Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лицо и маски Печорина




страница1/6
Дата26.06.2017
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

***

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ

Курсовая работа по литературе

Тема: Лицо и маски Печорина
Выполнила студентка ** курса

**

Руководитель:



**
2004

Содержание

1. Биография М.Ю. Лермонтова 4

2. История создания «Героя нашего времени» 7

3. О романе, структуре, особенностях 11

4. Печорин и его маски 19

5. Истинное лицо Печорина 29

6. Заключение 46

7. Библиография 48




1. Биография М.Ю. Лермонтова


15.10.1814 - 27.07.1841

Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны. Брак был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.

Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов отразились в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 году семья переезжает в Москву, через год Лермонтов зачисляется в Московский университетский благородный пансион, где получает гуманитарное образование. Уже тогда определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству, его преимущественная ориентация на А. С. Пушкина, байроническую поэму. В центре творчества - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

В 1830-1831 годах достигает вершины раннее лирическое творчество поэта; далее начинается спад. После 1832 года Лермонтов обращается к балладе и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831), другая - к экзотическим кавказским темам ("Хаджи-Абрек", 1833).

В 1832 году поэт оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов избирает военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в этом военно-учебном заведении.

В 1835 году, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк, выходит поэма "Хаджи Абрек" – его первое выступление в печати.

В 1835-1836 годах Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта" (1837), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 года Лермонтов был арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом поэт пишет несколько стихотворений ("Сосед", "Узник"), положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики".

В феврале 1837 года был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком на Кавказ. Михаил простудился в дороге и был вынужден лечиться в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце".

Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 - годы его литературной славы. Он попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетневым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. В 1840 году отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".

Наследие Лермонтова к 1840 году включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

В 1838-1840 годах в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы во многом противоположны пушкинским. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнев далеко не все принимают в его творчестве. Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные записки". Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову княгиней Щербатовой. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов, тем не менее, был предан военному суду. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтова с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ.

В мае 1841он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк". Здесь же Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен поэт в фамильном склепе в Тарханах.

Одинокое детство в деревне, ранняя разлука с отцом, особая роль бабушки в воспитании, затем юнкерство с его специфической атмосферой, - все это формирует у Лермонтова такой тип личности, который запомнился современникам: человек с тяжелым характером, внутренне одинокий. Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Конфликт мечты и реальности - основа романтического мировосприятия Лермонтова, что можно наблюдать в его творчестве.

  1   2   3   4   5   6