Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекция «Международное сотрудничество как основа для антитеррористической деятельности» 4 2




страница1/6
Дата10.03.2017
Размер1.15 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Материалы лекций (опорных тезисов) для работы индивидуальных пропагандистов

Ростов-на-Дону 2010





Содержание










Стр.

1.

Лекция «Международное сотрудничество как основа для антитеррористической деятельности»

4

2.

Лекция «Позитивная и негативная роль СМИ в формировании образа террориста у молодого поколения»

31

3.

Лекция «Понятие информационной безопасности и основное содержание угроз информационной безопасности России»

46

4.

Лекция «Проблемы информационной безопасности в период распространения информационных войн»

63

5.

Лекция «Особенности влияния материалов экстремисткой и террористической направленности на молодежную аудиторию: экспертиза информации и способы противодействия»

87


1. Лекция «Международное сотрудничество как основа для антитеррористической деятельности»

Целевая группа: руководители среднего и низшего звена региональных органов власти, органов местного самоуправления и аппарата АТК

План:


Рекомендуемая литература по проблеме: 22

Приложение 26



2. Нормативно-правовая база Российской Федерации в сфере противодействия терроризму.

3. Международное сотрудничество – краткая характеристика международных организаций.

4. Международный банк данных.

5. Дальнейшие перспективы.

Вопросы для дискуссионного обсуждения

Список использованной литературы

Рекомендуемая литература по проблеме

Печатные издания

Электронные издания

Приложение (Словарь терминов)



Терроризм: истоки, виды, стратегии борьбы
В начале третьего тысячелетия мировое сообщество лицом к лицу столкнулось с террористической угрозой. И, хотя терроризм не является новообразованием конца ХIХ – ХХI веков, его истоки можно проследить еще в древнем мире (иудейская секта сикариев) и в средние века (секта Хашашаинов). В настоящее время он стал всеохватывающим явлением. Можно сказать, что современный мир шагнул не только в эпоху глобализации, но и в эпоху тотального противодействия терроризму.

Однако на сегодняшний день не существует общепринятого юридического определения терроризма. В Кодексе законов США, титул 22 раздел 2656 ф(д) он квалифицируется как «предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества». В российском праве терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий» [11, ст.3 п. 1].

Существует несколько классификаций видов терроризма в зависимости от выделяемого критерия.

Так, по характеру субъекта террористической деятельности терроризм делится на [8]:



  • неорганизованный, или индивидуальный (терроризм одиночек) – в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

  • организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Данный вид терроризма является наиболее распространенным в современном мире.

По адресату террористического акта говорят о [8]:

  • терроризме оппозиционеров по отношению к власти и терроризме самих властей, государственном терроризме, терроризме как направлении государственной политики;

  • терроризме индивидуальном, при котором адресатами терактов являются конкретные лица в силу их личных действий или принадлежности к определенной группе или организации (русские цари и государственные сановники; Анвар Садат, Индира Ганди) и терроризме массовом, или слепом, в отношении случайных людей (взрывы в Оклахоме, Москве, Волгодонске);

  • уголовном терроризме.

В зависимости от целей выделяют следующие виды терроризма [8]:

  • националистический – преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

  • религиозный – может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм);

  • идеологически заданный, социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме (анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.). Этот вид терроризма также называют революционным.

Современный международный терроризм имеет разнообразные формы: это необъявленные войны и экспорт революций и контрреволюций, массовые взрывы и политические убийства, захват самолетов и кораблей, государственных учреждений, посольств и общественных и образовательных учреждений, похищения, избиения и издевательства, ограбления банков, ювелирных магазинов и многое другое [3].

Среди наиболее часто используемых стратегий борьбы с терроризмом выделяют следующие [8]:



  • стратегия, допускающая частичные уступки требованиям террористов – выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание лидеров террористов равноправными партнерами по переговорам и т.д.);

  • стратегия, нацеленная на безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.

  • Нормативно-правовая база Российской Федерации
    в сфере противодействия терроризму


Правительство Российской Федерации выработало ряд нормативно-правовых актов, определяющих политику нашего государства в сфере противодействия терроризму.

К основным документам относятся:



  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Глава 24. Преступления против общественной безопасности. Статья 205 [9];

  • Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 02.08.2006) [10];

  • Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утвержденное Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116) (с изменениями от 02.08.2006) [4];

  • Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [11];

  • Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.) [5];

  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [2].

В частности, в Разделе 2 пункт 5 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации говорится: «Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

В Разделе 2 пункт 12 указывается, что «Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

а) предупреждение (профилактика) терроризма;

б) борьба с терроризмом;

в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма» [2].

В Российской Федерации создается система противодействия терроризму [6], на федеральном уровне она представлена Национальным антитеррористическим комитетом [7].

3. Международное сотрудничество – краткая характеристика международных организаций

В современных условиях глобализации мировых процессов практика показывает, что разрозненные действия отдельных стран не достаточны для эффективного противостояния терроризму. Сегодня терроризм не является проблемой отдельно взятого региона или страны, а превратился в одну из наиболее острых проблем, существенно подрывающую внутриполитическое и социально-экономическое развитие ряда государств мира, реально угрожающую их национальной безопасности. Осознание опасности распространения международного терроризма и возможности перенесения порожденных им вооруженных конфликтов на территории других государств поставило мировое сообщество перед необходимостью создания международной системы борьбы с данным видом преступной деятельности. Оценивая состояние и угрозу расширения терроризма на ближайшее будущее, мировое сообщество едино во мнении, что эффективность борьбы с этим явлением зависит не только от мер, которые принимаются на уровне национальных спецслужб, правоохранительных органов, других учреждений и организаций, на которые возложены задачи борьбы с терроризмом, но и от координации политики и сотрудничества государств на многосторонней основе, в том числе в рамках международных организаций, институтов и форумов, вырабатывающих общие подходы к этой проблеме.



В большинстве стран созданы собственные специальные контртеррористические структуры [1], представленные в Таблице 1:

Таблица 1. Контртеррористические структуры зарубежных стран


Страна

Структура

Адрес

Цели и задачи

Австрийская Республика

Федеральное ведомство по защите конституции и борьбы с терроризмом (BVT)

http://www.bmi.gv.at/

Борьба с деятельностью иностранных разведок, террористическими проявлениями, экстремизмом, организованной преступностью, незаконной миграцией.

Группа антитеррора «Cobra»

  • борьба с терроризмом и организованной преступностью;

  • освобождение заложников, аресты, связанные с большим риском, борьба с похищениями людей;

  • защита и охрана важных персон;

  • антитеррористическое сопровождение полетов;

  • участие в программе защиты свидетелей;

  • обеспечение охраны австрийских представительств за границей.

Республика Беларусь

Антитеррористический центр (АТЦ) КГБ




  • организацию и координацию деятельности подразделений органов государственной безопасности в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, вскрытию и устранению причин и условий, способствующих их подготовке и реализации;

  • обеспечение взаимодействия с субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, а также с другими государственными органами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции;

  • обеспечение деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, участие в ведении переговоров с террористами;

  • установление и поддержание рабочих контактов с АТЦ СНГ, международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Единое полицейское подразделение по борьбе с терроризмом (S015)

www.security.homeoffice.gov.uk/,

www.mi5.gov.uk/output/terrorism.html

Основной замысел – объединить ресурсы всех служб и подразделений полиции, задействованных в борьбе с терроризмом. Работает в тесном контакте с контрразведкой МИ-5, разведывательными структурами, а также Королевской прокурорской службой.

Контртеррористический научно-технический центр (КНТЦ)

КНТЦ предназначен для технического обеспечения действий вооруженных формирований Министерства обороны и других ведомств по борьбе с терроризмом, и ликвидации последствий терактов.

Комиссия по вопросам безопасности и терроризма (КВБТ)

Решение вопросов общей стратегии по борьбе с терроризмом.

Группа квалифицированных сотрудников Единого антитеррористического подразделения

Организация антитеррористической работы с позиций территориальных органов Скотланд-Ярда, дислоцированных в 32 районах Большого Лондона.

Грузия

Антитеррористический центр МВД

www.police.ge/index.php

  • добывание информации относительно возможных террористических актов против президента Грузии, других высокопоставленных лиц и членов их семей, физических или юридических лиц находящихся под защитой государства или международной защитой;

  • вскрытие подготовки и предотвращение террористических актов политического характера;

  • вскрытие подготовки и предотвращение террористических актов направленных против государственных, стратегических, политических или экономических интересов Грузии;

  • вскрытие активности террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Грузии и пресечение их действий;

  • противодействие международному терроризму и незаконной миграции;

  • проверка возможных контактов и оказание помощи иностранным гражданам принудительно вовлеченным в антигосударственную деятельность и находящихся на территории Грузии в составе террористических организаций;

  • вскрытие и предотвращение фактов незаконного приобретения ядерного, радиоактивного, химического, бактериологического или любого другого вещества, представляющего опасность человеческой жизни и здоровью, а так же их незаконного присвоения с террористической целью.

Королевство Дания

Антитеррористический центр (АТЦ)

http://www.pet.dk/English.aspx

Обобщение информации, имеющей отношение к безопасности страны с точки зрения террористической угрозы.

Государство Израиль

Контртеррористический комитет при Совете национальной безопасности Израиля

www.terrorism-info.org.il/site/home/default.asp

Анализ и обобщение информации о внутренних и внешних угрозах государству.

Королевство Испании

Национальный координационный антитеррористический центр (НКАЦ)

http://www.guardiacivil.org/index.jsp, http://www.mir.es/

Информационно-аналитическое подразделение, призванное в режиме реального времени отслеживать ситуацию в области борьбы с терроризмом, проводить анализ складывающейся обстановки, выявлять и прогнозировать террористические угрозы, своевременно предупреждать о них правительство страны, предоставлять ему предполагаемые сценарии развития событий и давать соответствующие рекомендации для принятия решений.

Респуб-лика Казахстан

Центр антитеррористических программ (ЦАП)

http://www.knb.kz

Содействие информационной, научной, организационной и материально-технической поддержке всех субъектов, участвующих в программах и проектах по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Китай-ская Народная Республика

Министерство общественной безопасности

http://www.gov.cn

Выполняет задачи по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, осуществляет охрану общественного порядка, контролирует каналы въезда-выезда из страны.

Респуб-лика Молдова

Антитеррористический Центр (АТЦ) Службы информации и безопасности (СИБ)

http://www.sis.md

  • техническое координирование мер по предупреждению и борьбе с терроризмом;

  • анализ, хода проведения антитеррористических мероприятий органами власти;

  • оценка факторов риска и террористических угроз национальной безопасности;

  • разработка и введение в действие национальной системы оповещения в случае террористической угрозы;

  • создание и администрирование специализированного банка данных, организаций и лиц, относящихся к международному терроризму, их финансового обеспечения.

Республика Монголия

Координационный совет (КС) по борьбе с терроризмом Главного разведывательного управления (ГРУ)

http://pmis.gov.mn/

Координационная деятельность – на регулярной основе проводятся консультативные встречи, в ходе которых уточняются позиции по интересующим вопросам, вырабатываются направления взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Палестинская Национальная Администрация

Служба общей безопасности

http://www.gcc.gov.ps

Проведение операций против повстанцев и террористов, выявление лиц, сотрудничающих с Израилем.

Португальская Республика

Разведывательная служба безопасности (РСБ)

http://www.sis.pt

Борьба против террористической угрозы и связанных с ней организованной преступности, нелегальной миграции, незаконного оборота наркотиков и оружия, распространения элементов оружия массового поражения (ОМП), а также националистических движений.

Румыния

Антитеррористический оперативный координационный центр (АОКЦ)

www.mai.gov.ro

  • осуществляет координацию специальных мероприятий, путем задействования представителей от учреждений и общественных институтов, входящих в Национальную Систему Противодействия и Борьбы с Терроризмом (НСПБТ);

  • обеспечивает оперативный обмен данными и информацией между министерствами и ведомствами, входящими в НСПБТ, по вопросам деятельности, связанной с противодействием террористический угрозе;

  • осуществляет анализ полученных данных в целях своевременного принятия необходимых мер;

  • организует отслеживание террористической активности и оперативное информирование государственных учреждений и общественных организаций, задействованных в НСПБТ.

Антитеррористическая группа «Acvila» («Орел»)

Выявление и отслеживание фактов использования систем телекоммуникаций и средств связи в интересах обеспечения деятельности террористических организаций и организованных преступных группировок, а также недопущение использования финансовых институтов страны для «отмывания» денежных средств.

Соединенные Штаты Амери-ки

Национальный Контртеррористический центр (НКЦ)

http://www.nctc.gov/about_us/about_nctc.html

  • координация разведывательной аналитики 16 американских спецслужб;

  • обеспечение стратегического планирования и поддержки операций, направленных на предотвращение терактов.

Украина

Антитеррористи-ческий Центр (АТЦ) при Службе Безопасности Украины (СБУ)

http://www.sbu.gov.ua/sbu/control/uk/

Межведомственная координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней, направленная на предупреждение и силовое пресечение террористических актов в отношении государственных деятелей, критических объектов жизнеобеспечения населения, объектов повышенной опасности, актов, угрожающих жизни и здоровью большого количества людей.

Французская Респуб-лика

Центр по координации борьбы с терроризмом (UCLAT)

http://www.interieur.gouv.fr/

Координирующий орган

Национальное управление по борьбе с терроризмом (DNAT)

Задачи идентификации, выявления местонахождения и захвата лиц, совершивших теракты, и их сообщников.

Отделение борьбы с финансированием терроризма

Право «замораживания» используемых террористами банковских счетов вне зависимости от легальности источников поступления денежных средств.

Служба оперативной документации

Выявление каналов финансирования террористической деятельности.

Управление общего осведомления (RG)

Контроль деятельности политических партий и общественных организаций, иностранцев (исключая подозреваемых в шпионаже), средств массовой информации, разработка террористических групп, контрразведывательное обеспечение среднего и малого бизнеса.

Федеративная Респуб-лика Герма-ния

Антитеррористический ситуационный центр

http://www.bmi.bund.de/

Анализ сведений, связанных с террористическими угрозами, оперативный обмен информацией между национальными спецслужбами.

Чешская Респуб-лика

Информационная служба безопасности (ИСБ)

http://www.bis.cz/, http://www.mvcr.cz/

Разработка и планирование контртеррористических мероприятий, организация обмена информацией с зарубежными партнерами в США и ЕС.

Япония

Следственное управление общественной безопасности

http://www.moj.go.jp/

Борьба с терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью.

Кроме того, для борьбы с международной преступностью и терроризмом созданы специальные Межгосударственные структуры (Таблица 2.).


Таблица 2. Контртеррористические межгосударственные структуры


Структура

Адрес

Цели и задачи

Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ)

http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=6668

Обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Международная организация уголовной полиции – Интерпол

http://www.interpol.ru/

Способствует международному полицейскому сотрудничеству, поддерживает и помогает всем организациям, властям и службам, миссия которых состоит в том, чтобы предотвратить или противостоять международным преступлением.

Контртеррористический комитет Совета Безопасности Организации Объединенных Наций

http://www.un.org/russian/sc/ctc/

Содействует укреплению потенциала государств – членов Организации Объединенных Наций по предотвращению террористических актов как на национальном, так и межрегиональном уровне.


4.Международный банк данных
В 2007 г. в средствах массовой информации было объявлено о создании при активном участии Национального антитеррористического комитета Международного банка данных по противодействию терроризму в целях укрепления международного сотрудничества. Основная цель данного банка данных заключается в формировании единой межгосударственной информационной системы обеспечения антитеррористической деятельности. В банке данных созданы самостоятельные разделы, в которых накапливается информация о средствах идеологического воздействия террористов, а также об инструментах для осуществления контрпропаганды. Доступ к банку данных могут иметь только спецслужбы и правоохранительные органы любого государства, заключившего соответствующее соглашение с Национальным антитеррористическим комитетом. Однако Национальный антитеррористический комитет считает, что наряду с бизнес-структурами академические и коммерческие научные сообщества призваны сыграть ключевую роль как в разработке и внедрении новых технологий для усиления мер охраны и безопасности, так и в проведении исследований по вопросам, связанным с терроризмом, включая изучение структурных и других факторов, которые могут способствовать радикализации и вербовке террористов.

Сегмент открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму может быть плодотворно использован для совместной работы силовых структур и представителей различных научных, образовательных и общественных организаций над:



  • созданием системы противодействия идеологии терроризма (Раздел 2 пункт 13 а);

  • противодействием распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму (Раздел 2 пункт 15 б);

  • разработкой мер и осуществлением профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации (Раздел 2 пункт 15 е);

  • обеспечением скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами» (Раздел 2 пункт 15 л Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [2]).


5. Дальнейшие перспективы
В заключении необходимо еще раз отметить, что терроризм сегодня носит транснациональный характер, и решать данную проблему возможно только совместными усилиями всех членов мирового сообщества, что приводит к необходимости разработки комплексных международных подходов и единых методов противостояния различным террористическим проявлениям. При этом первостепенную роль в предотвращении террористических актов имеют не только скоординированные совместные действия всех участников мирового сообщества, но и своевременное получение информации. Эффективное решение этой проблемы возможно при активном взаимодействии различных стран и использования сегмента открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму.

Целесообразно было бы также создание в рамках международного банка данных по противодействию терроризму отдельного раздела, к которому бы имели доступ различные общественные, научные и образовательные организации. Цель выделения такого раздела – создание единого гражданского информационного пространства: взаимообмен контактами, опытом и информацией о проводимых мероприятиях, расширение сотрудничества с различными международными гражданскими антитеррористическими организациями.

Кроме того, перспективой антитеррористической деятельности также является не только совершенствование механизмов дальнейшего развития международного сотрудничества, но, в особенности, пропаганда идеологии гражданского общества и формирование гуманитарных ценностей, которые будут способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.

Вопросы для дискуссионного обсуждения




  1. Особенности терроризма XXI века и его исторические, социальные и другие предпосылки.

  2. Современный терроризм – это «проблема» отдельно взятой страны или всего мирового сообщества?

  3. Современные стратегии противодействия терроризму. Политика двойных стандартов отдельных государств.

  4. Особенности нормативно-правовой базы Российской Федерации. Структуры и возможности для противодействия.

  5. Иностранные и международные организации, участвующие в антитеррористической деятельности.

  6. Международный банк данных по противодействию терроризму:

    1. Какая информация должна находиться в разделе открытого доступа (в общем пользовании), а какая должна быть «ДСП» (для служебного пользования)?

    2. Как должен быть организован доступ к сегменту открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму?

    3. При каких условиях организациям и другим лицам должен предоставляться доступ к банку? Критерии отбора организаций и частных лиц?

    4. Необходимо ли популяризировать информацию о банке данных в СМИ и в Интернет-ресурсах и почему?

    5. Что может являться источником для пополнения банка данных? Какая информация и каким образом должна попадать в международный банк данных?

  7. Перспективы международного сотрудничества для формирования установок антитеррористического мышления.

Список использованной литературы




  1. Зарубежные контртеррористические структуры – http://nak.fsb.ru/nac/cooperation.htm

  2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации –

  3. Королев А.А. Международный терроризм на современном этапе – Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008, № 6. –

  4. Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утвержденное Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116) (с изменениями от 2 августа 2006 г.) –

  5. Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.)

  6. Система противодействия терроризму в Российской Федерации – http://nak.fsb.ru/nac/structure.htm

  7. Структура аппарата Национального антитеррористического комитета – http://nak.fsb.ru/nac/institution/structure.htm

  8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. –

  9. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 2 августа 2006 г.) –

  10. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ –
  1   2   3   4   5   6

  • 1. Лекция «Международное сотрудничество как основа для антитеррористической деятельности»
  • специальные контртеррористические структуры
  • Страна Структура Адрес Цели и задачи
  • Таблица 2. Контртеррористические межгосударственные структуры