Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература Цели и задачи дисциплины «Современное состояние литературоведения»




Скачать 95.78 Kb.
Дата24.06.2017
Размер95.78 Kb.
ТипЛитература
Аннотация рабочей программы дисциплины

Б1. В.ДВ.2.1. Современное состояние литературоведения

Направление подготовки: 45.06.01 - Языкознание и литературоведение

Направленность подготовки: 10.01.01 - Русская литература
1. Цели и задачи дисциплины

«Современное состояние литературоведения» – выявление закономерностей развития науки о литературе, определение её современных методологических концепций и перспективных направлений исследования литературных явлений.

Задачи дисциплины:


  1. Определить научно-теоретические основы изучения истории литературы и её периодизации в условиях смены культурных и идеологических парадигм;

  2. выявить методологические основы современных литературоведческих исследований в сфере универсальных теоретических понятий общей поэтики: «большие стили» (течения, направления, творческий метод), жанровые искания; проявления индивидуальных авторских поэтик;

  3. определить основные направления современных литературоведческих исследований в процессе анализа теоретических работ: монографий, коллективных академических и авторских учебников и пособий, анализа содержания «Вестников» и «Известий», периодических сборников научных трудов по итогам конференций и т.п.;

  4. дать анализ состоянию современной литературной критики: многообразию направлений и активности разнообразных жанровых форм; роли в современном культурном пространстве, участия в премиальных процессах и научно-теоретических и философско-эстетических дискуссиях, в том числе, в медийном пространстве: («Графоман», «Школа злословия», юбилейные и тематические литературные передачи);

  5. способствовать профессиональному и личностному самообразованию аспиранта в подготовке к выполнению диссертации.

2. Место дисциплины в структуре УП аспирантуры. Дисциплина «Современное состояние литературоведения» входит в цикл Б1.В.ДВ.2.1. и ориентирована на подготовку по научной специальности 10.01.01. Русская литература.

Дисциплина «Современное состояние литературоведения»связана с такими учебными дисциплинами, как «История и философия науки», «Мировоззренческие и парадигмальные основы образования», «Основы подготовки и оформления диссертаций, монографий, статей». Также дисциплина соотнесена с курсами по выбору: «Формотворчество в современной литературе», «Современные техники понимания художественного произведения» и «Мифопоэтическая интерпретация произведения на уроках литературы» и является базовой по отношению к ним.

К знаниям и умениям, необходимыми для изучения дисциплины «Современное состояние литературоведения», относятся: оперирование базовыми понятиями теории литературы, знание значительных и фоновых литературных явлений по избранной теме диссертации; представление о текучем характере литературного процесса и закономерностях смены научной и аксиологической парадигмы теории литературы, истории литературы и литературной критики с учётом общественно-исторического контекста; умение объективно оценивать собственный вклад в науку на фоне открытий предшественников.

Содержание дисциплины опирается на компетентностный подход в контексте основных тенденций развития современной гуманитарной науки и образования.

Общая трудоемкость дисциплины 3 кредита, 108 часов.
3. Формируемые компетенции

Процесс изучения дисциплины «Современное состояние литературоведения» направлен на формирование компетенций:

ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1
4. Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины аспирант должен:



Знать:

  • основные направления, школы и концеп­ции отечественного и зарубежного литературоведения и их актуальность в современном научном знании;

  • современное состояние теории литературы, истории литературы и литературной критики;

  • понятийно-терминологический и методологический аппарат литературоведческого исследования.

Уметь:

  • оперировать базовыми понятиями и терминами теории литературы как инструментом анализа произведения;

  • соотносить теоретические идеи разных школ или направлений с философским и общекультурным контек­стом эпохи;

  • видеть линию традиции в использовании художественных средств и методов исследования литературных фактов и явлений.

Владеть:

  • навыками самостоятельного поиска и переработки информации;

  • навыками самостоятельной постановки и решения исследовательских задач;

  • базовыми навыками научно-исследовательского труда филолога.

5. Содержание дисциплины

Раздел 1.Изучение истории литературы с учётом смены культурно-исторической парадигмы.


.


Тема 1.1. Генезис как имманентное свойство литературного развития. Перестроечные процессы и их влияние на литературу: развал Советского Союза и разделение Союза советских писателей. «Гомогенизация» и «массовизация» (И.В. Кабанова) культуры. Кризис эволюционной доктрины литературы и активизация теории циклов. Автономизация национальных литератур.

Тема 1.2. Фундаментальные исследования по истории русской литературы в условиях изменившегося культурно-исторического климата: академические учебники, пособия по истории литературы. Стратегии диссертационных исследований по специальности 10.0101. и вузовских изданий, в том числе, с индексами цитирования. Проблема периодизации и логики членения разделов современной литературы. Выделение архаической, традиционалистской и индивидуально-творческой эпох в развитии литературного сознания (Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов В.В.).

Тема 1.3. Специфические закономерности и принципы изучения историко-литературного процесса. Реинтерпретация классики, исследование идейно-эстетических и этико-философских особенностей литературы различных эпох и разных авторов; исследования «возвращенной» литературы и литературы русского зарубежья как факт синхронного литературоведения. Формирование юбилейных сборников и их критерии. Анализ «распутинских» и «вампиловских» сборников. Литературный процесс как система синхронного развития: эволюция направлений, течений, стилевых тенденций, развивающихся на основе внутренних закономерностей: неореализм, неоакмеизм, неофутуризм, неосентиментализм. Фиксация смены картины мира, активизация мифа; эсхатологическое переживание истории; активизация маргинальных способов репрезентации мира и человека; кризис коллективной советской идентичности; автономизация искусства от политики и глобальной идеологии

Тема 1.4. Усиление национального и регионального компонента в вузовских программах: позиционирование региональной литературы как части национальной литературы и русской литературы как составной части мировой литературы.



Раздел 2. Традиции и перспективные направления развития теории литературы.

Тема 2.1. Научно-методологические проблемы и основные тенденции современного литературоведения. Обогащение традиционных принципов (реализма, историзма, системности, хронологии) – принципами герменевтики, синергии, психоанализа. Шокотерапия и методы шизоанализа в постмодернизме. Усиление роли фантазии и вымысла в трактовке реализма.

Тема 2.2. Постреализм и неореализм как попытки унификации реализма (К. Степанян, М. Липовецкий, Л. Нефагина). «Новый реализм» и его модификации: критический реализм (В. Астафьев, В. Распутин, П. Санаев и др.); интеллектуальный (В. Маканин, А.Битов, А. Азольский, А. Иличевский, Д. Гуцко, и др.); условно-метафорический (Л. Петрушевская, А.Гаррос, А. Евдокимов); психологический (З. Прилепин, О. Славникова, Л. Улицкая, Д. Рубина и др.); лирико-сентиментальный (В. Павлова, В. Токарева и др.), мифологический (Ю. Буйда, Н. Садур, М. Шишкин, Д. Липскеров, А. Слаповский, А. Королёв и др.), духовно-религиозный (А. Варламов, О. Павлов, Ю. Вознесенская). Жанровые рефлексии: деревенский дневник, парадоски, роман-притча, фантазии на тему, хроника и т.п.

Тема 2.3. Трансформация постмодернизма в постмодерность (М. Эпштейн). Синтез традиций реализма, символизма и мифологии в рамках одного текста; моделирование альтернативной реальности, двойное кодирование смысла текста, вторичность как принцип скрипторства; коллаж и пародия, фиксация абсурдности жизни, её бессмысленности и пустоты, экзистенциальные тупики как сигналы постмодерности в культурном сознании современности.

Тема 2.4. Академические учебники по теории литературы и их стратегии. Генезис научного тезауруса: от творческого метода к парадигме художественности; от пафоса и авторской эмоциональности к художественным модусам; от образа героя к символу, мотиву топосу, архетипу и кенотипу; от художественного произведения к художественному дискурсу. Установка на целостность художественного произведения. Новые жанры научных изданий. Коллективная монография как диалог индивидуальных сознаний; многоаспектность освещения литературного явления. Цитируемые издания и их критерии. Периодические виртуальные научные сборники.

Раздел 3. Литературная критика рубежного времени, её функции и роль в современном литературном процессе

3.1. Ценностно-ориентационная, просветительская, организационная, прогнозирующая и коммуникативная функции критики в современных реалиях. Ослабление позиций критики (эссеизация и размывание жанровых границ критики; эклектика эстетического, аналитического и философского принципов оценки; конкурентоспособность «писательской критики» В. Ерофеева, О. Славниковой, Л. Петрушевской) и писательской публицистики как повод для дискуссий о новом статусе критики: критика – не наука, а искусство.

3.2. Критические дискуссии на страницах «толстых журналов», и газет («ЛГ», «Ex-libris»), на телевидении («Школа злословия», «Графоман»).

3.3. Функционирование в современном литературном процессе информативной критики (заметка-сообщение, аннотация, обзор, отчет, беседа, репортаж), аналитической критики (рецензия, литературный обзор, проблемная беседа, эпистолярные записки, статья, аналитический комментарий, научный спор);

3.4 Функционирование литературно-публицистической критики (литературный портрет, очерк (дневник путешествий, очерк-портрет, проблемный очерк, биографический очерк, критико-биографический очерк,

очерк, посвященный исследованию творческой манеры писателя, а также фельетон, пародия, шарж, памфлет, эссе) и научной критики (рецензия, монографическая статья, проблемная статья, обзорная статья, критическо-биографический очерк, литературный портрет, эссе и т.д.)


7. Технические и программные средства обучения, Интернет и Интернет-ресурсы

Дейк Ван, Т. А. (1998). К определению дискурса. [WWW-документ] URL http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm.

Зинченко, В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие [Электрон. ресурс]:/ В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. – М.: Флинта: Наука, 2002. / – 1 электрон. опт. диск (CD- ROOM).

Шмид В. Нарратология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/shmid/index.php.


Электронныебиблиотеки

Oxford University Press(OUP) http://www.oxfordjournals.org

SAGE Publications http://online.sagepub.com

ЭБС КнигаФонд: http://www.knigafund.ru/

ЭБС «Лань»: http://e.lanbook.com/

Межвузовская электронной библиотеке (МЭБ) НГПУ (http://icdlib.nspu.ru/)

ИНИОН. Институт научной информации по общественным наукам (Москва). http://www.inion.ru/

РНБ (Санкт-Петербург), www.nlr.ru

Электронный каталог: http://www.nlr.ru:8101/poisk/

Русская литературная критика URL: http://www.rl-critic.ru

РГБ Российская государственная библиотека (Москва) http://www.rsl.ru

Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (Москва) http://www.libfl.ru/

Каталоги: http://www.libfl.ru/col_cat/index.php

ГНПБ Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского (Москва) http://www.gnpbu.ru/

Портал межбиблиотечной информации Сигла: http://www.sigla.ru/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) http://feb-web.ru/

Диссертации: http://www.aspirantura.spb.ru/other/dissers.html

Каталог научных изданий: http://litcatalog.al.ru/books/knigy_links.html

Электронный каталог: http://www.rsl.ru/index.php

Русский филологический портал http://www.philology.ru/ (библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий).

Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramo-ta.ru/

Союз писателей России http://sp.voskres.ru/

Библиотека «Кирилл и Мефодий» www.vip.km.ru

Библиография современной прозы www.microftsoft.ru/rubooks/ ;www.ozon.ru/details/

Портал периодических изданий www.magazine.ru

Сайт «Хронос» (раздел «Библиотека»):



http://www.hrono.ru/index.html

http://lit.1september.ru/

Журнальный зал в Русском журнале. Электронная библиотека современных литературных журналов России

magazines.russ.ru/

www.Fet.org.ru
8. Формы текущего контроля успеваемости студентов

Организация и проведение научных дискуссий, тестирование, творческие работы, мини-доклады и сообщения подготовка публикаций в научных сборниках, проведение занятий со студентами 1-3 курсов бакалавриата.

Контрольные мероприятия позволяют определить наличие, уровень и степень сформированности компетенции ПК-2.
9. Виды и формы промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета с оценкой.

Форма проведения зачета устная.
10. Разработчик аннотации

Доцент кафедры филологии и методики,



кандидат филологических наук

Климова Тамара Юрьевна

  • 2. Место дисциплины в структуре УП аспирантуры.
  • 3. Формируемые компетенции
  • 4. Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 5. Содержание дисциплины Раздел 1.
  • 7. Технические и программные средства обучения, Интернет и Интернет-ресурсы Дейк Ван, Т. А. (1998 ).
  • 8. Формы текущего контроля успеваемости студентов
  • 9. Виды и формы промежуточной аттестации
  • 10. Разработчик аннотации