Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Лицей им. Г. Ф. Атякшева»




страница1/3
Дата26.06.2017
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» «Рассмотрено» на заседании научно-методического совета протокол № _______ от «__»________2015г. «Согласовано» заместитель директора _______________________________ ( роспись курирующего заместителя директора) «___» __________2015г. Утверждено приказом директора Лицея от «___»______2015г. №_____- О Рабочая программа учебного предмета __________ «ЛИТЕРАТУРА»_______________________ (наименование учебного предмета) Базовый уровень, основное общее, 10 класс_________________ (уровень образования) _________________________ 105_ часов ____________________________ (количество часов, отводимых на реализацию программы) ____учитель русского языка и литературы_Луценко Галина Илларионовна ____________ (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу) Югорск, 2015г. Паспорт Программы Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования), утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования», в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2015 . № 253 и программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010; с использованиемпрограммно-методического комплекса по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной,соответствующего требованиям государственного стандарта общего образования. Учебный комплекс (авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина). Статус программы: рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса. Категория обучающихся: учащиеся 10 класса Сроки освоения программы: 1 год Объем учебного времени: 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю (35 недель) 102 урочной 3 часа внеурочной деятельности). Форма обучения: очная Режим занятий: 3 часа в неделю Формы контроля: промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта; итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания. Программа детализирует и раскрывает содержание предмета в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования , определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования . В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций. Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с информацией учителя. Заранее следует спланировать индивидуальные сообщения учащихся. На таком уроке целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов. При подготовке уроков-семинаров важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 2—3 недели); в ходе подготовки к нему школьники изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания. Семинарских занятий не должно быть много (4—6 в год), так как серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и стороны школьников. На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведений для текстуального анализа на практических занятиях не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения должен находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент направлен на выявление поэтики текста, определение специфики его содержания и смыслов, художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические, синтаксические, композиционные, изобразительно-выразительные особенности текста. При изучении лирики важно выявить особенности ритма, рифмы, строфики, слов в субъективно-авторском значении, заметить условность описаний, определить цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. На уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся своими наблюдениями исследовательского характера, обсуждают мнения одноклассников, делают выводы и обобщения. Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке должны звучать цитаты, школьники будут комментировать детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Живой, ненатянутой беседе помогают элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, объяснением своей позиции. В беседе эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия: сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр. Особое место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного чтения. Их цель — расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание уроков внеклассного чтения в 10 классе целесообразно связать с основным курсом. Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, применяемые во внеклассной работе по литературе: инсценирование, театрализация, концертные номера, элементы конференций, диспуты и пр. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень — выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок. В 10 классе в форме уроков внеклассного чтения можно изучить предлагаемые программой произведения литературы народов России и зарубежной литературы, а также некоторые тексты, обозначенные в образовательном стандарте по литературе курсивом. В 10 классе должно быть окончательно сформировано умение школьников создавать письменные высказывания, поэтому необходимы уроки обучения сочинениям. Письменная работа как форма итогового контроля необходима в конце изучения творчества каждого писателя, но 4—6 сочинений в учебном году нужно сделать классными, так как режим работы на таких уроках позволяет школьникам потренироваться в написании сочинения на выпускных и конкурсных экзаменах, подготовиться к Единому государственному экзаменупо литературе. В конце каждого полугодия можно организовать уроки-зачеты в форме устных или письменных работ контрольного характера, тестирований, коллоквиумов, смотров знаний и т. п. 1. Пояснительная записка Программно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования), Учебный комплекс (авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина) рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. Учебно-методический комплекс позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. Учебный комплекс строится на основе двух больших концентров (5 – 9 и 10 – 11 классы). В 10 – 11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Принцип концентризма, осуществляемый выбранной программой, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам, однако на каждом этапе перед учащимися ставятся различные задачи изучения текста. Концентр 5 – 9 классов, решая свои задачи, готовит учащихся к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов. Подобный подход – это живое поступательное движение. Основой предмета литературы является русская классическая литература с ее высокой духовностью, гражданственностью, «всемирной отзывчивостью». Содержание курса русской литературы в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. В художественной литературе по- своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Художественная литература как вил искусства связана с иными формами общественного сознания - моралью, религией, философией, наукой. Все это определяет цели обучения литературе. Основой содержания литературного образования является чтение и изучение художественных текстов при сохранении литературоведческого, этико-философского, историко-культурного компонентов. Цели изучения предмета «Литература»: -формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; -постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; - поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; -овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; - овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать еѐ, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); - использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании -развитие личности учащегося путём включения его в различные виды деятельности; - познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду. Обучение литературе в выбранном УМК предусматривает возможность выбора современных подходов: деятельностный, коммуникативный и личностно-ориентированный. В то же время программа способствует реализации поисково-исследовательского метода анализа художественного произведения. Серьёзным результатом работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведения и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения, ответа (устного или письменного) на проблемный вопрос, сочинения. Именно поэтому в программе В.Я. Коровиной особое внимание уделено совершенствованию речи учащихся. В учебнике есть специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь»). В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, сочинения, творческие работы. Важный акцент в программе под редакцией В.Я. Коровиной сделан на уроки внеклассного чтения, которые направлены на формирование у учащихся читательской культуры и эрудиции. Внеурочное чтение призвано максимально заинтересовать ученика, вызвать желание продолжить чтение произведений изучаемого писателя самостоятельно. УМК под редакцией В.Я. Коровиной не нарушает преемственности, имеет завершённую линию и соответствует целям и задачам обновлённого содержания литературного образования. Общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Задачи Формирование навыков интерпретации текста. Формирование навыков выразительного чтения учащихся. Высказывание своих суждений в процессе анализа произведения. Обобщение результатов работы в форме устной или письменной рецензии. Совершенствование речи учащихся. Формирование у учащихся читательской самостоятельности. 2. Общая характеристика учебного предмета «Литература» Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценки и анализа художественных произведений, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - выразительное чтение. - различные виды пересказа. - заучивание наизусть стихотворных текстов. - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. 3. Описание места учебного предмета « Литература» для 10 класса в учебном плане В X классе согласно федеральному базисному учебному плану отводится 3 учебных часа в неделю (105 часов:102 урочной 3 часа внеурочной деятельности) в инвариантной (обязательной)части. 4.Обязательный минимум содержания учебного предмета « Литература» предусматривает изучение жизни и творчества писателей и поэтов 19 века. Материал, предназначенный для обязательного изучения, отражает как исторические события, так и личные впечатления и переживания писателей и поэтов,ориентирован на усвоение теории литературы. Введение Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова. Литература первой половины XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страданий, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен,..», «Сон», «Выхожу один я на дорогу-..», «Пет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева). Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.)  Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.  Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова). Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И.Писарева). Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр – лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Siltntium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас, и все былое…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа — сфинкс…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…». Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях». Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия впоэма, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки,..», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О Муза! Я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны.,.», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…».  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)  «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.  Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя-просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого – художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как. Способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры –сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. 5. Тематическое планирование учебного предмета «Литература» для 10 класса (105 часов) №
  1   2   3