Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Леммерман Х. Предисловие к первому изданию (1962)




страница1/16
Дата30.06.2017
Размер2.42 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Леммерман Х.

Предисловие к первому изданию (1962)


В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нуж ным пальцем в нужное время на нужную клавишу.

Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нуж ное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сде лать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладе ет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским ис кусством позволит только длительная и упорная трени ровка речи и мышления.

Возможно, вы слышали о ком-либо из знакомых: он знает, но плохо выражает свои мысли.

Многие люди искренне убеждены, что не могут про износить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я ли шен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и, конечно, потренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа -это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести бо лее длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое вве дение в современную риторику. Его назначение - помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; крат ко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской

практике. Речь идет о наставлении не по художественно му чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга — в основном результат опы та и размышлений из педагогической, а также полити ческой и повседневной жизни. Я также опрашивал все возможные малые, средние и большие «умы» и был удив лен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика.

Задача обучающегося ораторскому искусству — не в том, чтобы бегло пролистать эту книгу и ухватить не сколько забавных примеров, а в ежедневных (!) по не скольку минут речевых упражнениях. Кто не готов тща тельно и не торопясь прорабатывать важнейшие положе ния, предложенные в учебнике, не стоит и начинать. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу ре комендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не страдать от духовного «нарушения пищеварения». Выпол нять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда каждый контролирует другого и, кроме того, представ ляет публику.

Всегда что-нибудь получится, если добавить настой чивость и терпение.

Я благодарен за критические замечания и дополнения.

Однако подумаем о следующем: умение говорить не предполагает говорить без умолку.

Именно сегодня, благодаря газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индус трии всевозможных контактов, мы переживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осторожно и с чувст вом ответственности. Хороший оратор говорит меньше, зато лучше.

Слово не является ни добром, ни злом; оно может по мочь, но может навредить или уничтожить.

«Слово должно быть мостом. Но может быть и сте ной» — говорил Альбрехт Геэс.

При работе над этой книгой я соблюдал три принци па, на которые обращали внимание еще античные знато ки риторики: «docere, delectare, movere» — учить, радо вать, побуждать.

Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хоро шим оратором, но надеюсь, будет в риторике сильнее, чем прежде.

Лилиенталь-Трупе близ Бремена

май 1962 Хайнц Леммерман


Предисловие к переработанному изданию (1986)


Этот учебник написан для школьников, для обучаю щихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и заня тий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи рито рики, — а своего рода полезный справочник, обеспечиваю щий «страховку» в практической риторике.

Эта книга хорошо принимается читателем уже около 24 лет и выдержала много изданий. Меня радует, что некото рые ее идеи и новые понятия вошли в специальную лите ратуру.

Структура книги в значительной мере сохранена. В со держание внесены изменения и дополнения, продиктован ные временем. При этом учтены итоги опыта, выводов на уки и размышлений последних лет.

Сегодня важная сторона любой деятельности - дискус сии, дебаты и переговоры. Этот круг тем охвачен мной в книге «Школа дебатов. Статьи по диалогической ритори ке». Книга вышла в 1986 г. в издательстве «Олцог», задума на как дополнение к настоящей, как» Учебник, часть 2".

Что относится к речи, справедливо и для написанного: ни одна книга не является настолько хорошей, чтобы ее не льзя было улучшить. Поэтому я надеюсь и в дальнейшем на конструктивную критику.

От всего сердца благодарю мою жену Руфь, которая от печатала текст и критически его просмотрела.

Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1986 г.

Хайнц Леммерман

1. Вводные упражнения — вводные положения

1.1 Вводные упражнения


Если Вы полистали эту книгу или прочли ее по диа гонали, сразу же начинайте упражнения в речи, всевоз можные указания по которым даны в разделе 3 этой гла вы. Например, можно прочитать вслух короткие газет ные статьи (перед воображаемыми слушателями) и сразу же пересказать их содержание собственными словами.

Разделы «Дыхание» и «Речь» можно освоить постепен но, в процессе изучения книги, потому что хорошее уп равление дыханием, четкое произношение и эффектив ное речевое мышление — фундамент свободной речи. Постоянная тренировка памяти также представляет ог ромную ценность для каждого оратора.


1.1.1 Дыхание


«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кис лород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма. Гете так вы разил чередование вдохов и выдохов:

В дыхании есть два блага, без сомненья:

То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье;

Что там - стесненное, здесь - свежесть и свободу обретает,

Да, жизнь чудесное смешенье представляет.

Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,

И благодарен будь, коль вновь освободит.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть ак тивными, напротив, они зависят от мускулов, располо женных вокруг легких.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в лег кие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань — в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдо хе размещают под своими ключицами лишь немного воз духа. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафраг-менное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием кото рого могут быть спазмы, особенно при поднятом положе нии плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дыши те свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхай те и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состо янии до очищения отдаленнейших уголков легких. По лезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при про изнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произ-

несении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достига ем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем ника кого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флей тиста ). Мы тренируем «поддержку дыхания»:



  • Выговариваем каждое слово в предложении пре дельно медленно и протяжно.

  • Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую ци тату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой пе редышки, не допускающей полного дыхания.

Овладение навыками правильного дыхания — пред посылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слу шаем ораторов, которые через 10 минут выступления за дыхаются, будто поднялись на вершину Цугшпитце (в Альпах, примеч. перев.).

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле. Книга дает только общие рекомендации. С техникой дыхания и, соответственно, дыхательной гимнастикой советуем познакомиться, например, в народных университетах и принять участие в занятиях.


1.1.2 Речь


В последующих рассуждениях о речи вы встретите лишь необходимый арсенал средств оратора: указания по произношению и по особым источникам опасностей. Если у Вас относительно произношения трудности осо бого рода, то хорошо сделаете, если разберетесь во всем множестве упражнений по технике речи в книгах, приве денных в списке литературы. Учебник хорошо дополняет, но ни коим образом не заменяет курс техники речи и оратор ского мастерства. Оратор не актер и не декламатор. Поэтому от него не требуют художественного чтения. Но говорить отчетли во и осмысленно он обязан. Хорошим должно быть зву чание голоса. Силу голоса, ударение, темп, тембр, резо нирование настраивают в соответствии с имеющейся си туацией, но прежде всего добиваются плавности речи. История знает ораторов, которые благодаря своей лич ности и дикции имели большой успех, хотя их речь зву чала плохо. Например, у Бисмарка голос был писклив и полон астматических шумов. Казалось, что звуки, про износимые им, исходят из отверстия запонки для воро тничка. Но это звучание не имело никакого значения. Побеждало отчетливое, звучное произношение.

При артикуляции основную работу выполняют язык и губы, поэтому движения их мускулов должны быть осо бенно четкими.

Речь облегчается тем, что по привычке губы всегда не сколько выпячены. Челюсть же постоянно остается по возможности свободной, чтобы разгрузить шейные мус кулы. Не подражайте жевательным движениям многих «говорящих щелкунчиков», вызывающим спазмы и утом ление (помогает гимнастика языка — произносите зву косочетания «лалелилолу», «татетитоту» и др. ). Упраж няйтесь в произнесении всех речевых звуков от А до Я и контролируйте отчетливое произношение всех звуков. Гласные образуются при различных округлых положени ях губ: и-е-а-о-у; в такой последовательности возрастает округление губ. При произнесении и и е часто формиру ют более плоское и широкое положение губ и затем из дают звук вроде плачущего или сдавленного. При резком вступлении гласных звуков голосовые связки под действи ем потока воздуха внезапно размыкаются: так возникают гортанные звуки. Но мы обращаем внимание на мягкое вступление голоса, которое лучше достигается, если пред ставим перед гласной звук х.

Согласные звуки должны быть четко отделены друг от друга. Слушатель должен воспринимать каждый слог, понимать каждое слово ясно и точно. Небрежное смеше ние звуков (например, п-б, д-т) нередко ведет к непони манию. Особо следует сказать о необходимости разделе ния конечных и начальных согласных, если они одина ково звучат в словах, непосредственно следующих друг за другом (например, говорящий подразумевает «… und denkbar ware das» (и это было бы благодарностью), одна ко слушатель понимает: «… undenkbar ware das»(n это было бы неблагодарностью).



Следующие упражнения научат произносить согласные:

  • Шепот необыкновенно увеличивает силу артикуля ции. (Ученики нередко используют это упражнение для оказания помощи соседу по парте, попавшему в затруднительное положение.)

  • Намеренно быстрая речь повышает беглость произ ношения при большом числе согласных. Для этой цели подходят скороговорки: «Тот, кто ничего не знает и знает, что он ничего не знает, знает больше, чем тот, кто ничего не знает, и не знает, что он ни чего не знает» и др.).

Если различные согласные следуют непосредствен но друг за другом, то язык и губы изменяют поло жение почти сразу. Если же этого не происходит или происходит слишком медленно, то возникает пол ный беспорядок, мы слышим так называемый «ви негрет из согласных».

Чтобы голос был сильным, с хорошим резонирую щим звучанием, произносим медленно предложения со многими подходящими носовыми согласны ми (м, н, нг), например: «Von dem Dome schwer und bang tbnt der Glocke Grabgesang»*.

Хорошее упражнение для улучшения резонирующе го звучания — напев вполголоса. Мелодию напевают отдельными звуками и в медленном темпе. Губы не сжимают, напротив, оставляют свободными. Даны указания по правильному произношению, которые легко выполнимы.

Основное правило ударения гласит**: корень легко подпадает под ударение; аффиксы обычно безударны, но не «проглатываются».

Мелодия предложения (изменение силы звучания) не остается неизменной, напротив, она ступенчато изменя ется, как правило, повышаясь в начале и падая в конце предложения. Ударение — важнейший компонент пред ложения. Каждое предложение имеет только один пик ударения. Под пиком ударения не всегда подразумевает ся одно слово. В случаях, требующих особого выделения, подчеркиваются целые смысловые отрывки.

* Предлагаем стихотворение Марины Цветаевой «Мореплаватель». Ее стихи со звуковым многообразием и богатством интонаций подходят для учебных целей.

Закачай меня, звездный челн! Голова устала от воли! Слишком долго причалить тщусь, — Голова устала от чувств: Гимнов—лавров—героев—гидр, — Голова устала от игр! Положите меж трав и хвои, — Голова устала от войн…

"Правильно ставить ударение - это правильно говорить; ударение име ет большое значение в русском языке. В отличие от других языков, на пример, французского, польского, в русском языке ударение не фик сировано, т. е. не прикреплено к определенной части слова, а может падать на любую часть, на любой слог (доктор, кирпич, забросать, вы вернуть); ударение подвижное: одно и то же слово в разных граммати ческих формах имеет разное ударение (отломить—отломлю—отломит; занять-займу—занял; люди—людей—людьми). С акустической точки зрения ударный слог произносится с особой силой, ясно, отчетливо, а безударные — ослабление, редуцированно. Об особенностях ударения см.: Словарь ударений для работников радио и телевидения. - М.: 1970).

Ударение имеет в речи особое значение: изменение ударного слова изменяет смысл всего предложения. Два примера: мы восклицаем: «Да это было бы еще лучше!» , Зло-иронично звучат эти слова, если мы сделаем другое ударение: «Да это было бы еще лучше!» Или «Я еду сегод ня в Берлин». Это предложение может получать различ ное смысловое значение в зависимости от того, какое слово я выделю.

Например:

Я еду сегодня в Берлин (а не мой сын);

Я еду сегодня в Берлин (а не лечу);

Я еду сегодня в Берлин (а не завтра);

Я еду сегодня в Берлин (а не в Гамбург). Многие ораторы имеют обыкновение вновь и вновь делать ударение в конце предложения. Они выделяют последнее слово, повышая тон или растягивая слово по слогам, даже если это слово несущественно. Это непра вильное ударение в большинстве случаев вызвано затруднением, возникающим из-за следующего предложения, которое еще не «вертится на языке».

Есть три способа обозначить ударение: 1. Повышение тона. 2. Усиление звучания голоса. 3. Замедление речи (мед­ленный темп речи). Как правило, эти средства сочетают: если я говорю громче, то замедляю речь и повышаю зву чание голоса.

Остерегаются отрывистой манеры речи (в экстремаль ных ситуациях агрессивного тона). Говорите всегда плавно, связно, не спеша, так, чтобы на слушателя воздействовали смысловые блоки слов. Если не встречаются особые пики ударения, то следуем естественному ритму речи. «Внутри предложения мы стремимся к упорядочен ным изменениям, потому что структура нашего языка требует тяжелых и легких слогов … организованных под ходящим образом, непринужденно, легко» (фон Эссен).

Без логической основы (иногда даже против всякой ло гики!), из чисто ритмической потребности.

Я уже говорил о том, что оратор обязан владеть яс ной, выразительной речью, произносить предложения плавно, в спокойной манере. Предупреждаю, что не сле дует для упражнений брать за основу разновидность ка кой-нибудь парадной речи с выражениями, подлежащи ми удалению, подобно пустой породе.



Укажу пороки речи, которые, несомненно, мешают слушателю или вредят оратору:

  • Слишком высока тональность речи! Утомление и повреждение голосовых связок не заставят себя ждать. Мы намеренно говорим более низким тоном, мы бережем наш голос.

  • Сдавленный голос воспринимается как неестес твенный, из-за поспешного дыхания и сокращения шейных мускулов.

  • Проглатывание конечных слогов.*

  • «Звуки размышления»: мы могли бы их назвать «атавистическими звуками»: о-о-э и э-э и т. д. Из вестно, что даже выдающиеся ораторы не могли из бавиться от атавистических звуков в течение, по жалуй, всей своей жизни.

Причина? У оратора «на языке» нет готового следующего предложения, но он полагает, чувствуя вину перед слушателями, что лучше «выдать» хоть

Несколько слов об особенностях произношения в русском языке. В основу русского произношения лег «акающий» московский говор. М. В. Ломоносов находил эту его черту привлекательной. В современ ном произношении на месте букв в и о в первом предударном слоге после твердых согласных произносится о: вала, сасна. В начале слова предударные в и о произносятся как а: атец, ахрана и т. д. Если наруша ются правила произношения, то речь плохо воспринимается. О нормах русского литературного произношения см.: Ожегов СИ. Сло варь русского языка (любые издания, предпочтительно последние); Со временный русский язык: Учебник для институтов. Ч. 1. /Под ред. Д. Э. Розенталя. - М.: 1976.

что-нибудь, а это всего-навсего переходный мос тик атавистического звука. Чаще всего замечают, что оратор «не на уровне», что у него множество атавистических «звуков размышления». В этом слу чае проблему может снять контроль с помощью маг­нитофона.


  • Носовое или картавое звучание. (Знаменитый торговец предметами искусства Вол-лард встретил в обществе незнакомую даму. Она очень заметно «говорила в нос». Воллард спросил у своего соседа: «Не находите ли, что эта дама много выиграет, если ее труба будет звучать реже?» «Со вершенно с Вами согласен, - отвечал сосед. - Я в течение 30 лет не могу к этому привыкнуть. Со бственно, я ее муж») Мы слишком редко выясня ем, какое впечатление производят на других наш голос и манера нашей речи. «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека», — сказал учитель римлян в риторике Квинтилиан. Остерегайтесь также брызг изо рта во время речи; как писал Вильгельм Буш: «Брызги с губ, глаза свер кают: «речь ему в охотку». Мокрой стала от слюны «шпионская» бородка».

  • Для голоса вредны всякие чрезмерные восклица ния, хмыкание и кашель.
    Рычание более подходит иным зверям, нежели нам, людям. У некоторых ораторов из-за чрезмерного форсирования звука хриплый голос и звучит как шум при встряхивании коробки с канцелярскими кнопками, а у других слова звучат прерывисто, а между ними длинные паузы. Обращаем Ваше внимание, как важна для оратора плавная речь, ведь мы произносим взаимосвязанные слова, а не только слова в отдельности. Медики, специалисты по голосу и речи квалифицируют в на учных трудах заикание как «спазматический невроз выражения». Установлено, что среди заикающихся гораздо больше мужчин, чем женщин, и процент ная доля заикающихся возрастает к Западу: в Анг лии, например, эта доля больше, чем в Германии, в США больше, чем в Англии. Согласно оценке, чис- ло заикающихся в Северной Америке превышает 2 миллиона человек. Случайное заикание людей с не поврежденной речью объясняется мгновенным ис пугом и чувством незащищенности, заикание мо- жет быть преодолено с помощью частых речевых упражнений. Большинство названных пороков речи может быть устранено только терпеливой работой, лучше всего под руководством педагога по речи (ло гопеда) или учителя пения. Если существенный порок не удается устранить таким образом, значит он обусловлен органическими причинами. В этом случае целесообразен визит к врачу-специалисту. «Сегодня ни один человек не откладывает визит к зубному врачу до тех пор, пока разрушатся зубы. Но с голосом обращаются в той или иной степени по-варварски» (Шмидт).

Диалект *

В «Занимательном справочнике по немецкому язы ку» Ганс Райман собрал вместе и расположил в алфавит ном порядке разнообразные причины, определяющие тип речи.

«Речь зависит от географической широты, губ, домаш него воспитания, друзей детства, ландшафта, неба, носа, окружения, питания, степени пространности изложения, школы, языка.» И далее: «Речь всегда окрашена, несте рильна, пронизана особенностями… У нас есть учебни ки для актеров и тех, кто хочет ими стать. Проповедуе мый этими учебниками язык откосится к живому языку, как муляж к живому прототипу». Под этим мы можем под аться целиком и полностью. Мы не хотим, чтобы речь была «дистиллированным продуктом стерильной сцени- ческой манеры выражения» (Килиан). Но понимаемый с трудом диалект должен быть отклонен так же, как и обез личенный, бесцветно-гладкий официальный язык. Упот ребление диалекта должно и может иметь право на жизнь, но ограничено правильным использованием и уместно, если хорошо понимается слушателями.

Диалект — это говор, наречие, на котором общаются жители, прожива ющие в каком-либо регионе.

Если мы говорим на понимаемом с трудом диалекте, то остается только одно: с помощью упорных занятий ус транить те особенности, которые мешают речевому кон такту с людьми из других областей. Хороший оратор из Южного Бадена в большей степени использует диалект на своей родине, но может говорить и так, что его пони мают немцы в области Нордшлезвиг. Некогда в Бонне северогерманский политик в высшей степени раздражен но прервал словесный поток одного значительного това рища по партии из Швабии: «Если Вы не прекратите вы ражаться на швабский манер и не начнете говорить на разумном литературном немецком языке». — И тут он взлелеял мысль о мщении - «denn so fangt wi an, platt to snacken, un denn schast du sehn: Du versteihst keen Wo-ort!»(dann fangen wir an, plattdeutsch zu reden, und dann wirst du sehen: Du verstehst kein Wort! - тогда мы начнем говорить на нижненемецком диалекте и увидишь: не пой мешь ни единого слова!).

Ораторам желательно добиваться понимания. Буш описал в «Повествователе Клякселе» это следующим образом:

Как весело из шлюза рта, бывает, Парусники мыслей выплывают, При попутном ветре добром Правят вдаль по гулким волнам К головам людей, к гаваням ушей, (Хоть порою, сидя в ряд, эти люди … крепко спят).

1.1.3 Упражнение в речи


«Легкая и трудная победа: один добивается шутя, дру гой — напряженным трудом, нажимая так, что у него го лова раскалывается», — повторим мы вслед за Вильгель мом Бушем. Так же обстоит дело и с речью: то, что одно му дается тяжело, другому легко. Старое изречение гла сит: «Poeta nascitur, orator fit(Поэтом рождаются, ора тором становятся»). До известной степени ораторское ис кусство можно постичь самостоятельно. Лучше всего, если упражнения в речи проводят в кругу друзей или слу шателей одного курса; в этом случае возможны взаимо контроль и взаимопомощь. Уже Квинтилиан (примерно 30—96 г. н. э.) заметил, что ораторское искусство требу ет напряженной работы, необыкновенного усердия, раз­нообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления.

Систематические упражнения по формированию речи должны выполняться достаточно долго, например — каж дую неделю в течение полугода.

Ниже я обобщил десять основных положений, кото рые, как показал опыт, приводят к свободному выраже нию мысли. Дело в разумном поэтапном продвижении к заданной цели, начиная с простых упражнений и посте пенно расширяя сферу речевых навыков. Каждое из этих обязательных упражнений нужно выполнять минимум двадцать или тридцать раз.

1. Чтение текста.

Громко читайте вслух (например, газетную статью) , бросая время от времени взгляды на воображаемых слу шателей. Добивайтесь с помощью контакта глаз с вооб ражаемой публикой ощущения свободной речи. При этом Вы систематически мгновенно читаете, забегая вперед, небольшие отрывки и сохраняете их в памяти. Это луч шее упражнение для подготовки речевого мышления, при котором мысли немного опережают слова.



2. Передача смысла.

Прочтите отрывок, содержащий примерно от двух до пяти предложений и затем перескажите его, а именно:

по возможности дословно (старайтесь запомнить детали!) или собственными словами (самостоятельно формируй те речь).

3. Речевое мышление.

К свободной речи приводит ни чтение статей, ни за учивание их наизусть, а лишь постоянное упражнение по формированию речи на основе конспекта ключевых слов и речевого мышления.

Термином «речевое мышление» мы обозначаем тес ную связь мышления и речи: мышление во время речи и речь во время мышления. Практически это означает, что существенная часть замысла (его мысленная опора) пред ставлена с помощью ключевого слова или ряда ключе вых слов (ключевое предложение).

Ключевое слово дает мне мыслительный импульс, и это побуждает меня раскрыть мысль формируя речь.

Поясним это на примере: Демосфен — величайший оратор древности,требовал от греческих племен, чтобы они были едины в борьбе против царя Филиппа.

Это предложение с помощью ключевых слов можно было бы представить так: Демосфен — величайший ора тор древности — требовал от греческих племен единства против царя Филиппа. Эти ключевые слова являются кар касом, вокруг которого группируются остальные слова.



Упражнения для ораторов в речевом мышлении заклю чаются в том, чтобы вновь и вновь выявлять ключевые слова.

Швайнсберг говорит « о свободной подвижности вокруг неподвижных точек».

Перефразирование слов, сопряженных с ключевыми, можно выполнить, например, так: Демосфен, как известно, был величайшим оратором Древней Греции. Вновь и вновь призывал он греческие племена быть едиными, потому что только так они могли выстоять в борьбе про тив царя Филиппа. Или: Величайший оратор древности Демосфен вновь и вновь требовал от греческих племен: «Будьте едины, если вы начинаете великую борьбу про тив могущественного царя Филлиппа».

Вообще много возможностей для оформления этого небольшого каркаса, если пользоваться концепцией клю чевых слов. Оратор не цепляется намертво за имеющую ся фразу, напротив, он ту же самую мысль формулирует опять и опять, но по-новому. Оратор, пока говорит, уже успевает пробежать глазами следующее ближайшее клю чевое слово и за короткое время запомнить его. «Следу ющее предложение может быть для предшествующего «милее брата». Следующее предложение всегда является проблемой текущей минуты» (Науман).

Описанное третье основное положение создает пред посылку для дальнейшей работы. Эту работу можно про водить не очень часто. Эффективно дополнительное упражнение — оно состоит в следующем: начало предложения записывают, а затем заканчивают в свободной сло весной форме.

Здесь я хочу заметить, что громкая речь имеет боль шое значение для уяснения наших представлений. Всем ораторам рекомендуем читать сочинение немецкого писателя Генриха фон Клейста (1777 - 1811) «О посте пенной подготовке мыслей во время речи». Клейст пре образует французскую поговорку «l'appetit vient en man-geant» (Аппетит приходит во время еды) в «l'idee vient en parlant» (Мысли приходят во время речи). (Сочинение Клейста является ключевым для главы о подготовке до­кумента к записи, см. 2. 2. 2).



Мы усиливаем наши языковые возможности также с помощью определения (дефиниции) понятий. Дефиниция определяет понятия, вырабатывает стиль выражения, сочетающий широкий охват с выразитель- у стью. (Что такое: дом - государство - демократия и т. например, что такое глобус? Глобус - это вращающий- полый шар, раскрашенный в разные цвета; с помощью градусов широты и долготы дает наглядное представле ние о земной поверхности).

Определение дефиниции дает Генрих Лансберг, когда пишет: «Дефиниция есть перифраза (описание) значения слова с целью отграничения объема значения этого сло ва от возможных синонимов (похожих слов).» Упражне- ние в разработке определений очень важно для оратора. Он должен уметь быстро и точно постигать суть явления, предмета, если в дискуссии ему будет предложено дать разъяснение какого-нибудь предмета или слова (напри мер: что, собственно, Вы понимаете под конъюнктурой?) Это совсем не так легко, как полагают. Тот, например, кто определит человека как «бесперое двуногое», уловит только часть сущности, но не суть человека. Этим опре делением он уподобит человека ощипанной курице, кен гуру и мыши, прыгающей в горшке.



Умение определить и выразить суть явления — цель обучения риторике.

4. Рассказ

Попытайтесь образно, увлекательно рассказать о все возможных случаях, анекдоты, короткие истории, путе вые заметки и т. д.

Возьмите, например, рассказы Германа Гесса (в сборни ке «Авторский вечер») и другие произведения малых форм. Превосходно подходят сюжеты Лессинга. Не успокаивай тесь, пока действительно не воспроизведете фабулу.

Хорошее упражнение на концентрацию внимания: сделайте обзор дня. Расскажите в течение пяти минут о наиболее существенных итогах Вашего дня. При этом об ратите внимание на спокойную, плавную манеру речи.



Для рассказа о прошедших событиях Эдгар Нейс дает несколько обобщающих указаний, которые заслуживают нашего внимания:

  • В рассказах о прошлом рассказчик исходит из пе режитого им самим.

  • Рассказывать следует свежо, непринужденно и ес тественно.

  • При этом рассказчик использует разговорную лек сику.

  • Чаще всего рассказ ведется в прошедшем времени, лишь в острых ситуациях рассказчик выбирает на стоящее время.

  • Рассказчик обращается непосредственно к своим слушателям.

  • Если рассказ длинный, рассказчик мысленно разра ботает каркас плана, благодаря которому упорядо чит свои мысли, придаст повествованию направле ние и цель. При этом рассказчик обращает внима ние на начало, которое должно возбудить в слуша теле напряжение, на кульминационный пункт, в котором напряжение достигает наивысшей точки, и на окончание, позволяющее слушателю ослабить напряжение.

  • Естественно, рассказчику необходимо хорошо знать содержание рассказа. Но в момент выступле ния у него наготове собственные устные формули ровки этого содержания. Если же во время выступ ления оратору придут новые мысли, они тут же во площаются в слова. Но эта размышляющая речь, конечно, предполагает определенную зрелость ора тора и технический опыт.

  • На небольшие перерывы и помехи речи, возника ющие во время выступления, лучше всего не обра щать внимания; выступающий делает вид, будто это естественные паузы; слушатели, заметив их, в боль шинстве случаев не различают, пауза это или неожиданная заминка. Позднее позаботьтесь об устра нении этих помех. В век изобилия образов и слов на радио и телевидении почти исчезло искусство рас сказа. Однако намечается определенный «ренессанс» в этой области, многие люди стали с очевидной сим патией относиться к этой личной, а зачастую интим ной форме общения.

5. Деловое сообщение

Готовим извлечение из газетной статьи в виде ключе вых слов и воспроизводим собственными словами с по мощью конспекта ключевых слов содержание статьи (пе рефразирование), лучше всего многократно с различным словесным оформлением.



Заключительные упражнения:

  • Сокращаем статью (сжато вплоть до одного пред ложения!).

  • Расширяем статью, добавляя собственное мнение.

Следует стремиться к плавной речи, но что называет ся не «чересчур отшлифованной». Случайные (!) останов ки, случайные (!) повороты вовсе не искажают правиль ного выражения, но речь приобретает определенную вы разительность и жизненность. Английский министр Антони Идеи во время речи никогда не допускал остано вок. Его речи всегда были бесподобно аккуратными, но также и бесподобно холодными, как сообщает граф Пюклер (газета Deutsche Allgemeine Zeitung, 24 июля 1938).

Но речи Черчилля или Болдуина, произнесенные да леко не так гладко, волновали и увлекали слушателей.


Если Вам удается с помощью конспекта ключевых слов произнести десяток предложений в «полусвободной» речи при ее спокойном, равномерном течении, у Вас оп ределенно прогресс. Обращаем внимание, чтобы пред ложения произносились до самого конца без их пере стройки, без растягивания частей предложения и без пауз Для размышления. Многие ораторы не обеспечивают правильного течения речи. Они сжимают отдельные части предложения в блоках слов (произносимых быстро) и делают между ними неоправданные паузы.



  • Вновь и вновь упражняйтесь в произнесении речей эк спромтом.

Рассмотрите картину, опишите событие, изображен ное на ней. Внимательно разглядите детали и их взаимос вязи. Выразительно расскажите о представленных в кар тине образах, дайте меткие сравнения.

Рекомендуем проработать раздел о подготовке, пос троении и произнесении речи. Много указаний дает под раздел о стиле речи, средствах выражения, о вступлении, заключении и помехах речи. Указания быть могут учте ны уже в настоящий момент.



6. Речь, выражающая точку зрения

Сделайте сообщение длительностью от трех до пяти минут на строго определенную тему: профессиональная цель, хобби и т. д.; вначале используйте ключевые слова, а заключение совершенно свободное. Если нет слушате лей, Вы их себе представьте. Повторите эту миниатюр ную речь в различных вариантах: один раз вслух, один раз про себя. Определите Вашу точку зрения на содержа ние передовой статьи в газете: соответствует ли она ис тине? Или Вы придерживаетесь другого мнения? Допол ните приведенные факты, свяжите с другими фактами, сформулируйте Ваш взгляд на проблему и обоснуйте его. Если тема содержит трудные вопросы, поговорите об этом с друзьями; это очень часто приводит к пониманию и углублению прочитанного. Остерегайтесь желать, что бы это первое упражнение в речи прошло блестяще. Наша цель — не красивые обороты речи. Мы обращаем внимание на спокойное, плавное течение речи. Однажды на чатое предложение доводите до конца, даже если вкра лась грамматическая ошибка. Пробуйте Вашу речь снова и снова, подвергая ее как самоконтролю, так и контролю со стороны. Контроль с помощью магнитофона убережет Вас от возможных насмешек.

Постоянно расширяйте свой словарный запас. Поэто му собирайте (в картотеке) подходящие слова и выраже ния, которые услышали или прочли (найденные по не обходимости в словаре). Мы берем на заметку выраже ния, близкие по смыслу. (Не все из найденного обяза тельно должно быть «первосортно».)

Словарный запас помогает в работе: разнообразит речь, с его помощью мы преодолеваем принятый сегод ня шаблонный язык и стандартные выражения.

Прусский фельдмаршал Шверин (1648 - 1757) имел обыкновение предлагать своим офицерам следующее уп ражнение в речи, которому можно последовать и сегод ня: каждый записывал тему короткой речи, записки бро сали в каску. Через минуту каждый импровизировал на тему, которую вытянул. Шверин говорил, что офицер дол жен быстро действовать, быстро и точно говорить, объяс нять и отдавать приказы. Это упражнение совершенствует живость ума, находчивость, способность к выразительной речи и концентрации внимания.

7. Изучение речей ораторов

Постоянно изучайте характерные особенности речи ораторов : во время докладов, произнесения проповедей, проведения дискуссий, радиопередач и т. д.



Каждую речь мы обсуждаем с двух точек зрения:

  • Что сказано: содержание, план, логика, образность, стиль и др; см. последующие пункты.

  • Как сказано: главные характеристики речи (сила го лоса, высота тембра, ударение, темп, плавность, ар тикуляция, жестикуляция и др.).

8. Анализ речи

Напечатанная речь соотносится с произнесенной так же, как консервы со свежим продуктом, и все-таки текст может многому научить (структуре, композиции, стилю и т. д.). Для изучения рекомендуются произносимые пов седневно, а также научные доклады и речи парламента риев с выражением их мнений. Анализируйте эти речи с помощью средств риторики, которые приведены в главе «Структура речи». Многие из этих средств Вы можете со временем включить в Ваш индивидуальный стиль.



9. Дискуссии

После некоторой подготовки наступает время рече вой практики, прежде всего в кругу друзей и знакомых, а позднее и перед общественностью. Кто учится плавать, не обойдется без упражнений на земле; в конце концов, овладев основными приемами, он войдет в воду. Кто хо чет овладеть ораторским искусством, тоже не обойдется теоретическими разъяснениями: придется учиться гово рить и дискутировать. Надо, подобно плаванию, посте пенно овладевать свободной речью: сначала в дружеском кругу или в клубе по интересам, а затем и на заседаниях. В первое время можно ограничиться короткими вопро­сами, но позже следует принимать участие в дискуссии. Если однажды и не получится, спокойно все взвесьте, обязательно участвуйте вновь, не волнуйтесь. У многих при первом общественном выступлении «душа уходила в пят ки» (см. гл. 4, 3, 6 «Помехи произнесению речи»).



10. Речь

Теперь можно перейти к докладу. Вы хорошо сделае те, выбрав для начала именно ту область, которой доста точно овладели. Если проработаете следующий раздел этой книги, Вы получите в свое распоряжение арсенал средств, необходимых для такой большой речи.

В качестве упражнения для деловых сообщений выбра на тема, для которой основным материалом служат ста тистические данные. Мы заимствовали эти сведения из ежегодника ООН, по данным которого годовой прирост населения в период 1958—1963 гг. в различных регионах мира составлял:

Центральная Америка 2, 9%

Южная Америка 2, 8%

Азия 2, 3%

Океания 2,2%

Африка 2,0%

США 1,7%

СССР 1,7%

Европа 0,9%

ФРГ 1,3%


Задание. Подготовьте на основе этих данных деловое сообщение на тему: «Мировой демографический взрыв в 60-е годы.»(Рекомендуется сначала эту задачу выполнить со вершенно самостоятельно, без проработки приведенных ниже предложений и рекомендаций.) Разработайте по данной теме конспект ключевых слов и изложите Ваше сообщение. После этого прочтите, пожалуйста, последу ющие строки и проверьте, есть ли в них рекомендации, способные привести к улучшению сообщения. Надо убе дительно показать слушателям значение и различные ас пекты увеличения народонаселения. Некоторые выводы из приведенных цифровых данных:

  • Маленькое открытие: наибольший процент приро ста населения не в Азии и Африке, а в Централь ной и Южной Америке.

  • Правда, последствия прироста наиболее сказыва ются в многонаселенной Азии.

  • Латинская Америка, Азия, Африка далеко оторва лись от Европы, там приросте 3 раза больше.

  • Сверхдержавы США и СССР находятся на одном уровне.

  • В настоящее время прирост в Европе, в ФРГ превышает средний уровень.

Общий вывод: преобладающий рост цветного населе ния.

Европа вскоре окажется «на грани». Проблемы: регу лирование рождаемости, дефицит продуктов питания, индустриализация, новые могущественные факторы вли яния на прирост населения. (Здесь я показал лишь неко торые. Теперь попытаемся извлечь информацию, проана лизировав структуру населения, причины различного прироста и т. д., чтобы основательнее развить комплекс проблем темы «Прирост населения». Но удовлетворимся представленным материалом, ведь мы ни в коей мере не стремимся отразить сегодняшнюю ситуацию, наша за дача — дать полезный материал для упражнений.).

Сообщение, конечно, не будет настолько впечатляю щим, чтобы приводимые в нем данные остались в памя ти слушателя и побудили к размышлениям, если пред ставленные цифры просто облечь в слова. Мы спраши ваем себя, какие риторические средства можно предложить, чтобы совокупность сведений предстала наглядно и пластично. (Сравни с главой 2. «Техника подготовки»). Возможно, достаточно соблюдать принцип: надо что-то показать, и мы дополняем выступление картой мира. Пользуясь этим методом, можно наглядно показать:


  • Каково увеличение численности населения в на званных регионах.

  • Что разница в приросте существует не только в на правлении Восток - Запад, но что этот демографи ческий фактор в постоянно возрастающей мере действует в направлении Север — Юг (на юге прирост населения больше).

Если нет под рукой карты мира, может помочь график (глава 4. 3. 10 «Наглядные вспомогательные средства»).

1.7 0,9 1,7

США Европа СССР

2.8 2,0 2,3

Лат. Америка Африка Азия

Всегда есть возможность небольшого сообщения к до кладу (глава 3.3.1 «Вступление»).



«Прямая» техника. Сразу вводит в суть дела, напри мер: Ежегодник ООН за 1963 г. дает нам интересные данные о приросте населения во всех регионах мира. Исследования относятся к 1958-1963 гг., т. е. ко времени примерно на четверть века назад. Такое начало возможно, однако.слишком сухо и ма лопривлекательно. При таком способе воздействия у слушателя нет особой причины вслушиваться; он не переведен в состояние напряженного внимания. Техника действий начинающих по подготовке вступ ления. Я размышляю, как уже во вступлении сухие цифры процентов облечь «в плоть и кровь». Я став лю себя на место слушателя. Цифры процентов ему говорят еще очень немного. Но можно повысить действенность с помощью наглядного примера, свя занного с представлениями и жизнью слушателя. Что означает годовой прирост населения, состав­ляющий 1,3%, для Федеративной Республики? Ок ругляя, получаем по меньшей мере более 600 000 жителей в год! Напрашивается сравнение: в Феде ративной Республике это означает прибавление го рода такой величины, как Ганновер или Бремен. Это, кажется, много. Однако в Китае ежегодный прирост числа жителей примерно равен населению ГДР*! За 20 лет Китай, по осторожной оценке, вы растет на величину, равную 20-кратному увеличе нию ГДР! Эти или подобные сравнения использует начинающий, чтобы дать слушателю наглядное представление о порядке величин и одновременно раскрыть идею проблемы, которая связана с демог рафическим взрывом.

Техника побуждения к размышлению. Можно начать с неожиданного вопроса или утверждения. Напри мер, «Дамы и господа, я думаю, Вы будете пораже ны, когда я Вам предложу статистические данные ООН прироста населения по регионам мира. Как

1989 г. рухнула стена, разделявшая Берлин на два сектора, и произо шло объединение ГДР и ФРГ в единое государство.

Вы полагаете, где прирост населения больше все го? Вероятно, Вы полагаете, как и я: в Азии или в Африке. Большая ошибка: это Центральная Аме рика…» и т. д.

Я бы в этом случае решился на сочетание побуж дающих к размышлению мотивов. Рекомендуется на ос нове приводимых фактов идти к решению обсуждаемой проблемы (дефицит питания, регулирование рождаемос ти и т. д.). По мере надобности можно также привлекать новейшие данные ООН и делать соответствующие срав нения. Если личное мнение добавляется к деловому со общению или фигурирует в докладе, то мы констатируем переход от делового сообщения к речи с выражением мне ния. Принято тщательно подчеркивать, что является со общением и что мнением или личной интерпретацией.

Конспект из ключевых слов для сжатого представле ния темы (с помощью карты мира или графика) мог бы выглядеть следующим образом:

(введение):

ФРГ в то время — ежегодно Ганновер или Бремен (1,3%).

Китай - ежегодно - прирастает одна ГДР.

(главная часть):

Ежегодник ООН - 1958-1963 гг.

Неожиданность:

Центральная Америка 2,9% - Южная Америка 2,8%.

Следует: Азия 2,3%, Океания 2,2%, Африка 2,0%.

Последствия — Китай, Индия.

Сравнение: Бразилия - Китай, примерно одинако вые по размеру регионы. Китай — население в 10 раз больше (см. Советский энциклопедический словарь). Показ и сравнение: южная ось Латинская Америка - Африка - Азия.

Северная ось: США 1,7% - Европа 0,9% - СССР 1,7%.

Сверхдержавы на одном уровне.

О Европе:

Проблема: перевес цветного населения.

Напряжение не только по оси Восток — Запад.

Напряжение по оси Север — Юг

(заключение):

Круг проблем.

Регулирование рождаемости.

Обеспечение питанием.

Помощь в развитии.

Индустриализация.

(Возможно: сравнение с сегодняшними данными учета). (Чтобы «обезопасить себя», формулируем заключительное предложение, чаще всего букваль но перед выступлением): решить многообразные проблемы демографического взрыва мирным и справедливым путями — вот что будет в предстоя щие десятилетия важнейшей задачей для всех на родов.

Хотелось бы, чтобы в дальнейшем материалом для упражнений послужило задание из ключевых слов: Расчеты немецкого Совета городов (1986 г.): число жителей ФРГ до 2000 г. примерно на одном уров не, затем быстро сокращается; в 2030 г. оно соста вит всего лишь около 45,7 млн. человек. Растущее число престарелых — падение рождаемости. Динамика изменения: 1950 — 1973 гг. с 50,8 до 62,1 млн.

1985 г.-61,1 млн.

2000 г.— предположительно 59 млн.

Миграция жителей из городов. В больших городах 10 лет назад цифра составляла 35,5%, сегодня — 32,8%. В будущем увеличится число занятых домашним хо зяйством: сегодня это 25 млн., через 15 лет - около 27 млн. человек. г

Растет потребность в небольших квартирах:

1985 г.-24% для лиц до 20 лет

2030 г. - 17% для лиц до 20 лет

1985 г. — 20% для лиц старше 60 лет

2030 г. — 33% для лиц старше 60 лет. С помощью этого скупого перечня данных, образующий каркас выступления, можно, используя средства ритори ки, сформулировать впечатляющее деловое сообщение.

1.1.4 Тренировка памяти


«Память — сокровищница красноречия», — писал Квинтилиан, обобщивший в двенадцати книгах своего труда «Institutio oratoria» (Формирование красноречия) все лучшее, что создано античной риторикой.

  • Поэтому совет: каждый, желающий стать оратором, должен тренировать свою память. Возьмите за прави ло ежедневно выполнять определенное задание: заучи вать стихотворение или газетную статью, и т. д.

Не требуется походить на Цезаря, который знал каждого солдата по имени, а также Фокса, английского государственного секретаря, который сказал, что сможет на память воспроизвести Библию, если вдруг утратятся все ее экземпляры. Вольфрам фон Эшенбах знал наизусть 80000 стихов своего Парсифаля. Современному оратору не нужно заучивать книги или быть ходячей энциклопе дией, но очень полезно, если у него будет хорошая па мять и с ее помощью в его распоряжении нужные зна ния. Прежде всего он должен обладать памятью, кото рую наука называет направленной. Факты, цитаты, со-бственные мысли и т. д. можно, не откладывая, записы вать, разгружая при этом свою память. Но вопросы типа следующих относятся к способности направленной па мяти: Где я найду специальную литературу? Где я слы шал такое же утверждение? Какого мнения был Майер три года назад? и т. д. Для дискуссии и переговоров хо рошо функционирующая память еще более необходима,

чем для выступления. В этой ситуации нужно уметь мгно венно черпать из запасника. Знание современного сос тояния дел, деталей и взаимосвязей часто решают вопрос в Вашу пользу. Уинстнон Черчилль подал в отставку, ког да не смог вспомнить повестки дня последнего заседа ния кабинета министров. Он полагал, что правительство Великобритании не может возглавлять человек с нару шенной памятью. Благодаря средствам массовой инфор мации мы прямо-таки захлебываемся этой информацией. Это приводит к торможению процесса ее переработки разумом. Сплошь и рядом мы замечаем лишь лежащее на поверхности. Кто в состоянии в конце «дневного обоз рения» хотя бы назвать все важнейшие сообщения? Ем­кость нашей памяти ограничена, но мы также очень ред ко используем память систематически. «Все жалуются на свою память, однако, никто не жалуется на свой разум», - ехидно заметил Ларошфуко. Сегодня мы слишком пре небрегаем укреплением памяти, даже в школе.

Иные педагоги высокомерно относятся к так называ емому «тупому заучиванию наизусть.» Настоящая трени ровка памяти ни в коей мере не является механической зубрежкой, осуждаемой с полным правом. «В высшей сте пени примечательно, — сказал исследователь памяти Мюллер-Фрайенфельс, — большинство людей так неохот но соглашается с тем, что у них слаб разум, и так уверен но говорят о своей плохой памяти.» Да, они оправдыва ют даже недостаточный интеллект и многое другое своей плохой памятью.

С памятью обращаются так, будто она не принадле жит ему самому. Память — особый дар, обладание кото рым желательно, однако сам человек не отвечает за его недостаток.

Говорят, механическое заучивание наизусть — не про думанное освоение материала и слабо закрепляется на по верхности памяти.

Как же подчинить себе память? Опыт показывает, что укрепление памяти достигается прежде всего комплекс ным воздействием трех составляющих:



  • концентрации (повышения способности к воспри ятию);

  • создания ассоциаций (мостиков памяти);

  • повторения.

Концентрация обусловлена тремя факторами:

  • степенью интереса и способностью к концентрации; побочными соображениями;

  • способностью отключаться от окружающих собы тий.

«Хорошую память имеет тот, кто способен сконцен трироваться и дать время впечатлениям, которые он пол агает драгоценными, пустить корни в душу» (Мюллер— Фрайенфельс).

Степень симпатии к оратору — предмет обоюдного ре шения. Тот, кто занимается делом с радостью, запоми нает легче. Разве не наблюдают у людей с мнимо плохой памятью проявление необычайно крепкой памяти, ког да речь идет о слабостях ближних? Промахи других они помнят спустя десятилетия, как будто все случилось толь ко сегодня. Отсюда вывод: что действительно интерес но, легко запоминается. При недостаточном интересе прилагается больше усилий, чтобы сконцентрироваться.

Но для оратора важна короткая память. Термином кратковременная оперативная память в кибернетике на зывают способность человеческого мозга сохранять ин формацию в течение короткого времени. Эта кратковре менная память важна, например, чтобы оратор во время речи, пробежав глазами ближайшие ключевые слова, су мел их запомнить и затем при «контакте глаз» со слуша телями развить в формулировки. Каждому нужно устано вить, какой вид упражнений подходит ему лучше всего.

Один обладает моторной памятью, как Наполеон, че ловек, возможно, с наилучшей в свое время памятью на имена: он трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и помнил это имя. Человеку, настроенно му на акустическую память, рекомендуется заучивать вслух: ему нужно слышать то, что он учит. Опорой памя ти для людей, настроенных на визуальное восприятие, служит, например, обдуманное расположение ключевых слов (подчеркивание, раскрашивание, а также рисунки, усиление памяти с помощью схем).

Прежде всего решите, к какому типу Вы можете от нести себя; настойчиво и не жалея времени рассмотрите и обдумайте, что хотите выучить. У «плохой памяти» часто лишь одна причина: поверхностное, небрежное знаком ство с материалом для заучивания. Лучше по мере надо бности выучить меньше, но это малое выучить основа тельно.

«Наш разум есть ничто иное, как ассоциативная ма шина», — сказал однажды американский психолог Джеймс. Вывод для оратора: создавайте себе «мостики памяти». Установив ход своих мыслей, запомните ассо циативно ключевые слова и ключевые предложения с помощью образных связей (психологический закон ло кальной ассоциации): соедините, например, каждое клю чевое слово с какой-либо яркой приметой отрезка пути (отель, почта, вокзал, мост, школа, памятник и т. д.). Это простейшая форма «мостика памяти». Всегда решающее значение имеет присоединение заучиваемого материала к глубоко закрепленному в памяти. Память действует луч ше всего, если новые факты удается соединить с личны ми чувствами, т. е. каким-либо образом способствовать развитию ощущения (Барток умер в США). Год смерти композитора (1945) запоминается легче, если заметить, что это год окончания войны (это твердое знание!). Бар-ток эмигрировал как противник фашизма и из-за тягот военного времени в Европе (инициация ощущения).

Вряд ли что-нибудь забывается целиком! «Следы» ос таются от всего выученного. Собственно, следует гово рить не как мне запомнить, а как мне не забыть.

«Die Wiederholung» — повторение (так называется то, что, пропав однажды, «wieder» — снова «holen» — прино сится — на свое место).

Повторение необходимо как средство, обеспечиваю щее запоминание, но оно не должно применяться меха нически. Три практических совета.


  • Чтение вслух способствует лучшему усвоению мате- риала (т. к. соединяет зрение и слух). Для повторе ния возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую Вам нужно ос новательно запомнить.

  • При повторении делайте перерывы (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать мате риал в течение двух дней по часу в день, чем в тече ние двух часов в один день, потому что во время пе рерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти. Эксперименталь ная психология (по Эббингхаузу и др.) показала, что часть заучиваемого материала забывается очень быстро, но затем забывание идет медленнее. Вывод: повторение начинайте раньше. И подумайте еще об одном: «Многие люди имеют плохую память только от того, что загружают свою память информа- цией в неподходящее время, когда утомлены» (Мюллер— Фрайенфельс).

  • Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо за поминается, гораздо лучше помнятся знания, ко торые объединяются новыми и новыми связями. Мы связываем различные предметные области меж ду собой всюду, где они соприкасаются.

Что нужно оратору в отношении памяти? Конечно, не дословно заучивать всю речь (самое большее — начало и конец), но хорошо помнить основу, составленную из ключевых слов, и подробнейшим образом — причинные связи и контуры замысла. Если речь тупо заучена наизусть, то постоянно грозит опасность, что даже неболь шое волнение оборвет нить рассказа. Кроме того, глад кую речь не прорвут острые мысли, благодаря которым речь - событие дня.

Тайна человеческой памяти еще не раскрыта. Многое неясно относительно центра памяти, ее сохранения и фе номена забывания. Софист Горгий обещал Периклу, что научит его искусству запоминания. Но тот ответил, что больше желал бы овладеть другим искусством: забывать то, что не хочешь помнить». И об этом (часто таком необ ходимом!) искусстве Горгий знал так же мало, как и мы сегодня.


1.2 Предварительные положения

1.2.1 Главное о речи


Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний. С помощью речи человек контактирует с дру гими людьми, выбираясь из глухого одиночества. Каж дая речь обращена к разуму, чувству и желанию слуша телей.

«Речь — воплощенное в слове действие воли. Разум < дает мышлению ясность и остроту, чувство увлекает во- одушевлением и в сочетании с волей вызывает действие, i подобное вызванному внушением» (Веллер).

«Речь есть творческое выражение, зависимое от реаль ной личности и надличностного содержания» (Дессуар).

«Речь, с точки зрения содержания, является подготов ленной и разделенной на части, но перед слушателями предстает свободно сформированным устным сообщени ем» (Веллер).

Безусловной предпосылкой публичного выступления является полное овладение речевым материалом. Уметь хорошо говорить — это достигать речевыми средствами поставленной цели. Основная проблема риторики: как эффективнее высказать мысли? Каждая речь в своей основе имеет лишь выбор фактов и мыслей, которые приве дут к определенному итогу.

Талейран, как обычно, попал в точку, сказав, что хо рошо говорить — это сказать то, что необходимо; сказать только то, что необходимо; сказать это безошибочно и вовремя.

«Невозможно слишком много размышлять о речи. Она, как ничто другое, доказала, что в жизни человека является могучей силой» (Дессуар). К примеру, полагают, что не только великие революции, но и многие религиоз ные движения начинались с речи. В государствах с парла ментской формой правления речи и дискуссии имеют особенно большое значение. «Парламентское государ ственное правление представляет тот вид правления, при котором речь является двигателем и важнейшей формой управляющей деятельности. «Парламентское правление есть Government by talking (управление с помощью обсуж дения): так кратко и внятно выразил это один английский политик» (Йозеф Редлих). В парламенте, если проблемы не подвергаются серьезному обсуждению, партии опуска ются до механического кивания головами по фракциям. Демократический парламент в этом случае рискует стать машиной для принятия решений, определенных волей одного человека или небольшой группы людей.

Воздействие речи важно не только в высоких поли тических сферах, но и в жизни каждого человека. Кто может говорить предметно, энергично и убедительно, у. того ключ к плодотворному человеческому общению, а также к профессиональному успеху. Часто достаточно-самостоятельно рассмотреть простые основы риторики, чтобы понять и исправить недостатки своей речи. Наша речь, например, не имеет хорошей структуры, произно сится монотонно, неубедительна, суха и скучна.

Только речь выделяет человека среди других живых существ, определил еще Лютер: «Животные превосходят человека иными способностями, некоторые зрением, не-

которые слухом, некоторые обонянием, но ни одно из них не обладает способностью говорить».


1.2.2 Ответственность оратора — опасности риторики


Искусство речи может служить добру, злу; истине, и лжи. Дар речи — опасное оружие, которым, к сожалению, злоупотребляют. По сути есть лишь три способа добить ся чего-либо от другого человека: принудить, уговорить и убедить. Как правило, законен лишь последний спо соб.

При всем техническом совершенстве любая настоящая речь требует этической предпосылки, — сознательной от­ветственности говорящего. Суть любой речи—в ее функци ональном назначении: служить людям. Никому не позволе но думать, что его речь всегда и полностью удовлетворяет этому условию. И тот, кто пренебрегает таким условием, становится демагогом, и никогда не будет оратором в под линном смысле.

В античные времена, а также в позднее время в рито рической традиции существовал идеал vir-bonus (добро детельного мужа), который требовал От оратора таких качеств, как порядочность, высокая нравственность, правдивость и добродетель. Предпосылкой хорошей, убе дительной речи является выступление добропорядочно го, высоконравственного человека, — считают Герт Уединг и Бернд Штейнбринк в своей книге «Основы ри торики», 1986. с. 184)*, разработанной на основе дан ных науки и в значительной степени базирующейся на по ложениях античной риторики. Не является ли это пред ставление идеальным, не всегда согласованным с тео рией, тем более с реальностью в риторике? Слова «до бропорядочный, поступающий нравственно человек» по нимаются в разные времена, разными людьми совершен-

Ueding G., Steinbrink В., Grundrissder Rhetorik. Geschichte. Technik, Met-hode. Stuttgart, 1986.

но по-разному, и иные ученые античных времен, ни в коем случае не являются, безусловно, порядочными с на шей точки зрения.

Даже в античные времена ораторское искусство не считалось бесспорно порядочным. В «Горгии» Платона риторика ставится на одну ступень с искусством укра шения или кулинарией, поскольку и то, и другое ловко используется для лести. Резкое осуждение риторики, осо бенно позднеантичной, находим у Гигона: «Триумф ри торики заключается в том, чтобы плохие дела предста вить добрыми и явного преступника искусно задрапиро вать под невинного. Юридические соображения остают ся при этом на заднем плане. Все иногда направлено с привлекающей циничностью на психологическое воздей ствие на слушателя. XIX век пережил шок, когда обнару жил до какой степени прав был Платон, утверждая, что ораторы заботятся не об истине, а главным образом толь ко о воздействии на публику. Это справедливо даже для величайшего из них, например Демосфена, который сво бодно манипулировал фактами по своему усмотрению. Многие критикуют искусство речи, но они видят только одну его сторону - негативную и потому не правы. Не доверие глубоко укоренилось у Канта: «Речь - коварное искусство, которым люди в важных делах пользуются как стенобитной машиной, умело придвигая к мнению и ко торое — если подумать о нем спокойно и предметно — до лжно потерять всю свою важность…»

Еще резче судит Томас Карлейль: «Искусство речи будоражит воображение. Бедняки, слушающие народно го витию, думают, что это голос Космоса. Но это всего лишь мундштук Хаоса». В одном из своих страстных пам флетов Карлейль даже восклицает: Искусство речи «явля ется для нас древнейшей фабрикой зла - так сказать мас терской, где все дьявольские изделия, пребывающие в обращении под солнцем, получают последнюю шлифов ку и последнюю полировку».

Подобно Карлейлю, проводит сравнение его соотечественник Редьярд Киплинг: «Слова действитель но являются сильнейшим из наркотиков, применяемых человечеством». Метафора «Шея» применена Верленом, когда тот в поэтическом ригоризме* требует: «Prends l'elo-quence et tords lui le col» — «Возьми красноречие и сверни ему шею»!

Подобные высказывания станут понятны и нам, если рассмотрим в недавнем прошлом, например, фашистский национал-социализм, идеология которого распространя лась в народе демагогическим способом, прежде всего Гитлером и Геббельсом. Подкрепляя своеобразным наци онал-фашистским воодушевлением свою манеру говорить нараспев, Геббельс воздействовал еще более изощренно и рафинированно, чем сам Гитлер. Г. Гейбер, например, вы разил это следующим образом: «Геббельс технически на иболее совершенный оратор из употреблявших немецкий язык. Едва ли можно представить… более сильное воздей ствие. Ему удавалось, например, в кругу друзей убедитель но защитить четыре различных мнения об одном и том же деле. При этом он оперировал странной смесью холодно го интеллекта, полуправды, фантазии, софистических фальсификаций и эмоциональных обращений. Стиль его речи, при всей резкости и выразительности,был понятен любому. Во время выступления Геббельс постоянно осу ществлял холодный контроль и зорко наблюдал за слу шателями, точно выражая их неясные ощущения. Его эф фекты и остроты были тщательно спланированы, заранее зафиксированы за письменным столом в ходе работы, на поминающей масштабы генерального штаба». (Так это было, например, с его пресловуто знаменитой речью во Дворце спорта в феврале 1943г.).

Нужно видеть опасности риторики. Нельзя отказать ся от тренировки своих мускулов только потому, что мож-

Ригоризм - строгое соблюдение каких-либо принципов, правил в во просах нравственности.

но ударить ближнего. Так же нельзя отказываться от улуч шения речи только потому, что возможны злоупотребле ния. Как видите,



  • мы вновь и вновь самокритично переосмысляем поря дочность наших взглядов и основательность нашего знания и восприятия.

Скверная вещь — болтливость идеологических вирту озов: она ведет к лживым бредням. Оратор остерегается лжи, полуправды, введения в заблуждение, преувеличе ния и смещения акцентов. Он остерегается и оберегает своих слушателей от болтовни, демагогических уловок и уверток, от звонких фраз. Мы не делаем необоснован ных высказываний, напротив, мы подтверждаем то, что говорим — по возможности недвусмысленно и с помощью убедительных доказательств. Подумайте: любая истина должна быть к месту. Бенджамин Франклин заметил: «Если подвернется нога, ты быстро оправишься, если подвернется слово, ты не оправдаешься никогда».

Конфуций сказал однажды: «Кто много стреляет, еще не стрелок, кто много говорит, еще не оратор».

Один болтливый юноша попросил Сократа дать ему наставление в риторике. Тот потребовал с него двойную плату. На удивленный вопрос юноши учитель ответил: «Ведь я могу научить тебя двум вещам: искусству речи и искусству молчания». Сократ спокойно мог требовать тройной платы, потому что мог научить еще одному ис кусству — умению слушать. (По этому поводу диагноз В. Буша гласит: «Оратор делает людям хорошее, если те де лают это сами».)

В Вартбурге* есть изречение: «Умно говорить зачас тую трудно, однако умно молчать намного труднее». По литический писатель Лец в 1957 г. написал: «В начале было слово — в конце фраза». К сожалению, слишком час то это оказывается верным.

* Вартбург (Wartburg) - замок XII в. близ г. Эйзенах в ФРГ.

Адольф Дамашке* пишет: «Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мель ница речи перемалывает зерно, или она трещит так гром ко лишь оттого, что внутри пусто».

Ораторы выступают в роли посредника между предме том речи и слушателями. К обеим сторонам они должны относиться правильно, поэтому настраиваются одновре менно и на предмет речи, и на слушателей. Одна француз ская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь го лову, а не только глотку!» Уединг и Штейнбринк в 1986 г. осудили современную «популярную риторику». По их мне нию, концепция, лежащая в основе популярной ритори ки, упрощает содержание риторического образования и снижает этические требования.

Они приводят примеры умышленной дезинформации и введения слушателей в заблуждение, однако такой взгляд на популярную риторику недопустим и встречает только возражение. Проблема порядочности в риторике, конечно, должна стоять перед каждым оратором.


1.2.3 Цели речи — формы речи


Что вы хотите сказать своим слушателям: разъяснить им положение вещей (в научном докладе, сообщении, рас сказе о деловой поездке и т. д.), побудить к действию (в по литической речи, например) или то и другое вместе? В дру гих обстоятельствах произнести праздничную речь, привет ствие и т. д. Вы хотите в вашей речи уловить и усилить об щее чувство, выражающее настроение всех собравшихся. В другой раз Вы хотите рассказать о пережитом лично Вами. Рассказывая об этом, Вы позволяете слушателям стать уча стниками происшедших с Вами событий.

В соответствии с этим мы различаем четыре основ ных типа речи:

* Damaschke A. Geschicte der Redekunst. Jena, 1921.

Предметный доклад (разъяснение положения дел с выражением преимущества в понимании). Речь с выражением мнения или убеждающая речь. У Вас есть цель действий; она не позволяет Вам ос таться в строгих границах логики, но обращается к чувству и знанию слушателей. Ваша речь насыще на придаточными предложениями цели типа «сле довательно, нужно сделать то-то и то-то». Особыми формами речей с выражением мнения яв ляются дискуссии и дебаты, которые подробно рас­смотрены в книге «Школа дебатов»*. Речь по поводу, с учетом ситуации перед реально собравшимися (приветственная речь, праздничная речь, благодарственная речь и т. д.). Рассказ (например, сообщение о пережитом). В рас сказе различные формы речи переплетаются друг с другом.

' Lemmermann H. Schule der Debatte. Munchen, 1986


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • Предисловие к переработанному изданию (1986)
  • 1. Вводные упражнения — вводные положения
  • 1.1.3 Упражнение в речи
  • 1.1.4 Тренировка памяти
  • 1.2 Предварительные положения
  • 1.2.2 Ответственность оратора — опасности риторики
  • 1.2.3 Цели речи — формы речи