Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Логистика и управление цепями поставок»




Скачать 274.45 Kb.
Дата17.03.2017
Размер274.45 Kb.
ТипЗадача

Правительство Российской Федерации




Государственный университет-
Высшая школа экономики


ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ


Программа дисциплины


"Экономическая социология"

для специальности 080506.65 –

«Логистика и управление цепями поставок»
Автор:

Г.Б. Юдин



gregloko@yandex.ru





Рекомендована УМС

Секция «Социология»

Председатель В.Г. Ледяев


Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев


_______________

“___” __________ 2009 г.



_______________

“___” __________ 2009 г.



Утверждено УС факультета менеджмента

Ученый секретарь
_______________

“___” __________ 2009 г.



Москва, 2009 г.

I. Пояснительная записка

Требования к студентам. Курс предназначен для студентов бакалавриата, специализирующихся по направлению «Логистика и управление цепями поставок». Изучение курса предполагает предварительное знакомство с учебными дисциплинами «Философия», «Социология», «Микроэкономика».

Задача курса. Данный курс призван дать студентам представление о множественности подходов к изучению хозяйства и построению науки о хозяйстве. Задача курса состоит в Том, чтобы продемонстрировать различия между этими подходами, основные сферы их применения, их аналитический потенциал, основные преимущества и недостатки. В ходе курса студенты овладевают концептуальным и теоретическим аппаратом, применяемом в экономико-социологическом анализе хозяйства. Успешное освоение курса позволяет получить представления о ряде ключевых подходов и теорий, используемых для изучения некоторых сфер хозяйственной жизни в экономической теории и экономической социологии. По результатам курса студенты должны знать основные предпосылки, на которых основывается изучение хозяйства, уметь предлагать альтернативные объяснения различных хозяйственных процессов и сопоставлять их.

Структура курса. Курс разделён на четыре тематических блока. Основные обсуждаемые проблемные поля: неформальная экономика, институты и организации, государство и хозяйство, потребление. В состав каждого тематического блока входят лекции, семинары и самостоятельная работа.

1. На лекциях очерчивается проблемное поле экономической социологии и излагаются основные концепции. Логическая структура курса лекций построена следующим образом. В первом блоке обсуждаются различные подходы к построению науки о хозяйстве, излагается история возникновения экономического знания, рассматривается антропологический базис различных форм науки о хозяйстве. Затем обсуждаются проблемы анализа неформальной экономики в экономике и социологии. Во втором блоке рассматривается природа институтов и их значение для современного экономического и экономико-социологического знания. Затем разбираются основные подходы к анализу хозяйственных организаций. В третьем блоке рассматривается природа государства и существующие подходы к определению роли государства в хозяйстве. Здесь же обсуждаются возможности использования институционального подхода для анализа хозяйственного развития. В четвёртом блоке анализ потребления обсуждается в связи с теориями социального неравенства. Сферы потребления и хозяйства в целом рассматриваются как области производства смыслов и символов.

2. На семинарах разбираются ключевые тексты и обсуждаются используемые для анализа понятия, рассматриваются примеры эмпирического анализа хозяйственной жизни как на российском материале, так и на материале других стран. Разбор текстов происходит в форме докладов продолжительностью 15-20 минут, которые осуществляются по следующей схеме:

  1. Сведения об авторе

  2. Контекст написания работы

  3. Проблема работы

  4. Основные понятия

  5. Основные оппозиции и различения, предлагаемые в работе

  6. Основная логика и тезисы работы

  7. Основные классификации, предлагаемые в работе

  8. Выводы

  9. Критическая оценка текста

3. В ходе самостоятельной работы проводится сбор материала по изучаемой проблематике и выясняются объяснительные способности различных концепций. По окончании каждого тематического блока студенты представляют самостоятельные работы, в которых следует ответвить на предложенные вопросы. Для подготовки самостоятельной работы требуется провести небольшое наблюдение или беседу, а полученные данные проинтерпретировать с помощью теорий и подходов, усвоенных на лекциях и при разборе текстов. Результаты анализа сдаются в формате мини-эссе (2-3 стр.) и, по желанию студента, могут быть обсуждены на финальном семинаре блока, посвящённом презентации работ.

Действуют следующие критерии оценки самостоятельных работ:



  • насколько тщательно описан выбранный материал;

  • насколько адекватно применяются для его интерпретации различные экономико-социологические теории;

  • насколько аргументированы, содержательны и интересны полученные выводы;

  • насколько интересна и последовательна презентация проведённой работы;

  • насколько грамотно оформлен текст.

Требования к оформлению текста: объём - 2-3 страницы; Times New Roman 12 кегль, интервал полуторный, выравнивание по ширине. В работе стоит делать ссылки на те источники, которые используются для объяснения наблюдаемых явлений. Работы принимаются только в письменном виде. Работы, выполненные несамостоятельно, оцениваются в минус 10 баллов. Две похожие друг на друга работы считаются несамостоятельными. В случае обнаружения плагиата применяются нормы Положения о плагиате.

Примеры заданий и вопросов для самостоятельных работ см. в разделе IV.


Базовый учебник.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005.



Хрестоматии с текстами.

Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики / Под ред. В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2004.

Анализ рынков в современной экономической социологии / Под ред. В. Радаева, М. Добряковой. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

Информационные ресурсы.

Ссылки на материалы, которые могут быть полезны при подготовке к семинарам и написании самостоятельных работ:



ecsoc.msses.ru - журнал "Экономическая социология", полнотекстовый формат.

www.ecsoc.ru - портал по экономической социологии. Здесь можно найти биографические материалы о многих экономсоциологах.

www.ecsocman.edu.ru - образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту. Здесь можно найти ссылки на тексты, биографическую информацию, данные о книгах и многие другие материалы - в том числе, и по логистике.

ecsoclab.hse.ru - сайт Лаборатории экономико-социологических исследований. Здесь можно найти ссылки на исследования, которые могут быть полезны при изучении курса.

aclient.integrum.ru - база данных Интегрум, содержащая полные российских периодических изданий (в том числе, деловую прессу и общественно-политические издания). Возможен поиск по ключевым словам. Доступ с компьютеров ВШЭ.

library.pressdisplay.com - база данных PressDisplay со свежими номерами российских периодических общественно-политических и деловых изданий. В некоторых изданиях возможен поиск по ключевым словам.
Формы контроля.

Текущий и промежуточный контроль:



  1. Работа на семинарских занятиях (доклады и участие в обсуждении).

  2. 4 самостоятельные работы и их презентация на финальных семинарах блоков.

Итоговый контроль:

  1. Письменный зачёт.

Итоговая оценка (каждый элемент оценивается по 10-балльной системе):

  1. Оценка работы на семинарских занятиях (доклады и участие в обсуждении) – 20%.

  2. 4 самостоятельные работы и их презентация – 10% каждая.

  3. Письменный зачёт – 40%.

II. Тематический план учебной дисциплины






Название темы



Всего часов по дисциплине



Аудиторные часы

Самостоятельная работа



Лекции

Сем. занятия

1

Понятие «хозяйства» и эволюция науки о хозяйстве

8

2

2

4

2

Неформальная экономика: история изучения и механизмы функционирования

10

2

2

6

3

Доверие и социальный капитал

10

2

2

6

4

Основы институциональной теории фирмы

8

2

2

4

5

Механизмы координации: рынки, сети и иерархии

10

2

2

6

6

Теория организаций в экономической социологии

10

2

2

6

7

Понятие и сущность государства

6

2

0

4

8

Роли государства в хозяйстве. Теории экономического развития и экономической зависимости

8

2

2

4

9

Государство и рынок. Множественность форм капитализма

10

2

2

6

10

Потребление в экономической теории и социологии

8

2

2

4

11

Неравенство и потребление

10

2

2

6

12

Реклама и производство различий. Продукты и блага

10

2

2

6




Итого:

108

24

22

62

III. Содержание программы
Тематический блок 1. Неформальная экономика.
Тема 1. Понятие «хозяйства» и эволюция науки о хозяйстве

1.1 Социально-исторические истоки возникновения знания о хозяйстве. Экономика как этическая дисциплина. Исторический контекст возникновения политической экономии. Спинхемленд. Значение философии шотландского морализма для развития научных представлений о хозяйстве. Место политической экономии в философии А. Смита.

1.2 Антропологические основания науки о хозяйстве. Модель homo economicus. Экономика дара и её различные трактовки. Дар, обмен и рынок. Формальное и субстантивное значение термина «экономический». Роль К. Поланьи в формировании экономической социологии. Формы интеграции хозяйства по Поланьи.

1.3 «Споры о методе» изучения хозяйства в экономике и социологии в XX в. Социально-исторические предпосылки возникновения Новой экономической социологии. «Экономический империализм» и экономики Второго и Третьего мира. Критика экономической теории и социологии М. Грановеттером. Концепция укоренённости: сети и хозяйственное действие. Методологическое своеобразие экономической социологии и плюрализм экономико-социологических подходов.


Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 17-62, 138-156.


Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 82-104. См. также: Экономическая социология. 2002. Том 3, № 2. С. 62-73. См. также: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 55-90.
Дополнительная литература.

Автономов В. Модель человека в экономической теории и других социальных науках // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. М.: ГУ ВШЭ, 1998. Вып. 3. С. 24-71.

Аристотель. Политика. 1256a-1260b28 (Аристотель. Политика // Сочинения. М.: Мысль, 1984. ТОМ 4. С. 387-402.)

Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь // Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 582-607.

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укоренённости // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 131-158. См. также: Экономическая социология. 2002. Том 3, № 3. С. 44-58.

Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки: экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 9-51. См. также: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 99-137.

Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002. C. 55-152.

Радаев В. Экономическая альтернатива Карла Поланьи // Экономическая социология. 2004. Том 5, № 5. С. 20-34.

Роббинс Л. Предмет экономической науки // Thesis. 1993. Вып. 1. С. 10-23.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. С. 118-143, 522-527.

Swedberg R., Granovetter M. Introduction // The sociology of economic life / Ed. by M. Granovetter and R. Swedberg. Oxford: Westview Press, 1992. P. 1-28.
Тема 2. Неформальная экономика: история изучения и механизмы функционирования

2.1 Появление термина «неформальная экономика». Особенности экономики стран Третьего мира. Политический контекст изучения неформальной экономики. Функции и дисфункции неформальной экономики.

2.2 Рыночные и реципрокные отношения в неформальной экономике. Парадоксы неформальной экономики по А. Портесу. Сетевая организация хозяйства. Этническое предпринимательство. Проблемы регулирования и измерения неформальной экономики. Неформальная экономика в России.

2.3 Классификация типов неформальной экономики: критерии и проблемы. Подходы к измерению неформальной экономики. Методология МОТ и её критика.


Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 177-200.


Барсукова С. Три составных части контрафакта // Экономическая социология. 2008. Том 9, № 4. С. 14-29.

Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 303-339. См. также: Экономическая социология. 2003. Том 4, № 5. C. 34-53.


Дополнительная литература.

Барсукова С. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. С. 13-74, 303-328.

Буравой М. Великая инволюция: реакция России на рынок // Рубеж. 2000. № 15. С. 1-33.

Градосельская Г. Социальные сети: обмен частными трансфертами // Социологический журнал. 1999. № ½. С. 156-163.

Котельникова З. Товар с чужим лицом, или Почему правообладатели торговых марок попустительствую контрафакту? // Экономическая социология. 2008. Том 9, № 4. C. 30-48.

Де Сото Э. Иной путь. М.: Catallaxy, 1995.

Уолдингер Р., Олдрич Х., Уорд Р. Этнические предприниматели // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 340-368. См. также: Экономическая социология. 2008. Том 9, № 5. C. 30-55.

Харт К. Неформальные доходы и городская занятость в Гане // Неформальная экономика / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 532-536.

Штейнберг И. Процесс институционализации сетей социальной поддержки в межсемейных и дружеских обменах // Экономическая социология. 2009. Том 10, № 2. C. 62-75.

Feige E. How big is the irregular economy? // Challenge. 1979. No. 22. P. 5-13.

Feige E., Urban I. Measuring underground (unobserved, non-observed, unrecorded) economies in transition countries: Can we trust GDP? // Journal of Comparative Economics. 2008. Vol. 36, No. 2. P. 287-306.

Portes A., Sensenbrenner J. Embeddedness and immigration: Notes on the social determinants of economic action // American Journal of Sociology. 1993. Vol. 98, No. 6. P. 1320-1350.


Тема 3. Доверие и социальный капитал

3.1 Проблема доверия в экономической теории. Асимметрия информации. «Дилемма заключённого» и проблемы кооперации. Институциональный анализ доверия. Рациональность и нерациональность доверия. Дефицит доверия и его функциональные субституты. Мафия и охранный рэкет.

3.2 Сетевой подход к анализу доверия. «Недоговорные» основания договора. Проблема зависимости доверия от предыдущего опыта. Доверие, реципрокность и укоренённость. Доверие как переменная.

3.3 Роль неэкономических ресурсов в хозяйственной деятельности. Виды капитала. Взаимосвязь доверия и социального капитала. Три подхода к определению социального капитала. СК как ресурс гражданского общества (Р. Патнэм), СК как механизм воспроизводства неравенства (П. Бурдьё), СК как механизм координации (Дж. Коулман). Зависимость человеческого капитала от социального капитала.


Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 112-136.


Дополнительная литература.

Бурдьё П. Формы капитала // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 519-536. См. также: Экономическая социология. 2005. Том 6, № 3. С. 25-48.

Волков В. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 103-162.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1995. С. 238-290, 404-418.

Коулман Дж. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 159-185. См. также: Экономическая социология. 2004. Том 5, № 3. C. 35-44.

Коулман Дж. Введение социальной структуры в экономический анализ // Экономическая социология. 2009. Том 10, № 3. С. 33-41.

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М.: Ad Marginem, 1996.

Уцци Б. Источники и последствия укоренённости для экономической эффективности организаций: влияние сетей // Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. С. 208-253. См. также: Экономическая социология. 2007. Том 8. № 3-4.

Фукуяма Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию. М.: АСТ, 2006. Гл. 1-6.

Axelrod R. The evolution of cooperation. New York: Basic Books, 1984. P. 3-26.

Coleman J. Social capital in the creation of human capital // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94, supplement. P. S95-S120.

Gambetta D. Mafia: the price of distrust // Trust: Making and Breaking Cooperative Relationships. / Ed. by D. Gambetta. New York: Basil Blackwell, 1988. P. 158-175.

Hardin R. The street-level epistemology of trust // Politics and Society. 1993. Vol. 21, No. 4. P. 505-529.

Putnam R. Bowling alone: America’s declining social capital // Journal of Democracy. 1995. Vol. 6, No. 1. P. 65-78.

Radaev V. How trust is established in economic relationships when institutions and individuals are not trustworthy (the case of Russia) // Distrust / Ed. by R. Hardin. New York: Russell Sage Foundation, 2004.
Тематический блок 2. Институты в организациях.
Тема 4. Основы институциональной теории фирмы

4.1 Рынок как механизм координации в экономической теории. Нерыночная координация. Социально-исторический контекст проблемы природы фирмы. Роль менеджера в хозяйственной деятельности. Критика гипотезы о технологической необходимости фирмы. Риск и неопределённость как предпосылки существования фирмы (Ф. Найт).

4.2 Теория фирмы Р. Коуза. Концепция трансакционных издержек. Проблема оппортунистического поведения. Принципы выбора между рыночной координацией и вертикальной интеграцией: определение границ фирмы. Теорема Коуза, её теоретическое и практическое значение. Виды и источники трансакционных издержек. Теория контрактов О. Уильямсона. Проблема принципала-агента. Надзорная функция менеджера в теории фирмы А. Алчяна и Х. Демсеца.

4.3 Понятие «института». Институциональная теория развития. Роль трансакционных издержек в развитии. Проблема эффективности институтов. Влияние государства на эволюцию институтов.


Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 232-253.


Коуз Р. Природа фирмы // Р. Коуз. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. С. 36-57.
Дополнительная литература.

Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 91-104.

Алчиан А., Демсец Х. Производство, информационные издержки и экономическая организация // Вестник молодых учёных. Серия «Экономические науки». 2002. № 1. С. 114-129.

Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкты: рамки анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII, № 1. С. 76-89.

Коуз Р. Проблема социальных издержек // Р. Коуз. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство, 2007. С. 92-149.

Найт Ф. Риск, неопределённость и прибыль. М.: Дело, 2003. С. 253-297.

Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 69-91.

Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирма, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат; CEV Press, 1996. С. 48-90, 152-177.

Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической теории. М.: Дело, 2003. С. 253-310.

Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 53-68.

North D. Economic performance through time: the limits to knowledge / Working Paper. Series: Economic History, no. 9612004. Washington University, 1996 (http://econwpa.wustl.edu:8089/eps/eh/papers/9612/9612004.pdf).

Williamson O. The vertical integration of production: Market failure considerations // The American Economic Review. 1971. Vol. 61, No. 2. P. 112-123.


Тема 5. Механизмы координации: рынки, сети и иерархии

5.1 Рационализация организации в XIX-XX вв. Основные факторы рационализации организации по М. Веберу. Развитие рациональной бюрократии и её отличительные особенности.

5.2 Рынки и иерархии как две основные модели координации в экономической теории. Тенденция к «вертикальной дезинтеграции»: трансформация структур власти в иерархиях. Сети как альтернатива рынкам и иерархиям. Проблема идентичности фирмы: неприменимость критерия собственности. Переплетённые директораты.

5.3 Гетерархии и их адаптивные свойства. Роль гетерархий в различных институциональных средах. Рекомбинантная собственность. Структурные условия инноваций в организациях.


Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 254-268.


Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия // Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу / Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2002. С. 47-95. См. также: Экономическая социология. 2001. Том 2, № 2. С. 115-132.
Дополнительная литература.

Гайденко П., Давыдов Ю. Проблема бюрократии у Макса Вебера // Вопросы философии. 1991. № 3.



Градосельская Г. Роль неформальных взаимодействий в организации бизнес-структур: сетевой подход // Вестник РУДН. 2006. № 2. С. 84-102 (http://socioline.ru/_seminar/library/socnet/Grados_aticleRUDN.doc).

Марч Дж. Поисковая деятельность и эксплуатация проверенных приемов в организационном научении // Российский журнал менеджмента. 2005. Том 3, № 4. С. 147-168.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. С. 323-337.

Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 226-280. См. также: Экономическая социология. 2003. Том 4, № 3. С. 61-105.

Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 4-24.

Старк Д. Гетерархия: организация диссонанса // Экономическая социология. 2009. Том 10, № 1. С. 57-89.

Mintz B., Schwartz M. Interlocking Directorates and Interest Group Formation // American Sociological Review. 1981. Vol. 46. P. 851-869.

Mizruchi M. What do Interlocks do? An Analysis, Critique, and Assessment of Research on Interlocking Directories // Annual Review of Sociology. 1996. Vol. 22, No. 1. P. 271-298.



Yakubovich V., Shekshnia S. The Formal Structure of Informal Networks: the Case of a Russian Corporate Bureaucracy / Working Paper. 2008 (www.management.wharton.upenn.edu/yakubovich/Documents/Yakubovich_Shekshnia_Formal_Structure_of_Informal_Networks.pdf).

Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tübingen: Mohr (Paul Siebeck), 2002. S. 551-579.


Тема 6. Теория организаций в экономической социологии

6.1 Проблема разнообразия организаций. Популяционная экология организаций: смысл биологической аналогии в теории организаций. Источники изменений в организационной среде. Понятие организационной формы. Специализация и дженерализм как основные стратегии поиска ниши.

6.2 Новая институциональная теория организаций. Понятия рынка и организационного поля в экономической социологии. Власть в организационном поле: концепции контроля. Схожесть организаций: институциональный изоморфизм и ревизия теории Вебера. Формальная структура организации как инструмент поддержания легитимности. Стратегии борьбы с противоречиями институциональных требований.
Основная литература.

Радаев В. Динамика деловых стратегий российских розничных компаний под воздействием глобальных торговых сетей // Российский журнал менеджмента. 2005. Том 3, № 3. С. 3-26.


Дополнительная литература.

Бурдьё П. Поле экономики // Социальное пространство: поля и практики. СПб: Алетейя, 2005. С. 129-176.

Валитова Л., Тамбовцев В. Организационная экология: взгляд экономиста // Российский журнал менеджмента. 2005. Том 3, № 2. С. 109-118.

Кэрролл Г. Концентрация и специализация: динамика ширины экологической ниши в популяциях организаций // Российский журнал менеджмента. 2005. Том 3, № 2. С. 119-138.

Олдрич Х. Предпринимательские стратегии в новых популяциях организаций // Российский журнал менеджмента. 2005. Том 3, № 2. С. 139-154.

Павлюткин И. Ресурсная зависимость и институты: детерминанты вузовского поведения в трёх организационных популяциях // Вопросы образования. 2007. № 3. С. 220-239.


Радаев В. Популяционная экология организаций: как возникает разнообразие организационных форм // Российский журнал менеджмента. 2005. Том 3, № 2. С. 99-108.

Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОССПЭН, 2002. C. 119-156. См. также: Экономическая социология. 2001. Том 2, № 4. С. 28-55.

Щербина В. Что такое организационная экология? // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 99-107.

Burt R., Talmud I. Market niche // Social networks. 1993. Vol. 15, No. 2. P. 133-149.

DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields // American Sociological Review. 1983. Vol. 48, No. 2. P. 147-160.

Hannan M., Freeman J. The Population Ecology of Organizations // The American Journal of Sociology. 1977. Vol. 82. P. 929-964.

Meyer J., Rowan B. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony // The American Journal of Sociology. 1977. Vol. 83, No. 2. P. 340-363.
Тематический блок 3. Государство и рынок.
Тема 7. Понятие и сущность государства

7.1 Понятие государства по М. Веберу. Концепции происхождения современного государства. Государство в теориях общественного договора. Концепция Ч. Тилли: государство как рэкетир, роль войн в формировании национального государства.

7.2 «Хищническое государство», «грабящая рука» и «владеющая рука»: норма или патология? Проблема определения коррупции. Определение Д. Гамбетты. Связь между доверием, социальным капиталом и коррупцией. Антропологический подход к коррупции. Культурная демаркация коррупции. Коррупция и реципрокность.
Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 157-176.


Дополнительная литература.

Вебер М. Основные социологические понятия // Социологическое обозрение. 2008. Том 7, № 2. С. 125-127.

Паченков О., Олимпиева И. Коррупция, антикоррупция и позиция социального учёного // Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции СПб.: Алетейя, 2007. С. 1-12.

Скотт Дж. Анализ коррупции в развивающихся странах // Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции СПб.: Алетейя, 2007. С. 17-55.

Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские государства: 990-1992 гг. М.: Территория будущего, 2009. С. 21-71.

Gambetta D. Corruption: An analytical map // Political corruption in transition / Ed. by S. Kotkin, A. Sajó. Budapest, New York: CEU Press, 2002. P. 33-56.

Granovetter M. The social construction of corruption // On Capitalism / Ed. by V. Nee and R. Swedberg. Stanford: Stanford University Press, 2007.

Tilly C. War making and state making as organized crime // Bringing the state back in / Ed. by P. Evans, D. Rueschemeyer, T. Skocpol. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 169-187.

Tilly C. Cities and states in Europe, 1000-1800 // Theory and Society. 1989. Vol. 18, No. 5. P. 563–584.

Schleifer A., Vishny R. Corruption // The Quarterly Journal of Economics. 1993. Vol. 108, No. 3. P. 599-617.

Schleifer A., Vishny R. The grabbing hand: Government pathologies and their cures. Harvard: Harvard University Press, 1999. P. 1-18, 81-90.
Тема 8. Роли государства в хозяйстве. Теории экономического развития и экономической зависимости

8.1 «Количественный» и «качественный» подходы в исследованиях роли государства в хозяйстве. Основные типы государства в «старой» парадигме. Направления критики «старой» парадигмы Ф. Блоком.

8.2 Идея прогресса в социальной науке. Основные механизмы хозяйственного развития. Теория модернизации У. Ростоу. Теории модернизации и проблема неформальной экономики. Основные направления критики теорий модернизации. Теории зависимости. Интеграция в международное хозяйство и зависимость.

8.3 Роль государства в марксистских теориях. Теории империализма. Мир-системный анализ. Отличительные особенности и структура мир-хозяйства. Отношения между интересами государственного аппарата, капиталистов и совершенным рынком. Роль товарных цепей в капиталистическом хозяйстве.


Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 445-476.


Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 559–599. См. также: Экономическая социология. 2004. Том 5, №2. С. 37-56.
Дополнительная литература.

Джереффи Г. Международное хозяйство и экономическое развитие // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. С. 632–658. См. также: Экономическая социология. 2004. Том 5, №5. С. 35-62.

Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997. С. 116-189.

Bair J. Global capitalism and commodity chains: Looking back, going forward // Competition & Change. 2005. Vol. 9, No. 2. P. 153–180.

Chase-Dunn C., Grimes P. World-Systems Analysis // Annual Review of Sociology. 1995. Vol. 21. P. 387–417.

Gereffi G. Capitalism, development, and global commodity chains // Capitalism and development / Ed. by L. Sklair. London: Routledge, 1994. P. 211-231.

Manzo K. Modernist discourse and the crisis of development theory // Studies in Comparative International Development. 1991. Vol. 26, No. 2. P. 3-36.

Rostow W. The stages of economic growth: A non-communist manifesto. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 4-16, 93-105.

Wallerstein I. The capitalist world-economy: essays. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 1-48, 95-118.

Wallerstein I. Unthinking social science: The limits of nineteenth-century paradigms.

Philadelphia: Temple University Press, 2001. P. 39-124.
Тема 9. Государство и рынок. Множественность форм капитализма

9.1 Проблема определения капитализма. Сущность капиталистической формации по К. Марксу. Институциональное разнообразие капитализмов. Историчность форм капитализма. Историчность государства и рынка.

9.2 Классификация форм капитализма. Англо-саксонская и рейнская/японская модели капитализма. Французская регуляционистская школа. Роль государства в различных моделях капитализма. Значение регулирования рынка труда в различных моделях капитализма. Конкуренция между формами капитализма в ходе интеграции в международное хозяйство.

9.3 Институциональный подход к анализу хозяйственного развития. Институциональные и организационные логики. Зависимость от траектории (path dependence). Хозяйственная идеология и её влияние на хозяйственное развитие. Идеологическое содержание понятий «государство» и «рынок».


Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 138-156, 430-444.


Биггарт Н., Гиллен М. Выявление различий: социальная организация и формирование автомобильных производств в Южной Корее, Тайване, Испании и Аргентине // Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. С. 80-125. См. также: Экономическая социология. 2006. Том 7, № 2. С. 23-55.
Дополнительная литература.

Альбер М. Капитализм против капитализма. М.: Экономическая школа, 1998.

Гэлбрейт Дж.К. Какова американская модель на самом деле? Мягкие бюджеты и кейнсианская деволюция // Логос. 2003. № 2. С. 13-30.

Доббин Ф. Политическая культура и индустриальная рациональность // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. C. 607-631. См. также: Экономическая социология. 2004. Том 5, № 1. C. 45-62.

Дор Р. Различия японской и англо-саксонской моделей капитализма // Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. С. 63-79. См. также: Экономическая социология. 2008. Том 9, № 1. С. 65–75.

Мангейм К. Идеология и утопия. // К. Мангейм Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С.52-61.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. С. 119-136.

Скотт У.Р. Конкурирующие логики в здравоохранении: профессиональная, государственная и менеджериальная // Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. С. 126-152. См. также: Экономическая социология. 2007. Том 8, № 1. С. 27–44.

Флигстин Н. Государство, рынки и экономической рост // Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. С. 313-340. См. также: См. также: Экономическая социология. 2007. Том 8, № 2. С. 41–60.

Шевчук А. Модели современного капитализма: основы сравнительного институционального анализа // Экономическая социология. 2008. Том 9, № 5. С. 17-29.

Block F. In the shadow of Speenhamland: Social policy and the old poor law // Politics & Society. 2003. Vol. 31, No. 2. P. 283-323.

Boyer R. How and why capitalisms differ // Economy and Society. 2005. Vol. 34, No. 4. P. 509-557.

Boyer R., Yamada T. Introduction: a puzzle for economic theories // Japanese capitalism in crisis / Ed. by R. Boyer and T. Yamada. London: Routledge, 2000. P. 1-16.
Тематический блок 4. Потребление.
Тема 10. Потребление в экономической теории и социологии.

10.1 Потребление и потребность: первичность потребности. Понимание потребности в формализме и субстантивизме. Вкусы как эндогенная переменная. Идея «потребительского капитала» в экономической теории.

10.2 Потребление и потребность: вторичность потребности. Социальное значение потребления: дар и потребление. Потлач, агонистический дар и тотальные поставки. Потребление и истребление.

10.3 Проблема объяснения роста потребления. Общество потребления. Теории модернизации: развитие потребления как развитие возможностей удовлетворения потребностей. Структуралистские теории: конструирование потребностей и культура потребления. Связь между производством и потреблением.


Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 350-372.


Дополнительная литература.

Батай Ж. Проклятая часть. Опыт общей экономики // Ж. Батай. Проклятая часть. М.: Ладомир, 2006. С. 132-155.

Барт Р. Система моды. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 29-90.

Беккер Г., Стиглер Дж. De gustibus non est disputandum // Г. Беккер. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. C. 488-518.

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион – Русская книга, 2004. С. 52-83.

Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1996., 1996. С. 83-222.

Baudrillard J. The consumer society: its myths and structures. P. 25-48.

Featherstone M. Consumer culture and postmodernism. L.: Sage, 1991. P. 13-27.

Rostow W. The stages of economic growth: A non-communist manifesto. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 73-92, 145-167.
Тема 11. Неравенство и потребление

11.1 Неравенство как двигатель потребления: дар и производство излишка. Производство знаков и отличий в системе потребления. Теория праздного класса. Происхождение неравенства по Т. Веблену, эволюция демонстративной праздности. Роль подставного потребления в современном мире. Распространение «женской» модели потребления. Статусные мотивы в потреблении по Х. Лейбенстайну.

11.2 Роль потребления в теории неравенства П. Бурдьё. Социальное происхождение вкусов. Вкус как система различений и стиль жизни как система практик. Зависимость потребления от культурного и экономического капитала. Связь видов капитала в теории Бурдьё. Роль системы образования в конвертации капиталов, воспроизводстве неравенства и формировании вкусов.
Основная литература.

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 108-143, 184-199.

Гладарев Б., Цинман Ж. Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту // Экономическая социология. 2007. Том 8, № 3. С. 61-81.
Дополнительная литература.

Baudrillard J. The consumer society: its myths and structures. P. 49-98.

Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли. Том 1. Спб., 1999. C. 304-325.

Bourdieu P. Distinction: a social critique of the judgment of taste. London: Routledge and Kegan Paul, 1984. P. 99-168.

Бурдьё П. Формы капитала // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. C. 519-536. См. также: Экономическая социология. 2002. Том 3, № 5. С. 60-74.

Коос С. Объясняя этическое потребительское поведение в Европе (эмпирические данные по 19 странам) // Экономическая социология. 2009. Том 10, № 2. С. 76-97.

Рощина Я. Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая социология. 2007. ТОМ 8, № 4. С. 23-42.
Тема 12. Реклама и производство различий. Продукты и блага

12.1 Представления о рекламе в экономической теории. Информационная и агитационная функции рекламы. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина: реклама как инструмент дифференциации продукта. Производство сходств и различий с помощью рекламы.

12.2 Культурная детерминированность определений продукта. Рынок как культурная конструкция. Различия между продуктом и благом в экономике качеств М. Каллона. Значение и сущность процесса квалификации. Профессионалы рынка. Сингуляризация благ и формирование привязанности потребителя. Значение материальных устройств в создании и разрыве привязанности.
Основная литература.

Слейтер Д. Забирая рынок у экономистов // Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. С. 373-395. См. также: Экономическая социология. 2008. Том 9, № 2. С. 29-45.


Дополнительная литература.

Асперс П. Рынок моды: фотография моды в Швеции // Анализ рынков в современной экономической социологии. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. С. 396-418. См. также: Экономическая социология. 2006. Том 7, № 5 С. 39-55.

Каллон М., Меадель С., Рабехарисоа В. Экономика качеств // Журнал социологии и социальной антропологии, 2008. Том XI, № 4. C. 59-87.

Михайлова О., Гурова О. Потребитель в молле: между свободой выбора и стратегиями ограничения потребительского поведения // Экономическая социология. 2009. Том 10, № 3. С. 41–57.

Фельтхаус (Вельтус) О. Символические значения цены: конструирование ценности современного искусства в галереях Амстердама и Нью-Йорка // Экономическая социология. 2008. Том 9, № 3. С. 33–59.

Cochoy F. Is the modern consumer a Buridan’s donkey? Product packaging and consumer choice // Elusive consumption: Tracking new research perspectives / Ed. by K. Ekström and H. Brembeck. Oxford: Berg., 2004. P. 225-228.

Cochoy F. Calculation, qualculation, calqulation: shopping cart arithmetic, equipped cognition and the clustered consumer // Marketing Theory. 2008. Vol. 8, No. 1. P. 15-44.

McFall L. Advertising, persuasion and the culture/economy dualism // Cultural economy / Ed. by P. du Gay & M. Pryke. L.: Sage Publications, 2002. P. 148-167.

White H. Where do markets come from? // The American Journal of Sociology. 1981. Vol. 87, No. 3. P. 517-547.
IV. Примеры заданий для самостоятельных работ

К тематическому блоку 1:

Опишите одну знакомую Вам неформальную практику. Почему эту практику можно назвать неформальной? К какому типу неформальной экономики она относится? Кому выгодна эта практика? Кому она невыгодна? Можно ли с ней успешно бороться? Если да, то как; если нет, то почему?



К тематическому блоку 2:

Опишите один институт в известной Вам организации. Объясните его возникновение с точки зрения разных подходов и укажите, какой подход даёт наиболее адекватное объяснение. Рассмотрите заинтересованные стороны и укажите, кому этот институт выгоден, а кому – нет. Как он может изменяться в дальнейшем? 



К тематическому блоку 3:

Проведите контент-анализ двух-трёх выпусков любого издания (деловая либо общественно-политическая пресса). Выясните, какие коннотации связаны со словами "рынок" и "государство". Определите позицию издания по отношению к государству и рынку с помощью известных Вам подходов. Противопоставляются ли в издании государство и рынок? Рассматриваются ли они абстрактно или конкретно?



К тематическому блоку 4:

Проанализируйте рекламную кампанию одного продукта. На кого ориентирована эта реклама? Как позиционируется продукт? За счёт каких средств у потребителя вызывают мотивацию к покупке? Используйте для анализа известные Вам подходы. Задайте один-два коротких вопроса покупателям товара (10-15 чел.), чтобы узнать, как они осознают и объясняют собственные мотивы. Сопоставьте с результатами анализа кампании. (Возможна работа в группах по 2-3 чел. с соответствующим увеличением объёма работы).




V. Примерные экзаменационные вопросы.

  1. В чём состоят различия между двумя значениями термина «экономический»? Какое из них, с точки зрения К. Поланьи, больше соответствует задачам науки о хозяйстве?

  2. Какие формы интеграции хозяйства выделяет К. Поланьи? В чём состоят особенности реципрокности и какова её институциональная основа?

  3. Какие парадоксы в функционировании неформальной экономики выделяет А. Портес? В чём состоят сложности государственного регулирования неформальной экономики?

  4. Что такое контрафактный товар? Почему затруднена борьба с различными видами контрафакта?

  5. «Что такое дилемма заключённого»? Почему в экономической теории возникает проблема доверия?

  6. Что такое социальный капитал? Какие подходы к определению этого понятия Вам известны?

  7. В чём состоит объяснение природы фирмы Р. Коузом? В чём отличие этого объяснения от концепции Ф. Найта?

  8. Что такое теорема Коуза и в чём может состоять её значение для формирования государственной политики?

  9. В чём состоят отличительные особенности рациональной бюрократии? Почему, согласно М. Веберу, происходит рационализация организационной формы?

  10. В чём состоят преимущества гетерархии перед другими механизмами координации?

  11. Что такое организационная форма? Как в популяционной экологии объясняется разнообразие организационных форм?

  12. Что такое институциональный изоморфизм? Каким образом формальная структура организации может поддерживать легитимность организации?

  13. Основные элементы определения государства по М. Веберу.

  14. С чем связаны сложности в определении коррупции?

  15. В чём состоят различия между «старой» и «новой» парадигмами в анализе роли государства в хозяйстве, которые выделяет Ф. Блок?

  16. В чём состоят различия в объяснении экономического развития между теориями модернизации, теориями зависимости и мир-системным анализом?

  17. Какие модели капитализма Вам известны? В чём состоят основные различия между ними?

  18. Что такое институциональные логики и в чём состоит их влияние на хозяйственное развитие?

  19. Как соотносятся между собой потребление и потребность? Опишите это взаимоотношение с точки зрения различных концепций.

  20. Что такое «потребительский капитал»? В чём состоит значение этого понятия для экономической теории?

  21. С чем связано распространение демонстративной праздности, согласно Т. Веблену?

  22. Каким образом культурный капитал может конвертироваться в экономический капитал?

  23. В чём, согласно Д. Слейтеру, состоит ошибка экономистов и культурологов при определении рынков и продуктов?

  24. В чём, согласно М. Каллону, состоят различия между благом и продуктом? Какую роль играют процессы сингуляризации и дифференциации в экономике качеств?


Автор программы: _____________________________/Юдин Г.Б./

  • Программа дисциплины