Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература первой половины ХХ века




Скачать 152.73 Kb.
Дата11.05.2018
Размер152.73 Kb.
НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Между мировыми войнами: немецкая литература первой половины ХХ в. в историко-социальном и общекультурном контексте. Проблема периодизации литературного процесса этого времени. Основные тенденции развития литературы (реализм и авангардизм), ее важнейшие темы и проблемы. Литература Германии первой половины ХХ в. в свете европейской и мировой литературной реальности. Немецкая литература и научно-философские искания Х1Х–ХХ вв.: философские системы Артура Шопенгауэра (Arthur Schopenhauer, 1788–1860), Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche, 1844–1900), Освальда Шпенглера (Oswald Spengler, 1880–1936), Карла Ясперса (Karl Jaspers, 1883–1969), Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger, 1889–1976) и др.; психоаналитические теории Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud, 1856–1939), Карла Густава Юнга (Karl Gustav Jung, 1875–1961) и др. Экспрессионизм в искусстве и литературе Германии. Философско-эстетические платформы экспрессионизма: теория вчувствования (Einfühlung) и др. История возникновения и развития экспрессионизма в живописи (группы Мост в Дрездене, Синий всадник в Мюнхене), основные приемы художников-экспрессионистов (контраст цвета, определенная система в расположении горизонтальных и вертикальных линий, гротескная образность и др.). Распространение экспрессинизма в театре, музыке, кинематографе. Поэтика литературного экспрессионизма: преобладание абстрактно-обобщенных образов, художественная деформация предмета изображения, экспрессивность, крайнее обострение конфликта, насыщенность гротескной символикой и др. Экспрессионизм и романтизм, натурализм, импрессионизм, символизм: соотношение понятий и явлений. Диалектика конкретно-реального и условно-фантастического в экспрессионистском произведении. Казимир Эдшмид (Kasimir Edschmid, 1890–1966) об экспрессионизме в поэзии. Два крыла экспрессионистского движения, журналы Действие (Die Aktion) и Буря (Der Sturm). Экспрессионизм начала ХХ в. и экспрессионизм кануна первой мировой войны: логика изменений в эстетике. Основные темы и проблемы экспрессионистской литературы. Экспрессионизм в прозе: Г. Манн, А. Дёблин, Л. Франк и др. Экспрессионизм в поэзии И. Р. Бехера, Б. Брехта, Людвига Рубинера (Ludwig Rubiner, 1881–1920), Альфреда Вольфенштейна (Alfred Wolfenstein, 1883–1945), Пауля Цеха (Paul Zech, 1881–1946), Арнольта Броннена (Arnolt Bronnen, 1895–1959), Курта Тухольского (Kurt Tucholsky, 1890–1935), Георга Гейма (Georg Geim, 1887–1912), Якоба ван Годдиса (Jakob van Goddis, 1887–1942), Эрнста Толлера (Ernst Toller, 1893–1939), Эрнста Штадлера (Ernst Stadler, 1883–1914), Вальтера Хазенклевера (Walter Hasenclever, 1890–1940), будущего лауреата Нобелевской премии (1966) Нелли Закс (Nelly Sachs, 1891–1970), Эльзы Ласкер-Шюлер (Else Lasker-Schüler, 1876–1945) и др. Шоковая эстетика Готфрида Бенна (Gottfried Benn, 1886–1956). Поэтические антологии экспрессионизма Сумерки человечества. Симфония новой поэзии (Menschheitsdämmerung. Symphonie jüngster Dichtung, 1919) и Товарищи человечества. Поэзия мировой революции (Kameraden der Menschheit. Dichtungen der Weltrevolution, 1919). Экспрессионистская драма-крик. Пьесы Эрнста Барлаха (Ernst Barlach, 1870–1938) Мертвый день (Der tote Tag, 1912) и др. Драматург мысли: пьесы Георга Кайзера (Georg Kaiser, 1878–1945). Идея братского единения в пьесе Кайзера Граждане Кале (Die Bürger von Calais, 1914). Вершина экспрессионистской драматургии – трилогия Кайзера Коралл (Die Koralle, 1917), Газ I (Gas I, 1918) и Газ II (Gas II, 1920); мистерия Ад – Путь – Земля (Hölle – Weg – Erde, 1919). Философско-эстетическая работа Кайзера Видение и образ (Vision und Figur, 1918), лирика. Вечный юноша: пьесы Эрнста Толлера Превращение: Борьба человека (Die Wandlung. Das Ringen eines Menschen, 1919), Человек-масса (Masse Mensch, 1921), Разрушители машин (Die Maschinenstürmer, 1922), Гасить котлы! (Feuer aus den Kesseln!, 1930). Драмы Толлера периода эмиграции: Не надо больше мира! (No more Peace!, 1937), Пастор Галль (Pastor Hall, 1939). Экспрессионистские пьесы Эриха Мюзама (Erich Mühsam, 1878–1934), П. Цеха, Л. Рубинера и др. Поэтика экспрессионистской драмы: отсутствие характерности, преобладание обобщенно-символических образов-идей, динамизм, насыщенность массовыми сценами, речевыми и цветовыми контрастами, неперекрещивающиеся реплики (Vorbareden), агитационно-пропагандистский пафос, условность ситуаций и др. Влияние экспрессионизма на литературу второй половины ХХ в. Феномен магического реализма. Концепция магического реализма в книге Франца Роо (Franz Roh, 1890–1965) Постэкспрессионизм. Магический реализм. Проблемы новейшей европейской живописи (Nachexpressionismus. Magischer Realismus. Probleme der neuesten europäischen Malerei, 1925). Магический реализм, реализм, экспрессионизм: соотношение понятий. Первая мировая война и литература. Вопль попавших в опасность личностей: деятельность дадаистов в Цюрихе и участие в ней немецких авторов. Этимология термина. Манифесты дадаизма 1916–1918 гг., цели движения, основные художественные приемы (бруитский стих, статический стих, симультанная техника, коллаж, коллективное письмо и др.). Фонетические поэмы дадаистов. Берлинская группа дадаистов и ее деятельность. Сюрреализм и немецкое представительство в нем. Этимология термина. Приемы и методы сюрреалистов (коллаж, эхолалия, дистракция, симультанность и др.). Соединение несоединимого как основной принцип сюрреалистской эстетики. Немецкий и французский сюрреализм: общее и особенное. Отношение немецких сюрреалистов к психоанализу З. Фрейда. Иван Голль (Ivan Goll, 1891–1950) о сюрреализме. Проза, драматургия, эссеистика Голля, его стихотворный цикл Иоганн Безродный (Johann Ohneland, 1932–1944). Рецепция дадаистских и сюрреалистских новаций в послевоенной немецкой литературе. Новая деловитость (Neue Sachlichkeit) как мироощущение нового времени и как стиль жизни. Принцип рационализации и его проявления в культуре и искусстве периода относительной стабилизации. Творчество Ериха Кестнера (Erich Kästner, 1899–1974), Йоахима Рингельнаца (Joachim Ringelnatz, 1883–1934), Карла Цукмайера (Carl Zuckmayer, 1896–1977) и др. Новая деловитость и магический реализм: соотношение терминов и явлений. Тема первой мировой войны в литературе. Цикл романов Арнольда Цвейга (Arnold Zweig, 1887–1968) Большая война белых людей (Der grosse Krieg der weissen Männer, 1927–1957). Человек и война в сборнике рассказов Леонгарда Франка (Leonhard Frank, 1882–1961) Человек добр (Der Mensch ist gut, 1917). Франк и экспрессионизм. Социально-нравственная проблематика романов Франка Шайка разбойников (Räuberbande, 1914), Оксенфуртский мужской квартет (Das Ochsenfurter Männerquartett, 1927), Из трех миллионов трое (Von drei Millionen drei, 1932). Судьба и творчество Эриха Мариа Ремарка (Erich Maria Remarque, 1898–1970). Ремарк и литература потерянного поколения: романы На Западном фронте без перемен (Im Westen nichts Neues, 1929), Возвращение (Der Weg zurück, 1931), Три товарища (Drei Kameraden, 1938). Соединение в романах военной фактуры с послевоенным опытом героев. Темы фронтового товарищества (Kameradschaft), фронта и тыла, прусской гимназии как преддверия казармы, отцов и детей, любви и др. Поэтика романов: объективизм, эмоциональная сдержанность, динамизм, эффект полифонии, особенности пейзажа, символика цвета, точность детали, психологизм, прием антитезы и др. Понятие жесткого стиля (Hartstil). Романы Ремарка в контексте мировой литературы о войне (А. Барбюс, Л. Ф. Селин, Дж. Дос Пассос, Э. Э. Каммингс, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Р. Олдингтон, М. Горецкий и др.). Влияние писателя на немецкую и европейскую литературу о второй мировой войне (В. Борхерт, Г. Бёлль, Г. В. Рихтер, В. Быков, В. Некрасов и др.). Литература в изгнании. Основные центры эмиграции, печатные органы. Темы, проблемы, жанровые формы литературы эмиграции. Творчество Эриха Вайнерта (Erich Weinert, 1890–1953), Фридриха Вольфа (Friedrich Wolf, 1888–1953), Людвига Ренна (Ludwig Renn, 1889–1979) и др. Немецкий интеллектуальный роман (Т. Манн), его место в европейской и мировой литературе (М. Булгаков, У. Фолкнер, Т. Вулф, К. Чапек и др.), жанровые модификации, проблематика и поэтика. Соотношение понятий интеллектуальный роман и философский роман. Традиция романа воспитания в интеллектуальном романе. Человек становления: периодизация творчества Германа Гессе (Hermann Hesse, 1877–1962). Гессе и Швейцария. Гессе и немецкий интеллектуальный роман. Художественное преломление философии Ф. Ницше, О. Шпенглера, психоаналитических теорий З. Фрейда и К. Г. Юнга в творчестве Гессе. Статья Возвращение Заратустры (Zarathustras Wiederkehr. Ein Wort an die deutsche Jugend, 1919). Влияние Гёте и романтиков (Гёльдерлин, Новалис и др.) на Гессе. Творческая личность и ее нравственно-психологическое развитие в раннем (1904–1915) творчестве писателя: Петер Каменцинд (Peter Kamenzind, 1904), Под колесами (Unterm Rad, 1906), Гертруда (Gertrud, 1910), Росхальде (Rosshalde, 1914), Кнульп (Knulp, 1915). Культурно-философские системы Индии и Китая в художественной структуре произведений Гессе: мотивы созерцания, слияния с природой, самосовершенствования (Selbstwerdung), пути внутрь (Weg nach innen) и др. Записки Из Индии (Aus Indien, 1913), индийская поэма Сиддхарта (Siddharta, 1922), Паломничество в страну Востока (Die Morgenlandfahrt, 1932) и др. Проблемы становления сознания, обретения истины, самопознания в романе Демиан (Demian, 1919). Автобиографические произведения Гессе Курортник (Kurgast, 1925) и Нюрнбергское путешествие (Die Nürnberger Reise, 1927). Проблема синтеза духа и действия в романе Нарцисс и Гольдмунд (Narziss und Goldmund, 1930). Биография души: роман Степной волк (, 1927). Образ магического театра в романе как метафора души героя и парадигма кризисного мира. Смыслы зооморфного кода: мифологический, философский, психологический. Роман Гессе Игра в бисер (Das Glasperlenspiel, 1943). Метафора игры в произведении, ее этико-философская содержательность и эстетические функции; жанровая полифония романа (утопия, антиутопия, памфлет, притча, исторический трактат, житие, пародия и проч.). Принципы вставной новеллы, прозиметрии (чередование стиха и прозы), вариативности в стилевой палитре Гессе. Философия и эстетика музыки в его романах. Эволюция психологизма Гессе: от традиционного к универсально-синтетическому. Гессе-поэт: сборник В пути (Unterwegs, 1911) и др. Литературно-критические и публицистические работы Гессе: статьи О друзья, не надо этих звуков (O freunde, nicht diese Töne, 1914), Взгляд в хаос (Blick ins Chaos, 1919), книга статей Война и мир (Krieg und Frieden, 1940) и др. Гессе – лауреат Нобелевской премии (1946). Жизнь и творчество Томаса Манна (Thomas Mann, 1875–1955) после первой мировой войны. Т. Манн и немецкий интеллектуальный роман. Система персонажей, специфика хронотопа, символика, художественные аллюзии в романе Волшебная гора (Der Zauberberg, 1924), смысл диспутов героев. Концепты болезнь и смерть в произведении. Романы о художниках (Künstlerroman) Т. Манна. Образы Гёте и другой Германии в романе Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar, 1939). Роман эпохи Т. Манна Доктор Фаустус (Doktor Faustus, 1947). От замысла – к воплощению: История Доктора Фаустуса: Роман одного романа (Die Entstehung des Doktor Faustus: Roman eines Romans, 1949). Трагедия художника и Германии в произведении. Поэтика романа: жанрово-композиционные особенности, временная двуплановость, принцип контрапункта, условное начало, символы и лейтмотивы. Философия и эстетика музыки в Докторе Фаустусе. Интерпретация личности и философии Ф. Ницше. Роман Т. Манна в контексте мировой фаустианы. Рецепция библейского мифа в тетралогии Иосиф и его братья (Joseph und seine Brüder, 1933–1942). Психоанализ в художественной системе произведения. Новеллистика Т. Манна: Марио и волшебник (Mario und der Zauberer, 1930) и др. Литературно-критические и публицистические работы: Гёте и Толстой (Goethe und Tolstoi, 1922), Любек как форма духовной жизни (Lübeck als geistige Lebensform, 1926), Место Фрейда в духовной истории нашего времени (Die Stellung Freuds in der modernen Geistesgeschichte, 1929), Германия и немцы (Deutschland und die Deutschen, 1945), Философия Ницше в свете нашего опыта (Nietzsches Philosophie im Lichte unserer Erfahrung, 1947). Последние произведения Т. Манна: романы Избранник (Der Werwählte, 1951), Признания авантюриста Феликса Круля (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull, 1954, неоконч.), работы о писателях Слово о Чехове (Versuch über Tschechow, 1954), Слово о Шиллере (Versuch über Schiller, 1955) и др. Т. Манн – лауреат Нобелевской премии (1929). Немецкая действительность в романе Клауса Манна (Klaus Mann, 1906–1949) Мефисто (Mephisto, 1936). Образ Чайковского в романе Патетическая симфония (Symphonie pathetique, 1935). Картина немецкой эмиграции в романе Вулкан (Der Vulkan, 1939). Книга воспоминаний К. Манна Поворотный пункт (Der Wendepunkt, на англ. 1944, на нем. 1952) в контексте немецкой эмигрантской мемуаристики. Немецкий исторический роман первой половины ХХ в.: историзация современности или модернизация истории Исторические романы Г. Манна, Л. Фейхтвангера, Б. Брехта и др. Жизнь и творчество Генриха Манна (Heinrich Mann, 1871–1950) после первой мировой войны. Завершение трилогии Империя. Рассказы Г. Манна. Немецкая реальность 20-х гг. ХХ в. в романах Мать Мария (Mutter Marie, 1927), Большое дело (Die grosse Sache, 1930), Серьезная жизнь (Ein ernstes Leben, 1932). Роман-урок: историческая дилогия Г. Манна Юность короля Генриха IY (Die Jugend des Königs Henri Quatre, 1935) и Зрелость короля Генриха IY (Die Vollendung des Königs Henri Quatre, 1938). Исторические параллели в дилогии. Двойная перспектива: прошлое и настоящее в публицистике Г. Манна. Сборники статей Власть и человек (Macht und Mensch, 1919), Диктатура разума (Diktatur der Vernunft, 1923), Семь лет (Sieben Jahre, 1929), Ненависть (Der Hass, 1933), Настанет день (Es kommt der Tag, 1936), Мужество (Mut, 1939). Автобиографическая книга Обзор века (Ein Zeitalter wird besichtigt, 1945). Антифашистские произведения Г. Манна: кинороман Лидице (Lidice, 1943), роман Дыхание (Der Atem, 1949) и др. Лион Фейхтвангер (Lion Feuchtwanger, 1884–1958) – мастер исторического романа. Эстетическая эволюция писателя. Исторические романы Фейхтвангера Безобразная герцогиня (Die hässliche Herzögin Margarete Maultasch, 1923), Еврей Зюсс (Jud Süss, 1925). Трилогия Иосиф (Josephus) об Иосифе Флавии: Иудейская война (Der Judische Krieg, 1932), Сыновья (Die Söhne, 1935), Настанет день (Der Tag wird kommen, 1942). Концепция человека и истории в романах Лже-Нерон (Der falsche Nero, 1936), Лисы в винограднике (Die Füchse im Weinberg, 1947), Испанская баллада (Spanische Ballade, 1955) и др. Историко-биографические романы Фейхтвангера Гойя, или Тяжкий путь познания (Goya oder Der arge Weg der Erkenntnis, 1951), Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо (Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952). Трилогия Зал ожидания (Der Wartesaal): Успех (Erfolg, 1930), Семья Опперман (Die Geschwister Oppermann, 1933), Изгнание (Exil, 1940). В защиту разума: психологическая природа фашизма в романе Братья Лаутензак (Die Brüder Lautensack, 1943). Поэтика романов Фейхтвангера: специфика хронотопа, исторические аналогии и художественные аллюзии, мотив маски, символика и др. Этико-эстетическое развитие Альфреда Дёблина (Alfred Döblin, 1878–1957). Экспрессионизм раннего творчества Дёблина: роман Черный занавес (Der schwarze Vorhang, 1903), книга рассказов Убийство одуванчика (Die Ermordung einer Butterblume, 1913). Китайский роман Дёблина Три прыжка Ван-Луня (Die drei Sprünge des Wang-Lun, 1915). Проблемы власти и истории, человека и массы в романе Валленштейн (Wallenstein, 1920). Фантастический роман Горы, моря и гиганты (Berge, Meere und Giganten, 1924). Мир отверженных в романе Дёблина Берлин, Александерплац (Berlin, Alexanderplatz. Die Geschichte von Franz Biberkopf, 1929) и европейская литературная традиция (В. Гюго, М. Горький, Б. Брехт и др.). Поэтика романа: техника монтажа, стилизация под документ, зоосимволика, рефрены и лейтмотивы, ассоциативно-аллюзивный потенциал, особенности сатиры, синтез элементов натурализма, экспрессионизма, потока сознания, футуризма, новой деловитости, реализма. Эссе Построение эпического произведения (Der Bau des epischen Werkes, 1929). Творчество Дёблина периода эмиграции. Историческая эпопея Страна без смерти (Das Land ohne Tod, 1935–1948); проблемы личности и истории, человека и прогресса. Политические судьбы Германии в трилогии Ноябрь 1918 (November 1918, 1937–1950). Проблематика и стилевая палитра романа Гамлет, или Конец длинной ночи (Hamlet oder Die lange Nacht nimmt ein Ende, 1946, изд. 1956). Творчество Дёблина в контексте европейской экспериментальной прозы первой половины ХХ в. Реформа драмы и театра Германии первой половины ХХ в. Бертольт Брехт (Bertolt Brecht, 1898–1956) и его теория эпического театра. Брехт и экспрессионизм. Литературные и культурные влияния на драматургию Брехта, эксперимент и традиция в ней. Эпический театр как театр политический, его дидактико-педагогическая направленность. Обращение к сознанию читателя и зрителя как определяющее свойство драматургии Брехта. Эффект очуждения (Verfremdungseffekt) как ключевой принцип брехтовской эстетики; средства его достижения: интерпретация сюжетов классических и современных произведений, отсутствие исторического костюма, включение текстов-комментариев, специфика авторских ремарок, монтаж мизансцен, соединение гротеска, пародии, шаржа с лиризмом, художественные и исторические аллюзии и реминисценции и др. Зонги в пьесах, их очуждающая и обобщающая функции. Пьесы Брехта как параболы, притчевый характер произведений. Мобильность брехтовской эстетики, внесение изменений в новые редакции произведений. Пьесы Брехта Ваал (Baal, 1918), Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919), Что тот солдат, что этот (Mann ist Mann, 1926), Трехгрошовая опера (Dreigroschenoper, 1928), Святая Иоанна скотобоен (Die heilige Johanna der Schlachthöfe, 1932), Мать (Die Mutter, 1933), Страх и отчаяние в Третьей империи (Furcht und Elend des Dritten Reiches, 1935–1938), Винтовки Тересы Каррар (Die Gewehre der Frau Carrar, 1937), Жизнь Галилея (Leben des Galilei, 1938–1939), Матушка Кураж и ее дети: Хроника Тридцатилетней войны (Mutter Courage und ihre Kinder: Eine Chronik aus dem Dreissigjährigen Krieg, 1939–1941), Добрый человек из Сезуана (Der gute Mensch von Sezuan, 1938–1940), Карьера Артура Уи, которой могло бы не быть (Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui, 1941), Швейк во Второй мировой войне (Schweyk im Zweiten Weltkrieg, 1941–1944), Кавказский меловой круг (Der kaukasische Kreidekreis, 1944–1945) и др. Брехт-поэт: сборники Домашние проповеди (Hauspostille, 1927), Песни, стихотворения, хоры (Lieder, Gedichte, Chöre, 1932), Свендборгские стихотворения (Svendborger Gedichte, 1939). Проза Брехта: Трехгрошовый роман (Dreigroschenroman, 1934), сборник миниатюр Истории из календаря (Kalendergeschichten, 1949), рассказы. Теоретические, литературно-критические и публицистические работы писателя. Влияние на драматургию М. Фриша, Ф. Дюрренматта и др. Творчество Брехта в контексте европейского и мирового театра ХХ в. Творчество Э. М. Ремарка периода эмиграции. Судьбы немецкой эмиграции в романах Ремарка Возлюби ближнего своего (Liebe deinen Nächsten, 1940), Триумфальная арка (Triumphbogen, 1946), Ночь в Лиссабоне (Die Nacht von Lissabon, 1962), Тени в раю (Die Schatten im Paradies, 1971). Тема фашистских концлагерей в романе Искра жизни (Der Funke Leben, 1952). Произведения Ремарка о событиях на советско-германском фронте: роман Время жить и время умирать (Zeit zu leben und Zeit zu sterben, 1954), пьеса Последняя остановка (Die letzte Station, 1956). Проблема социальных и психологических истоков фашизма в романе Черный обелиск (Der schwarze Obelisk, 1956). Социально-психологический роман Ремарка Жизнь взаймы (Geborgtes Leben, 1959). Реализм ранних произведений Анны Зегерс (Anna Seghers, 1900–1983): Восстание рыбаков (Der Aufstand der Fischer, 1928), Попутчики (Die Gefährten, 1932). Творчество Зегерс в эмиграции: Оцененная голова (Der Kopflohn Roman aus einem deutschen Dorf im Spätsommer, 1933), Путь через февраль (Der Weg durch den Februar, 1935), Освобождение (Die Rettung, 1937). Панорама немецкой действительности периода фашизма в романе Седьмой крест (Das siebte Kreuz, 1939). Поэтика романа: синтез эпического и лирического, система символов, прием полифонии, психологизм и др. Литературно-критические и публицистические статьи Зегерс. Творчество Иоганнеса Роберта Бехера (Johannes Rober Becher, 1891–1958). Бехер и экспрессионизм: сборники Распад и торжество (Verfall und Triumph. Erster Teil: Gedichte. Zweiter Teil: Versuche in Prosa, 1914), Труп на троне (Der Leichnam auf dem Thron, 1925) и др.; урбанистическая тематика, эсхатологическая образность, гротеск и шарж в них. Антивоенная тема в сборниках Бехера К Европе (An Europa, 1916), Братание (Verbrüderung, 1916), Песнь против современности (Päan gegen die Zeit, 1918). Новые мотивы в сборниках Стихи для народа (Gedichte für ein Volk, 1919), Ритмы машин (Maschinenrhythmen, 1926). Романы Люизит, или Единственно справедливая война (Levisite oder Der einzig gerechte Krieg, 1926) и Прощание (Abschied, 1940). Лирика Бехера в годы второй мировой войны: сборники Высокое небо над полем боя (Hoher Himmel über dem Schlachtfeld, 1941), Германия зовет (Deutschland ruft, 1942), поэма Зимняя битва (Winterschlacht, 1941) и др. Советская тема в лирике Бехера. Разнообразие жанровых форм поэзии Бехера 1920–1940-х гг. Литературно-теоретические работы писателя Из мира стихотворения (Aus der Welt des Gedichts, 1936), О великих принципах нашей литературы (Von den grossen Prinzipien in unserer Literatur, 1938) и др. Документальная правда: Германия и немцы в романе Вилли Бределя Испытание (Die Prüfung, 1934). Первый роман трилогии Бределя Родные и знакомые (Verwandte und Bekannte) Отцы (Die Väter, 1941). Немецкая литература внутренней эмиграции. Позднее творчество Г. Гауптмана. Произведения Рейнгольда Шнейдера (Reinhold Schneider, 1903–1958), Оскара Лёрке (Oskar Loerke, 1884–1941), Эрнста Вихерта (Ernst Wiechert, 1887–1950) и др. Эстетическая эволюция Бернхарда Келлермана (Bernhard Kellermann, 1879–1951): от неоромантизма к реализму. Социально-общественная проблематика в романах Келлермана Туннель (Der Tunnel, 1913) и 9 ноября (Der 9. November, 1920); экспрессионистский элемент в романах. Условность в романе Город Анатоль (Die Stadt Anatol, 1932). Книги военных очерков Келлермана. Мир Востока (Япония, Индия, Китай, Тибет) в путевых дневниках писателя. Романы Келлермана периода фашизма: Песнь дружбы (Lied der Freundschaft, 1935), Голубая лента (Das blaue Band, 1938), Обращение Георга Вендландта (Georg Wendlandts Umkehr, 1941). Концепция маленького человека в творчестве Ганса Фаллады (Hans Fallada, 1893–1947): романы Крестьяне, бонзы и бомбы (Bauern, Bonzen und Bomben, 1931), Маленький человек, что же дальше (Kleiner Mann, was nun, 1932), Кто отведал тюремной похлебки (Wer einmal aus dem Blechnapf frisst, 1934). Социально-общественная проблематика романов ФалладыВолк среди волков (Wolf unter Wölfen, 1937) и Железный Густав (Der eiserne Gustav, 1938). Немецкая литература Сопротивления. Писатели в рядах Красной капеллы (Rote Kapelle): Ион Зиг (John Sieg, 1903–1942), Гюнтер Вайзенборн (Günther Weisenborn, 1902–1969), Адам Кукхоф (Adam Kuckhoff, 1887–1943) и др. Моабитские сонеты (Moabiter Sonette) Альбрехта Хаусхофера (Albrecht Haushofer, 1903–1945). Литература из ящиков письменного стола (Literatur aus der Schublade): творчество Гертруды Кольмар (Gertrud Colmar, 1894–1943) и др. Характер литературного процесса в Австрии первой половины ХХ в.: реализм и авангардизм. Поэзия первой половины ХХ в. Драматургия. Проза. Австрийские писатели и интеллектуальный роман. Зигмунд Фрейд и литература. Техника свободных ассоциаций Фрейда и ее возможности в литературном произведении. Работы Фрейда о литературе и писателях (И. В. Гёте, Ф. Достоевский, С. Цвейг и др.). Фрейд как художник слова. Писатели о Фрейде (Т. Манн, С. Цвейг, Р. Роллан, Ж. П. Сартр и др.). Пражский остров: Ф. Кафка, М. Брод, Ф. Верфель, Эгон Эрвин Киш (Egon Erwin Kisch, 1885–1948), Лео Перуц (Leo Perutz, 1884–1957) и др. Творчество Теодора Крамера (Theodor Kramer, 1897–1958) как пример стилевой полифонии австрийской поэзии первой половины ХХ в.: сборники Условный знак (Die Gaunerzinke, 1929), Мы лежали в болотах на Волыни (Wir lagen in Wolhynien im Morast…, 1931), С гармоникой (Mit der Ziehharmonika, 1936), Изгнан из Австрии (Verbannt aus Österreich, 1943), Вена 1938. Зеленые кадры (Wien 1938. Die grünen Kader, 1946), В кабаке (Die untere Schenke, 1946), Хвала отчаянию (Lob der Verzweiflung, 1956) и др. Человек и история в поэзии Крамера. Писатели Австрии и экспрессионизм: Георг Тракль (Georg Trakl, 1887–1914), Карл Краус (Karl Kraus, 1874–1936), Теодор Дойблер (Theodor Däubler, 1876–1934), Франц Верфель (Franz Werfel, 1890–1945), Йозеф Вайнхебер (Josef Weinheber, 1892–1945), Альфред Кубин (Alfred Kubin, 1877–1959), Георг Кулька (Georg Kulka, 1897–1929), Франц Чокор (Franz Csokor, 1885–1969), Макс Брод (Max Brod, 1884–1968), Оскар Маурус Фонтана (Oskar Maurus Fontana, 1889–1969), Альберт Парис Гютерсло (Albert Paris Gütersloh, 1887–1973) и др. Экспрессионизм в Австрии и Германии: общее и особенное. Cудьба и творчество Франца Кафки (Franz Kafka, 1883–1924). Письмо к отцу (Brief an den Vater, 1919) как душевно-духовная автобиография писателя. Эстетическая эволюция Кафки. Новеллистика: Приговор (Das Urteil, 1913), Превращение (DieVerwandlung, 1915), В исправительной колонии (In der Strafkolonie, 1919) и др. Сборники новелл. Романы Процесс (Der Prozess, 1925), Замок (Das Schloss, 1926), Америка (Amerika, 1927). Проблема художественного метода Кафки. Кафка и экспрессионизм. Особенности стиля Кафки: черно-белое письмо (В. Набоков), гротеск, единство реального и условно-фантастического, притчевость, антиномичность, абсурд и алогизм, сновидческая техника, значение детали и др. Автобиографическое в произведениях писателя. Кафка и мировая литературная традиция. Психологическое искусство Стефана Цвейга (Stefan Zweig, 1881–1942). Цвейг как автор художественных биографий: Мария Антуанетта (Marie Antoinette, 1932), Триумф и трагедия Эразма Роттердамского (Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam, 1935), Кастеллио против Кальвина (Castellio gegen Calvin, 1936), Магеллан (Magellan, 1938) и др. Новеллистика Цвейга. Психологический роман Нетерпение сердца (Ungeduld des Herzens, 1938). Цвейг и З. Фрейд. Эссе о Бальзаке, Диккенсе, Достоевском, Стендале, Гёльдерлине, Клейсте, Ницше, Фрейде и др. Мемуары Цвейга. Интеллектуально-аналитический роман Германа Броха (Hermann Broch, 1886–1951). Социально-политическая история Германии в трилогии Броха Лунатики (Die Schlafwandler, 1931–1932). Проблемы дегуманизации общества, вины и ответственности в романе Невиновные (Die Schuldlosen, 1950). Психология фашизма в романе Искуситель (Der Versucher, 1935, опубл. 1953). Жанровая форма Künstlerroman в творчестве Броха: Смерть Вергилия (Der Tod des Vergil, 1945). Проблемы красоты, славы, смысла искусства и долга художника в произведении. Поэтика романа: внутренний монолог и техника потока сознания, вводные стихотворения и их обобщающе-комментирующая функция, социологический и историко-публицистический элементы и др. Новеллы и драмы Броха. Мышление образами: повествовательное мастерство Йозефа Рота (Joseph Roth, 1894–1939). Послевоенная действительность Германии и Австрии в творчестве Рота 1920-х гг. Критика современности в романе Рота Иов (Hiob, 1930). Разоблачение габсбургского мифа в романах Марш Радецкого (Radezkymarsch, 1932) и Склеп капуцинов (Die Kapuzinergruft, 1938). Художественный мир Роберта Музиля (Robert Musil, 1880–1942). Эстетическое становление писателя. Роман Смятение воспитанника Тёрлеса (Die Verwirrungen des Zöglins Törless, 1906) и традиция немецкого романа воспитания. Влияние Ф. Ницше и З. Фрейда на проблематику и поэтику произведения. Анатомия сознания в романе Музиля Человек без свойств (Der Mann ohne Eigenschaften, 1930–1942, полн. изд. 1952). Сатира на Австро-Венгрию в произведении. Категория Geist в его художественной системе. Стиль романа: панорамность изображения, интеллектуализм, монологичность, насыщенность символами и лейтмотивами, синтез рационального и эмоционального, притчевость и др. Парадоксы судьбы Элиаса Канетти (Elias Canetti, 1905–1994). Комедии Канетти. Феномены массы и власти в его творчестве. Проблема человеческого безумия в романе-метафоре Канетти Ослепление (Die Blendung, 1935). Персонажи-фигуры. Особенности архитектоники произведения, абсурд и гротеск, система мотивов, символов, аллюзий, иносказаний в нем, специфика условного, поэтика имен, смысловая многозначность романа. Роман Ослепление в контексте австрийской и мировой литературы ХХ в. Канетти – лауреат Нобелевской премии (1981). Швейцарская немецкоязычная литература первой половины ХХ в.: основные тенденции. Глубинная психология К. Г. Юнга и литература. Творчество Роберта Вальзера (Robert Walser, 1878–1956), Альбина Цоллингера (Albin Zollinger, 1895–1941), Фридриха Глаузера (Friedrich Glauser, 1896–1938) и др. Белорусская рецепция немецкоязычных литератур первой половины ХХ в. (переводы, издания, исследования, театральные постановки).
Каталог: documents -> Кафедра%20замежнай%20літаратуры -> Дысцыпліны -> История%20литературы%20страны%20изучаемого%20языка%20(нем) -> История%20немецкой%20литературы%20первой%20половины%20ХХ%20века
documents -> Информация и действия советского руководства. Германия
История%20немецкой%20литературы%20первой%20половины%20ХХ%20века -> История немецкой литературы первой половины ХХ века
Кафедра%20замежнай%20літаратуры -> Учебное пособие для студентов-филологов история западноевропейской
История%20литературы%20страны%20изучаемого%20языка%20(нем) -> Литература второй половины ХХ века
Кафедра%20замежнай%20літаратуры -> Программа спецсеминара «Английская женская проза ХХ века» для студентов романо-германского отделения
Кафедра%20замежнай%20літаратуры -> Программа курса «История английской литературы конца ХIХ начала ХХ века»