Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература для учащихся, обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе «Инструментальное исполнительство»




страница1/3
Дата05.03.2017
Размер0.52 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3
Принята на заседании Утверждено:

педагогического совета педагогического совета пр. директора ЩДМШ №1

протокол №1 от 31.08.16 г №1 от 01.09.16 г.

_______________Моисеева Н.Ю.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

« Детская музыкальная школа №1 им. Л. Толстого»

Щекинского района


Рабочая программа



Музыкальная литература

для учащихся, обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе



«Инструментальное исполнительство»

Срок обучения 4 года обучения


Составитель Гуц А.Н.

Щекино

2016 г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Структура программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Список рекомендуемой литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального образования в детских школах искусств.

Данная рабочая программа «Сольфеджио» предназначена для обучающихся по общеразвивающей программе «Инструментальное исполнительство».

Предмет «Музыкальная литература» является одной из важнейших составляющих системы музыкального образования. Он в большой степени способствует формированию общей культуры детей, их разностороннему развитию, совершенствованию их художественного вкуса, подготавливает учащихся к самостоятельному общению с классикой.



Цель программы: формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.

Задачи программы:

  • Формировать у учащихся слушательские умения и навыки;

  • Поддерживать познавательный интерес к обучению;

  • Приобщать учащихся к постижению музыкального искусства;

  • Сформировывать готовность и способность к самостоятельному духовному постижению художественных ценностей;

  • Способствовать всестороннему развитию личности.

В содержании предмета следует различать знания информативные (имена, названия, даты, факты, события) и понятийные (термины), которые определяют качество усвоения предмета в целом.

В музыкальной литературе к специальным умениям и навыкам относятся навыки слушания музыки, анализ музыки, которые формируются в процессе слухового анализа выразительных средств музыки и при работе с нотным текстом произведений.

Специальные умения, как и понятийные знания, составляют основу курса музыкальной литературы.



Отличительные особенности программы:

1) весь изучаемый материал распределён по занятиям;

2) по урокам расписаны разбираемые музыкальные произведения;

3) основательно переработаны темы первого года обучения: блок занятий посвящён изучению музыкальных инструментов, видам оркестров, значительно расширена тема «Музыкальные формы»;

4) расширен список учебных пособий, используемых на уроках.

В предлагаемой программе учебный материал систематизирован по хронологически-тематическому принципу (исключение – первый год обучения), позволяющему не только знакомиться с биографиями и творческим наследием композиторов, но и осознавать взаимосвязь эпох и стилей, чётко представлять процесс развития музыкального искусства.

Каждая тема содержит биографический материал, краткий обзор творческого наследия композитора, прослушивание и разбор отдельных произведений.

Третий и четвёртый годы обучения знакомят учащихся с отечественной музыкой. Строятся по тому же принципу, что и программа второго года обучения. Кроме того, они тесно связаны с курсами истории и литературы общеобразовательной школы.

На уроках музыкальной литературы предполагаются следующие формы работы:

прослушивание музыки;

работа с нотным текстом;

характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств;

объяснение и усвоение терминов и понятий;

рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений, их авторов;

самостоятельная работа над текстом учебника;

запоминание и узнавание музыки.

Примерные условия реализации данной программы:


  • Наличие учебных групп (не менее 8-10 человек);

  • Обеспечение учебными пособиями, методической и нотной литературой;

  • Наличие аудио - и видеотехники, CD, DVD - аппаратуры;

  • Наличие фоно - и аудиотеки, видеотеки для прослушивания и просмотра в/ф;

  • Наличие учебно-дидактического иллюстративного материала (Портреты композиторов, плакаты, картины, карточки);

  • Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности и хоровому классу;

  • Активный поиск новых форм и методов преподавания.

Данная рабочая программа является адаптированной, и педагог имеет право на вариативность при изучении материала в зависимости от условий.

Важным элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости учащихся. Основная его форма на уроках музыкальной литературы в течение учебного года – это поурочный устный опрос в индивидуальной и фронтальной форме. Кроме того, в конце каждой четверти предполагается проведение контрольных уроков, обобщающих знания определённых разделов программы. Для того чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, желательно включать для контроля вопросы, связанные с теми знаниями, которые долгое время должны сохраняться в памяти. Это вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных терминов, касающиеся современной музыкальной жизни, творчества известных композиторов и музыкальных произведений.

Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании и с учетом тенденции роста учащихся. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы

Тематический план

Первый год обучения

Музыка, её формы и жанры

темы

Тема

урока

Содержание занятия

Кол-во часов

1.

Музыка и мы

1.

Музыка в нашей жизни

1

2.

Содержание музыкальных произведений

1

2.

Выразительные средства музыки

3.

Как говорит музыка?

Мелодия – «душа» музыки



1

4.

Основные элементы музыкального языка

1

3.

Семейства музыкальных инструментов

5.

Возникновение музыкальных инструментов. Струнные инструменты

1

6.

Духовые инструменты

1

7.

Ударные инструменты

1

8.

Клавишные инструменты

1

9.

Контрольный урок

Всего: 9 часов

4.

Оркестр

10.

Симфонический оркестр

1

11.

Виды оркестров

1

5.

Музыкальные жанры

12.

Музыкальные жанры. Общая характеристика.

1

6.

Музыка и слово

13.

Песня

1

14.

Народная песня в творчестве русских классиков

1

15.

Романс

1

16.

Контрольный урок

Всего: 16 час.

7.

Музыка и движение

17.

Марш

1

18.

Танец. Народные танцы

1

19.

Бальные танцы

1

8.

Музыкальные формы

20.

Музыкальные формы. Общая характеристика. Простые формы

1

21.

Вариации

1

22.

Форма рондо

1

23.

Сюита

1

24.

Фуга

1

25.

Сонатно-симфонический цикл. Сонатная форма

1

26.

Контрольный урок


Всего: 10 час.

9.

Программно-изобразительная музыка

27.

Программность в музыке

1

28.

Изобразительная музыка

1

10.

Музыка в театре

29.

Музыка драматическому спектаклю

1

30.

Из истории оперы

1

31.

Сказка в опере

1

32.

Из истории балета

1

33.

Сказка в балете

1

34.

Контрольный урок

Всего: 18 час.










Всего за год

34 часа


Второй год обучения

Музыкальная литература зарубежных стран


Урок п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Музыка от древних времён до XVIII века. Формирование классического стиля в музыке

1

2-4

Йозеф Гайдн. Венский классицизм. Жизненный и творческий путь. Симфоническое творчество Гайдна. Симфония №103, ми-бемоль мажор, «С тремоло литавр». Клавирное творчество Гайдна. Соната Ре мажор

4

5-8

В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь

Сонатное творчество Моцарта. Соната ля мажор. Симфоническое творчество. Симфония №40, соль минор.



4

9

Контрольный урок.

1

10

Оперное творчество Моцарта. Опера «Свадьба Фигаро»

1

11

Л.ван Бетховен. Жизненный и творческий путь.

1

12-13

Сонаты Бетховена. Соната №8, до минор, «Патетическая».

2

14-15

Симфоническое творчество Бетховена. Симфония №5, до минор.

2

16

Контрольный урок

1




всего

16 час.

17-18

Увертюра «Эгмонт» Бетховена. Обобщающее занятие по изучению сонатно – симфонического цикла

2

19

Зарождение романтизма в европейском искусстве. Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь

1

20

Песни Шуберта

1

21

Фортепианные проиэведения

1

22

Симфоническое творчество Шуберта. Симфония си минор, «Неоконченная».

1

23

Ф.Шопен. Жизненный и творческий путь

1

24-27

Полонезы. Мазурки. Прелюдии. Этюды. Ноктюрны.

4

28

Контрольный урок.

1

29

И.С.Бах. Жизненный и творческий путь

1

30-31

Клавирное творчество Баха. Инвенции.

Хорошо темперированный клавир



2

32 -34



Сюиты Баха. Французская сюита до минор

Органное творчество Баха



3




Всего за 1 год обучения

34часа


Третий год обучения

Русская музыкальная литература

№ п\п

тема

Кол-во часов

1-2.

Введение. Русская музыка до Глинки

Песня и романс в русской музыкальной культуре первой половины XIX века



2

3.

М.И.Глинка. Жизненный и творческий путь

1

4-8.

Опера «Иван Сусанин»

5

9-10.

Произведения для оркестра Глинки

2

11.

Романсы и песни Глинки

1

12.

А.С.Даргомыжский. Жизненный и творческий путь

1

13.

Опера «Русалка» Даргомыжского

1

14-15

Романсы и песни Даргомыжского. Контрольный урок

2

16

Русская музыкальная культура второй половины XIX века

1




всего

16 час.

17

А.П.Бородин. Жизненный и творческий путь

1

18-21

Опера «Князь Игорь» Бородина

4

22

Симфония №2, «Богатырская» Бородина

1

23

Н.А.Римский -Корсаков. Жизненный и творческий путь

1

24-25

Произведения для оркестра Римского-Корсакова. Симфоническая сюита «Шехеразада». Беседа об оркестре.

2

26-31

Опера «Снегурочка» Римского-Корсакова

6

32

Контрольный урок

1

33 -34



Резервные уроки

2




Всего за 1 год обучения

34часа


Четвёртый год обучения

п\п

тема

Кол-во часов

1.

М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь

1

2-5.

Опера «Борис Годунов»

4

6.

Фортепианное творчество Мусоргского

1

7.

П.И.Чайковский. Жизненный и творческий путь

1

8-9.

Симфоническое творчество Чайковского. Симфония №1,

«Зимние грёзы»



2

10-14.

Оперное творчество Чайковского. Опера «Евгений Онегин»

5

15.

Музыкальная жизнь в России в конце XIX – XX века. Творчество С.И.Танеева, А.К.Лядова, А.К.Глазунова

1

16.

Творческий облик С.В.Рахманинова, А. Н.Скрябина, И.Ф.Стравинского

1




Всего в 1 полугодии

16 час.

17.

Введение. Отечественная музыкальная культура после 1917 года

1

18.

С.С.Прокофьев. Жизненный и творческий путь

1

19.

Фортепианное творчество Прокофьева

1

20.

Кантата «Александр Невский» Прокофьева

1

21.

Балеты Прокофьева.

1

22.

Симфоническое творчество Прокофьева. Симфония №7

1

23.

Д.Д.Шостакович. Жизненный и творческий путь

1

24.

Симфоническое наследие Шостаковича

1

25.

Симфония №7, до мажор. «Ленинградская» Шостаковича

1

26.

24 прелюдии и фуги для фортепиано

1

27.

Творческий облик А.И.Хачатуряна. Балеты Хачатуряна

1

28.

Концерт для скрипки с оркестром ре минор

1

29.

Творческий облик Г.В.Свиридова

1

30

Творческий облик Р.К.Щедрина. Концерт для оркестра «Озорные частушки»

1

31-32

Российский музыкальный авангард

2

33-34

Резервные уроки

2




Всего за 1 год обучения

34часа


Содержание предмета

Первый год обучения


  1   2   3

  • Музыкальная литература
  • 2016 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка
  • II. Содержание учебного предмета - Годовые требования III. Требования к уровню подготовки учащихся
  • IV. Формы и методы контроля, система оценок
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • Отличительные особенности программы
  • Примерные условия реализации данной программы
  • Тематический план Первый год обучения Музыка, её формы и жанры
  • Второй год обучения Музыкальная литература зарубежных стран
  • Третий год обучения Русская музыкальная литература
  • Четвёртый год обучения № п\п
  • Содержание предмета Первый год обучения