Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Литература : «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»




страница1/2
Дата05.03.2017
Размер0.51 Mb.
ТипЛитература
  1   2

Тема интегрированного спецкурса (музыка и литература): «Произведения А.С. Пушкина в музыке русских композиторов»



Содержание курса первого года обучения.




Тема

Цель

Содержание

Музыкальный материал

Раздел

Первый

Тема: Сказки А.С. Пушкина в музыке русских композиторов.


Познакомить кратко с этапами пушкинианы, с музыкальными произведениями и их авторами на стихи поэта. Выявить роль творчества поэта в русской музыке.





1.

Тема: А.С. Пушкин – отражение глубины русского национального самосознания.





Краткие биографические сведения о поэте. Поэзия Пушкина – вдохновенный источник и неизменный спутник на дорогах творческих изысканий русских композиторов.

Музыкальность содержания и тематика творчества поэта, нашедшая отражение в музыкальных произведениях русских композиторов.

Музыкальные жанры, основой для создания которых послужили пушкинские строки.

Этапы музыкальной пушкинианы. Краткий перечень произведений М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, Б.В. Асафьева, М. Глиэра, Ю.А. Шапорина, Г.В. Свиридова и других.



Романсы: «Соловей» П.И. Чайковский, «Зимний вечер» М. Яковлев, «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка.


2.


Тема: Краткая характеристика жизни и творчества М.И. Глинки – основоположника русской пушкинианы. Опера «Руслан и Людмила» - отражение героико-эпической темы в творчестве поэта, опера нового типа.

История создания поэмы, оперы. Творческий союз двух гениев. «Руслан и Людмила» - большая волшебная опера», насыщенная философским содержанием, где сказка, фантастика выражают глубокие идеи верности долгу, победы добра над злом, торжества любви. Правдивое воплощение русских народных образов в опере.

Опера как жанр, ее строение, особенности драматургии. Родство строения оперы и ее образов с русской былиной. Сравнение текста поэмы и либретто.

Краткая характеристика героев и музыки – щедрой на выдумки, поражающей богатством красок.

Опера Глинки как подлинный образец классического оперного искусства, органично сочетающая реалистические зарисовки Киевской Руси и фантастические картины царства Черномора и замка Наины.

Роль симфонического оркестра, введение новых инструментов, системы лейттембров. Яркая выразительность сольных партий и хоровых эпизодов, где в национальную стихию русского мелоса колоритно вплетаются ориентальные мотивы.

Образ Баяна как собирательный образ русского народа, Руслана – как героического, храброго и верного витязя. Образ Людмилы как любящей, преданной, нежной, шаловливой девушки. Образ Черномора как грозного, коварного, но тщедушного и смешного карлика – изображение фантастического в музыке. Танцы – отражение в русской музыке орнаментального воплощения мелодий Востока. Русская народная песня в опере (обрядовая, былинная, бытовая).

Понятия: опера, увертюра, ария, каватина, баритон, симфонический и духовой оркестры, челеста, целотоновое звучание.


Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» - Увертюра, Вторая песня Баяна, Ария Руслана, Марш Черномора, Восточные танцы.



3.


Тема: Симфонические оперы – сказки Н.А. Римского-Корсакова – золотой фонд русской классики и пушкинианы. (Симфоничес-кая опера-небывальщина «Сказка о царе Салтане» сатирическая - "Золотой петушок").





1. Н.А. Римский-Корсаков Краткое описание жизни и творчества оперного композитора, потрясающе талантливого мастера аранжировки, звукописи, иллюстратора пушкинских сказок, непревзойденного знатока симфонического оркестра, чья музыкальная пушкиниана является золотым фондом русской классики.

Замысел и сюжет программно-симфонической оперы-небывальщины «Сказка о царе Салтане» (1900 г., написана к 100-летию Пушкина) - примера яркого воплощения в музыке наиболее жизнерадостной и веселой сказки Пушкина.

Строение оперы (в стиле ярмарочного представления). Роль симфонических антрактов – своеобразных оркестровых эпиграфов на пушкинские строки. Инструменты симфонического оркестра, изображающие яркие картины и героев сказки.

Предвосхищение в шутливо-иронических штрихах музыкального образа Салтана сатирических черт образа Додона. Музыка оперы – безоблачно радостная, с мягким юмором, воссоздавшая наивную простоту и свежесть русского народного искусства, захватывающая рельефностью красок, щедростью эмоций, жизнерадостной энергией и ликованием.

Понятия: сопрано, инструменты - ксилофон, виолончель, гобой, кларнет, флейта.

2. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1906 г.) - блестящая оркестровая иллюстрация, фантастическая опера (небылица в лицах) – сатира на пушкинский сюжет. Преломление общественных настроений в русском обществе того времени, усиление политических мотивов в замысле и музыке оперы. Аллегорические образы пушкинской сказки как емкие символы.

Отличия в трактовках поэта и композитора, реальных и фантастических образов, введение новых персонажей. Противопоставление двух миров, конфликтность, драматизм оперы, «двойственность» ее музыки (русской и восточной одновременно).

Острая музыкальная гротескность образов «додоновщины» - Царь, Воевода, Ключница, сыновья, использование в их раскрытии саркастических и пародийных красок - негативный «паноптикум уродов в лубочном обличье, стихия идиотизма». Волшебные образы - Царица, Петушок, Звездочет – носители живой и многоцветной красоты.

Роскошь и блеск оркестровой звучности, бесконечная изобретательность в переплетении оригинальных и ориентальных мелодий, неиссякаемая свежесть и красота музыки композитора. «Превращение пушкинского жемчуга слов сказок» в музыку.

Опера – новый этап в развитии оперного искусства композитора, широкое использование в ней лейтмотивной системы, непрерывность музыкально-сценического развития, речитативность вокального стиля.

Понятия: тенор-альтино, колоратурное сопрано, инструменты – арфа, колокольчики.


Фрагменты: «Полет шмеля», «Ария царевны Лебедь», «3 чуда».

Слушание основных тем: Петушка, царя Додона, Звездочета, Арии Шамаханской царицы


.


Раздел второй

Тема: Любовная и пейзажная лирика А.С. Пушкина в вокальных произведениях малой формы (романс) русских композиторов XIX- ХХ веков.


Познакомить с произведениями на темы любовной и пейзажной лирики поэта, проанализировать историю развития русского романса, городской народной песни и оценить влияние поэзии Пушкина на их развитие.




1.

Тема: Лирика Пушкина в вокальном творчестве русских композиторов XIX века.





Характеристика творчества поэта – образность, красочность, гармоничность, музыкальность лирики, ее общезначимость, типичность выражаемых чувств, соединение конкретности, исторической и индивидуальной характерности образов с их общечеловечностью.

Понятие «романс» как жанра. Романтизм в искусстве, его основные черты. Три традиции музыкального претворения стихов поэта в музыке (бытовой романс, стилизация народной песни, камерный «концертный» романс).

Эстетическая сущность русского бытового романса, его историческая роль и основная функция в быстрой демократизации русского музыкального искусства 19 века. «Многожанровость» бытового романса, расширение его сюжетных и тематических границ, обогащение его музыкально-интонационного строя под воздействием поэзии Пушкина.

Композиторы, сочинявшие романсы на стихи Пушкина – А. Алябьев, А. Верстовский, Н. Титов, М. Яковлев, Б. Шереметев, М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Глазунов и т.д.

Понятие: стилизация. Проникновение в русский фольклор и усвоение им стихотворений, песен поэта, "экзотическое" содержание которых было далеким от русской народной лирики. Расширение поэтом народных песенных интересов и развитие внимания к другим народностям, населяющим Россию.


Романсы: «Я вас любил» Б. Шереметева, «Цыганская песня» А. Верстовского, «Я здесь, Инезилья» М.И Глинка.


2.

Тема: Лирика А.С. Пушкина в вокальном творчестве А.С. Даргомыжс-кого – наследника М.И. Глинки в области камерного творчества.





А.С. Даргомыжский – связующее звено между эпохой Глинки-Пушкина, продолжатель традиций в романсовом творчестве, смелый новатор, выразитель и убежденный поборник национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по содержанию искусства.

Краткая биография и характеристика творчества композитора. Главная направленность произведений – обнажение разлада внутри современного общества, выражение настроений низших его слоев (обездоленных и угнетенных), горячее сочувствие к ним.

Даргомыжский – мастер яркого, проницательного, тонкого и глубокого психологического анализа в раскрытии черт характера персонажа, «дарование Даргомыжского – выражение характерных и подчеркнутых свойств в момент их напряжения» (по Б.В. Асафьеву).

Использование композитором интонаций современной городской песни, бытового романса, водевиля, цыганской песни. Создание им убедительных музыкальных портретов, разработка русского выразительного декламационного мелодического речитатива.

Черты классического романса – эмоциональность, человечность, психологическая глубина, всепроникающий лиризм, глубина музыкального языка, гармония эмоционального иррационального, мелодичность и изобразительность.

Анализ вершины камерного вокального творчества композитора – группы романсов на стихи Пушкина, созданных в 30-40-е годы, как дань памяти поэту. Влияние его художественного реализма на развитие художественного реализма в музыке.



Романсы - «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Слеза», «В крови горит огонь желанья»

3.

Тема: Камерная вокальная лирика

Н.А. Римского-Корсакова. Жанр элегии.





Повторение биографии Римского-Корсакова и ранее слушанных произведений. Общность и влияние строя художественной мысли, содержания, творческих приемов поэта на камерное вокальное творчество композитора.

Характеристика вокальной лирики композитора – богатство музыкального колорита, совершенство формы, драматизм, острая характерность. Общий признак камерного вокального творчества – стремление к обобщенной передаче поэтического текста.

Содержание лирики – образы природы, размышления об искусстве, чувства человека, светлая созерцательность.

Периодизация и анализ камерной вокальной лирики:



60-е годы - типичность декламационной мелодики, обилие изобразительных и колористических деталей, последовательная передача картинных моментов стиха.

90-е годы - целостный, обобщающий подход к задаче программной изобразительности.

Жанр элегии в творчестве поэта и композитора. Романсы композитора - примеры классических элегических образцов его творчества, где слиты воедино вокальная партия и богато развитый фортепианный аккомпанемент.

Роль романсов в развитии и обогащении глинкинских традиций, в камерной вокальной лирике средствами инструментальной выразительности и изобразительности.


Романсы «На холмах Грузии», «Редеет облаков летучая гряда»

4.

Тема: Камерное вокальное творчество композиторов «Могучей кучки». Творчество Ц.А. Кюи.


Значительные творческие достижения в камерном вокальном творчестве на стихи поэта композиторов «Могучей кучки». Опора «кучкистов» на крестьянскую песенность в разных жанрах профессиональной музыки.

Краткая биография и характеристика творчества Ц.А.Кюи, способствовавшего своими публикациями утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», верному пониманию великой исторической роли предшественников.

Кюи – как приверженец западного романтизма, оперного стиля Даргомыжского, мастер ариозно-мелодического стиля с «мелкой» салонной декламацией. Б.В. Асафьев о Кюи: «Настоящая его сфера – романс, салонная лирика, в которой нет страсти, но есть интересные находки и остроумие. За ним остается большая историческая заслуга: упорное тяготение к романскому Западу и связывание с ним русской музыки».

Камерная вокальная лирика как самая ценная обширного творческого наследия композитора. Типичные ее черты: элегантность, гармонический вкус, изящество мелодики (при отсутствии силы и характера), чувствительность, выразительность интонаций.

Цикл романсов на стихи Пушкина – «Царскосельская статуя», «Сожженное письмо», «Я вас любил», отличающихся поэтичностью настроения, тонким изяществом отделки, пример в музыке не совсем полного освоения стиля стихов поэта.


Романсы «Царскосельская статуя», «Сожженное письмо», «Я вас любил».

5.

Тема: Этапы советской музыкальной «пушкинианы» Музыка Г.В. Свиридова – связующее звено между классикой XIX и ХХ веков.


Преемственность традиций советских композиторов 20 века по «освоению» пушкинской поэзии. Этапы «пушкинианы» - от рационалистической усложненности, замкнутости эмоций и изощренности стиля отдельных произведений – до возрождения и бурного взлета романсового творчества в 30-е годы и вокальных циклов 50-60-х годов.

Расширение тематики творчества – гражданская лирика, утверждение жизненного начала в музыке во всех его проявлениях.

Краткая биография Г.В.Свиридова, его духовное родство с поэтом в стремлении к внутренней гармонии, осознании высокого предназначения человека. Знакомство с его вокальным пушкинским циклом романсов – вершиной русской культуры.

Характеристика музыки Свиридова – ее яркость, мелодичность, возвышенность, оригинальность гармонии в единстве с духовной мощью и философской глубиной, народность его творчества.

История создания и слушание романса «Роняет лес багряный свой убор» (19 октября 1825 года). Отображение в музыке двух образов – картины осеннего пейзажа и дружбы поэта. Роль фортепианной партии.

Анализ развития образа поэта в музыке – от молодого, дерзкого, живущего полной жизнью, до осенней задумчивости и размышлений. Через зимние бури к весеннему расцвету чувств.

Понятия: кантата, оратория, вокальный цикл.


Слушание «зимнего» цикла романсов: «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры».

6.

Тема: От бытового романса XIX века до авторской песни ХХ века.


А.С. Пушкин как автор мелодий на собственные стихи, воспоминания современников о его «звучном голосе и музыкальности». Пушкин, ощутивший необходимость авторской песни в русской поэзии, давший нам ее образцы и теоретическое обоснование в статье «Французская академия». Авторская песня как возвращение к самой природе поэзии, родившейся вместе с песней и бывшей песней при рождении.

Интерес к пейзажной лирике Пушкина многих композиторов. Романс «Зимний вечер» в интерпретации разных авторов. Выражение в музыке образа тоски, одиночества и обреченности.

Сравнительный анализ романсов на музыку М.Л. Яковлева и Б.Ш. Окуджавы.

Краткая характеристика творчества Яковлева – композитора дилетантской эпохи, первого автора на стихи поэта, выразившего в музыке образ стылого зимнего пейзажа, но не сумевшего подняться дл истинного трагического смысла стихов.

Краткие биографические сведения, анализ этапов и тематики творчества Окуджавы – барда, мастера авторской песни, писателя, фронтовика. Органичное единство стихов и музыки в его творчестве, близость к народным песенным традициям, фольклору, личностность его стихов. Интерес Окуджавы к темам декабристов, к историческим темам.

Сравнительный анализ романсов на музыку М.Л.Яковлева и Б.Ш.Окуджавы. Сравнение интонационного строя, мелодики и выразительных средств двух романсов.

Понятия: бард, авторская песня. Обобщение темы разделов.


Слушание романса Б. Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство», романсов М. Яковлева и Окуджавы «Зимний вечер».


Раздел третий.

Тема: Поэмы А.С. Пушкина в крупных музыкальных жанрах (опере и балете).

Обобщить представления об опере и балете как крупных жанрах. Проследить этапы сочинения оперных и балетных шедевров на сюжеты Пушкина.




1.

Тема: Опера как жанр. Ее строение. Повторение материала – оперы-сказки.

Повторить и обобщить изученный материал из первого раздела.




2.

Тема: Оперы П.И. Чайковского на пушкинские сюжеты («Лирические сцены» - «Евгений Онегин»).





Краткая характеристика жизненного и творческого пути П.И.Чайковского. Универсализм одаренности композитора (в сфере истории, философии, изобразительного искусства, литературы, театра). Основные эстетические принципы композитора как художника – реалиста. Чайковский – великий лирик, драматург, психолог, соединяющий в своем творчестве мир человеческих переживаний с глубоким обобщением сложных философских вопросов жизни. Тематика творчества композитора – величайшего мелодиста. Его традиции и новаторство.

История создания поэмы «Евгений Онегин» и одноименной оперы – «лирических сцен». Творческое слияние воедино двух русских гениев в опере. Музыкальная мысль Чайковского в воплощении лирико-философского и лирико-бытового пластов поэмы.

Сравнение сюжетных линий и образов поэмы и оперы. Привнесение композитором в музыку конфликтности современного общества, драматизация и углубленный психологизм образов Татьяны, Онегина, Ленского.

Сведение действия к психологическому поединку трех молодых героев, воплощение в полной мере композитором своего эстетического идеала «интимной, но сильной драмы» из жизни обыкновенных людей, предвосхищение композитором принципов психологического театра А.П. Чехова и К.С. Станиславского.

Разнообразие, мгновенная смена и невероятная подвижность интонаций в романе и опере. Музыка, поражающая, подобно поэзии, пластичностью стремительных переходов – от серьезности к иронии, от легкомысленной легкости к трагической силе. Передача в опере симфонического и полифонического богатства романа в стихах, раскрывающегося в одновременном сочетании разных поэтических линий.

История сценографии оперы, появление многочисленных версий на основе ее музыкально-тематического материала.

Понятия: сопрано, тенор, ария, ариозо.


Слушание и анализ «Сцены письма», ариозо Ленского, арии Онегина, хора «Девицы-красавицы».

Просмотр видеоматериалов по теме.




3.



Тема: Трансформа-ция сюжета повести «Пиковая дама» в острую психологическую драму в одноименной симфоничес-кой опере композитора.



Краткий анализ повести Пушкина – глубоко идейного по замыслу произведения с сюжетом из реальной жизни и фантастического элемента, поставленного на службу сурового обличения и обрисовке действительности с потрясающей художественной мощью.

Постижение творческого замысла композитора и сравнение сюжетных линий повести и оперы, в которой главное – трансформация образа Германа – основное и очень значительное изменение замысла поэта. Герман у Пушкина – олицетворение алчности, дошедшей до грани патологии, цель его жизни – покой и независимость, он одержим маниакальной идеей обогащения. Герман у Чайковского – жертва низменной страсти, мечтающий о счастье с возлюбленной, способный к искреннему чувству. Общее у повести и оперы – обличение алчности и стяжательства.

Лиза Пушкина – «пренесчастное создание», «домашняя мученица», со скромными поведением и душевными возможностями. Лиза Чайковского – олицетворение душевной красоты, с высокими нравственными качествами.

В повести Пушкина – раскрытие темы преступления, в опере Чайковского – темы любви.

Опера – шедевр, одно из величайших произведений мирового реалистического искусства, потрясающая психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития.

В опере получили развитие основные черты стиля композитора – реализм, симфонизм, лиричность и философичность. Музыка композитора, покоряющая искренностью, невероятным эмоциональным пафосом, полная состраданием к людям, написанная «кровью сердца».



Слушание: Темы 3-х карт, Ариозо Германа, Баллады Томского, Дуэт Лизы и Полины. Просмотр кинофильма с музыкой Д. Бортнянского.


4.

Тема: Повесть Пушкина «Дубровский» в одноименной лирико-драматической опере Э.Ф. Направника.


Э.Ф.Направник – краткие биографические сведения о дирижере Мариинского театра (поставил 80 опер) и композиторе, чье творчество отмечено влиянием музыки П.И.Чайковского. Направник как пропагандист русской оперы, впервые осуществивший постановки шедевров Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского.

Опера «Дубровский», обладающая крупными художественными достоинствами, принесшая автору заслуженную известность. История ее создания, сравнение либретто и первоисточника.

Образы Марии Кирилловны и Владимира Дубровского в опере как романтических и лирически-чувствительных героев, готовых ради любви презреть условности своего круга.

Романс Дубровского - утонченный, «французский» по стилю – иносказательное признание в любви, нежности к матери.

Просмотр отрывка из кинофильма «Дубровский». Краткие биографические сведения об авторе музыки к кинофильму – А.Ф. Пащенко (1883 г. рожд.), сочинявшего симфонии, симфонические поэмы, хоровые произведения, сюиты, сонаты, обработки русских народных песен, кантаты, оперы, камерные ансамбли.


Слушание романса Дубровского.

5.

Тема: Воплощение пушкинских образов в крупном инструментальном жанре – балете.


Балет как крупный музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются драматическое действие и элементы изобразительного искусства. Краткая история развития балета как жанра.

Этапы балетной «пушкинианы»:

1) балеты – феерии («Кавказский пленник», «Руслан и Людмила», «Черная шаль»);

2) новаторские балеты («Египетские ночи»);

3) советский период – тяготение к балету-драме («Бахчисарайский фонтан», «Барышня-крестьянка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»);

Б.В. Асафьев (1884-1949) – краткие биографические сведения об историке, искусствоведе, музыковеде, композиторе и академике. Характеристика его исследовательских работ – глубина и яркость мысли, убедительность философских обобщений, огромная эрудиция, тонкое аналитическое чутье.

Высокая оценка Асафьевым поэмы Пушкина, как «одного из действеннейших и поворотных произведений эпохи», создание им «документированного» балета - поэмы, построение музыки на мелодиях и ритмах балетов пушкинской поры, написанных на его сюжеты.

Балет «Бахчисарайский фонтан» - красота, динамичность, драматичность сюжета в сочетании с очаровательной хореографией. История создания и краткий сюжет поэмы. Сохранение в либретто основных идей и домысливание сюжетных линий и ситуаций первоисточника. Совпадение драматической кульминации поэмы и балета, раскрытие пушкинского романтизма и страстной борьбы за освобождение творческой мысли поэта.

Мелодия романса А. Гурилева как виньетки, обрамляющей балет. Музыка Асафьева в создании подлинных пушкинских образов.



Слушание фрагментов из балета «Бахчисарайский фонтан».

6.

Тема: Воплощение пушкинских сюжетов в одноименных произведениях. «Бахчисарайс-кий фонтан» - в балете, в музыке к поэме, в романсе, в изобразитель-ном искусстве.


История создания стихотворения «Фонтану Бахчисарайского дворца».

А.С. Аренский – краткие биографические сведения о русском композиторе, пианисте, дирижере, ученике Н.А. Римского-Корсакова, преподавателе Московской консерватории, учениками которого были С. Рахманинов, А. Скрябин, Р. Глиэр, руководителе Русского хорового общества. Характеристика его творчества, охватывавшего почти все основные жанры: оперы, балет, симфонии, оркестровые, вокальные, вокально-симфонические, камерные произведения.

Лиричность композиторского дарования, близкого по стилю к изящным миниатюрам П.И. Чайковского – «симпатичная лирика», проявившаяся в непосредственности эмоционального высказывания, простоте, задушевности, большой мелодической выразительности. Воплощение музыкально-образного содержания в безукоризненно законченной, отточенной форме, тонкая продуманность художественных замыслов.

Неравноценность творческого наследия, недостаток драматизма, глубины обобщения, широты симфонического мышления, ограниченность идейного содержания. Анализ выдающегося произведения композитора – музыки к поэме «Бахчисарайский фонтан», арии Заремы.

А. Власов – краткая характеристика творчества. Слушание и анализ романса на стихи поэта. Воплощение в вокальной партии нежного, проникновенного образа Марии, в пассажах аккомпанемента – образа журчащей, струящейся воды, стремительного потока времени.

Просмотр и анализ картин: «Фонтан слез» Г. Чернецова, «Бахчисарайский фонтан» К. Брюллова. Краткие сведения о творчестве художников. К. Брюллов и А. Пушкин – взаимное восхищение, уважение, близость взглядов на искусство.



Слушание арии Заремы, романса «Фонтану Бахчисарайского дворца».


7.

Тема: Отражение языком хореографии образов поэмы «Медный всадник» в одноименном симфоничес-ком балете Р.М. Глиэра.


Ознакомление с сюжетом и историей создания гениальной поэмы. Краткие биографические сведения о Р.М. Глиэре - народном артисте СССР, композиторе и педагоге, общественном деятеле, строителе новой музыкальной советской культуры, председателе Оргкомитета Союза композиторов СССР в 1938-1948.

Творчество Глиэра как важный вклад в развитие советской музыки, музыкально-сценические произведения оперного и балетного искусства как яркая страница в истории музыкальной культуры нашей страны.

Перечень жанров и произведений композитора, осуществившего своей разносторонней деятельностью связь между новыми веяниями и богатейшими традициями русской музыки.

Балет «Медный всадник» (1949 г.) – посвященный 150-летию со дня рождения поэта, самый значительный и большой вклад Глиэра в формирование советского балета (по масштабности идейного замысла, многосторонности содержания, яркости и глубине раскрытия философско-исторической темы, балет не имеет себе равных в мировой хореографической литературе).

Драматургия балета – сквозное симфоническое развитие и переплетение сложной системы трагических тем и эпических образов; образов-портретов действующих лиц с последующим психологическим развитием; картин природы, бытовых сцен, жанровых зарисовок. Создание композитором из многожанрового материала исключительное по красоте и силе воздействия произведения. Анализ фрагментов: «Гимн великому городу», «Вальса». Великие танцовщики и балерины, исполнявшие роли в балете.


Слушание фрагментов: «Гимн великому городу», «Вальс».


8. Раздел

четвер-тый.

Тема: Роль поэзии А.С. Пушкина в формировании отечественного кинематографа Музыка к кинофильмам на пушкинские сюжеты.


Познакомить с авторами киномузыки на сюжеты Пушкина, проследить этапы развития пушкинианы в кинематографе.




1.

Тема: Этапы формирования пушкинианы в отечественном кинематографе.


Изобретение кинематографа в 1895 году.

Мощное влияние пушкинского наследия на отечественное экранное искусство по трем направлениям:

1. Становление наук и научных дисциплин, изучающих кино.

2. Создание лент, посвященных биографии Пушкина.

3. Экранизация пушкинских произведений.

Поэзия и проза поэта в соответствии к требованиям, предъявляемым литературной первооснове фильма, идеально отвечающая следующим принципам:

1) принцип монтажности картин;

2) образной природе экранного зрелища;

3) динамике кинематографического действия.

Совершенствование художественных приемов сценаристами, режиссерами, операторами и художниками на материале фильмов «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Повести Белкина».

Этапы экранизации по Пушкину и о нем:

1. Дореволюционный – использование упрощенных оперных либретто. («Мазепа» - 1909 год., «Пиковая дама», «Русалка» - 1910 год, «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» - 1915 год). «Домик в Коломне» - 1913 год (в роли кухарки – Иван Мозжухин).

Создание молчаливого образа поэта среди сподвижников Александра I в 1913 году, в ленте, посвященной 300 – летию дома Романовых.

2. Послереволюционный (до середины 20-х годов) – фильмы отдаленно напоминали пушкинские сюжеты и мало соответствовали реалиям творчества поэта при отдельных актерских и операторских удачах. Экранизация «Метели» - 1918 год.

3. Период конца 20-х и 30-е годыобогащение кинематографа новыми художественными и техническими возможностями, экранизация многих произведений Пушкина. Отражение грубо-социологического, «классового» подхода к русской истории и литературной классике. («Капитанская дочка – 1926 год, режиссер Ю.В.Тарич, в фильме были извращены пушкинские понятия о долге и чести: положительный Швабрин и Савельич руководят народным восстанием, а отрицательный Гринев становится крепостником и карьеристом).

Создание в 1927 году фильма «Поэт и царь» (актер Е.В.Червяков, режиссер В.Р.Гардин), вызвавшего резко отрицательную реакцию публики и критики своим пошлым взглядом на последние дни поэта.

4. Вторая половина 20-го века (до 80-х годов)- наиболее удачные постановки и экранизации опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», повести «Барышня-крестьянка».

Создание картины о Пушкине и декабристах - «Путешествие в Арзрум» (Д.Журавлев, режиссер М.Левин), чересчур политизированной, преувеличивающей мотивы полицейского сыска вокруг поэта и его друзей.

5. Современный этап (80-е, 90-е годы 20 века) – наиболее плодотворный этап воплощения пушкинских сюжетов, создание фильмов как значительных явлений в кинематографе («Маленькие трагедии», «»Выстрел», «Евгений Онегин», «Барышня – крестьянка», «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель», «Пиковая дама», «Руслан и Людмила», «Станционный смотритель», «Последняя дорога»).

Этапы отражения образа Пушкина на экране:

1913 год – выход на игровом экране ленты, посвященной 300-летию дома Романовых, где каждый монарх династии был обозначен актером на пьедестале, а ниже располагались его знаменитые сподвижники. Среди сподвижников Александра I был представлен актер в гриме Пушкина.

1927 год - картина «Поэт и царь» - о последних днях поэта, вызвавшая резко отрицательную реакцию современников и публики своим «потрафлением самому пошлому представлению о поэте» (В.В.Маяковский).

1937 год – выход на экран картины «Путешествие в Арзрум», пользовавшейся успехом у публики, но чересчур политизированной.

К 100-летию со дня гибели – самая знаменитая картина «Юность поэта», воссоздающая на экране исторические эпизоды лицейских лет поэта, с вымышленными неприязненными отношениями между «прогрессивными» лицеистами и «реакционным» начальством.

1980 год – фильм «Последняя дорога» - о жизни и смерти поэта.

2006 год – «Пушкин. Последняя дуэль».

Анализ мультипликационного кинематографа («Рукописи поэта», «Я к вам лечу воспоминаньем», «И с вами снова я», «Осень», Сказка о золотом петушке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»), хроники, отражающей памятные даты, праздники, открытия монументов, выставок, премьер спектаклей.






2.

Тема: Творчество А.Г. Шнитке – современного композитора 20 века, создавшего музыку к кинофильмам по произведениям А.С.Пушкина.


Краткая биография А.Г. Шнитке, одного из самых крупных представителей «второго поколения» музыкального искусства 20 века.

Характеристика его творчества - масштабность замысла, контрастность драматургии, напряженная экспрессия музыкального звука, сложность философских концепций, где музыке отводится роль метафоры мира человека. Характерные черты творчества композитора: полифоничность, полистиличность, «цитирование», панорамность, трансформация традиционных стилей, коллажность, - выражающие сложный мир человеческой личности 20 века, извечную борьбу добра со злом.

Краткий обзор основных жанров творчества – симфонических, камерных, хоровых и вокальных. Новаторство Шнитке, особенно ярко проявившееся в киномузыке. Музыка к кинофильмам «Агония», «Рисунки Пушкина», «Восхождение», «Прощание», «Маленькие трагедии», «Мертвые души» и т.д.

Его киномузыка, которую отличает современная гармоническая диссонансность, взвинченность, натуралистичность, углубление психологической емкости целого, создание дополнительного эмоционально-смыслового фона. Использование композитором тем из киномузыки в других своих произведениях. Расцвет творчества композитора в 80-е годы, создание им крупных музыкальных полотен.

Анализ музыки к фильму «Маленькие трагедии». Использование композитором тем В.А.Моцарта, М.И.Глинки, приемы стилизации жанров (вальс, баллада, тарантелла). Понятие: увертюра к кинофильму.


Просмотр фильма «Маленькие трагедии».

3.

Тема: «Капитанская дочка» - Музыкально-сценические иллюстрации современного композитора 20 века Т.Н. Хренникова.


История создания и краткий сюжет повести А.С.Пушкина. Жизненный и творческий путь композитора, пианиста, крупного общественного деятеля – Т.Н.Хренникова. Главная тема его творчества – жизнеутверждающее начало, сохранение непосредственного юношеского восприятия и полнокровности жизни. Присущая яркая театральность музыкальных образов, тяготение к музыкально-сценическим жанрам.

Музыка композитора к спектаклям, театральным постановкам, оперы, балеты, симфонии, концерты. Характерная черта творчества – неоднократное возвращение к одному и тому же сюжету, наиболее излюбленный жанр – музыкальная комедия. Обращение композитора к темам войны, революции. Сравнение песенного музыкального стиля композитора с новаторским стилем А.Г. Шнитке. Анализ музыкальных тем фильма.



Просмотр кинофильма «Капитанская дочка»

4.

Тема: «Выстрел» - музыка к кинофильму К.С. Хачатуряна – современного композитора 20 века.


Краткая биографическая справка о композиторе К.С. Хачатуряне (1920 года рожд.), заслуженном деятеле искусств РСФСР, окончившего в 1949 году Московскую консерваторию (по классу Н.Я. Мясковского), аспиранта (у В. Шебалина, Д. Шостаковича).

Краткий обзор его сочинений: балеты, оперетты, оратории, симфонические произведения, увертюры, марши.

Его музыка к художественным, документальным и фильмам: «Братья», «Дети Памира», «Большая дорога», «Семь нянек», «Вий», Единственная дорога», мультипликационным фильмам - «Волшебный клад», «Сердце храбреца», «Необыкновенный матч», «Чипполино».

Краткое содержание повести Пушкина и просмотр кинофильма «Выстрел» (1967 г.) с последующим анализом музыки и обсуждения наиболее понравившихся фрагментов.



Просмотр кинофильма «Выстрел».

5.

Тема: Кинофильм «Станционный смотритель» и анализ музыкального творчества И. Шварца.


Краткая биографическая справка о композиторе И. Шварце (1923 год рожд.), его симфоническое и балетное творчество («Накануне», «Страна чудес»).

Период конца пятидесятых годов – активное сотрудничество композитора с драматическими театрами (35 спектаклей) и сочинение музыки к кинофильмам (112 фильмов). Совместный творческий союз с известными отечественными режиссерами – М. Роммом, И. Пырьевым, М. Швейцером, А. Германом, с зарубежными мастерами – А. Куросавой, Ж. Фулоном, М. Андерсеном.

Вокальное творчество композитора – романсы на стихи А.С. Пушкина, А. Фета, Ф.Тютчева, Я. Полонского, И. Бунина.

Высшие кинематографические награды композитору международных и российских фестивалей. Присуждение И. Шварцу в 2000 году Царскосельской художественной премии «За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX – XX веков».



Просмотр кинофильма «Станционный смотритель».

6.

Тема: Кинофильм «Барышня – крестьянка» и знакомство с творчеством В.К. Комарова.


Краткая биографическая справка о композиторе В.К. Комарове (1940 года рожд.), в 1971 году окончившего Московскую консерваторию по классу композиции у Н.Н.Сидельникова, с 1975 года – музыкального редактора киностудии «Союзмульфильм».

Краткий обзор его сочинений: для хора и оркестра (кантаты); для симфонического оркестра – сюита к музыкальному спектаклю «Мой бедный Марат», хореографическая поэма «Портрет» по Гоголю, молодежные увертюры; произведения для струнных, духовых, ударных инструментов; для духового оркестра, для оркестра русских народных инструментов, романсы, хоры, песни, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Просмотр кинофильма, обмен мнениями, обобщение знаний и понятий по изученному материалу четвертого раздела.

Подведение итогов. Выступления учащихся с сообщениями, творческими работами, компьютерными презентациями по отдельным темам курса.


Просмотр кинофильма «Барышня-крестьянка».

  1   2

  • Тема: Сказки А.С. Пушкина в музыке русских композиторов .
  • Тема: А.С. Пушкин – отражение глубины русского национального самосознания.
  • Тема: Любовная и пейзажная лирика А.С. Пушкина в вокальных произведениях малой формы (романс) русских композиторов XIX - ХХ веков.
  • Тема: Лирика Пушкина в вокальном творчестве русских композиторов XIX века.
  • Тема: Лирика А.С. Пушкина в вокальном творчестве А.С. Даргомыжс-кого – наследника М.И. Глинки в области камерного творчества.
  • Тема: Камерная вокальная лирика
  • Тема: Камерное вокальное творчество композиторов «Могучей кучки». Творчество Ц.А. Кюи.
  • Тема: Этапы советской музыкальной «пушкинианы» Музыка Г.В. Свиридова – связующее звено между классикой XIX и ХХ веков.
  • Тема: От бытового романса XIX века до авторской песни ХХ века.
  • Тема: Оперы П.И. Чайковского на пушкинские сюжеты («Лирические сцены» - «Евгений Онегин»).
  • Тема: Повесть Пушкина «Дубровский» в одноименной лирико-драматической опере Э.Ф. Направника.
  • Тема: Воплощение пушкинских образов в крупном инструментальном жанре – балете.
  • Тема: Воплощение пушкинских сюжетов в одноименных произведениях. «Бахчисарайс-кий фонтан» - в балете, в музыке к поэме, в романсе, в изобразитель-ном искусстве.
  • Тема: Отражение языком хореографии образов поэмы «Медный всадник» в одноименном симфоничес-ком балете Р.М. Глиэра.
  • Тема: Роль поэзии А.С. Пушкина в формировании отечественного кинематографа Музыка к кинофильмам на пушкинские сюжеты.
  • Тема: Этапы формирования пушкинианы в отечественном кинематографе.
  • Тема: Творчество А.Г. Шнитке – современного композитора 20 века, создавшего музыку к кинофильмам по произведениям А.С.Пушкина.
  • Тема: «Капитанская дочка» - Музыкально-сценические иллюстрации современного композитора 20 века Т.Н. Хренникова.
  • Тема: «Выстрел» - музыка к кинофильму К.С. Хачатуряна – современного композитора 20 века.
  • Тема: Кинофильм «Станционный смотритель» и анализ музыкального творчества И. Шварца.
  • Тема: Кинофильм «Барышня – крестьянка» и знакомство с творчеством В.К. Комарова.