Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Летняя школа по иудаике Центра «Сэфер» 2013 Эмманюэль Левинас – интерпретатор Талмуда Ямпольская Анна Владимировна




Скачать 35.69 Kb.
Дата25.06.2017
Размер35.69 Kb.


Летняя школа по иудаике Центра «Сэфер» 2013
Эмманюэль Левинас – интерпретатор Талмуда
Ямпольская Анна Владимировна
Эмманюэль Левинас, один из важнейших философов XX века, родился на территории Российской империи, в Ковно, в еврейской русскоязычной семье. Своим интересом к философии он обязан влиянию классической русской литературы, в первую очередь – Достоевского. Ученик Гуссерля и Хайдеггера, он выбрал в качестве своей второй родины Францию, соединив в своих работах немецкую глубину, французскую отточенность и российскую принципиальность.  Он писал о Боге, но отказывался определять себя как теолога или конфессионального автора.  Соблюдающий еврей, он стал любимым автором Иоанна Павла II. Его ранние философские работы, написанные в немецком лагере для  военнопленных, восхищали Вацлава Гавела точностью описаний тюремного опыта. Маргинал-одиночка в тридцатые-сороковые, не способный уловить моду и вращаться в  экзистенциалистских кругах, он сегодня рассматривается как одна из ключевых фигур французской культуры нашего времени.
В нашем курсе мы рассмотрим т.н. «конфессиональные», «еврейские» тексты Левинасы, а именно его «уроки по Талмуду». Хотя Левинас не получил систематического еврейского образования, его герменевтический метод, унаследованный им у его учителя, Мордехая Шушани, представляет собой значительный интерес. Основная идея этого метода заключается в том, чтобы «вынести за скобки» то, что «верующий, мистик или богослов» могут увидеть в тексте Талмуда, и сохранить исключительно общезначимое, философское содержание. Она основана на убеждении, что значение любого талмудического отрывка «не просто переложимо на язык философии, но связано с философскими проблемами». Опираясь на авторитет Шушани, Левинас утверждает, что «Библия касается только Израиля, его частной истории, а Талмуд – это мысль, выраженная в плане всеобщности». На примере четырех уроков – о мессианстве, о даровании Торы, о колдовстве и об именах Всевышнего – мы рассмотрим преимущества и ограничения, связанные с этой «универсалистской» трактовкой классических еврейских текстов.

Программа курса:


Лекция 1. Введение в философию Левинаса.
Общий интеллектуальный контекст эпохи. Основные темы философии Левинаса – Другой, Бог и Я. Метод Левинаса – феноменология. Место «конфессиональных» текстов в наследии Левинаса. Его герменевтический метод.
Лекция 2. Урок о даровании Торы (Шаббат 88-89).
Является ли свобода информированным выбором между добром и злом? «Искушение искушением». Как обеспечить примат Блага? Альтернативная теория познания. Отказ от концепции суверенного Я. Ответственность до свободы. Наасе ве-нишма как структура субъективности. Мессианский контекст Левинасовского учения об ответственности.
Лекция 3. Урок о мессианстве (Сангедрин 98).
Проблематика классических споров о свободе и благодати в мысли Левинаса. Апории дара. Аффицированность Другим как Учителем. Мессианство и миссия. Мессия – это всякий, кто говорит Я. Никто не может заменить меня в моей ответственности за Другого.

Лекция 4. Урок о колдовстве (Сангедрин 67а-68а, Бава Меция 59б):


Различие между святым и сакральным как феноменологическое различие между феноменом и кажимостью. Десакрализация тоже принадлежит сакральному. Макияж как форма колдовства. Эротическое не есть форма этического. Профанация и порнография. Колдовство как подглядывание за божественным. Идеология как разновидность околдовывания. Культ государства как идолопоклонничество.
Лекция 5. Урок об именах Всевышнего (Шавуот 35а-35б).
Я, Другой и Бог как «любовный треугольник». «Большее, чем можно помыслить» и запрет на произнесение четырехбуквенного имени. Имена, которые можно уничтожить человеческой рукой как кенозис Всевышнего. Феноменологическая проблематика следа и «Святой, да будет благословен Он» как «имя имени». Законы «сота»: забота о ближнем стоит выше, чем теология. Язык и ответственность.
Библиография:
Талмудические уроки Левинаса на французском языке:


  • Lévinas E. L'au-delà du verset. Lectures et discours talmudiques. Paris, 1982.

  • Lévinas E. Quatre Lectures Talmudiques. Paris, 1968.

  • Lévinas E. Du Sacré au Saint. Cinq nouvelles lectures talmudiques. Paris, 1997

  • Lévinas E. Difficile Liberté. Paris, 1976.

Переводы работ Левинаса на русский язык:




  • Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. – СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.

  • Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. – М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

  • Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., РОССПЭН, 2004.

Литература о Левинасе:




  • Сокулер З.А. Герман Коген и философия диалога. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

  • Ямпольская А.В. Эмманюэль Левинас: философия и биография. Киев: Дух и Литера, 2011.

Дополнительная литература по курсу:


Вдовина И.С. Феноменология во Франции (историко-философские очерки). М.: Канон, 2009.

Critchley S., Bernasconi R. (eds.) The Cambridge companion to Levinas. Cambridge. Cambridge University Press, 2002.

Derrida J. Violence et Métaphysique // L’écriture et la différence. Paris, 1967. pp. 117-228.

Handelman S. Fragments of redemption: Jewish thought and literary theory in Benjamin, Scholem, and Levinas. Bloomington : Indiana University Press, 1991.

Lescourret M.-A. Emmanuel Lévinas. Flammarion, Paris, 1994.

Malka S. Lévinas : la vie et la trace. Lattès, 2002.

Murakami Y. Lévinas phénoménologue. Grenoble, Jérôme Millon, 2002.

Putnam H. Jewish philosophy as a guide of life: Rosenzweig, Buber, Levinas Wittgenstein. Bloomington and Indianopolis, Indiana University Press, 2002.

Strasser S. Antiphénoménologie et phénoménologie chez Lévinas // Revue Philosophique de Louvain, 1977 (25), p. 101-123.

Strasser S. Welt in Widerspruch. Gedanken zu einer Phänomenologie als ethischer Fundamentalphilosophie. Phaenomenologica 124. Kluwer Academic, 1993.