Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литературно-музыкальный вечер "Пленительные женские образы в поэзии Н. А. Некрасова. Любовь в жизни поэта"




Скачать 186.43 Kb.
Дата15.05.2017
Размер186.43 Kb.

Литературно-музыкальный вечер "Пленительные женские образы в поэзии Н.А. Некрасова. Любовь в жизни поэта"


От любви к женщине родилось всё самое прекрасное на земле.

Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины,

немногие способны к такой нежности чувства …

Н.Г. Чернышевский

Зачем же ты в душе неистребима,
Мечта любви, не знающей конца…

Н.А. Некрасов



Цели:

  • знакомство с основными вехами биографии и творчества Н. А. Некрасова;

  • развитие интереса к творчеству поэта;

  • развитие речи учащихся;

  • воспитание гражданственности и любви к своему народу на примере лирики поэта.

Оформление вечера:

  • выставка книг, посвященная жизни и творчеству Некрасова

  • портреты поэта и близких ему людей

  • презентация

  • запись музыки (Г.Свиридова к кинофильму “Метель” и др.)

  • репродукции картин А. Г. Венецианова

Оборудование:

  • ноутбук

  • проектор, экран,

Ход вечера

Звучит музыка. На фоне затихающей мелодии на сцене появляются ведущие.



ВЕДУЩИЙ: Дорогие гости, друзья, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы выразить дань почтение, любовь и уважение по­истине русскому поэту Николаю Алексеевичу Некрасову.

ВЕДУЩИЙ: Александр Твардовский писал о нём: «...Некрасов... Вершина его гения — рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у не­красовской поэзии своя собст­венная красота, своё озарение, своя ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, и доколе будет жить на земле и удивлять людские ду­ши пленительное русское слово, не померкнет слава одного из его прекрасных мастеров».

ВЕДУЩИЙ: Николай Алексеевич Некрасов…

ВЕДУЩИЙ: Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”, “Я лиру посвятил народу своему”, “Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать”. Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт-гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, чьё правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

ВЕДУЩИЙ: Но сегодня мы чуть по-иному рассмотрим творчество поэта, попытаемся поговорить о том, как поэт нам показал образ женщины, женщины-крестьянки, женщины-матери, женщины любимой и любящей. И, конечно же, начнём наш разговор с матери, удивительной женщины, которая оказала благотворное влияние на жизнь и творчество поэта. Он с детских лет и до конца дней своих с любовью и благодарностью вспоминал о ней.

ВЕДУЩИЙ: Елена Андреевна, женщина образованная, со сложившимися духовными запросами, певица с удивительным голосом.

ВЕДУЩИЙ: “Как вспоминали о ней старики: небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня”.

ВЕДУЩИЙ: Она была несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром. Её страдальческий образ запечатлён в стихотворениях “Рыцарь на час”, “Несчастные”, “Баюшки–баю”, “Затворница”, в неоконченной поэме “Мать”.

ВЕДУЩИЙ:

И если я наполнил жизнь борьбою


За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!

ВЕДУЩИЙ:

Именно от любви к матери идёт его горячее сочувствие к крепостным крестьянкам.

Стихотворении “В дороге”. В бесхитростном рассказе ямщика о семейной трагедии возникает образ барышни-крестьянки Груши, воспитанной по-господски, а потом отданной на село, в крестьянскую семью с её патриархальными порядками. Непомерно суровые условия жизни, нравственные страдания героини делают её существование невыносимым и ведут к безвременной могиле. (Звучит отрывок из стихотворения “В дороге”).

ВЕДУЩИЙ:

Эта же мысль продолжается в другом стихотворении Некрасова – “Тройка”.

Поэт восхищается пленительной красотой русской девушки-крестьянки, которая мечтает о счастье, любви. Но иная судьба уготовлена ей. Глубина содержания и сила художественного обаяния обусловила распространение стихотворения в качестве народной песни.
(Звучит романс “Что ты жадно глядишь на дорогу” в исполнении Ивана Суржикова).
ВЕДУЩИЙ:

Сердечность, искренность и глубина чувств русской девушки-крестьянки показаны и в поэме “Коробейники”. Ожидание возлюбленного, тоска по нему, чистая любовь невесты Катеринушки, которая предпочла всем щедрым подаркам “бирюзовый перстенёк”, показаны в этом произведении. Отрывок из поэмы стал одной из самых популярных народных песен.



(“Коробейники” в исполнении Надежды Кадышевой).
ВЕДУЩИЙ:

В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы-крестьянки, и женщины-труженицы.



ВЕДУЩИЙ:

Но это и женщины, способные на подвиг во имя любви, женщины, которые живут не в нужде, богатые, знатные, верные супружескому долгу, отказывающиеся от сословных и имущественных привилегий, женщины-дворянки. Об этом мы узнаём, читая поэму “Русские женщины”.



ВЕДУЩИЙ:

Жёны декабристов Волконского, Трубецкого, Давыдова, Муравьёва и других бросили вызов Николаю I, вопреки его желанию отправились в Сибирь.

Поэт написал две части, каждая из которых может быть названа поэмой: “Княгиня Трубецкая” (1871 год) и “Княгиня Волконская” (1872 год).

ВЕДУЩИЙ: Готовность обречь себя на все тяготы жизни жены каторжника, самоотречение, стойкость – это всё черты, присущие Екатерине Ивановне Трубецкой. (Слайд с портретом Е.И.Трубецкой)

ВЕДУЩИЙ: Не менее ярко показан ещё один образ женщины-декабристки, жены Сергея Григорьевича Волконского, Марии Николаевны.

(Слайд. Портрет М.Н.Волконской).

В 1827 году она последовала в Сибирь за мужем, оставив в Петербурге маленького сына Николая. Ребёнок вскоре умер.

Некрасов преклоняется перед ней, пожертвовавшей всем ради мужа, ради любви.

ВЕДУЩИЙ:

И всё-таки особое восхищение и сочувствие вызывали у поэта русские женщины-крестьянки.

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли. <...>



Н. Некрасов. Мороз, Красный нос
(На сцену выходят Матрёна и Да­рья.)

МАТРЁНА:

В полном разгаре страда

деревенская...

ДАРЬЯ:

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

МАТРЁНА: Ох, не говори, Да­рья, тяжела наша долюшка жен­ская. С первого луча солнца на­чинается для русской бабы непосильная эта работа:

Солнышко всё оживило,

Божьи открылись красы,

Поле сохи запросило,

Травушки просят косы,

Рано я, горькая, встала,

Дома не ела, с собой не брала,

До ночи пашню пахала,

Ночью я косу клепала,

Утром косить я пошла...

Крепче вы, ноженьки, стойте!

Белые руки, не нойте!

Надо одной поспевать! <...>

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос

ДАРЬЯ:

А там, гляди, рожь- матушка стала в колос метаться. Бог нам послал урожай!

Овод жужжит и кусает,

Смертная жажда томит,

Солнышко серп нагревает,

Солнышко очи слепит,

Жжёт оно голову, плечи,

Ноженьки, рученьки жжёт,

Изо ржи, словно из печи,

Тоже теплом обдаёт,

Спинушка ноет с натуги,

Руки и ноги болят,

Красные, жёлтые круги

Перед очами стоят... <...>



Н. Некрасов. Мороз, Красный нос

МАТРЁНА: Да, только успе­вай шевелиться, а покуда-то за­мешкаешься, так влетит от бари­на, ирода этого, век не забудешь! Зато сынок-то ихний, старшой который, Николай Алексеевич, не под стать отцу вышел.

(Дарья вытирает платком слёзы.)

Ой, да я гляжу, у тебя глаза на мокром месте. Да ладно, Дарью-шка! Будет тебе.



ДАРЬЯ: Болел он всей душой за нас, простых людей. Видел он нашу жизнь, полную горя и стра­даний.

(Матрёна успокаивает Дарью.)

ВЕДУЩИЙ: Женщины рус­ские! В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому и в поле, не досыпая ночами, растили они детей. Такова судьба и Матрёны, и Дарьи, и тысяч дру­гих женщин царской России.

ВЕДУЩИЙ:Достоевский, как никто другой знавший Некрасова, сказал о нём: «...Это было раненое серд­це, раз и на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта и была ис­точником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви это­го человека ко всему, что страда­ет от насилия, от жестокости не­обузданной воли...»

МАТРЁНА: Ох, нелегко сло­жилась судьба Николая Алексее­вича. И рано-то поехали они в Петербург, всего-то осьмнад­цать годочков было. Ох, неласко­во встретила юношу столица. Де­нег на всё не хватало.

ДАРЬЯ: Да и помощи не от кого было ждать. Нарушил Нико­лай Алексеевич волю батюшки.

(Матрёна и Дарья уходят.)

ВЕДУЩИЙ: «Я был один- одинёхонек в огромном городе, наполненном полумиллионом людей, которым решительно не было до меня никакой нужды», — писал Некрасов в своём автобио­графическом романе «Жизнь и приключения Тихона Тростникова».

ВЕДУЩИЙ: Петербургские мытарства — так называют это время в биогра­фических работах о Некрасове. Трёхлетние скитания по город­ским трущобам, углам и подва­лам, где ютилась нищета. Упор­ная, ежедневная борьба за существование. Поиски грошо­вого заработка. Соблазны и по­роки городского дна... И всё-та­ки Некрасов сумел вырваться из трясины, которая легко могла бы засосать человека менее стойко­го, менее твёрдого.

ВЕДУЩИЙ: «Я дал себе слово не умереть на чердаке» — так сказал Некра­сов в конце жизни одному из сво­их собеседников. В те лихие годы он активно занимался журналис­тикой всех видов: писал заметки, стихотворные пародии, отзывы о книгах, «ничего о них не зная», и, конечно, прозу, рассказы, сти­хотворения.

ВЕДУЩИЙ: Примерно к 23 годам Некра­сов выбрался из бедности и занял в литературной среде и обществе достойное место, чему способст­вовало знакомство с В. Г. Белин­ским. Постепенно в литератур­ном мире у Николая Алексеевича появились новые знакомые. Его труды один за другим тепло встречались публикой.

ВЕДУЩИЙ: Но если в творческой жизни наступила полоса везения, то на любовном фронте молодого по­эта преследовали одни неудачи. Почти вся интимная лирика Некрасова тех лет посвящена жен­щине, которая, по свидетельст­вам современников, была не­обыкновенно хороша собой. Этой женщиной, занявшей ог­ромное место в жизни и поэти­ческой судьбе Некрасова, была Авдотья Яковлевна Панаева.

ВЕДУЩИЙ: В начале сороковых годов Н.А. Некрасов познакомился с Авдотьей Яковлевной Панаевой (Брянской). (Слайд: портрет А.Я.Панаевой ).
(Звучит фрагмент «Мелодии» П. И. Чайковского. На сцену выхо­дят Барышни (1) и (2).)

БАРЫШНЯ (1): Вы видели Панаеву?

БАРЫШНЯ (2): Да, очень ми­ленькая особа.

БАРЫШНЯ (1): Да, она кра­савица, каких не очень много! Говорят, что она к тому же очень умна?

БАРЫШНЯ (2): Да! И вдоба­вок любезна прямо донельзя. А сколько литераторов тайно и явно к ней неравнодушны! А вот, кстати, один из её тайных воздыхателей — поэт Некрасов.

(На сцену выходит Чтец (1). Ни­кого не замечая, он садится за стол. На столе лист бумаги со стихами и перо.)

ЧТЕЦ (1):

Я пленён, я очарован,

Ненаглядная, тобой,

Я навек к тебе прикован

Цепью страсти роковой.

Я твой раб, моя царица!

Всё несу к твоим ногам,

Без тебя мне мир темница.

О, внемли моим словам:

Несурово, хоть ошибкой

На страдальца посмотри

И приветливой улыбкой

Хоть однажды подари!

Я люблю; ужель погубишь

Ты меня, не полюбя?

Полюби! — когда полюбишь,

Буду жить лишь для тебя!

Н. Некрасов. Присланное

БАРЫШНЯ (1): Ах, так она была замужем?

БАРЫШНЯ (2): А вы и не знали?

БАРЫШНЯ (1): Нет. Так рас­скажите, что за штучка эта Авдо­тья Панаева!

БАРЫШНЯ (2): С превели­ким удовольствием! Авдотья Яковлевна Панаева была на год старше Николая Алексеевича. Она родилась в Петербурге, в се­мье актёра Я.Г. Брянского. Дет­ские годы её прошли в тяжёлой атмосфере семейного деспотиз­ма, недоброжелательства со сто­роны матери, тоже актрисы. Ей нестерпимо хотелось выбраться из родительского дома. И случай такой представился в образе блестящего молодого помещика и столичного литератора Ивана Панаева, который предложил ей руку и сердце.

БАРЫШНЯ (1) (завистливо): Да вы что! Вот повезло!



БАРЫШНЯ (2): Подождите, вот послушайте дальше. Сначала всё шло хорошо, молодые съез­дили в Москву и в казанское имение Панаевых, побывали в Париже, где Авдотья Яковлев­на блеснула своей красотой. Но вскоре обнаружилось, что Иван Панаев совсем не создан для семейной жизни и не может расстаться с холостяцкими при­вычками. Он был своим челове­ком на маскарадах, в модных гостиных, любил возить прияте­лей к петербургским «камелиям» и дамам полусвета, кутил и пил с гусарами.

БАРЫШНЯ (1): Ужас!



БАРЫШНЯ (2): С годами до­машний очаг всё больше отсту­пал на второй план. И неудиви­тельно, что молодая жена вскоре начала чувствовать себя брошен­ной, одинокой и, в сущности, почти свободной от семейных уз.

БАРЫШНЯ (1): А как же Па­наева от него ушла?

БАРЫШНЯ (2): Об этом ис­тория умалчивает. Очевидно, Па­наева просто не могла больше жить со своим мужем.

БАРЫШНЯ (1): Я бы так же поступила.



(Барышни (1) и (2) уходят.)


ВЕДУЩИЙ:

Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю,

Я праздную его в душе моей!

Н. Некрасов «Да, наша жизнь текла мятежно...»



ВЕДУЩИЙ:

Важную роль в развитии отно­шений Некрасова и Панаевой сыграли близость духовных инте­ресов, общее понимание смысла литературы. Панаева — полно­правный участник издания журна­ла «Современник». Ею написана повесть «Семейство Тальнико­вых» под литературным псевдони­мом Н. Станицкий. Она регулярно печатала свои рассказы, с первого же номера вела отдел мод, помога­ла Некрасову по журналу — читала корректуру, принимала авторов, участвовала в жизни кружка, не говоря уже о том, что на ней лежа­ли все хозяйственные заботы, приёмы, постоянные редакцион­ные обеды и чаепития.



ВЕДУЩИЙ:

В лице Авдотьи Яковлевны Некрасов нашёл не только еди­номышленника, но и соавтора романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро». Это был пер­вый случай в русской литературе, когда роман писался вдвоём.

Цель произведения «Три стра­ны света» — показать на деле ту часто повторяемую истину, что Отечество наше велико, обильно и разнообразно, и, таким обра­зом, возбудить в соотечественни­ках желание путешествовать по России и изучать её. А в основу сюжета второго романа положена легенда о Мёртвом озере.

ВЕДУЩИЙ: Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освещён любовью, дружбой и взаимопониманием. Их отно­шения отмечены полной гармо­нией чувств и благотворным вли­янием Авдотьи Яковлевны: её любовь, по мнению современни­ков, «составила самые светлые страницы в мрачной жизни на­шего поэта».
(Звучит «Размышление» Ж. Массне. На сцену выходит Чтец (1).)
ЧТЕЦ (1):

Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой весёлый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня, —

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперёд — в это тёмное море —

Без обычного страха гляжу...

Н. Некрасов « Ты всегда хороша несравненно...»

ВЕДУЩИЙ: Роман с Панае­вой был настоящей, большой, но тяжёлой любовью Некрасова, любовью, лишившей покоя, от­дыха, сна, заставлявшей страдать и ревновать, любовью, требую­щей разлук и расставаний, пре­дельно мучительных для обоих.

ЧТЕЦ (1):

Я не люблю иронии твоей.

Оставь её отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Ещё остаток чувства сохранившим,

— Нам рано предаваться ей!

Пока ещё застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока ещё кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней

жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...



Н. Некрасов «Я не люблю иронии твоей...»

ВЕДУЩИЙ: С годами отно­шения Некрасова и Панаевой становились всё более сложны­ми, всё менее идиллическими. Причин для этого было много. Одна из них — трудный характер Николая Алексеевича. В иных случаях давала себя знать извест­ная ложность положения Авдо­тьи Яковлевны: оставаясь фор­мально супругой Панаева, она стала гражданской, то есть невенчанной женой Николая Алекеевича.

Весной 1855 года умер их маенький сын Иван. Это потрясло Николая Алексеевича, и Авдоью Яковлевну. «Потеря моего сына слегка свихнула меня ума...» — писала она 23 ноября 1856 года.


Звучит «Адажио» А. Вивальди. На сцену выходит чтец (2), держит в руках свечу.

ЧТЕЦ (2):

Поражена потерей невозвратной,

Душа моя уныла и слаба:

Ни гордости, ни веры благодатной —

Постыдное бессилие раба!

Ей всё равно — холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь, —

Я жду... но ночь не близится к рассвету,

И мёртвый мрак кругом... и та,

Которая воззвать могла бы к свету, —

Как будто смерть сковала ей уста!

Лицо без мысли, полное смятенья,

Сухие, напряжённые глаза, —

И, кажется, зарёю обновленья

В них никогда не заблестит слеза.



Н. Некрасов «Поражена потерей невозвратной...»


ЧТЕЦ (1):

Мы разошлись на полпути,

Мы разлучились до разлуки

И думали: не будет муки

В последнем роковом «прости»,

Но даже плакать нету силы.

Пиши — прошу я одного...

Мне эти письма будут милы

И святы, как цветы с могилы, —

С могилы сердца моего!



Н. Некрасов. Прощание

ЧТЕЦ (2):

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, —

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, —

Благослови и не забудь!


Н. Некрасов. Прости (Музыка Чайковского. Стихотворение положено на музыку.)
Звучит отрывок из «Вальса си минор» Ф. Шопена. На сцену выходят Барышни (1) и (2).)
БАРЫШНЯ (1) (радостно): Вы, слышали, Николай Алексее­вич разошёлся с Панаевой?!

БАРЫШНЯ (2) (равнодушно): Да, давненько уже!

БАРЫШНЯ (1): А что пред­шествовало такому решению?

БАРЫШНЯ (2): История об этом умалчивает. Только стало мне известно, что Авдотья Яков­левна снова замуж вышла за не­кого Головачёва, говорят, очень скромного литератора.

БАРЫШНЯ (1): Правда? Вот так штучка!

БАРЫШНЯ (2): Родила ему дочь и всецело отдалась её воспи­танию. Но счастье не было дол­гим. Муж вскоре умер, оставив её без средств к существованию. А Некрасов по-прежнему посвя­щает ей стихи…

БАРЫШНЯ (1): А сейчас он, надеюсь, свободен?

БАРЫШНЯ (2): Опять много работает, сочиняет стихи, ездит на охоту. А в личной жизни по­явилось новое знакомство.

БАРЫШНЯ (1) (возмущённо): Как же так?! Кто она?

БАРЫШНЯ (2): Селин Лефрен — актриса французской труппы, выступает в Михайлов­ском театре. С живым нравом и лёгким характером. Хорошо поёт и играет на фортепьяно, что, говорят, очень нравится Нико­лаю Алексеевичу. С ней он со­вершил две поездки за границу. После второй поездки Селин не вернулась в Россию, но это не прервало их отношений: они встречались в Париже, месяц провели на морских купаниях в Диеппе.

БАРЫШНЯ (1) (обиженно): Ну вот, одним всё, а другим ни­чего.
(Барышни (1) и (2) уходят.)

ВЕДУЩИЙ: Некрасов долго не забывал Селин, помогал ей, а в предсмертном завещании на­значил ей десять с половиной ты­сяч рублей.

(Звучит «Прелюдия ре мажор» С. В. Рахманинова.)

ВЕДУЩИЙ: Карабиха... Почти каждое ле­то, за немногим исключением, Некрасов проводил здесь. Это были едва ли не самые плодо­творные месяцы его поэтическо­го труда и отдыха.

Опять родная сторона,

С её зелёным благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна...



Да, только здесь могу я быть поэтом!

ВЕДУЩИЙ: Лето 1870 года после долгого пребывания за пределами роди­ны поэт также собирался провес­ти в Карабихе. В мае он пишет брату: «Любезнейший брат Фё­дор, я думаю приехать через не­делю в Карабиху. Пожалуйста, распорядись, чтоб моё помеще­ние было в порядке, ибо приеду я не один. Мне нужны повар и прачка. Я думаю пробыть в де­ревне до 15—20 июля... Мне бы нужен на эти полтора месяца ро­яль. Нельзя ли, во избежание хлопот, взять порядочный в Ярославле напрокат

ВЕДУЩИЙ: Все эти приготовления объяс­нились очень просто: Некрасов решил провести лето вместе с Зи­ной, своей последней любовью.
(На сцену выходят Матрёна и Да­рья.)

МАТРЁНА: Дарья, слыхала, наш батюшка-то Николай Алек­сеевич на старости лет молодуху взял?!

ДАРЬЯ: Уж не говори, Матрё­на, девушке всего лишь 19 годоч­ков исполнилось. А откуда она? Как звать-величать её? Из какого рода-племени?

МАТРЁНА: Ну, завалила рас­спросами. Тутошний винокур Павел Емельянович сказывал, что звать её Фёкла Анисимовна, но батюшке Николаю Алексееви­чу имя её непоэтичное показа­лось, и переименовал он её в Зи­ну. И все зовут-величают её Зи­наидой Николаевной. Родом-то она с Вышнего Волочка.

ДАРЬЯ: А это где ж будет?

МАТРЁНА: Откуда мне знать! Родителей у неё, говорят, нету — сиротка она, из простого звания.

ДАРЬЯ: Ох, бедняжка. А где же батюшка наш успел с нею по­знакомиться?

МАТРЁНА: С Зинаидой Ни­колаевной наш-то батюшка по­знакомился в Петербурге.

ДАРЬЯ: А какая она, расска­жи, Матрён?

МАТРЁНА: Зина-то... Сказы­вал Павел Емельянович, что она- то из себя очень красивая, скром­ная, простая, с весёлым нравом, душевная, приветливая, но не­разумная.

ДАРЬЯ: Ну, прям как мы!

МАТРЁНА: Не перебивай, а то рассказывать не буду.

ДАРЬЯ: Всё, молчу.

МАТРЕНА: Павел Емельянович-то сказывал, что наш батюш­ка совсем не разлучается с Зиной. Она, говорит, всюду его-то со­провождает: тута в Карабихе, да и за границей.

ДАРЬЯ: Видать, сурьёзно по­любил батюшка красну-девицу.

МАТРЁНА: Ага, так балует её. И платья ей, и театры, да совмес­тная охота, всяческие удовольст­вия — вот из чего её жизнь-то со­стоит. Да учителей разных пригласил Николай Алексеевич, пусть, значит, ума-разума наби­рается, грамотной пусть будет. Языки разные учат, музыкой да верховой ездой занимаются.

ДАРЬЯ: Так это ж хорошо, пусть грамотной будет, пусть учится.

МАТРЁНА: Стрелять из ружья научилась, теперешняя спутница батюшке Николаю Алексеевичу в его охотничьих выездах. Все сразу полюбили Зинаиду Нико­лаевну, кроме сестры батюшки.

ДАРЬЯ: Какой же это?

МАТРЁНА: Анны Алексеев­ны. Сказывают, неласково она встретила молодую жену батюш­ки. Посмеивалась над её негра­мотностью.

ДАРЬЯ: Ну, конечно, к прос­толюдинам у нас особое отноше­ние. Да, не её круга Зинаида Ни­колаевна.

(Матрёна и Дарья уходят.)

ВЕДУЩИЙ: Друзья и знако­мые поэта сразу признали Зину. Ей выражали своё уважение, присылая приветы в письмах, М.Е. Салтыков, А.Н. Плещеев, И.А. Гончаров и многие другие.

Зинаида Николаевна стала последней радостью в жизни Ни­колая Алексеевича. Она везде со­провождала поэта, самоотвер­женно ухаживала за ним в дни тяжёлой болезни и со временем сделалась духовно близким ему человеком.

ЧТЕЦ (1):

Пододвинь перо, бумагу, книги!

Милый друг! Легенду я слыхал:

Пали с плеч подвижника вериги,

И подвижник мёртвый пал!

Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Вот ещё красивая картина —

Запиши, пока я не забыл!

Да не плачь украдкой! Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих, записанный тобой.

Говори, что ты довольна другом:

В торжестве одержанных побед

Над своим мучителем недугом

Позабыл о смерти твой поэт!

Н. Некрасов. Зине

ВЕДУЩИЙ: Некрасов любил Зину и ценил её душевные качес­тва. Именно ей он посвятил по­эму «Дедушка», к ней обращался в своих стихах. Незадолго до сво­ей смерти Николай Алексеевич решил обвенчаться с Зинаидой Николаевной, но в это время он был уже настолько слаб, что едва мог стоять на ногах; везти его в церковь было невозможно. Единственным выходом было устроить венчание на дому. Вен­чался Некрасов 4 апреля 1877 го­да, а через восемь с небольшим месяцев его не стало... Но оста­лись его стихи.

(Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского. На сцену выходят все участники представ­ления.)

ВЕДУЩИЙ: Н.Г. Чернышевский писал о Некрасове: “Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства.”

ВЕДУЩИЙ: У поэта мы видим новое отношение к женщине, уважение её нравственных прав, признание равенства между любящими.

ВЕДУЩИЙ:

Пленительные образы!



Едва ли

В истории какой-нибудь страны



Вы что-нибудь прекраснее встречали.

ВСЕ (вместе):

Их имена забыться не должны.
Каталог: document
document -> Г. Х. Андерсен писал:,,Да, мой отец был честным ремесленником, всему, чего я достиг, я обязан самому себе, а не деньгам или происхождению. Думаю, что я в праве этим гордиться
document -> О творчестве писателей орловцев для детей младшего школьного возраста
document -> Егор Титов, Алексей Зинин Наше всё. Футбольная хрестоматия
document -> Анатолий Житнухин Газзаев
document -> А. П. Чехова Притяжение Чехова. Новые издания произведений А. П. Чехова 4 7 Чеховиана. Литература
document -> Помнить нельзя забыть

  • Оборудование: ноутбук проектор, экран, Ход вечера
  • ВЕДУЩИЙ
  • Звучит романс “Что ты жадно глядишь на дорогу” в исполнении Ивана Суржикова). ВЕДУЩИЙ
  • (“Коробейники” в исполнении Надежды Кадышевой). ВЕДУЩИЙ
  • (На сцену выходят Матрёна и Да­рья.) МАТРЁНА
  • ДАРЬЯ
  • БАРЫШНЯ (1)
  • Звучит «Адажио» А. Вивальди. На сцену выходит чтец (2), держит в руках свечу.
  • Н. Некрасов. Прости (Музыка Чайковского. Стихотворение положено на музыку.) Звучит отрывок из «Вальса си минор» Ф. Шопена. На сцену выходят Барышни (1) и (2).)
  • БАРЫШНЯ (2)
  • БАРЫШНЯ (1 )
  • МАТРЁНА
  • (Матрёна и Дарья уходят.) ВЕДУЩИЙ