Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лучшие советские асы




Скачать 142.38 Kb.
Дата02.07.2017
Размер142.38 Kb.
ЛУЧШИЕ СОВЕТСКИЕ АСЫ
Если спросить "среднестатистического" жителя России (или жителя бывшего СССР) о лучших советских асах-лётчиках, то в 99% услышим только две фамилии - Кожедуб (62 лично сбитых) и Покрышкин (59 л.с.). Большинству не известен даже третий по числу официально засчитанных побед - Гулаев (57 личных побед).
Нисколько не стремясь умалить достижений Кожедуба и Покрышкина, хочу указать, что Гулаев воевал лишь 15 месяцев (с 14 мая 1943 по 14 августа 1944) - а не всю войну, как Покрышкин или почти 2 года, как Кожедуб. И ещё. Есть такое понятие как результативность "вылет-победа". То есть отношение числа боевых вылетов к числу сбитых противников. У Покрышкина этот показатель 650:59=11. У Кожедуба - 330:62=5,3. У Гулаева - 240:57=4,2. У большинства советских лётчиков, сбивших более 15 самолётов, этот показатель составляет 10-20, доходя до 50.
Если составить рейтинг результативности по этому показателю, то первая дюжина советских асов, сбивших более 20 самолётов, будет такой:
1. Капитан Александр Лавренов - 26 личных побед в 90 боевых вылетах (3,46). Погиб 26 марта 1944.
2. Ст.лейт. Николай Сивцов - 28 л. п. в 100 б. в. (3,57). Погиб 23 сентября 1943.
3. Капитан Александр Бастриков - 24 л. п. в 100 б. в. (4,17). Погиб 24 ноября 1943.
4. Майор Николай Гулаев - 57 л. п. в 240 б. в. (4,21).
5. Майор Павел Чепинога - 23 л. п. в 100 б.в. (4,35)
6. Майор Пётр Худов - 24 л.п. в 108 б.в. (4,50)
7. Подполковник Александр Ситковский - 31 л.п. в 160 б.в. (5,2)
8. Маршал авиации Иван Кожедуб - 62 л.п. в 330 б.в. (5,3)
9. Ген-майор Кирилл Евстигнеев - 53 л.п. в 296 б.в. (5, 58)
10. Майор Павел Камозин - 35 л.п. в 200 б.в. (5,7)
11. Ст.лейт. Евгений Дранищев - 21 л.п в 120 б.в. (5,7). Погиб 20 августа 1943.
12. Полковник Дмитрий Глинка - 50 л.п. в 300 б.в. (6)
Думаю, необходимо упомянуть и лейтенанта Петра Бринько. Он погиб 14 сентября 1941, сделав более 100 вылетов и имея на счету 15 личных побед. Надо отметить, что воевал он только на И-16. Однако он хотя бы получил звание Героя ССCР, в отличие от полковника Владимира Боброва, лично сбившего 43 самолёта (11-й абсолютный результат в советских ВВС, кроме того, рекордсмен среди советских лётчиков в Испании - 13 побед), и также не получивших этого звания капитана Бастрикова и капитана Ащаулова (24 личных победы).
А вот другой показатель - число боев к сбитым противникам (не менее 20 побед).
Тут первым будет капитан Назимов - 24 победы в 27 боях - 1,13 (погиб 23 декабря 1944).
Затем:
2. Майор Гулаев - 57 побед в 69 боях - 1,21
3. Ст.лейт. Сивцов - 28 в 40 - 1,43 (погиб 23 сентября 1943)
4. Капитан Лавренов - 26 в 40 - 1,54 (погиб 26 марта 1944)
5. Майор Манукян - 22 в 35 - 1,59
6. Подполковник Ситковский - 31 в 50 - 1,61
7. Майор Чепинога - 23 в 37 - 1,61
8. Капитан Бастриков - 24 в 40 - 1,67 (погиб 24 ноября 1943)
9. Полковник Пинчук - 22 в 38 - 1,73
10. Подполковник Меренков - 22 в 39 - 1,77
11. Полковник Сувиров - 28 в 50 - 1,79
12. Капитан Леонович - 28 в 50 - 1,79
13. Майор Руденко - 21 в 38 - 1,81
14. Полковник Семёнов -21 в 38 - 1,81
15. Маршал Кожедуб - 62 в 120 - 1,94
16. Ген-майор Куманичкин -36 в 70 - 1,94
17. Ген-майор Покрышев - 31 в 60 - 1,94
18. Полковник Лихобабин - 30 в 60 - 2,00
19. Полковник Лобанов - 26 в 52 - 2,00
20. Майор Яшин - 25 в 50 - 2,00
Результат Маршала Покрышкина - 59 в 156 - 2,64.
Ещё раз повторю - этими вычислениями я не имел целью принизить заслуги Кожедуба, Покрышкина, Речкалова, Ворожейкина, Скоморохова, Колдунова, Краснова и других советских асов.
(Данные взяты из книги Н.Бодрихина "Сталинские соколы")

Лучший летчик истребитель 2-ой мировой

Лётчиком-истребителем, имеющим наибольшее число побед в истории авиации — 352 самолёта — считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германиизаписали на свои счета по 100 и более побед, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более самолётов (по непроверенным данным, общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну Эйно Илмари Юутилайнену, на счету которого 94 самолёта противника. Сбившим наибольшее количество самолетов аcомСССР и союзников является Иван Кожедуб, на счету которого 64 самолета.

Кожедуб, Иван Никитович


[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии



Иван Никитович Кожедуб


Иван Кожедуб

Дата рождения

8 июня 1920

Место рождения

село ОбражиевкаГлуховский уезд,Черниговская губернияУкраинская ССР

Дата смерти

8 августа 1991 (71 год)

Место смерти

МоскваСССР

Принадлежность

 СССР

Род войск

авиация (военно-воздушные силы)РККА, истребительная авиацияВВС ВС СССР

Годы службы

19401991

Звание



Часть

240иап, 176Гв.иап

Сражения/войны

Великая Отечественная война

  • Курская битва

  • Битва за Берлин

Корейская война 1950—1953

Награды и премии








































































В отставке

Писатель
Депутат Верховного совета СССР
Народный депутат СССР

Ива́н Ники́тович Кожеду́б (укр. Іва́н Мики́тович Кожеду́б8 июня 1920, село Ображиевка, Глуховского уезда Черниговской губернии,Украинская ССР — 8 августа 1991Москва) — советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского СоюзаМаршал авиации (6 мая1985).

Псевдоним во время боевых действий в Корее — Крылов.[1]

[править]Биография


Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне — Шосткинского района Сумской области)Украинской ССР в семье крестьянина — церковного старосты[2]. Принадлежал ко второму поколению[уточнить] советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.

Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 — в рядах Красной Армии. В 1941 году окончилЧугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию, г. Чимкент. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередьюМессершмитт-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт — бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.



Иван Кожедуб на фоне Ла-5ФН (бортовой № 14)

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262[3]. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200—300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.[4]

И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Он же считается первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 — Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324 иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

В 19641971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.



Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

  • Лучший летчик истребитель 2-ой мировой
  • Кожедуб, Иван Никитович
  • [ править ] Биография