Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника,




Скачать 362.17 Kb.
Дата27.06.2017
Размер362.17 Kb.
ТипПояснительная записка


Пояснительная записка .

Настоящая программа по литературе составлена на основе примерной и авторской Программы по литературе Коровиной В. Я.- М; Просвещение 2008 (стр.37) и реализована в учебнике Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011. Количество часов по программе – 70 (2 часа в неделю).

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Важнейшее значение в формировании духовно бога­той, гармонически развитой личности с высокими нрав­ственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-куль­турных сведений, нравственно-эстетических представ­лений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анали­зировать художественные произведения, овладения бо­гатейшими выразительными средствами русского лите­ратурного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основная задача обучения в 8 классе - показать учащимся взаимосвязь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведе­ний. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской класси­ческой и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных про­изведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, не­обходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Отсюда возникает необходимость активизировать худо­жественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Это определяет задачи литературного образования:



  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Программа 8 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, под­нимающие вечные проблемы (добро, зло, милосердие, честь, достоинство, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и че­ловеческой жизни, роль и значение книги в жизни писа­теля и читателя и т. д.). Ведущая проблема, затрагивающаяся на протяжении изучения курса литературы в 8 классе – человек и его роль и место в историческом процессе.

Важнейшее место в обучении литературе занимает процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотво­рении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к дру­гим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литера­турных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:


  • сравнение и сопоставление;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

  • формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владение умениями выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:



  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Критерии оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

«5» ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



Критерии письменных работ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка «5» ставится за письменную работу, в которой глубоко и аргументированно раскрывающую тему, свидетельствующую об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройную по композиции, логичную и последовательную в изложении мыслей; написанную правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Отметка «4» ставится за письменную работу, в которой достаточно полно и убедительно раскрывающую тему, обнаруживающую хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; написанную правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Отметка «3» ставится за письменную работу, в которой в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2” ставится за письменную работу, которая не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.



Критерии оценки сочинений:

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

2. полнота раскрытия темы;

3. правильность фактического материала;

4. последовательность и логичность изложения;

5. правильное композиционное оформление работы.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

2. стилевое единство и выразительность речи;

3. правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания. Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений). Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания. Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность. При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность). При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.



Основные критерии оценки за изложение и сочинение

«5» Содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание излагается последовательно, работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления, достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускаются: 1 орфографическая, или 1 ипунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы), содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

«3» В работе допущены существенные отклонения, работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности, допущены отдельные нарушения последовательности изложения, беден словарь и однообразны употребляемыесинтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических

«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

1. Введение.

         Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.



2. Устное народное творчество.

         В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

         Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  особенности содержания и формы народных преданий.

        Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).



3.Из древнерусской литературы.

         Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

         Появление сатирической повести ( на примере повести «Шемякин суд»)
4. Из литературы 18 века.

       Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе. «Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина


5.Из литературы 19 века.

   Иван Андреевич Крылов.  Поэт и мудрец.  Язвительный сатирики и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.  «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо.  Мораль басни. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние самонадеянности, безответственности, зазнайства.

         

    Кондратий Федорович Рылеев.  Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками. «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

         Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

         «Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

         К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

         «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

       «История Пугачева» (отрывки).  Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.  Смысловое различие.  История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.  Пугачев и народное восстание.  Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.  Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А .С. Пушкин).

       Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

         «Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.
         Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

         «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

            Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

         «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

         «Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.
         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

         Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.

         «Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

         Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

         «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

 

Поэзия родной природы.



А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов «Осень»; Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; А. А. Фет «Первый ландыш»; А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

      


6. Из русской литературы 20 века.

         Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе. «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

    Александр Иванович Куприн.  Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

         Теория литературы.  Сюжет и фабула.


      Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте.  «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

       Сергей Александрович Есенин.  Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.  Современность  и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

      Иван Сергеевич Шмелев.  Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
           Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе.

         «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

     Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

         Андрей Платонович Платонов.  Краткий рассказ о жизни писателя.

      «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

    Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.


         Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

         Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.

    И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...»


         Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
7. Из зарубежной литературы.

     Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.  «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Сонеты.



Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Рассказ о писателе. Недетская история в «детской книге».


№ п\п

Тема урока

Составляющая результатов обучения

Обеспечение

Контрольные мероприятия

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

1

Русская литература и история.

Знать: особенности русской литературы, основные и важные вехи ее развития

Уметь: соотносить исторический факт с фактом литературным.







2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Исторические песни.

Знать: основные периоды в русской литературе, их отличительные черты и главных представителей

Уметь: определять период написания того или иного произведения







3

Предания как исторический жанр русской народной песни.

Знать: что такое фольклор, песня, разновидности песен, отличительные черты данного жанра

Уметь: определять вид народной песни, находить художественные приемы







4

Анализ исторической песни «Пугачев в темнице»

Знать: особенности исторической песни, историческую основу народной песни

Уметь: анализировать народную песню по плану.




Анализ лирической песни «Ноченька»

5

Сказание «О покорении Ермаком Сибири»

Знать: особенности жанра сказания, историческую основу произведения

Уметь: пересказывать литературное произведение




Пересказ

6

«Повесть о житии<…>Александра Невского»

Знать: историческую основу произведения, особенности житийной литературы

Уметь: выразительно читать литературу на древнерусском языке, анализировать образ героя







7

Анализ «Повести о житии..»

Знать: особенности жанра

Уметь: находить художественные приемы в произведении, определять идейное и художественное своеобразие произведения







8

Житийная литература

Знать: что такое житие (агиография), житийный канон,;особенности создания и идейно-нравственное своеобразие жанра.

Уметь: опознавать жанр среди других произведений







9

Фонвизин и его время.

Знать: кто такой святой человек, что такое праведность

Уметь: верно определять нравственные ориентиры в жизни человека, давать характеристику внутреннего мира героев







10-14

Образы главных героев в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Сатирическая направленность в комедии. Тематика и конфликт. Проблема воспитания истинного гражданина.

Знать: биографическую справку о писателе, ключевые моменты его творчества; особенности классицизма как художественного направления,; параметры характеристики героев,что такое речевая характеристика, проблема и конфликт

Уметь: конспектировать речь учителя; видеть характерные черты принадлежности к художественному напрвлению и новаторство автора в том или ином произведении, находить основной конфликт и тему произведения, давать характеристику персонажам, соотносить произведение и историческую ситуацию




Контрольный тест на знание своеобразия комедии, характеристики персонажей.

15

Иван Андреевич Крылов. Басни

Знать: основные факты биографии писателя, идейное и художественное своеобразие басни как жанра литературы

Уметь: соотносить литературное произведение и исторические события, анализировать басню и как литературное произведение и как отражения реальной действительности, видеть параллели к историческим личноям.







16

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». Традиции классицизма в поэзии Рылеева.

Знать: основные факты из биографии, особенности классицизма как литературного направления, историческую основу произведения.

Уметь: аналищировать лирическое произведение с учетом исторического соотношения с действительностью







17

Литература 19 века. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести

Знать: биографию А.С.Пушкина, историческую основу произведения, историю создания

Уметь: самостоятельно находить материал по заданной теме.







18

Формирование характера и взглядов Петруши Гринева

Знать: сюжет о образную систему повести

Уметь: работать с текстом литературного произведения, анализировать персонажа, давать оценку его действиям







19

Многозначительные обстоятельства встречи. Образ Пугачева, его место в жизни Гринева

Знать: историческую основу повести

Уметь: самостоятельно делать выводу о значении героя в произведении, работать с текстом произведения







20

Падение Белгорской крепости. Трагическая непримиримость.

Знать: историческую основу повести

Уметь: работать с текстом произведения, давать оценку действиям героев







21

Изображение народной войны. Зеркальные сцены в повести

Знать: историческую основу повети, характеристику персонажей в совокупности с историческими событиями

Уметь: анализировать эпизоды произведения, выявлять принципиально важные моменты







22

Образы главных героев: становление характеров.




Уметь: сопоставлять поступки героев в повести, определять степень их влияния на становление характера




Сочинение

23

Образ Емельяна Пугачева

Знать: роль Е.Пугачева в русском бунте

Уметь: воспринимать и анализировать отдельные главы







24

Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история.

Знать: понятие автора, рассказчика

Уметь: определять место рассказчика в текста, степень его соотношения с авторской позицией




Контрольный тест

25-26

Стихотворения А.С.Пушкина. «Туча», «К ***»

Знать: «историю» стихотворений, место в реальной жизни А.С.Пушкина

Уметь: выразительно читать лирические произведения, определять художественные средства и идею.




Анализ стихотворения

27

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и судьба поэта.

Знать: основные факты из биографии Лермонтова, понятие пейзажа, автобиографизма.

Уметь: выразительно читать лирические произведения, анализировать их







28

Символический образ тюрьмы в лирике поэта. Анализ стихотворений «Пленный рыцарь» и «Сосед»

Знать: понятие символ, лирический герой

Уметь: воспринимать текст лирического произведения, анализировать язык стихов







29

Поэма «Мцыри». Значение эпиграфа

Знать: историю создания произведения, образную систему словесного искусства,

Уметь: выразительно читать художественное произведение, видеть средства создания выразительности







30

Идейное содержание поэмы. Композиция

Знать: что такое композиция, части произведения,

Уметь: пересказывать текст лирического произведения, анализировать его в плане идейно-художественного своеобразия







31

Тема и идея художественного произведения. Работа со статьей учебника




Уметь: конспектировать материал по плану.




Сочинение, пересказ отрывка

32

Н.В.Гоголь. Жизненная основа, особенности построения комедии «Ревизор»

Знать: основные факты биографии писателя, историческую основу произведения

Уметь: составлять тезисы лекции, характеризовать действующих лиц







33

Действие 1. Страх перед ревизором как основа комедийного действия

Знать: особенности драматического произведения

Уметь: выразительно читать по ролям, владеть видами пересказа, давать характеристику персонажам и их действиям







34

Разоблачение нравственных и социальных пороков в комедии. Мастерство речевой характеристики. Город N.

Знать: особенности драматического произведения, содержание произведения

Уметь: выразительно читаьт фрагменты произведения, анализировать сценическую ситуацию







35

Общечеловеческое значение характеров. Образ Хлестакова

Знать: характеристику персонажа, основные его действия, связь с другими персонажами произведения

Уметь6 сопоставлять образы героев, давать им полную характеристику




Сочинение

36

Хлестаков и хлестаковщина

Знать: историческую основу произведения, характеристику главного героя

Уметь: обобщать сведения о литературном герое, транслировать его на исторический контекст







37

Конфликт и сюжет художественного произведение. Работа со статьей учебника.




Уметь: составлять конспект, работать со статьей учебника




Тест

38

И.С.Тургенев. Жизнь и судьба писателя. Автобиографические мотивы в повести «Ася».

Знать: биографию писателя, основу сюжета

Уметь: отбирать материал для сообщений, соотносить произведение и биографию автора







39

«Ася». Образ тургеневской девушки.

Знать: понятие «тургеневской девушки»

Уметь: пересказывать фабулу произведения, давать характеристику литературному персонажу







40

Драма рассказчика, обреченного на одиночество




Уметь: анализировать отдельные фрагменты текста




Сочинение

41

«Стихотворения в прозе. Особенности жанра

Знать: особенности стихотворений в прозе как жанра

Уметь: анализировать стихотворения в прозе, раскрывать их художественное своеобразие




Анализ стихотворения в прозе

42

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя.

Знать: основные факты из жизни писателя










43

«После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею произведения

Знать: историческую основу произведения

Уметь: выделять смысловые части рассказа, характеризовать героев.







44

Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее

Знать: понятия автора и рассказчика в произведении

Уметь: составлять композиционный план, формулировать тему и идею произведения, определять смысл названия, давать сравнительную характеристику персонажей




Сочинение

45

В.Г. Короленко. Свет личности писателя. Очерк «Парадокс»

Знать: биографию писателя, содержание рассказа

Уметь: выразительно читать худ.произведение







46

Проблема смысла жизни и предназначения человека в рассказе «Парадокс»




Уметь: формулировать тему, идею, проблематику рассказа







47

Духовный перелом в жизни героев, его причины.




Уметь формулировать тему, идею рассказа




Сочинение

48

Внеклассное чтение. Повесть «Слепой музыкант»




Уметь формулировать тему и идею повести







49

М.Горький. Личность писателя. «Песнь о соколе»

Знать основные факты из биографии писателя, содержание произведения

произведения







50

Единство изобразительно-выразительных и ритмико-интонационных средств языка в «Песне о соколе»




Уметь: определять философское своеобразие







51

«Челкаш». История создания

Знать: содержание рассказа, приему сопоставительного анализа

Уметь соотносить пейзаж и состояние героя, видеть приемы параллелизма




Тест

52

Н.А.Заболоцкий. Лирика

Знать биографию писателя, приемы создания лирического произведения

Уметь: анализировать стихотворения







53

К.Г.Паустовский «Телеграмма»




Уметь: выразительно читать, анализировать художественный текст







54

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Замысел и история создания. Жанровое и идейно-композиционное своеобразие произведения

Знать основные факты из биографии писателя, историческую основу произведения, место «В.Т.» в творчестве Твардовского

Уметь: соотносить художественное произведение и исторические факты







55

«Теркин - кто же он такой?». Личность героя. Соединение трагического, героического и комического.




Уметь: воспринимать и анализировать художественное произведение, определять роль художественных средств в создании образа




Сочинение

56

Автор и герой в поэме.

Знать: соотношение автора и героя

Уметь: анализировать образ литературного героя







57

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»













58

В.М.Шукшин «Солнце, старик и девушка»

Знать: особенности шукшинских рассказов

Уметь: формулировать тему, идею, проблематику рассказа







59

«Микроскоп»

60

«Чудик»

61

Н.М.Рубцов. Лирика

Знать основные факты из биографии поэма

Уметь анализировать лирическое произведение




Пересказ

62-65

Зарубежная литература. Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Знать: биографию Шекспира, историю его произведений

Уметь: давать характеристику героям произведения, определять тему и конфликт. Создавать свою постанову великой пьесы




Тест, сочинение, постановка

66-68

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Нравственные проблемы.

Знать: биографию писателя, своеобразие его произведения, место «М.П» в современной литературе

Уметь соотносить текст художественного произведения с историческим контекстом, анализировать образы, давать характеристику проблемы, идеи и тематики произведения







69-70

Художественная литература, ее особенности и значение.

Знать: основные литературоведческие термины

Уметь: оперировать полученными знаниями, обобщать изученный материал




Контрольное сочинение