Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Любовная лирика А. А. Ахматовой




Скачать 401.41 Kb.
Дата15.05.2017
Размер401.41 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Любовная лирика А.А. Ахматовой

Цель:

- раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;

- помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: лекция с элементами беседы и анализа стихотворений.

Форма работы: презентация темы.

Приемы: анализ поэтического текста, корректировка и углубление результатов самоосмысления и постижения поэта.

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья –

Ведь все равно я с вами до конца”.

(А. Ахматова. “Многим”. 1922.)


“Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят. …Мне мой успех нужен, как прямой повод к Ахматовой. Всеми своими стихами я обязана Ахматовой”. М. Цветаева.
О Муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.


И мы шарахаемся, и глухое: ох!-

Стотысячное – тебе присягает.- Анна

Ахматова! – Это имя – огромный вздох,

И вглубь он падает, которая безымянна.


В певучем граде моём купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

- И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! - и сердце своё в придачу.

В то время я гостила на земле:

Мне дали имя при крещенье – Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году…


Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…
Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.


Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Чтение стихотворения. “Лотова жена”.

Рассказ учителя о том, что говорится в Библии о поступке женщины и за что она осуждается.

В библейском тексте книги “Бытие”, в главе 19, рассказывается о том, как жена праведника Лота была превращена в соляной столп за то, что нарушила запрет ангелов не оглядываться на пожар, в огне которого погибали города Содом и Гоморра. Нарушение божественного запрета и любопытство погубили несчастную женщину.

- А как на этот поступок посмотрела Ахматова?

- Как вы понимаете это стихотворение?
Ахматовская героиня погибает не за это. Ценою жизни она платит за возможность оглянуться на своё прошлое и еще раз посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела,

На двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

где милому мужу детей родила.

Не любопытство, а память, прощание толкнули ее нарушить запрет. И за эту верность прошлому, “за единственный взгляд” она заплатила жизнью. В этом стихотворении раскрыто величие женского сердца, которое никак не обозначено в библейском тексте. Стихотворение заканчивается строфой:

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится одна из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
А.А. Ахматова и Н. С. Гумилев.
Он встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его.

Он боролся – но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта.


Из воспоминаний Анны Горенко.
У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II.
Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельства людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.
Из воспоминания Срезневской.
Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков…Их отношения скорее были тайными единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным… увы, без власти над этой вечной ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщиной.
Из воспоминаний Анны Горенко.
Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему “Дай мне развод”. Он страшно побледнел… “Пожалуйста”… Не просил остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: “Ты выйдешь замуж? Ты любишь?” Я ответила: “Да”.

Во время развода он очень выдержан был. … Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.

Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал: “Зачем ты это все выдумала?”.
6. Чтение и разбор стихотворения "Я научилась просто, мудро жить"
Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)
- Что вы можете сказать о герое стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)
- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные , будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)
- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?
(Мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности , всего живого в вечности природы и самой жизни).
- С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?
(С помощью простых, очень зримых и понятных всем реалий. С первой строки заявлено кредо: мудрость в просторе)
- На что направлены все открытия, все уроки мудрости?
(Они направлены на жизнь без него, ибо жизнь с ним порождает ненужную тревогу, грусть, неприемлемую для обновления души героини.)
А в год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов “Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург”.

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскалённой до бела,

Оба мы ещё не понимали,

Как земля для двух людей мала.
Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре.

Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз – в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

Но умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. – освобождение сына, в 1956-м – выход в свет сборника переводов.


В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия “Этна-Таормина”.

В июне 1965 г.(за год до смерти) в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.



"И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…"
Анализ стихотворения А. Ахматовой “ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ” (1911)
1. Охарактеризуйте общее впечатление, которое производит стихотворение Ахматовой. Что ему свойственно – усложненность, вычурность формы или простота и внешняя непритязательность?
Как и большинство стихотворений Ахматовой, “Песня последней встречи” привлекает своей естественностью, простотой формы и глубиной содержания.

2. Какие интонации преобладают в стихотворении? В нем преобладают интонации печали, тоски, одиночества, грусти, растерянности.

Внутренние переживания героини раскрываются с помощью деталей.

Найдите в тексте названные детали.


3. Какое переживание лежит в основе стихотворения? Обратите внимание на название и на то, что в стихотворении нигде прямо чувство героини не называется.
Название стихотворения иносказательно раскрывает нам ситуацию прощания, расставания, потери. Героиня пребывает в смятении, но Ахматова избегает называть само чувство, передавая его во внешнем проявлении, в своеобразии ассоциаций, которые появляются у героини.
4.Сюжет – драма героини. Как реальные детали помогают понять происходящую драму?
ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАНИЯ
Перчатка – Я на правую руку надела //Перчатку с левой руки
Ступени, шаги ––> Показалось, что много ступеней …шаги легки…грудь холодела
5.. Жанр стихотворения – песня, поэтому чувства обнажены, это прощание, это разлука, это расставание навсегда. В основе стихотворения – монолог разлюбленной.
6.Образ природы.

Несмотря на непреодолимое одиночество, героиня находит в себе силы вести диалог с природой (героиня и клен). Какую роль играет природа в стихотворении? Попытка подробного изображения окружающего мира передает стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами. Один клен, “шепот осенний” – отвлеченный образ – властно зовет за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.

Диалог с природой – это спасение.
7.. Мотив смерти: разлука с любимым равна смерти. Любовь в ранних стихах Ахматовой драматична: расставание несет с собой боль и страдание.
Так воплощается связь Ахматовой с традициями “высокого модернизма”, к которому принадлежит и акмеизм: для постсимволистских течений в поэзии весьма актуальной была проблема соответствия слова тому, что оно обозначает, - и прежде всего это касается слов, передающих психические состояния человека. Ограниченный набор таких слов - “любовь”, “ненависть”, “волнение”, “смятение” и т.п. - при неисчерпаемом богатстве оттенков душевных переживаний человека заставляет поэтов искать косвенных средств передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний.

8. Как душевное состояние героини проявляется в ее поступках, ее восприятии окружающего мира? Найдите в стихотворении “говорящие детали”. Почему Ахматова так “скупа” в использовании изобразительно-выразительных средств?


Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется очень емким и лаконичным приемом говорящей детали, которая, западая в память участников кульминации личной драмы, становится “знаком беды”. Такие “знаки беды” Ахматова находит в обыденном мире, что дает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность чувствам и размышлениям героини.
В данном стихотворении это такие детали, как перчатка, надетая не на ту руку, три ступени, шепот осенний, темный дом, желтые свечи в спальне.
Своеобразная “скупость” Ахматовой, прозаизация лирики – еще и реакция на некоторую напыщенность и искусственность языка символистов, чего акмеисты старательно избегали в своем творчестве.

9. Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?


В стихотворении использован излюбленный ахматовский размер – дольник, что становится ясно только с 4-й строчки. Этот размер имитирует эмоциональную разговорную речь, будучи очень близким к ней ритмически, но кроме того создает эффект запинки, выдающей душевное смятение героини.
10. Объясните смысл эпитета “горели свечи равнодушно-желтым огнем”.
Данный пример прекрасно иллюстрирует, как в восприятии героиней внешнего мира проявляется ее внутреннее состояние: свечи наделяются свойствами человека, они равнодушны к ее горю. Темный дом и образ свечей, горящих в спальне, ассоциативно связывает любовную тему с мотивом смерти. Ведь именно смерть души переживает человек всякий раз, когда теряет свою любовь…
11. В чем типичность данного стихотворения для любовной лирики А.Ахматовой?

Тема расставания, прощания с любовью; сдержанные интонации; говорящие детали; стихотворный размер – все это делает стихотворение типичным для любовной лирики Ахматовой.



- Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году.
- О чём это стихотворение?
(В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)
Отметим тончайший психологизм стихотворения. Это целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении.

- А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?


(В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)
- Каким стихотворным размером написано стихотворение?
(Трёхсложный размер – дактиль)
- Охарактеризуйте рифму в данном тексте.
(Мужская – последний слог ударный, точная)
- Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?
(Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)
- Как раскрывается сюжетная ситуация в стихотворении?
(Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)
- В каких строчках выражена кульминация стихотворения?
- Да, а что мы называем кульминацией?
(Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).
- А итог стихотворения?

(Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

- Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.

Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

ясный взгляд на жизнь;

стремление к простоте, естественности;

конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;

увлеченное любование мелочами;

близость стиха разговорному строю языка;

камерность.

Вспомним тезис Гегеля: “В художественном произведении нет ничего, что бы не имело отношения к содержанию”.

- В своей статье 1922 г. “Письма о русской поэзии” О.Мандельштам пишет:

“Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”



Анализ стихотворения «Вечером»

1. Какая ситуация изображена в стихотворении? Что позволяет критикам говорить о «зачатках сюжета» в лирике Ахматовой?

2. В чем противоречивость переживания героини? С помощью какого художественного приема Ахматова передает противоречивость ее чувств?

(Оксюморон: скорбных скрипок голоса поют: «Благослови же небеса!...»)

3. Сделайте вывод о том, какую роль оксюморон играет в художественном мире А.Ахматовой, подтвердите свою мысль примерами из других стихотворений (Сероглазый король, Как соломинкой, пьешь мою душу, Смятение, Царскосельская статуя)

Стихотворение “ПОМОЛИСЬ О НИЩЕЙ, О ПОТЕРЯННОЙ” (1912) Книга “ЧЕТКИ”

1. Жанр стихотворение-исповедь. Звучат откровения одинокой души в час молитвы, в тишине ночной.

2. Герой и героиня

3. Героиня взрослеет.

Это происходит через боль утраты и одиночества. Ее живая душа нуждается в поддержке, страшат и мучают воспоминания.

Героиня многое поняла.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.
Итоги работы. Домашнее задание: анализ любого стихотворения из списка.

Поэма "Реквием"
Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.


А Ахматова.
Цели:

образовательные – познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

воспитательные – воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.


Методы обучения – фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации и компакт-дисков с помощью проектора и компьютера, анализ стихотворения, выполнение тестов, работа с вопросами олимпиады.
Тип урока – комбинированный.
ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.


Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу её жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

II. Новая тема.


На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают новую тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.

История появления псевдонима “Ахматова”.

Начало творчества, первый поэтический сборник.

Гумилёв, акмеизм. Поэтическая перекличка Гумилёв-Ахматова.

Первая Мировая война. Стихотворение “Молитва”.

Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

Гибель Гумилёва, арест сына, поэма “Реквием”. Многолетнее молчание, пушкиниана.

Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград.

1946 год, новые испытания.

Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.

Анализ стихотворения.

III. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.


Письменно в тетради:

Выполнение тестов.

Ответы на вопросы олимпиады.

IV. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание.

Конспект урока

I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.
Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили её стихи. Вы обратили внимание на то, что начало её творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.
- Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.
Ответ: Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.
- Верно.

II. Откройте тетради и запишите тему урока.


Начинается компьютерная презентация.
Слайд № 1. Учащиеся записывают тему в тетради.
Слайд № 2.

История появления псевдонима “Ахматова”.


На экране появляются вопросы, на которые учащиеся должны устно ответить.

Ответ: Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки, ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко.

Начало творчества, первый поэтический сборник.

Гумилёв, акмеизм. Поэтическая перекличка Гумилёв-Ахматова.


Слайд № 3. История любви Н.Гумилёва и А.Ахматовой нашла отражение в стихах. Учащиеся (юноша и девушка) читают наизусть стихи.Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о Вас, о Вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: “Она”,

И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжёт… нет, мне не спать, а ждать.

И крадучись я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну,

Вон там, у клумб, Вы мне сказали: “Да”,

О, это “да” со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что вас, покорной, не было и нет,

Что ваше “да”, ваш трепет у сосны,

Ваш поцелуй – лишь бред весны и сны. Тебе покорной! Ты сошёл с ума!

Покорна я одной господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли.

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но, видишь ли! ведь я пришла сама…

Декабрь рождался, ветры выли в поле,

И было так светло в твоей неволе,

А за окошком сторожила тьма.

Так птица о прозрачное стекло

Всем телом бьётся в зимнее ненастье,

И кровь пятнает белое крыло.

Теперь во мне спокойствие и счастье.

Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил

За то, что в дом свой странницу пустил.

Слайд № 4. Учащиеся отвечают на вопросы.


Ответ: Н.Гумилёв создал “Цех поэтов-акмеистов”
(Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически было связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера “материализации” переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой.)
Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” и “Чётки”.
Слайд № 5.
Вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под тёмной вуалью…” ?
Кто является героем этого стихотворения?
Какие тропы заметили в стихотворении?
Анализ стихотворения “Сжала руки под тёмной вуалью...” (1911).
Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь. Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной ёмкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.” Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, - это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь. В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделённое от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.
Слайд № 6. Стихотворение “Я так молилась: “Утоли...”.
Вопросы: Какова тема этого стихотворения?
Какие традиции продолжает Ахматова?
Я так молилась: “Утоли

Глухую жажду песнопенья!”

Но нет земному от земли

И не было освобожденья.


Как дым от жертвы, что не мог

Взлететь к престолу Сил и Славы,

А только стелется у ног,

Молитвенно целуя травы, -


Так я, Господь, простерта ниц:

Коснется ли огонь небесный

Моих сомкнувшихся ресниц

И немоты моей чудесной?


Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение “Пророк”). Таким образом, творчество Ахматовой не укладывается в рамки акмеизма.
Слайды № 7-8. Казалось бы, в жизни А.Ахматовой всё складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.
Первая Мировая война. Стихотворение “Молитва”
Слайд № 9. Н.Гумилёв в армии. Переписка.
Учащиеся читают стихотворение “Ты письмо моё, милый, не комкай…”
Ты письмо мое, милый, не комкай,

До конца его друг прочти.

Надоело мне быть незнакомкой,

Быть чужой на твоем пути.

Не гляди так, не хмурься гневно.

Я любимая, я твоя.

Не пастушка, не королевна

И уже не монашенка я –

В этом сером, будничном платье,

На стоптанных каблуках…

Но, как прежде, жгуче объятье,

Тот же страх в огромных глазах. Ты письмо мое, милый, не комкай,

Не плачь о заветной лжи,

Ты его в твоей бедной котомке

На самое дно положи.

1912 г. Царское Село


Слайд № 10-11. Стихотворение “Молитва”.
Вопросы: К кому обращено стихотворение?
Какую жертву она готова принести?
Во имя чего приносится эта жертва?
Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”.
Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.
Слайд № 12. “Не с теми я, кто бросил землю…”
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:
Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.


В каком стиле написано это стихотворение?
Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм "не внемлю", “песен не дам” в значении "не буду посвящать стихов", слова "растерзание".
Какие противопоставления мы видим в этом произведении?
Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. “Бросившие” и “изгнанники” — разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. "Но вечно жалок изгнанник, / Как заключенный, как больной". Конкретно имеются в виду, как можно предположить, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Политический протест против высылки русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически "оправдан будет каждый час" мучений.
Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.
Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев.
Слайд № 13. Дружба с О.Мандельштамом.
В самом деле, ни единого удара не отклонили от себя. Они не отрекались от друзей. Поддерживали тех, кто подвергался репрессиям.
Гибель Гумилёва, арест сына, поэма “Реквием”. Многолетнее молчание, пушкиниана.
Слайд № 14-15. Дело Н.Гумилёва.
Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев.
Именно в эти годы Ахматова начинает писать поэму “Реквием”. Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.
Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни “Реквием” (1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в “Записках об Анне Ахматовой” вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал”. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” — 1961-м, “Посвящение” — 1940-м, “Вступление” — 1.935-м Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти — лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это — обозначение траурного музыкального произведения.
Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: “Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.” Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды - слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.
Название - “Реквием” - настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.
Слайды № 16. Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу…”
Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе,
Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград.
Слайды № 17-18.
В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.
Как решается образ родины в стихотворении “Мужество”?
Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” - это голос всего народа, объединенного Словом.
Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы.
1946 год, новые испытания.
Слайды № 19-20-21.
В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А.Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.
Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобождён сын. А.Ахматова снова начинает печататься.
Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом.
Слайды № 22-23-24-25.
5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мёртвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…”
В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи

III. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.


Выполнение тестов и ответы на вопросы олимпиады (письменно в тетради).

IV. Подведение итогов урока.


Оценка работы учащихся на уроке.

V. Домашнее задание.


Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

ТЕСТ


к открытому уроку по творчеству А. А. Ахматовой
Задание 1

К какому литературному течению принадлежала А.А.Ахматова:

Акмеизму.

Символизму.

Имажинизму.

Футуризму.


Задание 2
Анна Андреевна Ахматова — это псевдоним. Какова фамилия поэта:

Анна Суворова.

Анна Горенко.

Анна Гумилева.

Другое имя.
Задание 3
Лирическая героиня А. Ахматовой совпадает с личностью автора:

Да.


Нет.
Задание 4
В чем видит А.А.Ахматова предназначение поэта:

Сохранить трагическую национальную память.

Быть “голосом” совести своего народа, его веры, его правды.

Петь о любви.

Быть “глашатаем”, “главарем” своего времени.
Задание 5
Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

“Четки”.


“Вечер”.

“Лебединый стан”.

“Белая стая”.
Задание 6
Лирическая героиня А. Ахматовой:

Женщина, окруженная бытом, заботами сердца.

Боец-революционер.

Женщина, погруженная в чувства, интимные переживания персональной судьбы.


Задание 7
В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила:

Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.

Как поэт, понявший и принявший революцию.
Задание 8
В поэме “Реквием”, исполненной отчаяния и горя, А. А. Ахматова писала: “Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. ” Какой мотив творчества поэта наиболее ярко выразился в поэме:

Гражданские мотивы.

Библейские мотивы.

Мотив Родины.


Задание 9
Поэма А. А. Ахматовой “Реквием” была впервые опубликована в России:

В 1937 году.

В 1952 году.

В 1988 году.


Вопросы олимпиады
1. Кто из поэтов так описал процесс творчества?
1) Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Сужается какой-то тайный круг,

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки, -

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.


5 ноября 1936
2) Стихи растут, как звезды и как розы,

Как красота - ненужная в семье.

А на венцы и на апофеозы - Один ответ:

- Откуда мне сие"?

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты,

Небесный гость в четыре лепестка.

О мир, пойми! Певцом - во сне – открыты

Закон звезды и формула цветка.


14 августа 1918
2. Определите характер рифмовки в стихотворениях А. Ахматовой.
1) Сжала руки под темной вуалью.

“Отчего ты сегодня бледна?”

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.


2) Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

“Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли..


3) ... Я слышу: легкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьется, бьется,

И страшно мне, что сердце разорвется,

Не допишу я этих нежных строк...


3. Кто из поэтов так говорил о себе?
1) Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.


2) Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.


3)О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!


4. О чем повествует А.Ахматова в этих стихах:
И женщина какая-то моё

Единственное место заняла,

Моё законнейшее имя носит,

Оставивши мне кличку, из которой

Я сделала, пожалуй, все, что можно?
5. Что произошло “за Днепром в деревянной церкви” 25 апреля 1910 года?
6. С кем из поэтов, с которым дружила потом всю жизнь, познакомилась молодая поэтесса на “башне” Вячеслава Иванова?
7. Секретарём какой литературной группы была Ахматова?
8. К ранней лирике Ахматовой вполне сгодилась бы в эпиграф строчка великого русского поэта: “О как убийственно мы любим!” Чья эта строчка?
9. Мы говорили уже о том, что поначалу Ахматова меняла литературные маски. А какие маски она отвергала с самого начала?
10. Кто, буквально прочитав ранние лирические откровения героини Ахматовой, публично назовёт самого поэта “полумонахиней-полублудницей” и позаботится, чтобы эти определения прозвучали как тяжёлые политические обвинения Ахматовой в нелояльности по отношению к советскому строю и государству?
11. Знаете ли вы, о ком говорит Ахматова в стихотворении “Мне голос был. Он звал утешно...”? Чей это был “голос” и куда он звал героиню поэта?
12. Какой месяц для себя Ахматова ощущала трагическим?
13. Кого оплакивает Ахматова: “Умолк вчера неповторимый голос,// И нас покинул собеседник рощ”?
14. Какой университет удостоил Анну Ахматову почетного звания доктора философии?
15. Какой поэт, считающий себя учеником Ахматовой, обрёл мировую известность?

Урок литературы в 11-м классе “И голос вечности зовет…” (комментированное чтение поэмы “Реквием”. Аналитическая беседа)
Цели урока:

-проанализировать поэму А.Ахматовой “Реквием;

-показать резкое обличение Ахматовой антинародных репрессий, отметить гуманизм и ценность авторских взглядов;

-развивать умение учащихся работать с художественным текстом: выявить особенности создания поэтических образов;

- формировать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы.

Оборудование: проектор и компьютер.

Методы обучения – фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации с помощью проектора и компьютера, анализ стихотворений поэмы.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока


1. В начале урока звучит стихотворение А.Ахматовой “Приморский сонет”

И голос вечности зовёт

С неодолимостью нездешней.

И над цветущею черешней

Сиянье лёгкий месяц льёт.

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда

Там средь стволов ещё светлее,

И всё похоже на аллею

У царскосельского пруда.
1958 г.
Слово учителя (сопровождается показом фотослайдов с изображением А.Ахматовой в разные годы жизни).
“И голос вечности зовёт”... Когда слышишь голос Анны Ахматовой, невольно вспоминаешь Пушкина: “Прекрасное должно быть величаво”. В звучании ахматовского голоса чувствуется подлинное величие. “Это дыхание человека, в душе которого постоянно жила драма”. (Л. Озеров). Великой “Анне всея Руси” (М.Цветаева) принадлежат ставшие бессмертными слова:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор, к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – Царственное слово.


Эти слова могут принадлежать только настоящему поэту, о котором А.Ахматова сказала:
Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух –

Всё видит, слышит, всем владеет.


С каждым годом облик Ахматовой становился всё более величественным. Нисколько не заботясь об этом, она иронично шутила по поводу своей внешности:
А в зеркале двойник

Бурбонский профиль прячет



И думает, что он незаменим.
“Когда же её возраст пересёк семидесятилетнюю черту, когда её челка побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, к ней пришла слава, уже основательно верная”. (М. Дудин)
- В чём же секрет царственного величия Анны Ахматовой?
На предыдущих уроках мы говорили с вами об экологии культуры, слагаемыми которой являются экология памяти, совести и слова.
- Секрет ахматовского величия таится в ней самой, воспитанной в атмосфере культуры “серебряного века”, впитавшей в себя традиции гениальных предшественников – А.С.Пушкина, чьи произведения и письма она знала практически наизусть, и В.А.Моцарта, её любимого композитора, чей 250-летний юбилей был отмечен в 2005 году мировой культурной общественностью. (Демонстрируются слайды с портретами А.С.Пушкина и В.А.Моцарта)
А если к подлинной культуре присовокупить талант и совесть, то мы с уверенностью можем сказать, что перед нами - обыкновенное чудо, чудо поэтического и человеческого совершенства, - поэзия Анны Ахматовой.
Вершиной поэтического мастерства и подлинным примером гражданского мужества Ахматовой стала её поэма “Реквием”.
1. История создания поэмы “Реквием”. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание).
Поэма А. Ахматовой “Реквием” посвящена жертвам “большого террора” и при жизни автора в родной стране напечатана быть не могла. Поэтический рассказ о страданиях матери, потерявшей сына, был опасным для общества 30-40 годов. Ахматова не могла даже записать эти стихи на бумаге (за это можно было поплатиться жизнью). Она доверяла их памяти только самых близких людей. В 1962 году Ахматова говорила: “Реквием знали наизусть 11 человек, и никто меня не выдал”. Впервые поэма была напечатана в 1963 году в Мюнхене. В России текст поэмы был издан в 1987 году.
Поэма рождалась не сразу. В течение двух десятилетий возникали отдельные стихотворения как отклик на трагические события в жизни автора. Они датировались разными годами. В 1935 году были арестованы сын Ахматовой Лев Гумилёв, студент исторического факультета Ленинградского университета, и муж, профессор искусствоведения Пунин. Они обвинялись в антигосударственной террористической деятельности. Ахматова в отчаянии написала письмо Сталину. Последовало освобождение. Но в 1938 году Гумилёв был арестован вторично и много лет провёл в тюрьмах и лагерях. Был реабилитирован только в 1975 году. Обо всём этом - массовых репрессиях в стране, трагических событиях личной жизни - Ахматова рассказала в своей поэме “Реквием”, над которой работала в течение пяти лет в нечеловеческих условиях, так как считала своим долгом рассказать о трагедии сотен тысяч людей, ставших жертвами репрессий.
(Слайды - фотографии А.Ахматовой, Н.Гумилёва, Л.Гумилёва)
2. К вопросу о жанре и композиции поэмы. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание).
Трагические события тех лет Ахматова разделила со своим народом. “Реквием” датирован 1935-1940 годами и посвящен годам “большого террора”. На протяжении пяти лет у Ахматовой появлялись отдельные стихотворения. В 1940 году А. Ахматова написала пролог (“Посвящение” и “Вступление”) и эпилог. Так родилась поэма “Реквием”. Представляется спорным вопрос о жанре “Реквиема”. Одни считают его циклом отдельных стихотворений, объединённых под общим названием. По мнению других, “Реквием” - это поэма с тщательно продуманной композицией, в которой нет ничего лишнего. “Реквием” так же, как и поэма “Двенадцать”, состоит из 12 частей (10 глав, вступление и эпилог). В предисловии к поэме Ахматова написала о своём обещании, данном женщине, стоявшей вместе с ней в тюремной очереди, описать все те ужасы, которые им пришлось испытать. А в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, отразивший творческую и гражданскую позицию автора:
Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.


– Почему А. Ахматова так назвала поэму? Что обозначает слово “Реквием”?
Какие ассоциации оно у вас вызывает?
3. Сообщение учащегося (предварительное домашнее задание, на отдельном слайде на латинском и русском языках даётся фраза “Requiem aeternam donaes”, или “Покой вечный дай им").
- Слово “Реквием” - первое слово, которым начинается заупокойная молитва католического богослужения. Реквиемом также называется траурное музыкальное произведение. Название поэмы “Реквием” восходит к мировой классической музыке - “Реквиему” В.А.Моцарта, любимого композитора А. Ахматовой. Имя австрийского композитора Моцарта связано с Пушкиным, современники которого называли его “Моцартом в поэзии”. В поэме есть пушкинское выражение - “каторжные норы”. Читая о жертвах сталинских репрессий, мы вспоминаем послание Пушкина “В Сибирь”. А “царскосельская” весёлая грешница Аня Горенко невольно напоминает нам юного лицеиста Пушкина. Слово “Реквием” переводится как покой. “Покой вечный дай им". Это первая строка, которой начинается католическая заупокойная молитва. Поэма “Реквием” - это плач “Ярославны XX века”. А. Ахматова оплакивала своего сына и мужа, а вместе с ними и всё поколение, раздавленное, расстрелянное, рассеянное по миру. Она рассказала о трагических судьбах своих современников – гибели Николая Гумилёва, безвременной кончине Александра Блока, Михаила Булгакова, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака. Почти полстолетия А. Ахматова оплакивала страдания своего народа.
II Аналитическое чтение поэмы.
1. Звучит предисловие к поэме “Реквием”.
2. Слово учителя.
В этом маленьком чисто информационном отрывке зримо предстаёт эпоха. Характерна сама лексика: А. Ахматову не узнали, а опознали. Губы у женщины “голубые” от холода и нервного истощения. Все говорят на ухо и только шепотом.
Предисловие к поэме, как и эпиграф, помогает нам понять, что поэма написана так же, как когда-то “Реквием” Моцарта, по заказу. Женщина с голубыми губами просит её об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И А. Ахматова берёт на себя этот заказ, этот тяжкий долг: она будет писать обо всех и о себе.
3. Чтение учителем “Посвящения”. (В качестве музыкального фона звучит “Реквием” Моцарта). В “Посвящении” к поэме чувствуется эпический размах повествования и широкий регистр поэтического звучания. Произведение строится как диалог матери с роком. Сюжет поэмы - горе матери, оплакивающей мужа и сына, безвинные жертвы репрессий. Главный герой “Реквиема” - мать. В поэме прослеживается несколько планов - современный, фольклорный и библейский. Современный план даётся во “Вступлении”. Это первый сюжет поэмы – арест, осуждение и ссылка сына.
4. Выразительное чтение наизусть “Вступления” (предварительное домашнее задание).
5. Аналитическая беседа.
- Какие названия служат приметами времени? Какие метафорические образы передают весь ужас происходящего?
- “Вступление” - это материнский плач по сыну, безвинно осуждённому.
Образ города лишён пушкинского величия. Ахматовский город – это город Некрасова, Достоевского, город – “привесок”. “Маруси” – тюремные машины. “Кресты” – ленинградская тюрьма. Автор использовал гротескный образ – “улыбался только мёртвый”. Метафорические образы (полки осуждённых, “обезумевшие от муки”, “звёзды смерти”, “безмолвно корчащаяся Русь”) передают весь ужас происходящего.
Современный план сменяется фольклорным. Вечная тема “муж – в могиле, сын – в тюрьме” передаёт страдания матери.
- Прочитайте 1, 2, 3 стихотворения и скажите, что общего и в чём различия между ними?
- В “Реквиеме” А. Ахматовой звучит надрывная траурная музыка. В 1, 2 и 3 стихотворениях рассказывается об аресте, осуждении и ссылке сына. В этом сюжете всё реально и узнаваемо. А сцена ареста превращается в похоронный обряд – вынос тела умершего. Первая строфа приближается к народному плачу, материнским причитаниям, стону. Плач по покойнику напоминает вой стрелецких жён. (Слайд - репродукция картины И.Сурикова “Утро стрелецкой казни”). Из вековой тьмы в современность тянется кровавая дорога бесконечных преступлений. Различия заключаются в мелодике: стихи звучат как плач, обрядовая песня, отчаянный стон.
- Какая лексика используется для передачи похоронного плача?
- На выносе, горница, божница, иконка, чело, смертный пот, вой (выть).
- Какие космические образы появляются в поэме? Какие ассоциации с ними связаны?
- Желтый месяц - гоголевский образ, Тихий Дон – благодарность Шолохову за помощь, которую он оказал Ахматовой, когда она пыталась спасти сына.
- Почему Ахматова говорит о себе в третьем лице?
- Женщина превратилась в тень, она такая же, как и тысячи других матерей, обезумевших от страданий и горя. Её страдания – страдания всего народа.
Современный и фольклорный планы переплетаются между собой.
- Прочитайте строфу “Показать бы тебе…” и объясните её содержание, почему она обрывается на полуслове?
Слово “царскосельская” отсылает нас в Царское Село, к лицею, где учился Пушкин, а “Кресты” – к тюрьме в Ленинграде. Строфа обрывается на полуслове, т.к. героиня сталкивается с такой трагедией, с таким ужасом, что чувствует бессилие перед вселенским горем.

- Каково состояние героини в стихотворении “17 месяцев кричу…?”


- В этой строфе материнское горе доведено до кульминации, наивысшей точки. Всё путается в сознании героини, всё перевернулось в её сознании: правда и кривда, добро и зло, Она ничего не понимает; А звезда пророчит гибель и смерть. Это был 1935 год. Москва. Ахматова “выла” под кремлёвской стеной в прямом смысле, когда писала письмо Сталину. Мать не может понять, почему происходит страшное зло, но предчувствует трагедию.
- Прокомментируйте стихотворение “Приговор”. Что оно может добавить к тому внутреннему психологическому облику героини, который уже создан автором?
- “Реквием” - окаменевшее горе, созданное из простых слов. Героиня в оцепенении. На нее обрушивается страшный удар – “каменное слово”.
- Обращение к смерти страшное и пугающее? Почему мать зовёт смерть?
- Нет сил жить. Страдание “окаменелое”. Смерть – душевная болезнь. Всё сводит с ума.
- “Уже безумие крылом...” Как развивается эта тема, тема безумия, в ХX столетии?
- Смерть не идёт. Зато близко безумие. Невыносимы страдания. Тема смерти – тема безумия – предел отчаяния и горя.
- Вот почему автор обращается к библейской теме? Трагедия не вмещается в рамки “Реквиема”. Так появляется глава “Распятие”. Используется эпиграф: “Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи.”
- Какие библейские сюжеты и образы используются в поэме?
- Здесь используется евангелийский сюжет: мать и сын, а также библейские образы- Христос, мать, Магдалина, крест, Бог - отец.
- Почему глава “Распятие” является центром поэмы?
- Глава “Распятие” является философским и композиционным центром потому, что личное горе здесь сливается с общим, и даже восходит к Божественному началу. А мать выступает заступницей за людей, то есть образ матери перекликается с образом Богоматери.
Эпилог I часть
- Какова идейно-композиционная часть “Эпилога”?
- Автор использует кольцевую композицию, отсылая читателя к началу поэмы - к тюремной очереди. От личного горя в основной части прослеживается движение к общему горю в “Эпилоге”.
- Как “Эпилог” развивает тему памятника, хорошо известную в русской литературе по поэзии Г.Р.Державина и А.С.Пушкина?
- Тема памятника трагична. Впервые в поэзии мы встречаемся с памятником поэту у тюремной стены. Это памятник жертвам террора. Стихи окрашены страданием.
- Почему автор использует двустишия с мужскими рифмами?
- Они звучат как удары набатного колокола. Их железная поступь свидетельствует о стойкости, мужестве и моральной победе заступницы – матери матерей.
- Слайд -схема “Современный, библейский и фольклорный планы в поэме А.Ахматовой “Реквием”).
III. Заключительное слово учителя.
“Реквием” - это памятник зловещей эпохе, памятник мужеству, памяти и совести тех людей, которых она не смогла сломить.
Звучит “Эпилог” (вторая часть) в исполнении А. Ахматовой.
“А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне…”


Время всё расставляет по своим местам, запоздало, но справедливо.
А. Ахматова на склоне лет была удостоена внимания мировой общественности и глубочайшего уважения. Пушкинское “блеснёт любовь улыбкою прощальной” в полной мере можно отнести и к ней. А. Ахматова получила литературную премию в Италии “Этна Таормина”, в Англии в том же году - степень доктора Оксфордского университета. В 1989 году её столетие со дня рождения по решению ЮНЕСКО отмечалось во всем мире. Сейчас А. Ахматова – признанный классик мировой литературы. Ей по праву принадлежит высокая миссия быть поэтом “Царственного слова”.
Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению по творчеству А. Ахматовой. Предлагаемые темы сочинений
“Слово об Анне Ахматовой”,
“Звёзды смерти стояли над нами...” ( По поэме “Реквием” А.Ахматовой),
“Средства художественной выразительности в поэме А.Ахматовой “Реквием”
ПРИЛОЖЕНИЕ
План-инструкция для подготовки

учащихся к аналитической беседе по содержанию поэмы

(Перспективное домашнее задание к уроку по поэме А.Ахматовой “Реквием”)
1. Современный план в поэме А. Ахматовой “Реквием”.
“Вступление”
1. Как в поэме показывается страшная правда?
2. Какие названия служат приметами времени?
3. Какие метафорические образы передают весь ужас происходящего?
4. Какие гротескные образы и с какой целью использует автор?
“Показать бы тебе, насмешнице…”
1. О чём говорится в этом стихотворении?
2. Назовите в нём слова, которые являются приметами времени?
3. Почему это стихотворение обрывается на полуслове?
“Семнадцать месяцев кричу…”
Как передаёт автор горе матери?
“Эпилог”
1. Какой основной мотив пронизывает “Эпилог” поэмы?
2. Почему нигде в поэме не звучит мотив возмездия, смерти?
3. Чем объяснить появление двустиший с мужскими рифмами?
4. Какой характер звучания придают они “Эпилогу”?
2. Библейский план в поэме А. Ахматовой “Реквием”.
“Распятие”
1. Почему автор обращается к библейской теме?
2. Какие библейские образы появляются в поэме?
3. Почему стихотворение “Распятие” - это художественно-философский центр поэмы?
4. Какое символическое значение имеет эта сцена для идейного замысла поэмы?
“Эпилог”
1. С какой целью автор использует кольцевую композицию?
2. О чём говорится в “Эпилоге”? Как он перекликается с началом поэмы?
3. Как автор развивает тему “Памятника”?
4. Соотнесите содержание “Вступления” и “Откровения Иоанна
Богослова”. Что общего вы усматриваете в этих текстах?
3. Фольклорный план в поэме А. Ахматовой “Реквием”
“Уводили тебя на рассвете…”, “Тихо льётся тихий Дон…”, “Нет, это не я…”
1. О чём говорится в этих стихотворениях? Что в них общего и в чём различия?
2. Какую роль в создании похоронного плача выполняет лексика?
3. Какие космические образы появляются в поэме? Какие ассоциации возникают?
4. Почему героиня говорит о себе в третьем лице?
“Лёгкие летят недели…” и “Приговор”
1. Как автор описывает психологическое состояние матери?
2. Как героиня пытается найти выход?
“К смерти”
1. Почему героиня зовёт смерть?
2. Что значит выражение “Ворвись отравленным снарядом

“Уже безумие крылом…”



1. Что приходит к героине, зовущей смерть?
2. Как автору удаётся с помощью простых слов передать ужас происходящего?





  • Оборудование
  • Из воспоминаний Анны Горенко
  • Из воспоминания Срезневской
  • 6. Чтение и разбор стихотворения "Я научилась просто, мудро жить"
  • "И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…" Анализ стихотворения А. Ахматовой “ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ” (1911)
  • - Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году
  • Анализ стихотворения «Вечером»
  • Стихотворение “ПОМОЛИСЬ О НИЩЕЙ, О ПОТЕРЯННОЙ” (1912) Книга “ЧЕТКИ”
  • Поэма "Реквием" Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был. А Ахматова. Цели
  • Урок литературы в 11-м классе “И голос вечности зовет…” (комментированное чтение поэмы “Реквием”. Аналитическая беседа) Цели урока
  • Слово учителя (сопровождается показом фотослайдов с изображением А.Ахматовой в разные годы жизни).
  • (Слайды - фотографии А.Ахматовой, Н.Гумилёва, Л.Гумилёва)