Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература для специальности 2201 «Вычислительные машины, комплексы и сети»




Скачать 463.84 Kb.
страница1/2
Дата05.06.2017
Размер463.84 Kb.
ТипЛитература
  1   2





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЛИТЕРАТУРА


для специальности 2201

«Вычислительные машины, комплексы и сети»





Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 2201 ”Вычислительные машины, системы и сети”



1. Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Литература» подготовлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования для обучающихся. Рабочая программа призвана обеспечить:

  • приобщение курсантов к богатствам отечественной и мировой художественной литературы,

  • развитие у курсантов способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни,

  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции курсантов,

  • формирование представлений курсантов о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества,

  • воспитание речевой культуры студента.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Теоретико- и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений служат средством постижения курсантами литературы.

После изучения дисциплины учащиеся должны

знать:


  • общую характеристику русской классической литературы, ее гуманистический пафос, художественные поиски жизнеутверждающих идеалов, высоких духовных ценностей,

  • периоды развития литературы как вида искусства,

  • общественное значение русской литературы.

уметь:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа,

  • передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде тезисов, конспектов, сообщений, докладов,

  • выразительно читать отрывки из литературных произведений.

Изучение учебной дисциплины «Литература» заканчивается проведением экзамена.



2. Тематический план



Наименование

Разделов и тем

Макс.


учеб.

наг-


рузка

сту-


дента,

час.




Количество аудиторных

часов при очной форме

обучения

Самостоятельная

работа


студента

Всего


Лабора-

торные


работы

Практи-

ческие


занятия

1

2

3

4

5

6

Введение.
















Раздел 1. Общая характеристика русской классической литературы, ее общественное значение.
















Тема 1.1.Творчество Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.

3

2






1

Итого по разделу 1:

3

2







1

Раздел 2. Русская литература первой половины 19 века.
















Тема 2.1. А.С. Пушкин – великий русский национальный поэт. Роман «Евгений Онегин».

3

2







1

Тема 2.2. М.Ю.Лермонтов. Лирика поэта, ее обусловленность особенностями –времени и таланта поэта. Роман «Герой нашего времени».

3

2







1

Тема 2.3. Н.В.Гоголь – «отец русской реалистической прозы». Поэма «Мертвые души».

3

2







1

Итого по разделу 2:

9

6







3

Раздел 3. Литература второй половины 19 века.
















Тема 3.1. А,Н,Островский – великий драматург. «Гроза».

3

2







1

Тема 3.2. Конфликт Катерины с «темным царством».

3

2






1


Тема 3.3. «Гроза» – самое решительное произведение А,Н,Островского (Добролюбов).

3

2







1

Тема 3.4. И.А.Гончаров. Роман «Обломов».

3

2







1

Тема 3.5. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

3

2







1

Тема 3.6. Конфликт в романе «Отцы и дети».

3

2







1

1

2

3

4

5

6

Тема 3.7. Испытание любовью. Внутренний конфликт Базарова.

3

2







1

Тема 3.8. Второй круг жизненных испытаний Базарова.

3

2







1

Тема 3.9. Лирика Ф.И.Тютчева.

2

2










Тема 3.10. А.А.Фет. Лирика.

2

2










Тема 3.11. Творчество А.Н.Некрасова.

3

2







1

Тема 3.12. Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» (обзор).

3

2







1

Тема 3.13. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки писателя-сатирика.

2

2










Тема 3.14. М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города».

3

2







1

Тема 3.15. Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества.

2

2










Тема 3.16. Роман «Преступление и наказание». Мир петербургских углов.

3

2







1

Тема 3.17. Теория Раскольникова. Трагедия героя романа.

3

2







1

Тема 3.18. Виновники «скрытых преступлений».

2

2










Тема 3.19. Л.Н.Толстой. По страницам великой жизни.

2

2










Тема 3.20. «Война и мир» как роман-эпопея.

2

2










Тема 3.21. Противопоставление прекрасного и безобразного в нравственной жизни человека на страницах «Войны и мира».

3



2







1

Тема 3.22. Путь исканий князя Андрея.

3

2







1

Тема 3.23. Путь исканий Пьера Безухова.

3

2







1

Тема 3.24. Правдивое изображение писателем войны и ее героев.

2

2










Тема 3.25. Мысль народная в романе. Кутузов и Наполеон.

2

2










Тема 3.26. Психологизм романа «Война и мир». Изображение в романе народной войны.

2

2










1

2

3

4

5

6

Тема 3.27. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

2

2










Итого по разделу 3:

70

54







16

Раздел 4. Русская литература конца 19- начала 20 века
















Тема 4.1. А,П.Чехов. Очерк жизни и творчества.

2

2










Тема 4.2. Рассказы и повести А,П.Чехова.

3

2







1

Тема 4.3. Театр А,П.Чехова. Пьеса «Вишневый сад».

3

2







1

Тема 4.4. Основные темы пьесы. Отношение автора к своим героям.

2

2










Тема 4.5. И.А.Бунин. Рассказы.

3

2







1

Тема 4.6. А.И.Куприн. Рассказы: «Олеся», «Гранатовый браслет».

3

2







1

Итого по разделу 4:

16

12







4

Раздел 5. Поэзия «серебряного века».
















Тема 5.1.Избранные стихотворения поэтов «серебряного века».

3

2







1

Итого по разделу 5:

3

2







1

Раздел 6. Литература первой половины 20 века.
















Тема 6.1. А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

3

2







1

Тема 6.2. Драматургия А.М.Горького. Пьеса «На дне».

3

2







1

Тема 6.3. А.А. Блок. Стихи и поэмы.

2

2










Тема 6.4. А.А.Блок. Поэма «Двенадцать». Лирика.

3

2







1

Тема 6.5. В.В.Маяковский. Ранняя лирика, основные ее мотивы.

2

2










Тема 6.6. Сатирические произведения В.В.Маяковского.

2

2










Тема 6.7. Стихи о назначении поэта и поэзии, любви, о Родине.

2

2










Тема 6.8. С.Есенин. Краткий очерк его жизни и творчества.

2

2










Тема 6.9. Тема России в лирике Есенина.

2

2










Тема 6.10. Образ матери и любимой в поэзии С.Есенина.

3

2







1

Тема 6.11. А.А.Ахматова. Лирические произведения поэтессы.

3

2







1

Тема 6.12. М.А.Шолохов. «Донские рассказы».

3

2







1

Тема 6.13. Роман «Поднятая целина». Обзорное изучение.

4

2







2

Тема 6.14. А.П.Платонов. Повесть «Сокровенный человек».

3

2







1

Тема 6.15. М.А.Булгаков. «Записки юного врача», «Собачье сердце».

2

2










Тема 6.16. Художественный мир романа «Мастер и Маргарита».

5

2







3

Итого по разделу 6:

44

32







13

Раздел 7. Из поэзии середины 20 века.
















Тема 7.1. Поэзия Б.Л.Пастернака, А.Т.Твардовского.

3

2







1

Итого по разделу 7:

3

2







1

Раздел 8. Произведения писателей и поэтов второй половины 20 века, получившие признание современников.
















Тема 8.1. Социальные и нравственный проблемы действительности в произведениях Ф Абрамова, В.Астафьева, Е.Носова и других авторов.

3

2







1

Тема 8.2. «Деревенская проза». Поэзия Н.М.Рубцова.

3

2







1

Итого по разделу 8:

6

4







2

Раздел 9. Произведения зарубежных писателей.
















Тема 9.1. Произведения зарубежных писателей.

3


2







1

Итого по разделу 9:

3

2







1

Всего по дисциплине:

156

116







40


Введение
Раздел 1. Общая характеристика русской классической литературы, ее общественное значение
Тема 1.1.Творчество Г.Р.Державина, В.А.Жуковского

Знать:

  • характерные особенности русской классический литературы, ее гуманизм, художественные поиски высоких духовных ценностей,

  • минимум сведений о жизни и творчестве поэтов конца 18 – начала 19 века Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.


Уметь:

Повторение периодов развития литературы как вида искусства. Общественное значение русской литературы. Биографические сведения о жизни и творчестве Г.Р. Державина, В.А.Жуковского. Анализ лирики.


Самостоятельная работа: чтение конспекта, художественных произведений.
Раздел 2. Русская литература первой половины 19 века
Тема 2.1. А.С. Пушкин – великий русский национальный поэт. Роман «Евгений Онегин»
Знать:

  • биографические сведения о русском поэте А.С.Пушкине,

  • художественные открытия великого поэта в лирике о любви, природе,

  • содержание романа «Евгений Онегин», главных героев, события.


Уметь:

  • анализировать и оценивать изученные произведения, особенности композиции романа в стихах,

  • объяснять связь произведений со временем их написания и нашей современностью,

  • выразительно читать лирику Пушкина.

Повторение жизни и творчества (основных этапов) А.С.Пушкина. Стихотворения «Пророк», «Поэту», «На холмах Грузии», «Я вас любил» и другие. Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. Единство эпического и лирического начала в романе «Евгений Онегин». Проблематика романа, широта охвата действительности.


Самостоятельная работа: чтение конспекта, художественных произведений.
Тема 2.2. М.Ю.Лермонтов. Лирика поэта, ее обусловленность особенностями –времени и таланта поэта. Роман «Герой нашего времени»

Знать:

  • биографию поэта, лирику; пафос вольности, протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви – основные мотивы лирики,

- содержание, героев, особенности композиции романа «Герой нашего времени».
Уметь:

  • пересказать содержание, дать оценку роману на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей,

  • назвать средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, речь),

  • анализировать эпизод (сцену) романа.

Повторение фактов о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Основные мотивы его лирики. «Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов 19 века.


Самостоятельная работа: чтение конспекта, художественных произведений.
Тема 2.3. Н.В.Гоголь – «отец русской реалистической прозы». Поэма «Мертвые души»
Знать:

  • биографию писателя, своеобразие реализма его произведений,

  • содержание, смысл названия позмы «Мертвые души».


Уметь:

  • выразительно читать текст, страницы поэмы,

  • оценивать изображенные явления жизни.

Повторение фактов о жизни и творчестве писателя. Замысел поэмы «Мертвые души». Русь народная, помещичья, чиновничья.


Самостоятельная работа: чтение конспекта, художественных произведений.
Раздел 3. Литература второй половины 19 века.
Тема 3.1. А,Н,Островский – великий драматург. «Гроза».
Знать:

  • биографические данные драматурга,

  • мир Островского в его пьесах.


Уметь:

  • выразительно читать его пьесы по ролям,

  • давать собственную оценку изображенным событиям.

А,Н,Островский и театр. Начало творческого пути. «Свои люди – сочтемся». Творческая история «Грозы». Анализ 1 действия.


Самостоятельная работа: чтение конспекта, художественных произведений.
Тема 3.2. Конфликт Катерины с «темным царством»
Знать:

  • народные истоки характера Катерины.

Уметь:

  • цитировать образ, давать оценку событиям и героям,

  • вести конспект, писать реферат на тему.

Чтение действий, сцен, посвященных Катерине, главной героине драмы. Представители “темного царства” – Дикой, Кабаниха.


Самостоятельная работа: чтение художественного произведения.
Тема 3.3. «Гроза» – самое решительное произведение А,Н,Островского (Добролюбов)
Знать:

  • биографические данные драматурга,

  • мир Островского в его пьесах.


Уметь:

  • выразительно читать его пьесы по ролям,

  • давать собственную оценку изображенным событиям.

А.Н.Островский и театр. Начала творческого пути. «Свои люди – сочтемся».Творческая история «Грозы». Анализ 1 действия.


Самостоятельная работа: чтение художественного произведения.
Тема 3.2. Конфликт Катерины с «темным царством»

Знать:

  • народные истоки характера Катерины.

Уметь:

  • цитировать образ, давать оценку событиям и героям,

  • вести конспект, писать реферат на тему.

Чтение действий, сцен, посвященных Катерине, главной героине драмы. Прелставители «темного царства» - Дикой, Кабаниха.


Самостоятельная работа: чтение художественного произведения.
Тема 3.3. «Гроза» – самое решительное произведение А,Н,Островского (Добролюбов)

Знать:

  • содержание последних действий, характеристику поступков данных героев.

Уметь:

  • формулировать основную мысль произведения,

  • читать текст по ролям.

Добролюбов о Катерине. Анализ последних действий пьесы. Катерина как трагический характер.


Самостоятельная работа: чтение художественного произведения.
Тема 3.4. И.А.Гончаров. Роман «Обломов»
Знать:

  • минимум сведений о жизни и творчестве писателя,

  • общее представление о романе «Обломов».

Уметь:

  • отбирать нужный материал для написания реферата в романе «Обломов»,

  • давать объективные характеристики главным героям романа.

Своеобразие художественного таланта Гончарова. Полнота и сложность характера Обломова. Штольц, Ольга Ильинская. Историко-философский смысл романа.


Самостоятельная работа: чтение конспекта.
Тема 3.5. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Знать:

  • биографию писателя, ранние его позведения, творческую историю романа «Отцы и дети».


Уметь:

  • подготовить сообщения на заданную тему,

  • давать сравнительную характеристику героям.

Детские, юношеские и молодые года Тургенева. Трагическая природа любви в его прозведениях: «Рудин», «накануне», «Записки охотника», о красоте и силе народных характеров. История созданя романа «Отцы и дети».


Самостоятельная работа: чтение конспекта.
Тема 3.6. Конфликт в романе «Отцы и дети»



Знать:

  • текст романа, расстановку действующих лиц,

  • проблемы поколений, самовоспитания, жизненной активности в романе.


Уметь:

  • проводить анализ первых глав романа и особенно споров Базарова с Павлом Петровичем,

  • показать трагический характер основного конфликта между «отцами» и «детьми».

Чтение и анализ первых 10 глав романа. Проблемы романа.


Самостоятельная работа: чтение произведения.
Тема 3.7. Испытание любовью. Внутренний конфликт Базарова
Знать:

  • содержание глав, посвященных любви главного героя,

  • стилистическое богатство, поэтичность языка писателя.


Уметь:

  • выразительно читать отрывки романа,

  • дать анализ душевного состояния Базарова по отношению к Одинцовой.

Первая встреча Базарова с Анной сергеевной. Отношение Базарова к женщине и любви до встречи с Одинцовой. Мучения его. В любви демократ Базаров выше аристократов.
Самостоятельная работа: чтение произведения.
Тема 3.8. Второй круг жизненных испытаний Базарова
Знать:


Уметь:

  • давать оценочную характеристику героям и событиям,

  • отвечать на заданные вопросы, опираясь на материал учебника, критических статей, текст романа.

Базаров и Аркадий, Катя, Кукшина, Ситников. Его отношение к родителям. Болезнь и смерть Базарова.


Самостоятельная работа: чтение произведения.
Тема 3.9. Лирика Ф.И.Тютчева

Знать:

  • биографические данные поэта, тематику его стихов.


Уметь:

  • выразительно читать лирику Тютчева,

  • готовить рассказ на тему, используя литературу,

  • уметь самостоятельно отбирать стихотворения для анализа.

Биография поэта. Лирика. «Денисьевский цикл» стихов. Своеобразие изображения природы. Другие темы его стихав, образы.


Самостоятельная работа: чтение конспекта и произведений поэта.
Тема 3.10. А.А.Фет. Лирика
Знать:

  • биографию поэта, характерные особенности его лирики.

Уметь:

  • выразительно читать стихи поэта,

  • готовить сообщения о стихах поэта на заданную тему,

  • проводить сравнительную характеристику лирики Фета и поэзии Пушкина.

Биографическая справка поэта. Характерные особенности в лирике Фета. Метафоричность его стихов, эпитеты. Тематика.


Самостоятельная работа: чтение конспекта и произведений поэта.
Тема 3.11. Творчество А.Н.Некрасова
Знать:

  • краткий очерк жизни и творчества,

  • его стихи о народе, природе, любви.


Уметь:

  • составить план ответа на тему,

  • подготовить рассказ на заданную тему,

  • выразительно читать стихи поэта.

Биографическая справка поэта. Роль Белинского в его судьбе. Талант Некрасова – журналиста. Народ в лирике Некрасова. Лирика любви и природы. Поэмы.


Самостоятельная работа: чтение конспекта и произведений поэта.
Тема 3.12. Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник» (обзор)
Знать:

  • биографию писателя,

  • содержание повести «Очарованный странник», его тему и идею.


Уметь:

  • охарактеризовать характер и судьбу талантливого русского человека,

  • дать оценку языку писателя.

Биография писателя. Работа над повестью «Очарованный странник».

Самостоятельная работа: чтение конспекта.
Тема 3.13. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки писателя-сатирика
Знать:


  • судьбу М.Е.Салтыков-Щедрина, особую природу сатирического творчества.


Уметь:

  • составлять развернутый план рассказа о его жизни, выделяя основные факты,

  • давать характеристику тематическим группам сказок на примере одной.

Тернистый путь писателя-сатирика. Обобщающий смысл сказок. Выразительное чтение отрывков из сказок. Гротеск. Гипербола. Мастер Эзопова языа.


Самостоятельная работа: чтение конспекта и произведений писателя.
Тема 3.14. М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города»
Знать:

  • своеобразие романа, тему, идею, сюжет.


Уметь:

  • сформулировать главную проблему романа и подтвердить конкретными примерами из текста,

  • рассказать о сатирическом гротеске, фантастике как основных художественных средствах автора.

Город Глупов, характеристика его обитателей. Работа с Учебником.


Самостоятельная работа: чтение конспекта.
Тема 3.15. Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества
Знать:

  • формирование Достоевского как мыслителя и художника.

Уметь:

  • готовить сообщения по тексту романа.

Гуманистические традиции русской литературы. Сложный и противоречивый характер Достоевского. Начало литературной деятельности. Роман «Бедные люди» (обзор).


Самостоятельная работа: чтение конспекта.
Тема 3.16. Роман «Преступление и наказание». Мир петербургских углов
Знать:


Уметь:

  • готовить сообщения по тексту романа,

  • проводить заочную экскурсию по теме «Петербург Достоевского».

Работа над романом «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.


Самостоятельная работа: чтение конспекта и произведений писателя.
Тема 3.17. Теория Раскольникова. Трагедия героя романа
Знать:

  • зарождение и суть теории Раскольникова, наказание преступника.


Уметь:

  • выразительно читать эпизоды на заданные темы,

  • противопоставлять героев романа.

Сложность образа Раскольникова. Неприятие писатетем бесчеловечной морали. Правда Раскольникова и правда Сони.


Самостоятельная работа: чтение художественного произведения.
Тема 3.18. Виновники «скрытых преступлений»
Знать:

  • страницы романа о «деловых людях».


Уметь:

  • подобрать материал по тексту романа и подготовить развернутый ответ на тему.

Образы Лужина и Свидригайлова в романе. Мелкие «дельцы» в романе: старуха-процентщица, мошенник Кох и другие. Их бесчеловечная мораль.


Самостоятельная работа: чтение художественного произведения.

  1   2

  • Наименование
  • Количество аудиторных