Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литературно музыкальная гостиная




Скачать 130.27 Kb.
Дата03.07.2017
Размер130.27 Kb.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2082

«ЗАВЕРЯЮ»

Директор школы

___________ С.Б.Бокарева


ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ

«РОМАНСА ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ…»
в рамках Недели русского языка и литературы

Автор – составитель сценария

И. И. Здорова,

учитель русского языка и литературы

Выбор музыкального материала

Е. Э. Шведова,

учитель музыки
ноябрь 2012 г.

г. Москва



Цель: 

  • открыть для современных школьников малоизвестные страницы русской музыки и литературы;

  • приобщить их к культурному наследию России, опираясь на различные виды искусства.


Задачи:

Обучающие:

- знакомство с творчеством А.Н.Островского; с лирическими страницами биографии А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, И.С.Тургенева;

- знакомство с вокальным творчеством русских композиторов XIX века, городским и цыганским романсом;

- формирование умений исследовать интонационно-образные особенности русского романса, выявлять роль музыки в раскрытии содержания поэтического текста.


Развивающие:

- систематизация знаний о жанрах русской литературы и вокальной музыки XIX века;

- выявление связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой, изобразительным искусством;

- развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование навыков слушания музыки, поэтических произведений, навыков ассоциативного мышления;

- создание условий для творческой самореализации личности учащихся, для воплощения ими художественно-образного содержания романсов, фрагмента пьесы А.Н.Островского.

Воспитательные:

- воспитание потребности в общении с русским национальным искусством и способности воспринимать эстетические ценности;

- развитие коммуникативных, организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связи школьников, педагогов и родителей.
Возрастная группа: 7 – 10 классы

Место проведения: актовый зал школы

Оборудование:


  • Компьютер, проектор, экран

  • Презентация в формате Microsoft Power Point

  • Звуковые файлы в формате mp3

  • Театральные костюмы


Музыкальный материал:

1. Музыка А. Обухова, слова А. Будищева романс «Калитка»


2. Музыка П.Булахова, слова В. Чуевского романс «Гори, гори моя звезда»
3. Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника романс «Жаворонок»

4. Музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева “Нет, не любил он…”

5. Музыка А. Петрова, слова Б.Ахмадулиной романс « А напоследок я скажу»

из к\ф «Жестокий романс»

6. Музыка М.И.Глинки Полонез из оперы «Иван Сусанин»

7. Вальс «Венский юноша»


8. Музыка П. Чайковского, слова А. Толстого романс «Средь шумного бала»

9. Музыка неизвестного автора, слова Ф. Тютчева романс «Я встретил вас»

10. Музыка Ю. Абазы, слова И. Тургенева романс “Утро туманное”
11. Музыка Н.Шишкина «Слушайте, если хотите»

12. Цыганская песня «Очи черные», Бриллиант Дадашева, Николай Слииченко

13. Музыка Ф. Шопена «Душа»

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.

Звучит мелодия романса «Калитка», музыка А. Обухова, слова А. Будищева.

1 ведущий: Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

2 ведущий: Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Далее звучит романс «Калитка» в исполнении Г. Бесединой и С. Тараненко
1 ведущий:  Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

2 ведущий: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу.

1 ведущий: Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.


2 ведущий: Романс – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, гитарным или фортепианным, написанное на лирическое стихотворение, чаще любовного содержания. Музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришелся на XIX – XX вв.

1 ведущий:  Корни же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в Испанию XV века. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”.

2 ведущий:  Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

1 ведущий:  В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа.

2 ведущий: В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века благодаря европейским певцам. Первоначально это было стихотворение на французском языке, положенное на музыку. Композиторы, соединив галантность и грациозность французского менуэта с простотой и задушевностью народных песен, создали русский романс, который предназначался для исполнения под клавесин, фортепиано, гусли. Впервые слово «романс» как термин употребил Г.Р.Державин в 1796 г.

1 ведущий:  В России романс первоначально возник в дворянской столичной среде. Он предназначался для узкого круга лиц, которые посещали салоны и собирались на вечера. Там создавалась теплая домашняя атмосфера.

2 ведущий: Затем романс, мало чем отличающийся от песни, стали исполнять в помещичьих и дворянских усадьбах. Когда в моду вошли вокальные миниатюры, то выяснилось, что для любовных признаний как нельзя лучше подходит гитара с её мягким тембром, особой интимностью звучания. С конца XVIII века гитара царствует в русском музыкальном быту.

1 ведущий:  С XIX в. романсы стали столь любимы народом, что их писали как очень известные поэты и музыканты, так и малоизвестные, которым нет числа. Стихи поэтов вдохновляли на сочинение музыки. Так рождались шедевры романсовой лирики.

2 ведущий: Постепенно с середины XIX века этот жанр как бы разделился на два потока: классический, “профессиональный” романс и романс бытовой, или городской, создаваемый музыкантами-любителями.

1 ведущий: Бытовой (городской) романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Он возникал в сотрудничестве малоизвестных поэтов и музыкантов-любителей, представляя собой результат слияния музыки и слова. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

2 ведущий: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, С.В. Рахманинов.

1 ведущий: Звучит романс «Жаворонок», музыка Михаила Ивановича Глинки на стихи Нестора Васильевича Кукольника.

Вокальный ансамбль «Созвучие» исполняет романс «Жаворонок»
2 ведущий: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница”.

Первая инсценировка

А.Н. Островский “Бесприданница”, третье действие, явление 11

Действующие лица  появляются под музыку романса “Нет, не любил он…”,

музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.


Паратов. Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса.  Мне что-то нездоровится.

Паратов. Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров. Позвольте и мне повторить ту же просьбу!

Карандышев. Нельзя, господа, нельзя. Ларса Дмитриевна не станет петь.

Паратов. Да почем ты знаешь, что не станет? А может быть и станет.

Лариса.   Извините, господа, я и не расположена сегодня и не в голосе.

Кнуров. Что-нибудь, что вам угодно!

Карандышев. Уж коли я говорю, что не станет, так не станет.

Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени станем.

Вожеватов . Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю.

Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано.

Карандышев. Нет, нет! Я положительно запрещаю.

Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа!

Карандышев, надувшись, отходит в угол и садится.

Паратов. Что?

Лариса. «А напоследок я скажу». Звучит романс, музыка А.Петрова, стихи Б. Ахмадулиной

Кнуров (Ларисе). Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.

Паратов (с мрачным видом). Мне кажется, я с ума сойду. (Целует руку Ларисы.)

Вожеватов. Послушать да и умереть — вот оно что!

(Карандышеву.) А вы хотели лишить нас этого удовольствия.

Карандышев. Я, господа, не меньше вашего восхищаюсь пением Ларисы Дмитриевны. Мы сейчас выпьем шампанского за ее здоровье.

Вожеватов. Умную речь приятно и слышать.

Карандышев (громко). Подайте шампанского!

Огудалова (тихо). Потише! Что вы кричите!

Карандышев. Помилуйте, я у себя дома. Я знаю, что делаю.

(Громко.) Подайте шампанского!
Продолжают ведущие.

1 ведущий:  Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого.

Поэту дано было испытать высокое, одухотворяющее чувство: в 33 года он полюбил Софью Андреевну Миллер – женщину редкой духовной красоты, блестяще образованную, отличавшуюся тонким художественным вкусом.


Вторая инсценировка

Звучит Полонез М.Глинки из оперы «Иван Сусанин».

Выходят старшеклассники: юноши и девушки, садятся. Заводят салонный разговор.

1 девушка: Вы знаете, у Толстого с Миллер РОМАН?

2 девушка: Я точно знаю, что маменька Алеши против.

3 девушка: Разумеется, против. Она же не партия для него.

4 девушка: Да не быть этому роману или браку: сам Миллер, конногвардейский полковник всё расставит по своим местам.

Звучит мелодия романса «Средь шумного бала», слова А. Толстого, музыка П. Чайковского. Все участники надевают маски. Кавалеры приглашают дам, танцуют. Мелодия стихает, одна пара останавливается, молодой человек читает:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид;

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

Пары продолжают танцевать. Звучит романс «Средь шумного бала», слова А. Толстого, музыка П. Чайковского в исполнении М.Магомаева.

2 ведущий: Этой любовью вдохновлены многие лирические создания поэта. В 1863 году брак поэта с Софьей Андреевной Миллер был оформлен официально.

1 ведущий: Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре,

О, не грусти, ты все мне дорога,

Но я любить могу лишь на просторе,

Мою любовь широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.
2 ведущий:  Вот еще одна история любви. Рассказ о любви Ф.Тютчева, истории создания романса «Я встретил вас..», музыка неизвестного автора.

Девушка: (на фоне звучащей музыки) 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломт решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано барону Крюденеру.

Но Амалия и Федор тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе,где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Последняя встреча состоялась в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…

Звучит романс в исполнении П.Исаева.
1 ведущий:  Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

2 ведущий:  Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”.

1 ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

2 ведущая:  Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить “берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

1 ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

2 ведущая:  Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

1 ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

Романс “Утро туманное”, музыка В. Абаза на стихи И. Тургенева,

исполняет вокальный ансамбль учащихся 10 класса: Богачек Е., Тихонова Ю., Агеева В.
1 ведущий: (на фоне цыганского романса «Слушайте, если хотите»)

Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.



2 ведущая: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией. “Слушайте, если хотите” (стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая Языкова.

1 ведущий: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений “Очи черные”, “Темно-вишневая шаль”.

Танцевальная композиция.

Исполняют Бескаравайная В., Штыркова Е., Гордикова Е., Яськова Е.
1 ведущий: Вот и подошел к концу наш вечер. (Звучит лирическая музыка)

2 ведущая:  Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями.

1 ведущий:  Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса.

2 ведущая:  Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни,

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.




Ведущий: В подготовке литературно-музыкальной гостиной «Романса трепетные звуки» принимали участие: …….Звучит музыка Ф.Шопена «Душа».

Список литературы:

1. Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей /Худож. Л. Зусман. – М.: Дет. лит.,1978.–383 с., ил. (Люди. Время. Идеи).


2. Друзья мои. Стихи русских поэтов о дружбе. – Благовещенск, Хабаровск. кн. изд., 1989. – 448 с.
3. Золотая коллекция русского романса. – М.: Соврем. музыка, 2000. – 240с.
4. Кожинов В.В. Тютчев – М.: Мол. гвардия , 1988.– 495 с.: ил. (Жизнь замечательных людей)
5. Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.: Моск. рабочий, 1983. – 207 с.
6. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.: ил. (Биография писателя).
7. Маркасев Л. Серенада на все времена. – Л.: Сов. композитор, 1988. – 220 с.
8. «…Прекрасен наш союз…» – М.: Мол. гвардия, 1979. – 238 с.
9. Соболева Г. Русский романс. — М.: Знание, 1980. – 112 с.
10. Толстой А.К. Стихотворения. – М.: Дет. лит., 1985. – 127 с.
11. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1986. – 286 с.
12. Тыркова – Вильяме А.В. Жизнь Пушкина. В 2-х т. – М.: Три века истории, 2000. – 520 с. (Пушкинская библиотека).
13. Чачин Г.В. Тютчев Ф.И. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. (Биография писателя).
14. Чудное мгновение. Любовная лирика русских поэтов. – М.: Худ. лит., 1988. – 488 с.
15. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Худ. лит.1990.–348 с.

16. Материалы сайта «Первое сентября», статья М.А. Гречишниковой «Под звуки нежные романса..» и другие интернет-ресурсы.

  • ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «РОМАНСА ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ…» в рамках Недели русского языка и литературы
  • Задачи: Обучающие
  • Возрастная группа
  • 1 ведущий
  • 2 ведущий
  • Ведущий