Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература Ставрополья 8 класс № урока Тема урока




Скачать 487.28 Kb.
страница1/3
Дата07.04.2017
Размер487.28 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10

с.Солдато-Александровского Советского района»


Авторы:

Чаплыгина Ольга Михайловна

(заместитель директора по НМР),

Острикова Раиса Алексеевна,

Корецкая Наталья Васильевна,

Неверова Надежда Егоровна,

Мокшина Ольга Павловна

(учителя русского языка и литературы).



Адрес:

Ставропольский край,

Советский район,

с. Солдато-Александровское,

ул. Пролетарская, 87,

МОУ СОШ № 10



Тел. 8-86552-4-62-90
«Ставрополье – отчий край»

Литература Ставрополья

8 КЛАСС




урока

Тема урока



С. Чекменев, И. Кузнецов «На земле вольные, кавказские». Раскрытие малоизвестных страниц истории заселения степного Предкавказья в конце XVIII и начале XIX веков.



И.Кузнецов «Путь через века». Исторический очерк о казачестве. Казачья семья, её традиции и мораль.



К. Черный «Кавказ подо мною». Своеобразие книги, написанной в традициях историко-литературных произведений о Пушкине.



А. Губин «Таинственный клинок». М. Ю. Лермонтов в изображении автора. История создания стихотворения «Поэт».



А. Губин «Чайное дерево». Трудная судьба А. Грина. История создания повести «Алые паруса».



А. Губин «Лондонская трагедия». Англия времён средневековья. «Темные места и белые пятна» в жизни и творчестве В. Шекспира.



Сборник «Опаленная земля». Своеобразие сборника, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.



Тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне, тема ответственности человека за судьбы мира.



Е.Карпов «Пять тополей». Судьба женщины, у которой судьба отняла всех близких. И.Кашпуров «Пять тополей». Поэтическое повествование о судьбе обездоленной женщины.



В.Ярош «Яблоки особого назначения». Послевоенное детство героев рассказа. «Атаман» и его команда.


УРОК №1

Тема: «С.Чекменев, И. Кузнецов «На земле вольные, кавказские». Раскрытие малоизвестных страниц истории заселения степного Предкавказья в конце XVIII и начале XIX веков»

Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения о заселении степного Предкавказья;

  • развивающая: расширить знания о выдающейся исторической личности – Емельяне Пугачёве;

  • воспитательная: прививать интерес к истории родного края, воспитывать патриотические чувства.


Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя:

Авторы книги «На земле вольные, кавказские» – доктор исторических наук, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, профессор Сергей Андреевич Чекменёв и автор исторических повествований о возникновении и развитии Ставрополя, Пятигорска и Кисловодска Иоаким Вячеславович Кузнецов. Удачно раскрывают они в своей работе малоизвестные страницы истории заселения степного Предкавказья в конце XVIII и начале XIX веков. В увлекательной форме, через думы Емельяна Пугачёва, жившего на Тереке в 1771 и в начале 1772 года, через судьбу беглого солдата Афанасия Недвигина и его друга Остапенко, через боль, гнев, радость и дерзания здешних переселенцев показывают авторы освоение Терека, Кумы и Кубани, зарождение и укрепление дружественных связей между русскими и горцами. Стремление к братству, к свободе и счастью – вот в чём смысл жизни героев повествования

Отчёты творческих групп:

Группа «Историки» (группе было дано задание найти в книге сведения о первых казачьих поселениях на Кавказе).

Царское правительство, заинтересованное укреплением обороны на юге России, потворствует переселению желаюших на Кавказ. Земли здесь плодородные, места благодатные, и поэтому среди казаков появляется много желающих переселиться на Куму-матушку. Откуда переселялись казаки? С Волги, Дона, Копра, Средней России.

Однако плодородные земли прельщают не только казаков, но и богатых людей. Последние начинают притеснять переселенцев, пытаются закабалить их, облагают их оброком, барщиной.

Казаки борются против этого. Они пишут многочисленные жалобы, бунтуют, некоторые даже срываются с обжитых мест, пытаются переселиться в другие места.

Несмотря на давление на казаков, царское правительство чётко осознавало роль казачества в обороне рубежей Российской империи.

Берега Терека поначалу заселялись беглыми казаками. Пять гребенских станиц вытянулись по левому берегу бурного, мутного Терека на восемьдесят вёрст. Вдоль берега стеной стояла полоса густого тёмно-зелёного летом и чёрного, просветлённого зимой леса, посреди которого была просечена дорога с постами через 5-7 вёрст друг от друга.

За Тереком в синеющей дали кое-где угадывались чеченские аулы. Случались набеги, увод в плен зазевавшихся в поле казаков и казачек, угон скота, грабёж поселений. Поэтому каждая гребенская станица обнесена рвом и земляным валом, на котором вдобавок высажена густая стена колючего кустарника.

Что было необычно в семьях гребенских казаков?

Удивительным было то, что в извечно суровом казачьем быту мужик в семье был царь и бог, а у гребенцев вдруг главой семьи оказалась женщина. Поставила её на это место, сделала смышленой, изворотливой и на редкость работящей тревожная, опасная жизнь на Тереке.

- Судя по справным хозяйствам, не чувствуется, что казаки ваши по уши заняты службой, - заметил Пугачёв.

- А чьими стараниями справны-то? – с упрёком уставился старик на гостя: какой-де ты недотёпистый, прожил неделю и не приметил главное. – Стараниями казачки – вот чьими. Казак-то кто на своём подворье? Гость. После двухнедельного дежурства в дозоре, ночёвок на куче сена, еды всухомятку он приезжает домой вымотанный. В баньке попарится, детишек поласкает, с друзьями пображничает. Неделя пролетает, как день. И опять на кордон. Ежели справедливо судить - рядить, жена и есть голова семьи. Она, баба, дай бог ей крепкого здоровья, обжила, облагородила сию дикую местность, а мужик-то её токмо охраняет. Поэтому, гостенёк хороший, гребенскую казачку не спутаешь ни с какой другой – она на редкость росла, крепка, здорова, нрава самостоятельного, мужественного. И, чего греха таить, краше и сообразительней казака.

Чем ещё гребенцы были не похожи на обычных казаков?

Они, казалось, были вроде бы русскими – и в то же время чужими. Язык, религию, песни, поверья, обычаи они хранили в первозданной русской чистоте. А когда встречали мирных горцев, они легко и свободно начинали говорить по-татарски. Они умели изъясняться и по-кабардински, по-ингушски, по-чеченски, и на языках народов Дагестана.

Да и одежда на здешних казаках была не русской, и обличьем гребенцы разительно похожи на кавказцев, и в избах – с виду вроде бы российских – не найдёшь ничего христианского, кроме староверческих икон.

Гребенские казаки отличались от донских собратьев и домовитостью. Гребенцы в рот не брали чужого хлеба, не пили чужого вина, не надевали обмундировку, сшитую из чужой материи.

Существовала поговорка: «Где виноградная лоза, там женская краса, там и мужская храбрость. И беседушка за чапуркой домашнего вина. И песня весёлая. И жизнь добряческая».

Чем же объяснить столь множественные отличия гребенцев, кто виноват в таком перевороте?

Переворот в казачьем быту учинила восточная женщина, вошедшая в дома гребенцев женою старшин и казаков.

Сначала женщина взялась за печь, вместо русской глиняной горы возвела удобный, быстро нагревающийся очаг, поменяла деревянные вёдра-бадьи на большие кувшины с ручкой. Удобнее и практичнее сделали женщины и казачью обмундировку.

От смешения крови стали рождаться сильные, красивые парни и девушки. Появились и друзья, и родственники за Тереком.



Группа «История в лицах» (группе было дано задание составить цитатный план по образу Емельяна Пугачёва).

  1. «Ради чего человек живёт на земле? Вот я, ради чего воюю? Все говорят, за справедливость. А где она? Справедливость?»

  2. «Надо менять житьё-бытьё. И не одному, всей казачьей бедноте. А как? Как добиться равенства, справедливости?»

  3. «Надо искать лучшую долю на своей земле. Искать! Но опять-таки, как?»

  4. «Отличать себя надобно не пустячными выдумками, а ратным делом на поле брани».

  5. «Теперь никто не поднимет на меня руку. Мордобою, нагайке – конец! Старые рубцы заживут, новые не появятся».

  6. «Неужто обличье моё похоже на физиономию покойного царя Петра третьего? Нехай так, пригодится когда такое сходство…»

  7. «Не туда прицел взял. В Сечь не попадёшь, а на Руси сразу поймают. Надо бежать на вольный Терек… Ежели побежишь на Терек, то и я с тобой, гуртом-то сподручней».

  8. «Кто я такой? Послушают ли меня?»

  9. «И решил Емельян ковать железо, пока горячо… Дальше надо действовать по обстоятельствам. Держаться за поездку в Петербург…»

  10. «Пугачёв думал, что гарнизонная гауптвахта будет в каменном здании с толстыми стенами, откуда никогда не убежать. Но это оказалась турлучная, крытая камышом мазанка в дальнем углу комендантского двора…»

  11. «Через год терские казаки узнали разительную новость: на Волге объявился царь Пётр Фёдорович…»

  12. «Подобно свежему ветру прошлась Пугачёвская армия по южному Приуралью и берегам Волги…»

  13. «Трагедия мужицкого «царя» народа, его сотворившего, нарастала с каждым днём. Силы воюющих сторон были слишком неравны…»

  14. «Сокрушительное поражение армия Пугачёва потерпела 24 августа 1744 года в ста верстах от Царицына, при сражении за Сальникову Ватагу».

  15. «В январе 1775 года в Москве на Болотной площади казнили народного героя…». «Не вешайте, братушки, головы. Мы загинем, другие – прочие, внуки-правнуки наши за правое дело встанут. А волюшка будет на земле. Попомните моё слово: будет!»

Группа «Языковеды» (группе было дано задание найти в книге пословицы и определить их роль).

При описании жизни казаков авторы повести использовали яркую пословицу, говорящую о разном житье-бытье казаков и бар: «Кто-то ест пышки, а кто-то получает шишки». А бедность подчеркивается поговоркой: «Нужда выглядывает из каждого угла хаты» И ещё есть очень интересное выражение: «Сам три, сам пять». В разговоре об урожае так говорит казак – хлебопашец. Это означает, что он собрал в 3-5 раз больше, чем посеял.



Группа «Географы» (группе было дано задание проследить по книге, какие географические названия встречаются в повести).

В повести рассказывается о станицах: Каргалинской, Дубовской, Бароздинской, Галюгаевской, Ищерской, Наурской, Мекенской, Калиновской, Владимирской, Петровке, Мокром Буйволе, Сухом Карамыке, Томузловке, Георгиевской крепости, Александровской, Ставропольской крепости, Мамайском, Надежде, Михайловском, Пелагиаде, Марьинском, Александрии, Обильном, Отказном, Сергиевском, Сабле, Малке, Медвежьем, Преградном, Летницком, Безопасном, Ново-Троицком, Донской Балке, Ореховке, Грушевской, Благодарной, Покойном, Прасковее, Нинах, Новозаведенной, Безопасной, Ново-Григорьевской (часть нынешнего г. Зеленокумска) и многих других. Несколько раз мы встречаем название нашего села.



Группа «Патриоты» (группе было дано задание найти в книге сведения о селе Солдато-Александровском).

«Недалеко от крепости Георгиевской на берегу Кумы поселили одну из первых партий отставных солдат, по указу императрицы им выданы деньги на обзавод – купить лошадь, корову, выстроить дом. Разрешили жениться на арестантках. Селению дали название Солдатское. Теперь жители надумали построить церковь в честь князя Александра Невского…»

Есть ещё о том, что жителями села Солдато-Александровского подано прошение губернскому начальству: «Мы по малому числу населения и старости отдельных солдат не можем нести своих повинностей и налогов, начисленных на нашу слободку, мы пришли в совершенное разорение и отягощение, посему просим подселить к нам партию казённых крестьян».

И ещё: «Прочно вписались в прикумский пейзаж крестьянские сёла Обильное, Новозаведенное, Солдато-Александровская слобода, Отказное, Новогригорьевское. От побеленных хат с соломенными шапками, низко нахлобученными на глаза – окна, веяло задором, весёлостью.

Правда, поместье Александровское на обширных угодьях графа Воронцова выглядело унылым серым пятном. Видать, без улыбки в них жили».

Вот, пожалуй, и все немногочисленные сведения о нашем селе.



    1. Подведение итогов.

Поделитесь общим впечатлением от прочтения повести И. Кузнецова и С. Чекменева «На земли вольные, кавказские».

Задание на дом: познакомиться с содержанием книги И.Кузнецова «Путь через века».

УРОК №2

Тема: «И.Кузнецов «Путь через века». Исторический очерк о казачестве. Казачья семья, её традиции и мораль»

Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся с историческим очерком И.Кузнецова «Путь через века» о казаках, их нравах, быте, удали и непоказной отваге во благо нашей Родины;

  • развивающая: учить выборочному пересказу текста;

  • воспитательная: воспитывать патриотические чувства, желание знать о своих корнях.

На доске эпиграф:

Величие казака – в величии его души,

отражённой в делах добрых и праведных

И.Кузнецов

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя:

В народе говорят: наше житьё стоит на памяти, на способности воспроизводить опыт прошлого, трудовые навыки отцов, длительно хранить информацию, соблюдать нравы, обычаи, традиции своего народа. Память делает человека мудрее и могучее. Человек, проживающий свой век без знания истории, обладает опытом одного поколения, то есть опытом своей краткой жизни. Такие люди беднее душой, в них нет серьёзности, значительности, глубины здравого смысла и стойкости.

Крепки житейской памятью казаки. Беспокойная казачья служба, жизнь в постоянной опасности заставила их бережно хранить боевое наследие предков, постигать мудрые ценности бытия, сохранять ясность духа и бодрость до глубокой старости.

Крепкая корневая связь с прошлым, кровное родство со всем, что пращуры воздвигли на путях своего развития, позволяло казакам выжить в невероятно трудных условиях. Поэтому казачьему роду и нет переводу.

Сегодня мы продолжим с вами экскурс в историю казачества. И поможет нам в этом книга И. Кузнецова «Путь через века». Это исторический очерк о казачестве, о казачьей семье, её традициях и морали. Работу проведём в форме устного журнала.



  1. Устный журнал.

Первая страница « Историко-географическая».

Н.В.Гоголь так показывает появление запорожских казаков: «Это необыкновенное явление русской силы. Его вышибло из народной груди огниво бед. Казак – это характер с широкой разгульной замашкой, рождённой в тяжкие годы первобытной Руси, опустошенной и выжженной неукротимыми набегами татаро-монгольских хищников. Лишившись крова, люди селились в укрытых местах, за порогами больших рек, за хребтами, за лесами и болотами, где врагу не достать. Выживали, копили силу и, назвав себя «вольными», начинали нападать на душегубов, тесня их. Казаки той поры разучились знать, существует ли на свете боязнь, и благодаря храбрости, каменистой выносливости славянской натуры спасли не только Русь, но и Европу от слепой жестокой силы…»

Казаки отважно участвовали в многочисленных сражениях. В 1380 году они помогли московскому князю Дмитрию Донскому сокрушить татар на знаменитом Куликовом поле. Помогли Ивану Грозному завоевать два татарских ханства – Казанское и Астраханское. При Иване же Грозном один из донских атаманов Ермак Тимофеевич во главе отряда казаков перевалил через Уральский хребет и завоевал Сибирское ханство.

Преодолевая невероятные трудности, казаки грудью прокладывали дороги через тайгу, болота, бурные реки и первыми освоили Азиатский материк.

В Сибири они открыли несметные богатства: пушнину, золото, драгоценные камни, нашли годные к хлебопашеству земли. Казаки открыли пролив, отделяющий Азию от американского материка, на утлых лодках переправились в Аляску и обосновали там русские поселения. Казаки обжили Берингов пролив и даже остров Новая Сибирь в Ледовитом океане. Освоив Камчатку, они проникли на Амур за двести лет до его присоединения к России. Сибирским казакам принадлежит честь открытия в Забайкалье знаменитых Нерчинских залежей серебряной, золотой и оловянной руд.

Кроме мужественно-настойчивой землепроходческой деятельности, казаки показали достойную похвалы воинскую доблесть. В начале XVII века они вместе с русскими ополченцами изгнали поляков, занявших московское государство и его столицу Москву.

В войне против турецкой порты, Крымского ханства и польского королевства, в Отечественную войну 1812 года, в Кавказскую войну казаки неоднократно доказывали умение громить врага. Они фактически отстояли для России весь юг.

Страница вторая «Вдохновители и полководцы из казачества».

Казачья демократическая среда порождала талантливых идейных вдохновителей и полководцев крестьянских восстаний и войн, таких, как Иван Болотников, Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачёв. Начиная с половины XIX в. казачья молодёжь шла в высшие учебные заведения. Из них вышло значительное количество профессоров, врачей, инженеров, агрономов, священников, учителей, художников. Россия знает и помнит имена казаков-генералов графа Платова, графа Денисова, героя войн с Наполеоном Иловайского, героев Кавказской войны Бакланова, Слепцова, Кухаренко, героев первой мировой войны Корнилова, Каледина, Краснова, геолога Мушкетова, историка профессора Щербину, писателей Крюкова, Леонова, художника академика Дубовского и мн. др.



Страница третья «Первые казачьи поселения».

Первые казачьи поселения возникли в XV-XVII в. на Днепре, Дону, Тереке и на Урале, на землях, которые никому не принадлежали. Это была широкая полоса степи в 400 вёрст, тянущаяся от южных островов Уральского хребта и северных берегов Каспийского моря до восточных берегов Чёрного и Каспийского морей и далее до Карпат. Отсюда казачьи области распространялись дальше на восток по Азиатскому материку, по границам России с Афганистаном, китайским Туркестаном, Монголией, восточным Китаем и Манчжурией. К концу XVIII в. казаков стало так много, что они по регионам объединились в войска: Донское, Терское, Кубанское, Астраханское, Уральское, Семиреченское, Сибирское, Якутское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. К этому времени определились казачьи звания (казак, урядник (младший, старший), вахмистр, хорунжий, сотник, есаул, войсковой старшина), должности командного состава, денежное, провиантное и земельное жалование.

Обмундирование казака состояло из одежды, вооружения, коня с седлом и казачьим вьюном. Одежда: черкеска, бешмет, шаровары тёмного цвета с лампасами, башлык, папаха или кубанка, летом – кожаный картуз, фуражка с околышем, сапоги.

Все вопросы решались на Казачьем Кругу – сходе станицы.



Страница четвёртая «Казачья мораль»

Где же истоки крепкого духа, бесстрашия, живучести и жизнелюбия казачества?

Казаки старших поколений выработали целую школу обретения моральной устойчивости, сформулированную в пяти правилах.

Первое правило. Не причинять вреда окружающему ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Искоренить зло и ненависть, относиться к другим так, как относитесь к другим, так, как относитесь к родным. Пытаться уладить конфликт мирно с теми, кто несет зло. Разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями.

Второе правило. Быть всегда правдивым и искренним в мыслях, словах, делах.

Третье правило. Неприсвоение чужого. Избавление от зависти, от всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими, подлыми, калечат их сознание.

Четвертое правило. Воздержание и умеренность во всем – в мыслях, делах, словах. Это культура чувств и эмоций. Стремление к обладанию богатством, стремление к наслаждению – есть пустая трата времени.

Пятое правило. Свобода от накопительства. Настоящий казак не приобретет вещи, в которой нет нужды. Казаки - отцы и деды - говорили своим сынам и внукам: «Если вы стали на путь истинного совершенствования, то должны уделять 10 – 15 минут на оценку прожитого дня, на самоанализ. Старайтесь смотреть на себя как бы со стороны, не превознося и не оправдывая себя».

Мудрые казаки говорили: «Отличие казака – в величии его души, отражённой в делах добрых и «праведных».



Страница пятая «Казачья семья».

Семья – это первичная ячейка общества, где рождается и формируется род человеческий. Наши деды и прадеды считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство. Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. Считается, что у человека три главные области деятельности: работа (а у казака ещё и служба), семья и общественная жизнь, и он обязан быть готовым к исполнению трёх ролей: работника-воина, семьянина и гражданина. Вот работника-воина, семьянина и гражданина, сеятеля доброго, разумного и справедливого они и воспитывали в первую очередь. Школ в старину не было, и первыми учителями были отец, мать, дед, бабка, старшие братья и сестры. Учили они главному делу – разумно жить.



  1. Прежде всего учили трудолюбию. С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать матери по дому, отцу и братьям – во дворе. В труде вырабатывалась сноровка, сообразительность, крепость мышц. В десять лет подростки могли запрячь лошадь в телегу, выполоть сорняки с поля, пасти коней в ночном. В двенадцать гарцевали на лошадях не хуже взрослого.

  2. Учили быть добрыми и благожелательными. Они считали доброту и щедрость главными богатствами человека. Отец, мать, дед, бабка внушали детям: «Быть добрым – значит, соблюдать Божьи заповеди: не убий, не кради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя». С двух лет они давали почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу. Так вели дело, что добро, правда, справедливость становились для ребенка желанны, что ребёнок, творя добро для других, переживал радость.

  3. Родители учили детей отличать истинную правду от ложной, прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, героическое от трусости. А чтобы их сын или дочь, внук или внучка не оказались в сетях злых, низменных и пошлых людей, родители учили распознавать настрой человека, каков он. Внушали детям: «Бойтесь козла спереди, коня – сзади, а человека – со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Если у него язык медовый, то ум и помыслы у такого яд. Знайте, человек злой всегда корыстолюбивый. Потому что зло порождает корысть, стремление иметь больше других, стремление властвовать над другими».

  4. Учили умению правильно оценивать жизненные ситуации. В каждом явлении, событии, происшествии заложены лад и конфликт. При ладе порядок, дисциплина, дружба, дело идет хорошо. При конфликте – всё наоборот.

  5. Учили послушанию. Из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак. Из непослушного – вор, верхогляд, обманщик, насильник.

  6. Учили устойчивым понятиям о жизни. Живи своим умом и чужими чувствами. Л. Н. Толстой говорил: «Жить чужими чувствами, значит, чувствовать боль рядом живущего, переживать его судьбу, проявлять заботу о его социальных потребностях. Самый же эгоистичный человек ориентирован на себя, а свои суждения подчиняет не истине, а собственным мыслям и выгодным для него взглядам. Жить только ради себя нельзя – это смерть. Настоящая жизнь только тогда, когда живешь для других».

Родители внушали детям: будьте милосердны. Если человека хватает на милосердие, его хватит на всё.

Учили понимать, что счастье – это радостное и активное состояние души и сердца человека, короткое, как вспышка или длительное совершение доброго дела, поступка, удачи или стабильного благожития. Истинное счастье приносят не деньги, не высокий чин, не слава, а отношение к тебе окружающих, их доверие, уважение и любовь. А этого можно добиться только через честный труд и полезные для людей деяния.

Разъясняли, как быть честным: всегда держать данное слово. Быть порядочным – значит не нарушать этических норм. Соблюдать достоинство – значит не пресмыкаться перед начальством, не подлаживаться чужому мнению. Не упрямиться, не сводить личные счеты. Обучали самообразованию, вытравляли зависть.


  1. Родители старались привить детям навыки почитания корней родства.

  2. Отец и дед обучали сыновей и внуков выживанию в опасных условиях. Учили не поддаваться панике, не терять разум и контроль над собой; не сдаваться в любых обстоятельствах, сохранять уверенность в себе.

  3. Матери и бабушки учили дочек и внучек успешно любить и беречь семью. Обучали мягкости, уступчивости. Внушали: «Лаской да уговорами больше берите. На упрямое слово не сердитесь, на противное – не гневитесь. В душе вы можете не согласиться с мужем, но делайте вид, что воля его - закон для семьи, ласка его – милость, гнев – беда великая. Помните, муж голова, а жена – шея. Куда захочет шея, туда и повернется голова».

Учитель:

В старинных казачьих семьях всегда были лад и согласие. Как тут не вспомнить известное народное изречение: «Империи гибли от разлада в семьях. Благополучие государства начинается с благополучия в семьях».

Казаки оставили нам такое наследие, такую память о себе, познав которые нам легче формировать гармонично развитую личность.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Какое из правил казачьей морали мне ближе всего?»

УРОК №3

  1   2   3

  • «Ставрополье – отчий край» Литература Ставрополья 8 КЛАСС
  • УРОК №1 Тема: «С.Чекменев, И. Кузнецов «На земле вольные, кавказские». Раскрытие малоизвестных страниц истории заселения степного Предкавказья в конце XVIII и начале XIX веков»
  • Цели: образовательная
  • Отчёты творческих групп: Группа «Историки»
  • Группа «История в лицах»
  • Подведение итогов. Поделитесь общим впечатлением от прочтения повести И. Кузнецова и С. Чекменева «На земли вольные, кавказские». Задание на дом
  • УРОК №2 Тема: «И.Кузнецов «Путь через века». Исторический очерк о казачестве. Казачья семья, её традиции и мораль» Цели
  • Ход урока Организационный момент. Слово учителя
  • Устный журнал. Первая страница « Историко-географическая».
  • Страница вторая «Вдохновители и полководцы из казачества».
  • Страница третья «Первые казачьи поселения».
  • Страница четвёртая «Казачья мораль»
  • Страница пятая «Казачья семья».
  • Домашнее задание