Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Люблю тебя, мой край родной»




Скачать 177.5 Kb.
Дата05.07.2017
Размер177.5 Kb.
МКОУ ДО Хрюгский детский сад

«Соколенок»

Организация воспитательно-образовательного процесса

с детьми и их родителями

Тема:

«Люблю тебя, мой край родной»



Авторы работы:

Воспитатели:

Гамидова Самира Имамудиновна

Курбанова Серафима Магомедовна 

Хрюг 2016



Краткосрочный проект в старшей группе

«Люблю тебя, мой край родной»



Вид проекта: краткосрочный (2 недели).

Тип проекта: познавательный, групповой.

Срок реализации: с 14.11.2016 по 25.11.2016 гг.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Актуальность проекта

Основным этапом формирования любви у детей следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае, взаимоотношений, усвоение принятых норм поведения, приобщение к миру культуры. Детям очень важно прививать любовь к семье, к дому, к детскому саду, к родному селу.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей , по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определённым количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом и взрослом мире.

Цель проекта:

-дать первоначальное знание о родном Хрюге воспитывать любовь к родному краю, к своей «малой родине».

С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств воспитатель ставит перед собой несколько задач:

- познакомить с детским садом, с территорией детского сада.

- знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами.

- познакомить с растительным миром детского сада города, воспитывать любовь к природеродного края.

- знакомить с названием улиц, основными достопримечательностями.

- учить отвечать на вопросы;

- воспитывать любовь к произведениям народных поэтов, художников, композиторов, героев.

-знакомить с профессиями: продавец, парикмахер, шофёр, водитель автобуса. Интеграция образовательных областей.

Социально – коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и со сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности.

Познавательное развитие: формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие: обогащение словаря, развитие связной речи.

Художественно – эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами, элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Организация деятельности в рамках проекта.

- Беседа «Наше селоХрюг».

-Беседа «Наш любимый детский сад».

- Беседа о выдающихся личностях села Хрюг

- Посещение памятников

- Чтение и обсуждение сказок, песен, стихов, (про Хрюг);

- Рассматривание иллюстрация с достопримечательностями Хрюга

Художественно – эстетическое развитие

Чтение стихов про Хрюг

Чтение лезгинских сказок

«Лиса и журавль»,

«Полевые мыши»

Прослушивание песен о селе.

- Подбор и рассматривание репродукций, фотографий, открыток с изображением Хрюга;

Чтение и показ иллюстраций «Животные нашего края».

Детские работы

Разукрашивание флага Дагестана

Рисование «Мой Родной дом»

Дидактические игры и упражнения

Д/и. «Домашние животные»,

«Найди предмет по описанию»,

«Одежда»,

«Магазин»,

«Вежливые слова»,

«Кто, что делает?»,

«Найди такой же»,

«Назови время года»,

«Кому что нужно для работы?».

«Утро, день, ночь»

Пальчик.гимнастика. «Мы капусту рубим, рубим».

«Братья-пальчики».

Сюжетно - ролевые игры:

С/р игра «Что продается в магазине?»

Игровая ситуация «Вежливый продавец»

«Магазин игрушек», «Овощной магазин»

Игровая ситуация «Домик для собачки» (строим из кубиков)

Игра -.ситуация «Перевезем мебель кукле Фатиме»

Игровая ситуация «Красивая прическа»

Игра -ситуация «Встречаем гостей, делаем чаепитие»

«Машины собирают овощи в магазин»

Игра с конструктором «Новая мебель для кукол»,

«Строим город», «Дом моей мечты»

Настольные игры

Н. игра «Собери свой дом»

Лото «Овощ и фрукты»

Пазлы «Животные и их детеныши»

«Сложи картинку»

Подвижные народнын игры «Палочка-стукалочка»

«Слепой медведь»

«Выбей из круга»

«Достань шапку»

Наблюдения: За транспортом, за птицами, небом, деревьями прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

Книжный уголок: Предметные картинки, художественная литература по теме «Новый год»

Центр продуктивной деятельности: Материалы и инструменты для рисования, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с родителями:

Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в познавательном проекте «Люблю тебя, мой край родной»

Принести фотографии на тему «Хрюг любимое село».

Консультация для родителей «Знакомим детей с родным краем»

Папка-передвижка на тему: «Моя семья».

ТагирХрюгский



Биография

Алимов, ТагирХрюгский — известный лезгинский поэт, народный поэт Дагестана. Десятки книг стихов ТагираХрюгского изданы в стране и на родном лезгинском языке, и на русском языке.

Переведены и опубликованы его стихи на аварском, даргинском, кумыкском, азербайджанском языках. В своих поэмах, стихах народный поэт с большим мастерством показал коренные преобразования , происшедшие в жизни жителей родного села, всех лезгин и народов Дагестана за годы Советской власти...

Им созданы пьесы из жизни народа, которые с успехом1318520709.5116 1-289x239 шли на сцене Государственного Лезгинского драматического театра. ТагирХрюгский - автор многих лирических


песен, ставших популярными. Значительное число своих произведений поэт посвятил детям. Наряду с Е. Эмином и великим С. Стальским

Тагир-Хрюгский считается одним из основоположников лезгинской литературы. Родился поэт в 1893 году, умер в 1958 году. 



Экскурсия к памятнику Мамеда Гаджиева



Мамед Гаджиев (1958-2000) Герой России посмертно. Родился и вырос в семье учителя участника ВОВ. После окончания школы поступил в Харьковский авиационный институт, служил офицером в летном училище. Вернувшись в Каспийск конструировал и испытывал новейшее грозное оружие – торпеды. В честь  имени  Мамеда Гаджиева, ведущего конструктора завода "Дагдизель", участвовавшему в разработке вооружения для Российских подводных лодок, в селе открыт памятник.

Мамед Гаджиев был посмертно внесен в список экипажа "Курска" под № 118. Памятник открыт в селе ХрюгАхтынского района, где родился и вырос Мамед Гаджиев.

Экскурсия к кинотеатру Имени заслуженного работника культуры

ДАССР Эмирбекова Эмирбека Абдуллаевича.







- Подбор и рассматривание репродукций, фотографий, открыток с изображением Хрюга;

Старое село



Вид с высоты орлиного полета



Минарет мечети



Река «Самур»



Художественно – эстетическое развитие

Чтение лезгинских сказок

(Сказка) Мах "СикIни дурна "Лиса и журавль".

СикIни дурна дустархьанвай. ЙикъарикайсаюкъузсикIредурнадизмугьманвилизэверна. СикIредавугъагьазурнавай. Ада давугъатарелкадизакъудна, дурнадинвиликэцигна.

– Буюр, дурна стха, неъ! – лагьанасикIре. ДурнадигьикьванкIуфянатIани, сивизсазатIатанач. СикIре мез гуз, мез гуз, виридавугъатIуьна.

ПакадюкъуздурнадисикIрезмугьманвилизэверна. ДурнадинекIединхапIаавунвай. Хуьрек дар туьдгалайсагетIедизакъудна, амсикIренвиликэцигна, лагьана:

– Буюр, сикIстха, тух жедалдинеъ!

СикIгьикьваналахънатIани, адавайхуьрекдиндадаквазхьанач. СикIгишилахъфена. Гьайикъалайаданнидурнадиндуствалникуьтягьхьана.



Сказка Мах. Чуьлдинкьифер. (Полевые мыши.)

ХъуьтIуьн вахт тир. Сакьифкъузада, сакьифнигуьнедаяшамишжезвай.

СаюкъузкъузадаавайкьифкилигнавичинтIеквендай – гатфаржезва, ракъиниживедалчIулавцIаракхьизва.

«Агьа, хъсан я, гилакьенят-менятвалариз, авайзун-вунчанариз!» – лагьана, ада вичинсуьрсетнезэгечIнаваруфун дулу авуна.

КилигнагуьнедаавайкьифвичинтIеквендай – кьуьд я, живеди, лацусуфрадихьиз, къузадаавайкIунтIаркIевнава.

«КьенятавунакIанда», – лагьана ада.

КилигнакъузадаавайкьифвичинтIеквендай – жив лугьудайзатIамач.

«Кеф! – лагьанакьифре. – КуьдниакьалтIна, суьрсетни». КьифдуьздизэкъечIайтIа, акьалтIнавайдивичинсуьрет я: жив, жив… Къузадизгатфар пуд вацралайникъведайвал туш, гуьнеданицIранвайдигьаягъай вил акьадайсакьвесин я.

Гуьнедаавайкьифре я хъуьтIуьнэхирдикай, я суьрсетдинэхирдикайфикирийизвачир…

ГьаикI, масадангьалдизкилигна кар авуркьифгишилателефхьана.



Сказка «НУЬКIХАЛа»

Хьанакьван, хьаначкьвансакъаринисасвас. ЙикъарикайсаюкъузкъаридинрикIелтIанурдин фу акьалтда. Ада сусазлагьана: 


- Вуна фена тIануркуг, за фу акьалин. 
СусатIанурдизцIамар, кьаларвегьена, цIайягъизалахъна. АмматIанурдицIайкьунач. И арадасануькIатанатIанурдинкъерехдалацукьна. Ада сусавайвучизперишан я лагьана, хабаркьуна. Сусахьайивалахъаяйла, нуькIре, вичинкIвачяйсацазакъудна, тIанурдизгадарна. ТIанурдигьасятдацIайкьуна. Сусафучрана. НуькI фу акъуддалдиакъвазна, ахпа ада лагьана: 
- Я зицазвахце, я заз пуд фу це. 
Сусаз чара амукьнач, ада нуькIрез фу гана. Пуд фуникъачуна, нуькI фена. Фена, фена, агакьнаамятахрал. Чубанри фу галачизгьакIаннекхъвазакурла, нуькIрелагьана: 
- Куьненекфугалачизвучизхъвазва? 
Чубанрижавабгана: 
- Чазфуавач. 
НуькIревичинкьулакайхкуднаабуруз пуд фу гана. Чубанри фу тIуьнакуьтягьайла, нуькIрелагьана: 
- Я зи пуд фу вахце, я зазсагьерце. 
ГьернивахчунануькIмадрекьегьатхъувуна. Амдалдамдинванеркъвезвайсагъенелгьалтна. ИнаадазяхунгьайванартукIуна, шурваярийизвазакуна. 
НуькIреабурувгьергана. Мехъеркуьтягьхьайила, нуькIрелагьана: 
- Я зигьервахце, я свасзазце. 
НуькIсваснивахчунарекьегьатна. Адалсаашукьгьалтна. НуькIреашукьдизлагьана: 
- ЧуьнгуьргайитIа, за ваз свас гуда. 
АшукьдичуьнгуьрнуькIрезгана, вичизсваскъачуна. 
НуькIречуьнгуьрдихъгалазманиярлугьузхьана: 

ЦIингил-мингил, нуькI хала, 


Сацазгана, пуд фу къачурнуькI хала, 
Пуд фу гана, сагьеркъачурнуькI хала, 
Сагьергана, сасваскъачурнуькI хала, 
Сасвасгана, чуьнгуьркъачурнуькI хала.


Чтение стихотворений.

Чтение стихов про Хрюг

СТИХОТВОРЕНИЕ «ХУЬРУЬГАР» (Хрюгцы)

Совет гьукуматхьайилакьулухъди,

ДегишхьанатамамгьаларХуьруьгрин.

Квезакурваламачкрарвиликди,

Къармишхьанвахпер, маларХуьруьгрин.

Арифриз бес жедаавуришара,

Эцигнавашумуднисаидара.

Техилдинамбарризкилигвунсадра,

Чир жеда ваз ахпа, гьунарХуьруьгрин.

Кьегьал – маршал – чIехиВатандин бала,

КолхоздалВорошилован тIвар ала.

Колхозчийри, винелалазбаркала,

КъазанмишнаагалкьунарХуьруьгрин.

Артмишхьуниздевлетйикъалай-къуз

Мумкинвилеравайди я и колхоз.

Къунширайонривсортунинтумвугуз,

АцIанвабулкъуьлуьн, чанарХуьруьгрин.

ХъуьтIуьнкъишлах, гатуняйлахмалариз,

ЦIийикъанав, булл яд авайсалариз.

Чешнетушни цIийибагълархалкьариз,

Жерге-жергеичин, тарарХуьруьгрин.

Мублагьмензилэцигдай пуд вишкуьнуь,

Молотилкайралдигатазгадвири.

КIвалахзавакъушаавтомобилри,

Чешнединбур я мектебарХуьруьгрин.

Библиотейкани, клуб,гьамамар,

Гьарняниз туй-тамаша, далдамар.

Хуьруьнвиликзурбавагуьзелтамар,

ТуькIуьрдайвириметлебарХуьруьгрин.

Почтани, сельмаг авафадлайхуьре.

Билбилхьиз радио рахазгьар кIвале.

Тухузавайбур я и краркьиле

ВиричкадинкадраярХуьруьгрин.

Духтурарниагрономар, техникар,

Механикар,учителарделлекар.

Лап хъсандизчидайчпизгьар СА кар

Машгьурбур я пешекарарХуьруьгрин.

СТИХОТВОРЕНИЕ ВАТАН (Родина)

Ви гуьрчегвалсадахънижеч,

Чан зихайидиде, Ватан.

Екечуьллергалазгегьенш

Маднихьурайвунавадан.

Накьвар – къизил, къванер – мермер,

Авачвалайхъсануьлкве,

Дагълар – якъут, тамар – гевгьер,

Азадя вихзануьлкве.

Чимагьсулринкьакьанбегьер

Хкажжезва чинар хьиз тик.

ЦIарцIар гузкъвазнавачуьллер,

Гьарпатахъдиахъайнацуьк.

Чизаводриакъвазтийиз,

Югъди-йифди кIвалахзава,

Чандилайнихвенаазиз,

Чнавалдидамахзава.

СТИХОТВОРЕНИЕ «ДИДЕ» (Мать)

ЭгервунаханачиртIа,

Жедачирзунпашман, диде!

Бахтсуздаказзундуьньядиз

Вучизгъанадушман, диде?

Сагьафте я, туш им гъибет,

Авачиззуншалвардин мет.

Йифди-югъдикъачуззегьмет,

Чан гуда за гьикьван, диде?

За гьикьванкъачудакашар,

Инсандивайэхизтежер

Чпинедаягълуашар,

Зазфунигучяван, диде!

Амайкрарэхдайвири –

Динж туш йифизкъаткурери,

Касни авачвалайгъейри

Къведайдигьичзиван, диде!

Колыбельная

Я колыбельку качаю,

Будто бы шар земной.

Баюшки баю-баю.

Спи, человечек мой,

Спи моя отрада.

Гордость, печаль моя ,спи.

Спи, моя грусть,

Спи, моя радость,

Душа и даль моя, спи.

Спит сейчас все на свете,

Ветер не спит да я.

Колосья баюкает ветер,

А я, малыш мой, тебя.

Вырасти корнем сильным

Плодового деревца,

Чтоб от стыда за сына

Не прятала я лица.



Чтение и показ иллюстраций «Животные нашего края».



Заяц

Белка

Горный тур

Волк

Медведь

Лиса

Рысь

Детские работы

Разукрашивание флага Дагестана



Дидактические игры и упражнения

Д/и. «Домашние животные»



Пальчиковая гимнастика.

 «Мы капусту рубим, рубим».

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту жмем, жмем

Мы капусту солим, солим

Мы капусту мнем, мнем

Пальчики братишки

Начинаем мы рассказ

Десять пальчиков у нас

Старшие братишки

Умные мальчишки

Средним братцам

Только бы подраться

Ну, а вы малыши

Обнимитесь от души



Подвижные игры

Игра «Слепой медведь»

Играющие свободно размещаются па огра­ниченной площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего — медведя, кото­рому завязывают глаза. Они водят гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет па звук, стараясь за­пятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим. Правила игры.

Водящий не должен подсматривать. Убегать за линию площадки иг­рокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.

Игра «Палочка-стукалочка»

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, укрепление мускулатуры ног.

Играющие образуют круг, в руках у каждого маленькие палочки. Для игры нужна еще одна большая палка длиной около 50 см. Ведущего выбирают при помощи считалки. Выбранный ведущий закрывает глаза, считает вслух до десяти. Остальные игроки в это время прячутся. Прежде чем спрятаться, игроки кладут длинную палку одним концом на камень, другим — на землю. На конец палки, лежащей на земле, аккуратно кладут маленькие палочки.

Сосчитав до десяти, водящий открывает глаза и идет искать детей. Каждый, из спрятавшегося старается незаметно добежать до палки первым и стукнуть по ее концу, лежащему на камне так, чтобы маленькие палочки взлетели в воздух. Водящий старается помешать этому. Если же кому-то из игроков удается стукнуть по палке и рассыпать палочки, то водящий опять закрывает глаза. Если же водящему удается выиграть, то водящим становится игрок, найденный первым.

Правила игры: чтобы никто не тронул палочки, водящий, найдя кого-нибудь из прятавшихся детей, быстро подбегает к длинной палке и громко называет имя найденного, а обнаруженный игрок останавливается и больше не прячется.

Игра «Выбей из круга»

Цель игры: развитие глазомера, укрепление мускулатуры рук и плечевого пояса.

На игровой площадке чертится круг диаметром 30 см. На расстоянии 3—4 м от него проводят линию. У каждого игрока (играют 5—6 детей) имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков или косточек.

Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти — по договоренности). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого камень лежит ближе к кругу.

Итак, каждый бросает свой камешек в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки.

выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков;

бросать камень нужно только от линии или от того места, куда он упал;

если у игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.



Игра «Достать шапку»

Цель игры: укрепление мускулатуры ног, развитие внимания, сохранения равновесия

Игроки делятся на две команды (до десяти человек в каждой). На игровой площадке чертится линия на рас­стоянии 10—15 м от игроков, на которой находятся шап­ки. Играющие становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д.

Первые пары, например, продвигаются вперед, пры­гая на одной ноге, вторые пары двигаются на четверень­ках, третьи пары идут на пятках, четвертые — в полуприседе, пятые в глубоком приседе.

Правила игры:

взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой;

побеждает та команда, которая наберет больше шапок;

при повторении игры лучше поменять виды дви­жений между парами;



можно выбрать и другие движения.

Сюжетно - ролевые игры:

С/р игра «Что продается в магазине?»

Игровая ситуация «Вежливый продавец»

«Магазин игрушек», «Овощной магазин»

Игровая ситуация «Домикдля котенка» (строим из кубиков)





Игра -ситуация «Перевезем мебель кукле Фатиме»



Игровая ситуация «Красивая прическа»



Игра -ситуация «Встречаем гостей, делаем чаепитие»



«Машины собирают овощи в магазин»



Наблюдения: За транспортом, за птицами, небом, деревьями прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями





Книжный уголок: Предметные картинки, художественная литература по теме «Новый год»



Взаимодействие с родителями:

Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в познавательном проекте «Люблю тебя, мой край родной»



Консультация для родителей «Знакомим детей с родным краем»

Понимание Родины у детей тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из  задач воспитания в семье.

Любовь к родному краю, к своей Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что…  «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя  в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки:

           «В своём болоте и лягушка поёт»

           «Дома и стены помогают»

           «Всякая птичка своё гнездо бережёт»

           «Где родной край, там и рай»

           «Где родился, там и пригодился» и т. д.

У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то сказка остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем со страной, её столицей и символами.

Задача семьи - отобрать из массы впечатлений,  получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается вниманиедетей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать.

Надо показать ребёнку, что родное селославен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Папка-передвижка на тему: «Моя семья».