Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литературно-музыкальная композиция как средство развития у студентов познавательного интереса и творческой активности




Скачать 113.84 Kb.
Дата29.06.2017
Размер113.84 Kb.

Литературно-музыкальная композиция как средство развития у студентов познавательного интереса и творческой активности

Н.А. Иваненко


Волгоградский технический колледж, г. Волгоград
В данной статье представлена методика подготовки к литературно-музыкальной композиции, указана её роль в литературном образовании и предложен сценарий проведения литературно-музыкальной композиции, который можно использовать целиком или частично.

В вузе литературы нет совсем, а в среднем учебном заведении количество часов, отведённое на изучение литературы, в последние годы значительно сокращено. Как же преподавателю ссуза успеть рассмотреть основные факты биографии писателей, тематику, проблематику, композицию и основные сюжетные линии изучаемых произведений? А, главное, хочется, чтобы в погоне за количеством (имеется в виду количество произведений, рекомендованных программой Министерства), не пострадало качество. Выход видится в мастерстве и умении педагога рационально организовать учебный процесс, в увеличении занятий в форме лекций, семинаров, конференций и т.п., в возрастании роли самостоятельной работы студента. Но есть темы, на изучение которых программой не отведено ни одного часа, а молодёжи они необходимы, т.к. играют важную роль в воспитании молодёжи, в формировании гуманных качеств, в становлении молодого человека как гражданина своей страны. И несмотря на то, что многие сейчас ругают молодёжь, дескать, ничем не интересуются, мало читают, не имеют ни духовных ценностей, ни жизненных ориентиров, всё-таки молодые люди живут, а значит, думают, а значит, задаются вопросами: не напрасны ли жертвы войны? неразделённая любовь – это счастье или горе? как урегулировать взаимоотношения разных поколений? Это далеко не весь перечень вопросов, интересующих современную молодёжь. Задача педагога – помочь им, интересующимся, найти ответы в литературном материале и жизненных впечатлениях. Ведь не зря уроки литературы называют «уроками жизни». Анализируя поступки, мысли и чувства героев произведений, студент обогащает тем самым свой теоретический, но жизненный опыт, порой оберегая себя от непоправимых ошибок. Одна из главных задач литератора – заинтересовать и увлечь, побудить ребят задуматься над жизненно важными вопросами и, по мере возможности, используя литературные кладовые, показать несколько путей их решения. Чтобы заставить думать, необходимо оказать воздействие на эмоции и чувства. Большую помощь в реализации этой задачи оказывают качественно подготовленные литературно-музыкальные композиции.



Подготовка к литературно-музыкальной композиции начинается задолго до ее проведения (за месяц или даже раньше). Преподаватель обдумывает возможные темы и предлагает их ребятам. В ходе предварительной беседы выбирается тема. Во время совместного обсуждения формируется общее представление о том, произведения (или их фрагменты) каких авторов будут использованы, какими временными рамками следует ограничить собираемый материал, в результате чего тема формулируется более узко. Далее ребятам предлагается индивидуальная работа по отбору литературного материала: они подбирают стихотворение или прозаический фрагмент. Педагог параллельно тоже осуществляет поиск нужного материала и пытается подобрать (согласиться с выбором студента или ненавязчиво предложить подобранный преподавателем материал) каждому стихотворение в соответствии с его мировосприятием, темпом чтения, тембром голоса и т.п. Роль педагога на этом этапе очень важна: надо из огромного количества материала отобрать то единственное, что будет удачно звучать в устах данного студента. Педагог должен заранее чувствовать и слышать, как должно звучать каждое стихотворение или прозаический отрывок. Поэтому следующий этап работы – это обучение выразительному чтению. Первое занятие проводится для всех, на нем преподаватель объясняет общие законы выразительного чтения: где ставятся паузы, как долго их держать, когда интонация повышается, а когда понижается. Дома самостоятельно ребята работают над текстом с карандашом в руках, отмечая паузы, повышение и понижение голоса, изменение темпа чтения (если того требует литературный материал). Затем подготовительная работа над выразительным чтением с каждым чтецом осуществляется индивидуально: отрабатывается техника чтения и «добавляются» к технике эмоции. Литература и музыка – неразлучные подруги, от взаимодействия которых рождаются многие жанры в искусстве. Музыка помогает слушателю глубже понимать мир высокой поэзии и почувствовать переживания героев. Далее к отдельному литературному материалу подбирается музыка. После этого стихи читаются под музыку и корректируется темп чтения. Готовятся декорации, плакаты, компьютерная презентация, выставки, стенды (в зависимости от содержания литературно-музыкальной композиции). Последний этап – генеральная репетиция.

"Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств, перечтем..."

Ведущий 1. 1945 год, май и сентябрь, месяцы нашей Победы, веха утвержденной справедливости, итог борьбы, напряженных усилий, многомиллионных потерь, ощущение счастья жизни и горе матерей, сестер, жен, не дождавшихся своих мужей, братьев, сыновей, - этот год перевернул последнюю военную страницу нашей истории. И открылась следующая страница, веющая тишиной и миром. Но и в этой тишине горький запах пороха прошлой войны еще чувствуется до сих пор. Может быть, поэтому наша память возвращается и будет возвращаться к сороковым годам – к грозному времени, измерившему и выявившему нравственную силу русского народа.

Ведущий 2.

Когда речь идёт о людях, о конкретных судьбах, цифры – не лучший способ характеристики. И всё же эти цифры стоит привести. Из тысячи с лишним писателей, ушедших на фронт, 21 стал Героем Советского Союза, свыше 400 погибли в боях. Им, кто в годы ВОв вооружились и поэтическим словом и винтовками, посвящается литературно-музыкальная композиция "Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств, перечтем...".



Чтец 1. Константин Симонов «Зима сорок первого года», 1956

Зима сорок первого года –

Тебе ли нам цену не знать! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ведущий 1.

Борис Олевский набирал силы для творческого разбега. Разбегу этому не суждено было осуществиться: его, как и у многих, оборвала война.



Ведущий 2.

В тени знамён, нахохленных, как птицы,

Лежит боец, смежив свои глаза,

В которых, может быть, ещё дымится

И чуть заметно движется гроза.

Он спит. И времени текут потоки.

И в напряжённой снится тишине,

Что ты, мой друг, читаешь эти строки

Как лучший дар, как память обо мне…

Ведущий 1.

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманчивый уют.

…Он мертв уже. Ему не больно,

А их еще… письмом убьют.

Ведущий 2. Письмо жене Михаила Гершензона, детского писателя и переводчика

ЧТЕЦ 2.

Дорогая Лия Семеновна! Сообщаем Вам тяжелую весть. Ваш муж и наш друг М.Гершензон 14.8.42 г. погиб в бою с немецкими захватчиками. Он лично возглавил атаку бойцов одного из наших батальонов. В этой атаке он был тяжело ранен, вынесен с поля боя и доставлен в полевой госпиталь, где ему сделана была операция. Умер на шестой день после ранения. Болей он никаких не ощущал и до последней минуты не сознавал, что умирает. Похоронен он на братском кладбище со всеми воинскими почестями… Он всегда предупреждал нас, что в случае, если с ним что произойдет, вещи его и рукописи отправить Вам, что мы и сделаем. Нами поставлен вопрос о пенсии детям и Вам. Известили мы и Союз писателей. Дорогая Лия Семеновна! В любой момент, когда Вам потребуется в жизни помощь и поддержка, знайте, что друзья Вашего мужа – Ваши друзья.

Батальонный комиссар Малахов, Батальонный комиссар Савельев



Ведущий 1. Письмо жене Валентина Лосева, журналиста, драматурга.

ЧТЕЦ 3.

…На мою долю выпала тяжелая обязанность сообщить вам о том большом горе, которое постигло вас, вашу семью и коллектив редакции… Валентин погиб, погиб, как стойкий боец, до конца верный своему долгу. 2 июля при эвакуации из Севастополя, где он был до последних часов его защиты, Валентин утонул при налете вражеских бомбардировщиков на катер, на котором он переправлялся на Большую землю. …Уезжая в свою последнюю командировку, Валентин просил, если что с ним случится, не сообщать вам ранее чем через 2-3 месяца, - он заботился о малютке, которого вы кормите, он по-настоящему любил всех вас… Сознание того, что ваш муж был до конца честным, стойким, мужественным бойцом, должно дать вам силы пережить это большое горе. Воспитать сына таким, каким был его отец.

Ведущий 2. Возвращаясь из осажденного Севастополя, погиб Евгений Петров: транспортный самолет, летевший бреющим полетом, врезался в землю. Это произошло в Ростовской области в 1 час 20 минут дня 2 июля 1942 г.

ЧТЕЦ 4.

Севастополь держится. Прошло двадцать дней, как немцы начали наступать на Севастополь. Все эти дни напряжение не уменьшалось ни на час. Восемьдесят шесть лет назад каждый месяц обороны Севастополя был приравнен к году. Теперь к году должен быть приравнен каждый день. Нет больше Севастополя с его акациями и каштанами, чистенькими тенистыми улицами, парками, небольшими светлыми домами и железными балкончиками. Он разрушен. Но есть другой, главный Севастополь. Сейчас это город моряков и красноармейцев, из которых невозможно кого-нибудь выделить, поскольку все они герои. Только за первые 8 дней июня на город было сброшено около 9 тысяч авиабомб, не считая снарядов и мин. Передний край обороны немцы бомбили с еще большей силой. Огонь беспрерывно возрастает и каждый новый день штурма ожесточеннее предыдущего. Немцы вынужденно пишут сейчас, что Севастополь неприступная крепость. На самом деле Севастополь никогда не был крепостью со стороны суши. Он укрепился уже во время обороны.



Ведущий 1.

"...Евгений Петров был человеком, влюбленным в жизнь. Ему хотелось, чтобы жизнь была лучше, а людям жилось легче. В его юморе была сила, которая помогала людям крепче бороться и сильнее любить. " Илья Ильф (Эренбург)



ЧТЕЦ 5. Михаил Луконин «Госпиталь», 1947

(Стихотворение читается в сопровождении фортепиано: Л.Бетховен «Элизе»)

Всё в белом. Стены пахнут сыроватым мелом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

− А вот сестра, ты письма продиктуй ей!

Шли письма от неё. Читал и плакал,

письмо держал у просветлённых глаз. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



ЧТЕЦ 6. Алексей Недогонов «Письмо»

Нет, я, поверь мне, никому

Ни капли не завидовал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ведущий 2.

Мы с тобою писем ждем крылатых, Вспоминаем жен, родных, знакомых,

Это ничего, что мы, солдаты, Далеко теперь ушли от дома.

Ведущий 1. Евгений Абросимов.14 июня 1943 г.

«…Вот радость! Получил твоё первое письмо. Командиры взводов интересуются: «От кого получил?» Говорю: «От матери, с Урала.» – И все довольны, как будто не я один, а все получили.»



Ведущий 2. Прошло всего 22 дня после этого письма – и Евгений Павлович Абросимов при выполнении боевого задания пал смертью храбрых…

ЧТЕЦ 7. Михаил Исаковский «Русской женщине»

Ты шла, затаив свое горе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ведущий 1.

1941 год. Конец августа. Иосиф Уткин прибывает на Брянский фронт в качестве поэта фронтовой газеты "На разгром врага". Немецкая мина разорвалась рядом с поэтом еще до начала контратаки.



Ведущий 2.

"Когда Уткин лишился пльцев, он не думал о покое. Он снова рвался на фронт: «Как не понимают в отделе кадров, что поэта демобилизовать невозможно? Я уже научился писать на машинке, я буду писать, - значит, я буду служить так же, как раньше!» Вспоминал Е. Долматовский.



Ведущий 1.

Писатель Иосиф Уткин командируется на Брянский фронт в качестве специального военного корреспондента газеты "Правда".



Ведущий 2.

"Вчера на передовой в одном из блиндажей я услышал гармонь и песню на Ваши слова: «Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, В пылающий адрес войны

Я вошел в этот блиндаж и долго слушал. Песня эта очень нравится бойцам, и музыку они подобрали сами... Пишу Вам об этом, так как знаю по себе, как приятно поэту знать, что стихи твои не просто оттиснуты на бумаге, а пошли в жизнь!" (И. Сельвинский. Письмо И. Уткину от 9.08.1943 г.)13.11.1944 г., возвращаясь с фронта, И.П.Уткин погиб в авиационной катастрофе.

ЧТЕЦ 8. И.Уткин «Ты пишешь письмо мне…», 1943

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств, перечтем.



ЧТЕЦ 9. Михаил Гольдштейн

Дорогая Берта! …За время войны я проезжал мимо десятков разрушенных городов и сотен деревень. Как бы богата ни была фантазия у человека, он не в силах себе представить, как выглядит целиком разрушенный город. Хотя мало ещё видеть своими глазами – я бы сказал, что нужно видеть сердцем. Сегодня видел разрушенный немцами город. Целый город! Ни одного дома не осталось… Был живой город – и его больше нет. Стоят большие и малые каменные и деревянные дома без крыш, без окон, и кажется, что это стоят люди без головы, без глаз – стоят мёртвые люди. Ведь эти дома жили, веселились, горевали и радовались; каждый камень впитывал в себя человеческие чувства, и детский плач, и весёлый детский смех. Они были свидетелями трагических сцен и радостных минут. Здесь люди жили. И эти дома жили. Теперь они мёртвые. И человека, хозяина нет. Десятки, сотни лет человек трудился, своим потом и кровью он строил свой дом, свой город. Теперь всё это варварски разрушено. И какое нужно мщение, чтобы отплатить за всё это!



Ведущий 1. Последнее письмо пришло от М. Гольдштейна 9 авг. 1943г.

ЧТЕЦ 10. Джек Алтаузен "Родина смотрела на меня", 1941

Я в дом вошел, темнело за окном,

Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло,-

Дом был оставлен, пусто было в нем,

Но все о тех, кто жил здесь, говорило. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Чтоб на земле фашисты никогда

С игрушками детей не разлучали.

ЧТЕЦ 11. Зульфия Исраилова «Воспоминание» (Студентка исполняет муз. композицию на фортепьяно: LOVE THEME FROM «ROMEO AND JULIET» NINO ROTA)

Любимая, ты помнишь праздник мая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пиши на фронт мне чаще, дорогая,

Не плачь напрасно, помни про меня.



ЧТЕЦ 12. Зульфия Исраилова «Верность»

Мой друг, твоё письмо из далека

Доставила мне почта полевая. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ЧТЕЦ 13. Симонов "Сколько б ни придумывал фамилий…", 1971

Сколько б ни придумывал фамилий

Мертвым из моих военных книг, . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Получаю письма… получаю…

Снова, виноватый без вины,

На вопросы близких отвечаю

Двадцать лет,− как политрук с войны…



Ведущий 2.

Строки о "людях, что ушли не долюбив, не докурив последней папиросы" пронзительны. "Не долюбив..." Да, не долюбив женщину, поэзию, жизнь.

Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Не коснувшись опоздавшей славы,

Для которой песни я пою.

Ширь России, дали Украины,

Умирая, вспомню... и опять -

Женщину, которую у тына

Так и не посмел поцеловать.



Ведущий 1.

И впрямь, свою единственную на всю жизнь женщину ни Майоров (автор этих поэтических строк), ни другие сверстники его судьбы так и "не посмели" поцеловать перед уходом на войну и в вечность.



Ведущий 2.

Памяти участникам Великой Отечественной войны мы посвящаем литературно-музыкальную композицию «Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем…». Им, выжившим и погибшим, выражаем свою самую сердечную благодарность.


Литература:

А.Коган, З.Корзинкина. "Строка, оборванная пулей" Москва "Московский рабочий", 1976г.



Юрий Бондарев «Человек несет в себе мир» Москва «Молодая гвардия» 1980

  • "Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств, перечтем..."