Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


"Любовная лирика Ф. И. Тютчева"




Дата25.06.2017
Размер88.7 Kb.
Тема: "Любовная лирика Ф.И. Тютчева" (2 часа)

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить с любовной лирикой Ф.И. Тютчева, вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня, помочь старшеклассникам понять чувства лирического героя и проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей.

2. Развивающая: развить умение анализировать лирические произведения и факты биографии поэта, способствовать освоению информационной компетентности.

3. Воспитательная: на примере поэзии Ф.И. Тютчева показать детям красоту человеческих отношений, воспитывать правильное отношение к любви, обратить внимание обучающихся на всепобеждающее чувство любви.

Оформление урока:

портрет Фёдора Ивановича Тютчева, рядом цветы; выставка книг о Тютчева и сборники его стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Тютчева; аудиозапись.



Тип урока: литературно – музыкальная композиция.

Методы и приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение, исполнение учащимися песен на стихи Ф.И Тютчева, прослушивание музыкальной записи, анализ текстов стихотворений.

Эпиграф: «Жизни блаженство в одной лишь любви».

Ф. И. Тютчев.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие, создание позитивного настроения.

  1. Подготовка к восприятию. Нацеливание.

-«Жизнь сердца» у Ф.И.Тютчева была сложной, бурной и драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несёт в своей крови «это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…». «Жизни блаженство в одной лишь любви»- эта строка из стихотворения Тютчева станет эпиграфом к нашему уроку. Стихотворение, из которого заимствована эта строчка, представляет собой перевод лирической миниатюры И.-В. Гёте. Тютчеву в момент его написания было 67лет. И фраза эта в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви»…

- Сегодня мы постараемся понять чувства лирического героя и проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей.


III. Чтение и анализ художественного текста.


-Итак, обратимся к произведениям Тютчева ранней поры. В начале 1820-х годов поэт, которому не исполнилось ещё и 20 лет, оказался за границей, в Германии, бывшей в ту пору для российской культурной общественности оплотом романтизма. Здесь молодой дипломат знакомится с учеными, литераторами, художниками, составлявшими цвет европейской культуры. Так, он сближается с известным философом Ф. В. Шеллингом, с Г. Гейне. «Тютчев ревностно изучал немецкую философию, часто водился со знаменитостями немецкой науки…» - писал И. С. Аксаков. Но не об этой стороне духовной жизни поэта сейчас пойдет речь. Тот же Аксаков замечал: «Представим же его себе одного, брошенного чуть не мальчиком в водоворот высшего иностранного общества, окруженного всеми соблазнами света, искушаемого собственными дарованиями, которые тотчас же, с первого его появления в этой блестящей европейской среде, доставили ему столько сочувствия и успеха,- наконец, любимого, балуемого женщинами, с сердцем, падким на увлечения страстные, безоглядные…»

-Послушаем подготовленное сообщение о взаимоотношениях юноши Тютчева с 15-летней красавицей графиней Амалией Лерхенфельд. (Сообщение учащихся).

- К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 годов « Друг, откройся предо мною…», « Твой милый взор, невинной страсти полный…», « К Нисе». ( Индивидуальные выступления учащихся: чтение наизусть и анализ стихотворений).

-Послания в полной мере запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания, связанного с замужеством Амалии (в 1825 году она вышла замуж по настоянию родителей). Лирика ранней поры представляет интерес еще и потому, что многие ее образы, идеи, стилистические поиски будут развернуты и получат наиболее законченное воплощение в позднем творчестве поэта. Так, в стихотворениях о первой любви у Тютчева возникает образ жестокосердой толпы, чуждой той высокой духовности, что питает младенчески чистые сердца влюбленных. Именно вторжение взрослого мира в детски-невинные взаимоотношения оказывается губительным для «златого рассвета небесных чувств».

В целом же любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды.

-Обратимся к стихотворению «Сache-cache» (в переводе с французского «Игра в прятки).



Словарная работа

Сильфида - в кельтской и германской мифологии- духи воздуха.

-Как вы думаете, почему автор называет так своё стихотворение?

- Что в стихах говорит об условной встрече?

-Какова основная тема стихотворения?

- Главная тема- ожидание встречи с возлюбленной.

-С помощью каких средств выразительности поэт раскрывает эту тему?

- Чувствуется незримое присутствие её во всём, что окружает его.

- Какова же идея этого стихотворения?

- Для влюблённых всё говорит о присутствии любимого человека. Предметы и сам воздух полны этим присутствием.

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

-Воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет тревожили сердце поэта. Да и можно ли забыть романтические прогулки по старинным улочкам Мюнхена, городским предместьям, отдых на берегах голубого Дуная, наконец, очаровательную спутницу, покровительствовавшую, несмотря на юный возраст, застенчивому русскому дипломату? Спустя 13 лет после первой встречи с Амалией, в 1836 году, Тютчевым было написано стихотворение «Я помню время золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюбленности. Прочитав стихотворение, понимаешь, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли.

В классе звучит «Я помню время золотое…». ( Индивидуальное выступление учащегося: чтение наизусть и анализ стихотворений).

- « Дружба- любовь длилась всю жизнь. В 1870 году, невзначай встретившись с Амалией Максимилиановной в курортном Карлебаде (ныне – Карловы Вары), Тютчев создал знаменитые стихи:

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило…

А весной 1873 года, ровно через пятьдесят лет после воспетой им встречи над Дунаем, Тютчев, уже на самом пороге смерти, писал дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюднер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной…»

(Слушаем запись романса на стихи Ф. И. Тютчева «Я встретил вас…»).

- Какие чувства вызвало исполнение этого романса?

- Как вы думаете какое чувство владело поэтом при написании этого стихотворения?

- Поэтом владела любовь, воспоминание о любви, отчасти грусть, но грусть светлая.

- Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами.

( Индивидуальное выступление учащегося об Э. Петерсон).

-С Элеонорой Петерсон он обвенчался в 1826 году. «…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать «…», что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда «…» она не согласилась бы, не колеблясь ни на мгновенья, умереть за меня», - писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. К Э. Петерсон обращено стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…»



Чтение стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний…»

-Чем отличается это стихотворение от предыдущих?

-Какую смысловую нагрузку несут наречия «ещё»? Какой используется приём?

- Когда человек умирает, чувства тоже должны бы умереть. А наречия «ещё» говорят о том, что чувства живы. (Приём анафора).

-После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Фрица Дернберга Эрнестина Дернберг, с ней поэт познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене.

( Индивидуальное выступление учащегося об отношениях Ф. Тютчева и Э. Дернберг).

-Молодой женщине, одной из первых красавиц, уже тогда удалось покорить сердце поэта. Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом – хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки еще одного тютчевского шедевра – «Люблю глаза твои, мой друг…».



( Чтение стихотворения «Люблю глаза твои, мой друг…» учителем).

- На сколько бы частей разделили бы это стихотворение?

- По какому принципу строится композиция стихотворения?

- Какова роль антитезы? (Взору любящей женщины, вбирающему в себя все окружающее пространство, целый мир, противопоставлен невидящий взгляд в минуту, когда для двоих не существует никого и ничего, кроме них самих.)

-Возраст Ф. И. Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно констатировал: «Я отжил свой век и… у меня ничего нет в настоящем».

Но случилось так, что его сердце вновь пришла Весна.

-Последняя любовь. Какой была она в жизни поэта?

(Чтение наизусть стихотворение «Последняя любовь»).

- Какие чувства передал поэт в этом стихотворении?

-Какой метафорический образ лежит в основе стихотворения? Как вы думаете, почему именно образ вечерней зари избран поэтом?

-Чтобы передать обостренность мирочувствования героя.

-Чем, по-вашему, объясняется обилие побудительных предложений, глаголов в повелительном наклонении, употребление повторов?

-Стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновенье».

-Это заклинание, обращенное к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. Стихотворение «Последняя любовь» - одно из ярчайших в ряду произведений, составляющих «денисьевский цикл». Стихи «денисьевского цикла» («Предопределение», «Я очи знал…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «О, не тревожь меня укорой справедливой!», «Чему молилась ты с любовью…», «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Сияет солнце, воды блещут…», «Последняя любовь» и некоторые другие) в основе своей автобиографичны и представляют собой лирическую повесть о любви – любви, прошедшей через горнило суровых жизненных испытаний, осложненной мучительными обстоятельствами.

-Послушаем об истории любви 47-летнего поэта и 24-летней выпускницы Смольного института, готовившейся стать фрейлиной, Елены Александровны Денисьевой.



( Сообщение учащегося).

-Об отношениях Тютчева с Денисьевой сын поэта Федор Федорович Тютчев писал: «Это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на ней глубокий след…». О личности возлюбленной поэта вспоминал А. И. Георгиевский, муж сестры Е. А. Денисьевой: «…природа одарила ее большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера…»



Чтение и анализ стихотворения «Я очи знал…».

-Скажите, счастливый человек или несчастный рассказывает о своих чувствах? А как вы об этом догадались?

-Какие художественные средства помогают поэту запечатлеть образ любимой женщины, передать притягательную силу любящих и любимых глаз?

-Обратите внимание на следующие строки: «От их волшебной, страстной ночи // Я душу оторвать не мог». Чем объяснить возникновение такой метафоры? Как вы понимаете эти слова?

-Как вы понимаете выражение: «В непостижимом этом взоре, жизнь обнажающем до дна…»?

-Какими словами передана «история любви»? (Страстная ночь, горе, страсти глубина, страданья, роковой, волненье, слезы.) Можно ли понять, какими были взаимоотношения лирических персонажей: гармоничными или, напротив, драматичными?

-Скажите, а не случайно ли в этом стихотворении повторяется пушкинский мотив? Какой?

-Верно, тютчевские «чудные мгновенья» рождают воспоминания о «чудном мгновенье» Пушкина? Что же в них общего?

-В ряде стихотворений «денисьевского цикла» нашла отражение драма любви, возникшая по вине социальных обстоятельств. Как известно, Тютчев, будучи женатым на Эрнестине Дернберг и имея от нее троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил Эрнестину благодарной любовью поэта и очень дорожил ее чувствами к себе. И самые тяжелые испытания выпали все же на долю Елены Александровны. Быть подвергнутой жесточайшим обвинениям, отторгнутой обществом и родным отцом, оказаться перед закрытыми дверями тех домов, где еще недавно она была желанной гостьей, - сию горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна.

Чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим…».

- Чем обусловлен трагизм судеб героев?

- Как изменились облик героини, ее жизнь и внутренний мир?

- Кого винит поэт в происшедшей жизненной драме?

- Что мы можем сказать о лирическом герое стихотворения? Верно ли, что лирический монолог поэта насквозь поникнут горечью, мукой от сознания своей вины перед возлюбленной?

-В течение четырнадцати лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Денисьевой от чахотки была в полном смысле слова невосполнимой утратой для поэта. «Все кончено – вчера мы ее хоронили… Во мне все убито: мысль, чувство, память, все… Пустота, страшная пустота. И даже в смерти – не предвижу облегченья. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то…» - писал Тютчев

-Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…» - последнее из произведений «денисьевского цикла». Прочитаем его…

IV. Синтез.

-Тема любви как основы душевной жизни человека проходит через всё творчество Ф. Тютчева.Любовь осмысляется поэтом как бесценный дар, в котором загадка радости и смысла жизни.



V. Домашнее задание.

Выучить стихотворение « Я встретил вас...» наизусть. Анализ стихотворения (по выбору) из «денисьевского цикла».

  • Ход урока
  • III. Чтение и анализ художественного текста.