Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература 9 класс Общее время выполнения работы 150 минут (2,5 часа) Задание №1




Скачать 132.18 Kb.
Дата24.04.2017
Размер132.18 Kb.
ТипЛитература
олимпиада школьников

ШКОЛЬНЫЙэтап

2010 / 2011 учебный год
Литература

9 класс


Общее время выполнения работы — 150 минут (2,5 часа)
Задание № 1

Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):




А)

Сатирик и поэт любовный,

Наш Аристип и Асмодей…

Писатель нежный, тонкий, острый


Б)

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он офицер гусарский.




В)

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне…




Варианты ответов: Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Количество баллов – 3.

Задание 2

Определите писателя по биографическим фактам.




А)

Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В)

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».


Количество баллов – 3.

Задание 3

Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.

Например: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.


А)

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б)

Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

В)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г)

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне , и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».


Количество баллов – 4.

Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в — Н. Карамзин.







а

б

в

г

1

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский



«Житие Александра Невского»

2

Ибо и крестьянки любить умеют



Н. Карамзин



3

И дым отечества нам сладок и приятен



А. Грибоедов



4

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?








Количество баллов – 3.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).


а)  Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б)  Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в)  Рифма — обязательно условия стихотворной речи.

г)  Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д)  Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е)  Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
Количество баллов – 6.

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.


Задание 6

Прчитайте стихотворение М.Ю. Леромонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)




***

Слышу ли голос твой


Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

1838


Количество баллов – 10.




Критерии проверки

Общее время выполнения работы — 150 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3 3 4 4 6), 10 — за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов от участника не требуется.



Задание 6 оценивается в соответствии с критериями, распечатанными на отдельном листе.

Формулы, содержащиеся в модели ответа, являются примерными. В них приводится только основная фактура вопроса. Полное совпадение (текстовое и тезисное) ученических ответов с моделью не предполагается и не требуется.

__________________

Ответы и условия оценивания



Задание № 1

Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):




А)

Сатирик и поэт любовный,

Наш Аристип и Асмодей…

Писатель нежный, тонкий, острый


Б)

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он офицер гусарский.




В)

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне…




Варианты ответов: Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Количество баллов – 3

Ответы: А) П. Вяземский; Б) П. Чаадаев; В) Д. Давыдов.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.



Задание 2

Определите писателя по биографическим фактам.




А)

Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В)

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».


Количество баллов – 3

Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.



Задание 3

Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.

Например: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.


А)

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б)

Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

В)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г)

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».


Количество баллов – 4

Ответы:

А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.

Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.

В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев и Маше.

Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).

Ставится 1 балл за полный верный ответ по каждому из пунктов А–Г


Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в — Н. Карамзин.







а

б

в

г

1

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский



«Житие Александра Невского»

2

Ибо и крестьянки любить умеют



Н. Карамзин



3

И дым отечества нам сладок и приятен



А. Грибоедов



4

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?







Количество баллов – 4

Ответы:

1в — анонимный автор

3г — «Горе от ума»

2б — повествователь

4б — Башмачкин

3г — «Бедная Лиза»

4в — Н. Гоголь

3б — Чацкий

4г — «Шинель»

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

7-8 — 4 балла

5-6 — 3 балла

3-4 — 2 балла

1-2 — 1 балл

0 — 0 баллов
Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).


а)  Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б)  Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в)  Рифма — обязательно условия стихотворной речи.

г)  Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д)  Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е)  Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
Количество баллов – 6

Ответы:

а) — нет

г) — нет

б) — да

д) — да

в) — нет

е) — да

Ставится 1 балл за каждый верный ответ
Задание 6

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)




***

Слышу ли голос твой


Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

1838


Количество баллов – 10
Модель ответа на задание № 6.
Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен:

– Обнаружить адекватное понимание семантики стихотворения. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).


– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.
– Указать характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то:

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.



Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.

  • Критерии проверки
  • Ответы и условия оценивания