Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература для занятия: Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001




Скачать 62.28 Kb.
Дата18.01.2017
Размер62.28 Kb.
ТипЛитература
Филюшкин А. И.
Как связаны национализм и религия (взгляд современных ученых).
Идея: и религия, и национализм относятся прежде всего к духовной сфере. Конструктивистами (во главе с Б. Андерсоном) высказывалась идея, что расцвет национализма и национальных идей в новое время связан как раз с тем, что в менталитете людей ослабляются объединяющие их семантические религиозные коды, и эта ниша заменяется (замещается) национальными кодами.
Литература для занятия:
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

2. Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. С.419-450.


Вопросы для обсуждения:
Вопросы:
1. Почему нации являются, «воображаемыми сообществами» (по Андерсону) или «историческими и политическими концептами» (По Кону)? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества… С.29-32; Кон Х. Идея национализма…С.428-431, 434-435, 439-441, 444).
Андерсон: Историк считает нацию современным феноменом, а для националиста она вещь древняя. Нация – вещь универсальная и легко приобретаемая по многим параметрам, но в то же время приобретаемая в ряде черт только по происхождению. Националисты могущественны политически, но слабы в философском и теоретическом плане. Национализм кажется патологией общественного развития.
По Андерсону, НАЦИЯ – это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное.
Оно воображенное, потому что члены нации друг друга не знают, но воображают свое единство. Ограниченное, потому что существуют пределы, границы, за которыми живут другие нации.
Нация суверенна, потому что все нации мечтают о независимости и стремятся к созданию своего национального государства.
Нация понимается как сообщество, потому что это всегда глубоко горизонтальное товарищество.
Чтобы понять, почему за это воображаемое (не путать с фальсификатом) люди готовы убивать других и еще более умирать за этот воображаемый конструкт, надо обратиться к культурным корням национализма.
Кон: Национализм – это прежде всего способ мысли, творение сознания. Исторический и политический концепт. Это комплексное состояние ума, возникающее через опыт дифференциации и противопоставления Я окружающему миру, “мы-группы” и тех, кто к ней не принадлежит. Групповое сознание стремиться создать гомогенность, единство внутри своей группы, единообразие и единомыслие, которое может привести к прогнозируемым и программированным совместным действиям.
Статус абсолюта нации предали теории о происхождении нации и о народном духе как ее квитэссенции.
Нацию формирует желание ее сформировать (Фр. Революция дала толчок созданию фр. нации). Нацию создают пробудившиеся сознание и воля. Власть идеи, а не зов крови формируют наци. Ср. определение Эрнеста Ренана: «Нация – это великая солидарность, основанная на ощущении жертвы, уже принесенной или какую готовы принести в будущем…».
Национализм – это идея, которая наполняет человеческий разум и сердце новыми чувствами и побуждает человека к организованным действиям. При этом национальность – это группа, которая стремится выразить себя в высшей форме организации социума – суверенном государстве.
Национальность – способ мышления, соответствующий политической реальности или стремящийся ей соответствовать.
2. Каковы корни национализма? Какова их связь с религией? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества…С.33-36, 58-59, 158-159, 221-223; Кон Х. Идея национализма… С.419-428).
Андерсон: Символы нации – могилы неизвестных героев. Интересно, почему –ведь нет могилы Неизвестного марксиста. Национализм же озабочен проблемой смерти и бессмертия, и это роднит его с религиозным сознанием.
Религии отвечали на вопросы о фатальности судьбы и о способах достижения бессмертия. С ХVIII в. религиозное сознание постепенно умирает. И на смену ему как раз и приходит национализм. «Он обладает магическим свойством превращать случай в судьбу». Хотя нельзя сказать, что национализм сменяет религиозное сознание, но его природу надо определять именно путем сравнения с религиозным сознанием. Его надо определять через соотнесение с двумя культурными системами: религиозное сообщество и династическое государство.
Национализм появляется там и тогда, когда распадаются три основополагающих культурных представления. ПЕРВОЕ – что какой-то особый письменный язык даст привилегированный доступ к онтологической истине (христианство, братство исламской уммы и т.д.). ВТОРОЕ – вера в то, что общество складывается вокруг высших образующих центров, какими было монархии. ТРЕТЬЕ – преставление о темпоральности, в котором космогония сливается с историей, а истоки мира и людей – идентичны.
Сочетаясь, эти три идеи прочно укореняли человеческие судьбы в самой природе вещей, придавая смысл повседневным фатальностям существования (смерти, лишениям и т.д.). Когда в новое время эти идеи постепенно размываются, нужно что-то новое, что бы связало воедино братство, власть и время. И здесь большую роль сыграли информационные технологии,€ доступ к которым открыл «печатный капитализм», которые явили миру принципиально новые способы почувствовать свою общность и осознать самих себя как часть целого.
Официальный национализм – сплав нового национального и старого династического принципов. Кроме того, два механизма возникновения национализмов: 1) в колониях, как реакция на угнетение; 2) в колониях же, но более сложным путем – империя слишком велика, начинает готовить административные кадры из местных аборигенов, и это создавало на местах «новые Римы» (особенно когда они совпадали как центры научных и образовательных паломничеств), что, в свою очередь, располагало к появлению на базе этих «новых Римов» новых «воображаемых сообществ». Поэтому глашатаем новых национализмов и стала двуязычная местная интеллигенция.
Особый вопрос – память нации. Вообще-то ее аналогом выступает память о жизни, биографии человека. Но биография человека имеет начало и конец, а начало нации спорно, и конец трудноуловим. При этом биография нации пишется наоборот: ее настоящее определяет важные события ее прошлого (Вторая мировая война рождает первую).
Кон: Национализм возник во вт. пол. ХVIII в., плод Великой Французской Революции. Для проявления национализма необходимо было появление нового. Секуляризированного восприятия общества и природы, возникновение третьего сословия, не связанного уходящими в глубокую древность социальными традициями, культивировавшего культурный национализм через развитие «народной культуры».
Рост национализма – это процесс интеграции народных масс в единую политическую форму. Поэтому для националистов идеал – абсолютистское государство.
естественные стремления – любить свое происхождение, свой язык, свою кухню и т.д. – все привычно, понятно, и потому все самое лучшее. Инстинктивное, идущее с древности недоверие к чужакам.
3. Каков инструментарий строительства наций? Каково место в нем религиозных воззрений? (Андерсон Б. Воображаемые сообщества… С.60-70, 133-136, выборочно ― С.180-203; Кон Х. Идея национализма… С.437-438).
Андерсон: выделяет следующие факторы:

- книгопечатание. Вернакуляризм – издания, основанные на родном языке. Причина – эстетизация латыни, отделявшая ее от вульгарного языка средневековья, Реформация, распространение родных языков как инструмент централизации власти национальных монархий.


Печатные языки закладывали основу национального сознания тремя способами.
Первый – унификация полей обмена и коммуникации, которые располагались ниже латыни, но выше простонародных наречий. Именно читатели, сообщество которых воображалось, и составили прообраз будущей нации.
Второй – печатный капитализм придал устойчивость языку, и это позволило выстроить исторический образ нации, образ ее древности, происхождения. Причем понятный на протяжении поколений (если язык ХII в. мы понимаем с трудом, то ХVI-ХVII вв. - вполне).
Третий – печатный капитализм создал новые языки-власти, которые по своему типу были отличны от прежних административных местных наречий. Отсюда диалекты, приближенные к этому языку-власти, приблизились к языку нации, а остальные превратились в местного значения диалекты и говоры.
Первая мировая война положила конец эпохе высоких монархий (Романовы, Гогенцоллерны, Габсбурги). Началась официальная эпоха национальных государств (официальное название – Лига Наций). Национальное государство стало нормой международного права.

- перепись.

- карта.

- музей.
Кон:

- состояние ума подавляющего большинства,

- национальное государство как идеальная форма политической организации,

- национальность как источник культурной жизни,

- национальность как источник экономического благосостояния,



- высшая степень лояльности по отношению к нации.