Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература по этим вопросам указана в списке, который дан в конце пояснительной записки




Скачать 399.95 Kb.
страница1/3
Дата02.07.2017
Размер399.95 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3


«КЛАВЕСИН»
Образовательная программа для ДМШ и ДШИ
(6-летний курс обучения, возраст учащихся: от 8 до 18 лет)

Автор программы: Вячеслав Дмитриевич СМИРНОВ

Москва – 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время старинная музыка и старинные инструменты завоевали такую популярность, что представляется целесообразным ввести курс обучения на клавесине в детских музыкальных школах. В той или иной форме обучение на этом инструменте уже существует в ряде школ Москвы.

Данная программа рекомендуется Методкабинетом для формирования углублённого курса обучения по специальности «Клавесин» в ДМШ и ДШИ. Программа рассчитана на 6 лет обучения. При составлении пояснительной записки и репертуарного списка был использован и обобщен опыт преподавателей-клавесинистов, работающих в данной области.

Преподаватель класса клавесина должен руководствоваться в своей работе общими установками фортепианной методики, а также специальной литературой, посвященной проблемам клавесинного исполнительства. Основная литература по этим вопросам указана в списке, который дан в конце пояснительной записки.




ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Фортепианный репертуар ДМШ за последние годы необычайно расширился. Он включает в себя произведения всех эпох и стилей. На фортепиано, в силу его универсальности, возможно исполнение произведений 15–18 вв., но появление этого инструмента связано с эпохой становления гомофонно-гармонического мышления, следовательно, исполнение на нём музыки предшествующих эпох требует специальных знаний о звучании инструментов того времени. Также необходимы знания специфических приёмов исполнения на инструментах, существовавших до появления фортепиано (т. е. на клавесине, клавикорде, органе), а процесс обучения игре на клавесине построен в значительной степени на сопоставлении клавесинных и фортепианных исполнительских приёмов. Именно поэтому необходимо подчеркнуть то, что у них является общим, а именно: ощущение концов пальцев, координированность тактильных и слуховых ощущений; постоянное внимание к интонированию, при котором соотношение слуха и пальцев регулируется самим процессом мотивно-мелодического развития. Проблемы ясности и разнообразия артикулирования старинной музыки связаны с необходимостью чёткой обрисовки мотивов, их вычленения. В противном случае – мотивно-мелодическая структура, являющаяся основой линеарного мышления композиторов эпохи барокко, может потеряться в общем развитии музыки, превратившись в фактуру. Необходимым требованием клавесинного исполнительства является ясное и отчётливое выговаривание концов мотивов и фраз, их дослушивание. Внимание к точности снятий пальцев на концах фраз продуцирует ясное слышание пауз, их выпуклость. Важнейшим средством барочной выразительности является агогика, в основе своей опирающаяся на приёмы риторики, широко бытовавшей в то время. Освоению законов агогики и особенностям их применения на практике необходимо уделять внимание в течение всего курса обучения.

В общем можно сказать, что обучение игре на клавесине развивает полифонический и тембровый слух, воспитывает ритмическую естественность и непринуждённость, повышает музыкальную грамотность, воспитывает творческую самостоятельность и хороший вкус, расширяет музыкальный кругозор, формирует дополнительные исполнительские навыки как то: умение выпукло и детально интонировать, свободно исполнять разнообразные сочетания штрихов, рационально использовать агогические средства выразительности, экономно пользоваться двигательным аппаратом. Клавесинное исполнительство, являясь в настоящее время самостоятельной линией в общемузыкальном исполнительском процессе, в тоже время обогащает сферу пианистического искусства в целом.

Поскольку предмет «Клавесин» является факультативным, то целью занятий на нём являются: овладение основными исполнительскими приемами и навыками, знакомство со стилистикой музыки данной эпохи, обогащение и расширение репертуара ученика, а также приобщение детей к сокровищнице огромного пласта клавирного искусства, охватывающего нескольких веков.

В результате такого педагогического и воспитательного процесса ученики, выбравшие путь музыканта, получат значительный музыкантский багаж, а дети, не ориентированные профессионально, смогут значительно развить свой вкус и стать просвещёнными любителями музыки.


ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе клавесина является индивидуальный урок преподавателя с учеником.

Традиционно на клавесине играют по нотам. Эта традиция сохраняется и в практике детского клавесинного исполнительства. Значительное место в клавесинной педагогике занимает знакомство с композиторской полифонической техникой, анализ музыкального языка соответствующей эпохи и претворение полученных знаний в исполнительский процесс.

Исторически сложилось так, что исполнитель (а им чаще всего был сам композитор), аккомпанировал на клавесине по цифрованному басу в инструментальных и вокальных ансамблях. Отсюда вытекают два важных исполнительских момента: умение читать цифрованный бас и наличие навыков ансамблевого музицирования.

Обязательной составной частью курса обучения являются клавесинные ансамбли. Работа над ансамблевыми произведениями важна на всех этапах музыкального развития учащегося. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в любом инструментальном классе. Сначала преподаватель аккомпанирует ученику, затем сам ученик начинает аккомпанировать другим инструментам или голосу, приобретая навыки ансамблевой игры. По мере усложнения музыкального материала и художественных задач работа углубляется в сторону разветвления ансамблевой структуры произведений. В старших классах происходит наращивание объёмов ансамблевого материала вплоть до исполнения циклических сочинений, а также произведений с большим составом исполнителей.

В педагогической практике ДМШ возможны следующие виды ансамблевой игры: 4-х ручные дуэты, ансамбли клавесина с разными составами струнных, духовых, народных инструментов, аккомпанемент голосу, а также выступление с оркестром в качестве солиста или оркестрового музыканта. Ансамблевое музицирование в одной из указанных форм рекомендуется включать в программу каждого года обучения. В течение всего курса обучения должно быть представлено несколько видов клавесинного ансамблевого музицирования. Начинать занятия ансамблем с другими инструментами рекомендуется после приобретения учащимся необходимых навыков игры на инструменте. 4-х ручное музицирование ученика с педагогом возможно уже с первых уроков. Немного позже к этому виду работы можно привлекать и соучеников. Сами занятия ансамблем проводятся в рамках предмета «Клавесин».

При объяснении понятия генерал-баса полезно сравнение его расшифровок с оригинальной записью. За время, прошедшее с рассматриваемой эпохи, цифрованный бас расшифрован практически во всех сочинениях, поэтому педагог должен дать ученику лишь обзорные знания, касающиеся этой темы. В рамках данного обзора необходимо сравнивать старинную цифровку с современными обозначениями аккордов, их обращений, а также с буквенными символами. Для этой цели необходима активизация теоретических знаний ученика, полученных на уроках сольфеджио. Возникшие межпредметные связи позволят теснее связать музыкальную теорию и исполнительскую практику.

Основой обучения должно являться живое общение с инструментом, т. е. овладение специфическими приёмами и навыками игры на нём. Значительное место в процессе обучения должна занять работа над многообразием штрихов и выработкой разных способов звукоизвлечения. Оба указанных вида работы значительно помогут развитию координации рук, что, в свою очередь, приведёт к общему исполнительскому совершенствованию игры ученика. Большое место в изучении старинной музыки занимает исполнение мелизмов. Упражнения, состоящие из разных мелизматических фигур, исполняемых всеми пальцами обеих рук, дадут необходимую свободу и основу для дальнейшего общего продвижения.

Разноуровневая кантиленность, которая включает в себя не только пластичность охвата целых разделов и пропевание фраз, но и интонирование без суеты мелких мелодических оборотов, мелизмов и отдельных деталей. Все это требует пристального вслушивания исполнителя в течение самой музыки. Слух ученика должен быть направлен на пропевание пассажей, состоящих из мелких нот в той же мере, что и линий, изложенных бόльшими длительностями. Необходимое условие исполнения любого произведения – ощущение непрерывной кантиленности, которая является основой музыкального языка той эпохи в целом.

Важным разделом преподавания предмета «Клавесин» является просветительская работа педагога. В связи с ограниченностью бытования клавесинной музыки в окружающем мире, существенным моментом педагогического процесса является знакомство с реальным звучанием клавесина на концертах, а также прослушивание записей выдающихся исполнителей на этом инструменте, сравнение разных интерпретаций.

Многообразие форм старинных инструментов вызывает необходимость в ознакомлении с их внешним видом, особенностями их внутреннего устройства и работы механики. Для данной цели возможно обращение к изображениям исторических и современных инструментов, их сравнение, выявление общих черт и различий. Полезным может быть и выявление различий между механикой клавесина и фортепиано.

Значительное место в структуре урока должен занять рассказ преподавателя о композиторе, об особенностях музыкальной и общекультурной жизни эпохи, обращение к соответствующим книгам и нотам, а также к документам того времени (таблицам расшифровок мелизмов, исполнительским замечаниям композитора, свидетельствам современников).

Одним из способов активизации знаний может явиться рассказ самого ученика о клавесине и его особенностях. Общие сведения об авторе, эпохе и чертах стиля могут сочетаться в этом рассказе с кратким анализом исполняемой музыки. Такая форма приемлема как на концертах или классных вечерах, так и на зачетах. Главное в ней – присутствие слушателей, которыми могут быть и соученики, также участвующие в обсуждении. Лекторская практика способна увлечь учеников и выявить у них дополнительные способности.

Занятия в классе клавесина позволяют шире участвовать в концертной жизни школы, больше общаться с исполнителями на других инструментах.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
По данным детской психологии установлено, что только яркий эмоциональный тонус создаёт условия для образования рефлекторных навыков. Если у ребёнка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные навыки не образуются, а возникшие – не закрепляются. Благоприятный психологический климат в классе, заинтересованность педагога и притягательный материал могут дать богатый педагогический урожай.

На первоначальном этапе обучения необходимо учитывать, что дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием. Эта неустойчивость внимания обусловлена слабостью процессов торможения. При таких особенностях внимания значение приобретает темп ведения урока. Младшие ученики любят короткие задания, цель которых ясна и конкретна. Исходя из этого, изучаемые произведения должны быть небольшой протяжённости, а включение нового материала должно производиться исключительно постепенно. Дети лучше реагируют на действия, чем на слова, поэтому теоретические объяснения необходимо излагать кратко и конкретно, подкрепляя их показом на инструменте. Каждое новое задание необходимо не только тщательно разбирать в классе но и закреплять на том же уроке практически. При работе со старшими учениками, возможно производить педагогическую модификацию от вышеуказанных принципов в сторону укрупнения заданий и опираться уже на возникающее аналитико-синтетическое мышление подростка, когда становится возможным объяснение произведений с помощью ассоциативного ряда, а постижение учеником стиля исполняемых произведений происходит через призму эстетических взглядов композитора.

Наглядность, являясь одним из фундаментальных принципов обучения, в клавесинной педагогике, возможно, более существенна, чем в какой-либо иной. Особенность клавесинного туше, требующего тщательной отработки мелких движений суставов и значительной чуткости концов пальцев, вынуждает педагога не только контролировать процесс игры ученика на инструменте, но и достаточно много самому играть во время урока, вырабатывая через показ правильные игровые движения. Принципу наглядности отвечает также и участие педагога в качестве исполнителя на ученических концертах, как с концертным, так и с учебным репертуаром.

Существует представление об отрывистости и краткости клавесинного звука. Задача преподавателя – раскрыть ученикам всё богатство возможностей звучания клавесина, обладающего звуком значительной протяжённости, насыщенного обертонами и завораживающего слушателей своей особой звуковой атмосферой, порождаемой резонансом всего инструмента в целом в ответ на любое прикосновение исполнителя. На нём возможно исполнение полноценного legato и достижима напевность, о которой говорил И.С. Бах в исполнительских рекомендациях к некоторым своим сборникам. Звук клавесина ясный, певучий, без механических призвуков, непосредственно передающий струне касание пальца (благодаря отсутствию в клавесине передаточного механизма). Эта особенность инструмента, называемая трактурой, с одной стороны рождает ощущение непосредственности высказывания музыканта, с другой – требует большой исполнительской аккуратности, которую должен взращивать в ученике педагог. Принципиальный предмет внимания преподавателя на протяжении всех лет обучения – хорошее качество звучания, естественная выразительность, ритмическая определённость.

Изучение особенностей мензуры инструмента, приспособление к иной, чем у фортепиано, глубине клавиш, штриховая характерность требуют большой исполнительской инициативы. Творческий подход необходим и в процессе подбора целесообразной аппликатуры, порой сильно отличающейся от фортепианной. В старинной музыке встречается большое количество специфических терминов, точное значение которых необходимо знать исполнителю, в том числе и начинающему. Навыки разнообразного арпеджирования аккордов, грамотного исполнения мелизмов во всей их вариантной полноте должны воспитываться педагогом в процессе уроков. Нельзя упускать из вида и акустические особенности формирования звука, которые требуют постоянного контроля исполнителя над достижением необходимого полнозвучия инструмента.

Важнейшим признаком клавесинной игры является сохранение равновесия между непосредственностью исполнения и необходимостью оставаться в русле традиций и стиля эпохи исполняемых произведений. Одним из принципов обучения можно считать достижение свободного самовыражения в рамках требуемой стилистики.

Существенный момент преподавания предмета заключается в том, что, клавесинный репертуар не дублирует соответствующий раздел программы ученика по фортепиано, хотя проработка на фортепиано клавесинной программы с сохранением специфики ее исполнения может иметь место в процессе изучения материала.

Являясь дополнительными, занятия на клавесине могут доставить детям ощутимое удовольствие от самого процесса обучения в силу следующих причин: доступность репертуара, возможность игры по нотам, облегчающая овладение репертуаром, меньшее количество контрольных показов, значительный временнόй простор для овладения программой. Таким образом, удовлетворение, получаемое в результате не слишком обременительных занятий, может стать дополнительным стимулом для дальнейшей работы, а, следовательно — и для всего процесса обучения в целом. Игра в ансамбле с другими инструментами или аккомпанемент голосу — значительно обогащают окружающую ребёнка музыкальную среду и, соответственно, его духовный мир.

Предмет, выбранный учеником на основании своих художественных предпочтений, даёт возможность добиваться иногда бóльших результатов на меньшем материале, развивая в ученике привычку к тщательности проработки материала и аккуратности его исполнения, а в итоге — закладывается профессиональное отношение к процессу обучения.

Предпосылкой к вышесказанному является следующий важный педагогический момент: занятия на клавесине должны быть максимально комфортны в психологическом плане. В связи с этим необходимо помнить, что, предлагая ребёнку дополнительный инструмент – клавесин – педагог не вправе перегружать учебный план, который должен оставаться в рамках программы музицирования.

Для каждого года обучения (класса) в программе даны примерные репертуарные списки, которые каждый педагог вправе использовать и дополнять по своему усмотрению в зависимости от индивидуальности учащегося.

Дополнительные сведения о специфике работы в классе клавесина преподаватель может почерпнуть в той методической литературе, список которой приведён в конце пояснительной записки.




  1   2   3

  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ