Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс




Скачать 366.46 Kb.
Дата01.07.2017
Размер366.46 Kb.
ТипРеферат


8 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

Введение Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды лите­ратуры.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историче­ская песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление слова­ря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фоль­клорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировки и запись выводов, наблюдения над лексическим соста­вом произведений,

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.



Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблема­тика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.



Теория литературы: сентиментализм как литературное на­правление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов, похвальное слово историку и писа­телю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище».

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мойгений»:

Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» ( «Соловей мой, соло­вей...»).

Н.М. Языков. «Пловец ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).



Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, эле­менты романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными про­изведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пу­щину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная про­блематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одно­го произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и друж­ба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип ис­торической прозы.



Теория литературы: послание, песня, художественно-выра­зительная роль частей речи (местоимение), поэтическая инто­нация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со­ставление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му­зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готов­ность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мо­тивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; об­раз-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).



Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романти­ческое движение; поэтический синтаксис (риторические фигу­ры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, со­ставление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи­тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основ­ной конфликт пьесы и способы его разрешения.



Теория литературы: драма как род литературы, своеоб­разие драматических произведений, комедия, развитие по­нятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантасти­ческий элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирова­ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ин­сценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в ли­тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем сме­ялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.



Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фраг­ментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется уча­щимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.



Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); вырази­тельные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составле­ние словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкаль­ных записей.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.



Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­ный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П.Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский.«Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.



Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзапи­си, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­участие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.



Теория литературы: автобиографическая проза, компо­зиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы XX века

М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.



Теория литературы: традиции романтизма, жанровое свое­образие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитат­ный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, кинематографические версии ранних расска­зов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси ».

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».



Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викто­рина по материалам конкурсных работ учащихся.

О серьёзном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие», М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «ма­леньких людей»; человек и государство; художественное свое­образие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.



Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, состав­ление словаря лексики персонажа.

. Б. Кедрин

Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть. Основные мотивы. Художественная идея.



Теория литературы: Баллада (расширение представлений о жанре), символ, многоплановость, подтекст.

Развитие речи: составление тезисов, письменная формулировка вывода.
Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо­лоцкого 50—60-х годов.



Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

А. Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.



Теория литературы: романтическое движение в повести.

Развитие речи: сочинение – рассуждение, диспут, дискуссия.

Связь с другими искусствами: «Алые паруса в кино и на балетной сцене.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на кото­рой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. От­ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.



Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к со­чинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по матери­алам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;

Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памятизащитников»;

М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.



А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.



Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардов­ского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников. «Мнемало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «Послевьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится зе­мля...»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новый поворот темы детей на страницах по­вести. Центральный конфликт и основные образы повествова­ния. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, наси­лия в условиях силового соперничества.



Теория литературы: развитие представлений о типах рас­сказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характери­зующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на ки­ноэкране.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульет­та » на русской сцене.



Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при­земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.



Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, со­общения учащихся.

Э. Т. А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».



Связь с другими искусствами:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Разделы

Часы

Творческие работы

Проекты, исследовательские работы

работы

1

Введение


1







2

Из устного народного творчества



3ч.+1Р/р

Письменный ответ на вопрос




3

Из древнерусской литературы


3ч.







4

Из литературы XVIII века












Г.Р. ДЕРЖАВИН


1ч.




Исследовательская работа с текстом




Н.М. КАРАМЗИН


3ч.







5

Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга













А.С. ПУШКИН


8ч.+1Р/р

Сочинение

Творческий проект «Дорогами Гринева и Пугачёва»




М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

4ч.










Н.В.ГОГОЛЬ

6ч+1Р/р

сочинение







И.С.ТУРГЕНЕВ

3ч+1Р/р

Тезисный план







Н.А.НЕКРАСОВ





















А.А.ФЕТ















А.Н.ОСТРОВСКИЙ

3ч.




Сочинение-рассуждение

Исследовательская работа с текстом




Л.Н.ТОЛСТОЙ

3ч+1Р/р

6

Из литературы XXвека














А.М.ГОРЬКИЙ

3ч.










В.В.МАЯКОВСКИЙ


1ч.










О серьёзном с улыбкой

2ч.










Н.А.Заболоцкий

1ч.+1Р/р 1Р/р

Сочинение-рассуждение







М.В.Исаковский












В.П.Астафьев












А.Т.Твардовский

2ч+1Р/р

Цитатный план

Исследовательская работа текстом




В.Г.РАСПУТИН

3ч.+1Р/р

Словарь понятий




7

Из зарубежной литературы













У.ШЕКСПИР












М.СЕРВАНТЕС







































Всего: 68











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по порядку




Раздел, тема урока

Кол – во

часов

Дата

Элементы содержания для ОВД




Вид и форма контроля




1




Введение (1)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Литературные роды. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, труд и творчество.



1ч.
















2

3





Из устного народного творчества

1.Исторические песни. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи,

2.Средства вырази­тельности в исторической песне. Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.


2ч.







Выводы




4

5





Из древнерусской литературы

1 Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

2ч.








Выводы










Из литературы XVIII века

4ч.
















6






Г.Р. ДЕРЖАВИН

1 Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений).

Тема поэта и поэзии.



1ч.










Выразительное чтение

Сравнительный анализ





7
8
9






Н.М. КАРАМЗИН

1. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

2. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

3. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.



3 ч.








Таблица

Выразительное чтение






10






Из литературы XIX века

1. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и



в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».



1ч.








Выразительное чтение





11


12

13-14


15-16

17

18







А.С. ПУШКИН
1. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

2.«Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.

«Маленькие трагедии»: тематика и система образов (обзор, содержание одного произведения по выбору). Само­стоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
3-4. Роман «Капитанская дочка»: проблематика.

5-6 Система образов. Е.Пугачев.

М.Миронова

Петр Гринев. Отношение писате­ля к событиям и героям.

7. Новый тип исторической прозы.

8. Проверочная работа по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»



+1Р/р











Сообщения учащихся.

Выразительное чтение наизусть.

Исследовательская работа с текстом

Творческий проект «Дорогами Гринева и Пугачёва»



19




Р/р. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина



















20

21



22

23





М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (4ч.)
1. Кавказ в жизни и творчестве.

2. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы.

3. Художественная идея и средства ее выраже­ния; образ-персонаж, об

раз-пейзаж.

4. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).


4 ч.










План.

Исследовательская работа с текстом.






24
25


26
27

28

29






Н.В. ГОГОЛЬ
1. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

2.Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы.

3. Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

4-5. Разоблачение пошлости, угодливости, чи­нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

6. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.


6ч +1Р/р










Выразительное чтение наизусть.

Исследовательская работа с текстом.






30

1

Р/р. Классное сочинение сопоставительного плана по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя



















31
32


33




И.С. ТУРГЕНЕВ
1. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася».

2. Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев.

3. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.


3ч +1Р/р









Выразительное чтение наизусть.

Исследовательская работа с текстом.






34




Р/Р Тезисный план «Характеристика персонажа»


















35





Н.А. НЕКРАСОВ
Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Человек и природа в стихотворении.

1 ч.







Выразительное чтение наизусть.

Лексическая работа.







36




А.А. ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А.Фета.


1 ч.







Выразительное чтение наизусть.

Лексическая работа.






























37

38



39




А.Н. ОСТРОВСКИЙ

1.Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

2.Образ Снегурочки.

3.Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.



3 ч.










Сообщения.


40

41



42
43





Л. Н. ТОЛСТОЙ

1.Основные вехи биографии писателя. Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала».

2. Нравственность и чувство долга, акивный и пассивный протест, исинная и ложная красота, неучстие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа «После бала»

Приемы создания образов.

3.Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.


3 ч. + Р/р







Исследовательская работа





44




Р/р. Классное сочинение-рассуждение по повести «После бала» Л.Н. Толстого



















45
46

47





Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ

1.Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе». Проблема цели и смысла жизни. 2.Рассказ «Макар Чудра».

Истинные и ложные ценности жизни.

3.Специфика песни и романтического рассказа.

Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.


3 ч.








Художественный пересказ.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть


Художественный пересказ.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть





48

49






В. В. МАЯКОВСКИЙ
1.Краткие сведения о поэте.

«Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

2. Р/р Конкурс чтецов «Читаем Маяковского»


1 ч.

+ 1 Р/р











Выразительное чтение.

Чтение наизусть






50


51

52





О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство;

2. Художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

3. Р/р Классное сочинение – юмористический рассказ.



2 ч.

+ 1 Р/р











Словарь

Художественный пересказ.






53


54




Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
1.Краткие сведения о поэте.

Стихотворения: «Яне ищу гармо­нии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору.

2.Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.


2 ч.

+ 1 Р/р









Выразительное чтение.

Исследовательская работа







55




Р/р Сочинение-рассуждение



















56





М.В.ИСАКОВСКИЙ
1. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения «Катюша», «Враги сожгли родную хату», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В.Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.


1 ч.








Выразительное чтение.

Исследователь ская работа






57





В.П. АСТАФЬЕВ
1.Краткие сведения о писателе.

Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».



2 ч.






,


Художественный пересказ.






58




Проблема нравственной памяти в рас­сказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.









Исследовательская работа





59


60




А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
1.Основные вехи биографии.

Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы.

2.Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.


2 ч.








Выразительное чтение.

Исследовательская работа






61

62






В.Г. РАСПУТИН
1. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

Новое раскрытие темы детей на страницах повести.

2. Центральный конфликт и основные образы повество­вания. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.

Мотивы милосердия (готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества) в повести В. Распутина.



2 ч.

+ 2 Р/р








Художественный пересказ.






63




Р/р Сочинение «Нравственные проблемы в повести «Уроки французского»


















64
65


66





Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
1.Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».

2.Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

3.Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.


3 ч.










Таблица.

Выразительное чтение по ролям.






67

68






М. СЕРВАНТЕС
1.Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (дееальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа.

2. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.



2 ч.








Выразительное чтение.







ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:


  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

Каталог: files -> 2017
2017 -> Научно-практическая конференция «Историческая наука как связующая звено двух государств: образование, инновации, сотудничество» посвященной
2017 -> " Азиз Мамедкеримович Алиев видный государственный, политический и общественный деятель Дагестана"
2017 -> Снайпер Василий Зайцев
2017 -> Календарь туристических событий Ярославской области на 2017 г
2017 -> Сценарий праздничного мероприятия, посвященного 50-летию музея боевой славы экспедиционного клуба «Неунываки» им. В. Ширяева

  • Теория литературы
  • Из древнерусской литературы
  • Из литературы XVIII века Г.Р. Державин
  • Из литературы XIX века Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А. Жуковский.
  • К.Н. Батюшков.
  • Из литературы XX века М.Горький
  • О серьёзном — с улыбкой (сатира начала XX века)
  • Из зарубежной литературы У. Шекспир
  • Э. Т. А. Гофман
  • Разделы Часы Творческие работы Проекты, исследовательские работы
  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • Из устного народного творчества
  • Из литературы XVIII века
  • Из литературы XIX века 1. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
  • О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
  • Из зарубежной литературы
  • ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие