцкий мало снимался в кино. В театре на Таганке в те годы Высоцкому то дают главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти – он попадает в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем.

16 июля 1980 года состоялось последнее выступление Высоцкого на сцене. Владимир Семенович Высоцкий умер в Москве 25 июля 1980 года, был похоронен на Ваганьковском кладбище. „Москвичи пришли проститься со своим глашатаем... каждый несет цветы... Люди... прижимают руку к сердцу, многие плачут“, вспоминает Марина Влади.25 Владимиру Высоцкому посмертно (1987 год) присуждена Государственная премия СССР за участие в сериале „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен.

1.1 Тема любви в песнях Владимира Высоцкого
Тема любви занимает важное место в творчестве Высоцкого, наряду с темами политическими, социальными, бытовыми. С лексической точки зрения само слово „любовь“ мы можем встретить в большом числе песен, даже в случаях, когда сама песня не посвящена теме любви.

Это мы рассмотрим, например, в его „Балладе о времени“, где Высоцкий скорее говорит о добру, будущем и о жизни, в которой однако существует любовь, она является составной частью жизни и вечным чувством:


Потому что любовь - это вечно любовь,

Даже в будущем вашем далеком.
В „Балладе о ненависти“ Высоцкий говорит, как видно из названия, особенно о ненависти, вся песня ей посвящена, но в конце песни автор упоминает также о любви, как будто – человек, который любит, способен также ненавидеть:
Но благородная ненависть наша

Рядом с любовью живет!


1.2 Баллада о любви
„Баллада о любви“26 – это название песни, написанной в 1975 году, на примере которой мы можем показать, как Высоцкий воспринимал чувство любви. Баллада состоит из шести шестистиший и трех четверостиший. В ней поэт рассказывает о том, что такое любовь, рассказывает о людях, которые готовы ради любви на все, потому что, познав любовь, человек готов на любые самопожертвования ради сохранения этого чувства.

В первом стихе автор затрагивает библейскую историю – всемирный потоп. Этим он хочет обратить внимание на то, что любовь рядом с нами уже несколько тысяч лет. В его стихах она „родилась“ после потопа, который явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Как будто она родилась в „новом“ мире. Автор одушевляет любовь, рассказывая о ней как о человеке. Значимость любви подчеркивает и написанием слова с заглавной буквы:



Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На берег тихо выбралась Любовь –
Любовь – невидимая вещь, ее руками не потрогать, и человек не знает, что это такое, пока сам не переживет это чувство и по-настоящему не полюбит. С помощью преувеличения Высоцкий передает, что она витает в воздухе, она есть всегда:
И растворилась в воздухе до срока,

А срока было – сорок сороков...
Любовь приходит сама, ее невозможно призвать, каким-то образом выпросить. Она приходит нежданно. Люди воспринимают ее через ощущения, часто подсознательно:
И чудаки – еще такие есть –

Вдыхают полной грудью эту смесь,

И ни наград не ждут, ни наказанья, –

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же – неровного – дыханья.

...
В четвертой строфе автор стилизует любовь как страну, которая управляет жестко. Показывает, что „правление“ любви не только красивое, нежное, чувственное, но и строгое, бескомпромиссное. Говорит также о теневой стороне любви, она не только одаряет, но много требует взамен:
И вдоволь будет странствий и скитаний:

Страна Любви – великая страна!

И с рыцарей своих – для испытаний –

Все строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна...
Высоцкий пишет о людях, которых уже любовь охватила, поглотила. Как будто бы они стали заколдованными, делают все для того, чтобы „угодить“ любви. Когда человек влюбляется, внезапно вся его жизнь меняется. И человек не хочет расставаться с теми, кого любит, но любовь – это сложные испытания. И только подлинная любовь выдерживает их все. Но люди готовы ради этого прекрасного чувства подвергаться разным испытаниям. Волшебная невидимая нить является какой-то связью, или непосредственно любовью, которая привязала их друг к другу и к их взаимному чувству:

Они уже согласны заплатить:

Любой ценой – и жизнью бы рискнули, –

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

...
Еще лучше можно „опьянение“ любовью видеть в следующей строфе. Автор хочет, вероятно, предостеречь людей от любви, от возникающей зависимости, перед которой люди могут быть беззащитны:
Но многих захлебнувшихся любовью

Не докричишься – сколько не зови, –

Им счет ведут молва и пустословье,

Но этот счет замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви...
В предпоследней строфе нас автор вводит в мир, где нет живых, но любовь (или какая-то связь, которая связывает людей) здесь существует. Можно понимать так, что любовь вечная:
Их голосам – всегда сливаться в такт,

И душам их дано бродить в цветах,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться – со вздохом на устах –

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрестках мирозданья.
В последних стихах Высоцкий позволяет любви обратиться к слушателям от первого лица. Автор воспринимает любовь как одну из базовых биологических потребностей, более того, он отождествляет любовь с жизнью:
Я поля влюбленным постелю –

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!
  1   2   3   4

  • PhDr. Simona Koryčánková, Ph.D. Veronika Ukropová
  • Введение 5 I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6 1 Определение понятий – авторская песня и бард 6 1.1 Авторская песня и ее отличительные черты 6
  • 1.2 Бард 9 2 Авторская песня в России (СССР) и Чехии (Чехословакии) 9 2.1 Возникновение и развитие авторской песни в России 9
  • 1.3.1 Высоцкий и Марина Влади 19 1.4 Анализ темы любви в песнях Высоцкого 25 1.5 Чувство любви через образы человеческих ощущений 26
  • 2.2 Чувство любви в песнях Окуджавы 30 2.3 Любовь к женщине в песнях Булата Окуджавы 34 2.4 Анализ темы любви в песнях Окуджавы 39
  • Библиография 46 Resumé 49 Приложения 52 Введение
  • I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1 Определение понятий – авторская песня и бард
  • 1.1 Авторская песня и ее отличительные черты
  • 2 Авторская песня в России (СССР) и Чехии (Чехословакии) 2.1 Возникновение и развитие авторской песни в России
  • 2.2 Возникновение и развитие авторской песни в Чехии
  • 2.2.2 Яромир Ногавица в отношении к русским бардам – Булату Окуджаве и Владимиру Высоцкому
  • 1 Биография Владимира Семeновича Высоцкого
  • 1.1 Тема любви в песнях Владимира Высоцкого