Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература Тема опыта: «Формирование личностного опыта студентов через проектную и исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы»




Скачать 481.11 Kb.
страница1/2
Дата03.07.2017
Размер481.11 Kb.
ТипЛитература
  1   2
Русский язык и литература
Тема опыта: «Формирование личностного опыта студентов через проектную и исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы»

Автор опыта: Сыровенко Анна Александровна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова»
Раздел I. Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта

ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум им. В.Г. Волкова» открыл свои двери в 1932 году. За 85 лет своего существования в техникуме сложились традиции в подготовке специалистов по направлениям, связанным с нуждами округа. Преподаватели учреждения одними из первых в городе стали реализовывать программы обучения русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС 3 , особенностью которого стало объединение дисциплин «Русский язык» и «Литература» в одну учебную дисциплину.

Несмотря на постоянный и непрекращающийся процесс реформирования российского образования, основной целью взаимодействия и диалога преподавателя и студента является передача знаний от одного к другому. Конечно, современный человек должен учиться использовать современные технологии. Но этого недостаточно, потому что «можно привести коня на водопой, но заставить его пить - нельзя». Поэтому, если у студента нет внутренней потребности, желания учиться, как бы ни был оснащён кабинет и профессионален педагог - не будет ни диалога со студентом, ни положительных результатов обучения.

Одна из главных целей современной системы среднего профессионального образования (СПО) - воспитание внутренней мотивации к изучению конкретных дисциплин и обучению в целом.

Одно из перспективных направлений - обогащение образовательной среды за счёт погружения возможно большего числа обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая позитивно влияет на поддержание мотивации достижения. Действительно, учебно-исследовательская и проектная деятельность личностно значима для человека, она предполагает получение осязаемого результата, который оценивается качественно и количественно. [10]

Среди педагогических функций важную роль играет инновационная. Её суть заключается в том, что деятельность преподавателя должна носить и творческий, и исследовательский характер. Преподаватель обязан не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей. Педагогические инновации в современной науке понимаются как изменения, которые улучшают педагогическую теорию и практику, обновляют педагогическую науку.

Инновации - это новые виды деятельности, разработки, технологии. Именно инновационные методы позволяют преподавателю заложить в каждом обучающемся механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению индивидуальности, духовности, творческого начала человека.

Автора опыта заинтересовала проблема «Формирование личностного опыта студентов через проектную и исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы».

Становление опыта проходило на базе Гуманитарного колледжа при ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (2009 – 2013 годы) и ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В. Г. Волкова»(2013-2016 годы).

Особенностью данного опыта является тот факт, что студенты I курса изучали русский язык и литературу по стандартам ФГОС и ФГОС 3 только один год, поэтому для каждой группы обучающихся (по 25 человек) результат проведённого опыта оценивался уже в конце учебного года. Таким образом, исследование проводилось в 28 группах с 2009 по 2016 годы и включало в себя три этапа.

Началом работы по теме опыта стало ежегодное проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности студентов I курса на уроках русского языка и литературы. В опросе приняли участие за 7 лет 700 человек.

Результаты диагностики по опросникам А. Д. Андреевой и Ч. Д. Спилбегра[11] показали следующее распределение по уровням сформированности у студентов познавательной мотивации (данные обобщены с учётом ответов 700 человек, что было взято за 100%) .



  1. Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным отношением к нему - 11%.

  2. Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу - 29%.

  3. Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией - 37%.

  4. Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению - 18%.

  5. Резкое отрицательное отношение к учению -6 %.


Анализ результатов проведенной диагностики показал средний уровень продуктивной мотивации и позитивное отношение к учению у большинства опрошенных студентов, притом, что уровень продуктивной мотивации с выраженным преобладанием познавательной мотивации и положительным эмоциональным отношением к нему резко снижен.

Наблюдения за обучающимися показали, что наметилась в наши дни тенденция снижения интереса к обучению, конкретно к чтению. В ходе изучения уровня развития читательских умений и навыков автором было установлено, что у студентов постепенно пропадает интерес к печатному слову, падает престиж чтения, сокращается чтение в свободное время. Изменился и характер чтения: стало преобладать над «свободным» чтением «деловое», возросло число обучающихся, которые мало читают литературу по программе. Проведённая диагностика выявила следующие причины снижения интереса к чтению и обучению:

- усиление влияния средств массовой информации, компьютеризация общества в целом;

- в связи с резким изменением общественной жизни возросло число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка;

- изменение позиции взрослого человека к совместной деятельности с детьми;

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности обучающихся.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по формированию интереса к чтению у студентов. Для повышения мотивации и интереса к изучению литературы надо было искать новые средства. После ознакомления с проектно-исследовательской технологией автором было принято решение, что противоречия между студенческим интересом к чтению и методикой преподавания можно решить, применяя именно её. Ведь проектно-исследовательская деятельность сопровождает человека на протяжении всей жизни. Тот, кто не хочет, не умеет искать, познавать новое для себя, обречён на ограниченное существование.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. [2],[16] http://mc-krkam.edusite.ru/

Исследование как метод активного обучения на уроках литературы направлен на формирование мировоззрения и стимулирует развитие критического и творческого мышления, которое способствует повышению уровня подготовки обучающихся по литературе. С этической точки зрения любое исследование даёт возможность студенту понять, насколько развитым должен быть интеллект человека, какой «парадоксальностью мышления» должен обладать человек, чтобы добыть новое знание.[1]

С позиции эстетических отношений важно внутреннее ощущение гармонии и красоты мира художественного текста, воспринимаемого с точки зрения исследователя. Ведь суть общения человека с литературой в сопричастности, сопереживании, сочувствии и сострадании.

Таким образом, личностные качества, сформированные в процессе исследований по русскому языку и литературе, основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности личности, становятся характерными атрибутами его натуры. И, как следствие, любое исследование требует подведения итогов, творческого «выхода» в виде какого-либо продукта, оно служит источником для созидания чего-то нового и субъективно важного для каждого обучающегося.

Исследовательская деятельность неразрывно связана с проектной.

Преподаватели русского языка и литературы считают одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, именно метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.

Обучение происходит в режиме сотрудничества всех участников проекта, преподаватель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации, выступая не в роли наставника, а в роли помощника и консультанта.[6]




Актуальность опыта
Традиционная система обучения основывалась на приоритете качества эффективности усвоения знаний студентами, а не на решении задач раскрытия их личностного потенциала. « Массовая школа учит запоминать, потреблять, накапливать вместо того, чтобы учить созидать. Ребёнок, который лишь потребляет знания в школе, взрослея, по-прежнему может и хочет только потреблять» (А.В. Хуторской). В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя. Приоритетным направлением в работе автор считает внедрение в образовательный процесс проектно - исследовательской технологии[4].

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности студентов, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в обучении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) формируют не только умения, но и компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с профессиональной деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Преподаватели русского языка и литературы в системе СПО испытывают большие трудности в реализации требований ФГОС в связи с отсутствием специализированных учебно-методических комплектов, учитывающих специфику контингента данных учебных заведений и условия осуществления образовательной деятельности.

Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Чтобы помочь обучающимся в самореализации, педагогам необходимо помогать адаптироваться к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям. При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых профессиональных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения.

Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

Преподаватели - словесники также отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности. Примерами проектов по русскому языку и литературе, использующимися во внеурочной работе, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров.

Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные исследования позволяют лучше учесть личные склонности студентов, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Любое исследование на занятиях направлено на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации (урок, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы) формировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности.

Такие занятия для студентов – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, открывает большой простор для применения различных форм исследовательской деятельности, позволяя решать задачу раскрытия личностного потенциала учащегося. Таким образом, формирование исследовательских навыков позволяет ученику в самореализации своего «Я» как на уроке, так в личном и профессиональном плане.

Автор считает, что тема педагогического опыта «Формирование личностного опыта студентов через проектную и исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы» актуальна и предполагает реализацию исследовательской и творческой позиции обучающихся на занятиях преподавателя-словесника.
Ведущая педагогическая идея опыта

Проектно-исследовательская деятельность студентов на учебных занятиях по русскому языку и литературе, а также во внеучебной обстановке, является эффективным инструментом повышения личностной познавательной мотивации к изучению данной дисциплины, способствует формированию профессиональных компетенций и в дальнейшем облегчает подготовку студентов к их профессиональной деятельности.
Длительность работы над опытом

Работа над опытом началась с 2009 года (обучающиеся являлись студентами I курса) и продолжалась по июнь 2016 года.



  1. На первом этапе (с сентября 2009 по декабрь 2010 года) была проанализирована различная литература по данной теме с целью определения возможности формирования познавательной мотивации студентов посредством проектно- исследовательской деятельности, поставлены цель, определены задачи опыта. Также была проведена диагностика исходного уровня познавательной мотивации студентов.

  2. На втором этапе (с января 2010 года по май 2011 года, и в последующие годы в период с сентября по май соответственно) проходило внедрение разработанной модели развития познавательной мотивации, определение критериев ее эффективности. На этом этапе была организована проектно-исследовательская деятельность студентов. Результатом проведенной работы стало успешное участие их в конкурсах, фестивалях, мероприятиях, на конференциях различных уровней. Помимо этого, многие из студенческих разработок были интегрированы в образовательный процесс.

  3. На третьем, заключительном, этапе (с мая по июль 2011 года и последующих лет соответственно) были проанализированы результаты осуществляемой экспериментальной работы, проведено повторное анкетирование испытуемой группы студентов, обобщен педагогический опыт.



Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой уроков по предмету «Русский язык и литература», направленной на формирование личностного опыта студентов через проектную и исследовательскую деятельность. Также были разработаны задания ФОСов с учётом исследовательской позиции обучающихся. Традиционным стало участие студентов в фестивалях, выступление на конкурсах разного уровня и различного направления со своими проектами; подготовка и проведение совместно с обучающимися творческих историко-литературных проектов-мероприятий.


Теоретическая база опыта

В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже около двадцати пяти лет технология проектной деятельности, более известная в педагогике как метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и нацелен на воспитание личности.

Формирование исследовательской позиции обучающихся всегда должно идти с пониманием того, что «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

В течение трёх лет были изучены источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.). Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».[8] Также интересны работы доктора педагогических наук Е.С. Полат «Метод проектов» и других педагогов. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.[9]

Целью проектной деятельности является:

- понимание и применение студентами общих и профессиональных компетенций, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);

- повышение мотивации обучающихся при выполнении заданий;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем и студентами.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности обучающихся и основываться на их личном опыте. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Преподаватель и студенты идут этим путем вместе от исследования к исследованию.

В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Для выполнения каждого нового проекта или исследования (задуманного самим обучающимся, группой, классом, самостоятельно или при участии преподавателя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От студента требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Значимые для педагогики положительные стороны проектно - исследовательской деятельности:



  • направленность на индивидуализацию обучения;

  • активизацию учения;

  • стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.

Конечно же, современный аналитический взгляд на исследовательскую деятельность выявляет и слабые стороны:

  • недостаточность формирования теоретического мышления студентов;

  • сведение роли преподавателя только к консультационной;

  • невозможность выработать общие подходы к решению задач.

Проектно-исследовательское обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Принципиальными положениями, существенными для использования исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе являются:

  • самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность обучающихся в группах, работающих над проектом или исследованием;

  • умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;

  • владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат);

  • умение распределить роли (обязанности) для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера.

Исследования требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Реализация исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат на занятии, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Организация проектов и исследований требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся.

От преподавателя требуется:



  • умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы;

  • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение

организовать исследовательскую, самостоятельную работу студентов;

  • переориентация всей учебно-воспитательной работы обучающихся по своему

предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности

учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной

деятельности исследовательского, поискового, творческого плана, что вовсе

не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ,

объяснительно - иллюстративного и репродуктивного методов, классно-

урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы (речь идет о

приоритетах, о смещении акцентов).


  • владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

  • способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;

  • умение устанавливать и поддерживать в группе исследования устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

  • владение компьютерной грамотностью;

  • умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От студентов требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);

  • владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;

  • владение коммуникативными навыками;

  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач.


Новизна опыта

Новизна данного опыта состоит в том, что проектно-исследовательская работа исключает формальный характер изучения языка и литературы и мотивирует студентов на учебную деятельность, приобретение новых знаний, расширение кругозора, формирование профессиональных и общих компетенций. Участие в проектной деятельности способствует развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности; позволяет повышать самооценку обучающихся благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов, помогает обучающимся в самореализации и адаптации к постоянно изменяющемуся обществу и технологиям. Таким образом, приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.



Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть применен в образовательных организациях любого типа при организации обучения русскому языку и литературе, внеклассной работы и внеурочной деятельности по предмету педагогами, работающими над формированием личностной мотивации обучающихся, независимо от определённого учебно-методического комплекта.

Раздел II.

Технология опыта

В процессе формирования опыта решались следующие общепедагогические задачи:



  • содействовать развитию познавательного интереса у обучающихся;

  • повысить у студентов мотивацию к учению;

  • развивать различные типы мышления у обучающихся;

  • развивать творческие способности обучающихся;

  • создавать комфортные условия для обучения;

  • осуществлять дифференцированный подход;

  • использовать исследовательскую технологию на каждом уроке;

  • создавать учебно-творческие проекты по русскому языку и литературе.

Цель опыта: повышение познавательной мотивации студентов посредством проектно-исследовательской деятельности.

Гипотеза: уровень познавательной активности студентов может быть повышен в процессе обучения, если этот процесс дополнен внеаудиторной проектной и исследовательской деятельностью.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой сформулированы основные задачи:


  1. Раскрыть понятия «учебно-исследовательская» и «проектная» деятельность, а также «познавательная мотивация» обучающихся среднего профессионального образования.

  2. Определить показатели и уровни сформированности познавательной мотивации обучающихся на первом этапе работы.

  3. Провести работу по написанию проектных и учебно-исследовательских работ с группой студентов.

  4. Экспериментально проверить эффективность проделанной работы и сделать выводы.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, моделирование, проектирование, тестирование, эксперимент.

Автором были определены четыре основных этапа формирования познавательной мотивации в системе профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена:

1. Ориентационно-эмпирический этап.

2. Теоретико-практический этап.

3. Апробирующий этап.

4. Рефлексивно-закрепляющий этап.

Первая трудность - определение темы проекта, при выборе которой главным требованием является ее актуальность для студентов и предполагаемая значимость результатов исследования.

Это должна быть тема, представленная во взаимосвязи профессионального обучения с общеобразовательной подготовкой. Что же может стать содержанием исследования по литературе? За время педагогического опыта этими проектами были:



  • сопоставление творчества различных писателей: «Поэт и поэтесса - сёстры своего времени» (сравнительная характеристика особенностей творчества М.И. Цветаевой и А.А.Ахматовой);

  • анализ развития определенной тематики или направления в русской литературе: «Русский символизм в поэзии рубежа XIX-XX веков как попытка спастись…»;

  • изучение новаторства и традиций в художественном произведении, исследование связи исторических событий с их литературным отображением: «Фольклор в творчестве М.А. Шолохова » (Приложение 4,5);

  • эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы: «Маяковский: «…Дайте новое искусство…»;

  • инсценирование: «Литературно-музыкальная постановка, посвящённая юбилею А.А.Фета» в рамках акции «Литературная ночь-2016»;

  • синквейны (Приложение 3);

  • творческое сочинение: «Что значит любить?» (по мотивам прочитанных произведений); «Холодный свет, освещающий путь…» - рассказ - дипломант федерального этапа Всероссийского конкурса сочинений-2016 г.; «Культурное наследие В. Шекспира» - эссе победителя регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений-2016 (Приложения 1,2).

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно, у обучающихся складывается представление о нем как явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват.

Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста. Но при сегодняшней загруженности современного студента реальным становится создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года. Решением данной проблемы является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы и в преподавании профессиональных модулей и МДК.

Конечно, подобное решение требует от педагога особо тщательной подготовки при организации проектной деятельности. Тема, которая выносится на проектирование, в данной ситуации должна быть посильной, и ее исследование не должно требовать слишком объемной работы, что связано с краткими сроками выполнения. Но проект от этого не проигрывает, так как первостепенное значение имеет не совершенное студентами открытие «мирового масштаба», самым главным будет овладение ими навыками исследовательской работы, предусматривающей определенную последовательность действий, умение ориентироваться в огромном мире информации, действовать в команде и самостоятельно, вырабатывать собственное мнение, представлять результаты своего труда в будущей профессиональной деятельности. Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно отметить следующие:

1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы.

2. Мини-исследование в рамках занятий или при подготовке к уроку.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы.

4. Индивидуальный проект-исследование по изучению биографии и творчества писателя или поэта XX века.

Чаще всего преподаватели используют на уроках мини-проекты. Обучающиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение - миниатюры и др.

Работа над проектом начинатся на занятиях, студенты продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия студентов (у каждого своя «планка»). Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, значит, цель достигнута.

Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть связаны с изучаемым предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов студентов; насколько эти интересы могут оказаться актуальны для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Нужно постараться в каждом предложении студентов увидеть проблему, решение которой могло бы помочь практически.

Работа над любым исследованием включает определенные этапы, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности исследовательской работы.

В данном опыте более подробно следует остановиться на этапах работы над индивидуальными проектами – исследованиями, которые студенты обязательно выполняли в рамках составленных рабочих программ по дисциплинам «Литература» и «Русский язык и литература. Литература».

I этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над исследованием или выбор каждым студентом индивидуального проекта и его темы.

В начале сентября первокурсники (поступившие на базе 9 классов) получали список обязательной литературы второй половины XIX века и XX века, которую предстоит изучить за год. Учитывая небольшое количество часов, определённое стандартом, было принято решение оптимизировать процесс изучения литературы, вовлекая обучающихся в проектную деятельность. Таким образом, литературу второй половины XIX века, более сложную для понимания, изучали совместно, последовательно узнавая на занятиях о биографии и особенностях творчества писателей и поэтов, анализируя произведения или их эпизоды по известным схемам средней школы. Из списка произведений XX века студенты выбирали для будущего написания работы своего автора, ставили на специальном бланке подпись, подтвердив тем самым принятую на себя ответственность. Так уже с самого начала задавался серьёзный тон всему тому, что предстояло сделать. Также оговаривалось, что работу делать обучающиеся будут в течение года, а с апреля начнутся защиты проектов с презентациями перед группой. Сразу же были озвучены критерии оценивания проектов.



II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего исследования. Он включает определение целей и задач (зачем это исследование, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим исследованием); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение исследований (какие темы будущих исследований помогут узнать что-то и научиться чему-то и каков общий план работы над конкретным исследованием, обеспечивающий достижение поставленной задачи).

На этом этапе была обозначена для всех единая тема, отличающаяся только фамилией автора, чьё творчество будет изучаться, например: «Исследовательская работа по биографии и творчеству М.И. Цветаевой». Затем определялась цель проекта, его задачи. Для всех они звучали одинаково:



  1. изучить биографии и творчество писателей;

  2. прочитать произведения или сборники стихотворений;

  3. выявить особенности творчества автора;

  4. проанализировать систему образов героев произведений (или образ лирического героя);

  5. выявить тему, проблемы и идею произведений;

  6. сформулировать актуальность произведений в современном мире;

  7. сделать выводы о проделанной работе (рефлексия).

III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы студентов на занятиях и во внеурочное время. Было проведено 2 занятия, на которых подробно шёл разговор об оформлении проекта на основе Положения об индивидуальных исследовательских проектах и о правилах составления презентаций. Кроме этого, подробно обсуждался план анализа произведений, что требуется раскрыть в работе под каждым пунктом плана. Приводился пример полной защиты проекта: на занятие приглашенный студент прошлых лет обучения делился опытом

IV этап. Структурирование исследования с выделением подзадач для определенных групп обучающихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами студентов с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления. В данном проекте содержание студентам было предложено почти одно и то же (у каждого свой автор), например:

Введение


I. Биография и творчество А.И. Куприна

    1. Биография А.И.Куприна

    2. Этапы творчества А.И.Куприна

II.Анализ произведений Куприна

2.1Повесть «Гранатовый браслет»

2.2 Повесть «Олеся»

2.3 Повесть «Поединок»

Заключение

Список источников

Приложения

V этап. Собственно работа над исследованием. Тщательно разработанные задания для каждой группы студентов и подобранный (если это необходимо) материал позволяют преподавателю не вмешиваться в работу группы, он выполняет роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

Этот этап длился с сентября по апрель, но подразделялся на два периода. К концу первого семестра студенты сдавали введение и первую часть работы. Преподаватель смотрит, как идет работа над проектом, оставляет свои замечания или пожелания на полях обучающимся. А в апреле, уже переработанное и доработанное исследование, сдаётся для оценивания.



VI этап. Подведение итогов. На этом этапе ребята защищали проекты, рассказывали о проделанной ими работе. В это время группа слушала выступление и делала краткий его конспект, который потом оценивался. Учащиеся задавали вопросы, а выступающие на них отвечали.

Проект оценивался по трём направлениям: оформление работы на бумажном носителе, мультимедийная презентация и защита проекта. Затем результаты работы за год обобщались.

Таким образом, в течение года формируется личностный опыт работы студентов в коллективе и самостоятельно, выполняются различные мыслительные операции при подготовке проектов (анализ, отбор, сравнение), составляются презентации, отрабатываются умения держаться на публике.

Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому студенту раскрыть свою индивидуальность, но в рамках занятия это сделать вряд ли возможно. Необходимо искать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности обучающихся. Можно обратиться к системе докладов, рефератов и, конечно, проектов, курсовых работ по отдельным вопросам изучаемого предмета. Учащиеся систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Студенты, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, имеют возможность проводить некоторые виды работ непосредственно на уроке или после уроков.

Итак, на основе вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Метод проектно-исследовательской деятельности всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве:


  • предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, применение умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;

  • в основе лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления. Результаты выполненных исследований должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

  • Работа по методу исследования предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, то есть заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, методик.

Для метода исследования очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на научно – практической конференции).

Проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе и в преподавании профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, необходимые для студентов в их будущей профессии.



Раздел III.

Результативность опыта

Быстрые перемены в социальных отношениях нашего общества расширяют свободы личности, увеличивают ответственность человека в определении собственной судьбы. Отсюда знания, получаемые в профессиональном образовании, становятся важны не сами по себе, а в какой мере их умеют использовать на практике. Учение – это особый познавательный процесс и результат активной, прежде всего, мыслительной деятельности самого студента по поиску и умственной переработке научных знаний. 

Об успешности опыта могут свидетельствовать следующие показатели:


  • повышение уровня развития коммуникативных компетенций учащихся (результаты диагностики);

  • повышение мотивации обучающихся к урокам русского языка и литературы через проектно-исследовательскую деятельность;

  • повышение качества знаний по предмету;

  • увеличение числа победителей и призеров предметных олимпиад и конкурсов различного уровня;

  • увеличение числа обучающихся, вовлеченных в создание творческих работ разных видов.

Основной целью педагогического опыта являлось повышение познавательной мотивации студентов посредством исследовательской деятельности. В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза: уровень познавательной активности студентов может быть повышен в процессе обучения, если этот процесс дополнен внеаудиторной проектной и исследовательской деятельностью.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:


  1. В результате анализа научной литературы по данной теме были определены и раскрыты понятия «учебно-исследовательская» и «проектная» деятельность, а также «познавательная мотивация» обучающихся среднего профессионального образования.

  2. На первом этапе работы по результатам проведенного анкетирования были определены следующие уровни сформированности познавательной мотивации обучающихся:

  • у 11% – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

  • у 29% – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

  • у 37% – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

  • у 18% – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

  • у 6% – резко отрицательное отношение к учению.

  1. На втором этапе проведена работа по написанию проектных и учебно-исследовательских работ с группой студентов (Приложения 1- 4).

  2. По результатам повторного анкетирования студентов экспериментально была обоснована эффективность проделанной работы (Таблица 01).

Уровни сформированности познавательной мотивации обучающихся

в анализируемом временном диапазоне

Таблица 01



Уровень сформированности познавательной мотивации

Сентябрь 2013, 2014, 2015 (начало опыта)

Июнь 2014,2015,2016

(окончание опыта)

I уровень

11%

40%

II уровень

29%

23%

III уровень

37%

24%

IV уровень

18%

11%

V уровень

6%

2%


I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.

V уровень - резко отрицательное отношение к учению.

В процессе работы над опытом происходило сравнение результатов диагностики познавательной мотивации обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Положительную динамику можно наблюдать в вопросе увеличения числа обучающихся, вовлеченных в создание творческих работ разных видов.
Сравнительный анализ количества обучающихся, добровольно участвовавших в разных видах проектно-исследовательской деятельности по русскому языку и литературе (на уровне организации, города, страны, мира)

с 2010 по 2016 годы.

Таблица 02

Виды проектно-исследовательской деятельности

2010

(кол-во чел.)

2011

(кол-во чел.)

2012

(кол-во чел.)

2013

(кол-во чел.)

2014

(кол-во чел.)

2015

(кол-во чел.)

до мая 2016

(кол-во чел.)

Олимпиады филологического цикла

2

5

16

26

27

28

32

Конференции

0

1

5

1

3

4

7

Конкурсы

1

0

9

17

20

38

41

Фестивали

1

2

4

4

5

5

6

Мероприятия филологической направленности

4

7

12

19

21

24

28

Результаты проведенной диагностики уровня развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы за период годового обучения каждой группы студентов с 2009 по 2016 годы представлены в Таблице 03:


Сравнительная таблица результатов диагностики уровня развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы в анализируемом временном диапазоне

Таблица03



Уровни коммуникатив-

ной компетенции обучающихся

2009 -2010

учебный год

2011 –

2012

учебный год

2012-

2013

учебный год

2013-

2014

учебный год


2014-2015

учебный год

2015-2016

учебный год

Высокий

2%

3%

5%

5%

10%

20%

Выше среднего

12%

13%

19%

20%

24%

37%

Средний

53%

54%

48%

50%

46%

26%

Низкий

33%

30%

28%

25%

20%

17%

Как свидетельствуют результаты диагностики, формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы посредством работы с использованием технологий проекта и исследования создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Сравнивая итоги входного, промежуточного и итогового контроля знаний по предмету, также можно сделать вывод об успешном влиянии проектно-исследовательской деятельности на повышение познавательной мотивации студентов.

Результаты входного, промежуточного и итогового контроля студентов по дисциплине «Русский язык и литература» в анализируемом временном диапазоне


Таблица 04

Вид контроля

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

К а ч е с т в о о б у ч е н н о с т и

Кол-во обучавшихся групп

4

(по 30 чел.)

8

(по 30 чел.)

4

(по 25 чел.)

3

(по 25 чел.)

4

(по 25 чел.)

4

(по 25 чел.)

Входной

45,2%

38,6%

40,3%

40%

39,4%

38,7%

Промежуточный

53,2%

46,7%

45,8%

42,6%

48,3%

57,45%

Итоговый

74%

68,2%

57%

64,4%

54,2%

59%

Эффективность проектно-исследовательской деятельности подтверждает и тот факт, что с 2015 года ФГОС СПО определяет обязательное написание каждым студентом I курса индивидуального исследовательского проекта по общеобразовательной дисциплине (по выбору обучающегося), который он должен создать и защитить.



Апробированный автором опыт и его результаты показали, что проектно-исследовательская деятельность в современном образовательном процессе является не только эффективным инструментом повышения личностной познавательной мотивации студентов к изучению конкретной дисциплины, но и способствует формированию профессиональных компетенций, что в дальнейшем облегчает подготовку студентов к их профессиональной деятельности.

Библиографический список

  1. Балашов, Л.Е. Парадоксы и парадоксальное мышление (нелепость и идиотизм парадоксального мышления) / Л.Е. Балашов. - М. , 2011. - 43 с.

  2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

  3. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе/ Н.И. Дереклеева. - М. : Вербум – 2001.- 48 с.

  4. ИнтеВики. Обучающая площадка для реализации программы Intel «Обучение для будущего» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.iteach.ru

  5. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. / М.Г.Качурин. - М. : АСТ, 1998. - 784 с.

  6. Методический центр. Краснокамск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mc-krkam.edusite.ru

  7. Патрик, Т. Л. Критерий оценки исследовательских работ учащихся: (к постановке проблемы) / Т. Л. Патрик // Изучение искусства слова в общеобразовательной школе: сб. науч. тр. / Институт художеств. образования Рос. акад. образования. - М.: Компания Спутник , 2006. - C. 70 - 76.

  8. Патрик, Т.Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность /

Т.Л. Патрик // Ценностные аспекты современного образования: сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005. - С.41 – 47.

  1. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /

Н.Ю. Пахомова. – М.: Аркти, 2012.

  1. Полат, Е. С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов / Белорусский гос. ун-т, Центр проблем развития образования, Республиканский институт высшей школы БГУ. - Мн.: РИВШ БГУ, 2003. - (Современные технологии университетского образования). - Вып. 2. - 240 с.

  2. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. – Москва: Сентябрь, 2003. – 204 с. – (Библиотека журнала 'Директор школы' ; №8, 2003).

  3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников образовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: Аркти, 2010. - 80с.

  4. «Учителя.com» Учительский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http: //uchitelya.com

  1. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен ; пер. с англ. — СПб. : Речь, 2001. – 256 с.

  2. Шалимова, Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности / Г. А. Шалимова // Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. - С. 36 - 42.

  3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refdb.ru

Приложение 1

группа 32

ВСЕРОССИЙСКИЙ

КОНКУРС

СОЧИНЕНИЙ

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Субъект Российской Федерации Ненецкий автономный округ

Город (населенный пункт) Нарьян-Мар

Полное название образовательной организации

ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»



Ф. И.О. (полностью) участника Конкурса Клепикова Мария Сергеевна

Класс (курс), в (на) котором обучается участник II курс

Каталог: images
images -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
images -> Книжно-иллюстративная выставка ко дню победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере
images -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
images -> Реферата: «Биография творческой личности.»
images -> «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
images -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
  1   2

  • Автор опыта: Сыровенко Анна Александровна
  • Раздел I. Информация об опыте. Условия возникновения и становления опыта
  • Ведущая педагогическая идея опыта Проектно-исследовательская деятельность студентов на
  • Длительность работы над опытом
  • Теоретическая база опыта
  • Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
  • Раздел II. Технология опыта
  • Раздел III. Результативность опыта
  • Приложения 1- 4). По результатам повторного анкетирования студентов экспериментально была обоснована эффективность проделанной работы (Таблица 01).
  • Уровень сформированности познавательной мотивации Сентябрь 2013, 2014, 2015 (начало опыта) Июнь 2014,2015,2016
  • Виды проектно-исследовательской деятельности 2010 (кол-во чел.) 2011
  • Уровни коммуникатив- ной компетенции обучающихся 2009 -2010 учебный год 2011
  • Вид контроля 2010-2011 2011-2012 2012-2013
  • К а ч е с т в о о б у ч е н н о с т и Кол-во обучавшихся групп 4
  • Библиографический список
  • Субъект Российской Федерации
  • Ф. И.О. (полностью) участника Конкурса