Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литературный вечер. Образ матери в изобразительном искусстве




Скачать 140.06 Kb.
Дата03.07.2017
Размер140.06 Kb.
Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Петушинский промышленно - строительный техникум»

Литературный вечер.
Образ матери в изобразительном искусстве.

Кулакова Марина Сергеевна преподаватель русского языка и литературы

г. Петушки, 2010 г.

Аннотация.


Данный материал представляет собой методическую разработку внеклассного мероприятия по литературе, подготовленного ко Дню матери.

Материнство во все времена было свято и являлось высшей ценностью. В искусстве всех народов есть тема материнства. Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по – своему.

Искусство, понимаемое как художественное творчество в целом и включающее литературу, живопись, графи­ку, скульптуру, музыку и другие виды человеческой де­ятельности, является особой формой освоения действительности. Оно отражает чрезвычайно разнообразный круг жизненных явле­ний, на которые художник захотел и смог обратить наше внима­ние. Искусство значительно расширяет наш внутренний мир, обо­гащая его опытом других людей. Учит чувствовать, размышлять, любить, сопереживать, откликаться, спорить, анализировать. Обогащает нас новыми красками, эмоциями, переживаниями, вос­питывает вкус, утончает чувства. Учит общению, восприятию мне­ний других людей. Чтение или рассматривание картин — всегда со­творчество писателя, художника — и читателя, зрителя. А это тре­бует от воспринимающего активного отклика и поступка. Таким образом, и литература, и изобразительное искусство готовят обуча­ющихся к будущей взрослой жизни, знакомят с определенными мо­делями жизненных ситуаций, учат пониманию многообразия ми­ра. Верно заметил Б. Брехт, что «все виды искусств служат величай­шему из искусств — искусству жить на Земле».

Люди испытывают радость и вдохновение, когда общаются с искусством. И чем полнее переживает человек прекрасное в искусстве и жизни, тем богаче становится его внутренний мир.



Литературный вечер: «Образ матери в изобразительном искусстве».
Цели:

- формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности,

- развитие эстетического вкуса, интереса к искусству,

- подвести ребят к мысли о том, что только уважение, доброта и любовь к ближнему способны изменить нашу жизнь к лучшему.


Оформление:

-русские народные пословицы и поговорки, которыми украшен кабинет в день праздника,

- электронные презентации (рассказ сопровождается демонстрацией слайдов).
Участники.

Учитель.


Ведущие.

Ученики.
Слово учителя. Недавно в нашем календаре появился праздник - День матери. «Мама» — самое первое слово, которое произносит малыш, под звуки материнской колыбели он засыпает. Становясь старше, в самые трудные минуты, мы просим помощи и совета у мамы. Именно матери более чем кто-либо, радуются нашим успехам, искренне и глубоко переживают за наше будущее. Во многих странах мира отмечается День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня, в День матери чествуются только матери и беременные женщины, а не все представительницы прекрасного пола.

Традиция празднования Дня матери берет начало еще в женских мистериях древнего Рима, предназначенных для почитания Великой Матери — богини, матери всех богов. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» — четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране. Постепенно праздник приобрел другое значение, — чествовать стали не матерей, а «Матерь Церковь», так что праздник стал отчасти церковным.

В Греции День матери отмечается 9 мая. История праздника ведется со времен античной Греции, когда греки отмечали весной день матери всех богов Геи.

В Финляндии День матери отмечают во второе воскресенье мая. В этот день вывешивают флаги, дети готовят подарки для мам, а папы стараются в этот день на кухне, каждый в меру своих способностей и возможностей. Поздравляют также и бабушек.

На Украине День матери начали отмечать еще в 1929 году, но со временем о нем забыли. Сегодня этот праздник отмечают во второе воскресенье мая, скромно, без торжеств.

А в Армении 7 апреля отмечают День материнства и красоты, считая, что они неразрывны.

Новый праздник — День Матери — постепенно приживается в России. Основанный Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. И это правильно: сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Спасибо вам!.. И пусть каждой из вас всегда говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!



Ведущий(1) Наперекор

Изменчивой молве

Художники

Прославили в веках

Не девушку

С венком на голове,

А женщину

С младенцем на руках.

Девичья красота

Незавершенна:

В ней нет еще

Душевной глубины.

Родив дитя,

Рождается мадонна.

В ее чертах

Миры отражены.



Л.Татьяничева Ведущий(2) Материнство во все времена было свято и являлось высшей ценностью. В искусстве всех народов есть тема материнства.

Хетинский каменный барельеф — древнейшее изображение на камне, найденное в Турции. Оно с наивной простотой первобытного мышления зафиксировало сценку, часто виденную в жизни,- мать кормит своего ребенка.

Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси — с Богородицей.

В христианской культуре особая роль отводится Богоматери - Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя.

Ученик (1) Древнерусские мастера в 12 веке создавали иконы с её изображением. Это не портрет, но символический образ, выполненный по определённым правилам. Церковь считает икону не произведением искусства, а элементом храмового убранства. Тем не менее, некоторые иконы - настоящие шедевры мировой культуры. В первую очередь это главная святыня земли Русской «Богоматерь Владимирская». Икона создана в начале 12 века неизвестным византийским мастером и послана в дар князю Юрию Долгорукому, а его сын, Андрей Боголюбский, перенёс её во Владимир. Отсюда её название. Это покровительница и заступница земли Русской.

Икона выполнена в любимых цветах Древней Руси - на золотом фоне поясное изображение фигуры Марии в тёмно-бордовой накидке (одежде замужних палестинских женщин) с младенцем Иисусом в платье пурпура с золотом.

Иисус сидит на правой руке матери и прикасается округлым личиком к её щеке, обхватив её руками за шею. Такое изображение называют «Умиление». Глаза ребёнка устремлены к Марии. Он словно пытается понять Мать. В его взгляде детская мягкость и в то же время мудрость. Мария же скорбно смотрит вдаль. Тонкие уста её сомкнуты, в уголках губ таится горечь. Левой рукой она словно хочет придержать сына, защитить его от уготованной участи. При всей материнской нежности в облике Марии чувствуется сознание неизбежной жертвенности. Художник, искусствовед Игорь Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства». Вот как пишет об этом Максимилиан Волошин:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Ведущий(1) Этот образ не раз привлекал внимание живописцев эпохи Возрождения, 15-16 веков. В Италии Богоматерь называют Мадонной. Искусство Возрождения принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Ученик(2) Леонардо да Винчи в 1472 году во Флоренции написал одно из первых произведений в редкой для того времени технике - маслом. Это «Мадонна с цветком». Другое её название теперь «Мадонна Бенуа», так как обнаружили эту картину в собрании петербургского архитектора Н. Л. Бенуа, где и было установлено, что это творение Леонардо. Картина с 1912 года хранится в Эрмитаже.

Картина простая и ясная и в то же время бесконечно сложная. Мастер не использовал ярких тонов. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. Мягкими переливами света и тени создают объемность изображения.

Юная мать с радостной улыбкой протягивает сидящему у неё на коленях младенцу цветок и наблюдает, как серьёзный малыш внимательно его рассматривает. Ласковая, живая и обаятельная девочка-мать и мудрое дитя воплощают радость бытия и красоту познания.

Образ «Мадонны с цветком» внутренне лишён святости в религиозном её понимании. Перед нами просто молодая мать, одетая и причесанная по моде 15 века. Очарование полотна в том, что воплощает прелесть и поэзию материнства.



Ученик (3) Ещё один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи, - «Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Лита» (1490 г.) Изображено состояние спокойной радости, в которую погружена прекрасная молодая, кормящая грудью ребёнка мать. Холодный яркий свет озаряет её тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны пушистые, вьющиеся волосы младенца. Взгляд его, не по-детски серьёзный и внимательный, устремлен на зрителя, Картина написана темперой, придающей сочность тонам красного платья и синего плаща Марии. Живой и гибкий силуэт вписан между симметрично расположенных окон, отчего композиция приобретает завершенность и чёткость. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчёркивает гармоничность образа матери.

Поэт Роберт Рождественский, восхищенный этой картиной, посвятил ей стихотворение:

В прохладных залах Эрмитажа,

Среди героев и дриад,

На фоне Мирного пейзажа

Она к ребёнку клонит взгляд

Остановившегося кадра

Переливая нежный цвет,

Сияет - кистью Леонардо

Векам завещанный портрет.

Была ль та женщина земная

Простой моделью для него,

Иль, краски легкие втирая,

Он видел в смертной божество,-

Не всё ль равно? Она когда-то

Не с райских кущ к нему сошла

В лучах умбрийского заката

С чистейшей ясностью чела.

И вот, ничем не знаменита,

Ткача иль медника жена,

Живёт теперь мадонна Литта

В лазурной дымке полотна.

С ней столько душ вошло в единство,

Она пленила столько глаз,

И вечный светоч материнства,

Зажжённый ею, не угас.



Ведущий(2) Обратимся к творчеству другого известного живописца эпохи Возрождения. За приверженность к теме материнства современники прозвали его - «изобретающий Мадонн». Это Рафаэль Санти.

Ученик(4) В Дрезденской галерее экспонируется большое полотно. Это «Сикстинская мадонна». Рафаэль изобразил не просто Божественную Мать с Божественным младенцем, но чудо явления Царицы Небесной, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Взгляд Марии устремлён вперёд, словно она провидит и крестный путь Иисуса, и своё страдание. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам белыми ступнями. Тысячные толпы ждут её появления, должны неминуемо убить её сына. И это как бы остановило её на миг. Её взор смущен зрелищем неустроенности мира. Она крепко обнимает сына. Широко открыты её прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, скорбью овеяна её юная краса.

Иронично, меланхолично смотрят на людей 2 ангелочка. Они на своём веку насмотрелись на этих людей, вечно просящих чего-то у неба, и теперь взором уводят вверх, к Марии.

Потупила взор святая великомученица Варвара. Она тоже хорошо узнала цену людям, так как была человеком. Её смущает шум толпы, немного стыдно.

Папа Сикст, древний старик, поднял умиленный взор к Марии. Он забыл свою суетную, грешную жизнь и вот на пороге жизни и смерти впервые поверил в чудо.

А в глазах младенца, недетских суровых, участие. Его лик полон тревоги. Пух волос растрёпан. Он приникнул к материнской груди и беспокойно всматривается в толпы людей. Ещё неясное, неосознанное волнение охватывает его.

На первый взгляд ничего в картине не предвещает беды. Нужно всмотреться. Клубятся облака под ногами Марии, теснятся, их гонит ветер. Явление Марии сопровождает не безоблачное голубое небо, а таинственное свечение, как бы предгрозовое состояние. Свет то еле брезжит, то сияет, сверкает. Ветер растрепал волосы младенца, развевает тяжёлые складки золотой ризы Сикста, колышет увесистые занавеси, срывает с головы мадонны лёгкое покрывало, в тени которого спрятаны мрак, создающий напряжение, ощущение приближающего несчастья. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.



Ведущий(1) Традиции церковного и светского искусства, творческие особенности древнерусских иконописцев и мастеров итальянского Возрождения своеобразно переосмыслены русскими художниками XX века.

Один из них Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. В его творчестве присутствует мысль о непреходящей ценности и святости материнства. Он создал своих «мадонн» в первые послеоктябрьские годы. Это обычные простые женщины, но в их образах чувствуется волнующее соприкосновение с вечностью.



Ученик(5) Одна из самых известных картин Петрова-Водкина «1918 г. в Петрограде» (1920 г.) Здесь совмещено 2 образных плана. Задний план – историко - бытовой, текущая действительность- город, улица, дома , в которых угадывается Петроград. Приметы трудного времени угадываются не сразу, например, очередь за хлебом. Фигурки пешеходов малы по сравнению с центральной фигурой переднего плана - матерью.

Молодая женщина стоит на балконе спиной к городу, прижимая к себе ребёнка и как бы заслоняя его собой от грозящих бед. Лицо героини просветлённое, внимательное. В облике матери сочетаются чистота, самоотверженность и воля. Фигура матери вознесена над суетой и злобой дня. Простота, цвета и лицо матери соотносятся с образом Богородицы, ликом иконы. Поэтому картина получила второе название «Петроградская мадонна».



Ведущий(2) Современный художник Александр Шилов создал множество женских портретов, каждый из которых несёт частичку идеала красоты. Но женственность в этих работах наиболее полно предстаёт в ореоле материнства. Тема матери привлекает Шилова в разных своих проявлениях.

Ученик(6) Вот современная мадонна в поэтической картине «Утро». Молодая мама в утреннем нежно-голубом пеньюаре сидит около детской кроватки, держа на руках ребёнка и кормя его. И та же нежность и светлая радость в её склоненном над младенцем лице, что и на старинных картинах. Картина несёт в своём названии символику: утро - это время суток, о чём можно судить и по одежде женщины, и по виднеющемуся через окно в дымке городу, утро - в природе, расцвет её ( на окне в стакане цветущие нарциссы); утро - это и начало новой жизни и начало материнства.

С этой картиной перекликается другая - «Мадонна с младенцем». Но если первая напоминает жизненное изображение, фото, то эта скорее несёт в себе отношение художника к матери. На тёмно-коричневом столе стоит покрытая прозрачным полотном белая картина с полупоясным изображением матери, прижимающей к себе ребёнка. А перед ней в светло-коричневой вазе 3 нежных розы. Уважение и преклонение художника перед матерью.



Учитель. Тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдётся художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал её по – своему.
Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает…

А добрая мама прощает всё это,

Красивая мама всё это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь, упрямо,

Она выполняет свой долг терпеливо…

Красива по – своему каждая мама –

Любовью своей материнской красива.

С. Богомазов

Приложение.
Приводим русские народные пословицы и поговорки, которыми можно украсить кабинет в день праздника.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

• Родная земля — матушка, чужая сторо­на — мачеха.

• Птица порадуется весне, а младенец матери.

• Нет милее дружка, чем родная матушка.

• При солнышке тепло, при матушке добро.

• Материнская молитва со дна морского подымет.

• Мать и побьет, так гладит, а чужая и по­гладит, так бьет.

• На свете все найдешь, но не другого отца и матери.

• Не оставляй отца и матери в старости, и Бог тебя не оставит.

• Три друга: отец, да мать, да верная жена.

Список использованной литературы.

Большакова Л. Государственная Третьяковская галерея. Краткий путеводитель.- М.,1978.

Государственная Третьяковская галерея. Путеводитель. Сост. Т. Ковалевская.- М.,1968.

Даль В. Пословицы русского народа. – М.,1957.

Егорова С.Ю., Сухаревская Н.А. Для милых дам!: Сценарий праздника.- Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 12.



Кожина Н.А. «Загляните в мамины глаза…». – Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 12.

  • Литературный вечер: «Образ матери в изобразительном искусстве». Цели
  • Участники.
  • Греции
  • Украине
  • Ведущий(2)
  • «Богоматерь Владимирская».
  • Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли
  • Ученик(2) Леонардо да Винчи
  • Ученик (3)
  • Ученик(4)
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
  • Ученик(5
  • Ведущий(2
  • Ученик(6