Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература / Рылеев и Ермак: параллельные судьбы 18. 12. 2016




Скачать 60.11 Kb.
Дата17.06.2017
Размер60.11 Kb.
ТипБиография

npopu1


npopu1

  • ссылки



  • / Литература /

  • Рылеев и Ермак: параллельные судьбы

Рылеев и Ермак: параллельные судьбы


18.12.2016

  • Валиулина Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века; дать понятие жанра «думы».

  • Формировать мировоззренческие идеи.

  • Развивать навыки анализа стихотворения, навыки выразительного чтения.

Ход урока

И мы – не праздно в этом мире жили.
К.Рылеев

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока и его целей



II. Основная часть

1. — Сегодня мы работаем по группам. Это не случайно! Прежде, чем приступить непосредственно к анализу текста, мы должны заполнить таблицу, прослушав сообщение экспертов каждой из групп:

  • 1 группа – характеристика исторической эпохи начала 19 века

  • 2 группа – биография поэта

  • 3 группа – жанровые особенности думы

Историческая эпоха начала 19 века

Биография поэта

Жанровые особенности думы

— недовольство правящей властью

— создание тайных обществ



восстание декабристов 14 декабря 1825 года

Поражение



— Свободомыслие

Член Северного общества



Вдохновитель и организатор восстания

Казнь


Дума – это украинская народная песня об историческом событии и народных героях.

Задача: пробудить интерес и сочувствие к мужественным людям, совершавшим подвиги во имя Родины и народа



2. Первые три колонки предлагаются уже озаглавленными. Учитель заполняет их по ходу рассказа экспертов.

— Посмотрите на содержание первых двух колонок! Что вы можете сказать?



(Информация имеет сходное содержание)

— Действительно, мы можем сделать вывод о том, что история и судьба отдельного человека тесно переплетены.

— Почему жанром произведения становится именно жанр думы?

(Потому что «дума» — это песня об историческом прошлом и об исторической личности)

— Как вы думаете, а почему история и герой ПРОШЛОГО?



3. Работа с текстом

— Обращаемся к тексу произведения К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

— Прочитайте первое предложение думы: что общего между заглавием и первым предложением?

— Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление? (О чём-то трагичном, мрачном)

— Почему? Какие приёмы были использованы автором для этого?

(Лексический приём: глаголы, передающие напряженность состояния; существительные – говорящие о чём-то беспокойном. Звукопись: аллитерация)

Сделаем небольшой вывод: события, происходящие в природе, предопределяют дальнейшее развитие действия, другими словами, должно случиться что-то непредсказуемое, трагичное, страшное. Но звукопись отдельных слов ([р,]евела, бу[р,]я: смягчение звонких согласных) свидетельствует о том, что всё случившееся не так уж и печально, ведь смерть Ермака не прошла бесследно, его личность, его подвиги оставили след в памяти народа.

— Продолжаем! Прочитаем думу выразительно.

— Сколько микротем мы сможем выделить в тексте? Озаглавим их.

— Составим таблицу, в которую внесем заглавия микротем (Первую и пятую колонки заполняем совместно, 2, 3, 4 – каждая группа)


Буйство стихии

Мысли героя

Подлость врага

Гибель Ермака

Затишье

— В каждую колонку запишем ключевые слова, фразы,фрагменты предложений микротемы.

Буйство стихии

Мысли героя

Подлость врага

Гибель Ермака

Затишье

Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…

«товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…

«роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…

«душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…

Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…

— Заполнив таблицу, можно сделать вывод о том, что мы верно смогли предугадать финал думы, опираясь всего лишь на первое предложение произведения. Герой погиб, но и бунтарство природной стихии стало утихать. Почему?

III. Заключение.

— Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?



(«Смерть Ермака» — оказалось пророческим творением. Судьба автора и его героя похожи)

— Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эту фразу К.Ф.Рылеева?



(Как и Ермак, покоривший Сибирь, расширив владения русского государства, погибший с верою, что смерть его не напрасна, так и К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!)

Спасибо за работу!

Домашнее задание

— Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»



  • Урок по природоведение очистка воды

  1. Урок по литературному чтению для 4-го класса по УМК Планета знаний. Тема: К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин

  2. Программа кружка Великие российские путешественники: имена, открытия, судьбы

  3. Параллельные прямые. 7-й класс

  4. Урок геометрии на тему «Взаимное расположение в пространстве двух плоскостей. Пересекающиеся и параллельные плоскости». 10-й класс

  5. Внеклассное мероприятие для учащихся 11-х классов по теме: Быть хозяином своей судьбы и своего здоровья интегрированное мероприятие по предметам ОБЖ и химия

Post navigation


  • ← Многообразие млекопитающих. Отряд приматы

  • Техника Декупаж →


Leave a Comment Отменить ответ


Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Comment

Name *

Email *

Website





Search

Cloud



  • Рылеев и Ермак: параллельные судьбы
  • Post navigation