Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Любимое имя»,




Скачать 95.05 Kb.
Дата01.07.2017
Размер95.05 Kb.
ТипКонспект
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе для детей и родителей по программе «Социокультурные истоки» на тему:«Любимое имя», подготовила и провела воспитатель Кларькова О.А.

Программное содержание.

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово», с происхождением некоторых имён, с правилами поведения в ресурсном круге. Закрепить знания детей о содержании сказки «Теремок», её героях, в качестве образца произведения устного народного творчества, о добром слове, о происхождении имён некоторых героев сказки. Развивать речевую активность детей в процессе совместной деятельности с взрослыми; развивать умение детей слушать друг друга, открыто вступать в общение, умение образовывать ласковую форму имени и произносить добрые слова; развивать умение двигаться под музыку. Воспитывать умение детей искренне проявлять свои чувства, доброе отношение к близким людям.



Методы и приёмы. Беседа, загадки,ситуативный разговор, игровая ситуация, подвижная игра, двигательно-речевая миниатюра, музыкально-ритмические движения, беседа в ресурсном круге, удожественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы Альбома.

Предварительная работа. Знакомство детей с первой частью книги для развития «Доброе слово», чтение детям песенок-потешек с именами людей из книги «Доброе слово» с последующим обсуждением; заучивание детьми потешек с именами людей; речевые игры: «Назови имя», «Назови соседа ласково», «Какими ласковыми именами называет вас мама?»; хороводные игры:«Ходит Ваня», «Кто у нас хороший?», «Каравай», и др. ; «имянаречение» кукол в дошкольном учреждении и семье; беседы с детьми на темы: «Как зовут твою любимую куклу?»; «Как ласково звучит имя маме, папы, бабушки, дедушки?»; «Как ты ласково называешь имя своих друзей, братьев и сестёр?» введение групповой традиции празднования именин детей через календарь именинника.

Материал. Плюшевое сердечко, шар жёлтого цвета, кукла, игрушки:лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь; карточки с пословицами, книги «Доброе слово», изобразительные материалы.

Ход организованной образовательной деятельности.


Воспитатель с детьми заходит в групповую комнату, говорит детям о том, что к ним сегодня в гости пришли их родители, приглашает детей и родителей встать в круг и приветствует всех словами:

«Добрый день всем, кто улыбнулся,

Кто с доброй улыбкой ко мне повернулся!

Добрыми глазками все посмотрите –

Мы вас всех любим, и вы всех любите!



Добрый день – закатному Солнцу!

Добрый день – небу в оконце!

Добрый день – всем людям на свете!

Добрый день – и взрослым, и детям! Будем все нежны! Будем все дружны!

Воспитатель: Как приятно видеть всех вас, дорогие наши дети, рядом с вашими родителями. Давайте улыбнёмся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. А теперь возьмитесь за руки – мы передадим друг другу тепло наших рук и сердец. У всех вас - мам, пап, бабушек, дедушек и детей есть своё имя. Имя даётся каждому человеку при рождении. К имени нужно относиться с уважением. Очень важно знать имена всех наших детей и родителей и правильно их называть. Давайте познакомимся поближе друг с другом и назовём всем своё имя. Возьмите в руки это сердечко, передавайте его по кругу, чётко и ясно произнося своё имя. Вот мы и познакомились! А теперь займите, пожалуйста, места на стульях.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об имени человека. Уважаемые родители, вашему ребёнку чуть более трёх лет. … Вспомните, как с появлением новорождённого ваша жизнь приобрела сразу новый, глубокий смысл! С этого момента вы взяли на себя великую ответственность за воспитание и развитие человека. Вы радовались всем сердцем, когда ваш малыш начал произносить первые слова. Постепенно слово стало соединяться с действием, делом, через слово ребёнок начал открывать и постигать удивительный мир Добра и Света. Первое Слово, которое на всю жизнь подарили вы своему ребёнку – его имя. Имя не дают случайно. Имя – это как свет от образа человека. В российской традиции именем, отчеством и фамилией продолжается род семьи. При крещении младенец на всю жизнь получает ангела-хранителя – покровителя и заступника. В народе этот день называют именинами. Это большой праздник для всей семьи. Имя имеет большое значение для человека, является как бы кодом его судьбы. Каждое имя имеет своё значение, Александр – Защитник, Виктория – победа, Анастасия – Воскресение, Михаил – подобный Богу, Ирина – мир, покой. А вы, уважаемые родители знаете значение имени своего ребёнка? (родители делятся своими знаниями). Имена мы даём только людям, но и животным, игрушкам. Ребята, к вам в гости пришли герои сказки. Угадайте, как она называется? В этом вам поможет загадка: Домик в поле появился, Он в жилище превратился Для мышонка и лягушки –лупоглазой попрыгушки, Зайка, волк, лиса, медведь,В нём будут жить и песни петь! Что это за дом такой? Как называется сказка?» Дети отвечают: «Теремок». Воспитатель: «Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, кто первым поселился в Теремке?» Дети отвечают: «Мышка». Воспитатель достаёт из-за ширмы куклу мышки. Говорит за Мышь: «Здравствуйте, ребятки, добрый день! Вы помните, как меня зовут?» Дети отвечают: «Мышка – норушка». Мышь: «А почему меня норушкой зовут?» Дети: «Потому, что ты в норке живёшь». Мышь: «Правильно, ребята!» Воспитатель: «Ребята, а как можно ласково назвать Мышку?» Дети отвечают: «Мышечка, норушечка, Мышулька» (родители помогают, если дети затрудняются в ответах). Мышка: «Спасибо вам, ребята, мне очень понравились мои ласковые имена, меня так никто ещё не называл!» Воспитатель: «Мышка хочет загадать вам загадку. Если вы её угадаете, то в гости к вам придёт второй герой сказки». Мышка: «Не птица, не зверушка, не рот, а ловушка! Попадут в ловушку и комар, и мушка. Кто это?» Дети: «Лягушка!» Воспитатель: «Ребята, какими добрыми словами Мышка приглашала Лягушку в Теремок?» Дети отвечают: «Иди ко мне жить». Мышка прощается: «До свидания, ребята, до новых встреч!», – и уходит в Теремок.

Появляется Лягушка: «Добрый вечер, добрые люди! Вы знаете, как меня зовут?»

Дети: «Лягушка – квакушка».

Лягушка: «А почему у меня такое имя?»

Дети отвечают: «Потому, что ты квакать умеешь».

Лягушка: «А вы умеете? Давайте вместе попрыгаем и поквакаем! Мы лягушки – попрыгушки, настоящие квакушки! Ква-ква, ква-ква, лягушачие слова Двигательное упражнение «лягушка». Воспитатель с детьми и лягушкой квакают и прыгают на двух ногах. Лягушка: «Теперь квакать прекратите и на стульчики бегите!» Воспитатель: «Понравилось вам с Лягушкой играть? Давайте поблагодарим Лягушку и придумаем ей ласковые имена!» Дети придумывают: «Лягушечка, Квакушечка, поскакушечка». Лягушка: «Спасибо вам, ребятки! До свидания», – прячется в Теремке.

Воспитатель: «Дети, отгадайте загадку: Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт – белого найдёт! Кто это? Что за герои из сказки Теремок?»

Дети: «Это Лиса и Заяц». Появляются Заяц и Лиса.

Заяц: «Помните, ребята, как меня в сказке звали

Дети: «Зайчик – побегайчик».

Заяц: «Почему меня так зовут?»

Дети: «Потому, что ты умеешь быстро бегать».

Воспитатель: «А кто появился в Теремке после зайчика?»

Дети: «Лисичка – сестричка».

Воспитатель: «Давайте вспомним, какими добрыми словами Мышка и Лягушка приглашали к себе жить Зайку и Лисичку?»

Дети: «Иди к нам жить!»

Воспитатель: «Давайте назовём наших гостей ласково. Как мы зайчика назовём?»

Дети: «Зайчик – побегайчик, Заюшка – побегаюшка, Зайчишка» (родители помогают).

Воспитатель: «Наш Зайка не только быстро бегает, но и ловко прыгает, как ещё его можно назвать?»

Дети: «Зайчик – попрыгайчик».

Воспитатель: «А как можно ласково назвать нашу Лисичку?»

Дети: «Лисичка – сестричка, Лисонька» (родители помогают детям подобрать слова).

Заяц и Лиса: «Спасибо вам, ребята, за слова ласковые, добрые! Мы хотим вас поблагодарить и поиграть».

Звучит музыка, дети играют в игру «Лиса и зайчики», выполняют движения: «Заяц прыгал, прыгал, прыгал и устал, хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял и т. д.»

Лисичка говорит: «В лапы мне не попадись, быстрей на стульчики садись!»

Воспитатель: «Весело мы поиграли, давайте поблагодарим Лисичку и Зайчика, скажем им добрые слова!»

Дети: «Спасибо!»

Лиса и заяц: «И вам, ребята, спасибо! До свидания!»

Воспитатель: «Ребята, а кто появился в Теремке после Лисы?»

Дети: «Волк!»

Появляется Волк«Здравствуйте, ребята! Помните, как меня зовут?»

Дети: «Волчок – серый бочок!»

Волк: «Почему меня так называют?»

Дети: «Потому что волки серого цвета».

Воспитатель: «Как мы можем ласково назвать нашего Волка?»

Дети (с помощью родителей)«Волчочек, Волчишко – серенький бочишко».

Волк: «Спасибо вам, ребятки, так ласково меня ещё никто не называл! За это я с вами хочу поиграть».

Воспитатель: «А мы про тебя стихотворение знаем!



(Проводится двигательно-речевая миниатюра «Волк»

Что за зверь по лесу рыщет? Волк добычу себе ищет!

А поймает, не отдаст. Серый страшен и зубаст! (дети с родителями делают движения , повторяя их за воспитателем)».

Воспитатель: «Как весело мы поиграли с Волком, давайте его поблагодарим добрыми словами

Дети с родителями«Спасибо тебе, Волк

Волк: «Пожалуйста, до свидания!» – уходит в Теремок.

Воспитатель: «Кто последним появился в Теремке?»

Дети: «Медведь косолапый». Появляется Медведь, всех приветствует.

Воспитатель: «Ребята, у нашего Медведя сегодня большой праздник – Именины! У медведя есть второе, секретное имя – Бер, отсюда и название его дома. Подскажите, как называется жилище медведя?»

Дети: «Берлога!»

Воспитатель: «Бер – это настоящее, старинное имя медведя, а лог – означает «яма». Под корнями старой ели яму рыл он еле-еле, натаскал ветвей, травы немного, и устроил там…что?»

Дети: «Берлогу!»

Воспитатель: «В народе было поверье, что если звать медведя по имени «Бер», то он придёт к вашему дому. Люди придумывали ему другие имена. Медведь означает – «ведает мёд», то есть знает, где в лесу мёд найти можно. Также его называют Косолапый. Почему? Как ещё можно назвать медведя?»

Дети отвечают с помощью родителей: «Михайло Иванович, Топтыгин, Хозяин и др.».

Воспитатель: «Давайте поздравим Медведя с именинами, встанем в хоровод и споём ему«Каравай»

Проводится хороводная игра «Именины», все танцуют и поют под русскую народную музыку.

Медведь: «Спасибо, люди добрые, уважили Медведушку. До свидания! Мне в Теремок пора возвращаться», – уходит в Теремок.
Воспитатель: «Уважаемые гости, давайте поставим свои стульчики в общий круг. Садитесь поудобнее! (создаётся ресурсный круг) Во время нашей встречи прозвучало много добрых слов, ласковых имён. Ребята, какие добрые слова говорили нам при встрече и прощании сегодня наши герои, благодаря нас за ласковые имена?»

Дети (родители помогают): «Спасибо, добрые люди, здравствуйте, до свидания».

Воспитатель: «Недаром в народе говорят: «Доброе слово дороже золота Уважаемые родители, возьмите, пожалуйста, этот жёлтый шар , он немного похож на солнышко. Как наше Солнышко встаёт на востоке и движется на запад по кругу, так и мы с вами пустим мяч по кругу. Давайте произнесём поговорки и пословицы о добром слове».

Воспитатель раздаёт карточки с пословицами и поговорками:



Доброе слово – лечит.

Добро слово – окрыляет.

Доброе слово – дороже золота.

Доброе слово и кошке приятно.

Кто добрые слова говорит – у того ничего не болит.



Доброе слово – всегда к месту.

Ничто не даётся нам так дёшево, и не ценится нами так дорого, как доброе слово.

Кто доброе слово говорит – словно рублём одарит.

Кто нам с добрым словцом – к тому и мы лицом.



Доброе слово и сказать не трудно, и слушать приятно.

Доброе слово – душу исцеляет, и добреть заставляет.

Воспитатель: «Большое всем спасибо! Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным С добрым утром! Добрый вечер! Доброй ночи! – говорим (А. Яшин)



А теперь, уважаемые родители, откройте книгу «Доброе слово» на странице19 с изображением Алёнушки, вышивающей полотенце и впишите на полотенце ласковые и любимые имена, которыми вы называете своих детей. Родители будут произносить эти ласковые имена своим детям, а дети будут благодарить добрыми словами своих родителей«Спасибо, мамочка, спасибо, папочка, спасибо, бабулечка и дедулечка!»

Воспитатель: «Добрые слова нужно говорить так, чтобы их все хорошо слышали, от всего сердца! Давайте пустим по кругу с востока на запад наше сердечко, передавайте его друг другу как эстафету добра». После этого воспитатель просит всех поделиться своими впечатлениями.