Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литературные сказки. В. М. Гаршин «Лягушка путешественница»




Скачать 178.74 Kb.
Дата25.06.2017
Размер178.74 Kb.
Открытый урок по литературному чтению в 3 «Б» классе МБОУ СОШ №9

имени М.И. Неделина

Тема: Литературные сказки. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

Учитель: Миронова В.С.


Г. Одинцово, 2014 г.

Технологическая карта урока


Тема:

«В.М. Гаршин. Лягушка – путешественница»

Цели урока:

Образовательные: познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Тип урока:

Комбинированный

Ресурсы:

Оборудование учителя:

мультимедийный проектор;

ноутбук;

экран;


мультимедийная презентация к уроку

учебник "Литературное чтение", авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, ч. 1, 3 класс;

самоанализ урока

комплекс упражнений для расслабления глаз по методу Бейтса;

творческие работы (рисунки) учащихся предыдущего выпуска;

аудио-сказка «Лягушка-путешественница».



Оборудование учащихся:

учебник " Литературное чтение " Л.Ф. Климанова, Ч. 1, 3 класс;

толковые словари: С.И. Ожегова;

дополнительный материал о лягушках;

разрезные карточки с пословицами;

листы настроения.



Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа


Ход урока


Этап урока/время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности. / 1 мин

Цель.

Включение детей в

деятельность на

личностно-значимом

уровне.


Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

А теперь проверь, дружок,

ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

все ль в порядке?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать Только лишь оценку пять.

(Слайд №1)







Внутренняя позиция школьника. Положительное отношение к процессу познания.

II. Актуализация знаний./ 7 мин.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»



Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал.

-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?

-Чему учит это произведение?



Знать произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка "Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"

Мотивационная основа учебной деятельности;

описание содержания рассказа по иллюстрации;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.


III. Постановка учебной задачи. / 3 мин.

Цель.

Формулирование темы урока

.


Организует работу учащихся по формулированию темы урока, в форме подводящего диалога.

Формулируют тему урока, определяют жанр произведения.

(приложение 1)





У вас на партах лежат листочки с текстом, прочитайте его жужжащим чтением, отгадайте загадку.

Едят комаров,а болото их кров

Для цапли они,очень вкусный улов.

Квакая, прячут зелёный брюшки

За камышами смешные (лягушки)

(Слайд №2)

- Прочитайте загадку:

орфоэпически (хоровое чтение)

в медленном темпе;

скороговоркой.



Умение формулировать тему урока.

Учиться предполагать.

IV. Изучение нового материала. / 7 мин.

Цель. Обогащение словарного запаса обучающихся, расширение общего кругозора.


Организует работу по отбору необходимой информации.


Работают с дополнительным материалом (приложение 2)

(Приём «Инсерт»).



- Что вы знаете о лягушках?

(Слайд №3)

(Виноградов Егор)
(Слайд №4)

- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», которую написал Гаршин Всеволод Михайлович.

Сообщение подготовила Самойлова Елена.

( Слайд №5)


- Это портрет русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Родился в 1855 году в имении Приятная долина Екатеринославской губернии (сейчас это Екатеринбургская область) в семье офицера. С трех лет его воспитанием занимался отец. В 1863 году мать привезла его в Петербург, где он поступил в 7-ю петербуржскую гимназию. Хорошие отметки он получал за сочинения. Математику не любил, хотя она давалась ему легко, но интересовался естествознанием, ботаникой, химией, физикой. Писать он начал еще в гимназии. У него много было рассказов, сказок, статей. Но известным он стал благодаря своему последнему произведению «Лягушка-путешественница».

(Слайд №6,7)

- Небольшое сообщение для вас подготовил Храполёв Игорь.


Пробуждение познавательного интереса к чтению и окружающему миру, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Повторение понятия жанра произведения.



Сравнивать, анализировать и классифицировать объекты.
Умения находить дополнительную информацию по теме урока.
Использовать информацию из различных источников.

Знать фамилию автора





Словарная работа./ 3 мин.

Организует словарную работу с учащимися.

Зачитывают толкование слов.

- Уточним, кто такие путешественники?

- Что такое путешествие?

(Слайд №8)
- Любите ли вы путешествовать?

- А на чём можно путешествовать?

- «Лягушка-путешественница» - это сказка. На чём можно путешествовать в сказках?

- Скажите, на какие виды делятся сказки?

(авторские;народные)

(Слайд №9)

К какому виду относится данная сказка?

- Прежде, чем мы познакомимся с этим произведением, я предлагаю поиграть в игру.



Развитие речи младших школьников.

Работать в группе со сверстниками.
Умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

V. Музыкальная физкультминутка. / 1 мин.

Цель. Повышение умственной работоспособности и сохранения здоровья детей

Читает стихотворение.

Выполняют действия по инструкции учителя

Мы весёлые лягушки, мы зелёные подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкульт-привет!

(слайд №10)







VI. Первичное знакомство с произведением / 12 мин

Цель. Познакомить учащихся с содержанием сказки.


Напоминает детям правила слушания аудиозаписи сказки.

Задаёт вопросы по тексту.

Предлагает записать в «Читательский дневник» отношение героини к мнению окружающих и отношение автора к героине.


Слушают отрывок

аудиозаписи.


Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на поставленный вопрос, ориентируясь по книге.


Записывают в «Читательский дневник» ответы, опираясь на текст.




Слушание отрывка аудиозаписи.

(0,52-6,07)
Беседа после прослушивания.

(Слайд №11)

- Вам лягушка понравилась? (Ответы учащихся.)



- о каком времени года идет речь в сказке? (Осень).

- А какая это осень: ранняя или поздняя? (Ранняя осень.)



- Найдите подтверждение в тексте. («Шел теплый, мелкий дождичек», «к счастью вспомнила, что была уже осень».)

- нравится ли лягушке погода?

- Почему вы так думаете? Подтвердите свой ответ словами из текста. (Автор: - она «наслаждалась дождичком», лягушка: «Ах, какая сегодня прекрасная погода!»)



-Какой вопрос утки могли бы задать лягушке?

(Слайд №12)
Выборочное чтение.

Кого увидела лягушка на болоте?

Куда летели утки? Выберите ответ из текста и прочитайте.

Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками?

Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев?

Как это её характеризует?



Чтение «по ролям».

- Читать будем «по ролям». Постарайтесь не допустить ошибок.


- Молодцы!
Беседа после прочтения

(Слайд №13)

- Как относится наша героиня к мнению окружающих ее лягушек. (Лягушка боится, что про нее плохо подумают.)

- Как автор относится к героине? (Он ее любит; она ему нравится; он ею восхищается.)

- Что испытывала лягушка, услышав удивление и похвалу уток? (Была довольна собой)

- Какие чувства испытывала лягушка во время полета? (Страх, любопытство, благодарность уткам, гордость за себя.) (слайд №14)

- Какая черта ее характера проявляется в дальнейшем? (Хвастовство)

- Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле? (Она открыла рот и закричала)
Анализ произведения по содержанию.

- Какой по вашему мнению самый волнительный момент в сказке? (Падение лягушки)

(Слайд №15)

- Действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова?

- Для чего она тогда попросила уток лететь пониже? (Ей мало было признательности уток, ей захотелось показать себя, а главное послушать, что о ней говорят люди).



- Что помешало сбыться ее мечте? (Хвастовство, зазнайство)

- Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.


Воспитывать культуру слушания.

Учить достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Учиться читать выборочно.

Учиться самим задавать вопросы.

Учиться читать «по цепочке».

Обучение выразительному чтению.




Анализировать и характеризировать эмоциональное состояние и чувства окружающих.
Находить информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Умение участвовать в диалоге.


Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение читать вслух

Умение делать выводы в результате совместной работы





VII. Гимнастика для глаз /1 мин.

Цель. Расслабление глаз.


Выполняет упражнения по методу Бейтса. Комментирует движения листочка на слайде.

Выполняют упражнения, водя глазами за движущимся листочком на слайде.

1. Поднимаем глаза вверх - опускаем вниз. Вверх-вниз.

2. Вправо-влево.

3. Вправо - вверх. Потом влево - вниз.

5. Рисуем прямоугольник глазами.










VIII. Закрепление нового материала / 5 мин.

Цель. Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное.


Напоминает детям правила работы в группах.
Уточняет время работы.

Работают в микро группах. «Собирают» пословицу, определяют ее смысл, сравнивают смысл пословицы со смыслом рассказа.

- Сейчас мы закрепим материал и поработаем в микро группах. Будем работать с пословицами.

- Необходимо будет выбрать одну из четырёх пословиц, предложенных в карточке, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа, точно передающую мораль сказки?. Свой выбор необходимо доказать.


Учащиеся составили следующие пословицы:

Богатого с хвастливым не различишь.

Хвались, да назад оглянись.

На рубль работы, на два похвальбы.

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалился, тот с горы свалился.

Коли хорош, так не хвастый: тебя и так заметят.

(слайд № 16)


- Итак, главную мысль произведения В. М. Гаршина Лягушка – путешественница» можно выразить словами русской пословиц «Хвастовство само себя наказывает.».

Кто хвалился, тот с горы свалился.

Коли хорош, так не хвастый: тебя и так заметят.
- составьте синквейн.

1 строчка: тема (одно существительное);

2 строчка: описание темы в двух словах, 2 прилагательных;

3 строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (3 глагола, причастия,или деепричастия);

4 строчка: фраза из 4-х слов, показывающее отношение к теме (целое предложение);

5 строчка: синоним из одного слова к теме. Например: Лягушка Лупоглазая, толстая Соображает, болтает, хвастает

Изобретает необыкновенный способ летать Путешественница.


Смысловое чтение, извлечение необходимой информации.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, прививать этические качества личности - доброту, скромность.

Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.
Анализировать содержание рассказа.
Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

IX. Итог урока. / 2 мин

Цель. Подвести итоги работы на уроке

Организует работу по осознанию учащимися смысла рассказа.

Сообщают вывод по прочитанному.

- С произведением, какого писателя мы познакомились на уроке?

- какой порок осудил автор в образе лягушки? (Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)



Закончите фразу:

Я сегодня на уроке узнал...

Самым интересным на уроке было...

(Слайд №17)

Развивать наблюдательность, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, воображение;

Анализировать и текст, восстанавливать логику изложения.

X. Рефлексия./ 2 мин

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.



Дает возможность учащимся самостоятельно оценить свое настроение и свою работу.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.

- Какие чувства вызвал у вас эта сказка?

- Чем они вызваны?

– Какое настроение появилось у вас после чтения сказки?

– Что вас рассмешило?

– Что заставило задуматься?

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Заполните шкалу успеха..


Комментированное выставление оценок.


Эмоциональная оценка урока.

Осуществление самоконтроля по результату,
рефлексия своей деятельности.

XI. Домашнее задание по выбору. / 1 мин


Записывает задание на доске.

Записывают по выбору задание в дневник.

(Слайд №18) 1.Нарисую героев сказки.

2.Составлю кроссворд по сказке.

3.Подготовлю вопросы для самого внимательного читателя.

(Слайд№19)







Способность выбирать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Каталог: documents
documents -> Г. Х. Андерсен писал:,,Да, мой отец был честным ремесленником, всему, чего я достиг, я обязан самому себе, а не деньгам или происхождению. Думаю, что я в праве этим гордиться
documents -> О творчестве писателей орловцев для детей младшего школьного возраста
documents -> Егор Титов, Алексей Зинин Наше всё. Футбольная хрестоматия
documents -> Анатолий Житнухин Газзаев
documents -> Помнить нельзя забыть
documents -> Информация и действия советского руководства. Германия

  • Технологическая карта урока Тема
  • Тип урока: Комбинированный Ресурсы: Оборудование учителя
  • Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа Ход урока
  • Этап урока/время Деятельность учителя Деятельность ученика
  • Предметные УУД I. Самоопределение к деятельности. / 1 мин Цель.
  • Слушание отрывка аудиозаписи. (0,52-6,07) Беседа после прослушивания.
  • Чтение «по ролям».