Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литературная игра (по сказкам X. К. Андерсена) для 6 класса




Скачать 110.94 Kb.
Дата05.07.2017
Размер110.94 Kb.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА (ПО СКАЗКАМ X. К. АНДЕРСЕНА) для 6 класса
Цели: обобщить знания учащихся по сказкам Андерсена; средствами художе­ственного слова воспитывать доброту, дружбу, милосердие, справедливость; обес­печить эмоциональное восприятие сказок, пробудить интерес к их чтению, создать доброжелательную атмосферу; осуществлять межпредметные связи (литература, рус­ский язык, история, география).

Ход игры


1. Начинается игра танцем с зонтика­ми (3 человека танцуют на сцене с раз­ноцветными зонтиками).

Я — Оле-Лукойе,

Я сказочный гном.

Я — Оле-Лукойе,

Всем детям знаком.

Я зонтик раскрою,

Вам сон подарю.

И в сказку любую

Попасть помогу.

В глаза тихонько брызну я

Сладким молоком.

В затылок дуну нежно

Я легким ветерком.

Опустятся ресницы,

Склонится голова,

И сказки будут сниться

До самого утра.

Мой зонтик разноцветный —

Для вежливых детей.

Пошлю я сон чудесный

Тому, кто всех добрей.

Над тем, кто непослушен,

Кто ленится, грубит,

Раскрою темный зонтик,

И пусть без снов он спит.

2. Просмотр начала мультфильма "Снежная королева" (TV video).

Ведущий. Неслучайно мы показали от­рывок из мультфильма. Оле-Лукойе ска­зал, кто записывал истории старого шка­фа, часов, спичек. Этого человека звали Ханс Кристиан Андерсен. Кто такой Андерсен?

Мы пригласили биографа, который на­помнит вам историю жизни Андерсена; архивариуса, который раскроет тайны ар­хивов. Географа, который познакомит с удивительной страной, где родился и жил сказочник; путешественника, с которым посетим Данию. Литературоведа, который подскажет нам, о чем писал Андерсен; издателя, который расскажет, сколько ска­зок написал Андерсен; художника, который словами опишет портрет сказочника.



Географ. На карте мира под рельеф­ными очертаниями Скандинавского полу­острова виднеется еще один силуэт, не­сколько напоминающий человеческую ла­донь. Это полуостров, только совсем не­большой, и называется он Ютландия. По­луостров слегка выдвинут на север меж­ду Северным и Балтийским морями, к востоку от него сгруппированы пятна крупных и мелких островов с самыми неожиданными контурами. Вот изогну­тый, словно утиная шея, остров Зеландия. Вот слегка вытянутый, похожий на коша­чью лапу, остров Фюн.

Путешественник. Это — Дания, ма­ленькая скандинавская страна на севере Европы. Темно-голубое море с белыми па­русниками и причудливые извилины бере­гов. Буковые леса и дубовые рощи, отра­женные в тихих водах озер. Плодородные дороги, бегущие среди них и невысоких холмов. Островерхие красные черепичные крыши домиков пригородов и заборы, уви­тые диким хмелем. Причудливые шпили башен Копенгагена. Белокрылые аисты на крышах, чайки, бесстрашно взмывающие ввысь, и стаи гордых лебедей.

Архивариус. "Между Балтийским и Се­верным морями лежит старое лебединое гнездо, и зовется оно Дания, в нем рож­дались и рождаются лебеди, имена кото-щ рых никогда не умрут", — так писал Ханс Кристиан Андерсен.

Путешественник. Датчане чтят память свoeгo великого земляка. В столице Дании Копенгаген в Королевском саду и близ ратуши стоят памятники Андерсену. А вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героини одной из самых чудес­ных сказок Андерсена. Из Копенгагенско­го порта морем можно добраться до не­большого острова Фюн. Там, в городе Оденсе, родился Андерсен.

Биограф. Удивительна биография ска­зочника — сына бедного ремесленника, ставшего всемирно известным писателем. Жизнь Андерсена была трудной, но инте­ресной. Необычайная одаренность и трудо­любие сына бедного провинциального баш­мачника и прачки возвели его на верши­ну европейской культуры. Он объездил

много стран, был свидетелем крупнейших событий XIX века — Июльской револю­ции во Франции, революции 1848 года, встречался и переписывался с такими за­мечательными людьми своей эпохи, как Гейне, Дюма, Диккенс, Лонгфелло и др. Андерсен и сам был одним из замечатель­ных художников XIX века. Постоянной спутницей писателя была его Муза, а сказки и истории он считал своими "ду­ховными детками".

Улыбкой озаряются лица детей и взрос­лых при одном упоминании его имени и поэтических его сказок, которые учат че­ловечности, доброте, любви к людям. Ни один из датских писателей, современников Андерсена, не воспевал так, как он, про­стых тружеников. Писатель ненавидел угнетение, несправедливость и превыше всего ценил мир на земле.

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в одном из самых старых городов Дании — Оденсе, на острове Фюн. Отец Андерсена, одаренный и способ­ный человек, был большим книголюбом и мечтателем. Но ничего из того, о чем он мечтал, не сбылось. Маленький Ханс Кристиан побывал и в театре, где давали мелодраму "Дева Ду­ная". Спектакль был далеко не из луч­ших. Но для мальчика он не прошел бес­следно: он навсегда полюбил театр. Отец мечтал, чтобы сын учился. Но го­родская школа была недоступна сыну башмачника.

Шел 1813 год. В Европе было тревож­но. В походах Наполеона участвовала и маленькая Дания. В стране всё дорожало, жить становилось труднее. Семья Андерсе­нов не была исключением. Тогда Ханс Кристиан-старший согласился пойти солдаты, заменив собой за соответствующее вознаграждение сына богатого кресть­янина.

Андерсену-отцу чудились дальние стра­ны и необыкновенные приключения. Но в дальние страны башмачник так и не по­пал. Не довелось ему, и участвовать в сра­жениях, а деньги, которые он получил за рекрутство, быстро разошлись. Вернувшись, домой в 1814 году, он через два года умер от чахотки.

Утром 6 сентября 1819 года сын оденсейского башмачника четырнадцатилетний Ханс Кристиан Андерсен впервые увидел башни Копенгагена. Веря в человеческую доброту, он наивно желал получить совет и помощь от незнакомых людей. Андер­сен снова живет в столице, готовится в университет и живет в узеньком переул­ке, где ютятся бедняки. В сентябре 1828 года Андерсен сдал экзамены и стал сту­дентом Копенгагенского университета. Там сын оденсейского башмачника одержал

еще одну большую победу.



Литературовед. В январе 1829 года вышла книга "Прогулка на Амагер", ра­зумеется, юмористическая, которая пользо­валась большим успехом... Она понрави­лась современникам, но критики односто­ронне оценили ее. По их мнению, писа­тель всего лишь наивно подражал Гофма­ну.

25 февраля 1829 года на сцене Коро­левского театра в Копенгагене поставили водевиль Андерсена "Любовь на башне св. Николая, или Что скажет партер?". Писатель пародировал сюжеты современ­ных ему пьес, в которых царили безумие, яд и кинжал. Там всё изображалось в черном свете и влюбленных разлучали друг с другом.

Андерсен видел назначение литературы и искусства в том, чтобы они как можно естественнее и правдивее отражали жизнь. Он возмущался условностью, искусственно­стью игры актеров гамбургского театра, которые в ответ на аплодисменты преры­вали действие поклонами. С живым юмо­ром описывал он одну из таких сцен: ге­роиня пьесы собиралась броситься в объ­ятия возлюбленного, но в эту минуту раз­дались аплодисменты, она сделала движе­ние вперед, поклонилась и лишь тогда кинулась в объятия героя. "Искусство, — писал Андерсен в своем путевом очер­ке, — должно в совершенстве отражать действительность: следует забыть, что это - искусство.

Издатель. Итак, к концу 30-х годов Андерсен стал уже довольно известным литератором — автором нескольких пьес и романов. Он считал себя поэтом, романистом и драматургом, а вовсе не сказочником. Но сказка постоянно жила в поэтической душе Андерсена: "Сказки, расска­занные детям" (1835—1841), "Новые сказ­ки" (1844-1848), "Истории" (1852—1855), "Новые сказки и истории" (1858—1872).

Литературовед. В первый сборник Ан­дерсен включил в основном сказки, близ­кие по содержанию и по стилю к народ­ным. В них прославлялись мужество, ум и любовь, искрилась веселая задорная шутка. Сказки были разные. Были пере­сказы и переделки народных — "Огниво", "Маленький Клаус и Большой Клаус".

Сказки Андерсена поражали новизной. Критикам это нравилось. Их нападкам подвергалось главным образом то, в чем была сила и оригинальность этих литера­турных сказок. Но сказочник черпал поддержку в на­роде.



Архивариус. Узнала датского писателя и Россия, о которой он как-то сказал: "Жемчужиной всех государств Европы есть и останется могучая Россия; поздно поднялась она к культуре, но сияет уже теперь во все своей славе".

Многие объясняли неустроенность лич­ной жизни писателя его некрасивостью. Внешность Андерсена, судя по описаниям современников, была очень своеобразной.



Художник. "Он был высок, худощав и крайне оригинален в осанке и движени­ях, — писал о сказочнике его биограф В. Блок. — Руки и ноги его были несо­размерно длинны и тонки; кисти рук ши­роки и плоски, а ступни ног таких ог­ромных размеров, что ему, вероятно, ни­когда не случалось опасаться, чтобы кто-нибудь подменил его калоши".

Биограф. С конца июля 1874 до февраля 1875 года жизнь писателя — цепь сплошных физических страданий. Иногда его лишь отвлекают от них литературные заботы (5 октября он отдал издателю при­мечания к сказкам), новые доказательства его славы, трогательные приветы знако­мых и незнакомых почитателей, любовь друзей и цветы от них. Одному из дру­зей, который принес ему букет свежих полевых цветов, сказочник сказал: "Как они хороши! О, как земля прекрасна! Она так прекрасна, что мне хотелось бы по­дольше на ней пожить, насладиться все­ми ее прелестями, особенно теперь, когда солнце светит так ярко..."

Архивариус. 2 апреля 1875 года в доме Мельхиоров было отпраздновано 70-летие

Андерсена. Каждое блюдо в меню было названо в честь какого-либо произведения

писателя, в честь его сказок: "Соседи" (устрицы), "На утином дворе" (индейка), "Суп из колбасной палочки" (бульон), "Ди­кие лебеди" (дичь) и др.

"Какой прекрасный, величественный день — и как бренно всё же мое тело..." — записал Андерсен в своем дневнике.

4 августа 1875 года великого сказочни­ка не стало.
Ведущий. Творчество Андерсена, его ис­тории и сказки будут темой нашей игры "Умники и умницы".

Эту игру вы не раз видели по телеви­зору, в нашей игре принимают участие ученики 6 классов. Кроме главных трех игроков, участвуют теоретики, которые могут отвечать на вопросы, если не отве­тили главные игроки. За правильный от­вет — орден. Его будет вручать "Госпожа Удача". А сейчас мы представляем наше жюри.

Итак, начнем.

Нам надо выбрать трех игроков. Отга­дайте, о каких сказках Андерсена гово­рится:



Вы ждете, когда же я сказку начну?

Ну что ж, мы отправимся с вами в страну,

Где принц, королева живут и король,

А у горошины — главная роль.

("Принцесса на горошине".)

Небольшое королевство

От родителей досталось.

Соловей да куст в наследство.

Беден он — какая жалость.

("Свинопас".)

Кто только ни был ее женихом:

И жаба, и жук, и крот;

Но с ласточкой вдруг улетела она,

Чтоб обрести свой народ.

("Дюймовочка".)

Одиннадцать братьев любили ее,

Любила их и она.

Но мачеха злая сгубила их —

Наслала проклятье она.

("Дикие лебеди".)

Ведущий. Мы выбрали трех игроков. Давайте познакомимся с ними.

(Игроки называют свои имена, кото­рые записываются на бейджиках.)

Чтобы выбрать дорожки, им предстоит пройти два конкурса.

А) Конкурс красноречия "Моя любимая сказка Андерсена".

(Участники рассказывают о сказке, жюри обращает внимание на правильность речи учащихся, время, потраченное на рассказ.)

Б) Конкурс грамотности: вставить бук­вы в слова.



1.

Г р шина

2.

Ска ка

3.

С л вей

4.

Струч к

5.

Оди адцать

(Слово жюри.) Кто был первым, вторым и третьим?

Ведущий. У победителя есть право вы­бора. Напоминаю, что красная дорожка — самый короткий путь к успеху, участник должен ответить только на два вопроса, но при этом нельзя ошибаться. На желтой дорожке участника ждут три вопроса — и возможна одна ошибка при ответе. Зе­леная дорожка — длиннее, чем красная и желтая: участник должен ответить на че­тыре вопроса и при этом может допустить две ошибки.

Дорожки выбраны.

На стенде перед участниками записа­ны сказки: "Русалочка".'>"Дюймовочка", "Дикие лебе­ди", "Принцесса на горошине", "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик", "Снежная королева", "Свинопас", "Русалочка".

(Участник выбирает сказку, по содержанию которой он получает вопрос из перечисленных ниже.)

"Дюймовочка"

1. На лепестке, какого цветка плавала маленькая девочка? (Тюльпана.)

2. Назовите имя, которым назвал эльф Дюймовочку. (Майя.)

3. Какая птица помогла Дюймовочке? (Ласточка.)

4. Кто носил богатую, бархатную, очень красивую шубу? (Крот.)

5. Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказы­вала сказки.)

"Дикие лебеди"

1. Как зовут немую лесную красавицу, которая стала королевской невестой и спасла своих братьев? (Эльза.)

2. Сколько братьев было у Эльзы? (11.)

3. Из чего Эльза плела своим братьям рубашки? (Из крапивы.)

4. Чем натерла злая мачеха Эльзу так, что она стала совсем коричневой? (Соком грецкого ореха.)

5. Что получили дети вместо пиро­жных от злой мачехи? (Чашку с речным песком.)

"Принцесса на горошине"

1. Сколько тюфяков и сколько перин было положено на горошину, чтобы узнать, настоящая ли принцесса постуча­лась в ворота короля? (По 20 тюфяков и перин.)



2. Какая погода была, когда принцес­са постучалась в ворота дворца? (Сильная буря.)

3. Кто хотел взять себе в жены прин­цессу? (Принц.)



"Огниво"

1. Какой предмет сделал солдата счаст­ливым? (Огниво.)



2. Кто охранял огниво под старым де­ревом? (Три собаки.)

3. С помощью чего спустился солдат в дупло? (Веревки.)

4. Какая крупа была в мешочке с дыркой? (Гречневая.)

5. С чем были сундуки, которые охра­няли собаки? (С медью, серебром, золо­том.)



"Стойкий оловянный солдатик"

1. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? него была одна нога.)

2. Сколько братьев было у стойкого оловянного солдатика? (24.)

3. Из чего сделали солдатика? (Из старой оловянной ложки.)

4. На чем плавал стойкий оловянный солдатик? (На бумажном кораблике.)

5. Кто требовал от оловянного солдати­ка паспорт? (Водяная крыса.)

6. Кого полюбил стойкий оловянный солдатик? (Танцовщицу хозяйку игру­шечного двора.)

"Снежная королева'*

1. Назовите имя главной героини сказ­ки. (Герда.)



2. Что разбили ученики тролля, тем самым, принеся много бед людям? (Зер­кало.)

3. Кто был из ослепительного льда и всё-таки живая? (Снежная королева.)

4. Какое слово складывал Кай из льди­нок? (Вечность.)

5. Какой зверь помог Герде добраться до Лапландии? (Олень.)



"Свинопас"

1.Кто испачкал себе лицо черной и бурой краской, чтобы постучаться в импе­раторский дворец? (Принц.)



2.Какой предмет наигрывал песню "Ах, мой милый Августин"? (Музыкаль­ный горшочек.)

3. Кого стал пасти принц из-за любви к принцессе? (Свиней.)

4. Кто прыгал и хлопал в ладоши, приговаривая: "Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики"? (Фрейлины.)

5. Сколько поцелуев успел получить принц-свинопас, пока не подкрался к фрейлинам император? (86.)



"Русалочка"

1. Сколько сестер было у Русалочки? (5.)

2. Во сколько лет русалочкам разреша­лось впервые выплыть на поверхность моря? (В 15.)

3. Сколько лет живут русалки? (300.)

4. Что забрала ведьма у Русалочки, чтобы превратить ее в человека? (Голос.)

5.Что отдали сестры ведьме, чтобы вернуть Русалочку? (Длинные роскошные волосы.)


(Ведущий задает вопросы участникам. Оставшиеся вопросы задаются теорети­кам, которым вручается орден. Жюри подводит итоги. Происходит поздравление участников игры.)

Ведущий. Уважаемые участники! Дос­точтимое жюри! Дорогие гости! Благодарю вас за участие и поддержку. Желаю вам творческих успехов, крепкого здоровья и всего наилучшего.




  • Архивариус.
  • Вы ждете, когда же я сказку начну Ну что ж, мы отправимся с вами в страну, Где принц, королева живут и король
  • Соловей да куст в наследство. Беден он — какая жалость. ("Свинопас".) Кто только ни был ее женихом
  • Одиннадцать братьев любили ее, Любила их и она. Но мачеха злая сгубила их — Наслала проклятье она.
  • "Дюймовочка", "Дикие лебе­ди", "Принцесса на горошине", "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик", "Снежная королева", "Свинопас", "Русалочка".
  • "Стойкий оловянный солдатик"
  • "Русалочка"