Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литературное чтение, 1 класс система л. В. Занкова медведева Юлия Викторовна




Скачать 66.55 Kb.
Дата21.07.2017
Размер66.55 Kb.
ТипУрок
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ,

1 КЛАСС

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА
Медведева Юлия Викторовна

МБОУ «Курасовская СОШ»

Ивнянского района

Литературное чтение в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно – нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя способствуют формированию личных качеств. Ориентация учащихся на моральные нормы поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Тип представленного урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Для эмоционального восприятия материала использована презентация.

Тема урока: Ложь как нравственная проблема

(по рассказу В. Ю. Драгунского «Тайное всегда становится явным»).

Цели урока:

  • Создать условия для раскрытия нравственного смысла произведения;

  • Содействовать совершенствованию навыка выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;

  • учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;

  • учить чётко отвечать на поставленные вопросы;

  • совершенствовать библиографические навыки;

  • закреплять умение самостоятельно работать с книгой;

  • развивать читательский интерес.

Оборудование: доска с записью темы урока, выставка книг с произведениями В.Драгунского и его портрет, карточки с отрывками из «Денискиных рассказов», проектор, экран, компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал - утаил.

Отец об этом разузнал,

Поступок Вани явным стал.

- Вы узнали героя?

- Из какого произведения и кто автор?

II. Подготовка к восприятию.

- Как понимаете слова «явным стал»?

Прочитайте высказывание: «Тайное всегда становится явным».

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

III. Сообщение темы урока

1. Вступительная беседа.

Сегодня мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Тайное всегда становится явным». А кто автор этого произведения?

Автором является Виктор Юзефович Драгунский (Слайд 1) – прекрасный русский писатель, который родился 30 ноября 1913 году в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в (Слайд 2) Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 году красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В (Слайд 3) Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он начал работать с 16 лет. Для него (Слайд 4) все работы были хороши.

Виктор работал «бакенщиком (Слайд 5), шорником (Слайд 6), лодочником (Слайд 7), токарем (Слайд 8). Позднее он был цирковым клоуном (слайд 9), актёром театра и кино (Слайд 10), руководителем замечательного маленького сатирического театра «Синяя птичка»…» С сороковых годов он писал для сцены и арены скетчи, фельетоны, миниатюры. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко. Этот весёлый заводной человек жил в чудесном мире. Мире, где разъезжают прозрачные троллейбусы, где собак и вожатых зовут Люсями, где водятся зелёнчатые леопарды, где лучшее приветствие — «здорово!», а высшая похвала — «здорово!». Вдова писателя Алла Васильевна вспоминала: он «всегда был заводилой во всех играх. По вечерам друзья пробирались в парк князя Паскевича (конечно, без билетов). Там шли представления: артисты пели куплеты, танцевали модный тогда танец степ, а попросту — чечётку. Виктор выучивал куплеты, научился танцевать чечётку и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица…» С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы».

– И сегодня мы познакомимся с новым его рассказом, который стал названием и нового раздела (смотрим на доску) «Тайное всегда становится явным!»



2. Работа по учебнику. Чтение учителем произведения вслух.

— О чём нам автор рассказал во вступлении? (Терпеть не мог манную кашу.)

— Какое событие послужило завязкой рассказа? (Если съест, то мама обещала сводить в Кремль.)

Кремль — древняя крепость в некоторых русских городах.

— Хотите узнать, что случилось дальше?



IV. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали,

И большими разом стали.



V. Работа по теме урока

1. Чтение учителем отрывка «Тайное становится явным» с остановками.

2. Анализ прочитанного.

— От чьего имени ведётся повествование?

— Для чего автор так долго и подробно описывает сцену за столом? Найдите и прочитайте. (Даёт нам почувствовать, что Дениска пытается съесть кашу, хоть и не любит.)

Прочитайте его действия:



пошлёпал ложкой, посолил, посыпал песку, добавил кипятку.

— Почему ему стало «ужасно обидно»? (Он пытался, но не получалось.)

— И что же произошло дальше? Прочитайте.

— Почему вы смеётесь, ведь автор рассказывает об этом серьезно? (Смешная ситуация.)

— Какие выражения делают ситуацию смешной? (Глаза на лоб полезли, потерял сознание, выплеснул кашу на улицу.)

Прочитайте слова мамы.

Почему мама решила, что Дениска кашу съел? (Сидел за столом, а тарелка была пустой.)

— Посмотрите на знаки в конце каждой реплики мамы. (Радостные восклицания.)

— Что нам автор хотел показать? (Мама знала, что Дениска не любит манную кашу, и не ожидала, что он её съест, поэтому она восторгается.)

— Как ты думаешь, попал герой рассказа в Кремль?

Хотите узнать, почему?

3. Чтение учителем продолжения

— Почему он понял, что в Кремль он не пойдёт:

— С какой целью автор подробно описал, как выглядел прохожий? (Чтобы передать ужас положения)

— Что в речи прохожего передаёт растерянность? (Заикался)

— Как вы думаете, что в этот момент чувствовал Дениска? (Страх, ужас.)

— А что испьггывала мама? (Сильный гнев). Докажите словами из текста. (Тут мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник. А это верная примета, что мама ужасно рассердилась»).

— Как вы оцениваете поступок Дениса? (Его поведение вызывает сочувствие.)

— То, что мальчик утаил правду, считается ли это обманом? (Он виноват в том, что утаил.)

Какой самый напряжённый момент рассказа? (Диалог мальчика и мамы.)

Прочитайте. Это кульминация.

— Чего боялся Денис? (Потерять доверие мамы.)

— Осознал ли Денис свой поступок? (Дениска переживает, ему стыдно, он набирается мужества, чтобы признать свою неправоту.)

— Какова развязка? (Пересилил себя и подошёл к маме.)

Способность мальчика переоценить свое поведение вызывает уважение.

— А теперь давайте поразмышляем, а как развивались бы события, если прохожий не вошёл к ним в дом? (Вероятно, он пошёл бы с мамой в Кремль и не признался бы маме в проступке.)

Вот в этом настоящая беда. Но этот случай «спасает» Дениску и не дает превратиться в лгуна.

— Когда Денис поступил плохо, мама стала любить его меньше?

Любовь нельзя заслужить правильным поведением. Ведь любят не за что-то. Мама принимает вас такими какие вы есть, верит в вас. Так произошло и в рассказе В. Драгунского. Мама верит Денису, расстраивается, что он так поступил и надеется, что он осознал ошибку.



4. Обобщение.

— Вспомните себя. Была ли в вашей жизни такая ситуация, когда вам приходилось обманывать?

— Можете о ней рассказать?

- Что легче скрыть горькую правду или нет? А что лучше?

– Если всё откроется, могут наказать ещё больше, а если сразу сказать правду, то, наверное, взрослые не будут так ругать? Как вы думаете?

Вас мама всё равно любит и прощает. Замечательно сказал об этом

В. Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что — малыш,

За то, что — растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

5. Советы автора.

Прочитайте совет автора «Как стать самым честным».

Какой совет вам дал автор? (Шуточный.)

— Что поняли?



VI. Подведение итогов

– Чем занимались на уроке?

– Вспомним название темы, почему так назвали? Сделаем вывод!

VII. Домашнее задание

Чтение рассказа по ролям



VIII.Рефлексия

Ребята, закончив наш урок, хочется узнать, с каким настроением вы покидаете это занятие.

Если вам понравился этот рассказ покажите солнышко.

Если не очень понравился, покажите солнышко, закрытое тучкой.



Если совсем не понравился рассказ покажите тучку.


  • Литературное чтение в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
  • Тип представленного урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Для эмоционального восприятия материала использо
  • ХОД УРОКА Оргмомент. Ваня сливу съесть решил, А что сделал - утаил.
  • - Из какого произведения и кто автор II. Подготовка к восприятию. - Как понимаете слова «явным стал»
  • 1. Вступительная беседа. Сегодня мы познакомимся с рассказом, который так и называется «Тайное всегда становится явным». А кто автор этого произведения
  • 2. Работа по учебнику. Чтение учителем произведения вслух.
  • V I. Подведение итогов
  • VIII.Рефлексия